Дополнительная общеобразовательная программа танцевального коллектива "Россинка"
рабочая программа на тему

       Если мы хотим сформировать у ребёнка определённое мироощущение, отношение к себе как к части этого мира, прежде всего мы должны помнить, что танец – это выражение чувств и эмоций человека посредством «пластических и ритмических  движений тела». Танцующий должен прислушиваться к своему сердцу, его танец опирается на ритмы глубоких эмоций.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossinka.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Содержание.

1.Пояснительная записка………………………………1-4

2.Учебно-тематический план................………………..5-6

3.Содержание образовательной  программы……..…7-19

4.Методическое обеспечение программы………..…20-27

5.Список литература……………..………………………28

6.Приложения...................................................................29-33

                           1. Пояснительная записка.

    Танец играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков он становится первым кумиром и возможностью выразить себя.

     Обычно дети, поступившие в различные творческие мастерские по хореографии, как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования, систематически посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляя настойчивость и усердие в приобретении танцевальных навыков и знаний.

    Танец – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Танцевальное искусство является одним из ранних проявлений творчества человека. Именно в ритуальных танцах древний человек отражал своё отношение к окружающей его действительности, общался с «духом природы». Позже, под влиянием цивилизации, внешняя сторона танца, его рисунок вышли на первый план, и он стал оцениваться, прежде всего, с этих позиций. А как же внутренний мир танцора?

       Актуальность программы.

       Если мы хотим сформировать у ребёнка определённое мироощущение, отношение к себе как к части этого мира, прежде всего мы должны помнить, что танец – это выражение чувств и эмоций человека посредством «пластических и ритмических  движений тела». Танцующий должен прислушиваться к своему сердцу, его танец опирается на ритмы глубоких эмоций.      

       Очень важно именно в детстве привить ребёнку любовь к движению, к танцу, поскольку это раннее выражение его творчества может быть использовано для развития и сохранения его творческих импульсов в более зрелом возрасте.

     В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребёнка, развивается его творческая фантазия, творческие способности, ребёнок учится сам создавать пластический образ.

    Такой подход к танцу, позволяющий ребёнку наиболее полно выразить через музыку и движение свой внутренний мир, положен в основу программы.

      Необходимость разработки данной программы возникла в связи с тем, что существующие образовательные программы по хореографии рассчитаны на 3-4 года обучения. На практике же дети проявляют устойчивый интерес к занятиям хореографией  и посещают танцевальное объединение с 1 по 8-10 класс общеобразовательной школы.    

    Программа модифицированная, на основе типовой программы для танцевального объединения и образовательной программы «Азбука хореографии» Барышниковой Т., рассчитана на 8 лет обучения с постепенным формированием устойчивого интереса к познанию искусства хореографии, углублению знаний и осмысление своего существования в мире творчества.

В хореографический коллектив принимаются физически здоровые дети в возрасте от 5 до 17 лет (по 15 человек в группе). Для успешной работы со

старшими воспитанниками рекомендуемая наполняемость групп  по 8-10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

1-2 годы обучения - по 2 часа                        всего- 144 часа

3 год обучения – и далее по 3 часа                всего – 216 часов

Образовательная программа разделяется на следующие этапы: «начальный»- (1-2 год обучения) 7-8 лет

«основной»- (3,4,5,6 год обучения)9,10,11,12 лет

«итоговый»-(7-8 год обучения) 13,14 лет

Программа предусматривает индивидуальные занятия, работу с солистами, малыми группами, беседы с детьми (тематические, анализ деятельности), прослушивание музыкальных материалов.

Программа содержит следующие разделы:                                     «партерная гимнастика» (1-3 год обучения), «современный танец» (4-8 год обучения), «классический танец» (3-8 год обучения), «народный танец» (3-8 год обучения), «бальный танец» (3-8 год обучения), «танцевальная импровизация под музыку» (1-8 год обучения), «эстрадный танец» (4-8год обучения)

Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы. Особое внимание уделяется:

- уровню овладения основными танцевальными движениями;

- уровню развития творческого мышления;

- умению импровизировать, выражать чувства;

- уровню развития познавательных интересов, коммуникативных навыков;

                     - уровню овладения опытом работы в качестве помощника педагога. Планируются следующие способы проверки ожидаемого результата:

  -контрольные занятия;

-диагностика уровня знаний умений и навыков в середине и в конце каждого учебного года (по шкале: «высокий», «выше      среднего», «средний», «ниже среднего» и «низкий» уровни).

- отчётные концерты объединения в конце каждого учебного года.

 

                   1-й раздел “Партерная гимнастика”

          Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.

       Упражнения на полу способствуют исправлению некоторых недостатков в

корпусе, ногах. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным

классическому  и народному экзерсисам у станка, требующим высокого

физического напряжения.

               2-й раздел «Современный танец»

 Цель: развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических  движений  разнообразных умений, способностей.

Использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, современных произведений в записи и при непосредственном, “живом” исполнении. Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки.  

3-й раздел - “Классический танец”

   Цель: развитие двигательного аппарата, координации движений, амплитуды движения во всех суставах.

Классический танец представляет собой чётко разработанную систему    

движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего. Эта система

движений призвана сделать тело дисциплинированным, подвижным и гармоничным, превратить его в чуткий инструмент, послушный воле педагога и самого исполнителя

4-й раздел - “Народный танец”.(3-8 год обучения)

  Цель: Формирование устойчивого интереса к народно-сценическому танцу, укрепление мышечного аппарата, развитие тех групп мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа.     

   Народный танец имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся, знакомит их с разнообразием хореографического материала народов мира. Для обучения детей подобраны движения народного танца, которые понятны им по выразительному содержанию и доступны по способам выполнения. Среди них разновидности качаний, притопов, "каблучков" и "носочков", танцевальных шагов, различные прыжки, повороты.

Темы для постановочной работы должны вызывать интерес у детей. В постановочной работе используется метод совместного творчества педагога и воспитанников.

В этот раздел включены танцы разного характера: от спокойных до темпераментных, от танцев, где ведущая роль принадлежит рукам и корпусу, до таких, где техника ног доводится до виртуозности. Народный танец даёт возможность овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, расширяет и обогащает их исполнительские возможности.

5-й раздел – “Бальный танец”

  Цель: развитие координации движений, музыкального слуха, чувства ритма, взаимоотношение в паре. 

      В разделе разучиваются танцы, доступные для усвоения его воспитанниками, репертуар  включает бальные танцы разных стилей:

народные и детские танцы (для детей младшего и среднего возраста);

Танцы исторического наследия отечественные и зарубежные, отечественные и бальные танцы, построенные на национальном материале и современных ритмах.

