Технология проектной деятельности при изучении предметов музыкально-исторического цикла в дополнительном музыкальном образовании
материал на тему

Панферова Екатерина Михайловна

Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс в системе дополнительного музыкального образования детей, большая роль принадлежит технологии проектного обучения, учитывающей внутриличностные факторы мотивации учащихся, потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению и самоопределению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_proektnoy_deyatelnosti.doc89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств»

Технология проектной деятельности при изучении предметов музыкально-исторического цикла в дополнительном музыкальном образовании

преподаватель теоретических дисциплин Панферова Екатерина Михайловна

        

Луховицы 2014


Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс в системе дополнительного музыкального образования детей, большая роль принадлежит технологии проектного обучения, учитывающей внутриличностные факторы мотивации учащихся, потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению и самоопределению.

Исследователи становления и развития системы дополнительного образования детей в России: В.А.Березина, А.К.Бруднов, JI.H.Буйлова, В.П.Голованов, В.А.Горский, Е.Б.Евладова, A.B.Золотарева, С.В.Кульневич, Г.О.Куприянова, O.E.Лебедев, М.О.Чеков и др. отводят значительную роль в системе дополнительного музыкального образования технологии проектной деятельности, способной создать условия для формирования саморазвивающейся, самоопределяющейся, самореализующейся личности.

Цель технологии проектной деятельности в дополнительном музыкальном образовании: воспитание творческой личности учащегося.

Задачи: 

  • усвоение учащимися знаний, умений и навыков музыкально-творческой деятельности;
  • организация самоопределения воспитанников в будущей профессиональной сфере;
  • формирование умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний;
  • формирование умения принимать решения, анализировать, самостоятельно работать с источниками информации (литературным текстом и современными информационными технологиями);
  • развитие творческой активности.

Технология проектного обучения является компонентом системы продуктивного образования и включает в себя совокупность приемов, позволяющих, при реализации их в определенной последовательности, стимулировать интерес обучаемых к различным проблемам и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, обеспечивать получение конкретного результата в виде культурного или материального продукта. Данная технология ориентирована на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, умений, навыков творческой деятельности,  ценностных ориентаций и отношений. Она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, коммуникативных методов, творческих по самой своей сути.

Основные положения технологии проектной деятельности в системе дополнительного музыкального образования:

1. Технология проектного обучения при применении ее в системе дополнительного музыкального образования детей позволяет обеспечить выполнение положений нового содержания Государственной образовательной политики, ориентированной на оказание поддержки в реализации собственных возможностей, саморазвития, самовоспитания. Данная педагогическая технология учитывает внутриличностные факторы мотивации учащихся, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению. Это созвучно с методологическими основами организации образовательного процесса в дополнительном музыкальном образовании детей и проявляется в личностно-ориентированном подходе к учащимся на основе гуманистической образовательной парадигмы, возможности успешного воспитания музыкальной культуры учащихся, обеспечивающей: культурную идентификацию, индивидуализацию, творческое и духовно-нравственное развитие личности.

2. Технология проектного обучения в системе дополнительного музыкального образования рассматривается как многоаспектное явление, сочетающее в себе:

  • самостоятельную учебную деятельность;
  • исследовательскую деятельность под руководством преподавателя;
  • культурно-творческую деятельность;
  • познавательную деятельность;
  • организационную деятельность;
  • коммуникативную деятельность;
  • оценочную деятельность;
  • прогностическую деятельность, обеспечивающую успешное освоение учащимися музыкально-исследовательского опыта.

3. Реализация технологии проектного обучения в музыкальном образовании будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:

  • мотивация детей для участия в проектной деятельности;
  • создание развивающей музыкально-образовательной среды.

4. Разработанные и реализованные на практике педагогические условия и способы применения технологии проектного обучения в дополнительном музыкальном образовании обеспечивают организацию проектной деятельности учащихся по выполнению, творческих и исследовательских проектов на основе органичной взаимосвязи учебной, воспитательно-образовательной и социально-ориентированной деятельности учащихся ДМШ и ДШИ. В процессе активного участия в проектной деятельности посредством достижения успеха в освоении музыкальной культуры, учащиеся получают знания, умения, навыки, ценностные ориентации, опыт творческой деятельности — они успешно осваивают программу по дисциплинам музыкально-теоретического цикла.

