Технология проектной деятельности при изучении предметов музыкально-исторического цикла в дополнительном музыкальном образовании
материал на тему
Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс в системе дополнительного музыкального образования детей, большая роль принадлежит технологии проектного обучения, учитывающей внутриличностные факторы мотивации учащихся, потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению и самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_proektnoy_deyatelnosti.doc | 89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств»
Технология проектной деятельности при изучении предметов музыкально-исторического цикла в дополнительном музыкальном образовании
преподаватель теоретических дисциплин Панферова Екатерина Михайловна
Луховицы 2014
Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс в системе дополнительного музыкального образования детей, большая роль принадлежит технологии проектного обучения, учитывающей внутриличностные факторы мотивации учащихся, потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению и самоопределению.
Исследователи становления и развития системы дополнительного образования детей в России: В.А.Березина, А.К.Бруднов, JI.H.Буйлова, В.П.Голованов, В.А.Горский, Е.Б.Евладова, A.B.Золотарева, С.В.Кульневич, Г.О.Куприянова, O.E.Лебедев, М.О.Чеков и др. отводят значительную роль в системе дополнительного музыкального образования технологии проектной деятельности, способной создать условия для формирования саморазвивающейся, самоопределяющейся, самореализующейся личности.
Цель технологии проектной деятельности в дополнительном музыкальном образовании: воспитание творческой личности учащегося.
Задачи:
- усвоение учащимися знаний, умений и навыков музыкально-творческой деятельности;
- организация самоопределения воспитанников в будущей профессиональной сфере;
- формирование умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний;
- формирование умения принимать решения, анализировать, самостоятельно работать с источниками информации (литературным текстом и современными информационными технологиями);
- развитие творческой активности.
Технология проектного обучения является компонентом системы продуктивного образования и включает в себя совокупность приемов, позволяющих, при реализации их в определенной последовательности, стимулировать интерес обучаемых к различным проблемам и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, обеспечивать получение конкретного результата в виде культурного или материального продукта. Данная технология ориентирована на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, умений, навыков творческой деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, коммуникативных методов, творческих по самой своей сути.
Основные положения технологии проектной деятельности в системе дополнительного музыкального образования:
1. Технология проектного обучения при применении ее в системе дополнительного музыкального образования детей позволяет обеспечить выполнение положений нового содержания Государственной образовательной политики, ориентированной на оказание поддержки в реализации собственных возможностей, саморазвития, самовоспитания. Данная педагогическая технология учитывает внутриличностные факторы мотивации учащихся, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению. Это созвучно с методологическими основами организации образовательного процесса в дополнительном музыкальном образовании детей и проявляется в личностно-ориентированном подходе к учащимся на основе гуманистической образовательной парадигмы, возможности успешного воспитания музыкальной культуры учащихся, обеспечивающей: культурную идентификацию, индивидуализацию, творческое и духовно-нравственное развитие личности.
2. Технология проектного обучения в системе дополнительного музыкального образования рассматривается как многоаспектное явление, сочетающее в себе:
- самостоятельную учебную деятельность;
- исследовательскую деятельность под руководством преподавателя;
- культурно-творческую деятельность;
- познавательную деятельность;
- организационную деятельность;
- коммуникативную деятельность;
- оценочную деятельность;
- прогностическую деятельность, обеспечивающую успешное освоение учащимися музыкально-исследовательского опыта.
3. Реализация технологии проектного обучения в музыкальном образовании будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
- мотивация детей для участия в проектной деятельности;
- создание развивающей музыкально-образовательной среды.
4. Разработанные и реализованные на практике педагогические условия и способы применения технологии проектного обучения в дополнительном музыкальном образовании обеспечивают организацию проектной деятельности учащихся по выполнению, творческих и исследовательских проектов на основе органичной взаимосвязи учебной, воспитательно-образовательной и социально-ориентированной деятельности учащихся ДМШ и ДШИ. В процессе активного участия в проектной деятельности посредством достижения успеха в освоении музыкальной культуры, учащиеся получают знания, умения, навыки, ценностные ориентации, опыт творческой деятельности — они успешно осваивают программу по дисциплинам музыкально-теоретического цикла.
