«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»
статья по теме

Крутских Софья Владимировна

Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантности.

   Декоративно-прикладное искусство это часть  нашего исторического прошлого и часть нашей материальной культуры. В младшем школьном  возрасте дети уже способны гордиться своими достижениями и своей Родиной, народом. На занятиях декоративно прикладным искусством они узнают, что у нас множество талантливых людей, умельцев с золотыми руками, которые прославили свою страну на весь мир. Изучая декоративно прикладное искусство, мы изучаем не только искусство России, но и других  славянских народов. Рядом с нами  живут наши соседи - украинцы, белорусы, которые имеют такую же богатую культуру,  у которых также есть, чем гордиться.  И мы все , русские, украинцы, белорусы -  славяне. Изучая декоративно-прикладное искусство России и других славянских культур, дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой, о символике; связи искусства с бытом и жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры на мотивы разных народов, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки, мебель и т.д.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей, чувство уважения к другим национальностям. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение к ближнему.    

   Но не только содержание декоративно прикладного искусства учит толерантности, но и непосредственно работа над созданием предмета ДПИ.


В процессе декоративно-прикладного искусства у учащихся формируется коммуникативная функция толерантности:

  • происходит развитие готовности к общению, сотрудничеству и пониманию; 
  • выполнение работы ДПИ позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения. 

К воспитательным функциям толерантности относятся: 

  • передача опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; 
  • совершенствование образцов организации жизнедеятельности в социуме; 
  • обеспечение успешной социализации; 
  • развитие нравственного понимания, сопереживания, умения лояльно оценивать поступки других. 

 Толерантность-это терпимость. Терпимость – это уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Это свойство свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию. 

                                              

   Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для свободного развития (идею терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью этнографической и художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dpi_statya.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

   «Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитание толерантности детей»

   Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантности.

   Декоративно-прикладное искусство это часть  нашего исторического прошлого и часть нашей материальной культуры. В младшем школьном  возрасте дети уже способны гордиться своими достижениями и своей Родиной, народом. На занятиях декоративно прикладным искусством они узнают, что у нас множество талантливых людей, умельцев с золотыми руками, которые прославили свою страну на весь мир. Изучая декоративно прикладное искусство, мы изучаем не только искусство России, но и других  славянских народов. Рядом с нами  живут наши соседи - украинцы, белорусы, которые имеют такую же богатую культуру,  у которых также есть, чем гордиться.  И мы все , русские, украинцы, белорусы -  славяне. Изучая декоративно-прикладное искусство России и других славянских культур, дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой, о символике; связи искусства с бытом и жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры на мотивы разных народов, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки, мебель и т.д.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей, чувство уважения к другим национальностям. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение к ближнему.    

   Но не только содержание декоративно прикладного искусства учит толерантности, но и непосредственно работа над созданием предмета ДПИ.


В процессе декоративно-прикладного искусства у учащихся формируется коммуникативная функция толерантности:

  • происходит развитие готовности к общению, сотрудничеству и пониманию; 
  • выполнение работы ДПИ позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения. 

К воспитательным функциям толерантности относятся: 

  • передача опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; 
  • совершенствование образцов организации жизнедеятельности в социуме; 
  • обеспечение успешной социализации; 
  • развитие нравственного понимания, сопереживания, умения лояльно оценивать поступки других. 

Толерантность – это терпимость. Терпимость – это уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Это свойство свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию. 

        

   Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для свободного развития (идею терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью этнографической и художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.