Образовательная программа танцевального коллектива "На пути к самосовершенствованию"
рабочая программа (5 класс) на тему

Дубова Наталья Васильевна

Программа «На пути к самосовершенствованию» раскрывает содержание деятельности танцевально-акробатического коллектива, опираясь на знание и требования педагогики и психологии, физиологии и теории физической культуры. Она построена по принципу: от простого к сложному и позволяет познакомить  детей с основами классической хореографии, спортивной гимнастики, с простейшими акробатическими элементами. Программа призвана заинтересовать, привлечь разнообразием видов,  выявить индивидуальную одаренность детей и дать основы спортивного движения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа коллектива спортивной акробатики «Шанс»

«На пути к самосовершенствованию»

Автор:

 педагог дополнительного образования

 Дубова Наталья Васильевна;

Возраст детей:6-17 лет;

Срок реализации программы: 6 лет.

г.Няндома

1. Пояснительная записка.

Физическая и духовная красота человека – это те качества, к которым человек  стремится. Всегда хочется хорошо выглядеть, красиво двигаться, быть здоровым и энергичным. Способов и методов достичь этого великое множество. Одним из них является гимнастика. Через эти занятия можно добиться гармонии движений, красоты телосложения, душевного спокойствия и удовлетворенности. Здоровый человек – счастливый человек.

К сожалению, за последние годы динамика здоровья  взрослых и особенно детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. Это объясняется экономическими трудностями, ростом социальной напряженности и другими факторами. Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянными спутниками старшего и подрастающего поколения. Недостаточная двигательная активность детей на уроках физической культуры в школах делает дополнительные занятия в секциях, кружках и студиях просто необходимыми. Система дополнительного образования детей, получившая широкое развитие в нашей стране, приоритетной задачей ставит физическое развитие и духовно-нравственное воспитание детей. Поэтому комфортные условия ребенка в семье, в учебном заведении, в группе неформального общения – важно для социальной защищенности детей, формирования здорового образа жизни.

Программа «На пути к самосовершенствованию» раскрывает содержание деятельности танцевально-акробатического коллектива, опираясь на знание и требования педагогики и психологии, физиологии и теории физической культуры. Она построена по принципу: от простого к сложному и позволяет познакомить  детей с основами классической хореографии, спортивной гимнастики, с простейшими акробатическими элементами. Программа призвана заинтересовать, привлечь разнообразием видов,  выявить индивидуальную одаренность детей и дать основы спортивного движения.

Акробатика привлекает детей своей доступностью. На лужайке, во дворе дома, на пляже часто можно встретить детей, пробующих сделать стойку на голове, руках, выполняющих мост, колесо, кувырок. А разве не интересно встать в стойку на руки, а то и сделать сальто?

Разнообразие видов акробатики позволяет ею заниматься детям с различными физическими данными. Выполнение акробатических упражнений способствует развитию силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного и лучезапястного. Акробатические занятия разносторонне воздействуют на организм детей. При выполнении упражнений вниз головой осуществляется массаж внутренних органов.

Цель образовательной программы: углубленное обучение детей акробатике в доступной для них форме.

Программа последовательно решает  основные задачи физического воспитания:

  • Укрепление здоровья, физическое развитие и улучшение работоспособности учащихся;
  • Воспитание волевых и нравственных качеств личности обучающегося, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом каждого;
  • Воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и танцем.
  • Приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту;
  • Развитие основных двигательных качеств, умения слушать музыку и способность двигаться в ритм ей;
  • Развитие абстрактного мышления;
  • Формирование навыков самосовершенствования, самоконтроля и самопознания;
  • Развитие творческих способностей детей, духовное, нравственное и физическое совершенствование;

Решение  основных задач обучения осуществляется с помощью частных задач обучения, которые определяются и ставятся в каждом конкретном случае  в соответствии с уровнем подготовленности занимающихся, спецификой структуры гимнастических упражнений и условиями их выполнения.

Обучение конкретным гимнастическим, акробатическим упражнениям принято условно делить на три взаимосвязанных этапа:

  1. Первоначальное изучение (создание общего предварительного представления о движении).

  1. Углубленное изучение (непосредственное овладение основами техники движения).

  1. Закрепление и дальнейшее совершенствование техники движения (формирование прочного автоматизированного двигательного навыка, обеспечение выполнения гимнастического упражнения в различных условиях на протяжении длительного промежутка времени)

Настоящая программа рассчитана на  6 лет обучения.

В программу входят 3 основных раздела, соответствующие возрастным периодам:

  1. Начальное образование (дети 6-8 лет). Возрастная планка может быть снижена для детей, у которых явно выражены способности к двигательной деятельности. Группа – 15 человек.
  2. Восходящая группа (9-13 лет). Этап формирования и закрепления основных двигательных навыков и умений. Группа – 15 человек.
  3. Основная группа (14-17 лет). Углубленное освоение акробатических элементов, этап подготовки к соревнованиям и выступления на концертах и праздниках. Работа в группах спортивного совершенствования. Группа – 12 человек.

Начинающие занимаются - 4 часа в неделю; всего 144 часов в год.

Восходящая группа занимается - 6 раза в неделю; всего 216 часа в год.

Основная группа – 6 часов в неделю; всего 216 часов  в год.

