Главные вкладки

    Исследовательская деятельность на уроках кубановедения как средство патриотического воспитания на примере жизни и деятельности Ф.А.Щербины.
    статья по краеведению (8 класс) на тему

    Цель исследования: раскрыть роль жизни и деятельности известных кубанских ученых в формировании ценностных ориентиров современной молодежи. Задачи: формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, воспитание чувства гордости к деяниям предков и их традициям на примере жизни и деятельности известных ученых. Изучение библиографических данных известных кубанских ученых способствует формированию у школьников таких качеств как любовь к человеку и природе,доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг, любовь к малой и большой Родине, уважение к другим народам, готовность служить Отчизне, проявление патриотических чувств в конкретных жизненных поступках. В знании родного края наша сила и величие Родины, - говорил настоящий сын Кубани страстно любивший свой родной край Ф.А. Щербина. Рассказывая об известных кубанских ученых, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Одно из направлений по патриотическому воспитанию это познание историко - культурных корней.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Исследовательская деятельность на уроках кубановедения как средство патриотического воспитания на примере жизни и деятельности Ф.А.Щербины.

    Цель исследования: раскрыть роль жизни и деятельности известных кубанских ученых в формировании ценностных ориентиров современной молодежи, через исследовательскую деятельность на уроках кубановедения. Ключевые слова: Отечество, Родина, Россия, Кубань, природа, знание, экологические риски.

    В современном обществе патриотическому воспитанию молодежи уделяется большое внимание. Все больше школьников интересуется историй своей семьи, историей своего населенного пункта, осознают неповторимость Отечества.

    Необходимо формировать гордость за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. Особенно сейчас, когда некоторые государства и политики пытаются переписать историю, с целью принизить значение нашей страны в мировом сообществе.

    Цель исследования: раскрыть роль жизни и деятельности известных кубанских ученых в формировании ценностных ориентиров современной молодежи. Задачи: формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, воспитание чувства гордости к деяниям предков и их традициям на примере жизни и деятельности известных ученых.

    Изучение библиографических данных известных кубанских ученых способствует формированию у школьников таких качеств как любовь к человеку и природе,  доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг, любовь к малой и большой Родине, уважение к другим народам, готовность служить Отчизне, проявление патриотических чувств в конкретных жизненных поступках. «В знании родного края – наша сила и величие Родины», - говорил настоящий сын Кубани страстно любивший свой родной край        Ф.А. Щербина.

    Самое главное приобретение человека во время учебы в школе  - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Рассказывая об известных кубанских ученых, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Одно из направлений по патриотическому воспитанию это познание историко - культурных корней. Природа и Родина однокоренные слова. Во всем мире очень остро встала проблема экологии. При всем многообразии красивых и правильных слов о защите природных богатств на деле чаще всего все оказывается совсем по – другому. Важно бороться с экологической безграмотностью именно в школе, так как через нее проходят все потенциальные природопользователи. Охранять природу - значит охранять Родину, говорил М.М.Пришвин.

    Антропогенное загрязнение окружающей среды оказывает  воздействие на формирование  здоровья населения. Вклад антропогенных факторов в формировании отклонений здоровья составляет по разным оценкам от 10 до 57%. Заболеваемость – наиболее характерная, официально регистрируемая реакция на вредное воздействие окружающей среды. Поэтому очень важно знать факторы экологического риска и искать пути решения экологических проблем в прошлом, настоящем и будущем.

    Из всех средств массовой информации идет поток фактов  о нарушении  природы, о проблемах экологии. И возникает ощущение, что современный человек это страшный злодей и все беды от него. Со своими учащимися я решила провести исследовательскую работу по теме: «Влияние казаков и их потомков на природу Кущевского района». В школьном музее мы нашли замечательную книгу, написанную членом-корреспондентом Имперской Академии наук Ф.А.Щербина в 1910 году «История Кубанского казачьего войска». Так началось наше знакомство с «Казачьим летописцем» Федором Щербиной.

