Информацинно - коммуникационные технологии в воспитательном процессе
материал по теме

Шишмарёва Светлана Александровна

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация воспитательного процесса, представляющую собой систему методов, процессов и программно –технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах педагогического процесса. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

         В образовательных учреждениях закрытого типа информационные технологии предоставляют возможность связи с социальным миром, расширение знаний об окружающем мире.

Цель педагогической деятельности с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ): создание рационально организованной познавательной деятельности в ходе воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_maamword_5.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация воспитательного процесса, представляющую собой систему методов, процессов и программно –технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах педагогического процесса. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

         В образовательных учреждениях закрытого типа информационные технологии предоставляют возможность связи с социальным миром, расширение знаний об окружающем мире.

Цель педагогической деятельности с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ): создание рационально организованной познавательной деятельности в ходе воспитательного процесса.

Задачи:

  1. Сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия воспитанника в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием.
  2. Построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания. Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
  3. Вовлечь в процесс активного воспитания категории воспитанников, отличающихся умственными способностями.

Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и педагога, и воспитанника с ОВЗ. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить воспитанника большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные элементы по восприятию новой информации, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации (иллюстративный материал, образцы поделок, схемы по выполнению поделок, коррегирующие гимнастики).

Поэтому я обратилась к изучению информатизации воспитания, под которой я понимаю изменение содержания, форм и методов работе с личностью с ОВЗ.

Для решения данных задач я использую в практике информационно –технические ресурсы учреждения (создание веб-сайта учреждения, 2009г.). На базе нашего интерната имеется кабинет информатики, где сосредоточено современное техническое оборудование. Я утверждаю, что любые средства воспитания способствуют модернизации и совершенствованию воспитательного процесса, активизируют мыслительную деятельность воспитанников с ОВЗ, способствуют развитию творчества и самого педагога.

Я начала работу по данному направлению с разработки принципов и методик по использованию современных информационно – коммуникативных технологий, их интеграцию в воспитательный процесс с целью повышения качества воспитательной работы.

Разрабатывая информационные материалы для кружковых занятий,  я использую за основу различные презентации по ознакомлению проживающих с современными методиками (квиллинг, бумагопластика, оригами, объемная аппликация). Работы воспитанников размещены на интернетсайте учреждения, что позволяет обмену идей, наработок с другими педагогами, воспитанниками. Таким образом, информационные и коммуникационные технологии с успехом применяются мною для повышения эффективности воспитательной деятельности в организации досуга воспитанников. В процессе кружковой работы воспитанники осваивают азы мастерства работы с бумагой «Цветы в вазе», «Цветочное панно», создают образцы рисунков в программе Microsoft Power Point (по кругу, по прямой линии, по диагонали), знакомятся с новыми технологиями работы с бумагой – изготовление модульных оригами, квиллинг, кусудама, объемная рамка, цветы из гофрированной бумаги и т.д., осваивают поисковые системы Интернета в качестве предоставления творческих работ на федеральные конкурсы, пользуясь программами: MS Word, MS Power Point. Использование компьютера позволяет мне сэкономить время на разных этапах: рассматривание образцов, актуализация знаний, проверка самостоятельной работы, демонстрация творческих работ, мастер – классов. Этапы закрепления проводятся посредством ИКТ технологий. Таким образом, компьютерное пошаговое обучение воспитанника обусловливает получение необходимой информации по теме, восприятие индивидуально – личностного характера, что позволяет мне увидеть продвижение в творческом поиске каждого воспитанника. С помощью программно – методических комплексов я могу управлять процессом реабилитации воспитанников.

         Информационно – коммуникационные технологии сочетаются на кружковых занятиях с технологиями:

  • педагогической мастерской построения знаний;
  • технологии исследования и проектирования;
  • здоровьесберегающими технологиями;
  • личностно ориентированными технологиями.