Структура занятия:

У начинающих:

  1. Разминка;
  2. Упражнения с предметом;
  3. Акробатика;
  4. ОФП;
  5. Растяжка
  6. Акробатические этюды

Восходящая группа:

  1. Разминка
  2. Упражнения с предметом;
  3. Акробатика;
  4. Спортивная йога;
  5. ОФП
  6. Растяжка
  7. Акробатические этюды

Основная группа:

  1. Разминка
  2. Акробатика
  3. Спортивная йога
  4. Акробатические этюды
  5. ОФП
  6. Растяжка

Содержание материала программы излагается в соответствии с уровнями образования. Для каждого из этих уровней выделены цели и задачи, конкретизирующие общую цель физкультурного образования, а также приводятся зачетные требования к знаниям, умениям и двигательной  подготовленности учеников.

Контроль, за усвоением учебного материала проводится в форме тестирования, сдачи норматива, участия в соревнованиях и показательных выступлениях.

По окончании каждого года обучения проводится итоговое тестирование. Оценивается результат контрольных упражнений, нормативов физической подготовки и специальной физической подготовки.

Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит  средством профилактики и  коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических качеств, в процессе освоения акробатических  упражнений.

2. Учебно-тематический план

Раздел, тема

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов (дополнительные)

Всего часов за год

Начинающая группа

1. Общеразвивающие упражнения  и прикладные (используются в целях разносторонней физической подготовки, развития функциональных возможностей организма, подвижности в суставах). Фитнес – комплекс упражнений с предметом.

1ч.

36

  Вольные упражнения и упражнения художественной гимнастики (представляют собой  разнообразные динамические сочетания системы простых и сложных движений рук, ног, туловища, головы, равновесий, хореографических упражнений, композиционно связанных в единый комплекс и соответствующих требованиям разносторонней физической подготовки. Характеризуются целостностью, динамичностью и танцевальным характером движений

3. Акробатические упражнения (объединяют большую группу искусственно созданных и специально подобранных упражнений, которые используются в гимнастике, как одной из лучших средств общей физической подготовки, развития смелости, ловкости, решительности, находчивости и ориентировки в пространстве. В гимнастике  используются главным образом акробатические прыжки, и статические акробатические упражнения

36

4. Прыжки (используются в гимнастике, служат для развития важных физических (ловкость, прыгучесть, быстрота) и волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость), занимающихся, а также формирования у них прикладных и спортивных навыков. Растяжка – комплекс упражнений на растягивание основных мышц тела и шпагатов.

36

5. Постановка номера

1 ч.

36

За год: 144 часа

Восходящая группа

1.Общеразвивающие и прикладные упражнения

Вольные упражнения и упражнения художественной гимнастики

1 ч

36

2. Акробатические упражнения

2 ч

72

3. Элементы хореографии: прыжки, связки прыжков. Растяжка (шпагат), элементы стрейтчинга.

1 ч

36

4. Спортивная йога – комплекс фиксированных положений на  равновесие, осанку и развитие подвижности в суставах, в сочетании с различными видами дыхания.

1 ч.

36

5. Постановка номера

1 ч.

36

За год: 216 часов

Основная группа

1. Общеразвивающие, вольные и прикладные упражнения. Используются в разминке (различные движения головы, плеч, рук, туловища, ног). Упражнения составлены в единый комплекс.

1ч.

36

2. Акробатические упражнения и этюды. Гармоничное соединение акробатических элементов с элементами танца, прыжков, шагов, поворотов)

1ч.

36

3. Спортивная йога. Комплекс фиксированных положений на равновесие, осанку и развитие подвижности в суставах.

1 ч.

36

4. Растяжка. Комплекс упражнений на растягивание, сгибание и прогибание туловища, шеи, рук, ног, в положении стоя, сидя, лежа, с возрастающей амплитудой движения.

1 ч.

36

5. Постановка номера

2 ч.

72

За год: 216 часа

К концу обучения в младшей группе:

Должны уметь

  • правильно выполнять заданные упражнения
  • уметь слушать музыку и выполнять движения в такт.
  • уметь анализировать свои выполненные упражнения, исправлять свои ошибки, замеченные педагогом
  • уметь слушать, повторять за педагогом движения, упражнения

Должны знать

  •  знать названия элементов (мост, березка, лодочка, стойка на руках)
  • правила поведения на занятии, требования к внешнему виду на занятии
  • требования к дисциплине на занятии, что можно и что нельзя

К концу обучения в восходящей группе:

Должны уметь

  •  исправлять ошибки, допущенные в акробатических элементах или гимнастических упражнениях
  • уметь чувствовать каждую часть своего тела при выполнении акробатических элементов или гимнастических упражнений
  • правильно растягивать мышцы ног в положении шпагата
  • уметь анализировать свои выполненные упражнения и элементы, танцевальные номера
  • импровизировать под музыку в танце

Должны знать

  • правила поведения на занятии, требования к внешнему виду на занятии
  • технику выполнения элементов акробатики, гимнастики, хореографии
  •  основные термины используемые на занятии (исходная позиция, названия упражнений общей физической подготовки – ОФП, названия акробатических элементов, положений спортивной йоги, элементов хореографии)
  • правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях

К концу обучения в основной группе:

Должны уметь

  • страховать друг друга при выполнении акробатических элементов
  • объяснить технику выполнения упражнения, элемента, танцевального движения
  • владеть различными танцевальными приемам и применять на практике (контактная импровизация, импровизация, разноплановость, синхронное выполнение)
  • владеть своим телом при выполнении различных элементов и в танце
  • поставить танцевальную композицию, номер

Должны знать

  • правила поведения на занятии, требования к внешнему виду на занятии
  • технику выполнения элементов акробатики, спортивной йоги
  • правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях
  • правила составления танцевального номера
  • анализировать танцевальный номер, композицию
  • названия всех изученных акробатических элементов (переворот вперед на две, на одну, назад, американка, мексиканка, стойка с поворотом, вертушка, рандат, фляг, сальто назад, вперед, маховое, темповое)
  • 5 видов дыхания при выполнении элементов спортивной йоги

  1. Содержание образовательной программы

Общеразвивающие и прикладные упражнения.

Примерный комплекс ОФП:

1). Упражнения на мышцы плечевого пояса и рук:

  • Отжимание в упоре лежа;
  • отжимание из стойки на голове;

2). Упражнения на мышцы ног:

  • «пистолетик»- приседание  на правую или левую ногу;
  • прыжки с группировкой в воздухе.

3). Упражнения на пресс:

  • складочка из положения «лежа на спине»;
  • поднимание туловища, лежа на скамейке (поперек).

4). Упражнения на мышцы спины:

  • мост между двумя стульями;
  • поднимание туловища,  сидя на скамейке (поперек);
  • поднимание ног и рук  из положения, лежа на животе (лодочка).

5). Растяжка мышц ног различными приемами -  (шпагат) на правую, на левую ногу.

Комплекс упражнений можно разнообразить, имея под рукой тренажеры и приспособления (скакалка, мяч, гриф от штанги, гантели, гимнастическая стенка, турник, канат и др.).

Вольные упражнения и упражнения художественной гимнастики.

Комплекс вольных упражнений (разминка)

            -    И.п.- Основная стойка, 1-4 – руки вверх, 5-8 – руки вниз, стойка на пятках;

  • И.п. – тоже руки на поясе, 1- голова вперед, согнуть ноги, 2 – и.п., 3 – голова назад, согнуть ноги, 4 – и. п.;
  • И.п. тоже, руки на поясе, 1 – поворот головы вправо, плечи вверх, 2 – и.п., 3 – тоже в другую сторону, 4 – и.п.;
  • И.п. тоже, 1-2 – плечи вперед, 3 –4 плечи назад;
  • И.п. тоже, руки вниз, 1 – правое плечо вперед, левое назад, 2 – левое плечо вперед, правое назад;
  • И.п. – тоже, 1-8 – круговые вращения в плечевом суставе назад, 1-8 – тоже вперед.
  • И.п. – тоже, 1-8 – тоже попеременно вперед, 1-8 – тоже назад;
  • И.п. – тоже, руки на поясе, 1-3 – наклон туловища вправо, левая рука вверх, 4 – и.п., 5-7 – наклон туловища влево, правая рука вверх, 8 –и.п.;
  • И.п. тоже, 1-3 – наклон туловища вперед, руки вперед, 4 – и.п., 5-7  - наклон туловища назад, руки на поясе, 8 – и.п.
  • И.п. – тоже, руки на поясе, 1-8 круговые вращения туловищем в правую сторону, 1-8 – тоже в левую сторону;
  • И.п. – широкая стойка, руки вниз. 1-2 – выпад на правой с покачиванием, 3-4 – выпрямить правую ногу, наклон к ней, 5 – 6 –выпад на правую ногу, 7-8 – и.п. тоже на левую ногу;
  • И.п. – тоже, лицом к правой ноге, 1-3 – покачивание в выпаде на правой, 4 – поворот влево на 180 градусов, лицом к левой ноге. 5-7 покачивание в выпаде на левой ноге, 8 – и.п.
  • И.п. – широкая стойка, 1 – выпад на правую ногу, 2 – выпад на левую ногу, 3 – тоже на правую, 4 – тоже на левую;
  • И.п. – сед ноги вместе, 1-3 – наклон вперед, лечь на ноги, 4 – и.п. 5-7 – тоже, 8 – и.п.;
  • И.п. – сед ноги врозь, 1-3 – наклон к правой, 4 – и.п., 1-3 – наклон к левой, 4 – и.п. 1-3 – наклон вперед, 4 – и.п.
  • И.п. – сед ноги вместе, упор сзади, 1 – ноги согнуть, 2 – ноги выпрямить вверх. 3 – ноги согнуть, 4 – и.п.
  • И.п. – сед ноги врозь, упор сзади, 1-2 – круговое вращение правой ногой, 3-4 – круговое вращение левой ногой;
  • И.п. – сед на шпагат на правую с опорой на руки, 1-3 – покачивание в упоре на руках, 4 – и.п.;
  • И.п. – тоже на левую;
  • И.п. – основная стойка 3-я позиция, руки в сторону, 1-4- махи правой вперед, 1-4 – махи правой вправо, 1-4 – махи правой назад, 1-4 – махи правой в сторону.
  • И.п. – тоже, 1-4 – махи левой вперед, 1-4 – махи левой влево, 1-4 – махи левой назад, 1-4 – махи левой влево;
  • И.п. – стойка ноги вместе, руки произвольно, прыжки

Гимнастика – система  специальных упражнений, направленных на укрепление здоровья, совершенствование двигательных способностей, гармоничное физическое развитие человека. Гимнастика является комплексом упражнений, простых и сложных; сочетанием естественных движений и искусственных, выполняемых с предметом и без. Наряду с общим разносторонним воздействием на организм ребенка, гимнастика позволяет оказывать местное и локальное воздействие на те или иные мышечные группы, как и относительно точно регулировать физиологическую нагрузку. Благодаря этому, гимнастика может иметь корригирующее и лечебное значение. Гимнастические упражнения весьма универсальны и доступны как средство индивидуальных и коллективных занятий в учреждениях дополнительного образования.

