Курсовая работа «Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников»
материал по музыке

Байгузин Данил Динарович

Курсовая работа «Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_bayguzin.doc169 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Байгузин Данил Динарович

ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 53.02.01.

с оценкой_______________________

Музыкальное образование

«   » _______________ 201__ года

Курс: 3, группа: 30

Руководитель: Арсентьева И.Н.,

преподаватель МДК 03.03. Музыкально-инструментальный класс высшей квалификационной категории

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. История развития патриотического воспитания в России

1.2. Общая характеристика патриотического воспитания в современной школе

1.3. Сущность патриотического воспитания: функции и направления

Выводы по 1 главе

ГЛАВА 2. МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТРАЖЕНИЯ ГЕРОИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

2.1. Роль музыкального искусства в патриотическом воспитании

2.2. Принципы и методы патриотического воспитания

2.3. Героические образы в русском музыкальном наследии

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Изменения социокультурной ситуации в России конца XX в. привели к гражданской пассивности и разобщенности россиян, что сопровождается снижением духовности и нравственных идеалов, изменением отношения к таким ценностям, как Отечество, достоинство, знание истории и культуры своего народа. Кризис ценностной системы личности, в которой патриотизм занял второстепенное положение, уступил место другим потребностям и интересам. По словам Н.Д. Никандрова «человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силы, и ум, и - если сможет - богатство страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках» [11, с. 5]. В сложившейся ситуации духовной опорой нашего общества является патриотизм, в котором, по мнению академика, органично соединены ценности русского народа: соборность, державность, жертвенность, коллективизм, взаимопомощь.

Анализ литературы показал, что вопросы, касающиеся патриотического воспитания, достаточно широко представлены в научных трудах. Сущность  патриотического воспитания отражена в работах русских классиков: А.Ф. Афтонасьева, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, А.П. Куницына, А.Н Радищева, Н.Г. Чернышевского.

Воспитательная роль музыкального искусства была отмечена выдающимися философами, педагогами, деятелями искусств: Я.А. Коменским, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским и другими. Значение музыки как важного педагогического средства, воспитывающего патриотические качества, отмечали педагоги Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие.

Результаты изучения научной литературы показали, что образ героя у подростков формируется исключительно в экранной плоскости отношений с миром. Они акцентируют внимание на поведенческих характеристиках героя. Более трети подростков указывают на отсутствие собственного героя. В картине мира подростков представлены: герой-персонаж (фильма, сериала) и герой-кумир (публичная личность). Мальчики в этом возрасте считают значимым для себя образ героя боевиков, детективов, девочки — выделяют образ волшебного героя.

Назрела необходимость пересмотреть, как (с помощью каких средств методов и приемов) привить современному ребенку чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за то место, где он родился, живет, учится.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является патриотическое воспитание через эмоционально-чувственное восприятие. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства и литературы, отношения к ним ребенка является основой приобретения таких ценностных качеств как благородство, порядочность, доброта, любовь, уважение к старшим.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих младшему школьному возрасту видов деятельности.

Об актуальности рассматриваемого вопроса свидетельствует содержание ФГОС, где отмечается острая необходимость активизации процесса патриотического воспитания школьников. Потому что в практической деятельности, в частности на уроках музыки, недостаточно полно воплощается обращение к героическим образам в музыкальном искусстве. На основе актуальности изучаемой нами проблемы мы сформулировали тему исследования «Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников»

Цель исследования: теоретически обосновать и методически раскрыть   героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания.

Объект исследования: образовательный процесс на уроках музыки.

Предмет исследования: героические образы в музыкальном искусстве в процессе патриотического воспитания.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу и выявить цели и функции патриотического воспитания.

2. Раскрыть роль музыкального искусства в патриотическом воспитании младших школьников.

3. Рассмотреть роль героических образов в былинах, песнях, произведениях русских и советских композиторов в рамках патриотического воспитания.

4. Обобщить результаты исследования.

Методы исследования:

- отбор и анализ литературы по теме исследования;

- изучение;

- синтез;

- классификация;

- систематизация;

- обобщение.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. История развития патриотического воспитания в России

О патриотическом воспитании много говорится и в трудах известных учёных Н. М. Карамзина, А.П. Куницына, А.Н. Радищева. Они доказывали, что важно воспитать в ребенке любовь к родному языку, народу, национальной культуре.

Александр Николаевич Радищев писал, раскрывая важные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому человеку и гражданину: «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества, у которого сердце не может трепетать от нежной радости при едином имени отечества»[16,С.25]. Главной задачей воспитания Александр Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими человеческими качествами, любящего больше всего свое отечество.

