Создание ситуации успеха учащихся в изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования.
статья по теме

Назарова Любовь Григорьевна

Обобщение опыта по использованию нетрадиционных техник рисования в ходе учебных занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха учащихся в изобразительной деятельности

через нетрадиционные техники рисования.

г. Няндома Архангельской области

МАОУ ДОД «Районный центр дополнительного образования»

Педагог дополнительного образования

Назарова Любовь Григорьевна

Художественное направление в системе дополнительного образования представляет широкие возможности в художественно-изобразительной и художественно-прикладной деятельности детей по освоению работы с самыми разнообразными художественными материалами и техниками.

Надо учитывать, что существует возрастная периодизация искусств, природная предопределенность детей к тем или иным видам художественного творчества. Так, до 10 лет ребенок с удовольствием занимается рисованием, подростковый возраст с его кризисом выводит на передний план в художественно-эстетическом направлении декоративно-прикладное искусство, художественное проектирование и моделирование.

Изобразительная деятельность детей приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения.

Способы изображения, т.е. техника рисования, понимается художниками широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или иных материалов в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями.

Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Разнообразие изобразительных материалов обогащает восприятие и представления детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает ее для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.

На занятиях изодеятельностью я использую традиционные и нетрадиционные техники рисования. К традиционным техникам рисования относятся: в графике – владение линией, пятном, штриховкой; в живописи – умение выполнять заливки, отмывки, плавные переходы одного цвета в другой, умение смешивать цвета, получая необходимые оттенки, умение работать мазками и пятном. Овладение всеми этими способами изображения требует от детей больших усилий и продолжительного времени.

На начальном этапе обучения, чтобы трудности и неудачи не испугали детей, я ввожу в процесс обучения нетрадиционные техники рисования, которые помогают знакомить детей со свойствами и качествами изобразительных материалов, развивают воображение, эмоционально, в игровой форме приводят к успеху.

Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс. Чем старше ученик, тем больше у него опасений, тем сильнее страх перед чистым листом. Моя задача – преодолеть этот страх вернуть ему чувство цвета и через цветовую беспредметную живопись, а затем линию перейти вместе с ним к построению предметных композиций.

Для создания беспредметных живописных композиций я часто использую монотипии. Слово монотипия греческого происхождения, «монос» - один и «типос» - отпечаток.

В этой технике получается всего один отпечаток, второго подобного сделать нельзя. Но этот отпечаток бывает очень необычным, красивым. Для создания монотипий требуется гладкая основа (стекло, пластик и т.п.), крахмальный клейстер, гуашь или цветная тушь. В пределах размера выбранного листа бумаги, на горизонтальную основу наносится клейстер и в произвольном порядке капаются краски.

На этом этапе в дальнейшем можно задавать определенную цветовую гамму, капая контрастные цвета или сближенные. Сверху на рисунок опускаем лист бумаги, заглаживаем руками и двигаем его по рисунку. Именно клейстер помогает скольжению листа. Рядом лежащие цветные пятнышки смешиваются между собой, создавая оттенки и мягкие переходы цвета.

Еще дополнительный эффект создается от того, как снимешь рисунок с плоскости. Если с некоторым оттягом и поворотами, на живописном поле появляются гибкие цветные линии движения. Эти живописные листы – творческое поле для развития детского воображения. В них можно увидеть и земные пейзажи, и подводный мир, силуэты птиц, животных и т.д. Их можно слегка линейно дорисовать тонкой кистью или фломастерами, когда рисунок просохнет. На этих листах мы пишем тематические композиции, а сделать это не просто, надо учитывать цветовые пятна и наличие линейного движения. Изображения могут быть выполнены гуашью или аппликацией из цветной бумаги, ткани, веточек, ракушек и другого флористического материала.

Тематику берем различную от подводного мира, пейзажных композиций до былинных, сказочных и фантастических героев. Интересно получаются композиции на тему космических путешествий и жизни на других планетах.

Для маленьких художников я использую и другие виды монотипий. Например, отпечаток симметричного рисунка с одной части листа на другую. Эта техника позволяет развивать чувство композиции, цвета, дает быстрый результат, вызывает восхищение.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима.