Основные принципы технологии проектного обучения в дополнительном музыкальном образовании:

  • гуманистическая направленность деятельности;
  • построение процесса обучения на активной, деятельной основе;
  • личностно-ориентированный характер учебно-воспитательного процесса;
  • возможности многоаспектной деятельности учащихся;
  • самопознание, самоопределение, творческое развитие личности в процессе постижения музыкального искусства.

5. Обучение учащихся проектной деятельности можно разделить на следующие этапы:

  • подготовительный;
  • обучающий;
  • собственно проектировочный;
  • итоговый.

1 этап. Включение учеников в проектную деятельность не может быть моментальным. Чтобы учащимся такая работа была интересна, необходимо спланировать подготовительный этап в педагогической практике на ранних стадиях обучения. Такая работа проводится ненавязчиво, в форме деловой игры, тестирования, оценки самостоятельных творческих работ, самооценки. В результате ученики видят весь ход своего обучения и его результатов. Преподаватель стремится по результатам этой работы создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы мотивация к проектной деятельности не только не пропала, а окрепла. В результате этой работы большинство учащихся к концу первого года обучения предмету «Музыкальная литература» обладают некоторыми знаниями, умениями и навыками, требуемыми для выполнения проектной исследовательской деятельности. У них появляются  элементарные навыки работы с источниками информации, начальные технологические знания, практические умения и навыки, творческий опыт, навыки самооценки и критического восприятия оценки работы.

2 этап. При дальнейшей организации проектной деятельности, педагогический процесс выстраивается таким образом, чтобы учащиеся начинали постигать основы разработки и выполнения проектов постепенно. На этапе второго года обучения контроль за выполнением проектов со стороны педагога осуществляется в полной мере - даже разработана дизайн-папка, чтобы дать детям наглядный пример для наиболее полного понимания хода проектной деятельности. Инструктаж и консультации по выполнению проекта проводятся на каждом его этапе. На этом этапе основной целью проектной деятельности является приобретение учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с программным материалом, т.е. проектная деятельность выполняет обучающие функции. Основы творческой деятельности ученики постигают параллельно обучению.

3 этап. При дальнейшем обучении учащимся предлагается выполнение индивидуальных проектов: выпускных, конкурсных, выставочных. Все проекты имеют практико-ориентированную направленность. Помимо проектов, предусмотренных учебно-тематическим планом, организуется проектная деятельность по программе творческой мастерской: итоги экскурсий, поисково-познавательной деятельности, организация досуговых мероприятий, тематических музыкальных гостиных, концертов-лекториев.  Всю проектную деятельность можно свести к основной формуле:

  • выбор темы исследования;
  • определение методов исследования;
  • выбор оптимальных путей создания творческого проекта;
  • разработка плана и технологии выполнения исследовательской работы;
  • реализация проекта, работа с источниками информации;
  • экспертная оценка и самооценка результатов проектной деятельности.

4 этап. Необходимый этап проектной деятельности — презентация проекта, общественное обсуждение его результатов. Этот этап важен для учащегося, так как реально показывает ему значимость его работы. В целях выполнения этого этапа в классе проводятся презентации, просмотры творческих проектов. Творческие исследовательские проекты могут участвовать в конкурсах детского творчества, это необходимо для независимой экспертной оценки деятельности учащихся и преподавателя.

6. Исследования результативности применения технологии проектного обучения в дополнительном музыкальном образовании, включают следующие методы:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • изучение продуктов деятельности учащихся;
  • оценивание;

 показали эффективность применения предлагаемой технологии в организации педагогического процесса в преподавании предметов теоретического цикла в ДШИ и ДМШ. При умелом применении этой технологии, педагог способен сыграть свою роль в выполнении ряда важнейших социальных функций сегодняшнего дня:

  • воспитание музыкальной культуры учащихся;
  • развитию музыкально-творческих способностей;
  • развитие профессионального самоопределения учеников;

В настоящее время, технология проектного обучения является компонентом системы продуктивного образования и включает в себя совокупность приемов, позволяющих, при реализации их в определенной последовательности, стимулировать интерес обучаемых к различным проблемам и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, обеспечивать получение конкретного результата.