Александр Петрович Куницын в книге «Наставление воспитанникам» говорит о том, что первостепенные задачи воспитания подрастающего поколения «…водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах»[9,С.40]. Самой важной задачей воспитательной работы учебных заведений он считал: «… усилить круг преподавания таких предметов, которые приводили бы к любви, к вере, к добродетели, любви к Отечеству»[9,С.49].

Выдающийся отечественный историк Николай Михайлович Карамзин писал о любви к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях.[7]

Такого же мнения о воспитании был другой русский ученый Алексей Фёдорович Афтонасьев, который в своих работах писал о том, что воспитание имеет цель подготовить человека для жизни в обществе «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать»[4,С.15].

Русские демократы В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский писали о воспитании патриотизма как пути перевоплощения России, а целью воспитания является подготовка образованных, трудолюбивых граждан. Демократы были твердо уверены в том, что патриотизм несет в себе такие ценности и идеалы, которые способствуют гражданину стать достойным членом общества. Под общечеловеческими ценностями и идеалами они подразумевали идеалы равенства, братства и свободы.

Воспитанию чувства национальной гордости у человека придавал огромное значение Н.Г. Чернышевский. Он говорил, что «…необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм»[24,С.23]. Педагог призывал оценивать патриота, политически подготовленного человека с точки зрения его заслуг перед Родиной, а «человеческое достоинство – силою его патриотизма».

Николай Александрович Добролюбов в статье «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым» он поднял вопросы патриотического воспитания. По его утверждению необходимо воспитывать в ребенке уважение к другим народам, ставить человеколюбивые отношения, глубокие чувства к Родине выше своих интересов, «находится в теснейшей связи с любовью к человечеству». В основе патриотического воспитания лежат идеи общечеловеческого блага, стремление определить на Родине порядки, которые приемлемы для всех народов. «В человеке порядочном, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше» – писал Н.А. Добролюбов[6,С.18].

Русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский предвидел необходимость в развитии чувства народности и потому, общечеловеческое и национальное рассматривал как единое целое. Ученый утверждал «кто не принадлежит к своему отечеству, тот не принадлежит и человеческому»[5,С.35]. Ученый был уверен в том, что первостепенной задачей является развитие в воспитанниках честность, порядочность, понимание своего кровного родства.

Проблемам патриотического воспитания особое внимание уделял и Лев Николаевич Толстой через призму христианской религии. Им выделены способы постижения божественной благодати: первое – это через правильное отношение к людям, и второе – это правильное отношение к себе[20].

Немалое значение в решение проблемы патриотического воспитания имеют научные воззрения Константина Дмитриевича Ушинского. Педагог утверждал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»[22,С.43]. Через все его труды прошла мысль о патриотическом воспитании и национального самосознания. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством.

О цели, месте и содержании патриотического воспитания рассуждали  российские педагоги: Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, И.М. Ястребцов пытались определить в своих научных работах цель, место и содержание патриотического воспитания.

В педагогике проблеме педагогического воспитания уделено много внимания и проведено немало исследований. А.С. Макаренко, В.Я. Стоюнин и другие говорили о том, что необходимо заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения для сохранения культурных традиций и  исторического наследия России.

Антон Семёнович Макаренко важной задачей считал воспитывать у детей и подростков желание жить интересами народа. Он писал о том, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка»[10,С.18], но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». То есть, основным критерием патриотических убеждений А.С. Макаренко видел в общественном труде, педагог писал: «Воспитание советского патриота – это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины»[10,С.29]

В первые годы Советской власти Надежда Константиновна Крупская и  Станислав Теофилович Шацкий много внимания уделяли вопросам воспитания подрастающего поколения.

Н.К. Крупская подчеркивала, что ведущую роль в становлении личности ребенка играет общественный уклад в целом, именно поэтому реорганизация общественного строя имела в деле воспитания большое значение. Она подчеркивала важность, на основе любви к Отечеству, воспитывать у молодежи советский патриотизм, изучать жизнь и деятельность лидеров советского государства, принимать активное участие в общественной трудовой деятельности. В своих научных трудах она доказывала, что патриотические качества должны впитываться «с молоком матери» и продолжаться всю жизнь[8].

Интерес представляют и идеи С.Т. Шацкого. В своей работе «Школа для детей или дети для школы» ученый описывал труд, как нравственный развивающий аспект патриотического воспитания, любви к родному краю[25].

Известный педагог и философ Иван Максимович Ястребцов стремился развивать и воплощать идею, чтобы каждый человек выполнял свои обязанности, долг перед Родиной: «состоят в том, чтобы быть нужным человечеству, Отчизне, самому себе»[26,С.17]. Определяя понятия «Родина», «Отечество», «Отчизна», ученый доказывал, что «оно не есть только земля, на которой живет человек. Оно есть великая идея, развивающаяся в языке, религии, науках, характерах того народа, к которому принадлежит человек».

