Воспитание нравственности на уроках географии на примере жизни и деятельности великих путешественников + презентация
статья по географии на тему

Левченко Галина Геннадьевна

 

Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла системы воспитания подрастающего поколения.

Как же, какими путями лучше всего вырабатывать у школьников нравственную готовность к жизни? В этой связи я очень часто обращаюсь к великим историческим фигурам, используя специфику своего предмета, - к первопроходцам, путешественникам, географам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственности на уроках географии на примере жизни и деятельности великих путешественников.

Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла системы воспитания подрастающего поколения.

Как же, какими путями лучше всего вырабатывать у школьников нравственную готовность к жизни? В этой связи я очень часто обращаюсь к великим историческим фигурам, используя специфику своего предмета, - к первопроходцам, путешественникам, географам.

«Мир маленький; я говорю, что мир не так велик, как думает толпа», — писал в свое время Христофор Колумб в письме королеве Изабелле. Это «откровение» знаменитого мореплавателя сегодня кажется нам достаточно наивным, особенно с учетом развития современной авиации, флота, глобальной «паутины» Интернет. Но не стоит забывать о том, что на протяжении тысячелетий Земля казалась людям действительно бесконечной, а Океан — безбрежным. Первым парусным судам-каравеллам требовались целые годы, чтобы обогнуть земной шар: первое кругосветное путешествие португальского мореплавателя Фернана Магеллана и его сподвижников длилось около трех лет. Столько же по времени (1768—1771 гг.) длилось первое кругосветное путешествие британского первооткрывателя Джеймса Кука, хотя оно и состоялось на два с половиной столетия позже. Примерно в то же время «вкус» к кругосветным путешествиям стал отчетливо проявляться и у русских мореплавателей, приобретших в предыдущие десятилетия бесценный опыт плаваний в Балтике, в Тихом и Северном Ледовитом океанах.

Именно на примере жизни, деятельности адмирала  И. Ф. Крузенштерна я показываю учащимся, что среди широчайшей гаммы жизненных противоречий они должны сделать правильный выбор между «хочу» и «надо», «можно» и «нельзя», «для себя» и «для других», «существует» и «доступно».  Многое зависит от того, с каким багажом духовных и нравственных ценностей подошли старшеклассники к рубежу юности. Большинство из них так же преклоняются перед добротой и уважают нравственные устои, как и все предыдущие поколения. Но сумеют ли они развить свои главные качества: благородство, патриотизм, целеустремленность, достоинство… - зависит не только от нравственного багажа. Но и от моральных принципов каждого, от его способности принять на себя ответственность за судьбы отдельных людей и нашего общества в целом. Вот почему перед каждым педагогом так остро встает задача нравственного воспитания своих воспитанников.

Иван Федорович Крузенштерн, выдающийся русский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской академии наук, родился в дворянской семье 8 ноября 1770 г., в Эстляндии. Родители мореплавателя  принадлежали к небогатому дворянскому роду. Вряд ли в его жилах текла русская кровь, но, право, трудно было бы отыскать более «истинного россиянина», более патриотичного и верноподданного человека в Российской империи, чем наш герой.

Все помыслы И. Ф. Крузенштейна были об одном: принести пользу «своему Отечеству», обратив внимание властей на необходимость развития коммерции в России, которая со всеми ее выгодами оставались «в руках иностранцев». «Для чего Россия терпит бесславие», когда имеет все возможности развивать морскую торговлю, искренне удивлялся  «природный россиянин», как он себя именовал.

В январе 1785 г. пятнадцатилетнего юношу отдали учиться в Морской кадетский корпус, находившийся в Кронштадте и называвшийся «колыбелью» русского флота. В 1788 г. юноша окончил общий кадетский корпус и был произведен в гардемарины. 1793 г. был направлен волонтером в Англию для совершенствования в морском деле. По прибытии в Кронштадт Крузенштерн тут же представил проекты кругосветных плаваний как наиболее выгодного прямого торгового сообщения между русскими портами Балтийского моря и Русской Америкой.

Свои «начертания» Крузенштерн вначале послал управляющему морскими силами графу Кушелеву, но получил ответ, который лишал его «всякой надежды». Подобно X. Колумбу, амбициозный молодой моряк сначала не был понят, и лишь с восшествием на престол императора Александра I его предложения были должным образом оценены.

Проект первой русской кругосветной экспедиции (1803— 1806 гг.) наконец был утвержден. 7 августа 1803 г. два шлюпа — «Надежда» и «Нева» (капитан Крузенштерн командовал первым и всей экспедицией, а командиром второго был капитан Лисянский) вышли из Кронштадта.

Всего в экспедиции участвовало 129 человек. Среди них Фаддей Беллинсгаузен, Макар Ратманов, Отто и Мориц Коцебу, а также граф Ю. А. Головкин, которому было поручено возглавить посольство в Китае. Таким образом, первая русская экспедиция носила комплексный характер как политико-дипломатический, так и научный.

В ноябре 1803 года произошло знаменательное событие в истории русского флота – впервые в истории его развития наши корабли пересекли экватор.

Научные результаты первой российской кругосветной экспедиции внесли неоценимый вклад в изучение географии Тихого океана.

С 1809 по 1812 г. были опубликованы три обширных тома (1310 страниц!) И. Ф. Крузенштерн — признанный «мастер слога» поставил в качестве эпиграфа к своему сочинению слова: «Моряки пишут худо, но зато искренно».

«Путешествие вокруг света...» Крузенштерна было издано сразу на русском и немецком языках, впоследствии переведено на английский, французский, итальянский, голландский, шведский и датский языки.

По мнению многих специалистов, этот труд мореплавателя в продолжение всего XIX в. служил лучшим практическим руководством для моряков всего мира при плавании в Тихом океане.

