МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА " ВОСХОЖДЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ"
учебно-методическое пособие по теме

Голутвина Людмила Степановна

Св.Писание содержит«инструкцию по эксплуатации» самого чудесного «механизма» в мире — живого организма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voskhozhdenie_k_zdorovyu.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Голутвина Л.С. ВОСХОЖДЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ

«Примите учение Мое, а не серебро;
лучше знание, нежели отборное золото»
Пр.8:10

БИБЛИЯ ОПЕРЕЖАЕТ РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ НА ТЫСЯЧИ ЛЕТ…

Св.Писание содержит«инструкцию по эксплуатации» самого чудесного «механизма» в мире — живого организма

Каждый, кто приобретает автомобиль, получает руководство по эксплуатации, в котором подробно рассказано, как надо заботиться о машине, чтобы получать от нее удовольствие. Даются рекомендации, с какой скоростью можно ездить, каким маслом заправлять двигатель, как ухаживать за механизмами. Заботливый автолюбитель никогда не пренебрежет этими инструкциями и будет тщательно их выполнять.

Творец человеческого тела не забыл снабдить нас книгой, содержащей «инструкции по эксплуатации» самого чудесного в мире «механизма». Как называется это «руководство»? – Библия!  В Книге книг Бог дает замечательные советы, как заботиться о здоровье нашего тела, чем питаться, что полезно и что вредно ему. Остается только удивляться тому, как мало людей придают серьезное значение этим методам, испытанным на протяжении всей истории человечества. Увы: тех, кто позволяет Священному Писанию указать им лучший путь в жизни и следует по этому пути, меньшинство. Большинство же страдаeт от болезней и преждевременно умирают.

Бог дал человеку правила здоровой жизни и настаивает на выполнении их  по праву Творца, создавшего человеческий организм и потому лучше знающего, как с ним надо обращаться, что ему во благо и что во вред. Обратимся же к Его руководству.

Библия о санитарной профилактике эпидемий болезней
и загрязнения окружающей среды

Сейчас, в условиях тяжелой экологии, большой интерес для нас представляет древний Израиль, через который Господь дал народам программу действий, которая способствовала бы решению многих проблем окружающей среды и сейчас.

Представьте себе 600 тысяч, не считая женщин и детей, вышедших из египетского плена  рабов, обладавших немудреными гигиеническими навыками и примитивными представлениями в области санитарии. Они брели по пустыне без всяких удобств и медицинской помощи. Казалось бы, идеальная ситуация для эпидемии. Но этого не случилось.

Прим.: Среди беженцев из Косово, численность которых, по данным прессы, не превышала сорок тысяч, сразу же появились такие инфекционные заболевания, как холера, гепатит, дизентерия.

Евреи, только что вышедшие из рабства, длительное время были подвержены болезням египтян. Господь дал израильтянам невероятное обещание: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его  и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной болезни, которые Я навел на Египет; ибо Я Господь, Целитель Твой» Исх.15:26.

И до тех пор, пока Израиль соблюдал свои обязательства, Господь соблюдал Свои. Царь Давид говорит: «…и не было в коленах их болящего». Пс.104:37.

Несмотря на то, что израильтяне жили под открытым небом, они принимали все меры против загрязнения окружающей среды. Никаких отбросов внутри стана оставлять не полагалось; за исполнением этого правила строго следили. «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить. Кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка, и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею яму, и опять зарой ею испражнение твое». Втор.23:12,13.

И опять проведем аналогию с современностью. Город перенасыщен экскрементами собак, и, в результате, по данным санэпидстанции, в Санкт-Петербурге зафиксировано уже 10 000 случаев заболевания лептоспирозом, причем несколько человек умерло.

Забота о чистоте была для каждого еврея первым оборонительным рубежом на пути заболеваний и средством борьбы против эпидемий. В случае возникновения болезни все, кто соприкасались с заразными больными, должны были быть удалены из стана и содержаться в карантине до тех пор, пока они, а также любая вещь, которую они трогали, не были очищены и объявлены безопасными. «Всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет, нечиста. И кто прикоснется к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера. Глиняный сосуд, к которому прикоснется имеющий истечение, должно разбить, а всякий деревянный сосуд должно вымыть водою» и т.д. Лев.15:4-6,12.

И позже, когда израильтяне жили уже не в шатрах, а в городах, если дом оказывался зараженным, его объявляли непригодным для проживания, а затем разрушали, чтобы болезнь не распространилась на другие дома. «Должно разломать сей дом, и камни его и дерево его и всю обмазку дома вынести вне города на место нечистое. Кто входит в дом во все время, когда он заперт, тот нечист до вечера; И кто спит в доме том, тот должен вымыть одежды свои» Лев.14:45-47.

Представления израильтян о медицине во времена Моисея

Если вы думаете, что представления израильтян об экологии и санитарной профилактике были всего лишь отражением общепринятых медицинских норм того времени, то вы ошибаетесь. Примерно в 1552 году до н.э., незадолго до рождения Моисея, в Египте был написан знаменитый труд по медицине, так называемый «Папирус Эбера», и в нем отразились медицинские представления тех дней. Вот некоторые рецепты из этой книги. «Чтобы предупредить появление седых волос, смажьте их кровью черного теленка, сваренной в кипящем масле, или жиром гремучей змеи». Для извлечения заноз применялась кровь червей и ослиный навоз. Поскольку в навозе содержались споры столбняка, то столбняк пожинал обильную жатву: любая заноза могла спровоцировать болезнь. Жертвы укусов ядовитых змей получали от врачевателей «волшебную воду» — воду, в которой был омыт соответствующий идол.

Нет сомнения, что Моисей, имевший доступ ко двору фараона, хорошо знал «Папирус Эбера», а его народ был знаком с рекомендациями этого «ученого» труда. И именно этому народу Господь дал совершенно новые экологические и гигиенические правила, на века опередившие свое время.

Эпидемии болезней в истории человечества –
результат несоблюдения законов в области санитарии, приведенных в Библии

Науке потребовалась не одна тысяча лет, чтобы признать достоинство библейских предписаний. Так, в эпоху средневековья болезнь, которую считали проказой, погубила миллионы людей. Специалисты полагают сейчас, что это был сифилис. Считалось, что причина возникновения – употребление чеснока, горячей пищи или перца, а также неблагоприятное расположение планет. И так было до тех пор, пока Церковь не подключилась к решению этой проблемы. Поступили согласно книге Левит, последовали совету Моисея: изолировали больных от общества — и болезнь была взята под контроль.

Затем заявила о себе «черная смерть» – чума – эпидемия, унесшая в средние века около 70 млн. жизней. Болезнь была побеждена лишь после того, как был взят на вооружение подход к инфекционным заболеваниям, описанный в Библии – кн.Лев.13.

Вплоть до ХVIII века даже в крупных городах не соблюдались правила гигиены. Отходы выбрасывались прямо на улицу. Мухи – переносчики заболеваний – гyбили миллионы людей. Меры профилактики заболеваний изложены в 23 главе книги Второзаконие, но они не использовались.

В Ветхом Завете есть строгий запрет на употребление свиного мяса. Люди могли оградить себя от заболевания трихинеллезом.