Большой вклад в теорию патриотического воспитания подрастающего поколения внес Василий Алексадрович Сухомлинский. В его научных трудах «Павлышская средняя школа», «Мудрая власть коллектива» и других, рассмотрена система работы учителей по патриотическому воспитанию школьников. По его мнению патриотическое воспитание - это воспитание «благородной любви советского народа к своему социалистическому отечеству»[19,С.23]. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к труду для общества и патриотической деятельности.

Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109 города Москвы Евгений Ямбург говорит о  патриотическом воспитании в современной России как о воспитании высококультурного человека, умеющего вести диалог.[27]

1.2. Общая характеристика патриотического воспитания в современной школе

Патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании, потому что оно всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине[2].

Дети в начальной школе очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для учителя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в патриотическом воспитании.

По мнению В.А. Сластёнина, во — первых, патриотическое воспитание школьников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе,  но и культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Во — вторых, патриотическое воспитание — это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: её роль в этом плане неоспорима. Очевидна необходимость разработки и реализации приоритетов в основополагающих принципах патриотического воспитания. 

В — третьих, патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Это процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа.[17]

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепление единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.

После развала Советского Союза произошла деградация сложившейся прежде системы патриотического воспитания. В сознании людей стали появляться цинизм, агрессивность. Если мы сейчас утратим патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, то мы в полной мере можем потерять себя как народ.

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко подросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…»[22,С.47]. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизм.

Таким образом, патриотическое воспитание является одной из основных задач образовательного учреждения. Патриотическое воспитание многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

В Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" определены цели патриотического воспитания:

1) развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

2) сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и культуре страны, развитие у учащихся лучших качеств патриотов России[1].

В образовательной организации необходимо формировать у школьников качества «воспитанного патриота»:

- положительно относящийся к труду,

- имеющий потребность в духовно-нравственном развитии,

- сторонник здорового образа жизни,

- обладающий образными и конкретными представлениями о прошлом нашей Родины,

- сдерживающий непосредственные эмоциональные проявления, мешающие выполнению заданий.

Таким образом, патриотическому воспитанию уделяется особое внимание на государственном уровне. Президент России В.В. Путин считает, что патриотическое воспитание должно быть не только стройной государственной системой, но прежде всего органичной частью жизни самого общества. И только объединив усилия, консолидировав лучшие практики и инициативы, мы сможем вырастить поколения, которые знают свою страну, чувствуют сопричастность ее судьбе, к ответственности за ее будущее и главное — верят в нее.

1.3. Сущность патриотического воспитания: функции и направления

Функции патриотического воспитания обучающихся достигаются и реализуются в содержании целостного учебно-воспитательного процесса. Патриотический образовательный характер имеют все предметы учебного плана.

Одной из главных функций патриотического воспитания является объединяющее начало, стержень деятельности обучающихся, стимулирующий гражданскую активность, позволяющий ей перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, а именно:

1) ориентирующая функция;

2) мотивационно-мобилизационная функция;

3) информационная функция;

4) организационная функция;

5) преобразующая функция;

6) координирующая функция;

7) контролирующая функция;

8) прогностическая функция;

9) коррекционная функция.

Реализация ориентирующей функции патриотического воспитания школьников связана с характерным для всех периодов истории общества социальным заказом общества на идеальный тип личности. Она позволяет педагогам осмыслить социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций, обусловливающих соответствующую цель воспитания. Таким образом, социальный заказ реализует ориентирующую функцию патриотического воспитания, объясняя цель патриотического воспитания и ценностные характеристики патриота как идеала воспитания.

Мотивационно-мобилизующая функция включает умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и другими особенностями и связана с механизмом саморазвития личности ученика и учителя в образовательном процессе. Данная функция состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих объектов патриотического воспитания к накоплению знаний об истории страны, ее культуры и религии, формированию опыта ценностных отношений и патриотически-ориентированной деятельности.

Мотивационно-мобилизующая функция проявляется и в содействии росту профессиональной компетентности педагогов, стремлении к творческому использованию, имеющихся в их арсенале традиционных средств, форм и методов патриотического воспитания и созданию инновационных. Низкая мотивация учителя к патриотически-ориентированной деятельности не способствует развитию мотивации школьников, и наоборот высокий уровень мотивации педагогов положительно влияет на мотивацию патриотически-ориентированной деятельности школьников.

Реализация информационно-гностической функции патриотического воспитания школьников включает умения педагога пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания сущности явлений; пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала патриотического содержания. А также позволяет использовать разнообразную информацию (персоналии, достижения науки и техники страны, боевые и трудовые подвиги предков) наиболее ярко раскрывающую роль и место российской цивилизации в истории мировых цивилизаций, традиции, ценности, культурные особенности народа для формирования опыта познавательной деятельности, эмоционально- ценностных отношений, и действенно-практического опыта как составляющих патриотической воспитанности; позволяет накапливать необходимые знания, изучать опыт коллег, познавать, осваивать новые средства воспитательного воздействия.

