Занятие как форма организации учебной деятельности в системе дополнительного образования
статья на тему

Денисова Анна Геннадьевна

В статье описаны некоторые специфические особенности занятия как формы организации учебной деятельности в системе дополнительного образования детей, его отличия от школьного урока. Даны рекомендации по грамотной постановке цели, задач занятия, формулировке ожидаемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие как форма организации учебной деятельности в системе дополнительного образования

В отличие от общеобразовательной школы, процесс обучения в дополнительном образовании имеет свои, ярко выраженные особенности. Тот факт, что ребенок самостоятельно выбирает интересный для себя вид деятельности (а в случае с детьми младшего возраста выбор делают родители) – краеугольный камень, определяющий специфику дополнительного образования. Прежде всего, учебно-воспитательный процесс здесь менее жестко регламентирован. Это проявляется и в системе построения занятия (большая вариативность в выборе форм и методов работы, в т.ч. нетрадиционных), и в системе оценивания результатов деятельности обучающихся (мера успешности определяется относительно личностного роста каждого ребенка, а не относительно неких «средних норм»), и в более демократичном стиле взаимодействия между педагогом и детьми.

Однако, не следует думать, что дополнительное образование – хаотичный, спонтанный процесс. Количество документации, регламентирующей процесс обучения в УДОД, сравнимо с количеством документации в общеобразовательной школе. Каждое занятие проводится в соответствии с учебно-тематическим планом, являющимся частью образовательной программы.

Занятие имеет свои этапы:

- подготовительный (организационный момент, создание мотивации у учащихся),

- основной (как правило, либо сообщение новых знаний, формирование новых навыков и  их закрепление, либо же этап целиком посвящен закреплению знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях),

- итоговый (рефлексия, подведение итогов занятия, проверка полученных знаний, демонстрация полученных результатов).

В отличие от школьного урока, в дополнительном образовании зачастую отсутствует такой элемент занятия, как проверка домашнего задания. Однако, ряд педагогов, в силу специфики своей деятельности, используют домашние задания в своей практике.

Занятие в системе дополнительного образования – это прежде всего творческий процесс, а значит, вполне возможна и нетрадиционная структура: изменение традиционной последовательности этапов, оригинальные методики и формы обучения.

При подготовке занятия педагог прежде всего должен определить его место в структуре образовательной программы и поставить цель. Типичной ошибкой в данном случае может быть постановка нереалистичной для достижения цели (слишком глобальной, или недостижимой в силу отсутствия у детей некоторых необходимых знаний, навыков, возможностей). Цель должна быть сформулирована конкретно и четко. По возможности, цель должна включать в себя не только обучающий, но и воспитательный и развивающий компоненты (это часто упускается из вида). Из цели вытекают задачи занятия – обучающие, развивающие, воспитательные. Они конкретизируют цель.

Кроме того, педагог должен сформулировать ожидаемые результаты. Они должны полностью согласовываться с поставленными целью и задачами. Занятие не может быть признанным вполне успешным, если поставленная цель  и ожидаемые результаты не были достигнуты. Поэтому они должны быть реалистичными и  достижимыми, а также иметь некую внешнюю форму проявления, по которой можно убедиться, что они действительно достигнуты. Например, ожидаемый результат – «учащиеся овладеют  основами городецкой росписи, изготовят изделие…» вполне можно зафиксировать, т.к. он нагляден. А такой, например, ожидаемый результат, как «у учащихся  сформируется патриотизм» –  неочевиден в плане внешних проявлений, да и недостижим в ходе одного занятия.  В таких случаях можно дать учащимся какие-либо анкеты, опросники в конце занятия (чтобы по их ответам делать некие выводы о степени их патриотизма до начала и в конце занятия), но обычно лучше - придумать более корректную формулировку ожидаемого результата. В целом, достижение ожидаемых результатов, касающихся обучающего компонента (формирование теоретических знаний и практических умений), обычно легко проверяемо, чего не скажешь об ожидаемых результатах, затрагивающих личностную сферу (воспитательный и развивающий компонент). Порой довольно трудно судить, насколько конкретное занятие повлияло на мировоззрение ребенка, степень коммуникабельности, аккуратность, внимательность. Поэтому так важно четко и осторожно подходить к формулировкам.

Не менее важно продумать систему методов, приемов, форм работу, которые будут использоваться на занятии. Они должны быть целесообразными и оптимальными с точки зрения поставленной цели, содержания изучаемого материала,  а также особенностей контингента обучающихся. Необходимо предусмотреть смену деятельности в ходе занятия, разнообразие методов и приемов. Дополнительное образование, в отличие от школьного, предполагает больший спектр возможностей в этом плане (сочетание индивидуальной, групповой, коллективной форм работы в рамках одного занятия, взаимообучение учащихся, оригинальность форм построения занятия).

Наиболее продуктивно используются в системе дополнительного образования такие формы организации занятия, как практикум, экскурсия (очная или виртуальная), соревнование, занятие – игра, викторина, праздник, творческая лаборатория, концерт, круглый стол.

Встречаются и нетрадиционные, оригинальные формы – занятие-аукцион, занятие-сказка, занятие-суд, занятие – учебный совет и др.

Всегда интересны интегрированные занятия (основанные на междпредметных связях).

Подводя итог, можно отметить, что дополнительное образование в силу своей специфики и благоприятных возможностей, проистекающих из этой специфики (большая степень свободы, меньше формализма) должно быть прежде всего направлено на развитие личностно-смысловой сферы ребенка в целом. Это формирование мировоззрения, адекватной системы ценностей, развитие положительных личностных качеств.

Использованная литература:

Моргун Д.В., Орлова Л.М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. Справочные материалы и консультации для педагогов дополнительного образования и методистов – М., Экопресс, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мысл...

Педагогический практикум "Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования"

Цель практикума - познакомить с особенностями и принципами организации учебного процесса в дополнительном образовании...

Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что...

Творческий проект как практическая форма реализации художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования.

Творческий проект как практическая форма реализации художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования.Творческий проект «Пальчиковый театр (по мотивам сказки Корнея Чук...