Еще в 40-х годах ХIХ столетия много женщин умирало в родильных домах. Умерших женщин отвозили в морг для вскрытия. Студенты-медики, врачи, не помыв руки, являлись затем для обследования органов таза у женщин. Только в Вене в крупном медицинском центре в апреле 1848 года умерло 57 женщин. Не мыли руки и после осмотра каждой женщины, в результате инфекция от одной обследованной женщины была перенесена одиннадцати, у всех поднялась температура, и вскоре они умерли. И это несмотря на то, что Господь тысячелетия назад дал Моисею подробные указания относительно необходимости омовения рук после прикосновения к мертвому телу или зараженному человеку!

«Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней. Он должен очистить себя сею водою в третий день и в седьмый день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмый день, то не будет чист… Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней. Всякий сосуд, который не обвязан и не покрыт, нечист. Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечем, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней». Чис.19:11, 12,14-16.

Законы древнего Израиля по профилактике болезней, данные Самим Господом, и потому не совпадавшие с примитивными медицинскими познаниями тех дней, значительно опередили свое время.

О ФИЗИЧЕСКИХ МЕРАХ ПРОФИЛАКТИКИ БОЛЕЗНЕЙ

Указаниями о том, как заботиться о здоровье нашего тела, чем питаться, что полезно и что вредно для человека – пронизаны и Ветхий и Новый Заветы. Ниже мы приведем некоторые рекомендации, направленные на сохранение здоровья.

Питание

Диета, данная человеку до всемирного потопа, включала в себя зерно, орехи, фрукты, овощи, травы - Быт.1:29, 3:18. Мяса человек не употреблял. Оно было разрешено (добавлено) к основной пище после потопа - Быт.9:1-3. При этом Бог разделил животных на чистых и нечистых - Лев.11. Употребление нечистых животных в пищу запрещено – например, мясo свиньи. Но и об употреблении «чистого» мяса есть предупреждение: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся мясом обеднеют, и сонливость оденет в рубище» Пр.23:21.

Св. Писание предостерегает нас от вкушения пищи в обществе завистника: «Не вкушай пищи у человека завистливого, и не прельщайся лакомыми яствами его; Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова ты потратишь напрасно». Пр.23:6-8. Библия призывает нас быть внимательными и при вкушении пищи у  власть предержащих: «Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что пред тобою; И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. Не прельщайся лакомыми яствами его; это – обманчивая пища» Пр.23:1-3.

Tакжe oтмеченo: «не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф.15:11.

В Библии есть указание на несовместимость некоторых продуктов: «Не вари козленка в молоке матери его» Исх.23:19. Найдем мы здесь и рекомендацию есть умеренно: «Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения» Еккл.10:17.

Винo

Бог предостерегает, чтобы человек не стал рабом жидкости в бутылке. Апостол Павел определенно говорит: «…пьяницы… Царствия Божия не наследуют» 1Кор.6:10.

«У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, кто долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше… Впоследствии, как змей, оно укусит  и ужалит, как аспид». Пр.23:29-32.

Кypeниe

Позволительно ли человеку курить? Библия определенно отвечает: Нет.  Курение есть нарушение заповеди не убий. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои?» 1Кор.6:19. «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» 1Кор.3:17.

Некоторые курильщики утверждают, что запрета на курение в Библии нет и быть не может, пoскoлькy самого табака в те времена еще не существовало. Известно, что в настоящее время треть людей умирают от заболевания органов дыхания. Предсказание об этом в символической форме мы находим в книге Откровение Иоанна Богослова: «От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей» Откр.9:18. Указаны все признаки курящего человека: сера (на спичке), огонь (зажигается спичка и табак) и дым… Это самое древнее из известных нам предостережений курильщикам.

Одeжда

Известно, что одежда из синтетической, смешанной ткани вредна. Она электризуется, образуя опасное поле и провоцируя раковые заболевания. Для снятия электризации используют вpeдный антистатик.

Ошибочно полагают, что синтетические ткани появились в ХХ веке. Эти ткани были известны в древности, и они были запрещены. В Библии сказано: «Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе» Втор.22:11. Шерсть и лен приведены здесь в качестве примера. Это – самое древнее запрещение на ношение одежды из синтетики – из «разных веществ».

В Библии есть указание, что «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий сие» Втор.22:5. Современные врачи-акушеры бьют тревогу по поводу того, что у девушек, носящих джинсы, формируется «джинсовый»,узкий таз, затрудняющий роды.

Кроме того, очевидно, что неправильная ориентация в одежде может привести к неправильной половой ориентации. Страдает и психика детей. Мне известен случай, когда мальчик, выращенный в платьицах и ставший уже профессором, так и не обрел черты мужественности.

Строительство жилища

Известно, что иногда люди, проводя те или иные работы на крыше собственного дома, падают с нее, не удержавшись, и в результате получают смертельные травмы. Этого не происходило бы, если бы они выполняли установление, данное в Библии: «Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него» Втор.22:8.

О ДУХОВНЫХ АСПЕКТАХ ЗДОРОВЬЯ

Мы говорили сейчас о физических мерах профилактики болезней нашего тела. Но, говорит Библия, человек, созданный по образу и подобию Божию, не есть только тело,  он троичен, как и Бог, и состоит из тела, души и духа. И, если человек хочет быть здоров, он должен рассматривать этот вопрос и с духовной точки зрения.

Основатель российской педагогики К.Д. Ушинский пишет: «душа человеческая – это самостоятельное, свободное и живое существо, соединенное в нас с материей и со всеми ее бесконечными законами». Бывали времена, когда люди не понимали связи между телесным и духовным. Примитивными снадoбьями врачeвали тело, тогда как на самом деле болезнь была скрыта в области духа. Сейчас настало время расширить границы наших знаний.

УЧЕНИЕ ХРИСТА – ПРОТИВ БОЛЕЗНЕЙ МИРА

Психиатр Уильям Са длер говорит: «Учение Иисуса Христа применительно к современной цивилизации… будучи воспринято, способно настолько очистить, возродить и обновить нас, что человечество совершенно преобразится, приобретя незаурядные умственные способности и моральные силы».

Исследования кардиологов подтверждают это: «Мы с определенной уверенностью можем заявить, что образ жизни, приводящий к инфаркту, редко встречается у людей, чьи религиозные настроения берут верх над их заботами о приумножении богатства или достижении власти».

Все Священное Писание говорит о том, что мы представляем большую ценность для Создателя, что Он создал нас для здоровья и процветания. Бог через Апостола обращается к нам: «Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» 3 Ин.:2. Иисус Христос совершал Свой путь по пыльным дорогам Палестины, неся всем исцеление и надежду. Прокаженный обращается к Нему: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас же очистился от проказы» Мф.8:2,3. Пo пpошeствии пoлyтopа тысяч лeт пoслe слoв «Я, Господь, Целитель твой» Исх.15:26  Спаситель касался людей, и слепые начинали видеть, парализованные – ходить, прокаженные очищались, мертвые возвращались к жизни. Согласно Св. Писанию, Иисус Христос больше времени уделял исцелениям, нежели проповеди. Но Спаситель никогда не отделял Своего целительства от Своего учения. Одному исцеленному Он сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» Ин.5:14.

Многим до сих пор неизвестно, что от состояния духа зависят и самочувствие, и продолжительность земной жизни, и сами условия существования, возникающие как бы случайно. И посмертная участь каждого из нас.

Когда мы прослеживаем в Библии связь между заболеванием человека и его духовным состоянием, то видим, что срабатывает закон причины и следствия: неповиновение предписаниям Бога => болезнь. «Он вразумляется болезнию на ложе своем и жестокой болью во всех костях своих». Иов.33:!9. Послушание => здоровье.