Организационная функция патриотического воспитания школьников предполагает создание условий для включения всех субъектов и объектов деятельности, в процесс достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. При этом ведущую роль играют оптимально по- добранные методы, технологии, приемы и средства, содействующие развитию личности, как школьника, так и педагога.

Преобразующая функция патриотического воспитания школьников требует от педагога проявления творческого подхода к организации образовательного процесса, включения объектов патриотического воспитания в направленную и ценностно-ориентированную патриотическую деятельность, а также взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания в социально-преобразовательной деятельности на благо своей страны.

Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на объект патриотического воспитания школьников осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения субъектов патриотического воспитания школьников устанавливать контакты с родителями и коллегами, социальными партнерами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им назначение, содержание, методы патриотического воспитания школьников побуждать родителей к активному участию в совместной патриотически-ориентированной деятельности.

Контролирующая функция патриотического воспитания школьников связана с отслеживанием реализации социального заказа на формирование личности патриота своего Отечества на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе и распределением ответственности между всеми субъектами патриотического воспитания школьников. В условиях реализации новых стандартов общего образования, определены требования к личностным результатам образования, которые не подлежат персонифицированной оценке внешних по отношению к школе учреждений, но являются предметом контроля администрации, учителей предметников, классных руководителей, которые сопоставляет с результаты патриотического воспитания с целями поставленными государством и образовательным учреждением.

Прогностическая функция патриотического воспитания школьников очень важна в условиях реализации Государственной программы патриотического воспитания третьего поколения и новых стандартов общего образования, так как служит целям предвидения «зоны ближайшего развития» школьников и воспитательной системы образовательного учреждения. Учитель-предметник, классный руководитель как основные субъекты патриотического воспитания школьников постоянно экстраполируют полученные в ходе контроля данные на поведение учащихся в различных естественных и специально созданных воспитательных ситуациях ценностного и нравственного выбора в будущем, то есть занимаются прогнозированием. На основе данных наблюдения и специальных методик становится возможным осуществить прогноз состояния и динамики развития патриотической воспитанности школьников.

Коррекционная функция патриотического воспитания школьников позволяет изменять негативные моменты целостного педагогического процесса, влиять на динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и повышение качественных характеристик патриотического воспитания: содержания, педагогических условий, компетентности учителя, характера и стиля взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания школьников [23].

Харламов И.Ф. выделил несколько основных направлений, по которым осуществляется развитие патриотических чувств у подрастающего поколения:

1) духовно-нравственное;

2) культурно-историческое;

3) гражданско-правовое;

4) военно-патриотическое;

5) спортивно-патриотическое [23].

В свете нашего исследования наиболее важным является духовно — нравственное направление. Оно подразумевает обращение к героической теме, которая с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это связано с тем, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ героя, богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Героические образы литературных произведений, изобразительного искусства, музыки имеют много общего. Но при этом каждое из них отличается своеобразием, спецификой выразительных средств, особенностями композиции и формы.

Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме героизма, к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства.

Говоря о героических образах в музыкальном искусстве, необходимо раскрыть понятие «героя» в психологии. Психолог Синтия Пьюри раскрывает в своей книге «Психология мужества» три типа героизма: физический, моральный и витальный.

Первый тип – физический героизм, когда человек рискует жизнью либо здоровьем ради высоких целей.

Второй тип – моральный героизм, когда человек идет наперекор общепринятым нормам и правилам.

Третий тип - героизм витальный. Он подразумевает преодоление человеком собственных физических или психических недостатков (фобий, зависимостей), даже без особых последствий для окружающих [15].

Более подробно вопросы героической темы в музыкальном искусстве будут нами раскрыты в следующей главе.

Выводы по 1 главе

Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее. Патриотическое воспитание не ограничивается созерцательностью, оно деятельно, слова в нем дополняются делами.

Обобщая всё выше изложенное, мы пришли к следующим выводам:

1. К вопросам патриотического воспитания обращались известные учёные, литераторы и педагоги от Н. М. Карамзина до Е.А. Ямбурга. Они доказывали, что важно воспитать в ребенке любовь к родному языку, народу, национальной культуре.

2. Воспитать патриота своей Родины – это планомерная, систематическая работа, предполагающая использование разнообразных средств воспитания. Это  общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

3. Определены цели патриотического воспитания такие как,  развитие в личности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и культуре страны, развитие у учащихся лучших качеств патриотов России.

