Волонтерская деятельность как средство патриотического воспитания
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Курочкина Дарья Михайловна

Работа содержит материалы статьи, включая реализацию патриотической программы "Стань гражданином"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx840.05 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования

Кафедра социальной педагогики

 Волонтерская деятельность как

средство патриотического воспитания

Выполнила:

Абрамова Дарья Михайловна

Учитель географии

293 гимназии

Красносельского района

Санкт-Петербург

2016

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1 Глава. Что такое патриотизм и волонтерство. Как они связаны…………....5

2 Глава. Программа по патриотическому воспитанию «Стань гражданином»………………………………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….17

Приложения……………………………………………………………………...19

Список литературы………………………………………………………………20

Введение

Актуальность:

Современная ситуация в России характеризуется социальной дифференциацией общества, определенной девальвацией духовных ценностей, снижением воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма.

Стала более заметной утрата у молодежи патриотического сознания. Упал престиж воинской службы

В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего воспитания у молодежи чувства патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Наполнение патриотического воспитания новым содержанием должно осуществляться на основе новых подходов.

Новая иерархия ценностей, в которой общечеловеческое стоит на первом месте, - методологическая идея, заложенная в национальные законы, концепции, программы в сфере воспитания и образования подрастающего поколения. Это в свою очередь следует из Конституции РФ, где подтверждается приверженность народов России национальным и общечеловеческим ценностям. Одна из таких ценностей - патриотизм.

Цели и задачи патриотического воспитания:

Целью патриотического воспитания является формирование ценностного отношения к своему Отечеству, развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию России и готовность к ее защите. Эффективность реализации цели зависит от решения следующих задач:

- привитие уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре России;

- изучение Конституции РФ, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

- воспитание уважительного отношения к символам государства (гербу, флагу, гимну);

- формирование чувства гордости за свою страну к выполнению социальной роли гражданина России;

- воспитание в духе национального взаимодействия, дружелюбия, интернационализма;

- развитие ценностного отношения к природе, формирования потребности в защите окружающей природной среды;

- воспитание уважения к вооруженным силам России и защитнику Отечества, воину;

- формирование у школьников морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины.

Волонтёрская деятельность для школьника – это возможность быть вовлеченными в общество и влиять на это общество. Она может иметь различные формы: от помощи бездомным животным отдельным человеком до усилий тысячи людей в преодолении стихийных бедствий и урегулирования конфликтных ситуаций. Вовлечение учащихся в волонтерское движение помогает им почувствовать себя неотъемлемой частью целостного государства, а соответственно является важной частью патриотического воспитания школьников.

Кроме того, разнообразие волонтерских программ в наше время не создает узких возрастных рамок для участия в добровольческом движении. В социальных акциях взаимопомощи активно принимают учащиеся с 1 по 11 классы.

1 Глава

Что такое патриотизм и волонтерство. Как они связаны.

В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество», что тесно перекликается с Евангелием от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Уже во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, — обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...». Данный подход к военной службе был закреплен в Уставе воинском 1716 года, российских законах, а также в написанных лично Петром I «Учреждении к бою» и «Артикуле воинском».

Но не только с военной службой связывали понятие патриотизма граждане Российской Империи. Гражданский патриотизм был распространен очень широко, и при этом имел черты «сознательного патриотизма», не имевшего ничего общего ни с ксенофобией, ни с антисемитизмом, ни с этническим национализмом. «Сознательный патриотизм» хорошо охарактеризовал великий русский патриот, философ Василий Розанов: «Счастливую и великую родину — любить не велика вещь. Мы должны ее любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша мать «пьяна», лежит и вся запуталась в грехе, — мы и не должны отходить от нее».

В силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, в советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое, отражая при этом появление советской государственной общественной системы. Представители коммунистического движения, говоря о патриотизме, опираются на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов…».

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности с фашистским и расистским уклоном, до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятия Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», а также «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».

Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. «Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества».

Но, несмотря на то, что вышеперечисленные официальные документы четко очерчивают понятие патриотизма и его роль на современном этапе развития российской государственности, в общественном сознании отношение к данному понятию далеко от однозначного.

В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Данные учреждения успешно готовили для российского государства специалистов как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев.

В советское время централизованная система патриотического воспитания тесно перекликалась с идеологической составляющей политического режима, а также имела ряд отличий от царской системы. В целом можно выделить следующие системообразующие элементы:

  • воспитание в рамках октябрятского – пионерского – комсомольского движений;
  • ДОСААФ СССР;
  • Суворовские и Нахимовские военные училища;
  • молодежные военно-патриотические объединения и клубы.