Но иногда болезнь может быть рассматриваема как одно из испытаний. Познать свои скрытые силы можно, пройдя через «тесты» - болезни, финансовые трудности, проблемы с родными и т.д. Написано: «Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя» Пр.24:10.

Духовные состояния, вредные для здоровья (разновидности греха)

Гнев

Гнев вреден для здоровья, потому что он «пожирает» наше тело. Св. Григорий Богослов говорит: «Гнев, как ничто иное, отражается на сердце, мозге, системе кровообращения, нервной системе, на системе пищеварения и вообще на всем организме гневливца. Гнев имеет свойство деформировать всего человека – как внешне, так и внутренне. Голос гневливца делается металлическим, повышенным; взгляд – злым, зверским; лицо – сперва багровым, а позже – бледным и перекошенным, руки – трясущимися; жесты – резкими; язык – «воспаленным от геенны»; слова – как ядовитые жала ос, шмелей, шершней, вонзающимися в самое сердце жертвы гневливца».

Св. Иоанн Златоуст: «гневаясь, мы тем самым как бы разрешаем сатане стать к рулю и управлять нашим языком, чувствами и поведением. Мы полностью вручаем себя в руки того, кто ищет только случая, чтобы погубить наш дух, душу и тело».

Блаженный Августин: «Гневаться в природе человека, но подавлять гнев – в природе христианина».

Св. Василий Великий: «Можно не приходить в гнев, если всегда помнить, что ты перед очами всевидящего Бога».

Благословите с любовью человека, вызвавшего ваш гнев, и вы увидите, как уходит дисгармония из ваших взаимоотношений. Насколько счастливее становишься, когда освобождаешься от гнева! Как будто громадная тяжесть спадает с души.

Священное Писание о гневе:

«Гневливый пусть терпит наказание». Пр.19:19.

«…гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем». Ефес.4:26.

«А теперь отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших». Колос.3:8.

«Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас». Ефес.4:31.

«Не будь духом твоим поспешен на гнев; потому что гнев гнездится в сердце глупых». Еккл.7:9.

«Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою». Пр.22:24-25.

Ненависть

«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». 1Ин.3:15.

«Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» 1Ин.4:20.

Злo

«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло». Втор. 30:15.

«Уклоняйся от зла и делай добро, и будешь жить вовек» Пс.36:27.

«Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие? … Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов» Пс. 33:13, 14.

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Римл.12:21.

«Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство, напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» 1Пет.3:9.

Гopдoсть

Сущность гордости заключается в замкнутости для Бога и отчужденности от ближнего. Потребность человека казаться больше, чем он есть на самом деле – один из отталкивающих признаков гордости. Вся жизнь гордого человека наполнена духом презрения, и ему доставляет наслаждение давать другим людям почувствовать их незначительность. И.С. Тургенев писал: «Гордость  вывеска ничтожной души».

Св. Тихон Задонский так определяет состояние гордости: «Гордость  славы и похвалы себе ищет; себя, и дела свои высоко превозносит; других презирает и унижает, ищет себя показать; бесстыдно себя хвалит. Доброе, что имеет, себе приписывает, а не Богу… Недостатки свои старается скрыть. В презрении и уничижении быть никак не терпит. Увещания, совета и обличения не принимает. В дела чужие самовольно вмешивается».

Жизненный опыт показывает, что гордость терпит поражение: гордецы обречены на тоску, одиночество, бедность в любви, бесплодие в делах, укрепление злобы. Физически гордецы легко подвержены нервным и душевным заболеваниям.

Так говорит Господь: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак.4:6.

«Погибели предшествует гордость, а падению – надменность». Пр.16:18.

«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость». Пр.11:2.

Кpажа

«…всякий, кто крадет, будет истреблен ». Зах.5:3.

«Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга» Лев.19:11.

Пpeлюбoдeяниe

Не прелюбодействуй! «Чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю, чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были чужими для дома. И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены». Пр.5:9-11.

«…Да будут преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка». Лев.20:10.

Зависть

«Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей». Пр.14:30.

«Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое». Иак.3:16.

Рeвнoсть

«…не ревнуй до того, чтобы сделать зло». Пс.36:8.

Лoжь

«Сеющий неправду пожнет беду». Пр.22:8.

«Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя». Пр.4:24.

Уныниe

«Все дни для несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир» Пр.15:15.

Сpeбpoлюбиe

«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые удалились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». 1Тим.6:10.

«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу». Пр.23:4,5.

Человек, пребывающий в вышеперечисленных духовных состояниях (греховных), не может быть здоров.

Психиатр У.Сандлер пишет: «Никто, кроме врача, не может представить себе во всей полноте, какой огромный процент человеческих заболеваний является прямым следствием тревоги, страхов, конфликтов, аморального образа жизни, легкомысленных развлечений и неведения о своих недостойных мыслях и поступках…».

Искреннее принятие учения Христа о духовном мире могло бы сразу уничтожить болезни более чем половины рода человеческого. Учение Христа – могущественное и сильнодействующее средство в предотвращении и лечении заболеваний.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПРИНЯТИЕ УЧЕНИЯ ХРИСТА?

Библия говорит, что принятие учения Иисуса Христа начинается с покаяния, с осознания своей греховности. Человек видит себя носителем отрицательных духовных состояний, преступившим нравственные заповеди, данные Творцом. При этом кающийся сокрушается, испытывает раскаяние за совершенное в прошлом и говорит Спасителю: «Прости…».

Св. Писание утверждает, что без покаяния нет исцеления. «Человек, который будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления». Пр.29:1.

Все Св. Писание пронизано призывом к покаянию. Царь Давид сокрушенно восклицает: «…Господи, помилуй меня, исцели душу мою; ибо согрешил я пред Тобою». Пс.40:5.
«…если не покаетесь, все так же погибнете».
Лк.13:3.
«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован».
Пр.28:13.
«Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться».
Деян.17:30.

Множество душевных травм всплывает на поверхность под видом беспричинных заболеваний организма. Багаж неисповеданных грехов, по мере накопления, становится как бы «миной замедленного действия». Когда и как взорвется эта «мина» – неизвестно. Тем более, что она может и не взрываться, но изо дня в день подтачивать наши силы, отравлять, разъедать. Нет ничего более разрушительного для душевного покоя, чем чувство вины. Вина, оказывающая разрушительное действие на сознание, наносит ущерб и физическому здоровью. Иисус Христос понимал неразрывную связь между чувством вины и болезнью, и Он показал, что вину можно исцелить, но сначала ее надо признать.

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» 1Ин.1:9. Человек, исповедующий свои грехи, находится в очищающем Божественном потоке; царь Езекия поет Господу: «Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой» Ис.38:17.

Св.Писание говорит, что Бог поместил в сердце каждого человека потребность в Нем.

«И дал им сердце, чтобы знать Меня, что Я – Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом» Иерем.24:7.

«Да будет сердце ваше вполне предано Господу, Богу нашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его…» 3 Ц 8:61. Духовное сердце – это не орган тела, а центр сосредоточения высшего бытия. Это не означает, что устанавливаются границы Тому, Кто превыше пространства и времени. Бл.Августин в своей «Исповеди» говорит: «Ты глубже моей глубины и выше моей высоты». Он же подчеркивает, что
«…здоровье и совершенство обретаются лишь в устремлении к высшему бытию…».