4. Определены и раскрыты важнейшие функции (ориентирующая, мотивационно-мобилизационная, информационная, организационная, преобразующая, координирующая, контролирующая, прогностическая, коррекционная) и направления (духовно-нравственное, культурно-историческое, гражданско-правовое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое) патриотического воспитания. Духовно — нравственное направление предполагает обращение к образам героев в искусстве.


ГЛАВА 2. МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТРАЖЕНИЯ ГЕРОИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

2.1. Роль музыкального искусства в патриотическом воспитании

Музыкальное искусство облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует развитию социально ценностных качеств человека.

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая патриотические качества – это благодарная и важная задача [3].

Музыкальное образование содействует патриотическому становлению человека, формированию у него разнообразных чувств:

1) совести, долга, веры, ответственности;

2) гражданственности;

3) терпения, милосердия, кротости;

4) способности различению добра от зла, готовности к преодолению жизненных испытаний;

5) готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка посредством героических образов музыки, воздействие на процесс становления его патриотических качеств. Цель музыкального образования в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на уроках музыки.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка. Героические образы в музыкальных произведениях способны преобразовывать  нравственный и духовный мир ребёнка. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

В современной концепции музыкального образования массовой школы, опирающейся на позицию В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека»[19,С.49], уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного, патриотического  воспитания детей средствами искусства. В этой ситуации неоспоримые художественные достоинства классической музыки, ее способность отражать картину мира и человеческое восприятие становятся путеводными звездами в усилиях учителя воспитывать человека.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

2.2. Методы и принципы патриотического воспитания

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимные переходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение.

Процесс патриотического воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм.

Методы патриотического воспитания - это способ педагогической работы с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование  духовных, этических и эстетических качеств личности. По своей целенаправленности, отражающей особенности воздействия на сознания и поведения воспитуемых, с учётом задач воспитания и закономерностей формирования свойств личности.

При реализации патриотического воспитания чаще всего используются методы:

1. Убеждения – разъяснения, убеждения на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика, (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).

2. Пробуждения- увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым ,загадочным; поощрения, похвала, награда, требования и др. ( формирования высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендации которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).

3. Приучения –творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив.

Рассмотрев методы патриотического воспитания,  перейдем к анализу принципов патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание основывается на общепедагогических принципах воспитания таких, как принципы народности, природосообразности, культуросообразности и д.р. Однако имеет и собственные, отражающие его специфику.

К принципам патриотического воспитания относятся следующие принципы:

1. Служения Отечеству. В современных условиях требования принципа распространяются на сферу воспитания патриотизма как в ракурсе созидательной деятельности, так и защиты Родины. В содержании патриотического воспитания по формированию опыта служения Отечеству должны быть отражены общечеловеческие ценности, такие, как жизнь без войны, чувство социальной уверенности в завтрашнем дне, историческая память и др. В его основе лежат собственные переживания, творческое переосмысливание, проблематизация образа Отечества и служения в качестве проекции их собственной будущности.

2. Исторической и социальной памяти. Социальная память осуществляет связь времён – прошлого, настоящего и будущего, является механизмом закрепления, аккумуляции, сохранения и воспроизведения (восстановления, воссоздания, моделирования) социального опыта. Принцип памяти выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа и воспроизводит это наследие в реконструированных формах содержания патриотического воспитания.

3. Межпоколенной преемственности духовного опыта. Данный принцип полагает использование в воспитании укорененную в глубинах народной жизни систему базовых ценностей, существующую в форме таких архетипических конструкций, которые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения, создавая лицо народа и нации, обусловливая совершенно определенный тип личности.

4. Социокультурной и национальной идентификации. Данный принцип определяет действие механизмов отождествления субъекта с социальным миром, воспринимаемым как мир Родины, отчего дома, родства, что позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снимает уровень напряженности и конфликтности, создает свою, близкую среду.

5. Гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого, требующий относиться к ходу отечественной истории и отдельным историческим событиям как данности, рассматривать их в контексте необходимости и оправданности последующим ходом исторического процесса.

6. Сакральности символов и смыслов Отечества. Данный принцип определяет эмоционально-ценностную доминанту воплощения чувства гордости и приверженности памяти предков в дело созидания и защиты Родины.  

7. Соборности в воспитании духовных основ патриотизма. Результаты научных обобщений социокультурных, религиозных и философских особенностей российского менталитета позволяют сделать вывод, что одним из принципов идентификации духовной жизни российского социума является соборность (коммунитарность), которая обладает коллективистскими, объединяющими началами социокультурной интеграции.

8. Опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции. Традиции — это специфические формы существования «наследственной» социальной информации, включающей в свое собственное пространство-время нормативно значимые способы действий, оценок, мировосприятие, символику, алгоритмы культурного воздействия на личность и процессы образования и социализации индивидов через схемы действия, культурные символические формы, язык, роли, статусы и т.п.

