Рабочая программа учебной дисциплины театра-чтеца "Вдохновение"
рабочая программа по теме

Горстка Валентина Евгеньевна

В учебно-тематический план включено занятие по развитию сценической речи: массаж речевого аппарата (вибрационный и гигиенический), дыхательные упражнения для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания, тренинг речевого аппарата, упражнение для постановки голоса.

В программу внесена тема, связанная с подготовкой и участием воспитанников театра чтеца в мероприятиях Детско-юношеского центра.

Данная программа развивает творческие способности школьников и наполняет активно-деятельным, эмоциональным содержанием свободное время личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношский центр г. Ейска

муниципальное образование Ейский район

Согласовано                                                                Утверждаю

С педсоветом №                                                              Директор

«__»_________2013 г.                                           _______________ Е.В. Горбик

«__»____________ 2013 г.

Программа учебной дисциплины

______«Вдохновение»_______

наименование  объединения

________театральная студия__________

наименование учебной дисциплины

_______________3 года_____________

срок реализации программы

______модифицированная____

вид программы

____________8-16 лет____________

возраст обучающихся

Горстка Валентина Евгеньевна

Ф.И.О, преподавателя

г.Ейск

2013 г.

  1. Пояснительная записка

Искусство художественного чтения – творческое воплощение литературного произведения в действенном, звучащем слове. Оно содействует духовному обогащению школьника, формированию и развитию его личности. Занятия в театре чтеца приобщают ребят к творчеству, развивает их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувства прекрасного. Учебно-тематический план включено занятие по развитию сценической речи: массаж речевого аппарата (вибрационный и гигиенический), дыхательные упражнения для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания, тренинг речевого аппарата, упражнение для постановки голоса.

В программу внесена тема, связанная с подготовкой и участием воспитанников театра чтеца в мероприятиях Детско-юношеского центра.

Данная программа развивает творческие способности школьников и наполняет активно-деятельным, эмоциональным содержанием свободное время личности.

Программа «Вдохновение» ставит перед собой следующие цели:

  • способствовать в реализации потребностей детей и подростков в общении;
  • развивать творческие способности детей и приобщать их к творческой деятельности.

 Для достижения вышеизложенных целей необходимо выполнить следующие задачи:

  • вызвать в воображении слушателей нарисованные автором картины жизни во всей их полноте;
  • выявить смысл разнообразных явлений этой жизни и идею, которая раскрывается в их последовательности и взаимосвязи;
  • донести в звучащем слове особенности автора;
  • организовать регулярные занятия по развитию сценической речи.

При успешном выполнении программы прогнозируется следующий результат:

  • к концу учебного года дети овладевают правильным диафрагмально-реберным дыханием, артикуляционным тренингом, развитым поставленным сценическим голосом. Смогут выступать в мини-спектаклях, сценках, каламбурах, как в ДЮЦе, так и на городских мероприятиях, участвовать в конкурсах, фестивалях.
  • Итак, необходимо отметить, что основные цели и задачи адекватны результатам и основываются на содержании целей и задач программы.

Работа театра чтеца включает в себя целый комплекс различных видов учебной деятельности: занятия, упражнения-игры, собеседования, коллективные творческие дела, концерты. Формы работы в театре – коллективные с применением личностно-ориентированных технологий. Для начала обучения никаких специальных знаний и умений не требуется.

Данная программа рассчитана на три года обучения. В ней участвуют дети от 8 до 16 лет. На обучение принимаются все желающие. На учебный курс «Вдохновение» выделяются 72 занятия – 144 часа.

Требования к знаниям, умениям, навыкам.

Обучаемые к концу года должны знать:

  • Как настраивать грудной резонатор;
  • что собой представляет речевой тренинг;
  • логически правильно и четко передавать в своем чтение мысли автора, выявлять смысл текста (подтекст);
  • уметь разбираться в качестве чтения своих товарищей.

Обучаемые к концу  года должны уметь:

  • владеть правильным диафрагмально-реберным дыханием;
  • провести тренинг по развитию речевого аппарата;
  • провести этюды на фантазию и воображение;
  • слушать партнера по сцене;
  • провести упражнения по развитию чувства ритма, сценического движения.

  1. Учебно-тематический план

 п/п

Тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

2

2

2

2

2.

Сценическая речь – речевой тренинг

18

16

14

18

16

14

3.

Чтение стихов, разбор произведения

20

20

20

20

20

20

4.

Техническая работа над текстом

20

20

20

20

20

20

5.

Интонационная работа над текстом

20

20

20

20

20

20

6.

Работа над воображением чтеца, творческое видение

20

20

20

20

20

20

7.

Подготовка ведущих для мероприятий и концертов, конферансье

12

12

12

12

12

12

8.

Прогонные репетиции с остановками и без остановок

22

18

18

22

18

18

9.

Участие в концертах, утренниках,  конкурсах, фестивалях

8

14

16

8

14

16

8.

Итоговое занятие

2

2

2

2

2

2

итого

432 ч

126 ч

306 ч

  1. Содержание программы

Тема 1.

Вводное занятие. Знакомство с кружковцами. Выявление стартовых возможностей для распределения литературных произведений (голос, дикция, внешние данные).

Беседа о занятиях в театре чтеца.