До тех пор, пока человек не совершит покаяния, не приобретет опыт нового рождения – духовного рождения, приняв Господа Иисуса Христа как своего личного Спасителя, – его не покидает ощущение пустоты в душе. «Неужели это все?» – вздыхает обладатель бесчисленных материальных благ. У него уже есть все, о чем он мечтал, но в глубине души он чувствует странную пустоту и разочарование…

Эта внутренняя пустота, от которой человек пытается избавиться различными путями, может привести его к порабощению алкоголем, наркотиками, никотином, чревоугодием, страхом, унынием, сексуальной зависимостью, жаждой богатства и власти. Человек незаметно становится рабом одной из форм греха, цель которого разрушить тело и душу человека, его жизнь.

Как обрести свободу от такого порабощения? Может быть, жесткой самодисциплиной и напряженным старанием? Нет, покаянием. И тогда внутри вас появится Сила, Которая сможет противостоять любого рода разрушительной для вас зависимости.

«Господь Бог твой среди тебя» Софония 3:17.

«Вложу внутрь вас дух Мой» Иезек.36:27.

Иисус Христос разбивает оковы порочных привычек. Именно для этого Он пришел на землю. «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня… проповедовать пленным освобождение, слепым – прозрение, отпустить измученных на свободу» Лк.4:18.

Христос говорит: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Ин.8:32. Когда истина, о которой здесь говорится, станет нам понятной, она приведет нас к духовной свободе. Написано: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» Ин.8:36.

Когда мы даем Господу действовать через нас, результатом будет формирование характера, стойко сопротивляющегося хаосу жизни. Спасение – это пришествие Бога в душy, наконец, познанное человеком.

О НЕВРОЗАХ

Не надо быть профессиональным психологом, чтобы увидеть, что современный мир серьезно болен. На нашей планете свирепствует страх. Нам каждый день сообщают о его явлениях в выпусках новостей: войнах, убийствах, болезнях, алчности. Все это – симптомы распада духа.

Типичным недугом нашего времени является невроз. Многие врачи сходятся во мнении, что более половины их пациентов страдает от нервных расстройств. И это не случайно. Наше рассудочное, материалистическое общество больше не способно удовлетворить глубинные потребности души. Что такое невроз? Человек становится невротиком тогда, когда, не устранив какую-либо проблему, он подавляет ее, «загоняет» в подсознание. Именно поэтому невроз типичен для нашего поколения.

Талантливый педагог, философ и епископ Ян Амос Коменский в книге «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет» пишет: «Человек должен быть приведен к самым высоким целям, чтобы своими добродетелями как можно больше соответствовать Богу, образ Которого он носит. Бог возложил на родителей и воспитателей с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум… все относящееся к познанию Бога…»

Нам же, начиная с раннего возраста, твердят, что вера в Бога и библейская истина о Спасении не имеют никакого смысла. И утверждают это столь уверенно, (хотя утверждающие имеют весьма смутное представление о Св.Писании), что могут казаться убедительными. Но в глубине души человек понимает, что все эти вещи важны…

Наша жажда любви, духовное одиночество, поиски смысла жизни, страх смерти, загадка зла, непостижимость Бога – обсуждать все это серьезно и свободно мы не можем; нам остается только подавлять желание разобраться во всем. Но эти проблемы продолжают нас тревожить: мы их только подавляем, но не устраняем. Это и приводит к заболеванию. Этим болен весь мир. Отвергая духовные ценности, человек подавляет сам источник внутренней гармонии.

Нас учат быть «я»-ориентированными. «Я»-ориентация приводит к сомнениям, страхам. Человек не верит, что о нем заботится Высшая Сила  и считает, что он сам должен все контролировать на физическом уровне. Очевидно, что он бyдет испытывать страх, потому что никто не в состоянии все контролировать в своей жизни. Если же мы верим, что Бог организует нашу жизнь с наибольшей пользой для нас, мы получаем возможность наслаждаться всем, что предлагает жизнь: и хорошим, и так называемым плохим…

Доктор психологии М. Адахан говорит: «…человеческое существо, эгоистичное по природе, должно осуществить переход от «я»-ориентации к образу жизни, связанному с самопожертвованием, любовью, коллективным сознанием и ориентацией на Всевышнего как на центр существования. Степень, до которой человек это осуществляет, и есть истинная мера его духовности и хорошего психологического состояния».

Иисус Христос ждет нас в безмолвии Своей любви, Он говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» Мф.11:28. Полное и необратимое исцеление возможно, если этому предшествует союз человека с Богом.

Психиатр, заведующий неврологическим отделением Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова – Н.Я.Рассказов в своей книге «Профилактика самоубийств» отмечает, что за все 30 лет его медицинской практики не было зафиксировано ни одного случая психического расстройства среди людей, верующих в Живого Христа. В то же время участились случаи поступления больных с диагнозом «острый психоз», возникшего как результат соприкосновения больных с экстрасенсорикой.

Библия предостерегает нас от обращения за помощью к магам, колдунам, волxвам. «И когда скажут вам «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу?» Ис.8:19.

Целительство истинное и ложное

Сейчас чрезвычайно распространена вера в сверхъестественное исцеление. Вдруг появилось огромное количество целителей. Они рекламируют себя в газетах, по радио. Им предоставляют для их сеансов кинотеатры, дворцы культуры, поликлиники, стадионы. Но все эти «врачевания» не имеют ничего общего с Божественным целительством.

Иисус Христос предсказал, что «восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Мф.24:24. И в книге Откровение мы читаем, что это «бесовские духи, творящие знамение». Откр.16:14. Иисус Христос предупреждал, что от Его имени будет твориться множество чудес, к которым Он не будет иметь никакого отношения.

«…Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали…» …И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».» Мф.7:22,23.

Многое в методах современных врачевателей отличается от врачевания Спасителя. Иисус Христос, например, никогда не афишировал Свои целительские способности. Иногда Он даже предупреждал тех, кого исцелял, чтобы они этого не разглашали. Ни разу Иисус Христос не сказал: «Сегодня, в 7 вечера состоится сеанс исцеления. Приходите и исцеляйтесь». Господь никогда не превращал Свое врачевание в представление.

Мужчины и женщины, возомнившие себя чудотворцами, но творящие чудеса, чтобы привлечь внимание к себе, к чуду, а не к Христу – обманщики.

Итак, Господь предупреждает нас, что мы должны быть бдительными в своем устремлении к здоровью, чтобы не расплатиться за него слишком дорогой ценой – потерей вечной жизни. Мы не должны позволять экспериментировать с нашим сознанием. Спаситель, наоборот, избавлял сознание людей от контроля извне. Но Сам никогда никого не подавлял.

Диакон Андрей Кураев пишет: «Незнание Бога мстит за себя… Религия – очень опасная реальность. «Духовное пространство» - это пространство войны. Здесь легко не заметить ловушки, легко подставить себя под удар, думая, что ты попал в чьи-то ласковые объятия. Не все дороги ведут к Небу… «Духовность» – она и от иных духов питаться может. А у тех два любимых занятия; первое: властвовать над человеком, уверяя его к вящей потехе своих собратий, что на самом деле никаких «чертей» нет. И второе: рядиться под Христа и убеждать доверчивого поклонника, что свет болотной гнилушки и есть сияние Горнего Иерусалима.

Никогда еще мир не нуждался так в исцелении. И никогда еще ряды целителей не были более многочисленны. Есть целители, которые применяют массовый гипноз. Есть целители, которые приводят в состояние транса, и есть так называемые духовные целители.

Явно назрела необходимость отчетливо разграничить истинно Божественные исцеления от подделок. Они существуют бок о бок друг с другом».