Данные принципы, отражают требования к разработке структуры и содержания патриотического воспитания в системе образования.

2.3. Героические образы в русском музыкальном наследии

Героическая тема является наиболее распространенной в музыке и в литературе. Героические образы всегда привлекала внимание русских и советских композиторов и писателей. Композиторы и писатели создавали эти образы, опираясь на мотивы патриотизма, воинского и человеческого подвига, жертвы за Родину.

Былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

Главным персонажем былин являются богатыри. Героический образ в былинах воплощает идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Ученые разделяют все былины на несколько групп.

Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир [12].

Классическая музыка XIX и XX веков обрела высокую идейность, значительность благодаря нерасторжимой связи с жизнью народа, его историей. Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении – тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями [21].

Героические подвиги народа отражены в монументальных фресковых произведениях: операх «Иван Сусанин», «Князь Игорь»;в оратории «На поле Куликовом».

Необходимым условием значительности воплощаемых композитором идей является историзм его мышления. Протягивается связь времен от искорки народного духа, вспыхнувшей в далеком прошлом, утверждавшей необходимость борьбы за себя, свой род, свою нацию, до самоотверженной борьбы за освобождение народов Европы от фашизма в Великой Отечественной войне, за всеобщий мир на Земле для всех народов – в наше время. Появление каждого сочинения – оперы, симфонии, кантаты – всегда обусловлено потребностями своей эпохи [21].

Опера «Князь Игорь» А.П.Бородина – одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. В основе либретто события времен борьбы Руси со “степью”, описанные неизвестным автором в “Слове о полку Игореве”. Опера насыщена многими деталями благодаря работе композитора с первоисточниками, которые усилили патриотическое звучание всего произведения. В народно-массовых, хоровых сценах воплощено народно-патриотическое начало, которое придает всей опере характер монументальной величественной фрески. Композитор обобщает образ главного героя оперы – князя Игоря (подлинно историчен, конкретен), наделяет лучшими чертами русских витязей (любовь к Родине, высокое осознание своего долга перед ней).

Народная легенда о граде Китеже раскрывает патриотическую идею в этическом плане, тем самым утверждая моральное превосходство русского народа над дикими ордами завоевателей. Опера-легенда “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” Н.Римского-Корсакова воспевает нравственную красоту и мужественную стойкость русского человека перед лицом страшной разрушительной силы татаро-монгольских завоевателей. Это одна из самых песенных опер Римского-Корсакова. В опере три подлинные народные мелодии, но интонации народных песен пронизывают всю оперу. Музыкальным эпиграфом к опере можно назвать трагически величавую мелодию исторической песни “Про татарский полон”, которая появляется в сценах вторжения татар и занимает большое место в симфоническом антракте “Сеча при Керженце”.

Героическая тема отразилась и в оперном жанре. Ярким представителем этого жанра является опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа.

В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества.

Идею оперы можно выразить строками известной думы  К. Рылеева:

«Кто русский по сердцу, тот бодро и смело

И радостно гибнет за правое дело.

Предателя, мнили, во мне вы нашли?

Их нет и не будет на Русской земле!

В ней каждый Отчизну с младенчества любит

 И душу изменой свою не погубит!»

Пристрастие С.С. Прокофьева к русской национальной истории, ее героическим страницам, стремлении отобразить в своем творчестве ее наиболее значительные события проявилось довольно определенно. Большинство произведений 30–40-х годов создано им на исторические сюжеты (Отечественная война 1812 года, гражданская война, Великая Отечественная война) — кантата «Александр Невский», оперы «Семен Котко», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке».

В кантате «Александр Невский» композитор выразил психологическую суть двух противостоящих сил. Это два враждебных мира, противопоставленных на поле сражения: Русь и ее поработители – сначала татаро-монголы, затем тевтонские псы – рыцари. Образ Руси – народные хоры, лирическое соло, инструментальные эпизоды – все пронизано интонациями народной русской песенности.

Из богатейшего содержания романа “Война и мир” Прокофьев выбрал две основные линии: лирико — психологическую (картины “мира” и образ Наташи Ростовой) и народно-патриотическую линию, посвященную подвигу русского народа в Отечественной войне 1812 года (образы Кутузова и русских солдат). Образы толстовских героев в различных ансамблях воплощены в речитативных сценах, ариях – монологах (ария Кутузова, обращенная к Москве).

Кирилл Молчанов говорил, что война и борьба против фашизма стали главной темой его творчества. Опера «Зори здесь тихие» занимает в творчестве Молчанова особое место. Кирилл Владимирович создал ее в 1973 году, то есть через год после триумфального успеха картины Станислава Ростоцкого, музыку к которому написал тоже он.