        Отношение воспитанника к компьютеру я воспринимаю, как к инструменту для общения, самовыражения, творчества (составление презентаций по компьютеру), формированию умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладению навыками использования информационных технологий (презентации «Работы в технике «квиллинга», «Пасхальные мотивы», «Творчество в оригами»). Таким образом, повышение воспитательного воздействия посредством включения в творческую деятельность помогает воспитанникам с ОВЗ увеличить уровень внимания, памяти, пространственного воображения, восприятия, образного мышления, сообразительности. Внедрение средств ИКТ в социально – реабилитационную работу способствует осуществлению индивидуализации и дифференциации в работе с воспитанниками. Таким образом, использование  мною метода конструктивного взаимодействия и взаимопонимания позволяет содержательно организовать досуг воспитанников. Разработанный мною проект «Творю на благо» способствует социализации воспитанников, через демонстрацию презентаций личностных результатов деятельности, что и позволяет судить о повышении информационной культуры воспитанников. Лично для меня данная работа  делается с энтузиазмом, с верой в то, что это кому-то нужно.

Решая вопрос о подтверждении повышения качества воспитательного процесса в результате применения информационных технологий, приведу пример описания эксперимента.

 Описание эксперимента.

         Известно, что сенсомоторные особенности человека являются одной из самых сложных функций его организма. Чтобы привлечь внимание кружковцев к выполнению квиллинговой технологии, кружковые занятия проводились в кабинете компьютерных технологий 1 раз в месяц, где каждый воспитанник имел возможность лично просматривать презентацию образцов.

        После изучения технологии по выполнению квиллинга, кружковцам был предложен сенсомоторный тест на тему «Цветовосприятие». Для диагностики использовалась шкала цветового спектра. Главный программный модуль – «ЦВЕТ» – предназначен для визуального контроля за усвоением практического материала, выдачи воспитаннику индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в данных знаниях.

 Этапы работы эксперимента.

         На первом этапе кружковцам была  предложена тестовая методика в режиме «Контроль», с целью выявления пробелов знаний сенсорных эталонов (цвет, форма, величина предметов). Тестовая методика помогла выявить затруднения у воспитанников в определении при подборе цветов. Всего 11 заданий.

  1. Цвет:
  • Определение цвета
  • Определение оттенков
  • Определение теплых и холодных тонов
  • Контрастность (яркий, бледный)
  1. Форма:
  • Называние формы предметов (тугая спираль, «глаз», капля, полумесяц, полукруг, свободная спираль, изогнутая капля, геометрические фигуры: ромб, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, трапеция)
  • Подбор по одному признаку
  • Подбор по двум признакам
  • Подбор по трем признакам
  • Подбор по четырем признакам
  1. Величина:
  • Определение объема фигуры (большой, средний, маленький)
  • Определение видовых величин (плоскостные, объемные)

По окончанию работы подсчитывается количество правильных ответов и сколько допущено ошибок, подсчет результат в процентном соотношении.

I этап работы (январь – февраль).

  1. «Сенсомоторный тест по определению уровня развития сенсорных эталонов»

Программный модуль «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: выявление умений подбирать, называть и различать предметы по цвету.

Название тестовой методики

Кол-во участников

Кол-во правильных ответов

Кол-во неправильных ответов

% ошибок

% качества

1

«Цветовосприятие»:

12

Общий показатель в %

53,5

Общий показатель в %

45,7

- Определение цвета

- Определение оттенков

- Определение теплых и холодных тонов

- Контрастность

8

4

33,2

66,4

6

6

50

50

5

7

58,3

41,6

3

9

72,7

24,9

2.«Тест на определение основных форм»

Программный модуль «ФОРМА» (февраль)

ЦЕЛЬ: выявление умений подбирать, называть и различать предметы по форме.

