Формирование ключевых компетенций учащихся через реализацию программы клуба «Эрудит»
статья по теме

Богданова Наталья Васильевна

Данная тема была представлена на региональных педагогических чтениях в г.Каргополь. В ней раскрыты те ключевые компетенции, которые формируются на занятиях интеллектуального клуба "Эрудит".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богданова Наталья Васильевна,

педагог дополнительного образования

 МАОУ ДОД «Районный центр

дополнительного образования» г. Няндома

Формирование ключевых компетенций учащихся через реализацию программы клуба «Эрудит»

Реформирование российского общества потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В воспитании подрастающего поколения важнейшим должно быть признано создание условий для освоения детьми социальных навыков и ролей, развития культуры их социального поведения с учетом динамики социально-экономических изменений в российском обществе [3]. Система российского образования перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в основе построения которого лежит личностно-ориентированный или компетентностный подход. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.

 В течение последних лет одной из главных целей современного образования видится развитие личности ребенка на основе развития компетенций. В документе «Стратегия модернизации российского образования» рекомендуется не противопоставлять компетенции знаниям или умениям и навыкам, поскольку понятие компетентности шире понятия ЗУН, оно включает их в себя, хотя и не ограничивается их совокупностью. Термин «компетентность» в материалах ФГОС второго поколения используется в описании универсальных действий, предметных, метапредметных и личностных результатов.

Доктор педагогических наук, Хуторской Андрей Викторович дал подробную трактовку понятиям «компетенция» и «компетентность».

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Классификация А.В. Хуторского выделяет следующие компетенции:

  • ценностно-смысловую;
  • общекультурную;
  • учебно-познавательную;
  • информационную;
  • коммуникативную;
  • социально-трудовую;
  • компетенцию личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурные компетенции – это круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций и пр.

Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

        Информационные компетенции – это когда при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

С 2012 года я являюсь руководителем интеллектуального клуба «Эрудит». Учащиеся клуба – это дети 3-5 класса. В своей деятельности руководителя клуба я ориентируюсь на формирование следующих ключевых компетенций:

  • учебно-познавательной;
  • информационной;
  • коммуникативной.

В процессе формирования учебно-познавательной компетенции задача заключатся не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться.

Для  активизации познавательной деятельности учащихся и повышению интереса к учению на каждом этапе занятия, я употребляю различные методы, формы и виды работы: схемы-опоры, таблицы, раздаточный материал, занимательные упражнения. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу. Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса, я использую следующие приемы:

  • создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся;
  • изучение нового материала с опорой на старые знания (из школьной  программы или жизни);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали нового на занятии?» и т.д.);
  • использование презентаций, игровых и соревновательных форм.

В процессе обучения учащимся предоставляется право выбора: выполнять задания разной степени сложности, совместно планировать содержание деятельности на последующих занятиях. Учащиеся включаются в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, взаимопомощь, коллективный поиск решения проблемы. Использование элементов метода проекта, позволяет создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

На занятиях часто использую такую форму как игра, так как она развивает познавательный интерес у младших школьников. Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к данному курсу.

        Все это помогает мне развивать у ребят интерес к обучению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь своим товарищам, тренировать память, мышление, внимание, воображение, добиться хороших результатов.

Несколько упражнений используемых мною в работе (Приложение 1).

Для формирования и развития информационных компетенций первоначально подбирались различные задания (загадки, загадки с подвохом, ребусы, шифровки, анаграммы и т.д.), давались задания на дом по подбору дополнительных материалов по изученной теме. На сегодня учащиеся второго года обучения уже по собственной инициативе подбирают интересные задания, используя следующие источники информации: книги, энциклопедии, Интернет-ресурсы, и т.п. Они не только научились находить информацию к занятиям, но и правильно систематизировать её, исходя из поставленной задачи. Кроме того, по подготовленным самостоятельно материалам, могут провести фрагмент игры со своими товарищами.

 Говоря о коммуникативной компетенции, можно смело утверждать, что занятия в клубе «Эрудит» позволяют детям развивать следующие навыки:

  • владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, и т.п.);
  • умение работать в группе, искать и находить компромиссы, принимать единое решение (работа над совместным заданием).

Проанализировав результаты деятельности клуба за два года, можно сделать следующие выводы:

  • учащиеся первого года обучения знакомятся с разными видами интеллектуальных игр, заданиями интеллектуальной направленности; учатся работать с дополнительными источниками информации, работать малыми микрогруппами;  у детей формируется интерес к интеллектуальному творчеству.
  • учащиеся второго года обучения научились работать с разными источниками информации, анализировать и обрабатывать её, умеют организовать свою досуговую деятельность (провести небольшую игру), формируют адекватную самооценку, умеют сотрудничать и работать в парах, группах и координировать действия для достижения лучшего результата.

Следовательно, на занятиях интеллектуального клуба «Эрудит» формируются ключевые компетенции, поэтому каждому обучающему предоставляется возможность стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью. Для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки.

Список литературы

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/Педагогика. № 10.2003. - с.26.
  2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. / Интернет-журнал «Эйдос».
  3. Камалеева, А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса [Текст] / А.Р. Камалеева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - №5. - С.6-18.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
  5. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С.3-12. - Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev. htm.
  6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». -2002. -23апреля. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm.
  7. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
  8. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm.
  9. Щерабакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности [Текст] / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. - 2008. - №10. - С.39.

Приложение 1

Система упражнений для развития интеллектуальной деятельности школьников.

  1.  Найдите  десять отличий  (предлагаю картинки)
  2. Анаграммы. Решите анаграммы, из каждой составьте  по три слова.

 ААКРТ  АКТУШ

 АКРУЧ  АВЕНС  

 АЕКРТ  ААЗКН

  1.  Ребусы (на различные правила)
  2. Интеллектуальная разминка.
  • Сколько пальцев на 2 руках?
  • Сколько недель в месяце?
  • Порядковый номер пятницы в неделе?
  • Наименьшее двузначное число?
  • Сколько лет в году?
  1.  Шифровка (предлагаю зашифровать пословицу, поговорку или фразу великого ученого с помощью букв алфавита, символов  или с помощью двух таблиц).
  2. Загадки с подвохом.
  • На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
  • Летела стая совсем не большая. Сколько в ней птиц, и какие?
  • Какой колокольчик не звенит? (Цветок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ключевых компетенций учащихся через совершенствование учебно- интеллектуальных умений и навыков на уроках математики»

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деят...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИХ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 В настоящее время возросла  роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, о...

Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»

В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области математики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать...