Отчёт по научно-исследовательской работе на тему "Народный танец как средство эстетического воспитания младших школьников"
опыты и эксперименты на тему

Данное исследование Педагог дополнительного образования Денисов Г.В. проводил с учащимися своего коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nir_redak.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра теории и истории народной художественной культуры

Отчет

по научно-исследовательской работе

Народный танец как средство эстетического воспитания младших школьников.

магистранта 11206о группы

кафедры теории и истории

народной художественной культуры

Денисова Г.В.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

 профессор кафедры теории и истории

народной художественной культуры

 Н.Д.Булатова

Москва 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Индивидуальный план НИР…………………………………………..3

Введение………………………………………………………………..4

Дневник………………………………………………………………...10

Основные этапы исследования……………………………………….11

Заключение…………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………14

Приложения……………………………………………………………15

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

  (с 10.01.14 по 01.03.14)

магистранта  Денисова Григория Вячеславовича

направление подготовки 071500 Народная художественная культура

год обучения второй

вид практики научно-исследовательская работа

кафедра теории и истории народной художественной культуры

Научный руководитель кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и истории НХК Булатова Н.Д.  

База (ы) практики  Зеленоградский дворец творчества детей и молодежи

Куратор практики на местах Н.И.Рогачкова, Зав. отделом хореографии

№ п\п

Планируемые формы работы (изучение теоретических источников, анкетирование, тестирование, интервьюирование - практические занятия, семинарские занятия  и внеклассные мероприятие.)

Количество часов

Календарные сроки проведения планируемой работы

1.  

Изучение и анализ теоретических источников по теме исследования

10

10-17января

2.  

Проведение анкетирования на занятиях народным танцем у детей младшего школьного возраста.

10

18-25 января

3.  

Проведение тестирования и интервьюирования на занятиях народным танцем у детей младшего школьного возраста.

5

26 - 31января

4.  

Организация и проведение практических занятий у детей младшего школьного возраста.

10

3 - 10февраля

5.  

Проведение  семинарских занятий  на занятиях народным танцем у детей младшего школьного возраста. 

5

11- 14 февраля

6.

Организация и проведение внеклассных мероприятий с детьми  младшего школьного возраста   в игровой форме на свежем  воздухе у ЗДТДиМ.                                                              

10

17-27февраля

Общий объем часов

50

Магистрант                                                        Г.В. Денисов

Научный руководитель                                        Н.Д. Булатова

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования.  В последние годы возросло внимание к  проблемам теории и практики эстетического  воспитания, через танец, в том числе, народный танец,  как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

 Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.    

 Р.Тагор  говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...

    Наука о прекрасном искусстве, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному искусству во всех его проявлениях написано и сказано немало.

   В последнее время слова о необходимости  эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах  газет и журналов и услышать с  экрана телевизора. 

Начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

    Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому искусству, яркому испытывает радость от нового. Он  видит и слышит чудесные русские народные танцы и песни, слышит стихи, и сказки. Красота народного творчества неповторима.

   Проблема эстетического  воспитания вызывает интерес у специалистов различных  отраслей: воспитателей, педагогов, психологов, ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

Эстетическое воспитание через народный танец это процесс формирования эстетического отношения к действительности и активизации творческой деятельности личности нужно рассматривать комплексно. Эстетическое восприятие, эстетическое чувство, оценка, суждение, вкус, идеал, потребности. Интересы, творческий потенциал - определяются умственной, нравственной, эмоциональной, духовной подготовкой школьника. Приводят к существенным изменениям мировоззрения, убеждений, поведения, способствуют всестороннему развитию его творческих сил и способностей.

Проблема исследования состоит в том, что слабо разработано применение народного танца как средства эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Степень научной разработанности проблемы. Изучению эстетического воспитания детей посвящены работы ученых.  

Разработчик программы «Ребенок в мире творчества»  Наталия Варкки, педагог танца кандидат педагогических наук, представляет следующею трактовку: «Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать через народный танец прекрасное в жизни и искусстве».  

Философско-эстетические аспекты проблемы рассматриваются в научных трудах Ю.Борева, И.Гончарова, М.Киященка, В.Ядов.

Психологические основы эстетического воспитания раскрыли в статьях Б. Ананьев, Л.Божович, Л.Выготский, И.Кон, Б.Теплов и другие.

Важные вопросы теории и методические основы эстетического воспитания подрастающего поколения освещаются в трудах Л.Коваль, В. Передерий, Ю. Фохт-Бабушкина, Т. Цвелых, Г.Шевченко, А. Щербо.