В настоящий момент в Российской Федерации действует около 2000 организаций, которые имеют непосредственное отношение к делу военно-патриотического воспитания молодежи. Эти организации, по самым скромным подсчетам, охватывают более 100 тысяч юношей и девушек. В различной форме сохранились все способы военно-патриотического воспитания, существовавшие с советских времен, — такие как Суворовские и Нахимовские военные училища, ДОСААФ, военно-патриотические клубы, — а также появилось множество новых.

Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие.

Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.

Большое значение в воспитании патриотизма имеет эмоциональное воздействие. Чувство - центральное звено между знаниями и действиями. Важен эмоциональный фактор, эмоции, оказывающие мотивирующее влияние на результативность. Они в воспитании чувства патриотизма, как, впрочем, и любого другого нравственного качества, - необходимейшее слагаемое эффективности. Чувство гордости за великие достижения российских ученых, путешественников, медиков, спортсменов, восторг перед красотой и неповторимостью природы страны, чувство благодарности ратным подвигам русского народа, спасшего Европу от нашествия наполеоновской армии и фашистской чумы, и тут же – горечь за огромные людские жертвы XX столетия, беспокойство и боль за экономические и социальные проблемы сегодняшней России, а главное-чувство ответственности за настоящее и будущее страны и народа, в формировании которого и заключается эффективность развития патриотизма у подростков.

Волонтерство или волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius -- добровольно) - это обширный круг деятельности, который включает в себя традиционные для общества формы взаимопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданской отзывчивости, осуществляемая добровольно на благо общественности без расчёта на какое-либо вознаграждение. В основе волонтерской деятельности одни из главных принципов безвозмездность и солидарность, мотивы кроются в удовлетворении социальных и духовных потребностях, а не в материальных потребностях человека.

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни. Например, в России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителей и врачей, которые много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.

В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети - сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию, школа так же может создавать клубы, и движения, основным направлением которых является волонтерская деятельность.

Если на начальном этапе волонтерской деятельности мотивы ее участников скорее индивидуалистичны или сосредоточены на группе, то впоследствии они в значительной мере становятся все более широко социальными, направленными на других, даже незнакомых людей. Личность формируется в деятельности, и именно характер социально значимой деятельности в подростковом возрасте определяет мировоззрение молодого человека, его отношение к себе и другим людям, к своей стране в целом, к труду. В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения.

Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью. Для молодежи ведущей потребностью является востребованность обществом, ее социализация. Важное место занимают мотивы удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении равных.

Волонтерство дает возможность выразить гражданскую позицию не просто декларированием собственных взглядов, но активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и ценностей, – важнейшее условие социализации и личностного развития молодого человека.

А также выполнение общественного и религиозного долга. Социальное служение является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.

Очень широк спектр деятельности, где требуется волонтерская помощь, поэтому каждый учащийся может выбрать для себя тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и позволяет реализовать собственные устремления.

Можно выделить следующие направление волонтерской деятельности, осуществимые в школьных клубах:

  • работа с социально незащищенными группами населения (дети-сироты, инвалиды, пожилые люди, ветераны ВОВ)
  • помощь детским больницам
  • помощь животным, работа в приютах для животных, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам
  • защита окружающей среды
  • досуговая и творческая деятельность (организация свободного времени детей и подростков, организация концертов, театральных выступлений, конкурсов, праздников и др.)
  • краеведческая деятельность
  • пропаганда ЗОЖ, участие и помощь в организации спортивных мероприятий

Определены следующие задачи волонтерской деятельности:

  • воспитывать у обучающихся активную гражданскую позицию;
  • формировать лидерские и нравственно-этических качества, чувства патриотизма и др.;
  • вовлекать обучающихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;
  • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
  • повышать информационного уровня в вопросах, связанных с проблемами наркомании и сопутствующих социально опасных явлений;
  • поддерживать инициативы обучающихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности.

Как и воспитательная система школы в целом, внеклассная деятельность волонтерского движения направлена на развитие социально-адаптированной личности обучающегося, способной к самореализации и саморазвитию.  

Добровольческая деятельность является одним из основных средств, позволяющих людям участвовать в процессе социального развития общества, а это профилактика социальных болезней, разработка и участие в социальных и экологических проектах и другое. Таким образом, любую социально-значимую деятельность, осуществляемую добровольцем можно назвать участием в социальном развитии. Участие в жизни общества - есть лучшее средство положительного воздействия на мировоззрение молодежи. Из этого следует, что добровольчество является одной из эффективнейших форм и методов работы с молодым поколением, что дает им шанс самим поучаствовать в развитии своей страны, что в свою очередь развивает в учащихся любовь к своей стране, к малой Родине.

Волонтерство - это реальная возможность человеку почувствовать себя гражданином, принять, как уже было сказано, участие в социальном развитии. Поступок волонтера влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример, который могут повторить окружающие.

Волонтерство - это хороший способ социализации молодежи, ее вовлечения в социально-полезную деятельность. Такая деятельность не только дает прямую пользу получателю данной услуги и добровольцу, но и оставляет у учащихся опыт социально полезной деятельности.

2 Глава

Программа по патриотическому воспитанию

 «Стань гражданином» и ее реализация

 Цель работы:

  • Формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут,
  • умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
  • воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «гражданин—патриот России»

Модель гражданина-патриота России:

Задачи работы:

1.  Сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности

2.  Сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры

3.  Сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям

4.  Сформировать внутреннюю потребность в постоянном самосовершенствовании

5.  Вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности

Содержание деятельности:

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:

- последовательности

- поэтапности.

Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку:

  • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
  • Воспитание уважения к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
  • Любовь к родной природе (охрана окружающей среды).
  • Моя родина – Россия. Мой дом – Санкт-Петербург
  • Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желания служить своему Отечеству)

Основные направления деятельности:

  • Формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
  • Воспитание общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
  • Воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;
  • Формирование социально-активной позиции обучающихся;
  • Оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
  • Усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности

Заповеди, на основе которых строим работу по патриотическому воспитанию обучающихся:

  • Цени и оберегай свое отечество;
  • Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
  • Дорожи историей своего народа;
  • Свято относись к символике своей страны;
  • Береги красоту своего края.

Эффективные формы работы по патриотическому воспитанию:

  • Разработка и реализация социально значимых проектов;
  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
  • Проведение социальных акций «Посылка солдату», «Ветеран живет рядом», «Обелиск», «Фруктовый рай», «Рождественский ангел», «Человек собаке друг» и других
  • Тимуровское движение;
  • Деятельность патриотических и военно-исторических клубов с проведением поисковой и экскурсионной работы;
  • Проведение военно-спортивной игры «Зарница»
  • Историко-краеведческая деятельность; проведение внеклассных воспитательных мероприятий на патриотическую тематику: классные часы, праздничные и интеллектуально-познавательные программы.

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию обучающихся «Стань гражданином» у учащихся должны сформироваться следующие качества личности:

  • Активная гражданская позиция
  • Способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
  • Чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
  • Духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
  • Способность к саморазвитию.

Программа рассчитана на 2 года. Реализована в 293 гимназии в рамках дополнительного образования в 8-9 классах.

Учащиеся, принимавшие участие в проекте дали оценку каждому проведенному нами мероприятию. В качестве примера в своей работе я приведу несколько акций, ставших наиболее ценными и интересными для учеников.

  1. Акция «Имя героя на карте страны»

9 декабря 2013 года, в День Героев Отечества мы проводили акцию для жителей микрорайона под названием «Имя героя на карте страны». Мы изучили историю названий улиц Красносельского района. Многие из них названы именами героев Великой отечественной войны. Но не многие жители Санкт-Петербурга знают о том, что улицы с такими же названиями есть и в других городах России.

В рамках акции мы рассказывали прохожим об улицах, названных в честь героев ВОВ, о таких же улицах в других городах и каждому давали листовки, сложенные как фронтовые треугольники, с информацией об этих улицах. Люди на улицах с интересом слушали нас, а многие удивлялись тому, что улиц с такими же названиями, как в нашем районе очень много по всей стране. Больше всего эта акция понравилась пожилым людям – они с большой благодарностью брали конверты и радовались, что наше поколение помнит и чтит героев Великой Отечественной войны.

  1. Акция «Ветеран живет рядом»

7 мая, накануне Дня Победы наш класс посетил ветеранов Великой Отечественной Войны в рамках социальной акции «Ветеран живет рядом». [5] Мы поздравили ветеранов с наступающим праздником. Они были очень тронуты таким вниманием и с удовольствием рассказывали нам о том, как они прошли войну, показывали свои медали, ордена. [6] Мы впервые так близко общались с людьми, прошедшими всю войну, защищавшими нашу страну, наш город от фашистов. И нам было очень интересно узнать о подвигах наших прадедов от людей, защищавших нашу родину. Некоторые из ветеранов попали на фронт, когда были в том же возрасте, что и мы сейчас. Уже в такие юные годы они отчаянно сражались за свободу своей страны. Это действительно достойно восхищения, ведь сейчас не так легко встретить человека, готового отдать жизнь за свою страну, за мир для будущих поколений, а тем более в таком молодом возрасте. Это заставило нас задуматься об отношении к своей Родине.