       6-й раздел – “Танцевальная импровизация под музыку”

        Цель: развитие памяти, внимания, музыкальности, творческого воображения, фантазии, способности импровизации под музыку. 

         Включает упражнения, этюды, композиции на заданную и свободную тему. В задания на импровизацию включены темы, близкие детскому воображению: сюжеты и построения, связанные с природой, сказочными героями любимых книг, мультфильмов, литературные и музыкальные героические темы для  более  старших учеников.

выявляет их индивидуальные возможности. Это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматургическом построении с своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом. Под драматургией эстрадного танца подразумевается не только развитие сюжета. Драматургия может опираться и на такое расположение хореографического материала, которое само по себе создает смысловые, эмоциональное и темповое настроение номера. Каждый эпизод танцевального номера воплощен пре

7-й раздел – «Эстрадный танец»

Цель: развитие внимания, гибкости, музыкальности, творческого воображения.

Эстрадный танец обычно задумывается для конкретных исполнителей и максимально дельно выразительным приемом, танцевально-игровым или просто танцевальным. Также желательно, чтобы эстрадный танец содержал элемент неожиданности либо в постановочном решении, либо в самом характере исполнения. Эту схему построения эстрадного танца объясняют воспитанникам перед началом творческого процесса создания танца.

Движения и комбинации построены на эстрадной музыке, этюды выполняются

на смену настроения, с каждым годом усложняются.

       8-ой раздел-«Концертная деятельность»

         Истинным стимулом человеческой жизни вообще, а  детской тем более, является завтрашняя радость. Этой радостью в коллективе является концертная деятельность, способствующая сплочению коллектива, позволяющая глубже изучить особенности воспитанников, создающая условия для самореализации творческого потенциала.

Для осуществления концертной деятельности в коллективе большое внимание уделяется репетиционной работе. Она даёт возможность воплощать в жизнь замысел хореографа, помогает исполнителям найти пути творческого решения замысла, расширяет кругозор исполнителей.

Учебно-тематический план

1 этап « Начальный»

                     

№ п\п

темы

Теория

практика

Всего часов

теория

практика

Всего часов

1 г.о.

1 г.о.

1 г.о.

2 г.о.

2 г.о.

2 г.о.

1

Вводное занятие

1

1

2

1

1

2

2

 Современный танец                                  

-

-

-

5

20

25

3

Партерная гимнастика

8

58

66

6

32

38

4

Ритмическая гимнастика

6

50

54

5

32

37

5

Танцевальная импровизация

1

7

8

1

9

10

6

Прослушивание музыкальных материалов

4

8

10

4

-

4

7

Организационные работы, беседы, экскурсии.

-

-

4

2

-

2

8

Концертная деятельность

-

6

6

9

Постановочная деятельность

2

8

10

10

Репетиционная работа

-

10

10

Итого

20

124

144

118

144

                              2-этап «Основной»

№ п\п

Дисциплины

т

практ

все

т

п

в

т

п

в

т

п

в

3г.о.

3г.о.

3г.о.

4г.о.

4г.о.

4г.о

5г.о.

5г.о.

5г.о

6г.о.

6г.о

6г.о

1

Вводное

 занятие

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2

Современный

 танец

2

10

12

2

26

28

2

26

28

4

16

20

3

партерная

гимнастика

2

58

60

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

ритмическая

гимнастика

2

18

20

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

танцевальная импровизация

-

12

12

-

16

16

-

14

14

-

20

20

6

концертная деятельность

-

12

12

-

20

20

-

14

14

-

24

24

7

классический танец

4

16

20

5

29

34

4

40

44

1

20

21

8

бальный танец

5

15

20

5

21

26

2

20

22

2

28

30

9

народный танец

4

16

20

3

25

28

2

26

28

4

20

24

10

постановочная деятельность

3

12

15

5

15

20

5

15

20

5

20

25

11

репетиционная работа

-

15

15

-

30

30

-

30

30

-

34

34

12

прослушивание музыкальных материалов

4

4

4

-

4

6

-

6

6

-

6

13

Организационные работы беседы, экскурсии.

4

4

8

-

8

8

-

8

10

-

10

Итого:

31

185

216

34

182

216

29

187

216

33

183

216

               3 этап- «Итоговый» 

№ п\п

Дисциплины

Теория

практика

Всего

часов

теория

практ

всего

7г.о.

7г.о.

7г.о.

8г.о.

8г.о.

8г.о.

1

Вводное занятие

1

1

2

1

1

2

2

Классический танец

3

20

23

1

23

24

3

Современный танец

6

20

26

1

21

22

4

Народный танец

5

30

35

1

23

24

5

Бальный танец

2

10

12

1

9

10

6

Танцевальная      импровизация

-

20

20

2

23

25

7

Концертная           деятельность

-

24

24

-

20

20

8

Репетиционная работа.

-

35

35

-

35

35

9

Постановочная     деятельность

5

20

25

5

25

30

10

Прослушивание    музыкальных материалов

6

-

6

10

-

10

11

Организационные работы,

   беседы, экскурсии

8

-

8

14

-

14

Итого

36

180

216

33

183

216

                     Содержание программы

Начальный этап

1 год обучения

 

        Тема 1. Вводное занятие   Проверка начальных умений. Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи 1 года обучения. Форма одежды, причёски.

       Тема 2. Партерная гимнастика.

Упражнения на растяжку мышц: «Лягушка», «Лодочка», «Обезьянка»,

«Колесо,  «Качели»

Упражнения на выработку выворотности ног.

Упражнения на развитие гибкости шеи.

Упражнения для улучшения подвижности плечевого и локтевого суставов.

Учебные танцы: «Мы едем, едем», «Стирка», «Кузнечик».

    Тема 3. Ритмическая гимнастика.

      Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, высокий шаг в разном темпе и ритме.

       Бег – легкий, ритмичный, передающий различные образы (“бабочки”, “птички”, “ручейки”).

       Прыжковые движения на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, прямой галоп, легкие подскоки.

       Плясовые движения – элементы народных плясок, выставление ног на пятку, притопывание одной ногой, двумя, полуприседания.

   Тема 4. Танцевальная импровизация.

    Падают и кружатся осенние листья, танцуют снежинки. Движения в образах любимых героев мультфильмов. (Буратино, Чебурашка, весёлые человечки.)

   Тема 5. Прослушивание музыкальных материалов.

    В. Моцарт «Песенка».  Ф. Шопен «Прелюдия». Н. Чайкин «Танец». П. Чайковский  «Камаринская (плясовая)». С. Прокофьев «Марш».