Данная технология ориентирована на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, умений, ценностных ориентаций, отношений. Она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, коммуникативных методов, творческих по самой своей сути.

Наработан большой позитивный опыт научных исследований по проблеме применения технологии проектного обучения в условиях системы дополнительного музыкального образования, тем самым осуществляя:

  • гуманистическую направленность деятельности педагога;
  • построение процесса обучения на активной, деятельной основе;
  • личностно-ориентированный характер образовательного процесса;
  • интеграционные связи между отдельными учебными предметами;
  • возможность многофункциональной деятельности учащихся;
  • самопознание, самоопределение, творческое развитие личности.

Организация проектно-творческой деятельности необходима на основе личностно-ориентированного и ценностно-ориентированного подходов, полисферности, приоритета воспитательных функций с целью создания реальной возможности эффективной организации учебно-творческого процесса на основе интегративного использования ее возможностей. Такой подход делает возможным создание условий для развития мотивации учащихся к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Условия, позволяющие использовать технологию проектного обучения в учреждениях дополнительного музыкального образования:

  • мотивация детей для участия в проектной деятельности направленной на формирование личности, развитие их потребностной сферы;
  • создание развивающей образовательной среды на основе ее социокультурных возможностей;
  • создание и реализация модели организации целостного образовательного процесса в ДМШ и ДШИ, что дает возможность разностороннего личностного развития каждого ученика в соответствии с индивидуальными способностями.

При условии реализации комплексной разноуровневой образовательной программы по музыкально-теоретическим дисциплинам с использованием технологии проектного обучения, можно ожидать не только приобретение детьми знаний, умений и навыков музыкально-творческой деятельности, но и достижение основной цели современной образовательной политики в воспитании творческой, разносторонне развитой личности.

Педагогические возможности проектной деятельности в учреждении дополнительного музыкального образования успешно реализуются, если: содержание этой деятельности отражает разнообразие интересов учащихся, их возрастные особенности и индивидуальные возможности и предполагает решение социально и личностно значимых для них проблем.

Организация проектной деятельности обеспечивает ученикам:

  • многократный выбор вида и направленности деятельности;
  • возможность проявления самостоятельности;
  • ознакомление с технологией проектирования;
  • коллективные обсуждения и экспертную оценку проектов;
  • получение общественного признания результатов проектирования.

Педагоги, владеющие алгоритмом ее реализации, методиками ее педагогического сопровождения:

  • учитывают возрастные особенности учеников;
  • прослеживают их индивидуальное развитие и изменения в познавательных интересах;
  • организуют ситуации для эффективной реализации проектов учениками;
  • включают проектную деятельность как основной компонент в авторские образовательные программы;
  • ориентируют на творчество и реализуют собственные педагогические проекты.

Педагогические возможности проектной деятельности учащихся под руководством преподавателя в учреждениях дополнительного музыкального образования на предметах музыкально-теоретического цикла показали их высокую эффективность для обучающихся.

Источники информации:

  1. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», Лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64 с.
  2. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», Лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 68 с.
  3. Шевцова Т.В. Автореферат диссертации «Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся». http://www.dissercat.com/content/muzykalno-proektnaya-deyatelnost-kak-faktor-tvorcheskogo-razvitiya-uchashchikhsya
  4. Денисова Ю.А. Автореферат диссертации «Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования». http://www.dissercat.com/content/tekhnologiya-proektnogo-obucheniya-kak-sredstvo-uspeshnogo-osvoeniya-detmi-sotsiokulturnogo-
  5. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node19.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла.

Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла....

«Применение информационных технологий в системе дополнительного музыкального образования детского дома»

Тезисы к XIV Южно-Российской межрегиональной  научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании"  " ИТО-РОСТОВ 2014"...

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

«Проектная деятельность в области предметов гуманитарного цикла»

Данный материал поможет  при планировании  внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла: русский язык, английский язык , литература....

Связь интегральной и проектной технологий в преподавании математики и предметов естественно-научного цикла

В статье описываются особенности интегрированных уроков в процессе математической подготовки, а также особенности проектно-исследовательской деятельности, интегрирующей математические и естественнонау...