Развитие и коррекция внимания у учащихся старших классов с интеллектуальными нарушениями
статья на тему

Володина  Дина Владимировна

В статье ставилась задача изучить развитие внимания, выявить уровень и характеристики внимания детей с интеллектуальными нарушениями. Дети с интеллектуальными нарушениями - это дети, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности, а следовательно, и нарушение внимания. Было проведено изучение особенностей развития внимания умственно отсталых школьников, приведены пути и средства коррекционно-развивающей работы с испытуемыми, представлены результаты экспериментального исследования. Это проблема является актуальным в настоящее время, поскольку его развитие является одной из важнейших предпосылок для успешного усвоения ребенком доступного для него объема навыков, умений, представлений и знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_elektronnom_vide.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и коррекция внимания у учащихся старших классов с интеллектуальными нарушениями

Д.В.Калугина,учитель  

ГС(К)ОАУ АО Школы-интерната № 10

 г. Белогорск

Важную роль в формировании познавательных и эмоционально-волевых сфер психики ребенка играет внимание, оно обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. Мыслительные процессы опираются на восприятие и память, сложные формы памяти не возможны без участия мышления, выполнение любого познавательного действия сопровождается вниманием, соответственно внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы [1].

Внимание – необходимое условие для выполнения любой деятельности. Нарушения внимания приводят к нарушению поведения ребенка и его деятельности в целом.

Дети с интеллектуальными нарушениями – это дети, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности, а следовательно, и нарушения внимания.

В отечественной психологии имеется ряд работ, посвященных изучению процессов внимания детей с интеллектуальной недостаточностью - Б.И. Айзенберг,  И.Л. Баскакова,   Н.П. Вайзман, Л.С. Выготский,  Д.С. Гуровец, С.В. Лиепинь, Н.С. Осипова, Г.М. Понорядова, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени, С.А.Сагдулаев, У.В. Ульенкова. Исследования этих специалистов показывают, что при интеллектуальной недостаточности все свойства внимания нарушены, но в то, же время выявлены возможности коррекции и развитии недостатков внимания.

Изучение развития внимания у школьников с интеллектуальной недостаточностью является актуальным в настоящее время, поскольку его развитие является одной из важнейших предпосылок для успешного усвоения ребенком доступного для него объема навыков, умений, представлений и знаний. В этом и заключается актуальность данной проблемы[5].

Внимание детей с интеллектуальными нарушениями обладает рядом специфических особенностей и в ходе целенаправленного развития может быть откоректирована при создании ряда условий:

- систематической коррекции и развитии внимания;

- учета индивидуальных особенностей;

- учет возрастных особенностей;

- разработке специальных коррекционно-развивающих занятий и упражнений.

Для выявления уровня развития внимания у школьников с интеллектуальной недостаточностью проводилось экспериментальное исследование на базе ГС(К)ОАУ АО Школы-интернат №10 г.Белогорска у учащихся   8 класса с интеллектуальной недостаточностью.

Цель моего исследования – выявить уровень и характеристики внимания детей с интеллектуальными нарушениями. Исследование внимания осуществлялось по следующим критериям:

- изучение продуктивности и устойчивости внимания;

- изучение переключения и распределения внимания;

- изучение объема и концентрации внимания [2].

Для проведения экспериментального исследования мною  были использованы диагностические методики: «Проставь значки», «Найди и вычеркни», «Таблицы Шульте –Горбова»,   "Корректурная проба"(метод Бурдона- буквенный вариант)      [3].Данное исследование состояло из трех этапов.

На первом этапе изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования. Осуществлялась подготовка теоретической и эмпирической базы исследования, дидактических материалов. Проводилось исследование уровня развития внимания у школьников с интеллектуальной недостаточностью на начало исследования.

По результатам первого этапа было выявлено, что уровень развития внимания у школьников с интеллектуальной недостаточностью значительно низок.

При предъявлении методик учащиеся   выполнили задания на  очень низком уровне, не проявляли активности, были пассивными. Наблюдается низкий уровень  устойчивости внимания, они не могут сконцентрироваться, вследствие чего отмечается большое число ошибок, проявляющихся в пропуске зачеркивания предусмотренных инструкцией изображений, а также в зачеркивании не предусмотренных инструкцией знаков. Распределение и переключение внимания малодоступно ученикам с интеллектуальной недостаточностью. Когда им было предложено осуществлять какую-либо деятельность одновременно с выполнением другого задания, они не смогли  справиться с поставленной перед ними задачей. Так, при проведении методики «Проставь значки» детям трудно осуществлять какую-то деятельность одновременно с выполнением другого задания, у них часто проявляются «застревания» или «соскальзывания» на уже знакомый способ решения задания;

 Под контролем и с помощью учителя учащиеся справлялись с заданиями, однако сконцентрировать их внимание было трудно, так как они легко отвлекались. За выполнением своей работы не следили, допускали много ошибок и не проявляли критичности к результатам выполненных заданий, а на замечания педагога реагировали не всегда адекватно, что создавало некоторые трудности при проведении исследования.