Осанка – это умение человека держать свое тело. Для формирования правильной осанки и устранения ее недостатков необходимо равномерно развивать мышцы всего тела, тренировать навык правильного стояния, легкой походки и рационального сидения, т.е. вырабатывать правильный «рефлекс позы».

Основные физические качества

Физическая подготовка акробатов – процесс воспитания физических качеств, необходимых для успешного овладения акробатическими элементами, их соединениями и соревновательными комбинациями. Физическая подготовка акробата осуществляется в тесной связи с овладением техники выполнения каждого упражнения. Одна из главных  задач физической подготовки – повышение эффективности техники. Акробату для освоения современных упражнений необходимо  овладеть  высоким уровнем развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

Большой популярностью у детей пользуются занятия акробатическими упражнениями, которые содействуют общей и специальной физической подготовке школьников – развивают силу, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный  аппарат (орган равновесия), и что очень важно, оказывают разностороннее воздействие на двигательный аппарат учащихся. Занятия акробатическими упражнениями способствуют также развитию волевых качеств (смелости и решительности), столь необходимых для достижения высоких спортивных результатов

СИЛА – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

БЫСТРОТА – способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение данной двигательной задачи кратковременно и не вызывать утомления.

ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Выносливость – это способность противостоять утомлению.

ГИБКОСТЬ – способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок.

ЛОВКОСТЬ – сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Измерителями ловкости являются:

  • координационная сложность задания;
  • точность его выполнения;
  • время выполнения задания.

На воспитание (развитие) этих качеств до определенного уровня и должна быть направлена физическая подготовка.

Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Возможность выполнить то или иное движение с оптимальной амплитудой и напряжением мышц определяется подвижностью в суставах, упругостью и эластичностью связок и мышц. Наибольшее значение имеет подвижность позвоночника, особенно его грудного отдела, тазобедренного и плечевого суставов. Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание). Можно выделить  активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость – способность достигать больших амплитуд движения в каком – либо суставе за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав.

Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил.

Показатели активной гибкости меньше соответствующих показателей пассивной гибкости.

На гибкость, больше чем на другие физические качества, оказывает влияние суточная периодика. Так, в утренние часы гибкость значительно снижена. Колебания ее под влиянием разных условий надо учитывать при проведении занятий. Гибкость отрицательно связана с силой: занятия силовыми упражнениями могут вести к ограничению подвижности в суставах. В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости. Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых действий.

Методика воспитания гибкости:

  • Упражнения на растягивание выполняются сериями: по несколько повторений в каждой. Амплитуда движений увеличивается от серии к серии;
  • Упражнения выполняют до появления легкой болезненности;
  • Упражнения на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять  ежедневно или даже два раза в день;
  • Упражнения на гибкость  удобнее всего давать  в виде самостоятельных заданий на дом.
  • Перед выполнением упражнений на гибкость необходимо хорошо размяться. После активных упражнений увеличенная  гибкость сохраняется дольше, чем после пассивных. Основную работу по развитию гибкости следует планировать и проводить в детском и подростковом возрасте. При правильно организованном процессе в последующие годы надо только поддерживать достигнутый уровень.

Азбука акробатики

Словарь терминов, используемых в акробатике

 Благодаря разностороннему влиянию на организм занимающихся, большой эмоциональности, доступности в организации и оборудовании акробатические упражнения являются одним из важных средств физического воспитания.

Акробатика – система физических упражнений, связанных с вращениями и балансированием, выполняемых индивидуально, вдвоем и группами.

Колесо – переворот влево (вправо) с последовательной опорой руками и ногами через стойку ноги врозь.

Кувырок – вращательное движение тела через голову вперед или назад с последовательным касанием опоры.

Маты – поролоновые подкладки – матрацы для смягчения приземления и обеспечения безопасности.

Мост – дугообразное, максимально прогнутое (спиной вниз) положение исполнителя с опорой на руки и ноги.

Перекат – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову.

Сальто – вращательное движение тела прыжком с полным переворачиванием через голову без промежуточной опоры.

Соединение – слитное (без остановки) выполнение 2-3 упражнений.

Стойка – статическое вертикальное положение, при котором исполнитель находится вверх ногами: на лопатках, голове, предплечьях, руках.

Упражнение – завершенное действие акробата (стойка, кувырок, перекат, поддержка и т.д.)

Шпагат – сед с предельно разведенными ногами.

Правила составления акробатического этюда

  • Подбор музыкальной композиции
  • Выбор образа для исполнения этюда, разработка желаемого костюма
  • Расчет музыкальной композиции
  • Определение этапов музыкальной композиции для составления танцевальных и акробатических элементов или связок
  • Составление этапов акробатического этюда

Элементы, которые должны присутствовать в акробатическом этюде

  • Акробатические упражнения и их связки различной сложности, прыжки, элементы хореографии,  в зависимости от того, что могут исполнить учащиеся
  • Присутствие элементов танца, подчеркивающего задуманный образ выступающих
  • Разнообразие рисунка перемещения выступающих по сцене
  • Движения танца должны соответствовать возрасту выступающих
  • Движения и элементы должны выполняться в такт музыке
  • Акробатический этюд может выполняться с предметом или без него

Спортивная йога – комплекс положений на равновесие и развитие подвижности в суставах.

