Педагогика мужества: воспитание примером
статья (5 класс) на тему

Сазонов Александр Викторович

В современной ситуации закономерным представляется растущий интерес родителей  к военно-ориентированному (кадетскому) образованию. И объясняется он не столько элитарностью или надеждой на качество обучения основным дисциплинам, сколько нацеленностью на высшие нормативные ценности, на приоритет высоких личностных проявлений, интуитивно – на формирование особого рода личности, похожей на выдающихся выпускников подобных учебных заведений – людей, воспитанных по духовному лекалу - героическому образцу.

В данной статье опыт нахимовского воспитания рассматривается в двух ракурсах: военно-педагогическом и культурологическом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А. В. Сазонов, педагог дополнительного образования

Н. В. Прозорова, педагог дополнительного образования, руководитель

ПЕДАГОГИКА МУЖЕСТВА: ВОСПИТАНИЕ ПРИМЕРОМ

«Одно останется небезрассудным - это жажда подвига, - писал М. Е. Салтыков-Щедрин, - В этой жажде трепещет живое человеческое сердце, скрывается пытливый и никогда не успокаивающийся человеческий разум».  Жажда подвига родственна первым десятилетиям жизни, и тот, в чьем сердце не угасла юность, стремится к подвигу всегда.

Современное общее образование дает богатый опыт коммуникации, получения информации из различных источников, активного использования ее в организации собственной успешной жизни. Однако духовное воспитание, развитие волевых качеств, товарищеских отношений в реальности диссонирует с образовательной парадигмой информационного общества. Информатизация жизни трактуется как процесс компьютеризации всех областей человеческой деятельности, в том числе и образования. Во многих научно-педагогических исследованиях выдвигается предположение, что этот процесс переводит людей из реального в «виртуальное существование». Человек отдаляется от духовного, теряет самого себя. Наиболее уязвимы в данном процессе  люди, которые растут. Приоритетами их основного образования являются технологические, технические, информационные  подходы. Жизненные ценности уже с младшего школьного возраста уходят в плоскость материальных предпочтений. Понятия чести и долга, жертвенности и служения, веры и верности, мужества и благородства перестают определять порядок жизни многих современных юношей и девушек.

На этом фоне закономерным представляется растущий интерес родителей  к военно-ориентированному (кадетскому) образованию. И объясняется он не столько элитарностью или надеждой на качество обучения основным дисциплинам, сколько нацеленностью на высшие нормативные ценности, на приоритет высоких личностных проявлений, интуитивно – на формирование особого рода личности, похожей на выдающихся выпускников подобных учебных заведений – людей, воспитанных по духовному лекалу - героическому образцу.

Рядом с крейсером "Аврора" на Петроградской набережной Санкт-Петербурга стоит здание, напоминающее корабль. В этом доме-корабле около 100 лет юные люди открывают собственное предназначение. С 1944 года в его стенах находится Нахимовское военно-морское училище.

Однако само здание предназначалось для Училищного Дома имени Петра Великого. Дом по замыслу его создателей и вдохновителей призван был стать средой для воспитания человека, дающего жизнь кораблю, по примеру Человека, давшего жизнь Флоту. Среди создателей дома-корабля были выдающиеся архитекторы А. И. Дмитриев и А. Н. Бенуа. Среди вдохновителей – император Николай II. Среди способствующих созданию Училищного Дома - священник Философ Орнатский, поборник образования и будущий святой новомученик.

Идея строительства принадлежала Комиссии по образованию и была созвучна образовательным настроениям конца 19 – начала 20 века. В те времена в России торжествовала идея просветительства. Училищным домам придавалось большое значение. Здесь обучали специалистов для нужд промышленности. Именно Училищные дома стали прообразом современных образовательных комплексов, соединяющих в себе общее (основное) и дополнительное (углубленное, расширенное, разностороннее, развивающее) образование.  

В решении комиссии по образованию говорилось: «Современное направление промышленности требует культурных работников, богатых научными знаниями, и в то же время обладающих умением воплощать произведение мысли в реальную форму»[14]. В качестве образца для подражания будущих профессионалов-кораблестроителей был определен император Петр Великий, труженик, разносторонне одаренный человек, радетель талантов, новатор, воин, нацеленный на успех, моряк, открывающий новые горизонты. Его образ должен был главенствовать в здании, влиять на воспитание учеников.

