Выступление на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»
статья на тему

Выступление на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межрегиональная  научно-практическая конференция

 «Святой образ адмирала Ф.Ф.Ушакова в системе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи: особенности, опыт, проблемы»

Выступление на тему:

«Организация и проведение

Уроков Мужества

на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»

Подготовила: учитель истории

МОУ «ЦО «Тавла» - СОШ №17»

Кудрявцева С.Ю.

                                        Саранск-2017

                                              12.10.2017

Гражданско - патриотическое образование и воспитание подрастающего поколения сегодня объективно отнесены к числу стратегических направлений в развитии нашего общества. Именно гражданское воспитание детей и подростков, выработка устойчивой жизненной позиции: человек- гражданин- патриот - рассматривается нами в качестве приоритетной задачи в системе социализации, воспитания, образования и развития личности. Именно гражданственность является формой проявления культуры жизненного самоопределения в демократическом обществе, формой актуализации гражданской культуры.

Сегодня отнюдь не случайно большое внимание в школе уделяется патриотическому воспитанию. Ложная идеология не способствует формированию у современной молодёжи чувства любви к родине. Поэтому уроки мужества в современных школах - это путь к постижению добра, исторической правды и уважения к памяти тех, кто ценой неимоверных усилий завоевал для нас мир и свободу.

Целью проведения урока мужества является историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.

Такие уроки невозможно проводить формально, они должны быть прочувствованы сердцем каждого участника.

Обычно Урок мужества проводим  накануне или в дни государственных и региональных праздников, а также накануне важных военно-исторических дат - Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня воинской славы России.

Особое место при проведении Уроков мужества занимают мероприятия, посвященные легендарному адмиралу Ф.Ф.Ушакову.

Мы используем  разнообразные  формы проведения Урока: кино-урок, дискуссия, путешествие во времени, презентация, литературная, историческая гостиная, виртуальная экскурсия, конференция и т.д. в зависимости  от возрастных особенностей школьников.

Важную роль на наш взгляд при проведении Уроков Мужества играет подготовительный этап.

Для успешного проведения Урока мужества,  прежде всего,  собираем  как можно больше информации о событии или герое, которым посвящено данное мероприятие.

Для того чтобы в Уроке мужества обучающиеся приняли активное участие,  даем им задание на подготовку  докладов, сочинений  по тематике проводимого занятия, а также коротких сообщений по отдельным вопросам, а также предлагаем  обучающимся изготовить разнообразные поделки изобразительного творчества (рисунок, графика, чеканка, мозаика,  лепка, резьба по дереву и др.) и компьютерные проекты (презентация, сайт и т. п.). Стараемся сделать выставку по теме урока мужества в кабинете истории, школьном музее или фойе школы.

Для проведения «урока мужества» обязательно готовим  видео и аудиоматериалы. Можем предложить видеофрагменты учебных фильмов из серии «Аты-баты…»

Организованное и содержательное проведение урока мужества невозможно без тщательного и продуманного плана. Поэтому  тщательно распределяем  роли для каждого обучающегося, поминутно рассчитываем  время на все акты и мероприятия (построение, сообщения, выступления, просмотр фильма, прослушивание докладов и т. п.), предусматриваем  и проверяем все необходимое оборудование и оснащение проводимого мероприятия.

1.Урок мужества всегда  начинаем  с прослушивания Государственного гимна РФ.

2.В кратком вступлении даем краткую историческую справку о той дате или героях, которым посвящен урок. Например, 11 сентября – День воинской славы – победа русской эскадры над турками у мыса Тендра.  Во вступлении сообщаем учащимся важность этой даты, ее связь с именем Ф.Ф.Ушакова, ставим проблемный вопрос: Почему этот день относят к Дням воинской славы?

Во вступительном слове говорим обучающимся о том, что теме мужества и героизма посвятили свои мысли и размышления как  выдающиеся политические и государственные деятели, так и писатели и поэты, простые граждане   нашего Отечества, приводим примеры высказываний и можем ставить их в качестве проблемы для обсуждения. Например,  такое высказывание: «Если сравнивать морской бой с шахматами, то Ушаков — первый русский игрок гроссмейстерского уровня».  

3. Представляем обучающимся приглашенных на урок героев, представителей государственных организаций, общественных объединений, предлагаем  им рассказать о примерах проявления мужества и героизма.

4. Для закрепления информации проводим  викторины, разбираем проблемные ситуации. Так, в этом учебном году в рамках Ушаковской декады внеклассных мероприятий  на уроке мужества была не просто сообщена тема «Непобедимый адмирал», а ребятам предложили в конце мероприятия поставить пунктуационный знак (.!?) и прочитать с той интонацией, какую они для себя определили.  А старшеклассники по итогам учебной конференции «Ф.Ф.Ушаков: воин и святой» написали сочинения-рассуждения «Кто он, Ф.Ф.Ушаков, воин или святой?».

5.Подводя итоги проведения Урока мужества, обращаем  внимание обучающихся на то, что признаком культуры и образованности человека является знание истории своего Отечества, его героев, стремление следовать историческим и воинским традициям, уважительное отношение к государственным и общественным ценностям.

6.В заключение поблагодарим всех участников урока, и по возможности вручаем  им памятные знаки, посвященные проводимому мероприятию.  Так семиклассники получили маленькие изображения Андреевского флага.

7. Заканчиваем урок мужества гимном Республики Мордовия.

Памятуя о том, что некоторые представители молодежи категорически не воспринимают такие назидательные слова, как “вы должны“, “вы обязаны“, в ходе обсуждения вопросов, выносимых на Урок, стараемся  построить диалог так, чтобы учащиеся сами пришли к тем выводам, которые должен был сделать организатор урока.

Следует обратить внимание на то, чтобы Урок мужества, не превратился в простое перечисление дат, имен, фактов и событий.  Результатом Урока мужества может стать фотогазета, фотоальбом, видеофильм, рукописный журнал из ученических работ, выставка детских рисунков и проектов, стихотворений, сочинений.

Таким образом,

1.  «Урок мужества» должен быть актуальным и интересным для той возрастной категории, для которой предназначен.

2. Используемый материал должен учитывать интересы, возрастные особенности обучающихся и отвечать их потребностям.

3. Информация должна соответствовать исторической действительности и в тоже время раскрывать новые неизвестные страницы для всех ребят.

4. «Урок Мужества» должен быть направлен на умение анализировать, сравнивать, обобщать, сопереживать,  делать собственные выводы.

Убеждены, что Урок мужества только тогда достигнет своей цели, когда  в ходе его проведения каждый обучающийся почувствует себя наследником и продолжателями культурно-исторических и воинских традиций своего Отечества, своего народа.