Основные принципы технологии проектного обучения в дополнительном музыкальном образовании:
- гуманистическая направленность деятельности;
- построение процесса обучения на активной, деятельной основе;
- личностно-ориентированный характер учебно-воспитательного процесса;
- возможности многоаспектной деятельности учащихся;
- самопознание, самоопределение, творческое развитие личности в процессе постижения музыкального искусства.
5. Обучение учащихся проектной деятельности можно разделить на следующие этапы:
- подготовительный;
- обучающий;
- собственно проектировочный;
- итоговый.
1 этап. Включение учеников в проектную деятельность не может быть моментальным. Чтобы учащимся такая работа была интересна, необходимо спланировать подготовительный этап в педагогической практике на ранних стадиях обучения. Такая работа проводится ненавязчиво, в форме деловой игры, тестирования, оценки самостоятельных творческих работ, самооценки. В результате ученики видят весь ход своего обучения и его результатов. Преподаватель стремится по результатам этой работы создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы мотивация к проектной деятельности не только не пропала, а окрепла. В результате этой работы большинство учащихся к концу первого года обучения предмету «Музыкальная литература» обладают некоторыми знаниями, умениями и навыками, требуемыми для выполнения проектной исследовательской деятельности. У них появляются элементарные навыки работы с источниками информации, начальные технологические знания, практические умения и навыки, творческий опыт, навыки самооценки и критического восприятия оценки работы.
2 этап. При дальнейшей организации проектной деятельности, педагогический процесс выстраивается таким образом, чтобы учащиеся начинали постигать основы разработки и выполнения проектов постепенно. На этапе второго года обучения контроль за выполнением проектов со стороны педагога осуществляется в полной мере - даже разработана дизайн-папка, чтобы дать детям наглядный пример для наиболее полного понимания хода проектной деятельности. Инструктаж и консультации по выполнению проекта проводятся на каждом его этапе. На этом этапе основной целью проектной деятельности является приобретение учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с программным материалом, т.е. проектная деятельность выполняет обучающие функции. Основы творческой деятельности ученики постигают параллельно обучению.
3 этап. При дальнейшем обучении учащимся предлагается выполнение индивидуальных проектов: выпускных, конкурсных, выставочных. Все проекты имеют практико-ориентированную направленность. Помимо проектов, предусмотренных учебно-тематическим планом, организуется проектная деятельность по программе творческой мастерской: итоги экскурсий, поисково-познавательной деятельности, организация досуговых мероприятий, тематических музыкальных гостиных, концертов-лекториев. Всю проектную деятельность можно свести к основной формуле:
- выбор темы исследования;
- определение методов исследования;
- выбор оптимальных путей создания творческого проекта;
- разработка плана и технологии выполнения исследовательской работы;
- реализация проекта, работа с источниками информации;
- экспертная оценка и самооценка результатов проектной деятельности.
4 этап. Необходимый этап проектной деятельности — презентация проекта, общественное обсуждение его результатов. Этот этап важен для учащегося, так как реально показывает ему значимость его работы. В целях выполнения этого этапа в классе проводятся презентации, просмотры творческих проектов. Творческие исследовательские проекты могут участвовать в конкурсах детского творчества, это необходимо для независимой экспертной оценки деятельности учащихся и преподавателя.
6. Исследования результативности применения технологии проектного обучения в дополнительном музыкальном образовании, включают следующие методы:
- наблюдение;
- беседа;
- изучение продуктов деятельности учащихся;
- оценивание;
показали эффективность применения предлагаемой технологии в организации педагогического процесса в преподавании предметов теоретического цикла в ДШИ и ДМШ. При умелом применении этой технологии, педагог способен сыграть свою роль в выполнении ряда важнейших социальных функций сегодняшнего дня:
- воспитание музыкальной культуры учащихся;
- развитию музыкально-творческих способностей;
- развитие профессионального самоопределения учеников;
В настоящее время, технология проектного обучения является компонентом системы продуктивного образования и включает в себя совокупность приемов, позволяющих, при реализации их в определенной последовательности, стимулировать интерес обучаемых к различным проблемам и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, обеспечивать получение конкретного результата.