Положения, применяемые на занятиях:

Позы с удержанием равновесия:

            -    Балансирующий полумесяц;

  • Орел;
  • Лук;
  • Воин 1, Воин 2, Воин 3;
  • Весы;
  • Стул
  • Лодка

Позы – растягивающие плечи:

  • Собака, смотрящая вниз;
  • Расширение грудной клетки;
  • Узел;
  • Стол.

Позы интенсивной растяжки:

  • Пирамида;
  • Верблюд;
  • Мост;
  • Лягушка;
  • Обезьяна;
  • Наклоны вперед;
  • Растяжка четырехглавой мышцы;
  • Голубь;
  • Бабочка;
  • Полушпагат сидя.

Позы, укрепляющие верхнюю часть тела:

  • Доска;
  • Наклонная доска;
  • Крокодил;
  • Тренировка брюшных мышц;

Позы с вытягиванием тела:

  • Супермен;
  • Острый угол;
  • Треугольник;
  • Рыба;

Позы на скручивание позвоночника:

  • Скручивание сидя;
  • Скручивание лежа;
  • Скручивание стоя;
  • Перевернутый скрученный треугольник.

Фитнес с предметом:

Фитнес с фитболом – комплекс, включающий в себя упражнения статического и изометрического характера, с опорой на руки и ноги;

Фитнес со скакалкой – комплекс прыжков и упражнений в положении стоя, сидя. Различные вращения и подброс скакалки.

Фитнес со жгутом – комплекс упражнений изокинетического характера на различные группы мышц, в положении сидя, стоя и лежа.

Фитнес с гантелями – комплекс упражнений изокинетического характера на основные группы мышц.

Растяжка. Стрейтчинг.

Стрейтчинг – комплекс упражнений на растягивание, сгибание и прогибание туловища, шеи, рук, ног, в положении сидя и лежа, с возрастающей амплитудой движения.

Комплекс упражнений на растяжку (стрейтчинг)

Все упражнения выполняются в спокойном темпе, растягивание продолжается 10 – 20 секунд, каждое упражнение выполняется настолько, насколько позволяет это сделать физическая подготовка каждого учащегося. Со временем вы почувствуете изменения ваших физических возможностей в лучшую сторону.

  • И. п. основная стойка, правой рукой тянемся вверх, левая вниз
  • И. п. основная стойка, тоже другой рукой
  • И. п. слегка согнуть ноги, наклон вниз – вперед, руки вверх держать за локти, мышцы шеи расслаблены, тянем руки вверх
  • И. п. тоже, руки сцеплены сзади, мышцы шеи расслаблены, тянем руки вверх
  • И. п. сед «по - турецки», руки за головой, голова вниз, тянем
  • И. п. тоже, правая рука наклоняет голову влево, тянем
  • И. п. тоже, левая  рука наклоняет голову вправо, тянем
  • И. п. тоже, левая рука держит за локоть правую руку, выводим влево, тянем

       -   И. п. тоже, правая рука держит за локоть левую руку, выводим вправо, тянем

  •   И. п. тоже, руки согнуть, локти направлены вверх, соединить ладони боковыми сторонами за головой, тянем вниз
  •   И. п. тоже, руки согнуты, локти направлены вниз, соединить ладони за спиной, тянем вверх
  •   И. п. сед согнув ноги, упор сзади, соединяем лопатки, удерживаем это положение
  •   И. п. стоя на коленях, наклон назад, прогнуться, упор сзади, тянемся
  •   И. п. сед ноги врозь, наклон вправо с опорой на предплечие правой руки, тянемся левой наверх по отношению к телу
  •   И. п.  тоже в другую сторону
  •   И. п. сед ноги вместе, носки на себя, тянемся вперед руками и грудью
  •   И. п. сед ноги врозь, носки на себя, тянемся вперед руками и грудью
  •   И. п. стойка на левом колене, правое выпрямить в сторону; правая рука упирается в правое бедро, левая рука вверх, наклон вправо, тянемся.
  •   И. п. тоже на другую ногу, в левую сторону.
  •   И.п.  стойка на правом колене, выпад на левое, покачивание вниз с опорой рук о колено.
  •   И.п.  упор, правая вперед, левая сзади, положение «шпагат», легкие покачивания.

Комплекс упражнений со скакалкой.

Упражнения выполняются под музыку. От ритма мелодии и стиля музыки будет меняться характер и интенсивность упражнений, прыжков, причем абсолютно бессознательно.

  • И. п. основная стойка, ручки скакалки в правой руке, вращение скакалкой  справа
  • И. п. стойка ноги вместе, ручки скакалки в правой руке, вращение перед собой
  • И. п. тоже, скакалка в другой руке
  • И. п. стойка ноги вместе, скакалка перед собой, левая рука замах вперед - право и движется по кругу над головой, а правая, догоняя  левую, движется назад – влево по кругу, вращение над головой
  • И. п. тоже в другую сторону;
  • И. п. стойка ноги вместе, скакалка в правой руке, вращение над головой;
  • И. п. тоже, скакалка в другой руке, вращение над головой
  • И. п. стойка ноги вместе, скакалка сзади вдвое, 1 – 2 – наклон вниз, 3 – 4 – переводим скакалку вперед, под стопами (поднимаясь на носки, затем на пятки), 5 – 6 – и. п., 7 – 8 – руки вверх со скакалкой;
  • И. п. тоже, скакалка перед собой, выше указанное упражнение в другую сторону
  • И. п. сед, ноги вместе, скакалка в двое перед собой, 1 – 2 – согнуть ноги поставить на скакалку, 3 – 4 – выпрямить ноги вверх, 5 – 6 – согнуть ноги, 7 – 8 – и. п.
  • И. п. лежа на спине ноги вместе, руки вверх по отношению к телу, 1 – 2 – поднять туловище в сед, согнув ноги поставить на скакалку, 3 – 4 – и. п.
  • И. п. тоже, скакалка в правой руке за ручки, 1 – 2 – правая движется махом вправо – вниз, тело поднимается в сед, ноги поднимаются вверх (простой вариант – ноги сгибаются, сложный вариант – ноги прямые),