2

«Форма»:

Общий показатель в %

36,5

Общий показатель в %

63

- Называние формы предметов

- Подбор по одному признаку

- Подбор по двум признакам

- Подбор по трем признакам

- Подбор по четырем признакам

8

4

33,2

66,4

8

4

33,2

66,4

8

4

33,2

66,4

7

5

41,5

58,1

7

5

41,5

58,1

3.«Тест на определение величины предметов»

Программный модуль «ВЕЛИЧИНА» (март)

ЦЕЛЬ: выявление умений подбирать, называть и различать предметы по величине.

3

«Величина»:

Общий показатель в %

62,2

Общий показатель в %

39,3

- Определение объема фигуры

- Определение видовых величин

5

7

58,1

41,5

4

8

66,4

33,2

II этап работы (июль).

2. Второй этап работы – повторное изучение на практическое применение полученных знаний в композициях (июль).

 «Сенсомоторный тест по определению уровня развития сенсорных эталонов»

Программный модуль «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: выявление умений подбирать, называть и различать предметы по цвету.

Название тестовой методики

Кол-во участников

Кол-во правильных ответов

Кол-во неправильных ответов

% ошибок

% качества

1

«Цветовосприятие»:

12

Общий показатель в %

31,1

Общий показатель в %

68,5

- Определение цвета

- Определение оттенков

- Определение теплых и холодных тонов

- Контрастность

10

2

16,6

83

9

3

24,9

74,7

8

4

33,2

66,4

6

6

50

50

«Тест на определение основных форм»

Программный модуль «ФОРМА» (февраль)

ЦЕЛЬ: выявление умений подбирать, называть и различать предметы по форме.

2

«Форма»:

Общий показатель в %

19,9

Общий показатель в %

79,6

- Называние формы предметов

- Подбор по одному признаку

- Подбор по двум признакам

- Подбор по трем признакам

- Подбор по четырем признакам

10

2

16,6

83

10

2

16,6

83

10

2

16,6

83

9

3

24,9

74,7

9

3

24,9

74,7

«Тест на определение величины предметов»

Программный модуль «ВЕЛИЧИНА» (март)

ЦЕЛЬ: выявление умений подбирать, называть и различать предметы по величине.

3

«Величина»:

Общий показатель в %

16,6

Общий показатель в %

83

- Определение объема фигуры

- Определение видовых величин

10

2

16,6

83

10

2

16,6

83

III этап работы – заключительный (итоговый)  (ноябрь).

«Сенсомоторный тест по определению уровня развития сенсорных эталонов»

Программный модуль «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: выявление умений подбирать, называть и различать предметы по цвету.

Название тестовой методики

Кол-во участников

Кол-во правильных ответов

Кол-во неправильных ответов

% ошибок

% качества

1

«Цветовосприятие»:

12

Общий показатель в %

12,4

Общий показатель в %

87,2

- Определение цвета

- Определение оттенков

- Определение теплых и холодных тонов

- Контрастность

12

12

0

100

10

2

16,6

83

11

1

8,3

91,3

9

3

24,9

74,7

«Тест на определение основных форм»

Программный модуль «ФОРМА» (февраль)

ЦЕЛЬ: выявление умений подбирать, называть и различать предметы по форме.

2

«Форма»:

Общий показатель в %

4,9

Общий показатель в %

94,8

- Называние формы предметов

- Подбор по одному признаку

- Подбор по двум признакам

- Подбор по трем признакам

- Подбор по четырем признакам

12

12

0

100

12

12

0

100

12

12

0

100

11

1

8,3

91,3

10

2

16,6

83

«Тест на определение величины предметов»

Программный модуль «ВЕЛИЧИНА» (март)

ЦЕЛЬ: выявление умений подбирать, называть и различать предметы по величине.

3

«Величина»:

Общий показатель в %

8,3

Общий показатель в %

91,5

- Определение объема фигуры

- Определение видовых величин

12

12

0

100

10

2

16,6

83

Качество проведения воспитательной работы с воспитанниками на конец года.

Общий показатель в %: 91,1 %.

Вывод: результаты каждого воспитанника на каждом этапе воспитательной работы фиксировались в таблицах, данные которых вносились с периодичностью, сравнивались новые результаты с предыдущими. Такая тестовая методика позволила сравнить результаты качества выполняемых работ воспитанников, внести коррективы в творческий процесс.