Беседа о правилах поведения в ДЮЦе. Беседа по технике безопасности.

Данная тема предполагает получение воспитанниками теоретических знаний о занятиях в театре чтеца.

По данной теме ожидаются следующие результаты обучения: учащиеся получат сведения о художественном слове и приобретут навыки поведения в учреждениях дополнительного образования.

Контроль данной темы будет проводиться в форме викторины об особенностях занятий в ДЮЦ.

Тема 2.

 Сценическая речь, речевой тренинг.

Выполнение упражнений для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания (пружинка, крылышки, машина, муха, утюг, шарики-насосики).

Работа над артикуляцией:

  • Упражнения для языка (укол, трубочка, ковш, машина, качели, маятник).
  • Упражнения для губ (чередование сжали губы в трубочку на и распустили, губы трубочкой круговые движения вправо и влево, рыба зевает, тебе капает).
  • Для челюсти (взад, вперед, вправо, влево).
  • Скороговорки.

Контроль данной темы будет проводится в форме открытых уроков по сценической речи

По данной теме ожидаются следующие результаты обучения:

дети овладевают правильным диафрагмально-реберным дыханием, артикуляционным тренингом, развивается поставленный сценический голос

Тема 3.

Читка стихов.

Разбор литературных произведений. Обсуждение. Выявление идеи, определение сверхзадачи. Разбор по картинам.

Определение главных и второстепенных событий.

Данная тема предполагает получение кружковцами теоретических знаний об идеи литературного произведения, о главных и второстепенных событиях. По данной теме ожидаются следующие результаты обучения: воспитанники театра научатся анализировать литературные произведения и получат знания по технике речи.

Контроль данной темы будет проводиться в форме импровизации деления текста

Тема 4.

Техническая работа над текстом.

Воплощение произведения в звучащем слове. Выполнение исполнительских задач, подчиненных сверхзадачи, раскрытие последовательности развития идеи произведения. Четкая передача мыслей автора путем расстановки логических пауз (членение текста на речевые звенья) и ударений интонирования знаков препинания. Представление (видение) изображенной автором жизни. Особенности чтения стихов, соблюдение построчных пауз.

Контроль будет проводиться в форме упражнений деления текста на речевые звенья.

Тема 5.

Интонационная работа над текстом.

Добиваться через общение, обсуждение данного произведения, понимания смысла изображенных в произведение явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразия, интонаций, темпа и тембровых изменений голоса.

Результат - это самостоятельное продумыванием и оценка производимого текста.

Контроль данной темы будет проводиться в форме конкурсов.

Тема 6.

Работа над воображением чтеца. Творческое видение.

Умение ярко представлять себе то, о чем говориться в тексте, требует активной работы воображения. На занятиях в театре чтеца будет развиваться как само воображение, так и наблюдательность, которое дает материал для работы воображения умения , а также воспитывать умение действенно выполнять намеченную задачу. Воспитанию этих качеств, умений и навыков следует уделять специальное время, используя соответствующие упражнения. Материалом для них  служат небольшие и не сложные тексты (потешки, пословицы, шуточные диалоги и т.п.), а также рассказы учащихся о собственных впечатлениях и наблюдениях, связанных с выполнением конкретных заданий руководителя (рассмотреть и описать с определенной задачей витрину магазина, архитектурный ансамбль, внешность товарища или подруги и  т.п.)

Тема 7.

Подготовка ведущих для мероприятий и концертов, конферансье – одна из важных задач театра чтеца. Работа над общением со зрителем. Даная тема предполагает получение учащимся практических знаний по овладению пространством не только сценическим, а и всей аудитории.

Контроль данной темы поводится в форме этюдов: «Час потехи», «Я конферансье»

Тема 8.

 Прогонные репетиции. Художественное чтение литературных произведений на память с отработанными элементами. Обсуждение, замечания, доработка отдельных элементов.

Данная тема предполагает получение воспитанниками театра чтеца практических умений творческого видения.

Контроль данной темы будет проводиться в форме открытого занятия.

Тема 9.

Участие в концертах, утренниках, др. мероприятиях.  Данная тема предполагает  получение воспитанниками театра чтеца умение работать на широкую аудиторию, освободиться от  комплексов, мышечного зажима. Свободно общаться.

Контроль данной темы будет проводиться в форме участия в коллективном творческом деле и городских мероприятиях.

Тема 10.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы театра чтеца за учебный год.

Контроль данной темы будет проводиться в форме конкурсы в нутрии коллектива самими учащимися.

  1. Средства обучения
  1. Помещение и оборудование:
  • зал светлый просторный;
  • столы и стулья;
  • сцена;
  • микрофоны.
  1. Рабочий материал:
  • тетради, ручки;
  • театральный грим;
  • тексты пьесы;
  • материал для декораций.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-планирующая документация СПО. Рабочая программа учебной дисциплины ИСКУССТВО (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА).

Рабочая программа  учебной дисциплины  ИСКУССТВО  (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)для специальности   «Дошкольное образование» ....

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранный язык (английский)" по программам подготовки квалифицированных рабочих, 2015

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины "Английский язык" для профессиональных образовательных организаций, Москва, "Академия", 2015...

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  в пределах ППССЗ  по спе...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....