И потому в тимпане фронтона на фасаде здания была помещена монограмма Петра I, в нише третьего этажа – его полутораметровый бронзовый поясной бюст, а под ним щит с надписью «Отцу Отечества». В картинах, размещенных в Актовом зале, в названиях помещений, в скульптурных группах, интерьерах, барельефах и вензелях – напоминание о Петре, его времени, победах, прежде всего, главной – в Полтавской битве. В актовом зале на изразцах запечатлены изречения Петра I: "Военным судам быть", "Славные наши учёные люди будут писать книги о всяких науках"… На фасаде Ремесленного корпуса Училищного Дома - горельеф с изображением богини Минервы, демонстрирующей небесное покровительство деяний Петра. Римская Богиня мудрости изображена, как покровительница искусств и ремесел, на фоне предметов, символизирующих различные виды деятельности: военное дело, навигацию, кораблестроение, живопись, ваяние, театр. Среда призвана была обращать учеников к морю, поднимать настроение, будить творческие порывы, пробуждать таланты, вдохновлять на учебу и служение Отечеству трудом. В замысле  Дома-корабля соединились романтика моря с романтикой детства, Труд с Победой, Подвиг с Талантом. Образец служил делу образования.  

Размещенное в 1944 году в доме на Петровской набережной Нахимовское военно-морское училище было помещено в исторически сформированную образовательную среду и унаследовало доминирующий в ней  образец. Слава и доблесть Военно-морского флота, рожденного Петром, стала высшим идеалом воспитательной системы училища. Интерьер здания обусловил образовательные приоритеты.

«Талант — это, прежде всего, целеустремленная воля к действию. Подвиг, как и талант, сокращает путь к цели», - писал Леонид Леонов. Древняя мудрость гласит «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Дом-корабль назвали именем адмирала П. С. Нахимова, человека, в котором органично соединялись подвиг и талант. Он действительно умел управлять временем, прессовать его для достижения быстрой и эффективной победы. Умел заранее закладывать фундамент будущих побед, прогнозировать их исход. Он был героем с детства. Во время исследовательской экспедиции 2011 года на малую родину адмирала в общении с биографами Нахимова нахимовцы выяснили, что помимо благочестивых родителей в детстве на Павла оказал большое влияние пример его двоюродного дяди и крестного Николая Матвеевича, героя Отечественной войны 1812 года, одного из предводителей народной войны на Смоленщине. Личный пример воспитателя Павла Нахимова в Морском корпусе князя С. А. Ширинского-Шихматова, наставников в военно-морском деле Д. Н. Сенявина и М. П. Лазарева повлиял на становление будущего выдающегося моряка, исследователя, кораблестроителя, военного педагога-практика.

Нахимов разработал и утвердил не в теории, а на практике принципы, приемы и методы воспитания подлинного воина, которые помогали в бою простому русскому  парню вырасти до героя-моряка. Система воспитания Нахимова основывалась на глубоком уважении к личности матроса и твердой уверенности в его высоких боевых и духовных качествах. «Вот кого нам нужно возвышать, учить», - говорил Нахимов. Обязанность офицера как воспитателя – разумно воздействовать на эту силу и притом справедливо и человечно относиться к матросам:  «Необходимо поощрение, сочувствие. Нужна любовь к своему делу, тогда с лихим нашим народом можно такие дела делать, что просто чудо»[15].

Нахимовская система подготовки моряков является примером деятельностного подхода к воспитанию: «Все можно отнять у человека, – поучал Нахимов – славу, значение в обществе; можно приписать ему дурные качества... например, честолюбие, эгоизм, глупость, все, что хотите – одного невозможно отнять: благодетельных последствий деятельности, ежели она направлена на что-нибудь полезное для общества и правительства»[15].  «Нужно быть деятельным. Деятельность - великое дело, у нее есть большие права»[15].  