 

Ожидаемый результат 1 года обучения:

   Знание 

-различных жанров произведения – плясовая, вальс, марш, названий упражнений и движений, текстов песен .

- элементов народных плясок.

   Умение

- ходить с высоким подъемом ног, на носках, на пятках, змейкой, топающим шагом, маршировать;      

- переключаться с одного вида движения на другие

- делать наклоны вперёд, и в стороны;

- вытягивать носочки поочередно и вместе. При вытягивании стопы недопустим скос стопы, все пальцы должны быть сгруппированы, все мышцы её направлены к среднему пальцу, свод стопы выгнут, а щиколотка напряжена;

- ходить под музыку на полупальцах, на носках, топающим шагом, пружинящим шагом, с каблучка, вперёд и назад, с высоким подниманием колена;

                                                  2 год обучения

              Тема 1. Вводное занятие.

  Задачи кружка на второй год обучения. Ознакомление с планом проведения праздников танца, смотров и концертов. Инструктаж по технике безопасности.

              Тема 2. Современный танец.

Простота, энергичность и весёлость в современном детском танце. Движения бедром, плечом, выбросы ноги.

              Тема 3. Партерная гимнастика:

-упражнение на напряжение и расслабление мышц тела;

-упражнение на  развитие подвижности локтевого сустава;

-упражнение на укреплении мышц брюшного пресса;

-упражнение для развития гибкости плечевого и поясного сустава;

-упражнение на улучшение гибкости позвоночника;

-упражнение для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра.

            Тема 4. Ритмическая гимнастика:

 -ходьба: пружинящим шагом, с каблучка, вперёд и назад (спиной), с высоким подниманием колена;

-бег: легкий, ритмичный передающий различные образы, а также высокий, широкий, острый, пружинистый бег;

-прыжковые движения: на одной, двух ногах с различными вращениями;

-различные виды галопа, подскок “легкий” и “сильный”. 

           Тема 5. Танцевальная импровизация:

- экспромты на свободную тему;

- задания на импровизацию связанные с природой, сказочными героями.

            Тема 6. Прослушивание музыкальных материалов.

Ф. Шуберт. Вальсы №1-4. Экосез;   Г. Фрид. Мелодия.  К. Косенко. Полька. Уральская плясовая. Обр. Б. Трояновского.

            Тема 7. Организационная работа, экскурсии.

Экскурсия в парк осенью и зимой (наблюдение за природой  с последующей передачей в танце)

            Тема 8. Концертная деятельность.

Выступление на празднике «1 сентября», день учителя и 8 марта.

                Тема 9. Постановочная работа:

-танцы «Куклы и роботы», «Колыбельная», «Пингвины», «Стирка», «Гопак»

   

            Ожидаемый результат 2-го года обучения: 

    Знание

- танцев «Гопак», «Пингвины», «На носок», «Мы сейчас пойдём направо»,

«Стирка», «Цветок»,

- названий упражнений;

- терминов «галоп»,  «ковырялочка», «переменный шаг», «полька» «бытовой шаг» и  «танцевальный шаг»;

     Умение

- самостоятельно находить свободное место в зале; перестраиваться в круг; начинать и заканчивать движения вместе с  музыкой;

- выполнять движения в соответствии с текстом и четко проговаривать слова;

- участвовать в коллективном пении;

- напрягать и расслаблять мышцы тела, работать плечами;

- свободно владеть  локтевым суставом;

- в движении передавать различные образы, артистично двигаться, исполнять хореографические этюды;

         

     

 Основной этап                      3 год обучения

      Тема 1. Вводное занятие.

Подведение итогов прошедшего года. Цель и задачи третьего года обучения, план работы группы. Расписание. Инструктаж по технике безопасности.

      Тема 2. Современный танец.

Разучивание движений к танцу «Хип-хоп». Позиции и положения рук, движения корпуса.

      Тема 3. Партерная гимнастика:

-упражнение на улучшение гибкости коленных суставов «Велосипед»;

-упражнение для развития эластичности мышц голени и стопы: «Книжечка»;

-упражнение для развития выворотности ног и танцевального шага

-упражнения на исправление осанки: «Рыбка», «Кошечка»;

-упражнение для развития подвижности голеностопного сустава «Птички»;

-упражнение для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья «Червячок»;

-учебные танцы: «Гопак», «Чунга-чанга», «На носок».

       Тема 4. Ритмическая гимнастика:

-простой шаг;

-подскоки с хлопками, с продвижением, в повороте;

-галоп по 3 раза, по 7 раз с притопом, с хлопком;

-повороты шагами;

 -ковырялочка, с поворотом;

 -шаги вперед с выставлением  ноги на пятку;

 -чередование полупальцев с шагами на пятках;

 -шаг с притопом, шаг польки, переменный шаг.

         Тема 5. Танцевальная импровизация:

- сочинение танцевальных этюдов на темы «животные», «времена года», «погода», «профессии» и др.

         Тема 6. Концертная деятельность.

Выступление на праздниках, танцевальных вечерах.

         Тема 7. Классический танец:

- плие, деми - плие по 1 позиции

- батман тандю по 1 позиции

- батман тандю жите с точкой

- полупальцы

- понятие: рабочая и опорная нога

- пордебра в стороны.

- позиции рук – подготовительная, 1, 2, 3 (лицом к зеркалу)

- позиции ног – 1, 2, 5.

- движения для головы, повороты направо и налево, наклоны вперед и назад

- прыжки по 6 позиции детский бальный танец “На носок” (притопы, простые шаги, хлопки);     

       Тема 8. Бальный танец:

- Рилё (прыжки, подскоки, бег, хлопки);

- Катюша (ритмические хлопки, выбрасывание ног вперёд, выставление ноги на пятку);

- Сиртаки (шаги с приседанием, выставление ноги на носок, воздух, назад)

- Полька (шаг польки, хлопки, подскоки, галоп)

      Тема 9. Народный танец:

Упражнения на середине зала:

-дробные выстукивания

- вращение – 2 шага-поворот,1 шаг- прыгнуть в повороте

- простой шаг, переменный

- притопы одинарные, двойные, тройные

- гармошка, ковырялочка с подскоком.

     Тема 10.Постановочная работа: танцы «Тополёк», «Давай не будем ссориться».

     Тема11.  Прослушивание музыкальных материалов.

В. Моцарт. Вариации, А. Даргомыжский. Танец, В. Андреев. Бабочка (вальс). Искорки (вальс).

     Тема 12. Организационные работы, беседы и экскурсии.