За последние годы опубликовано много работ, в которых поднимаются проблемы творчества и познавательной деятельности в процессе эстетического воспитания младших школьников.  Раскрываются механизмы творчества; закономерности взаимосвязи деятельности с воспроизведенной действительностью; формируются основные принципы формирования творческой личности (Ф. Говорун, В. Левин, В.Моляко, Ю. Петров, П.Пидкасистий, Я.Пономарьов, В.Романець, В. Цапок).

Предметом эстетического воспитания является процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и искусству танца. Именно искусство выступает той гармоничной частью духовного богатства личности, которое развивает эстетические, интеллектуальные, чувства.

Показателем уровня эстетического и общего развития младших школьников является их творческая активность и деятельность. Творческая деятельность - это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Творческая активность предусматривает создание нового эстетического элемента нового средства действия или нового средства его применения. Творческая активность младшего школьника проявляется в заинтересованном отношении к эстетическим предметам и занятиям, в результате чего возникает потребность в творческой, эстетической деятельности.

Важным для нашего исследования являются работы ученых, раскрывающих применение народного танца и народной хореографии в эстетическом воспитании младших школьников.

 Это работы следующих ученых: Степень теоретической разработанности проблемы формирования ее эстетической культуры одна из важнейших, стоящих перед образовательным учреждением.

Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

На воспитательные возможности хореографического искусства обращали внимание выдающиеся украинские художники Г.О.Березова, К.Ю.Василенко, В.М. Верховинец, П.П. Вирского, А.Г.Гуменюк, О.П.Колосок, М.И.Трегубов.

Как отмечает О.Мерлянова: «Эстетическая функция - специфическая способность народного танца производить художественный вкус, способности и потребности человека, тем самым ценностно ориентировать и пробуждать творческий потенциал личности, желание творить по законам красоты».

Степень проблемы данной программы является приобщение детей к прекрасному искусству народного танца. Дети видят танец на сцене, учатся выполнять его элементы, благодаря мастерству педагога своему упорству они достигают совершенство эстетического воплощения.

Объект исследования является процесс эстетического воспитания младших школьников 6-7 лет.

Предмет исследования: процесс эстетического воспитания учащихся школьного возраста средствами народного танца.

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить методику выявления эстетического развития детей-участников коллектива народного танца; апробировать программу эстетического воспитания учащихся школьного возраста средствами народного танца и  хореографии.

 Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, искусствоведческую и культурологическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить воспитательный потенциал народного танца и хореографии.
  3. Разработать и апробировать программу по эстетическому воспитанию младших школьников - участников коллектива народного танца.   
  4. Подобрать и обосновать методику определения уровня эстетического развития детей 6-7 лет - участников коллектива народного танца.
  5. Выявить эффективность апробации программы по эстетическому воспитанию младших школьников  средствами народного танца.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что эстетическое воспитание и развитие детей младшего школьного возраста – участников коллектива народного танца,  будет эффективно, при следующих условиях:

- если будет выявлен воспитательный потенциал народного танца и хореографии;

-если будет разработана авторская программа по народному танцу.

- если будут определены критерии совершенствования мастерства.

-если будет опираться на педагогическую методику.

Методологической основой исследования являются труды ведущих отечественных философов, педагогов, психологов, этнографов и искусствоведов-мыслителей: В. С. СоловьёвЕ. Н. Трубецкой,

 В. В. РозановП. А.  ФлоренскийС. Н. БулгаковН. А. Бердяев и С.П.  Дягилева.

Это плеяда вносила в русскую культуру глубинную философскую мысль, насыщала её напряжёнными исканиями смысла жизни и нравственных идеалов.

Возникло объединение «Мир искусства танца».  Для исполнения танцевальных номеров  Дягилев пригласил ряд знаменитых артистов, в том числе М. М. ФокинаА. П. Павлову,В. Ф. НижинскогоТ. П. КарсавинуЕ. В. Гельцер. других крупнейших  представителей молодого искусства танца. 

Теоретической основой исследования являются подходы педагога к детскому коллективу для приобщения искусства танца.

Методы исследования. В процессе работы были применены теоретические и эмпирические методы исследования:

теоретические методы: постановка танцевальных номеров и их отработка у экзерсиса и на середине зала.

эмпирические методы исследования: проводились в инновации постановок композиций народного танца.  

База исследования. Исследовательская работа проводилась в  

 ГОУ ЗДТ Д и М «Центр детского творчества»

ДНЕВНИК

№ п\п

Планируемые формы работы

Календарные

дни

Итоги

Выводы

1.  

Теоретические беседы с детьми, о эстетическом  преподавания  народного танца.  

10-17января два урока по 40минут

Совместная беседа приобщает внимательно слушать педагога

Дети открыли для себя: «Страну танцев»

2.  

Анкетирования на занятиях народным танцем

18-25 января

два урока по 40минут

Веселый кроссворд расширяет кругозор.

Познавая новое о «прекрасном»

3.  