Мужеством, подвижничеством, согласно воспитательным взглядам Павла Степановича, являлось не безрассудное геройство, а высокий уровень боевой выучки, ратный труд. Поднимать народ до его истинного роста, вкладывая в  матросов  всю душу, и самому дорастать до народа – вот в чем заключалась педагогическая идея Нахимова.

Нахимовское воспитание не в страхе, но в радости вызывало ответную готовность к службе, к подвигу. «Надо воспитывать, не пугая, не слова, а мысль передавая, надо возвышать, учить, возбуждать в моряках геройство, храбрость...»[15]

В основе нахимовской школы лежал принцип воспитания примером. Вот слова адмирала Нахимова: «Командир – воспитатель. Надо прежде всего с себя спрашивать построже. И поменьше воспитывать на словах, а побольше показывать на деле»[15]. Его собственная неусыпная забота о флоте, его бескорыстие и трудолюбие, его превосходное руководство боевыми действиями под Синопом и в Севастополе - служили прекрасным дополнением к излагаемым им наставлениям и являлись образцами, на которых воспитывались целые поколения моряков.

В своих приказах и распоряжениях он неоднократно напоминал подчиненным о строгом, неукоснительном соблюдении Устава воинской службы. «Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живешь, и мундир, который носишь», - говорил адмирал[15]. Нахимовский подход к воспитанию не только обеспечивал порядок в несении службы, но и в целом упорядочивал матроса, развивал в нем ответственность, жертвенность, терпение, которые лежат в основе жизненной стойкости и являются составными любви к Отечеству.

Нахимовские военно-морские училища, созданные в 1943-45 году, стали наследниками педагогики адмирала П. С. Нахимова. В основу образовательной системы был положен опыт доблестного Морского кадетского корпуса, одного из старейших учебных заведений России.

Флотоводцы Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, Н. О. Эссен, А. В. Колчак, мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и И. Ф. Крузенштерн,  литераторы и военные педагоги И. Л. Голенищев-Кутузов, В. А. Римский-Корсаков, С. А. Ширинский-Шихматов, писатели и исследователи русского языка А. А. Шишков, П. А. Ширинский-Шихматов, В. И. Даль, композитор Н. А. Римский-Корсаков, живописцы А. П. Боголюбов, В. В. Верещагин, российский общественный деятель, просветитель, «отец вологодского масла» Н. В. Верещагин и многие другие выдающиеся выпускники корпуса – бесконечная галерея судеб людей, которых смело можно назвать целостными личностями, собранными духовно, самобытными душевно, выносливыми физически. Военные моряки, успешно послужившие Отечеству на флоте, они стали первыми в военном и морском деле, науке, культуре, промышленности, общественной жизни России. Их объединяла одна воспитательная  система – победная педагогика Морского кадетского корпуса. Они воспитывались на примере старших, выдающихся, и сами становились примером для последующих поколений. На разных этапах истории корпуса по-разному строился распорядок, менялся учебный план, но неизменным оставался целостный подход к образованию, гармоничное соединение общекультурного и специфического, общечеловеческого и личностного, идеального и воплощенного.

Образовательная формула Морского кадетского корпуса по сей день актуальна и с исторической, и с методико-организационной точки зрения. Морское дело расширяет жизненные горизонты, придает гибкость и восприимчивость уму, поднимает дух. Воинская служба собирает волю, укрепляет внутренний стержень личности. Знания ложатся в основу миропонимания и практической деятельности. Вера придает духовную устойчивость, становится фундаментом слов и поступков. Искусство будит и облагораживает чувства. Словесные науки, речевое творчество и обмен опытом через слово помогают установить смысловые связи с Богом, миром и самим собой. Кадетское братство, проверенное в ученье, общежитии, морских походах, становится прообразом народа, приучает мыслить соборно. Опыт мудрых офицеров-наставников, братьев-выпускников служит примером чести и достоинства.

В инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов 1897-1900 г.г. говорилось: «Воспитание в российском военном учебном заведении должно подготовлять детей и юношей к будущей службе Отечеству; развивать в юношах способность, привычку и сознательную любовь к труду: физическому, умственному, воинскому, творческому; воспитывать веру в нерушимость присяги, мужество, храбрость, чувство взаимной выручки, физическую и душевную выносливость, крепость духа. Любовь к Отечеству и самоотвержение составляют заветное, из роду в род преходящее для всех сословий".  Формула «из роду в род» означала «по примеру», «по образцу». В неразрывности поколений, в передаче ценностей и идеалов по наследству заключался секрет образовательного успеха кадетских корпусов, и, в частности, Морского кадетского корпуса.

Примером и образцом становились не только выдающиеся представители прошлых поколений, но, прежде всего, воспитатели и педагоги.

В 1944 году Лев Андреевич Поленов, начальник Цикла военно-морской подготовки Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, изложил своеобразное морально-этическое кредо воспитанника: «Воспитанное с раннего возраста глубокое сознание долга перед Родиной, любовь к Отечеству и беспредельная преданность собственному делу, требовательность к себе, доведённая до степени привычки, исключительная честность, правдивость и прямота, здоровое самолюбие, любовь и уважение к начальникам и старшим, умение держать себя в обществе…Из этих качеств вытекает понятие о морском офицере»[9]. Это кредо стало кодексом чести для первых нахимовцев.  

Ленинградские нахимовцы первых поколений свидетельствуют, что первые педагоги НВМУ действительно были примером службы и отношения к людям, высокой культуры и офицерской выдержки. Они умели увидеть в человеке его природу, его потенциал, даже заслоненные таланты, смотивировать воспитанника на старание в учебе и доблесть в службе. Из нахимовца одного из первых наборов: «Не знаю, по какому принципу отбирались и назначались командиры рот и офицеры-воспитатели, но все они были хорошо образованными, культурными и неглупыми людьми. Все они только что прошли войну и ничего не боялись. Среди них, к тому же, были офицеры старой закалки (Поленов, Муравьев и др.)...  Многие офицеры, служившие в те времена в училище, как ни странно, были потомственными дворянами и передавали нам свою культуру…»[13].

Нахимовские военно-морские и Суворовские военные училища становятся первыми в стране школами-комплексами, где основное и дополнительное образование, военно-морское и общекультурное воспитание переплетаются, переливаются, помогают друг другу. На уроках и занятиях кружков активно воспитывают, в процессе воспитания учат полезному, доброму и вечному. Нет более или менее приоритетных уроков и занятий. Приоритетны «Родина», «долг», «честь».

В самом начале пути в Нахимовском училище зарождается личностно-ориентированная система образования. Целостность личности рассматривается как  качество, отражающее ее способность в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженной личностным позициям и ценностным ориентациям. Формируется человек, умеющий смотреть на вещи как есть, делать свои выводы и, если необходимо, говорить об этом. Целостность ассоциируется с мужеством, укрепляется примерами из прошлого и настоящего, проверяется в деле.

Военное воспитание начинается с обращения к Уставу. Интерес к изучению Устава укрепляется мыслью о том, что любой, рожденный мужчиной, - защитник своего Отечества и продолжатель традиций отцов и дедов.

Важная составляющая воинского воспитания – создание условий, находясь в которых воспитанник осознанно учится быть военным. В создании этих условий он практически участвует сам, начиная с курса молодого бойца, одновременно привыкая к условиям реальной службы. В организации быта и в общении расставляются акценты так, чтобы в человеке развивалась способность преодолевать трудности, трудиться, добиваться успеха. В то же время в каждой казарме присутствуют элементы домашней жизни, чтобы человек с детства впитывал в себя доброе, помнил о доме – причале.

Дополнительные предметы военно-морского направления включены в систему основного образования и определяют профильность учебного заведения. Это позволяет выпускать из стен НВМУ младших морских специалистов. Работают мастерские: такелажная, радиотехническая, переплетная, столярная, механическая, электромеханическая, «Судомоделирование». Действуют секции игровых видов спорта, студии художественно-эстетического направления. Систему дополнительного образования НВМУ в разное время озаряют своими трудами и дарованиями военные моряки, талантливые тренеры, музыканты, хореографы, писатели, художники. Более сорока лет хором Нахимовского военно-морского училища руководит Маргарита Анатольевна Кочетова, член Союза композиторов, ученица Василия Павловича Соловьева-Седого.