Беседа о балете, посещение театрализованного представления.

                            Ожидаемый результат 3-го года обучения.

       Знание:                                     

 - разных музыкально-танцевальных жанров:     классический,  характерный,               историко-бытовой, современный;

- существующих в классическом танце позиций рук и ног;

-  характерных особенностей позиций рук и ног в народном танце.

-  характерных особенностей исполнения бального танца.

      Умение:

- ориентироваться в пространстве;

- обыгрывать содержание песни.

- согласовывать движения руки и ноги;

- выполнять лёгкие подскоки, прямой галоп, повороты шагами;

- определять характер музыки и её темп;

- делать движения бёдрами вперёд, назад и в стороны;

- разворачивать стопы внутренней стороной наружу;

- ходить на полупальцах и пятках, на наружной стороне стопы.

- умение владеть своим телом в соответствии с требованиями педагога.

-слаженно двигаться в паре.

- самостоятельно подбирать движения к характеру музыки, импровизировать.

4-й год обучения

    Тема 1. Вводное занятие.

Подведение итогов прошедшего года. Цели и задачи четвёртого года обучения. Перспективный план обновления репертуара. Выбор старосты группы. Инструктаж по технике безопасности.

    Тема 2. Современный танец.

Танец «хип-хоп» и R`n`B – совокупность различных танцевальных стилей.

        

    Тема 3. Танцевальная импровизация:

- стимулирование выполнения творческих заданий по сочинению танцевальных этюдов и самостоятельной постановке несложных танцев.

- участие в творческом конкурсе «Юный постановщик» наиболее одарённых воспитанников.

     Тема 4. Концертная деятельность.

Выступление перед родителями. Выступление на фестивале «Новотроицкая весна».

    Тема 5. Классический танец:

Упражнения на середине зала:

- прыжки по 1 и 2 позиции

- перегиб корпуса назад

- переход рук из одной позиции в другую

- повороты и наклоны головы

    Тема 6. Бальный танец:

- полька (основной ход, до за до, повороты в парах, галоп);

-  Чарльстон (твист с продвижением, выпады вперёд и  в сторону)

- восточный танец (основной ход, ход на крест на полупальцах, , повороты в разные стороны);

- Русский танец (русский ход, простые шаги, повороты в парах);

- Сударушка (шаг с притопом, повороты в паре).

    Тема 7. Народный танец:

 Упражнения на середине зала:

- вращение: шине, с движением моталочки

- дробь «горошек»

- верёвочка: простая, с одним притопом, с двумя, с ковырялочкой- дробные движения

- голубцы с притопом

-голубцы с ковырялкой

- молоточки

-маятник

- украинский танец – движения: бегунец, тынок.

- танцевальные комбинации и этюды на материале украинского танца.

- положения рук и ног в украинском танце.

-белорусский ход

     Тема 8. Постановочная работа: танцы «Вальс», «Чарльстон», «Русские узоры», «Сударушка».

     Тема 9. Прослушивание музыкальных материалов.

Р. Долгов. Полька-шутка, Л. Бирнов. Русский танец, Б. Афанасьев. Танец из балета «Кавказский пленник», Светит месяц (русск. нар. песня) Обр. С. Василенко.  

     

      Тема 10. Организационные работы, беседы и экскурсии.

Беседа с коллективом и с родителями. Экскурсия в музей. Работа с психологом.

                              Ожидаемый результат 4-го года обучения.

   Знание:

- всех терминов классического экзерсиса;

- знание народных танцев: русский, белорусский, украинский,  

   Умение: 

- выполнять все элементы классического экзерсиса.

- выполнять все элементы народного экзерсиса.

- исполнять некоторые  бальные танцы («Катюша», «Чарльстон»,    «Русские узоры», «Сударушка» и др.)

- импровизировать под музыку;

- самостоятельно ставить несложные танцы

                 

5-й год обучения

    Тема 1. Вводное занятие.

Подведение итогов прошедшего года. Цели и задачи пятого года обучения. Перспективный план обновления репертуара. Выбор старосты группы. Инструктаж по технике безопасности.

    Тема 2. Современный танец.

Танец «хип-хоп» и R`n`B – совокупность различных танцевальных стилей, фанк, джаз. Положения ног.

    Тема 3. Танцевальная импровизация:

-самостоятельная индивидуальная постановка танцев, или постановка в сотворчестве с педагогом или в творческой группе.

- участие в творческом конкурсе «Юный постановщик» наиболее одарённых воспитанников.

    Тема 4. Концертная деятельность.

Выступления на день учителя, 8 марта, конкурс «Юный постановщик».

    Тема 5. Классический танец:

- батман тандю с деми плие по 2 поз;

- рон де джамб партер с точкой;

- пассе по 5 позиции лицом к станку;

- прыжки жете по диагонали ;

- растяжка лицом к станку по 1 позиции;

- полуповороты по 5 позиции на полупальцах на двух ногах;

   

    Тема 6. Бальный танец:

- Вальс (вальсовая дорожка, балансе, переход в парах);

- Кадриль (шаг  с притопом, простые шаги, повороты , повороты в парах);

- Чардаш (основной ход, движение ключ);

- Ку-ка-ре-ку (шаги с хлопками, прыжки на одной ноге);

- Русские узоры (основной ход, переходы в парах, воротца).

    Тема 7. Народный танец

Упражнения на середине зала:

- вращение – 2 шине + 4 бега, с дробью;

- цыганский танец – основные положения рук и ног (пружинка, прыжки в повороте);

-простая дробь на месте, с продвижением, с притопом

- русский народный танец – боковой ход с каблука, ключ дробный, веревочка двойная, в повороте;

   

    Тема 8. Постановочная работа: танцы «Хохлома», «Казачок».

   

    Тема 9. Прослушивание музыкальных материалов.

П. Чайковский. Вальс. Итальянская песенка. А. Гречанинов. Мазурка.

    Тема 10. Организационные работы, беседы и экскурсии.

Беседа с коллективом и с родителями. Экскурсия на выставку костюмов.

                               Ожидаемый результат 5-го года обучения.

    Знание:

-понятий и терминов программных движений;

- характерных особенностей бальных танцев разных стран;

- характерных особенностей русского, украинского и других народных танцев;

   Умение:

- выполнять характерные народные батман тандю;

- выполнять упражнения на выстукивание;

- выполнять вращательные движения;

- круговращения ног;

- творчески мыслить при постановке танца, выдвигать идеи сюжета танца, или развивать идею предложенную педагогом или другими воспитанниками.

6-й год обучения

      Тема 1. Вводное занятие.