 В эксперименте участвовало 12 человек возрасте от 18 до 40 лет.

 Анализ результатов тестовой методики показал:

 улучшили результаты теста – 8 воспитанников (66,6 %);

 подтвердили результаты –  2 воспитанника (16,6 %);

 остались результаты на прежнем уровне  – 2 воспитанника (16,6 %).

 % качества выполняемых работ на начало эксперимента составил 49,3 %, 

 на конец эксперимента – 91,1%.

Качество проведения воспитательной работы с воспитанниками на конец года.

Общий показатель в %: 91,1 %.

Вывод: результаты каждого воспитанника на каждом этапе работы фиксировались в таблицах, данные которых вносились с периодичностью, сравнивались новые результаты с предыдущими. Такая тестовая методика позволила сравнить результаты качества выполняемых работ воспитанников, внести коррективы в творческий процесс.

 В эксперименте участвовало 12 человек возрасте

 Анализ результатов тестовой методики показал:

 улучшили результаты теста – 12 кружковцев (80%);

 подтвердили результаты – 2 кружковца (13%);

 ухудшились результаты – 0 кружковцев(0%).

 % качества выполняемых работ на начало эксперимента составил 76%,

 на конец эксперимента – 81%.

         Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что тестовая методика, выполняемая на основе программно – методического комплекса, помогает интенсифицировать воспитательный процесс, оптимизировать его, поднять интерес к творческому процессу, вооружить новыми знаниями и включиться в информационное пространство.

        Мой опыт знакомит коллег с опытно – экспериментальной работой по формированию художественно – эстетических качеств у воспитанников с ОВЗ на кружковых занятиях посредством введения воспитанника в художественное творчество, нестандартным подходом к использованию ИКТ.

Практика, посвященная развитию сенсомоторных функций, формированию навыков продуктивного труда, является одним из важнейших направлений системы воспитательной работы. Важными условиями в развитии развивающейся личности является приобщение его к совместной творческой деятельности, которая помогает откликнуться ребенку на явления социальной жизни, на сопереживание чужой радости и печали, на потребность в проявлении себя в творческом труде.

Соприкосновение с творчеством (что делать, как делать, какие виды материалов использовать, в какой деятельности участвовать) является для делом значимым, при этом затрагиваются творческие интересы каждого воспитанника, участвовавшего в творческом труде, их эмоциональное состояние, информационное поле.

Следовательно, творческая деятельность – есть результат совместной работы, который сближает педагога и воспитанника, помогает лучше понять друг друга, уменьшает уровень тревожности, изменяет систему мотивации субъектов воспитательного процесса, укрепляет веру в успех, сопричастность в нужности, служению веры в добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе

Доклад заместителя директора по УВР по теме педсовета. В настоящее время многие учебные заведения оснащены не только компьютерными классами, но и мультимедийными проекторами и ноутбуками, всть выход...

Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе и управлении образовательным учреждением

В данном выступлении (текст выступления + презентация) представлен  опыт  научной организации труда  заместителя директора по учебно-воспитательной работе на основе применения информаци...

Внедрение и использование учителем информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Сегодня становится очевидным, что необходимо повышать компетенцию учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, необходим...

ИНФОРМАЦИННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Одна из главных задач образования состоит не только в передаче знаний учащимся, но и в пробуждении личностных мотивов, воспитании интереса к обучению, к самосовершенствованию и самовыражению. Стр...

Использование здоровьесберегающих технологий при внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс

Презентацию "Использование здоровьесберегающих технологий можно использовать на педсоветах, МО, семинарах....

Информационно коммуникационные технологии в воспитательном процессе

В работе собраны в помощь классному руководителю буклет, полезные электронные ресурсы, полезные ссылки....

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе школы - интернат.

Использование средств ИКТ для развития познавательного интереса обучающихся школы-интерната....