3 – 4 – перехватываем скакалку в левую руку и продолжаем движение снизу вверх, продолжаем вращение    

  • И. п. лежа на спине, руки вверх, скакалка вчетверо, 1 – 2 – руки со скакалкой вперед, правую ногу согнуть и                                 поставить на скакалку, 3 – 4 – выпрямить ногу, 5 – 6 – и. п.
  • И. п. тоже на другую ногу.
  • И. п. стойка ноги вместе, скакалка сзади, прыжки через скакалку, вращение скакалкой вперед.
  • И. п. тоже, скакалка перед собой, прыжки через скакалку, вращение скакалкой назад.
  • И. п. тоже, скакалка сзади, прыжки через скакалку с вращением вперед, чередуем обычный прыжок с прыжком скакалка накрест  (прыжок крестиком).
  • И. п. тоже, скакалка перед собой, прыжки через скакалку с вращением назад, чередуем обычный прыжок с прыжком скакалка накрест (прыжок крестиком).

Комплекс упражнений с гантелями (бутылочки с водой).

Упражнения выполняются в среднем темпе, следим за дыханием. Гантели используются весом 1,5 или 2 кг.

  • И. п. лежа на правом боку, правая нога согнута, опора на правый локоть, левая рука с гантелью на прямой левой ноге, работает левая вверх, вниз – 15 – 20 раз.
  • И. п. тоже на другом боку.
  • И. п. лежа на правом боку с опорой на правый локоть, согнуть левую ногу и поставить на стопу, правая нога прямая, левая рука с гантелью на правой ноге, поднимаем, опускаем, не касаясь пола – 15 – 20 раз.
  • И. п. тоже на другом боку.
  • И. п. упор на локтях, стоя на правом колене, левое согнуто зажав гантелю, опускаем, поднимаем, не касаясь пола – 15 – 20 раз.
  • И. п. тоже на другую ногу.
  • И. п. основная стойка, руки вниз с гантелями, выпад вперед на правую ногу, толчком обратно, затем назад и в сторону – 10 раз.
  • И. п. тоже на другую ногу.
  • И. п. тоже, руки с гантелями вниз, сгибаем руки в локтях по направлению ладони к себе, 10 – 15 раз.
  • И. п. основная стойка, правая рука вниз согнута, гантель на уровне талии, локоть вправо, левая рука вверх, согнута, локоть влево, гантель за головой, выполняем движения руками перед собой, меняя их в противоположное положение – 10 – 15 раз.
  • И. п. лежа на спине ноги согнуты, руки в сторону с гантелями, выполняем движение руками вперед через стороны, локти слегка согнуты – 10 – 15 раз.
  • И. п. лежа на животе ноги прямые, руки в стороны с гантелями, выполняем движения руками 1 – 2 - назад – вниз через стороны, 3 – 4 – назад – вверх, 10 – 15 – серий.
  • И. п. лежа на спине, руки вдоль тела, гантель в ногах на уровне голени, опускаем,

       поднимаем ноги – 20 – 30 раз.

  • И. п. лежа на спине, руки за головой с одной гантелью, ноги вверх, тянем руки и корпус вперед к ногам, затем и. п. – 10 – 15 – раз.
  • И. п. лежа на спине, руки с гантелями согнуты перед грудью, ноги вверх, выполняем поднимание корпуса,  лицо параллельно потолку, затем и. п. – 10 – 15 раз.
  • И. п. лежа на спине, руки вверх по отношению к телу, опускаем, поднимаем руки вниз,

     затем наверх – 15 –20 раз.

Подбор упражнений на растяжку шпагатов.

Упражнения выполняются в спокойном темпе, без ощущения резкой боли. Боль должна быть «мягкой», иначе возможно травмирование мышц.

1). И. п. стоя на правой ноге лицом к «шведской стенке, левая нога на стенке с опорой на пятку, руками держимся за выступы стенки, покачивание вперед – 30 – 50 раз.

2). И. п. тоже, на другую ногу.

3). И. п. стоя спиной к стенке на правой ноге, наклон вниз с опорой рук о пол, левая нога на стенке с опорой на носок, покачивание к стенке – 30 – 50 раз.

4). И. п. тоже, на другую ногу.

5). И. п. сед в шпагат правая нога впереди, упор на правую руку, сгибаем левую ногу в колене и левой рукой покачиваем к спине – 20 – 30 раз.

6). И. п. тоже, на другую ногу.

7). Упражнение выполняется с педагогом или с партнером, и. п. партнер в основной стойке, растягиваемый спиной к партнеру стоя на правом колене, левая нога вверх, держась за колени партнера, партнер держит левую ногу растягиваемого и покачивает к себе.