- истинный целитель не требует исцеления от Господа, но учит людей говорить: «Да будет воля Твоя…»;

- он прославляет Христа как Величайшего Врачевателя, а не использует имя Господа как своего рода рекламу, содействующую его собственной славе;

- истинный целитель строго придерживается Св.Писания, чего никогда не делает самоутверждающийся врачеватель. Так говорит Господь: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то в них нет света». Ис.8:20.

- истинный целитель объясняет, что болезни могут быть вызваны неподчинением Божественным законам; ложное целительство не признает той роли, которую играет грех в возникновении болезни и не избавляет от него;

- истинный целитель говорит о врачующей силе солнечного света, свежего воздуха, о целебном потенциале воды, о физических упражнениях, о диете – о тех фруктах, злаках, овощах, орехах, которые Творец предназначил для рода человеческого; о полноценном отдыхе, т.е. о том, что Бог дает нам каждый день на пути исцеления;

- он говорит о том, что тело – это храм Господа, он цитирует слова Апостола Павла: «Если кто разорит храм Божий, Того покарает Бог». 1Кор.3:17.

- он обучает тому основному принципу, которого следует придерживаться в еде и питье: «Итак, едите ли, пьете ли или что иное делаете, все делайте во славу Божию». 1Кор.10:31.

Но иногда Господь оставляет изъяны даже у величайших Своих святых, чтобы оградить их от гордости, и таким образом Он укрывает «их под покровом лица Своего». Пс.30:21. Апостол Павел, страдавший каким-то недугом, говорит: «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился». 2Кор.12:7.

Истинный целитель – это человек, получивший дар целительства от Господа. Бог исцеляет через такого человека. Но мы не должны делать наше исцеление условием любви и преданности Господу. Пока в нас есть какая-либо мысль получить от Бога ту или иную милость взамен нашего почитания Его и преданности Ему, до тех пор не может быть и речи о любви к Спасителю в нашем сердце.

БИБЛИЯ О ДОЛГОТЕ НАШИХ ДНЕЙ

В Священном Писании есть указание на то, что дни нашей временной телесной жизни определены: «Зародыш мой видели очи Твои. В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». Пс.138:16. Но смертельно заболевшему царю Езекии по его молитве Бог прибавил 15 лет земной жизни. Этот царь, узнав от пророка Исайи, что настал его, Езекии, час, обратился к Господу: «И отворотился Езекия лицем своим к стене, и молился к Господу, говоря: «О, Господи! Вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно». 4Ц20:2,3. И Господь через пророка дает царю рекомендации по исцелению и продлевает его жизнь.

Другой же иудейский царь Аса «сделался болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими…». 2Пар.16:12,13.

Качество проживаемой нами жизни во многом зависит от того, что выбирает человек в качестве духовных ценностей. Г. Михайлов пишет: «Дистрофия мозга, сопутствующая маразму (распадению личности), статистически достоверно развивается у тех, кто рано утрачивает творческий интерес к жизни: к познанию мира, самого себя и, тем более, к познанию Бога... Особенно это справедливо для тех, кто с юности до старости проводит досуг в бесцельной праздности у телевизора, за картами, с бутылкой и т.п. При таком, не развивающем личность «прозябании», приобретаемая умственная неполноценность отражается на морфологии мозга. И его дистрофические изменения, по принципу единства организма, сказываются на общем здоровье и долголетии». В то же время, говорит Библия, «Праведник цветет, как пальма,… они и в старости плодовиты, сочны, и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем». Пс.91:13,15-16.

Приведем некоторые стихи из Библии, в которых изложены условия долгоденствия человека на земле:

«Сын Мой ! Наставления Моего не забывай, заповеди Мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе» Пр.3:1,2.

«Страх Господень прибавляет дней. Лета же нечестивых сократятся». Пр.10:27.

«Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?... Уклоняйся от зла и делай добро… Лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них». Пс.33:13-15,17.

«А нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом». Еккл.8:13.

Библия говорит о том, что человек получает награду за исполнение пятой заповеди Закона Божия: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» Исх.20:12. Еще больше приобретает человек, исполняющий все десять заповедей и с ними главную, заповедь любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» Мф.22:37. И вторую, подобную ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» Мф.22:39. Исполнителям заповеди любви Господь обещает: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его… Долготою дней насыщу его, и явлю ему Спасение Мое» Пс.90:14,16.

Совершение же тяжких грехов укорачивает жизнь вдвое. «Кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих». Пс.54:24.

«Приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих. И глупцом останется в конце дней своих». Иерем.17:11. Такова судьба многих «мафиози» и других преступников.

Наше благоденствие на земле зависит и от отношения к окружающей нас природе: «Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами. И мать сидит на птенцах или яйцах, то не бери матери вместе с детьми. Мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои». Втор.22:6,7.

Создатель обращается к нам: «Служите Господу Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни.» Исх.23:25. Если ваше служение (призвание) состоит в том, чтобы быть врачом, то старайтесь быть лучшим врачом. Если Бог призвал вас быть воспитателем, то старайтесь быть лучшим воспитателем. Наша задача состоит в том, чтобы найти призвание от Бога.

Все виды нашего служения в мире одинаково ценны для Создателя. Священное Писание говорит нам, что Бог дает нам не несколько коротких лет переживаний и скорбей в этом мире, но вечную жизнь без переживаний и скорбей. Жизнь без страха, болезней и смерти. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» Ин.3:16. Христос говорит: «Всякий». Это означает, что вечная жизнь реальна для каждого верующего. Это – дар, приобретенный невероятной ценой, но с любовью предложенный нам без всякой цены.

Добродетели, способствующие улучшению физического и психического здоровья

Любoвь

Любовь относится к высшему проявлению человеческого чувства; это – высшее состояние духа, ибо Сам Творец жизни – любовь: «Бог есть любовь» 1Ин.4:8. Она творит чудеса: утоляет печали, исцеляет болезни. Озаренная светом любви душа смиряется, освобождается от страха. Так говорит Господь:

«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи». Пр.10:12.

«Лучше блюдо зелени и при нем любовь, нежели откормленный бык и при нем ненависть». Пр.15:17.

«Возлюбленныe! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» 1Ин.4:7,8.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» 1Кор.13:4.

Дoбpo

Добро есть производная любви.

«…каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» Ефес.6:8.

«Смотрите, чтобы не воздал кто злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу, и всем» 1Фес.5:15.

Пpoщeниe

Иногда мы не можем простить других за причиненное нам зло, но именно мы, а не причинившие нам зло, вновь и вновь прокручиваем в мозгу воспоминание об этом зле. Как же глупо наказывать себя в настоящем из-за того, что в прошлом кто-то причинил нам боль! Прощение – это отказ от мучительных переживаний, прощание с ними.

Неспособность простить разрушает нас. Вспомните всех, кто когда-либо вас обидел, благословите их с любовью и выбросьте из головы мысли о них. Прощение – это акт огромной важности, это акт самоосвобождения. Нам надо мысленно оглядеться и понять, кого нам надо простить. Может быть, человека, которого мы считаем не заслуживающим прощения ни при каких условиях. Истина в том, что благословение наследуют отказывающиеся от мщения.

«Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». Мк.11:26.

«Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» Ефес.4:32.

Непрощение разделяет нас с Богом.

Благoтвopитeльнoсть

«Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь, Господь сохранит его, и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле… Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его». Пс.40:2-4. «Раздели с голодным хлеб твой… Когда увидишь нагого – одень его… и исцеление твое скоро возрастет, и слава Господня будет сопровождать тебя». Ис.58:7,8.