Подвиг И. Ф. Крузенштерна был на особом счету – прежде всего потому, что именно он возглавил первую в летописи русского флота кругосветную экспедицию, блистательно завершившуюся в 1806 г. «Крузенштерн своим путешествием вокруг света не только возвысил славу русского флота в глазах всей Европы, — писал академик Карл Бэр по
этому случаю, — но обогатил науку открытиями и исследова-
ниями, далеко раздвинувшими пределы естествознания и
географии». Ни одно государство мира той эпохи не смогло
организовать и отправить такую блистательную «череду»
сверхдальних морских плаваний, которые следовали одно за
другим на протяжении полувека после легендарного вояжа «Надежды» и «Невы» под руководством И. Ф. Крузенштерна.

По воспоминаниям современников, Крузенштерн пользовался всеобщим уважением и любовью. Обаятельный, добродушный, приветливый, справедливый — такими словами чаще всего награждали его ученики и друзья. Об огромном уважении моряков к адмиралу свидетельствует хотя бы следующий факт. В 1839 г. отмечалось пятидесятилетие службы вице-адмирала (в 1841 г. Крузенштерн получил чин полного адмирала). «Лучшей во всем праздновании была та сцена, — вспоминает М. А. Корф, — когда вошли вдруг три покрытых сединами матроса и осенили Крузенштерна колоссальным флагом Российско-американской компании, по почину которой совершено им было путешествие вокруг света. Три эти матроса остаются единственными из 52 сподвижников его плавания. Старики, очевидно, были тронуты теплым приемом, и один из них, которому уже было 82 года, заливался слезами». Этим человеком был матрос Клим Григорьев, который по собственному почину зимой пришел пешком (!) из глубины России, заявив, что он не может умереть, не повидав еще раз своего капитана. Какой командир не мечтает о подобном отношении к себе своих подчиненных?

На этом же юбилее прозвучали следующие стихи в адрес И. Ф. Крузенштерна — далекие от совершенства, наивные, но отразившие истинный вклад юбиляра в развитие российского флота:

Нас дух Петра не покидал,

Давно флот русский знал победы,

 Экватор нас лишь не видал,

 Когда нас знали турки, шведы.

Но флот наш русский захотел –

Взвился орел и полетел;

На русский флаг, подняв главу,

Он к солнцу инков бросил взоры,

Помчал «Надежду» и «Неву»,

Бестрепетно сквозь влажны горы...

Вот он! Наш первый мореход!

                              Его честит днесь русский флот!

Продолжая мысль о заслугах великого мореплавателя, обратимся к санкт-петербургской газете «Голос», в которой  об Иване Федоровиче Крузенштерне   говорится   буквально следующее: «Крузенштерн — гидрограф   Тихого   океана; это можно назвать почетным положением, и он заслуженно его занимает. Сверх того, он первый   из   русских   совершил кругосветное путешествие на русском корабле.

Иван Федорович Крузенштерн был активным членом-учредителем прославленного Русского географического общества, членом Лондонского королевского общества и других научных обществ. В ознаменование 100-летия со дня рождения адмирала на средства, собранные моряками и учеными России, в Петербурге, на берегу Невы, перед зданием Морского кадетского корпуса был сооружен памятник прославленному соотечественнику. Имя российского мореплавателя носит ряд географических объектов.

И. Ф. Крузенштерн это вполне заслужил своей кипучей энергией, всей своей героической жизнью во имя усиления могущества Российского государства. Он считал себя почтительным и скромным сыном России, трудился во славу российской науки, начал свою жизнь геройскими подвигами на море и завершил подвигами на поприще науки.

Именно на примере жизни, деятельности адмирала

И. Ф. Крузенштерна я показываю учащимся, что среди широчайшей гаммы жизненных противоречий они должны сделать правильный выбор между «хочу» и «надо», «можно» и «нельзя», «для себя» и «для других», «существует» и «доступно».  Многое зависит от того, с каким багажом духовных и нравственных ценностей подошли старшеклассники к рубежу юности. Большинство из них так же преклоняются перед добротой и уважают нравственные устои, как и все предыдущие поколения. Но сумеют ли они развить свои главные качества: благородство, патриотизм, целеустремленность, достоинство… - зависит не только от нравственного багажа. Но и от моральных принципов каждого, от его способности принять на себя ответственность за судьбы отдельных людей и нашего общества в целом. Вот почему перед каждым педагогом так остро встает задача нравственного воспитания своих воспитанников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Доклад на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках географии путём активизации их познавательной деятельности»

МБОУ Устьинская СОШ Моршанского района  Тамбовской области        ДОКЛАД на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников ...

Проект «Вахта памяти» к 70-летию Победы. Воспитание у учащихся любви к Отечеству на примере жизни и деятельности героев и участников Великой Отечественной войны.

Данный проект, является частью воспитательной работы в 7 классе школы VIII вида. Воспитание у учащихся с ОВЗ  любви к Отечеству на примере жизни и  деятельности героев и участников ...

Воспитание учащихся МКОУ "СОШ а.Малый Зеленчук имени Героя Советского Союза Умара Хабекова" на примерах жизни и деятельности заслуженных людей аула.

У любого народа должны быть обязательно, кроме родителей, четыре корня, как четыре матери:родная земля,родной язык,родная культура,родная история....

Выступление на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»

Выступление на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»...

Презентация к Выступлению на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»

Презентация к Выступлению на тему:  «Организация и проведение  Уроков Мужества  на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова» содержит 8 слайдов...

Исследовательская деятельность на уроках кубановедения как средство патриотического воспитания на примере жизни и деятельности Ф.А.Щербины.

Цель исследования: раскрыть роль жизни и деятельности известных кубанских ученых в формировании ценностных ориентиров современной молодежи. Задачи: форми...