Акварель дает большие возможности для детского творчества, следует только сразу показать основные приемы работы ею, подчеркнуть, что лучше работать акварелью по сырой бумаге.

Дети охотно выполняют заливки, отмывки, но интереснее им выполнять упражнения на вливание цвета в цвет. Краски проникают друг в друга, растекаясь, образуют плавные переходы, переливы цветов. В этой технике дети любят изображать свое настроение.

По наличию определенных цветов в данных рисунках психотерапевты могут определить психическое состояние ребенка. А цвет, как известно, обладает терапевтическим эффектом. Чем чаще мы прибегаем к изображению настроения цветом, отрицательные эмоции уходят и цвета в рисунках становятся чище, согласованней.

Такой фон, с плавными переливами цвета мы используем для предметных или декоративных композиций. Декоративное рисование, с повторностью элементов, дает возможность отрабатывать приемы и качество работы краской. После выполнения ряда декоративных работ движения детей становятся смелее. Кроме того, на занятиях декоративным рисованием я рассказываю детям о традиционных народных промыслах и знакомлю с основами композиции в квадрате, круге, полосе, прямоугольнике. Это помогает им на втором этапе обучения легче перейти в группы, занимающиеся росписью по дереву.

Первые декоративные рисунки дети выполняют пальчиком. Разноцветные пятилепестковые цветы, кисти ягод, затем распустившиеся розы позволяют быстро создавать композиции.

Владение кистью происходит не так быстро. Но даже владение таким элементом как прямая капля, которая выполняется способом примакивания, делает рисунки детей техничнее.

Интересный акварельный фон мы иногда дополняем изображениями в технике выдувания. Это могут быть цветы, если дуть через трубочку сверху вниз на поставленную каплю. Капля разлетается в стороны и получается подобие цветка. Цветок можно дополнить лепестками и листьями, нарисовав их способом примакивания.

Если подуть на поставленную каплю снизу, как будто толкая жидкость вперед, получаются тонкие гибкие ветки растений. Такие рисунки мы слегка дополняем мелкими листочками, цветами, бабочками, птицами. Еще один интересный способ – выдувание рисунков из мыльной пены. Смешав гуашь с жидким мылом и небольшим количеством воды, надо через трубочку подуть в смесь, чтобы получились мыльные пузыри. Осторожно прикасайтесь к пузырям, чтобы перенести их на бумагу. Получившиеся отпечатки мы дополняем. Можно сделать цветочную композицию или тематическую.

В работе с младшими детьми я использую и восковые мелки. Их существенный недостаток в том, что при штриховке цвета не смешиваются между собой, не образуют оттенков. Совершенно другой эффект дает сочетание рисунка восковыми мелками с акварельными заливками. Эта техника похожа на батик – искусство создания рисунка с резервом на ткани. Восковой мелок или кусочек парафиновой свечи служит резервом. Рисунок может быть контурным или выполняется цветовыми пятнами. Фон не штрихуется, а заливается акварелью. Краска не протекает в резерв, не закрашивает его, восковой рисунок сохраняется, обогащаясь цветом акварели. Сочетание разных материалов в одном рисунке позволяет добиться большей выразительности изображения, что трудно передать одним материалом, дополняется другим.

Яркие рисунки восковыми мелками, но уже с фоном, мы дополняем, обогащая черной гуашью. Получаются рисунки, похожие на фрески, растрескавшиеся от времени.

Увлекательный процесс для детей печатание рисунка. Любой отпечаток с какой-либо формы на бумаге называется эстампом.

По осени благодатным материалом для печатания являются изящные разноцветные листочки. Просушив их, покрываем листик гуашевой краской и быстро отпечатываем, сверху придавив его чистой бумагой и рукой. Можно напечатать тематический рисунок или букет, заранее наметив композицию.

Штампики-печати мы изготавливаем из овощей, из стирательной резинки, из картонки или веревки, предварительно наклеив их на брусочек. Опускаем их в краску и творим по заранее заготовленному акварельному фону.