  1. Акция «Фруктовый рай»

Перед новым годом наш класс проводил акцию «Фруктовый рай» в помощь социальной гостинице, расположенной неподалеку от нашей гимназии. Мы прошли по всем классам школы с объявлением о сборе свежих фруктов для детей и пожилых людей, находящихся в социальном доме. Мы просили всех приносить по 1-2 фрукта (1 яблоко, 1 апельсин и т.д.), ведь учеников в школе очень много, значительно больше, чем людей в социальном доме. Каково же было наше удивление, когда многие приносили целые пакеты фруктов, настолько хотели угостить тех, у кого не всегда есть возможность побаловать себя свежими фруктами! [2]

В социальную гостиницу мы пошли всем классом, так как донести такое количество угощения было непросто. Пожилые люди поначалу немного смутились, а потом с удовольствием начали передавать друг другу мандарины, бананы, груши. Дети тоже очень обрадовались вкусным подаркам. [1]

А нам было приятно смотреть на улыбки этих людей, и мы решили, что обязательно еще раз придем к ним в гости.

  1. Акция «Рождественский ангел»

Долго ждать следующего повода навестить детей социальной гостиницы мы не стали. В нашей школе перед Новым Годом проходил творческий конкурс рождественских ангелов, сделанных руками учеников из разных материалов. В продолжение этого конкурса, мы сделали для ребят из социального дома таких ангелочков в подарок на Новый Год.

25 декабря 2014 года мы пришли к детям социального дома со сладкими новогодними подарками и ангелами, сделанными собственными руками.

Было очень приятно, когда ребята прижали этих ангелов к себе и сказали, что это один из лучших подарков. Мы даже не ожидали, что им так понравятся наши творения. И в очередной раз убедились, что делать подарки еще приятнее, чем получать их.

  1. Акция «Человек собаке друг»

Еще одна из акций, которые проводил наш класс - «Человек собаке друг!», в помощь приюту домашних животных.

В начале марта мы прошли по классам с объявлением о сборе кормов и игрушек для животных, оказавшихся в приюте. Ученики нашей школы, как всегда, быстро и с удовольствием откликнулись на призыв о помощи животным.

Я искренне не понимаю людей, которые могут просто выгнать собаку или кошку на улицу. Это бесчеловечно. Я рада, что у нас есть возможность помогать друзьям нашим меньшим. Ведь собака - лучший друг человека.

17 марта мы повезли подарки четвероногим друзьям в приют «Полянка». Нас радостно встретили молодые, игривые псы. Они подпрыгивали и облизывали нас, наперебой подставляли головы и спины, чтобы мы их погладили, лаяли и виляли хвостами.[3]

Кошки встретили нас более сдержанно, но некоторые сразу начали мяукать и тереться об наши руки и ноги.

После общения в стенах приюта нам разрешили взять пару собак на прогулку в парк. С нами пошли Марли и Белла. Они оказались на удивление послушными и сразу показали нам куда нужно идти.[4]

После прогулки мы еще немного пообщались с остальными обитателями приюта. Они все просто замечательные, видно, как ждут своих хозяев и хотят быть нужными. Жаль, но у нас нет возможности забрать этих ласковых зверят себе, поэтому мы решили, что будем навещать их в приюте, привозить подарки и ходить на прогулки в парк, ведь общение с ними так заряжает позитивной энергией!

Все это лишь часть тех добровольческих мероприятий, которые были проведены в нашей гимназии учащимися 8-9 класса с привлечением всех учащихся школы. Ребята всегда с огромным желанием участвуют в подобных акциях, проектах и не однократно продолжают помогать людям и животным уже не в рамках школьных мероприятий, а в свое свободное время, самостоятельно. Это говорит о желании помочь окружающим, желании сделать свой район, город, страну чуть-чуть лучше и добрее.

Современные дети, подростки любят свою родину, но зачастую не знают, как они могут начать участвовать в жизни своего государства и общества. В ходе подобных акций они узнают, что это сделать довольно просто и их участие будет ценно для окружающих. Выходя из стен гимназии ребята рассказывают о проведенных мероприятиях сверстникам, родителям и наше движение находит своих продолжателей во всем городе. Значит воспитать детей патриотами можно посредством волонтерской деятельности.