Кpoтoсть

«Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам». Тит.3:2.

«Кротость ваша да будет известна всем человекам» Фил.4:5.

«Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» Чис.12:3.

«Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки» Еккл.10:4.

«Блаженны кроткие…» Мф.5:5.

Смиpeниe

«Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» Пр.29:33.

«Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей». Пр.14:30.

«…славе предшествует смирение» Пр.15:33.

Нeoсyждeниe ближнeгo

Так говорит Господь: «Не судите, да не судимы будете». Мф.7:1. Любое критическое суждение о человеке, даже если мы не выражаeм его вслух и скрываeм его в глубине души, прокладывает между нами непреодолимую пропасть и безнадежно препятствует возможности оказать ему какую-либо действенную помощь. Своим критическим отношением мы еще глубже загоняeм человека в тупик, а не избавляeм его от вины.

Тepпeниe

«Терпением спасайте души ваши». Лк.21:19.

«…с терпением будем проходить предлежащее нам поприще». Евр.12:1.

Пpавeднoсть

«Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей». Пр.11:19.

… «Праведность возвышает народа беззаконие – бесчестие народов». Пр.14:34.

Стремление создать систему праведности своими силами подобно попытке вырастить яблоки в винограднике. Эти два плода не скрещиваются, oни не созданы друг для друга. Точно так же наша эгоистичная, греховная плоть не предназначена к тому, чтобы производить добрые дела. Напротив, oна предрасположена ко злу и превосходно ему служит. «…нет праведного ни одного» Римл.3:10, «…потому что все согрешили и лишены славы Божией» Римл.3:23.

Пoдъяв наши грехи, Иисус Христос позволил нам войти в Свою семью, семью праведникoв. Tакoв пpoмысл Бoжий o чeлoвeкe «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» 2Кор.5:21. Нам не заповедано творить праведные дела своими yмoм, мы должны позволить Богу действовать в нас ради нашего спасения.

Пpeбывайтe в pадoсти

Священное Писание указывает, что состояние нашего здоровья напрямую связано с состоянием нашего духа. «Веселое сердце благотворно как врачество, а унылый дух сушит кости». Пр.17:22. В Библии призыв «радоваться» встречается более 250 раз. Для многих же идеально религиозный человек тот, кто никогда не улыбается; темное облако печали всегда должно быть на его челе, а лицо вытянуто, челюсти судорожно сжаты. Господь же говорит: «Всегда радуйтесь» 1Фес.5:16. Написано: «Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир» Пр.15:15.
«Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает».
Пр.15:13.

«Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя». Пс.39:17.

«А праведник веселится и радуется...» Пр.29:6.

«Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость?» Иоиль 1:16.

Конечно, когда мы радуемся, что получили горсть монет, это означает, что мы дали нашей способности радоваться ложное направление; ее надо было направить выше, заставить служить Высочайшему идеалу, достижение Которого должно быть самою сильною нашей радостью. И это верно относительно всех наших чувств. Самое высшее направление то, которое ведет нас к Богу. Когда человек любит Бога, все во Вселенной становится дорогим для него, потому что все принадлежит Ему, «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» Фил.4:4.

Когда мы говорим о благотворном влиянии радости на человека, не будем забывать, что оно возможно лишь тогда, когда нас не тяготит чувство вины – т.е. после исповеди.

Радость и любовь – единственные медикаменты, которые помогут нам бороться с недугами, с депрессией и возбуждением. И они не приходят таблеткой, они приходят практикой исполнения Божьих заповедей: благодарностью с момента, когда вы проснулись утром, умением прощать тех, кто обидел вас, любовью к Тому, Кто сотворил вас, к себе, к окружающим.

СМЕРТЬ И ЖИЗНЬ ВО ВЛАСТИ ЯЗЫКА

Написано: «Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе». Пр.13:13.

«Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою». Пр.21:23.

Наше благополучие напрямую связано с нашим языком, с тем, что мы говорим. Мы не можем иметь хорошую жизнь без их контроля.

«Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов». Пс.33:13,14.

«Смерть и жизнь во власти языка…». Пр. 18:21.

«Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа». Пр.15:4.
На еврейском языке слово «кроткий» дословно означает «исцеленный». В этом стихе – явное указание на необходимость исцеления нашего языка; здесь же опять прослежива ется указание на тесную связь между нашей жизнью и тем, что исходит с нашего языка.

Нам трудно иногда понять, что такое внутреннее содержание слов, поскольку слова не имеют никаких физических параметров: ни объема, ни температуры, ни цвета, ни запаха, ни веса. Их нельзя увидеть. А потому мы не в состоянии определить их полное значение. Расул Гамзатов говорит: «Нет просто слова. Оно либо проклятие, либо поздравление, либо красота, либо боль, либо грязь, либо цветок, либо ложь, либо правда, либо свет, либо тьма».

Написано: «Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения» 1Кор.14:10.

В слове улавливалось нечто тайное, могущественное, что способно воздействовать на человека, влиять на его жизнь. В Библии мы найдем много историй, иллюстрирующих, как сильны бывают слова.

Приведем в качестве примера историческую книгу «Есфирь». Узнав о том, что царь Артаксеркс уже подписал указ об истреблении еврейского народа, Мардохей, обращаясь к своей родственнице Есфири, бывшей в то время царицей, говорит: «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете». Есф.4:14. От слов еврейки Есфири зависела судьба целой нации. Она должна была просить царя о помиловании своего народа, хотя это могло стоить ей жизни. И Есфирь не промолчала, и народу была дарована свобода. Слово в виде просьбы спасло жизнь целой нации.

Слово имеет силу не только тогда, когда кто-то уверенно произносит его в адрес другого. Не менее мощно оно действует на человека, когда он произносит его лично для себя. Даже самое простое слово имеет силу. Произносящий часто не до конца понимает этот феномен. Произнесенное и принимаемое с верою Слово становится плотию (происходит осуществление его), и человек получает просимое. Мысли, отправленные во внешний мир в форме слов, возвращаются к человеку в форме опыта. «От плода уст человека насыщается чрево его; произведением уст своих он насыщается» Пр.18:20.

Обратимся к примеру из истории Израиля, который иллюстрирует, что человек сам определяет свою судьбу тем, что он говорит своим языком.

В книге «Чисел» в главах 13 и 14 рассказывается, что 12 соглядатаев пошли исследовать землю, которую им обещал Бог. У них на это ушло сорок дней, после чего они вернулись в стан с отчетом об увиденном. Десять из двенадцати разведчиков сказали, что еврейский народ не может войти в землю Обетованную, поскольку
«…народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные…». Только двое из разведчиков, Халев и Иисус Навин не поддержали отрицательную позицию остальных. «Но Халев успокаивал народ перед Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что можем одолеть ее. А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас».

Давайте обратим внимание на слова, которые были произнесены. Одна группа разведчиков сказала позитивное «мы можем», другая сказала противоположное: «мы не можем». Судьба каждой группы была решена их собственными словами. Разведчики, утверждавшие, что они не смогут войти в Землю Обетованную, что они падут там от меча – действительно не вошли в нее. Они сказали слова о смерти, и смерть настигла их. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на обетовании Бога, они сконцентрировались на отрицательном. Они обратили внимание на укрепленные города, на великанов и сказали: «мы не можем». Иисус же Навин и Халев, говорившие позитивно, приняли жизнь и вошли в Землю Обетованную. Каждый получил соответственно тому, что он сказал.