Пронзительная повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» о подвиге девушек-зенитчиц стала сюжетом последней оперы Молчанова. Одаренный оперный композитор и драматург (автор либретто большинства своих опер), Молчанов замечательно ощущает специфику музыкального театра, но при этом, не изменяя песенной природе своего дара, широко пользуется приемами сопредельных искусств. Он прибегает к кинематографическим «наплывам», к перебивающим линейное повествование кадрам из прошлого своих героинь, кадрам-воспоминаниям, к монтажной драматургии.

Исторические события средних веков отражены в исторических песнях. Самые ранние песни отобразили события XIV века – татарские и турецкие нашествия, разорение русских городов и сел, пленение женщин и детей. В этих песнях по-разному выражено горе плененных русских женщин, по-разному рассказывается о встрече матери с дочерью, выросшей в татарском плену и не узнавшей свою мать. Но сила, величие души русского человека, ее благородство всегда перекрывает глубину скорби в таких песнях.

События XVI века отображены в песнях об Иване IV (о походах на Казань, Астрахань), о Ермаке, о царствовании Петра I, о народных героях – Разине, Минине и Пожарском. Многочисленны песни позднего периода о Суворове, в которых рассказывается и о конкретных походах (“Ой, да как по морю было”, “Ой, да пишет, пишет наш Суворов”), и о личности гениального полководца, о ранении Суворова под Очаковом.

Песни гражданской и Великой Отечественной войн – это произведения огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость. Защита Родины, борьба за светлые идеалы человечества – темы, ярко отраженные в песнях. На песню в годы войны были возложены задачи огромной важности – она была мощным агитатором, пропагандистом и организатором; она воодушевляла и героических бойцов передового края и самоотверженных тружеников тыла. Песни военных лет – это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о коротких минутах радости, о веселой шутке, придававшей бойцам силу и бодрость. Создателями песен были сами фронтовики: и поэты, и композиторы. Давно закончилась война, но в сознании людей долго будет жить память о ней, благодаря написанным произведениям [13].

В XVIII–XIX веках героико – патриотическая песня достигла наибольшего расцвета. Народная война 1812 года потрясла сознание русского народа, песни о ней создавались на протяжении всего XIX века. Песни, в основном, бодрые, активные, воспевают воинскую доблесть, дружбу, чувство товарищества (“Здорово, брат служивый!”, “Солдатушки, бравы ребятушки”).

Бурные 1918-1920 годы – это период братоубийственной гражданской войны. Настроения людей, воодушевленных новыми идеями, нашли свое отражение в песнетворчестве. С этим неспокойным периодом и связывают начало развития советской песни. Дооктябрьские гимны получили широкое распространение и заметно повлияли на развитие культуры. «Вы жертвою пали», «Смело, товарищи, в ногу» и многие подобные произведения возникли из прошлого – революционных лет.

Возникали новые темы и герои. Коллективный собирательный образ вчерашнего рабочего и крестьянина, который сегодня отвоёвывает свое будущее, доблестно сражаясь в рядах Красной армии, стал одним из наиболее популярных. Широко известные мелодии перепевались с новыми текстами – и рождались новые песни. Любимая в народе песня «Среди лесов дремучих» с новым текстом превратилась в «Мы – красные солдаты». Также появились произведения, написанные на основе прототипов. Например, песня «Расстрел коммунаров» сложена на основе «Мы сами копали могилу себе». Интересный путь прошли произведения, «перекочевавшие» из одного жанра в другой.

Самая известная походная песня «Смело мы в бой пойдем» появилась из симбиоза несовместимых, казалось бы, жанров – мелодичного романса «Белой акации гроздья душистые» и переосмысленной солдатской песни. По мере распространения новых сочинений авторство утрачивалось, произведения быстро становились народными, имели варианты исполнения. Исследователи установили авторов некоторых песен, но по большей части они всё же остались неизвестными.

Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война». Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.

Таким образом, песни гражданской, Великой Отечественной войны и современности представляют собой гармоничное сочетание приятной мелодии и красивых, содержащих в себе глубокий смысл, слов. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей.

Выводы по 2 главе

1. Воспитательная работа на уроках музыки даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу и включать в реализацию всех участников образовательных отношений.

2. Нами были определены основные методы (убеждения – разъяснения,  пробуждения, приучения) и принципы (служения Отечеству, исторической и социальной памяти, межпоколенной преемственности духовного опыта, социокультурной и национальной идентификации, гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого, сакральности символов и смыслов Отечества, соборности в воспитании духовных основ патриотизма, опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции) патриотического воспитания младших школьников в образовательной организации, которые отражены в направлениях деятельности в рамках школьного музыкального образования с учётом федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Выявлена важность изучения на уроках музыки в начальной школе героических образов как и в народном творчестве, так и в классических произведениях в рамках патриотического воспитания младших школьников.