    Родился Федор Андреевич 13.02.1849 года в станице Новодеревянковской Ейского округа в семье священника [1, стр. 482 ]. Когда Федору исполнилось три года, отец умер от чахотки. Марина Григорьевна осталась одна с пятерыми детьми. По решению станичного схода в двенадцатилетнем возрасте Федор отправился на учебу в Екатеринодарское духовное училище за казенный счет. Марина Григорьевна была благодарна землякам за участие в судьбе сына [2, стр.55]. Он учился с удовольствием в Кавказской духовной семинарии Ставрополя (1866 -1870), Петровско – Разумовской сельско – хозяйственной и лесной академии Москвы (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К.А.Тимирязева), на физико – математическом факультете по отделению естественных наук Новороссийского университета Одессы (1874 – 1876). Настоящими «академиями»  для него стали семья, друзья, да и сама Россия второй половины XIX – начала ХХ века с ее бурной общественной жизнью и огромными изменениями. С юношеских лет усвоил он главное для себя правило: постоянно заботиться о нуждах простого народа и трудиться на благо России. К написанию «истории родного казачества» Ф.А.Щербина относился с исключительной ответственностью и добросовестностью, считая  это одним из основных своих дел, почетной обязанностью [3, стр.126 ].  

     Прочитав книгу Щербины, мы узнали, что хищническое разграбление природы существовало и 100 лет назад. Тогда же проводились и первые законы по охране природы: «всякое родючее дерево»  не рубить и строго охранять. А вот что говорит о реке Ея в 1910 году известный историк Кубани Ф.А.Щербина: «впадает Ея в Ейский  лиман и еще недавно считалась одною из самых многоводных степных рек, изобиловавших рыбою. Еще в недавнее время, на памяти казачьего населения, степные реки были более многоводны и не так, как теперь, загрязнены. В них водилась в обилии рыба, которая проходила через их устья вверх по рекам для метания икры. Там, понятно, многоводные и обильные рыбой степные реки были в татарский период и в более отдаленные времена. У Страбона река Ея называется Большой Ромбит, что означало реку богатую камбалой. Теперь камбалы здесь в помине нет, и населению едва ли известно само название этой рыбы. Лет сорок или пятьдесят тому назад в Еи, особенно у станицы Старощербиновской, в обилии ловились таран, судак, карп и другие породы белой рыбы, но тогда Ея была настолько многоводной, что давала возможность заходить в нее целым миллионам рыбы для метания икры. Рыба поднималась высоко по реке до станицы Кущевской и далее» [4 ]. Обеспокоен историк и состоянием степей «за степями остались одни названия. Прежних степей на Кубани нет. Они сохранились лишь в описаниях да в воспоминаниях старых казаков, уходящих в могилы. Беспредельные прикубанские  степи  давно уже покрыты хлебами и их неизбежными спутниками – сорными травами». А вот, что говорит Ф.А.Щербина о животном мире: «Как и степи, представители животного мира становятся достоянием истории. Прежде фауна была разнообразнее по видам животных и их обилии. Теперь некоторых животных совсем нет. По густым терновникам раньше водились тетерева, которые уже давно исчезли. Одним словом ряды животных редеют, животные вымирают. Изменения в животном мире являются неизбежными»,  с грустью говорит ученый.

    Федора Андреевича Щербину считают основоположником русской бюджетной статистики. Его научные заслуги подтверждены званиями действительного члена Воронежского отдела  Московского сельскохозяйственного и Вольного экономического обществ, Русского географического общества, почетного члена Общества любителей изучения Кубанской области и, наконец, члена - корреспондента Императорской академии наук.  Где бы Ф.А.Щербина ни жил, чем бы ни занимался, но своих профессиональных занятий не прекращал. Он внимательно изучил изменения, произошедшие на Кубани в связи со строительством Владикавказкой железной дороги. Предсказал экономическое благоденствие нашего края в будущем. Оценил произошедшие перемены с природой края.

    Переселение черноморских казаков в северо-западную часть нынешней Кубанской области совпало с таким состоянием этой местности, которое особенно соответствовало хозяйственному укладу и занятиям бывших запорожцев. Край в это время представлял собой  неначатый запас естественных богатств, которыми можно было пользоваться при помощи самых скромных затрат труда и капитала. Воды и земли сулили казаку материальное довольство, а общие естественные условия и обстановка, как нельзя более, подходили к привычкам степняка. Казаки стали активно вылавливать рыбу, солить и продавать ее аж в Москве. Развивалось скотоводство. Все усилия скотоводов направлялись на получение возможно большего количества приплода при наименьших затратах. Скоту и скотоводу должна была помогать природа.  Затем человек взрыхлил степи, разорил места обиталища животных и птиц,  и степная фауна стала вымирать, уменьшаться и вырождаться [4]. Главный вывод историка: «за этими изменениями кроется непомерное хищничество человека, погубившего естественные богатства края».        