Все эти нарушения развития внимания, которые проявляются у школьников с интеллектуальной недостаточностью, усугубляют трудности обучения, увеличивают неравномерность продвижения детей. На основании этого исследования  я отметила,  что у учащихся с интеллектуальными нарушениями продуктивность и устойчивость внимания значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию внимания.

Цель второго этапа - повысить уровень развития внимания  у учащихся с  интеллектуальными нарушениями.  Мною была составлена коррекционная программа с включением блоком коррекционных занятий и упражнений. Все занятия имеют общую структуру, включая комплекс упражнений, направленных на развитие и коррекцию  внимания. Коррекционная работа является педагогической системой, обеспечивающей индивидуальное развитие учащихся, единство диагностики и коррекции недостатков развития внимания.

        На третьем этапе  для проверки эффективности проведенных занятий и упражнений  было проведено повторное исследование. Информация  обрабатывалась, анализировалась.

При профессионально грамотной организации и осуществлении психолого-педагогических процессов обучения и воспитания, задачи психического развития детей решаются нормально, что было видно, после проведения данной психокоррекционной программы. Большинство детей показало улучшенные результаты в процессе школьного обучения.

При сравнении и подведении анализа исследования видно, что прослеживание результатов развитии и коррекции внимания позволяет учащимися с низкого уровня подняться на более высокий.Приведенные занятия и упражнения вызвали  интерес учащихся, а значит, дети научились  управлять своим вниманием, оно стало более устойчивым, увеличилсяего объем.

Исследование  показало эффективность коррекционных занятий и упражнений, ученики стали более внимательно слушать объяснение учителя; более сосредоточенно работать над заданием; повысилась общая заинтересованность к учебе, а главное - развиваются и корректируются различные аспекты личности ребенка.

Внимание формируется постепенно. Его развитие зависит от многих факторов: от состояния здоровья, от соблюдения режима дня, от требовательности к ребенку со стороны взрослого, от уровня развития интересов ребенка, его психической активности и от многих других причин.

Важно помочь детям поверить в собственные силы, создать благоприятные условия для занятий, требующих внимания и сосредоточенности. При организации занятий следует устранить влияние отрицательных факторов и усилить положительные: яркость и четкость раздражителей, использование знаковых и организующих средств. Необходимо доступность требований, посильность заданий, наличие интереса, вооружение специальными приемами, облегчающими удержание внимания на объекте, напоминание цели, знакомство с планом работы, одобрение, организованный переход к этапам деятельности или к другой деятельности.

Анализируя результаты повторного исследования, можно сделать вывод о том, что концентрация и устойчивость внимания улучшилась по сравнению с результатами первого этапа.  Учащиеся стали меньше допускать ошибок и увеличили время выполнения этой работы.

Основываясь на сравнении развитии внимания  учащихся до и после проведения серии коррекционно-развивающих занятий, я делаю  вывод о правильности своей коррекционной работы  – обучение с развивающими занятиями и упражнениями действительно влияет на развитие внимания.

Нарушение внимания у учащихся  – одна из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости. Поэтому занятия по развитию внимания рекомендуется проводить прежде всего как профилактические, направленные на повышение эффективности функционирования внимания у детей.Возникает необходимость организации специальных коррекционных  занятий с детьми имеющие интеллектуальные нарушения [4].

При работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями  большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания. Для проведения занятий я использую  различные тренинги внимания, которые включают упражнения на зрительное внимание, слуховое внимание, моторное внимание, направленные на увеличение объёма внимания, увеличение уровня распределения внимания, усиления концентрации и устойчивости внимания, тренировку переключения внимания[3].

Подводя итог вышесказанному, отмечу, что развитие и коррекция внимания у учащихся с интеллектуальными нарушениями реализуется через:

- систему определения круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы;

- систему выбора стратегии и тактики проведения коррекционной работы;

- - систему специально разработанных коррекционных занятий и упражнений по развитию  сенсорного,  слухового,моторно-двигательного внимания и повышение познавательного интереса.

- систему упражнений на развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).

Список использованной литературы

  1. Добрынин, Н.Ф. О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. 2006. №3.
  2. Заваденко, Н.Н., Успенская, Т.Ю., Суворинова,Н.Ю. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей/Н.Н.Заваденко, Т.Ю.Успенская, Н.Ю.Суворинова// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2004.- №1.
  3. Коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения. – Биробиджан, 2006.
  4. Осипова. А.А Диагностика и коррекция внимания/ А.А.Осипова.- М.,2002.
  5. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. – М.: «Академия»,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных действий (самоконтроля и самооценки) у обучающихся старших классов с интеллектуальными нарушениями.

Формирование самооценочной деятельности у обучающихся процесс непрерывный и трудоемкий. Самооценка и самоконтроль  обеспечивают самостоятельную деятельность школьников, являются необходимыми усло...

Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету физической культура для учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями

Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету физической культура для учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету ритмика для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету ритмика для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ...

Адаптированная рабоча программа и КТП по математике для учащихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость)

Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы   специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: В 2 сб./Под редакцией  В.В.Воронков...

Адаптированная рабоча программа и КТП по математике для учащихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость)

Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы   специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: В 2 сб./Под редакцией  В.В.Воронков...