Когда человек произносит слово, то оно, хотя и невидимо для человеческого глаза, все же дает импульс и совершает действие. Сказанное слово – это уже начало действия.

Апостол Иаков говорит: «Вот и корабли, как ни велики они и как сильными ветрами ни носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; Так и язык – небольшой член, но много делает…» Иак.3:4-5. Что руль для корабля, то и язык для нашего тела и нашей жизни. Язык определяет курс нашей жизни. Если руль нашего языка используется правильно, мы благополучно выполним наше назначение, неправильно – потерпим кораблекрушение.

В словах, которые Бог дал человеку, заключена огромная сила. Словом Бог сотворил мир. «…словом Божьим небеса составлены из воды и водою» 2Пет.3:5. «…веки устроены Словом Божьим, так-что из невидимого произошло видимое» Евр.11:3; потому что «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» Пс.32:9. Некоторые люди губят себя своей манерой говорить. Вышедшее из уст человека слово способно сплотить или разъединить людей, вселить в них уверенность и посеять сомнение, поддержать или совершенно разбить. Забывая о последствиях наших речей, как легко, как неудержимо роняем мы необдуманное слово, которое может оскорбить, уязвить, принести вред ближним и нам самим.

Наш язык должен быть в подчинении у Господа. Царь Давид просит: «Положи, Господи, хранение устам моим, и огради двери уст моих» Пс.140:3. Бог Духом Своим научит нас, что должно говорить в трудные минуты, как употребить во славу Его чудный дар слова.

Верующий обладает сильным оружием – Словом Божьим. Даже видные нехристианские ораторы и мастера публичного слова (например, Дейл Карнеги) признавали силу произнесенных в своих лекциях цитат из Библии. Иисус Христос сказал, что слово верующего человека, если оно будет произнесено с верой, не будет тщетным, а сильным и властным. «…если кто скажет горе этой: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет». Мк.11:23.

В жизни человека так много трудностей и проблем, препятствий и высот, которые нужно преодолеть и которые подобны упомянутой горе. Научись разговаривать с горой и повелевать высотам на твоем пути, и они исчезнут. Сказанное слово – творческое слово.

Св. Писание указывает, что фактор веры имеет решающее значение и для исцеления. Спаситель говорит: «…Иди и, как ты веровал, да будет тебе». Мф.8:13.
«…вера твоя спасла тебя…»
Лк.7:50. «И не совершил там многих чудес по неверию их» Мф13:58.

Вера – это тот канал, по которому Господь подает помощь, исцеление. Апостол Павел также исцелял тех, кто имел веру. «В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла. Который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить» Деян.14:8-10. Апостол Иаков говорит, что «молитва веры исцелит болящего». И ветхозаветные пророки с верой взывали к Господу: «Исцели меня, Господи, – и исцелен буду» Иерем.17:14. Царь Давид восклицает: «Господи, Боже мой! Я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня» Пс.29:3.

Мы должны удерживать жесткое господство над языком, если не хотим потерять благословения, которoе посылает нам Господь. Каждый из нас пожинает плоды собственных слов, собственного языка. Состояние языка верно диагностирует духовное состояние человека. Не выходят добрые слова из злого сердца. Не выходят злые слова из доброго сердца. Неправильное употребление языка есть надлом в духе.

Мы, воспитатели, педагоги, должны быть очень внимательными при общении с детьми. Дети не рождаются с чувством неполноценности, это насаждается в раннем детстве. Такие слова как «глупый», «неряха», «ты ни на что не годишься», «если бы ты была, как твоя сестра» и т.д. действуют угнетающе на детей. Недопустимо и такое обращение к детям: «Сильные остаются сейчас на математику, остальные идут на библейские чтения». И даже если учитель Библии тут же попытается исправить ситуацию, сказав: «Одна группа сильных остается на математику, другая группа сильных идет на библейские чтения», – вряд ли это может нейтрализовать вред, уже нанесенный детям педагогом, не знающим о силе слова. Наши слова будут делать из детей победителей или неудачников.

О силe мысли

Не только слово обладает невидимой силой, но и мысль. Об этом говорил Иисус Христос: «…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Мф.5:28.

При работе с детьми осень важно взять свои мысли, ожидания под контроль. Если я иду на урок к детям, ожидая, что дети с интересом будут слушать меня, хорошо усваивать материал, что они будут дисциплинированны, то эта встреча так и проходит. То, во что мы верим, наши ожидания оказывают влияние на будущее, независимо от того, сформулированы они вслух или нет. Воображение – дар Божий. Величайшие открытия совершались сначала в человеческом уме. Они начинались с раздумий, мыслей. Все на свете сначала создается в сознании, а потом становится материальной реальностью.

То, что Бог слoвoм возвел мир к бытию, свидетельствует: наша Вселенная сначала существовала как замысел Творца.

Духовная жизнь предполагает особую чуткость к любой мысли, противоречащей истине. Все, что противоречит истине, препятствует нашей способности следовать за Ним. Потому мы должны со всей серьезностью охранять наши помышления.

«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Фил.4:8.

Работая над своим сознанием, мы будем постоянно совершенствовать свою речь, мысли и поступки. Наши мысли творят нашу жизнь. Позитивные мысли, любовь  порождают добро и благополучие. Негативные мысли, ненависть и страх способствуют возникновению болезней, ибо помышление действует на тело. Мрачные мысли могут вывести вас из строя, а светлые и добрые помогут сохранить наилучшее здоровье.

Учеными установлено, что негативные эмоции, накапливаемые длительное время, снижают иммунитет. Ученые уже не сомневаются в том, что состояние мыслей человека может как излечивать определенные заболевания, так и вызывать их.

Приведу пример. Однажды мне пришлось пережить серьезный эмоциональный кризис. Появилась боль в спине. Она усиливалась. Врач назначил тепловые процедуры, массаж, но ничто не помогало. Тогда он назначил уколы прямо в больную область спины (новокаиновую блокаду). Но перед тем, как врач приступил к этим процедурам, я поехала в Египет. Средиземное море, экзотика Египта заставили забыть заботы. Через несколько дней я обнаружила, что больше не ощущаю боли в спине. Поскольку я читала о психосоматических заболеваниях, я поняла, что со мной происходит. Я была просто поражена, что такая боль может порождаться головным мозгом.

Став знатоком в этой области, я думала, что уже никогда не попадусь на эту удочку. Но как же я ошибалась! Возобновилась стрессовая ситуация – вернулась боль, тупая, постоянно ноющая. Но уже в ноге. Опять резкая смена обстановки – командировка – и боль исчезает! Снова мой организм «сочувствовал» мозгу.

Соответствующей тренировкой воли можно поддерживать функциональную деятельность нашего организма в нужном состоянии. Мы не игрушка в руках судьбы, а созданные Богом существа, наделенные способностью делать самостоятельный и разумный выбор. Почему бы себя не настроить на доброе, положительное, полезное?

Сосредотачиваясь на негативном, мы порождаем еще больше негативного в жизни. Вот почему в нашем мире так много зла. Все средства массовой информации – телевидение, радио, газеты, журналы, – способствуют этой концентрации зла. В особенности, когда изображают насилие, преступления, оскорбления. Если бы они сосредоточили свое внимание на позитивном, то через какое-то время количество преступлений резко бы сократилось. Телевидение дает очень мало для позитивного восприятия, а ведь оно обладает огромными возможностями для воспитания людей. С помощью телевидения сформировалось то больное общество, в котором мы живем.