Лучшей тренировкой в военном деле является соревнование. Соревновательность вызывает интерес, поднимает жизненный тонус, дает возможность проверить свои силы и поучиться у других. Причем, важно научиться и выигрывать, и, проигрывая, не роптать, а продолжать работать над собой.

Все, что связано с проявлением даже малейшего зла в человеке, не принимается  в среде воспитанников.  Юному воину-моряку важно научиться быть сильным, но не агрессивным, добрым, но не добреньким, успешным, но не горделивым, свободным, но не позволяющим себе все без границ. Одно из важных требований воинского воспитания – формирование способности ценить время и чувствовать его движение.

Уже в сороковые годы воспитанники учатся брать пример друг у друга. Среди них юные герои Великой Отечественной войны. Из простых и честных поступков ребят, из их высоких моральных качеств вырастает неизменная готовность к подвигу, готовность пожертвовать собой.

10 августа 1956 г. в поселке, где проводил летний отпуск нахимовец 2-А роты Станислав Денисов, вдруг загорелся дом. Денисов геройски проявил себя на пожаре, в училище пришло благодарственное письмо. 21 июля 1960г. во время пожара на корабле, "при исполнении служебных обязанностей", погиб нахимовец выпускного класса Владимир Павлов. 13 августа 1966 г. Костя Несмиян погиб при задержании преступника. В сентябре 1992 г. за честь флота вступился Дмитрий Петровский, получил удар ножом в сердце и чудом выжил, спасенный военными врачами. Через полгода адмирал И. В. Касатонов вручил ему орден "За личное мужество".

Повзрослевшие нахимовцы уже на службе проявляют профессионализм, равный героизму. Звания Героя России удостаиваются Александр Берзин, Всеволод Хмыров, Тимур Апакидзе, Александр Опарин, Сергей Справцев.

Человек - узел связи. Постижение духовного опыта и обретение собственного невозможно без образца, примера. Впереди идущий подобен маяку, освещающему путь. Нахимовское военно-морское училище впитало в себя глубокие и разнообразные традиции воспитания примером.  В настоящее время путь к образцу прокладывается словом и действием.

В системе воспитания НВМУ эффективные и любимые воспитанниками средства воинского воспитания, содержащие  себе духовный компонент: участие в Параде Победы и дальние походы на военных кораблях, шлюпочная практика и практическое изучение военного дела, приобщение к изучению истории и художественным традициям российского воинства. Встречи с героями Флота, общение с ветеранами, исследовательские экспедиции на малую родину великих моряков позволяют человеку приобщиться к лучшим примерам достойной службы, к воинским, соборным,  культурным традициям Отечества.

Вот уже пять лет нас объединяет просветительская игра "Нить памяти". Для участия в ней необходимы знание военной истории, истории культуры. Темы игры ежегодно меняются: "Санкт-Петербург - город воинской славы", "Традиции российского надводного флота", "Духовно-нравственные традиции российского воинства", "Нравственный облик героя-моряка", «На службе Отечеству с детства». Казалось бы, простая игра-викторина требует от участников умения синтезировать информацию, делать духовные выводы, совершать логический поиск в команде.

Все сценические программы в училище: лирико-героические композиции, концерты-спектакли, концерты-церемонии - авторские. Каждая программа - наполненный художественными образами разговор о добром, прекрасном, вечном. Из концертной деятельности вышел проект "Шаг навстречу" (система творческого сотрудничества с ветеранскими организациями, Домом ветеранов сцены, воинскими частями). Творческое общение нахимовцев-артистов и зрителей позволяет решать сверхзадачу воспитания - формирование и развитие художественного вкуса, высоких ценностных установок, активно-созидательной жизненной позиции.

Лучшее средство воспитания исторической памяти и ответственности перед Отечеством - погружение в атмосферу живых традиций. Культурологический проект "Дорога" - это экскурсионно-паломнические поездки и исследовательские просветительские экспедиции по святым местам и местам воинской славы России. В поездках нахимовцы собирают материал для личного исследования, общаясь с краеведами, писателями, учеными, священниками, на творческих встречах рассказывают о традициях Российского Флота и Нахимовского военно-морского училища. Впечатления ложатся в основу учебно-исследовательских работ, журналистских материалов и творческих презентаций".