4. Нами были рассмотрены песни гражданской и Великой Отечественной войны. Мы выяснили, что эти произведения обладают огромной нравственной силой, пробуждающей чувство гордости за свой народ и воспитывающие мужество и стойкость. Героические образы в произведениях русских и советских композиторов продолжают традиции народного творчества в разнообразных жанрах — операх, симфониях, кантатах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотическое воспитание – это главное и сокровенное, что связывает человека с историей страны, что заставляет благоговейно относиться к Отчизне. Чем глубже знания молодого человека об истории своей страны, о великих политических деятелях, великих подвигах ее народа, о том, какими тяжелыми событиями и неимоверными усилиями наши предки отстаивали границы государства и присоединяли новые земли, тем сильнее и крепче будет чувство патриотизма в душе и сознании молодого человека.

Мы установили, что в рамках патриотического воспитания у школьников воспитывается любовь к родному дому, семье, городу, родной природе, к культурному достоянию своего народа, своей нации. Дети толерантно относятся к представителям других национальностей. Воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам происходит в рамках патриотического воспитания.

В ходе работы выявили, что в основе патриотического воспитания младших школьников лежит развитие нравственных чувств ко всему, что окружает детей. Патриотическое воспитание формирует политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Цель достигнута, задачи решены. В перспективе дальнейшего исследования мы планируем разработку, создание и апробацию цикла классных часов, связанного с героическими образами в искусстве в рамках патриотического воспитания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы".

2. Агапова, И., Давыдова, М. Патриотическое воспитание в школе. – М.:Айрис- пресс, 2002. – С. 35 – 46.

3. Агапова, И.А., Давыдова М А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.:ВАКО, 2006.

4. Афтонасьев, А.Ф. Мысли о воспитании //Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века /Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. – С. 532.

5. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 – т. – М.:АН СССР, 1954. – С. 676.

6. Добролюбов, Н.А. Избранные педагогические сочинения. Москва: Изд-во «Педагогика», 1986. – С. 348.

7. Карамзин, Н.М. Сочинения в двух томах. Ленинград. Художественная литература. 1984г. – С. 672.

8. Крупская, Н.К. Дети – наше будущее. – М.: Просвещение, 1985. – С. 302.

9. Куницын, А.П. Наставление воспитанникам//Антология педагогической мысли России первой половины XIX века/ Сост. П. А. Лебедев. – Москва: Педагогика, 1987. – С.141 – 145.

10. Макаренко, А.С. Доклад в педагогическом училище / А.С. Макаренко //Сочинения. – М.: АПН РСФСР, 1951. – Т. 5. – С. 407-419. С. 412.

11. Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека// Н.Д. Никандров // Педагогика. 1998. - №4. - С. 5.

12. Орлова, Н.Г. «Герои русских былин»/Н.Г. Орлова. –М.:«Белый город»,2010. – 48 с.

13.Пожидаев, Г. Героико–патриотическая тема на уроке музыки/Г. Пожидаев.–М.:Просвещение,1985. – 98 с.

14. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 4-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 231. – (Стандарты второго поколения).

15.Пьюри, С. Психология мужества: современные исследования Древней добродетели. – APA, 2010. – С. 246.

16. Радищев, А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Полное собрание сочинений в 3 т. Т. 1. – М.; Л., 1938. – С. 215.

17.Сластёнин, В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2013. – С. 496.

18. Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы. С-Пб, 1898. – С. 415.

19. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1975. – С. 240.; Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. Москва: Учпедгиз, 1959. – С. 112.

20. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1989. – С. 542.

21. Третьякова, Л.С. Героика в русской и советской музыке/Л.С. Третьякова.М.:Знание,1985. – 347 с.

22. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 10. – С. 668.

23. Харламов, И.Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999. – С. 520.

24. Чернышевский, Н.Г. Избранные педагогические произведения. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1953. – С. 772.

25. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.:Педагогика, 1980. – С. 304.

26. Ястребцов, И.М. О системе наук, приличных в наше время детям / И.М. Ястребцов// Антология педагогической мысли в России первой половины Х1Хв. /Сост. П.А. Лебедев. – М., 1987. – С. 223 – 246.

27. Ямбург, Е.А. Школа для всех. - М.: Изд-во Новая школа,1996. – С. 352.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания" .

Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма              Могучее воспитательное воздействие музыкального искусства на челове...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Патриотическое  воспитание школьников: цель, задачи, принципыСовременное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется слож...

Отчёт по научно-исследовательской работе на тему "Народный танец как средство эстетического воспитания младших школьников"

Данное исследование Педагог дополнительного образования Денисов Г.В. проводил с учащимися своего коллектива....

«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»

Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...

«Музыкальное искусство, как средство патриотического воспитания учащихся».

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить,  приумножить богатство св...

Статья "Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников"

Статья "Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников"...