Подведение итогов. Цели и задачи пятого года обучения. Перспективный план постановочной работы. Расписание занятий и репетиций. Запись в журналы. Оформление уголка. Инструктаж по технике безопасности.

     Тема 2. Современный танец.

Танец «хип-хоп» и R`n`B – совокупность различных танцевальных стилей, фанк, джаз. Положения ног (усложненная форма).

     Тема 3. Танцевальная импровизация:

- самостоятельная постановка сольных и групповых  танцев

- участие в творческом конкурсе «Юный постановщик» наиболее одарённых воспитанников.

      Тема 4. Концертная деятельность.

Выступления на день учителя, 8 марта, конкурс «Юный постановщик».

      Тема 5. Классический танец:

Упражнения на середине зала:

- постановка рук, ног, на середине зала

- деми и гранд плие на середине зала.

-батман фраппе

-гранд батман по 4 крестом

-рон де джамб партер

   

      Тема 6. Бальный танец:

- Сибирская полечка ( основной  ход, повороты в парах, галоп)

- Фигурный вальс (вальсовая дорожка, вальс в паре, переходы)

- Барыня (притопы, хлопки, дробные шаги)

- Пингвин (повороты головы, движения руками, наклоны корпуса)

- Полонез (основной ход, переходы, перестроения в парах).

      Тема 7. Народный танец: 

Упражнения на середине зала:

- вращения – “блинчики”, по 2 позиции, абертас

- вращение по кругу: шине, “бегунок”

- русский народный танец – верёвочка с акцентом, дробные выстукивания;

- присядки, хлопушки;

   

   

           

          Тема 8.Постановочная работа:

Постановка танцев «Самарские игрища», «Трик-трак полька», «Бродяги», «Липси», «Сиртаки», «Чардаш», «Кадриль», «Полька».

          Тема 9. Прослушивание музыкальных материалов.

Прослушивание произведений  И. Штрауса, современных композиторов.

         Тема 10. Организационные работы, беседы и экскурсии.

Беседа с коллективом и с родителями («Наши достижения», «Подготовка к отчетному концерту», «Профессиональное самоопределение воспитанников»). Экскурсия на выставку Новотроицких художников.

                           Ожидаемый результат 6-го года обучения.

        Знание:

-хореографических терминов классического и народного экзерсиса;

- основных принципов построения рисунка танца;

        Умение:

 -выполнять  «большие батманы», элементы   национальных танцев, «голубцы», присядки, трюки.

- исполнять бальные танцы разных стран («Липси», «Сиртаки», «Чардаш», «Кадриль», «Полька» и др.)

- творчески мыслить при подборе костюма к танцу, поставленному  самостоятельно.               

Итоговый этап                        7-ой год обучения

      Тема 1. Вводное занятие.

Подведение итогов прошедшего учебного года. Цели и задачи  седьмого года обучения. Перспективный план постановочной работы. Расписание занятий и репетиций. Оформление уголка. Выбор старосты. Инструктаж по технике безопасности.

      Тема 2. Классический танец:

-дальнейшее закрепление изученного  материала.

   

      Тема 3. Современный танец.

-дальнейшее закрепление изученного  материала.

      Тема 4. Народный танец:

Упражнения на середине зала:

- вращения – комбинированные из ранее изученных движений в более быстром темпе: по диагонали, по кругу, на месте

- цыганский народный танец – положения корпуса, рук, ног в цыганском народном танце. Мелкие скользящие шаги подряд на вытянутых ногах; переменный шаг с отбрасыванием ноги назад от колена, с отбрасыванием ноги в сторону от колена; ход назад с отрыванием

   

       Тема 5. Бальный танец:

- Краковяк  (основной ход, падебаск, повороты в паре);

- Чешская полька (шаг польки, выпады, хлопки);

- Аннушка (основной ход, воротца, переход с партнёром);

- Летка-енька  (соскоки, прыжки, хлопки в повороте)

- Чунга-чанга (выпады, подскоки, соскоки, повороты в прыжках).

       

       Тема 6. Танцевальная импровизация:

- постановка танцев педагогом совместно с воспитанниками;

- самостоятельная постановка сольных и массовых танцев;

- участие в творческом конкурсе «Юный постановщик»;

       

        Тема 7. Постановочная деятельность:

Выступления на конкурсе «Юный постановщик».

- танцы «Вальс», «Противостояние», «Во полюшке».

       Тема 8. Прослушивание музыкальных материалов.

Прослушивание произведений Ф. Шуберта и Л. Бетховена, современных композиторов.

        Тема 10. Организационные работы, беседы и экскурсии.

Беседа с коллективом и с родителями. Посещение концертов коллективов «Подснежник» и «Молодость» Дворца металлургов.

                               Ожидаемый результат 7-го года обучения.

        Знание:

- основных движений и комбинаций всех ранее изученных народных и бальных       танцев

- особенностей народной танцевальной культуры.

        Умение:

- самостоятельно составлять танец из комбинаций;

- творчески мыслить, импровизировать;

- объяснять понятия и термины движений в народном танце;

- выполнять все задания педагога выразительно и эмоционально.

8 год обучения

        Тема 1. Вводное занятие.

Подведение итогов. Цели и задачи восьмого  года обучения. Перспективный план постановочной работы. Расписание занятий и репетиций. Оформление уголка. Выбор старосты. Инструктаж по технике безопасности.

       Тема 2. Классический танец:

Упражнения на середине зала:

- методика изучения группы движений поворотов;

- танцевальные комбинации

   

       Тема 3. Современный танец.

-дальнейшее закрепление изученного  материала.

       Тема 4. Народный танец.

Упражнения на середине зала:

- комбинированные вращения в более быстром темпе: по диагонали, по кругу, на месте;

- болгарский народный танец, основные положения корпуса, рук ног, основные шаги;

- польский народный танец, основные положения, основной ход, ключ одинарный и двойной, вращения в паре;

        Тема 5. Бальный танец.

-дальнейшее закрепление изученного  материала.

        Тема 6. Танцевальная импровизация:

- дальнейшее закрепление и совершенствование навыков самостоятельной постановки танца.

        Тема 7. Постановочная работа:

танцы «Небеса», «Милый, мой, дедочек», «Композитор», современный танец  «Нэкст».

       Тема 8. Прослушивание музыкальных материалов.

Прослушивание советской и зарубежной эстрады.  

        Тема 9. Организационные работы, беседы и экскурсии.

Посещение концертов народных коллективов города Новотроицка, поездка на фестиваль «Малахитовая шкатулка».

                      Ожидаемый результат 8-го года обучения.