Нахимовские образовательные чтения - это одновременно площадка для представления исследовательских работ педагогов и нахимовцев и коммуникативная ситуация, в которой поднимаются и решаются проблемы организации учебно-воспитательной среды. В 2010 году именно благодаря поисково-аналитической работе в рамках первых Нахимовских чтений выстроилась модель дополнительного образования. В 2011 году под пристальное внимание участников чтений попало уникальное явление "военно-морское образование".  Третьи образовательные чтения 2012 года - "Военно-морское образование как эффективная система воспитания целостной личности", стали посвящением памяти выдающего моряка Павла Степановича Нахимова в связи сего 210-летием. Четвертые чтения стали дискуссионной площадкой для ответа на вопрос «Каким быть в современных условиях НВМУ?».

Сверхзадача нахимовской системы образования - сохранение и развитие целостной личности. Детство и отрочество - время пробы. Поэтому очень важно в это время попробовать свои силы в разных областях деятельности, обнаружить в себе таланты и мужество, научиться трудиться и служить - "проверить себя на готовность к подвигу".  И тогда будет найден ответ на вопрос "Для чего я рожден?" и начнется активная реализация человека на профессиональном поприще во славу Отечества.

Список литературы

  1. Адмирал Павел Степанович Нахимов – гордость и слава России. Сост. М.В. Макареев. Севастополь, 2003
  2. Бабурова И. В. Категория примера в воспитании ценностных отношений школьников. CyberLeninka.ru
  3. Беляев И.Н. Адмирал Нахимов и Смоленский край. Смоленск, 2002
  4. Бодалев А. А. О качествах личности великих и выдающихся людей как ориентире для воспитания молодежи // Мир образования — образование в мире. 2004. № 1.
  5. Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. СПб., 2004.
  6. Военная психология и педагогика. М., 1998.
  7. Военно-психологические взгляды русских военных деятелей XVIII-XIX веков. (под ред. К. В. Богданова). – М., ГУРЛС, 1992
  8. Гаркуша Е. П. Цикл лекций по психологии. ВУНЦ ВМФ "ВМА им. адмирала Кузнецова Н. Г." Кафедра ОМОП. 2013
  9. Грабарь В. К. Нахимовское училище. История. Традиции. Судьбы. СПб., 2003
  10. Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма. Очерки истории.– М., 1997
  11. О долге и чести воинской в армии Российкой (под общей редакцией Панкова Н.А.), М., 2010
  12. Нахимов П. С. Документы и материалы. В 2 т. Под ред. В.С. Соболева. Российский Государственный архив Военно-Морского флота. СПб., 2003.
  13. Панферов Ю. Жизнь нахимовца. flot.com
  14. Пыляев М.И. Старый Петербург. Л.,1990
  15. Тарле Е. В. Адмирал Нахимов. nahimov.velchel.ru
  16. Теория и практика воспитания военнослужащих. М., 2005
  17. Семенова Э. Ф. Влияние примера героической личности на формирование эмоционально-нравственного опыта младшего подростка: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1972. С. 8.

Опубликовано: Морской сборник. 2014. №4 Стр.56-60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей

Доклад на областных этнографических чтениях в ГУК БГМНК "Народная педагогика: традиции, опыт, прблемы"...

Урок - презентация по педагогике "Методы воспитания" в системе СПО

Данная презентация урока по педагогике предназначена для проведения на интерактивной доске. Благодаря данной презентации студенты знакомятся с классификацией методов воспитания. В презентации показан...

Курсовая работа по педагогике «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении интернатного типа».

представлен материал о детях-сиротах, их особенности и проблемы, а также практическая часть...

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ...

Роль музейной педагогики в воспитании учащихся школы

В работе описана роль музейной педагогики  в формировании предметных и метапредметных результатах образования обучающихся....

Выступление на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»

Выступление на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»...

Презентация к Выступлению на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»

Презентация к Выступлению на тему:  «Организация и проведение  Уроков Мужества  на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова» содержит 8 слайдов...