Данная технология ориентирована на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, умений, ценностных ориентаций, отношений. Она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, коммуникативных методов, творческих по самой своей сути.
Наработан большой позитивный опыт научных исследований по проблеме применения технологии проектного обучения в условиях системы дополнительного музыкального образования, тем самым осуществляя:
- гуманистическую направленность деятельности педагога;
- построение процесса обучения на активной, деятельной основе;
- личностно-ориентированный характер образовательного процесса;
- интеграционные связи между отдельными учебными предметами;
- возможность многофункциональной деятельности учащихся;
- самопознание, самоопределение, творческое развитие личности.
Организация проектно-творческой деятельности необходима на основе личностно-ориентированного и ценностно-ориентированного подходов, полисферности, приоритета воспитательных функций с целью создания реальной возможности эффективной организации учебно-творческого процесса на основе интегративного использования ее возможностей. Такой подход делает возможным создание условий для развития мотивации учащихся к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Условия, позволяющие использовать технологию проектного обучения в учреждениях дополнительного музыкального образования:
- мотивация детей для участия в проектной деятельности направленной на формирование личности, развитие их потребностной сферы;
- создание развивающей образовательной среды на основе ее социокультурных возможностей;
- создание и реализация модели организации целостного образовательного процесса в ДМШ и ДШИ, что дает возможность разностороннего личностного развития каждого ученика в соответствии с индивидуальными способностями.
При условии реализации комплексной разноуровневой образовательной программы по музыкально-теоретическим дисциплинам с использованием технологии проектного обучения, можно ожидать не только приобретение детьми знаний, умений и навыков музыкально-творческой деятельности, но и достижение основной цели современной образовательной политики в воспитании творческой, разносторонне развитой личности.
Педагогические возможности проектной деятельности в учреждении дополнительного музыкального образования успешно реализуются, если: содержание этой деятельности отражает разнообразие интересов учащихся, их возрастные особенности и индивидуальные возможности и предполагает решение социально и личностно значимых для них проблем.
Организация проектной деятельности обеспечивает ученикам:
- многократный выбор вида и направленности деятельности;
- возможность проявления самостоятельности;
- ознакомление с технологией проектирования;
- коллективные обсуждения и экспертную оценку проектов;
- получение общественного признания результатов проектирования.
Педагоги, владеющие алгоритмом ее реализации, методиками ее педагогического сопровождения:
- учитывают возрастные особенности учеников;
- прослеживают их индивидуальное развитие и изменения в познавательных интересах;
- организуют ситуации для эффективной реализации проектов учениками;
- включают проектную деятельность как основной компонент в авторские образовательные программы;
- ориентируют на творчество и реализуют собственные педагогические проекты.
Педагогические возможности проектной деятельности учащихся под руководством преподавателя в учреждениях дополнительного музыкального образования на предметах музыкально-теоретического цикла показали их высокую эффективность для обучающихся.
Источники информации:
- Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», Лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64 с.
- Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», Лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 68 с.
- Шевцова Т.В. Автореферат диссертации «Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся». http://www.dissercat.com/content/muzykalno-proektnaya-deyatelnost-kak-faktor-tvorcheskogo-razvitiya-uchashchikhsya
- Денисова Ю.А. Автореферат диссертации «Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования». http://www.dissercat.com/content/tekhnologiya-proektnogo-obucheniya-kak-sredstvo-uspeshnogo-osvoeniya-detmi-sotsiokulturnogo-
- http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node19.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла.
Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла....
Анализ проектной деятельности как инновационного направления в системе основного и дополнительного образования
Теоретические аспекты проектной работы...
«Применение информационных технологий в системе дополнительного музыкального образования детского дома»
Тезисы к XIV Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании" " ИТО-РОСТОВ 2014"...
Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.
Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...
«Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании»
выступление по теме Проектная деятельность в школе...
«Проектная деятельность в области предметов гуманитарного цикла»
Данный материал поможет при планировании внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла: русский язык, английский язык , литература....
Связь интегральной и проектной технологий в преподавании математики и предметов естественно-научного цикла
В статье описываются особенности интегрированных уроков в процессе математической подготовки, а также особенности проектно-исследовательской деятельности, интегрирующей математические и естественнонау...