Гуашевые краски доступны детям с раннего возраста. Они не прозрачны, после высыхания можно изменить цвет, исправить допущенные ошибки. Основной способ работы гуашью – это мазок, средство выразительное. Но выполняется мазковая живопись долго. Поэтому детей можно научить работать поролоновой губкой. При выполнении пейзажей, заранее подготовленным цветом, гуашью, губкой, пропитанной краской, широкими горизонтальными мазками дети покрывают небо. Вверху цвет неба насыщеннее, к линии горизонта – светлее, в краску добавляем больше белил.

Для земли дети также готовят на палитре цвет широкими мазками, другой губкой наносят краску на рисунок. Стволы деревьев рисуют тонкими кистями. А крону деревьев, то есть листву, наносят третьей губкой и уже другими движениями, способом примакивания, прижав губку к бумаге, оторвав. Цвет листвы тоже заранее готовят на палитре. Деревья получаются легкими, пушистыми, объемными. Цвета поочередно наносятся на рисунок, формируя крону.

Такого же эффекта дети добиваются, если делают тампончики из мятой тонкой бумаги и наносят ими краску на крону деревьев. Губки используем также при работе с трафаретами. Способом сгибания бумаги дети вырезают трафареты вазы, цветов и листьев. Заранее продумав композицию, гуашью отпечатывают вазу. Губку во время работы мочить нельзя. Движения во время работы должны быть «клюющие» Затем печатают цветы и листья. Части букета объединяют между собой кистевыми приписками: травинками, мазочками.

Еще одна интересная техника для детей – набрызг. Художники выполняют ее с помощью аэрографа – специального аппарата. Мы на занятиях пользуемся щетинными кистями или зубной щеткой.

Для маленьких детей это изображение цветного дождика. Дети постарше дополняют композиции шаблонами: сухими листочками, фигурками, вырезанными из бумаги. Фигуры размещаются на листе и делается набрызг.

Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности.

Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей. Делает рисунки детей более выразительными, повышает эстетическую сторону рисунка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание ситуации успеха учащихся в изобразительной деятельности через использование нетрадиционных техник рисования. Назарова Любовь Григорьевна, педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «Районный центр дополнительного образования» г.Няндома

Слайд 2

Способы изображения техника линии, техника тушевки, определенная манера рисунка и письма способ использования тех или иных материалов в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями.

Слайд 3

Традиционные техники рисования. в графике – владение линией, пятном, штриховкой; в живописи – умение выполнять заливки, отмывки, плавные переходы одного цвета в другой, умение смешивать цвета, получая необходимые оттенки, умение работать мазками и пятном.

Слайд 4

Нетрадиционные техники рисования Монотипия Соединение акварели и восковых мелков Пальчиковая живопись Соединение акварели и техники выдувания Выдувание из мыльной пены Фреска Печатание Рисование поролоновыми тампонами Набрызг

Слайд 5

Монотипия

Слайд 7

Симметричная монотипия

Слайд 8

Пальчиковая живопись

Слайд 9

Выдувание

Слайд 10

Соединение восковых мелков и акварели.

Слайд 11

Печатание

Слайд 13

Рекомендуемая литература Берсенева Г.К. «Ткань, бумага, тесто» АСТ «Астель» М. 2001 Ломоносова Т.М. Графика и живопись М, АСТ «Астель», 2003 Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Москва, 2007. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» Ярославль. Академия развития, 2006 Хелен Блисс «Бумага», С-Пб, «Норинт», 2000 Цукарь А. «Уроки развития воображения», Москва,«Антрис-Пресс». 2000. Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами. М. Эксмо, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность развития творчества детей через нетрадиционные техники рисования.

Художественно - творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих спос...

Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования

     Меня заинтересовало, какими же техниками, приёмами можно преподать детям программу обучения помимо тех способов, что освещены в ней. Ведь в наше современное время по разным ...

Консультация: «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие ...

Формирование творческих способностей обучающихся через нетрадиционные техники рисования

Изобразительная деятельность в нетрадиционных (необычных) техниках  рисования приносит детям много положительных эмоций, одновременно развивая творческие способности, воображение, образное и прос...

Педагогический проект: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования».

Педагогический проект:«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования»....