Статья "Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников"
статья

Байгузин Данил Динарович

Статья "Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_geroicheskie_obrazy_v_muzykalnom_iskusstve.docx24.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников

Аннотация. В статье рассматривается роль героических образов в музыкальном искусстве, обосновывается необходимость патриотического воспитания младших школьников. Актуальность вопроса патриотического воспитания подтверждается содержанием федерального государственного образовательного стандарта. Определяются необходимые методы и средства рассмотрения героических образов в музыкальном искусстве в рамках патриотического воспитания младших школьников

Ключевые слова. Героические образы, патриотическое воспитание, музыкальное искусство, федеральный государственный образовательный стандарт.

Изучение научной литературы показывает, что образ героя у младших школьников формируется исключительно в экранной плоскости отношений с миром. Они акцентируют внимание на поведенческих характеристиках героя. В картине мира школьников представлены: герой-персонаж (фильма, сериала) и герой-кумир (публичная личность). Мальчики в младшем школьном возрасте считают значимым для себя образ героя боевиков, детективов, девочки — выделяют образ волшебного героя.

Воспитательная роль музыкального искусства была отмечена выдающимися философами, педагогами, деятелями искусств: Я.А. Коменским, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским и другими. Значение музыки как важного педагогического средства, воспитывающего патриотические качества, отмечали педагоги A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие.

Назрела необходимость пересмотреть, как привить современному ребенку чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за то место, где он родился, живет, учится.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

Большой вклад в теорию патриотического воспитания подрастающего поколения внес Василий Алексадрович Сухомлинский. В его научных трудах «Павлышская средняя школа», «Мудрая власть коллектива» и других, рассмотрена система работы учителей по патриотическому воспитанию школьников. По его мнению, патриотическое воспитание – это воспитание «благородной любви советского народа к своему социалистическому отечеству»[1,С.23]. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к труду для общества и патриотической деятельности.

Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109 города Москвы Евгений Ямбург говорит о  патриотическом воспитании в современной России как о воспитании высококультурного человека, умеющего вести диалог.[2]

Важной гранью воспитания и развития личности в школе являются уроки музыки, на которых происходит патриотическое воспитание через эмоционально-чувственное восприятие музыкальных произведений. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства и литературы, отношения к ним ребенка является основой приобретения таких ценностных качеств как благородство, порядочность, доброта, любовь, уважение к старшим.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих младшему школьному возрасту видов деятельности.

В практической деятельности, в частности на уроках музыки, необходимо чаще обращаться к героическим образам в музыкальном искусстве.

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка посредством героических образов музыки, воздействие на процесс становления его патриотических качеств. Цель музыкального образования в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на уроках музыки.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка. Героические образы в музыкальных произведениях способны преобразовывать  нравственный и духовный мир ребёнка. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

В современной концепции музыкального образования массовой школы, опирающейся на позицию В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека»[1,С.49], уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного, патриотического  воспитания детей средствами искусства. В этой ситуации неоспоримые художественные достоинства классической музыки, ее способность отражать картину мира и человеческое восприятие становятся путеводными звездами в усилиях учителя воспитывать человека.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Опера «Князь Игорь» А.П.Бородина – одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. В основе либретто события времен борьбы Руси со “степью”, описанные неизвестным автором в “Слове о полку Игореве”. Опера насыщена многими деталями благодаря работе композитора с первоисточниками, которые усилили патриотическое звучание всего произведения. В народно-массовых, хоровых сценах воплощено народно-патриотическое начало, которое придает всей опере характер монументальной величественной фрески. Композитор обобщает образ главного героя оперы – князя Игоря (подлинно историчен, конкретен), наделяет лучшими чертами русских витязей (любовь к Родине, высокое осознание своего долга перед ней).

Героическая тема отразилась и в оперном жанре. Ярким представителем этого жанра является опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа.

В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества.

В кантате «Александр Невский» Сергей Сергеевич Прокофьев выразил психологическую суть двух противостоящих сил. Это два враждебных мира, противопоставленных на поле сражения: Русь и ее поработители – сначала татаро-монголы, затем тевтонские псы – рыцари. Образ Руси – народные хоры, лирическое соло, инструментальные эпизоды – все пронизано интонациями народной русской песенности.

Кирилл Молчанов говорил, что война и борьба против фашизма стали главной темой его творчества. Опера «Зори здесь тихие» занимает в творчестве Молчанова особое место.

Песни гражданской и Великой Отечественной войн – это произведения огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость. Защита Родины, борьба за светлые идеалы человечества – темы, ярко отраженные в песнях. На песню в годы войны были возложены задачи огромной важности – она была мощным агитатором, пропагандистом и организатором; она воодушевляла и героических бойцов передового края и самоотверженных тружеников тыла. Песни военных лет – это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о коротких минутах радости, о веселой шутке, придававшей бойцам силу и бодрость. Создателями песен были сами фронтовики: и поэты, и композиторы. Давно закончилась война, но в сознании людей долго будет жить память о ней, благодаря написанным произведениям [3].

Заключение

Патриотическое воспитание – это главное и сокровенное, что связывает человека с историей страны, что заставляет благоговейно относиться к Отчизне. Чем глубже знания молодого человека об истории своей страны, о великих политических деятелях, великих подвигах ее народа, о том, какими тяжелыми событиями и неимоверными усилиями наши предки отстаивали границы государства и присоединяли новые земли, тем сильнее и крепче будет чувство патриотизма в душе и сознании молодого человека.

Библиографический список

1. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1975. – С. 240.; Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. Москва: Учпедгиз, 1959. – С. 112.

2. Ямбург, Е.А. Школа для всех. - М.: Изд-во Новая школа,1996. – С. 352.

3. Пожидаев, Г. Героико–патриотическая тема на уроке музыки/Г. Пожидаев.–М.:Просвещение,1985. – 98 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания" .

Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма              Могучее воспитательное воздействие музыкального искусства на челове...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Патриотическое  воспитание школьников: цель, задачи, принципыСовременное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется слож...

«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»

Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...

Курсовая работа «Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников»

Курсовая работа «Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников»...

«Музыкальное искусство, как средство патриотического воспитания учащихся».

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить,  приумножить богатство св...