          Знание:

- всех изученных хореографических терминов и понятий;

- характера и особенностей стиля исполнения различных национальных танцев;

          Умение:

- методически правильно исполнять изученные движения;

- правильно анализировать своё исполнение;

- самостоятельно работать над техникой изучаемого материала;

- танцевать в ансамбле с другими исполнителями;

- танцевать в паре;

- самостоятельно работать над постановкой танца;

- объяснять изученный материал.

    В конце каждого года обучения программой предусматривается участие всех воспитанников в отчётном концерте объединения, где ребята смогут продемонстрировать родителям достигнутые результаты. Если родители присутствовали на первых занятиях, они обязательно увидят творческий рост детей.

Методическое обеспечение

Схема занятий 1-4 годов обучения 

 

    1.Подготовительная  (вводная)  часть –5  мин.   Введение  в работу, организация  внимания, общая подготовка организма: ходьба с координацией, прыжки,  упражнения для рук, плечевого корпуса,  головы.

    2. Движения на середине зала – 30 мин.    Верёвочки, ключи, молоточки.

    3. Движения по кругу –5 мин.      Различные ходы, подскоки, , бег, галопы, вальсовая дорожка,  марш.

    4.Постоновочная работа – 40 мин.   Постановка танцев, отработка отдельных частей танца, работа с солистами.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РАБОТА В ПАРЕ.

Схема занятий 5-8 годов обучения  

 

   1.Подготовительная (вводная) часть – 10 мин.   Введение в работу, организация  внимания,  общая подготовка организма: ходьба с координацией, прыжки, упражнения для рук, плечевого корпуса, голоВЫ.

 

    2. Движения на середине зала – 30 мин.    Верёвочки, моталочки, ключи, молоточки, дроби, различные комбинации.

    3. Движения по кругу –15 мин.      Различные ходы, подскоки, полечки, бег, галопы, вальсовая дорожка, марш.

    4. Поочерёдная  работа с мальчиками и девочками – 15 мин.   Девочки выполняют дроби, различные комбинации, крутки; мальчики – хлопушки, присядки,  разножки, трюки.

 

    5.Постановочная работа – 30 мин.   Постановка танцев, отработка отдельных частей танца, работа с солистами.

МЕТОДЫ ИПРИЁМЫ: ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗНАЧКАМИ (ИНСЕР),ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА, РАБОТА В ПАРАХ, В ГРУППАХ.

                                   

Методические рекомендации

Методы и формы

Метод сопоставления сравнения        - постижение целостности восприятия различных произведений  искусства (муз., поэзия,

хореография, литература и т. д.)

Метод проектирования

Развитие хореографических способностей путём создания

Творческих групп (педагог + ребёнок) для разработки и реализации

Проекта (совместного) (разработка, анализ, наблюдение).

Формы

Групповая-13-18 человек.

Индивидуальная  1-3 человека (для сольных танцев)

        

Разучивание нового танца

           Перед разучиванием нового танца необходимо  сообщить о нем некоторые сведения. Если название не совсем понятно, дается объяснение к названию (например, полонез – старинный танец польского происхождения), общая характеристика танца:  история его возникновения,  характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен на элементах народной пляски, следует рассказать о характерных чертах плясок данного народа; если танец относится к группе старинных, то сообщаются сведения о времени, когда он появился, о стиле исполнения и этикете тех лет.

          Слушание музыки и её анализ.  Воспитанникам предлагается прослушать музыку к танцу и определить её характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок, определить строение (части музыкального предложения, фразы).

          Следующий этап – разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца. Объяснение  и показ педагога, затем повторяют воспитанники.

          При разучивании движений с детьми хорошие результаты даёт метод, при котором воспитанники повторяют движение вместе с объяснением и показом педагога и лишь затем исполняют движение самостоятельно. Это позволяет фиксировать внимание на тех частях движения, где чаще всего допускаются ошибки, своевременно поправлять их. А воспитанники имеют возможность лучше разобраться в структуре движения, мышечно почувствовать его, быстрее запомнить.

           Процесс разучивания обычно сопровождается музыкой или идёт под счёт педагога:  показ под счёт педагога, выполнение движения под счёт воспитанниками, затем выполнение  под музыку педагогом, затем -  воспитанниками.

           На занятиях  можно пользоваться   методом разучивания по частям, т. е. делить движения на простые части и разучивать  каждую часть отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое. Этим методом разучивается, например, шаг польки, который можно разложить на две части: подскок и тройное переступание: или движение вальса, где можно разучивать сначала первую половину поворота, а затем вторую.

           Целостный метод разучивания заключается в разучивании движения целиком в замедленном темпе. Этим методом удобно разучивать простые движения, например, такие как боковой галоп, русский переменный шаг, а так же сложные движения, которые нельзя разложить на отдельные самостоятельные части, например, шассе, балансе, падабуре.

           Для разучивания особенно сложных движений применяется временное упрощение; сложное упражнение сводится к просто структуре и разучивается в таком виде. Затем движение постепенно усложняются, приближая к законченной форме. Данный метод применяется при разучивании таких танцевальных движений, как шаг польки, вальса, мужской шаг мазурки и др. Шаг польки можно разучивать как приставной шаг, затем приставной шаг исполнять на полупальцах, без подскока на «и» при подъёме ноги вперёд и в окончательном виде- с подскоком.

           Любой танец - бальный, массовый, народный- эмоционально окрашен. В

любом танце утверждаются определённые черты характера, определённые взаимоотношения между танцующими. Поэтическая задумчивость одного танца меняется необузданной весёлостью другого и сдержанностью, величавостью третьего и т. п.

            Работа  над танцевальным образом начинается  с разучивания движений танца, отработки поз, положений рук. В этом случае большую помощь оказывает  показ танца воспитанниками, которым удалось найти точный, выразительный характер исполнения.

            Одна из  задач,- научить видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в танце.

              Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые они всё своё поведение проявляют через движение.

              Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Считается, что память тела – самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов.

              Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5-6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным.

              Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому  используются  не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть танцевальные методы. Далее приведу некоторые упражнения, развивающие пластику, гибкость, лёгкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребёнку ощущение свободы и радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение. Для выполнения упражнений  используется музыка разных темпов.

     О мимике. Одухотворенным и живым предстает перед нами артист с подвижным и выразительным лицом, на котором отражаются все движения души и тончайшие оттенки внутреннего мира человека, течение его мыслей, внезапная или последовательная смена настроения.