    Если впервые 100 лет после прибытия на степные просторы нынешнего Кущевского района казаки оказали наибольшее влияние на такие компоненты природы как почва, растительный и животный мир, то потомки казаков взялись за чистоту воздуха и  воды.

    В ходе работы мы выяснили, что первое оседлое население Кущевского куреня оказало большое влияние на природу. Были истреблены многие животные, сократилось количество птиц, так как степь была распахана, и птицы лишились дома. Уменьшился видовой состав растительности в связи с ростом поголовья скота. Исчезла рыба в реках. Старые казаки думали, что виной всему приход антихриста. А прогрессивные люди того времени, знали, что дело в хищническом поведении человека.

    Изучив современную обстановку в станице, мы выяснили, что современный человек оказывает наибольшее отрицательное влияние на почву, воду, а также атмосферный воздух. Это промышленные предприятия, а также бичь современности – автомобильный транспорт. Главное, что мы можем сделать в борьбе за чистый воздух это посадить, как можно больше деревьев.  Учащиеся нашей школы приняли участие в акции «Больше кислорода»,  посадили сосны, также разбили аллею первоклассника  и яблочный сад. Обычай сажать  деревья возле поселений тянется с древнейших времен. Горские народы Кавказа считали, «что в доме, где живет человек, не будет подлинного счастья и благополучия, если не будет посажено столько деревьев, сколько срублено для постройки жилища». Так давайте же сажать деревья и пусть все жители нашего края будут счастливы.

    Список литературы:

    1. Энциклопедия Кубанского казачества/под общ. Ред. В.Н.Ратушняка. – Э 68 Краснодар: Традиция, 2011.
    2.Бодяев Ю.М.Кубанские были: книга для чтения / Ю.М.Бодяев. – Краснодар: Перспективы образования, 2012.

    3.Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения/ Под ред. проф. В.Н.Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2003.

    4.Щербина Ф.А. История Кубанского Казачьего Войска. В 2-х.- /Репринтное воспроизведение/. – Екатеринодар, 1910



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Включение творческого наследия гжельских поэтов и композиторов во внеурочную деятельность учащихся как средство патриотического воспитания

    Из опыта работы над разучиванием песни "Гжель моя старинная" на занятиях внеурочной деятельности в 1 классе...

    Воспитание нравственности на уроках географии на примере жизни и деятельности великих путешественников + презентация

    Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла системы воспитания подрастающего поколения.Как же, какими путями лучше всего вырабатывать у школьников нравственную готовность к жизни? В...

    Проект «Вахта памяти» к 70-летию Победы. Воспитание у учащихся любви к Отечеству на примере жизни и деятельности героев и участников Великой Отечественной войны.

    Данный проект, является частью воспитательной работы в 7 классе школы VIII вида. Воспитание у учащихся с ОВЗ  любви к Отечеству на примере жизни и  деятельности героев и участников ...

    Воспитание учащихся МКОУ "СОШ а.Малый Зеленчук имени Героя Советского Союза Умара Хабекова" на примерах жизни и деятельности заслуженных людей аула.

    У любого народа должны быть обязательно, кроме родителей, четыре корня, как четыре матери:родная земля,родной язык,родная культура,родная история....

    Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"

    Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....

    Волонтерская деятельность как средство патриотического воспитания

    Работа содержит материалы статьи, включая реализацию патриотической программы "Стань гражданином"...

    «Деятельность социального педагога по формированию условий социализации школьников. Гражданско – патриотическое воспитание (на примере МОУ СОШ № 18 им. Подольских курсантов Г. о. Подольск)»

    laquo;Деятельность социального педагога по формированию условий социализации школьников. Гражданско – патриотическое воспитание (на примере МОУ СОШ № 18 им. Подольских курсантов Г. о. Подольск)...