8). И. п. тоже, на другую ногу.

4. Методическое обеспечение.

Тип урока

Структура урока

Вводный

1 часть – подготовительная

2 часть – проверка физической подготовленности

3 часть - заключительная

Изучение нового материала, элементов

Вариант 1

1 часть – подготовительная

2 часть – изучение нового материала

3 часть – заключительная

Вариант 2

1 часть – вводная

2 часть – подготовительная

3 часть – изучение нового материала

4 часть – заключительная

Повторение, совершенствование ранее изученного материала

Вариант 1

1 часть – подготовительная

2 часть – повторение, совершенствование

3 часть – заключительная

Вариант 2

1 часть – вводная

2 часть – подготовительная

3 часть – повторение, совершенствование

4 часть - заключительная

Комбинированный

Вариант 1

1 часть – подготовительная

2 часть – изучение нового материала

3 часть – повторение и совершенствование

4 часть – заключительная

Вариант 2

1 часть – вводная

2 часть – подготовительная

3 часть – изучение нового материала

4 часть – повторение, совершенствование

5 часть - заключение

В основе процесса обучения акробатическим упражнениям лежат общеизвестные дидактические принципы:

  • сознательности;
  • активности;
  • наглядности;
  • доступности;
  • систематичности

Методика преподавания общеразвивающих упражнений (ОФП)

На занятиях гимнастикой общеразвивающие упражнения выполняются в виде комплексов, которые составляются с учетом различных задач физического воспитания. При составлении комплексов следует учитывать:

  1. Место и время проведения.
  2. Пол, возраст и подготовленность учащихся.
  3. Очередность упражнений в комплексе.
  4. Упражнениям силового характера должны предшествовать  упражнениям на растягивание.
  5. Число повторений (дозировка) упражнений должна находится в пределах 5-10 раз.
  6. Упражнения для развития силы, следует выполнять до ощущения легкой мышечной усталости.
  7. Упражнения для развития гибкости до появления легких болевых ощущений.

Общеразвивающие упражнения выполняются без предметов и с предметами (гантели, скакалка,  скамейка, жгут, гриф от штанги). Такие упражнения способствуют: развитию  физических качеств; формированию правильной осанки; совершенствованию координации движений; подготавливают организм занимающихся к предстоящей физической работе. Многообразие и доступность общеразвивающих упражнений позволяют применять их на занятиях с детьми различных возрастных групп.

Методы обучения акробатическим упражнениям:

Под методами обучения принято понимать пути и способы учебной работы, с помощью которых преподаватель и учащиеся решают поставленные задачи. В практике обучения широко применяются два известных метода:

-     метод целостного упражнения;

  • метод расчлененного упражнения.

Метод целостного упражнения – предусматривает выполнение упражнения в целом сразу после показа и объяснения. Этот метод целесообразно применять при освоении простых, несложных акробатических упражнений.

Метод расчлененного упражнения – заключается в делении упражнения на составные части и последовательном их освоении. После овладения отдельными частями, упражнение осваивается в целом. Этим методом широко пользуются при обучении упражнениям средней и повышенной трудности, а также при овладении конкретными акробатическими, гимнастическими связками и комбинациями.

Материально – техническое оснащение:

  • магнитофон;                                    -   мячи малые резиновые
  • аудиокассеты                                  -   гантели (бутылочки с водой)
  • маты поролоновые;                        -   бруски деревянные  
  • мячи резиновые (фитбол);             -   жгут резиновый (террабант)
  • видео кассеты;
  • скакалки

Формы подведения итогов

Начинающая группа проходит обучение в течение  2-х лет. Это звено не участвует в больших концертах, но для стимула составляются небольшие номера к подсознательным выступлениям перед родителями и детьми младшего возраста. В конце каждого ода обучения проводится тестирование.

Показатели физической подготовленности строго индивидуальны. В Доме творчества мы не применяем строгий отбор одаренных детей. Поэтому тестирование в коллективе спортивной акробатики имеет дифференцированный подход. Тестирование проходит в начале года, после двухнедельного обучения (подготовки) и в конце года за две недели до конца учебного года. Показатели физической подготовленности каждого ребенка анализируются на протяжении всего учебного года.  Единственное требование, ребенок обязательно должен показать, по окончании учебного года изменения физической подготовки в сторону увеличения в упражнениях на гибкость, координацию движений, ловкость.

Тестирование. 1 год обучения

Теория: 

1. Что такое разминка и для чего она нужна?

2. Почему занятия проходят под музыку?

3. Какие элементы гимнастики и акробатики научились делать (названия)?

Практика: 

1. Упражнения на гибкость (мост, складка, шпагат);

2. Упражнения на силу (отжимание в упоре);

3. Упражнения на ловкость (прыжки с группированием в воздухе);

Тестирование. 2 год обучения:

Теория: 

1. Составляющие успеха в любом виде спорта?

2. Объяснить технику выполнения заданного гимнастического элемента.

3.Какие существуют хореографические позиции исходного положения?

Практика: 

1. Упражнения на гибкость (мост, складка, шпагат);

2. Упражнения на силу (отжимания в стойке на голове);

3.Упражнения на ловкость (стойка на руках, на голове, колесо)

Восходящая группа проходит обучение в течение 2-х лет. Ребята  могут участвовать в концертах, конкурсах, показательных выступлениях. И также в конце года проходят тестирование.

Тестирование 3 год обучения:

Теория:

1. Техника безопасности на тренировке.