     Мимика – особый дар. Нет актерского мастерства, если отсутствует мимика. И если этого не дала природа, школа обязана развивать у учащихся мышцы лица. Невозможно вырабатывать силу ног, гибкость и эластичность корпуса, пластику рук, оставляя без внимания лицо будущего артиста. Мимика наряду с другими компонентами входит в текст, композицию, созданную хореографом.

      Научившись свободно двигаться,   я открываю в себе и в ребёнке творца.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребёнок должен обязательно овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.

       Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

        Мне очень нравится работать с детьми, которые умеют и не стесняются фантазировать, это является одной из способностей творчества.

       Можно назвать несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:

           - четкое и ясное представление образов предметов:

           - хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ – представления.

           - способность мысленно сопоставлять два или более предметов.

           - способность создавать объекты с новыми свойствами.

Даётся задание «ДосочинИТЬ танец». Не раскрывая весь сюжет, только проигрывается его начало. Это является хорошим стимулом для фантазии.

           Ещё одно задание, мною используемое:

«Сочини сказку по элементам»

1.Предписание или запрет

2.Нарушение

3.Вредительство или недостаток

4.Отъезд героя

5.Задача

6.Встреча с дарителем

7.Волшебные дары

8.Появление героя

9.Сверхъестесственные свойства противника

10.Борьба

11.Победа

12.Возвращение

13.Прибытие домой

14.Ложный герой

15.Трудные испытания

16.Беда ликвидируется

17.Узнавание героя

18.Ложный герой изобличается

19.Наказание противника

20.Свадьба

               

          Надо придумать главного героя и сочинить про него сказку, выбрав 6-8 пунктов, и изобразив танцем. Здесь идёт работа одаренного ребёнка с другими детьми, подбор костюмов, рисунок танца, музыка – всё ложится не его плечи.

          Это задание нравится всем воспитанникам.

          Мышление в образах входит как существенный компонент, во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.

          Пределы развития личности неизвестны, поэтому и принято считать, что возможности развития каждого ребенка «безграничны».

          Есть такое толкование, высвечивающее аспект проблемы одаренности, - мозг человека с его способностью к творчеству – величайший дар природы и в этом смысле «одаренность» предстает перед нами уже не как «исключительность», а как «потенциал», имеющийся у каждого «дар».

Характеристики сферы личностного развития.

      Увлеченность содержанием задачи.

 Многие исследователи считают увлеченность содержанием задачи – ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффектным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а, в первую очередь – интересом к содержанию.

      Перфекционизм.

Данное качество характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.

     Нонконфорнизм.

Во взрослом варианте – стремление во что бы то ни стало противостоять мнению большинства. У ребенка же это – самостоятельность и независимость качества, необходимые и юному и взрослому творцу.

     Лидерство.

Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях. Лидерство даёт ребёнку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

    Соревновательность.

Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыта побед и особенно поражений важный фактор развития личности, закалки характера.

    Широта интересов.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, не похожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

    Юмор.

  Без способности обнаруживать несуразность, видеть смешное.

Композиция танца.

Экспозиция. Назначение экспозиции – это введение в действие. Здесь зрители знакомятся с действующими лицами: слушая музыку и наблюдая танцующих, понимают, что перед ними люди определенной национальности, живущие или жившие в ту или иную эпоху. Становится понятным жанр танца – народно-характерный, фольклорный, исторический или классический дуэт, сольная вариация, массовый, кордебалетный танец. Жанры танцев могут быть очень разнообразны, и экспозиция как бы настраивает зрителей на восприятие одного из них.

Завязка. Вышедшие на сцену и разместившиеся в определенном рисунке (по прямой линии, полукругом, по диагонали и т.д.) исполнители начинают танец. Они делают более сложные движения, и нам интересно, что произойдет дальше, после этой завязки, как будет развиваться танец.

Развитие. ( Это ряд ступеней перед кульминацией). Развитие танца, как и его завязка, определяется замыслом и содержанием хореографического произведения. Оно не обязательно должно идти по ступеням вверх, чтобы каждая последующая комбинация непременно перекрывала предыдущую. Могут быть и умышленные спады, как бы возвращающиеся назад с целью накопления средств для последующего взлета на более высокую ступень.

Кульминация. Кульминация – это вершина музыкально-хореографического действия, подготовленная экспозицией, завязкой и развитием действия. Текст – движения, позы в соответствующих ракурсах, жесты, мимика и рисунок – в своём логическом построении приводит к этой вершине.

Развязка. Должна логически вытекать из всего хода танцевального действия, быть подготовленной или она должна завершить мысль, поставить ясную точку. Иногда внезапную остановку, обрыв танца называют развязкой. Это неверно. Если развязка не подготовлена всем логическим развитием произведения от экспозиции до кульминации, то танцевальное сочинение невозможно считать завершенным.

Пантомима и жест в балетном спектакле.

Искусство пантомимы восходит к глубокой древности. Из истории театра мы знаем о мастерстве греков и римлян в этой области, о мимах древневековья, о бродячих труппах времен Шекспира, о русских скоморохах, о необычайном мимическом таланте английского трагика Гарика, искусство которого сыграло решающую роль в создании новеровской реформы балета. Наконец, о выдающихся актерах – мимах русского балета, всегда вносивших элементы жизненной правдивости в спектакле императорских театров.

      «Пантомима - это не представление для глухонемых, где жесты заменяют слова. Жесты в пантомиме требуют максимального кипения чувств».

       В балетном искусстве жест имеет огромное значение как один из основных проводников содержания, выражающий мысли и чувства, внутреннее состояние героев спектакля.

       Театральный жест отличается от бытового, хотя рожден и обусловлен им. Его отличие в том, что он обязан быть рельефнее, масштабнее, чётче. В балетном театре, где единственным средством выразительности является пластика человеческого тела, жест не дополнительное средство, а наряду с мимикой основное. Руки могут быть очень выразительными, «говорящими» от природы, могут быть и «деревянными», малоподвижными и невыразительными. В таком случае руки, как и мимику, надо развивать. Делать это следует на уроках пантомимы и на занятиях по классическому, народному и историческому танцу.                      Жест обусловлен содержанием танца или роли, теми событиями, переживаниями, состоянием героя которые в них заключены. Если композиция танца и каждая его комбинация строятся на основе закона драматургии, то и каждый выразительный жест должен иметь своё начало, развитие и конец. Только тогда он четко и ясно донесет до зрителей вызвавшую его мысль или чувство. Вот простейший пример из жизни – на улице встретились знакомые и обменялись рукопожатием. Момент, когда их руки потянулись друг к другу, - это экспозиция, завязка и развитие, момент рукопожатия, когда руки сомкнулись, - кульминация, когда же они разжали кисти рук и отвели их обратно, наступила развязка.