В приложении приведены фотографии некоторых акций, проведенных учащимися.

Заключение

Волонтерство - формирование навыков и умений, необходимых молодому человеку в жизни, воспитание лучших человеческих качеств, профилактика девиантного поведения, например, пропагандируя здоровый образ жизни, ребенку будет стыдно при этом самому курить или пить в подъезде пиво. Ведь принципы, мотивы добровольчества и собственно добровольческая деятельность способствует формированию у добровольцев таких важных качеств как милосердие, ответственность за себя, порученное дело, повышают чувство самоуважения и гуманного и толерантного отношения к другим, способствуют занятости молодежи полезным делом, формируют качества и навыки, важные для взрослой, в том числе профессиональной жизни. Самое главное, чтобы молодежь поверила, что их усилия и они сами кому-то нужны. Этим молодежь учится быть неравнодушной, а это уже не потерянное поколение.

При наличии различных трактовок термина «патриотизм», на государственном уровне, у всех политических движении, партий существует четкое понимание необходимости формирования системы патриотического воспитания, которая бы пронизывала все слои и социальные группы общества.

Несмотря на произошедший развал системы массового патриотического воспитания граждан в постсоветское время, на сегодняшний день в обществе сформирован совершенно явный запрос на возрождение данной системы.

Молодежное движение может развиваться на основе различных видов деятельности, полезных как для общества, так и для личности подростка: охрана окружающей среды, милосердие, спорт и «здоровьесбережение», участие в общественных акциях, проводимых по инициативе муниципальных структур. Школьники имеют потребность участия в социально значимой деятельности, чувствовать себя кому-то необходимыми. Откликнуться на эту потребность, помочь детям в их «самоорганизации» - дело взрослого поколения, в том числе школы.

При этом было бы неправильно считать, что волонтерская работа предполагает только отдачу сил, времени, душевной теплоты и ничего не дает взамен. Действительно, волонтеры работают бесплатно. Но это компенсируется тем моральным удовлетворением, которое они испытывают от своей работы. Волонтеры не одиноки в своих стремлениях: они общаются с людьми, близкими им по духу, имеющими те же интересы. Волонтерская работа позволяет открыть и развить в себе новые способности, которым до этого, возможно, негде было проявиться: навыки общения, разрешения конфликтов, проведения групповых занятий. Молодые волонтеры пробуют себя в тех областях, в которых им, быть может, предстоит работать в будущем: они получают уникальную возможность на практике соотнести свои намерения со своими способностями, ощущают себя частью государства, народа, становятся ближе к проблемам своей страны и ищут пути их решения. А именно так и рождается патриотизм.

Приложения

Список литературы:

  1. О благотворительности и благотворительных организациях: Федер. Закон от 11.08.1995 №135-ФЗ. – В ред. От 22.08.2004.-Ст. 5.
  2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.
  3. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,-368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  4.  Акимова, Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: /Акимова Елена Владимировна; [Ряз. гос. ун-т]. Рязань, 2006. 20 с.
  5. Беляев А.В. Социально- педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Автореф. Дисс. Докт. Пед.наук. Екатеринбург, 2007. – 53 с.
  6. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников-2005 № 8-С 17.
  7. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика- 1998-№ 5-С.112
  8. Кузнецова Л.П., Цыкина С.Н., Фоминых Т.А. Патриотическое воспитание // Журнал «Классный руководитель», 2012.№7-С 7
  9. Михайлова Л.В.Воспитываем патриотов // Воспитание школьнтков-2006-№4-С 65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Включение творческого наследия гжельских поэтов и композиторов во внеурочную деятельность учащихся как средство патриотического воспитания

Из опыта работы над разучиванием песни "Гжель моя старинная" на занятиях внеурочной деятельности в 1 классе...

Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"

Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....

«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»

Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...

Исследовательская деятельность на уроках кубановедения как средство патриотического воспитания на примере жизни и деятельности Ф.А.Щербины.

Цель исследования: раскрыть роль жизни и деятельности известных кубанских ученых в формировании ценностных ориентиров современной молодежи. Задачи: форми...

Выступление на РМО "Вовлечение учащихся в добровольческую деятельность как средство патриотического воспитания". Презентация. Пигарева Е. В.

Выступление на РМО "Вовлечение учащихся в добровольческую деятельность как средство патриотического воспитания". Презентация. Пигарева Е. В.Содержит материал и фотоматериал из опыта работы у...

Волонтерское движение как средство нравственного воспитания личности учащихся

Описание опыта работы волонтерского объединения "Движение - наша сила!"...