2. Правила поведения на тренировке и в ДДЮТ.

3.Объяснить технику выполнения заданного элемента

Практика:

1. Упражнения на гибкость (шпагат, мост, складка)

2. Упражнения на силу (отжимание в стойке на голове, в упоре лежа, пистолет)

3.Упражнения на ловкость (колесо, перевороты)

Тестирование  4 год обучения:

Теория: 

1. Техника безопасности на тренировке.

2.Правила поведения в ДДЮТ и на тренировке.

3.Объяснить технику выполнения заданного элемента.

4.Оказание первой помощи в случае травмирования заданной части тела.

Практика: 

1. Упражнения на силу (отжимание в стойке на голове, в упоре лежа)

2. Упражнения на ловкость (переворот, колесо)

  1. Упражнения на гибкость (мост из положения стоя, шпагат на полу)

Тестирование 5 год обучения:

Теория: 

1. Техника безопасности на тренировке.

2.Правила поведения в ДДЮТ и на тренировке.

3.Объяснить технику выполнения заданного элемента.

4.Оказание первой помощи в случае травмирования заданной части тела.

  1. Правила составления акробатического этюда.

Практика: 

1. Упражнения на силу (отжимание в стойке на голове, в упоре лежа)

2. Упражнения на ловкость (переворот, колесо)

  1. Упражнения на гибкость (мост из положения стоя, шпагат на полу)
  2. Знать правила страхования и уметь применять их  на практике

Тестирование 6 год обучения

Теория: 

1. Техника безопасности на тренировке.

2.Правила поведения в ДДЮТ и на тренировке.

3.Объяснить технику выполнения заданного элемента.

4.Оказание первой помощи в случае травмирования заданной части тела.

  1. Правила составления акробатического этюда.
  2. Методы обучения акробатическим упражнениям.

Практика: 

1. Упражнения на силу (отжимание в стойке на голове, в упоре лежа)

2. Упражнения на ловкость (переворот, колесо)

3.Упражнения на гибкость (мост из положения стоя, шпагат на полу)

4.Знать правила страхования и уметь применять их  на практике

  1. Прыжковые связки (прыжок шагом, перекидной, со сменой ног)

Техника безопасности на занятиях

1). Без присутствия педагога учащиеся не должны заниматься

2). Запрещается на занятии держать во рту посторонние предметы (жвачки, конфеты)

3). Волосы должны быть убраны в хвост или пучок, не допуская присутствия заколок с крупными колющими бусинами

4). Форма одежды: футболка, шорты трикотажные, чешки или кроссовки

5). Ежегодно предоставляется медицинская справка о состоянии здоровья учащегося

Правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях:

  1. Наложение холода (вода, снег в пакете, предмет)
  2. Накладывать холод в течение 3 дней, не греть ушибленное место
  3. При более серьезных случаях вызывать скорую помощь
  4. Наложить тугую повязку

5. Литература:

  1.        В.П. Коркин  Парные акробатические упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1968.
  2.         И.Б. Павлова и В.М. Барская Гимнастика с методикой преподавания. – М.: Просвещение, 1985.
  3.         А.Д. Викулова, И.М. Бутин Развитие физических способностей детей. – Ярославль, 1996.
  4.         В.П. Коркин Спортивная акробатика. – М. 1981.
  5.         В.П. Коркин, В.И. Аракчеев Акробатика: Каноны терминологии. – М., 1989.
  6.         А.П. Матвеев Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы. – М., 1995.
  7.          Бет Шоу Спортивная йога. – Экспо, 2003.
  8.          В.В. Козлов Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика. – Владос, 2003.
  9.          И.А. Шипилина Аэробика. – Феникс, 2004.
  10. Боб Андерсон Растяжка для каждого. – Попурри, Минск 2002.
  11. Приложение к журналу внешкольник Развитие физической культуры и спорта в дополнительном образовании детей (концепция и опыт работы) №12  2002.
  12. И.В. Зорина Фитнес. Стратегия успеха в личной жизни. – Олма – пресс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторизированная образовательная программа Танцевальная студия «Веретёнышко» Для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида

Необходимость создания программы обусловлена тем,  что способствует удовлетворению индивидуальных потребностей и запросов учащихся. Создаёт условия для развития личности аномального ребёнка...

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Методическая разработка мастер – класса для родителей микроколлектива «Танцевальный» «Танцуют все!». (по образовательной программе «Танцевальный»).

        В рамках образовательной программы «Танцевальный» был запланирован и проведен мастер – класс для родителей «Танцуют все». Так как одной из основных целей педагога...

Дополнительная общеобразовательная программа танцевального коллектива "Россинка"

Если мы хотим сформировать у ребёнка определённое мироощущение, отношение к себе как к части этого мира, прежде всего мы должны помнить, что танец – это выражение ...

Педагогическая программа Танцевального коллектива "Вдохновения"

Дополнительной общеразвивающей программы «Мир эстрадной хореографии»Срок обучения – 5 летПрограмма учебного предмета «Хореографии»Программа «Мир эстрадной хор...

Паспорт мониторинг дополнительной программы танцевального коллектива «Акварельки»

Паспорт  мониторинг дополнительной программы танцевального коллектива «Акварельки» (1, 2, 3 год обучения)...

Рабочая программа танцевального коллектива "Күлүмчээн" 2020-2021

Рабочая программа танцевального коллектива "Күлүмчээн" 2020-2021...