Тестирования и интервьюирования на занятиях народным танцем

26 - 31января урок по 40минут

Дети чувствовали свободу в беседе

Это словестный «открытый урок»

4.  

Проведение практических занятий народным танцем с детьми

3 - 10февраля

два урока по 40минут

Раскрывая свой творческий потенциал

Усовершенствование

эстетического преподавания народного танца 

5.  

Семинарские занятия с детьми  по народному танцу

11- 14 февраля

урок по 40минут

Поверяем усвоение преподанного материала

Внимательные ученики хорошо усвоили материал

6.

Организация и проведение внеклассных мероприятий с детьми  младшего школьного возраста   в игровой форме на свежем  воздухе

17-27февраля

два урока по 40минут

Свободная форма раскрывает индивидуальность

Дети свободно выражают свою харизму.

7.  

Заключительные итоги занятий народным танцем с детьми

Самооценка

Ежедневные занятия оттачивают

 технику

Раскрой свой потенциал на сцене

Мое жизненное кредо Я, стремлюсь преподать детям всё самоё лучшее, что уме сам.

Чему я хочу научиться преподавать детям народный танец так, чтобы они всегда радовали   своих родителей и учителей.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование осуществлялось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап: Проанализирована литература по специфики преподавания народного танца для детей младшего школьного  возраста, проанализированы учебные программы по составлению занятий народным танцем с детьми.  Выявлен воспитательный потенциал народного танца и хореографии,  разработана авторская программа «Расскажи мне о танце » для  младших школьников - участников коллектива народного танца. Разработаны методики и критерии  уровня эстетического развития, детей младшего школьного  возраста. Народный танец, будучи сокровищницей народной мудрости, просто и доступно передает глубину мысли поэтических образов, нравственных идеалов и ценностей народа.

Формирующий этап: формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата ребенка, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков.

Это создаёт благоприятные условия для детского формирования личности.  Эстетическое воспитание через многообразие художественных видов деятельности позволяет детям открывать новое в истории танца своего народа.  

Контрольный этап: Педагог должен строить учебный процесс так, чтобы у подростка проявлялись хорошие качества и гасились отрицательные.  В этот период подростки чаще пользуются информацией полученной в не семьи, поэтому учитель должен стать настоящим другом вовремя указать на ошибки умело направить подростка в нужное русло участников коллектива народного танца (отношение к учёбе, к труду, к творчеству, к самоконтролю).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения научно-исследовательской работы были сделаны следующие основные выводы.

1.В процессе занятия народным танцем происходит гармоничное этетическое развитие детей, прививаются основы этикета, Воспитания национального самосознания. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку.

Используемые в хореографии движения, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

2. Механизм влияния танцевальных упражнений на развитие детей, формирует осанку, пластичность, развитие мышц суставов и связок координацию исправление косолапости. Методика преподавания народного танца требует от педагога внутренней собранности и подготовленности, умения строго и обдуманно выстроить весь учебный процесс в целом, и его отдельные части. Также педагог должен составлять общий план работы, включающий в себя целый ряд танцевальных упражнений влияющих на этетическое и физическое развитие детей.

Существует система учебной и воспитательной работы методика преподавания, знания педагога, передающего учащимся не только мастерство, но и свою культуру, своё мировоззрение.

Опираясь на профессиональный опыт и талант педагога исключительно важны в работе, как природа народного танца и его техника исполнения и овладение подлинным мастерством при помощи методического, анализа.                                

3. Педагог должен учитывать возрастные особенности детей к танцам.                                                                                                     В процессе освоения  танцевального материла педагог должен учитывать возрастные особенности учеников, применяя на первых порах несложные комбинации и композиции. Развитие увеличения мышечной нагрузке в течение всего периода обучения постепенно и плавно с ведением новых технических приёмов.

  1. Диагностический лист самоанализа

    Проведите итоговую самодиагностику умения пользоваться данными методами по нижеприведённой таблице.

Методы исследования

Умею ли использовать данный метод?

Да            Отчасти

1

Наблюдение за детьми

да

2

Беседа с детьми

да

3

Интервью с детьми

да

4

Анкетирование в детском коллективе

да

5

Тестирование с детьми

да

6

Анализ  документации по эстетике народного танца

да

7

Изучение работ исследуемых эстетике народного танца

да

8

Изучение «психолого-педагогических ситуаций» с детьми

 да

9

Социометрия

Отчасти

10

Другое…

Незаконченное предложение.