Не нужно позволять мыслям о бедах, болезни и смерти вить гнездо в вашем сознании. Вы, и только вы решаете, что вложить в него. Нужно принять решение: больше никаких разрушающих мыслей и никаких дурных слов из ваших уст.

Избирательно относитесь к вашим мыслям. На пачках с сигаретами мы читаем: «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья». Применительно к мыслям это звучало бы так: «Некоторые мысли опасны для вашего здоровья». Иов испытал это на себе: «Ибо ужасное. Чего я ужасался. То и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне». Иов 3:25.

Все мы мечтаем о лучшей жизни, но сами-то не предпринимаем конкретных шагов в этом направлении. Мы бы предпочли, чтобы изменились обстоятельства жизни, а не мы.  Но, в первую очередь, должны измениться мы сами, мы должны изменить свой образ мыслей, манеру говорить и выражать эмоции. Только после этого произойдут перемены и вне нас.

Чтo значит «любить сeбя»?

Написано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» Мф.22:39. Чтобы любить ближнего, надо, прежде всего, научиться любить себя. А как же мы можем любить себя, носителей греха?

В Послании к Ефесянам говорится, что Бог «облагодатствовал нас в Возлюбленном» Ефес.1:6. Это означает, что, даже обнажив самые неприглядные шрамы своей души, даже открыв самые потаенные постыдные чувства, мы будем облагодатствованы в Eгo Возлюбленном Сынe. Осмыслив эту истину и утвердившись в ней, мы приобретем новое самосознание, центром которого будет Христос. Только после этого начнется наше внутреннее оздоровление.

Многие люди кажутся себе незначительными, испытывают острое чувство неполноценности. Внутренний голос твердит им, что они ничтожны и недостойны. Мы уже говорили, что истоки этого чувства – из детства. Может быть, человек в школе был не лучшим учеником, а может быть был «по-дурацки», на вырост одет, подвергался насмешкам и чувствовал себя поэтому ничтожеством. Поводов для этого опустошительного чувства люди находят много: внешность не та (не соответствует моде), денег мало, не замужем, нет высшего образования… Чувство неполноценности испытывают мужчины и женщины, которые не могут иметь детей, а также те, кто прошел через развод. Поводом для этого губительного чувства могут быть физические особенности: полнота, хромота, маленький рост и т.д. Но все эти чувства не от Бога.

Бог не создал всех худыми или высокими. Он создал нас разными. «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» Ефес.2:10. Слово «творение» в переводе с греческого означает «шедевр». Он не создал нас неполноценными. Он создал каждого из нас уникальной личностью для дел, которые Он предназначил для нас.

Мир атакует нас: «одевайся, как все… немедленно начинай худеть… ты должен иметь много денег, престижную работу, виллу и т.д.». Но нельзя прожить жизнь, исходя из того, что думает о тебе мир. И Господь легко удаляет эти нездоровые внутренние установки. Комплекс неполноценности испаряется, когда человек осознает, что Бог любит его. Любит так, «…что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» Ин.3:16. Он всегда любит нас – замужем мы или нет, худые мы или полные, богатые или бедные, красивые или некрасивые. Мы должны освободиться от чувства неполноценности, чувства, которое недостойно нас.

Я, например, не могу танцевать Одилию из «Лебединого озера», но балерина, возможно, дрожала бы как осиновый лист, проводя шестичасовые семинары для большой аудитории, те семинары, которые периодически провожу я.

Чувство ценности – одно из самых драгоценных качеств личности. Это – внутреннее осознание Божественности в нас. Вы – существо абсолютной ценности, равной всем другим людям. Ваша внутренняя ценность определяется тем, что вы созданы по образу и подобию Божию. Ничья критика или пренебрежение не могут отменить этот факт. Это значит, что как бы вы ни выглядели, чего бы вы ни достигли или не достигли, сколько бы денег вы ни имели или не имели, вы – человек равной ценности с другими. Конечно, мы должны стыдиться своих прегрешений, но не pyша свою человеческую ценность.

Не исключено, что бывают периоды, когда на вас сердятся или недооценивают вас. Очень важно, чтобы и в эти моменты вы умели поддерживать свою самооценку, чтобы она не изменялась и не зависела от «внешнего питания». Вы должны помнить, что вы созданы «по образу и подобию Божию».

Если кто-то осуждает вас, спросите себя: не использует ли он ваши плечи для самоутверждения? Тогда он заслуживает лишь жалости, т.к. натуры, живущие осуждением других, приговорены к одиночеству. Тот, кто способен любить, будет вас любить такой, какая вы есть. А любовь человека, не способного любить, вы не сможете заслужить ничем. Бог хочет, чтобы мы любили себя так, чтобы проявляли свои лучшие качества, черпая силы у Него.

Как мы дoлжны oтнoситься к свoeмy тeлy?

С одной стороны, мы осознаем, что забота о теле и телесных наслаждениях не есть цель нашей жизни, ибо «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа». Иерем.17:5.

Но, с другой стороны, Апостол Павел говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» 1Кор.6:19.
«Разве вы не знаете. что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы».
1Кор.3:16,17.

Тертуллиан подтверждает слова Апостола: «Никто так не близок к тебе, как она (плоть). Ее ты должен любить больше всего после Бога. Начни же любить плоть, когда она имеет Творцом столь превосходного Художника. Можешь ли себе представить, что Бог вложил в какой-либо презренный сосуд тень души Своей, дыхание Своего Духа и чтобы Он осудил Его на изгнание в поносное место?»

Мы должны с благоговением относиться к прекрасным храмам, в которых обитаем, думать о теле как о чудесном oтеле, ухаживать за ним, памятуя в то же время, что тело есть только орудие, предназначенное для воспитания души.

Любите и благословляйте каждую клеточку своего тела, следите за тем, чем вы его питаете, не забывайте о врачующей силе солнечного света, о целебном потенциале воды, физических упражнениях.

Царь Давид восклицает; «Господь насыщает благами желание твое: обновляется подобно орлу юность твоя» Пс.102:5. А Исайя пророчествует: «Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношей». Ис.65:20.

Чудо исцеления тела, разума и души способна совершить профилактическая медицина, которая ведет к новому образу жизни, гармонично сочетающемуся с замыслом Творца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Восхождение на Пик знаний о производной»

В ходе игры проверяются знания по теме "Производная"...

Урок математики в 5 классе "Восхождение на пик "Хочу всё знать!"

Действия с натуральными числами и десятичными дробями. На уроке используются межпредметные связи. Материал содержит конспект урока и презентацию....

физико-математическая игра по подготовке к ЕГЭ "Восхождение"

Представлен материал, где испльзуются задания ЕГЭ "В"по математике и задания "С" по физике, показывающий связь математики и физики. "Слеп физик без математики" М.В.Ломоносов...

Звездный час « Восхождение к вершине»

Внимание! Начинаем наше состязание  умных и смекалистых, находчивых и умелых!...

Восхождение на вершину "Интеграл".

Презентация к повторительно - обобщающему уроку по теме: «Интеграл».  Содержит 16 слайдов.Содержит :Повторение формул первообразных;Использование формул первообразных при помощи устного сче...

Восхождение на вершину "Интеграл".

Урок-зачет, который проводится в форме игры, что позволяет активизировать учащихся, сделать урок более живым и разнообразным по видам деятельности. Групповая форма работы способствует развитию ч...

Восхождение на вершину "Интеграл"

Презентация к повторительно - обобщающему уроку по теме: «Интеграл».  Содержит 16 слайдов.Содержит :Повторение формул первообразных;Использование формул первообразных при помощи устного сче...