Вариация – танец одного солиста.

   Как известно, соло» обозначает выступление одного артиста. В драме это монолог, в опере – ария, в балетном театре – вариация. Вариации делятся на мужские и женские. И это деление не формальное: как для тех, так и для других избираются движения, свойственные мужскому и женскому характеру и возможностям.

   Женские вариации делятся на партерные и прыжковые. Партерные исполняются как в медленном темпе на движениях широких и плавных, так и в быстром, в основном на мелких пальцевых движениях, со стремительными турами и шене. Прыжковые вариации могут строиться на одних высоких полетах, но могут быть и комбинированными, то есть в них используются движения на пальцах и туры. Для того чтобы иметь право исполнять сольные танцы, мало их хорошо изучить и технически освоить. Необходимо обладать творческой индивидуальностью, ярким артистическим талантом и уметь своим исполнением вдохнуть в балетмейстерское сочинение живую душу.

    Анна Павлова попросила Фокина сделать ей концертный номер и тот за одну репетицию поставил «умирающего лебедя».  Затем этот номер исполнила Галина Уланова, Майя Плисецкая. Каждая нашла индивидуальную трактовку.

Дуэт.

   Дуэтом мы называем танец, исполняемый двумя партнерами. Все па-де-де, адажио в балетах, вальсы, ноктюрны, элегии, романсы на эстраде – это дуэты. Дуэты можно разделить на три вида: простейший из них танец в унисон (иногда и в таком танце встречаются самостоятельные комбинации для каждого партнера), подобные дуэты мы называем «двойка», и исполняются они обычно танцовщиками одного пола.

   Второй вид дуэта – это танец мужчины и женщины. Он может быть сочинен на определенную тему: любви или ненависти, радости встречи, печали расставания и прочее. Два действующих лица в этом случае выражают в танце свои чувства и взаимоотношения. И, третий, и высший вид дуэта – это танец-диалог, когда каждый из партнеров проводит в пластической форме свою тему, несущую мысль и чувство. В развитии и борьбе этих двух тем они приходят к единству или к победе одного над другим. Дуэт может закончиться и гибелью одного из персонажей.

                   

Трио.

   В балетах прошлого классическая форма трио – па-де-труа. Она состоит из      

А) адажио Б) первой женской вариации В) мужской вариации Г) второй женской вариации Д) коды. Эту форму можно наблюдать в первом акте «Лебединого озера», «Пахиты». Известно па-де-труа из балета «Фея кукол» (сочинение братьев Легат), которое исполняли два Пьеро и Коломбина. Порядок вариации там другой: после адажио танцуют оба Пьеро, а за ними – Коломбина.

   Танцы для трёх солистов могут быть сочинены в четырех вариантах: три женщины; три мужчины; две женщины и мужчина; два мужчины и одна женщина. Мы можем вспомнить ещё танец феи золота, серебра и сапфиров в «Спящей красавице», танец двух злых сестер и мачехи в «Золушке», там же танец «Три апельсина» (девушки, подносящие фрукты).

   Почти все перечисленные танцы, па-де-труа и «тройки», носят дивертисментный характер, а па-де-труа из «Феи кукол» имеет легкое, шутливое содержание. Хоть этот танец у нас почти забыт, он представляет собой несомненную ценность, как образец классического наследия, сделанный мастерски.

   

Квартет.

Возможности для сочинения разнообразных танцев для четырех исполнителей очень велики. Квартет может быть создан для четырех женщин, четырех мужчин, двух женщин и двух мужчин, трех мужчин и одной женщины, трёх женщин и одного мужчины, то есть возможны пять вариантов исполнительского состава.

      Танец может быть и дивертисментным и действенным, как говорили в старину, - па д`аксьон. Он может быть построен в форме па-де-катр, где есть адажио, вариации (в различных комбинациях участников) и кода, или только в форме адажио, вальса и т.п.

      Пример: в «Золушке» квартет исполняют две злые сестры.

           Для разучивания особенно сложных движений применяется временное упрощение; сложное упражнение сводится к просто структуре и разучивается в таком виде. Затем движение постепенно усложняются, приближая к законченной форме. Данный метод применяется при разучивании таких танцевальных движений, как шаг польки, вальса, мужской шаг мазурки и др. Шаг польки можно разучивать как приставной шаг, затем приставной шаг исполнять на полупальцах, без подскока на «и» при подъёме ноги вперёд и в окончательном виде- с подскоком.

           Любой танец - бальный, дамы со своими кавалерами на балу у Принца. Они танцуют и вместе, а некоторые куски женщины и мужчины по отдельности. Этот танец – знакомство юношей и девушек, которое часто совершалось на великосветских балах, но в данном случае видно, что молодые люди решили приударить за богатыми невестами.

Надо учиться у наших предшественников тому, как пользоваться законом контраста. Создавая соло, они давали кордебалету несложный по движениям аккомпанемент, не заставляя соревноваться в технике. Они чередовали танец классический с характерным или гротесковым.

         

Литература:

  • Барышникова Т. «Азбука хореографии». Москва 1999г.

  • Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях». Санкт-Петербург 2004г.

  • Слуцкая С. А. «Теория и методика преподавания основ хореографического искусства в д/c». Тольятти 2001г.

  • БЕКИНА С.И.,ЛОМОВА Т.П. «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» 1983Г

  • ШАРОВА Н.И. «ДЕТСКИЙ ТАНЕЦ» 2010Г

  •    ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ Н. «ТАНЕЦ НА ЭСТРАДЕ» 2005Г

  • ПОЛЯКОВ С.С.«ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА»РОСТОВ- НА-ДОНУ 2006Г

  • Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л. – М., 1963г.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа Танцевальное созвездие

Программа "Танцевальное созвездие"  предназначена для старшего школьного возраста...

Презентация:"Современные методы оценивания творческих результатов в рамках обучения по дополнительной общеобразовательной программе « Танцевальная капель»"

слайд  2 слайд    3 слайд Согласно современным требованиям, методов оценивания творческих результатов в рамках обучения  на занятиях по дополнительной общеобразовательной...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа танцевальной студии " Созвездие"

Программа внеурочной деятельности по хореографии в коррекционной школе....

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальные ступеньки"

В последние годы наблюдается настойчивое стремление родителей обеспечить разностороннее развитие детей с раннего возраста. В то же время, дошкольные учреждения не всегда могут реализовать запросы семь...

Дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный фитнес"

Актуальность программы обусловлена запросом со стороны детей и их родителей на программы художественного творчества с использованием элементов танцевального фитнеса,  она позволяет решить проблем...