  1. Во время проведения  диагностик я понял (а), что с детьми нужно всегда быть откровенным и плавно совершенствовать их творческий потенциал.
  2. Самым полезным для меня  было видеть и внимательные лица. Они так старались правильно повторять всё то, чему я их учил.
  3. Мне понравилось видеть их лица счастливыми и их неутомимый энтузиазм движений.
  4. Своими ошибками я считаю, что у меня очень мягкий подход к детскому воспитанию, но ведь иначе нельзя.
  5. Мне не понравилось, что на первых занятиях не все дети были внимательны к моим занятиям.
  6. В следующий раз я хотел  усовершенствовать эстетически преподавания народного танца.
  7. Во время практики я научился правильно распределять детей на сцене при построении танцев.  
  8. Самым полезным в практике для меня  было  подготовить детей к выступлению на открытом уроке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Буров А.И. Предмет и содержание эстетического воспитания, его соотношение с другими видами воспитания. - М., 1971.

Государственная национальная программа «Образование» (Знание).-М., 1994.

2.Калинина Л. Эстетическое воспитание младших школьников как социально-педагогическая проблема //Начальная школа, 2006.

3.Литвинова Н. Развитие личности во внешкольной деятельности //Начальная школа, 2003.

4.Мартыненко А. Танцевальная мозаика. //Палитра педагога. 2009.

Мартыненко А. Ваша импровизация. Раскрытие творческого потенциала дошкольников выразительными средствами хореографического искусства //Палитра педагога, 1999.

4.Мерлянов А. Художественные особенности народного танца в эстетическом воспитании молодежи //Начальная школа, 2004

6.Мерлянов А. Влияние функций народного танца на воспитание личности. //Начальная школа, 2006.

7.Проект концепции единой системы эстетического воспитания в общеобразовательных школах России  //Искусство и образование. - 1998.

8. Записки балетмейстера. М., 1976. Захаров Р. Беседы о танце. М., 2003.

Захаров Р.

 9.Работа балетмейстера с исполнителем. М., 1967. Захаров Р. Сочинение танца. М., 2003. Захаров Р. Искусство балетмейстера. М., 1994.

10.Лопухов А., Ширяев А., Бочаров Ф. Основы характерного танца. Л.—М.,

1939. Степанова Л. Танцы народов СССР. М., 1971.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета  по исследованию специфика преподавания народного танца у детей среднего школьного  возраста.

Обучающиеся в
Зеленоградском ДТДиМ в 2013-2014

отдел__ХОРЕОГРАФИЯ____________________________________________________________

педагог Денисов Г.В.________________________________

объединение    Хореография на базе школы

группа №__4_Занятие народным танцем__________

Кабинет №219 Музыкальная аудитория фойе 2    Расписание Вторник с15-00 до 16-00 Пятница с16-00до17-00

Обучающиеся из школы №2045

год обучения 2013-2014     количество часов на группу – два

Фамилия

имя

отчество

Дата
рождения

класс

домашний адрес,
телефон

1

Азёрская

 Валерия

Алексеевна

29.06.2004

1420 - 221 т. 8499 738 74 88

2

Аксёнов

Денис

Андреевич

14.10.2003

1420- 92  т 926 475 90 77

3

Балалыкина

Екатерина

Владимировна

23.07.2004

918 - 73 т.8 499 732 09 45

4

Богун

Анжелика

Николаевна

24.02.2003

1414-38 т.8 499 717 59 15

5

Журавлёва

Елизовета

Андреевна

20.06.2004

1457 - 160 8 499 738 74 69

Авторская программа «Расскажи мне о танце»

«Расскажи мне о танце»

Танцевальное искусство неразрывно связанно с танцами различных народов. В России имеется богатейший опыт постановки различных народных танцев. Занимаясь с детьми младшего школьного возраста необходимо преподнести им искусство народного танца таким образом, чтобы они почувствовали свою не разрывность от искусства народа.

Занимаясь по данной программе  с детьми среднего школьного  возраста педагогу хореографу необходимо: заниматься анализом эстетического воспитания; раскрывать способности физического развития; преподавать искусство народного танца  для эстетических качеств у детей.

Экспериментально показать   эффективность движений и элементов народного танца, используемых для эстетического  развития детей младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание младших школьников посредством хореографической деятельности

Народный танец играет немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетиче...

Эстетическое воспитание младших школьников через приобретение танцевальной культуры

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в коррекционных классах

В статье говорится о важности музыки в учебном процессе для учащихся классов коррекции.  Музыка создает у младших школьников хорошее настроение, влияет на их внешний и моральный облик, ...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.

Все большее значение в содержании учебно-образовательного процесса  приобретает комплексное развитие музыкальных способностей учащихся, опирающееся на раннее приобщение детей к творческому  ...

«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"

Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....

Коллективные и групповые работы на уроках искусства как ведущий метод эстетического воспитания младших школьников.

Современная система художественного образования стремится сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, воспитать эстетическое отношения к окружающему миру, развить творческую п...

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников через активные формы и методы работы в детском объединении "Мастерица"

Важное условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии детей-это организация интересной содержательной жизни ребенка в детском объединении....