Методические рекомендации "Коллективное творческое дело"
учебно-методическое пособие на тему

Салова Елена Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Коллективное творческое дело180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

Дмитриевского района Курской области

Методические рекомендации

«Коллективное творческое дело»

Для вожатых, старших вожатых, педагогов-организаторов,

педагогов дополнительного образования

Разработала: педагог-организатор

Салова Елена Викторовна

г. Дмитриев

январь, 2014 г.


Введение

Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т. д.

Главный заказ от педагогов – дать новые формы воспитательной работы. Часть педагогов получает удовлетворение, прежде всего, от того занятия, на котором ему предлагают сценарий, разработку формы. В то же время, использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он сам становится объектом замысла других людей и в такую же позицию ставит участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и удовлетворить свои потребности.

Для педагога-гуманиста очевидно, что строить работу с детьми по чужим сценариям нецелесообразно. Однако это не отрицает возможность использования уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы. Они нужны как для педагогов, так и для самих детей, которые, знакомясь с имеющимися наработками, опытом других, могут выбрать идеи и способы организации деятельности. В таком поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей.

Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для конкретного случая обычно выстраивается вполне определенная форма работы. Так как каждый ребенок и детское объединение уникальны, то и формы работы по своему содержанию и построению неповторимы.

Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.

Таким образом педагог может определить набор форм работы с детьми, родителями на определенном этапе планирования в коллективе. Однако каждая форма требует определения совокупности конкретных способов, приемов, методов организации деятельности детей, что также целесообразно осуществлять вместе с участниками этой деятельности.

Имея в виду большое разнообразие форм воспитательной работы особенно важно овладеть методикой создания и реализации форм коллективной творческой деятельности. К сожалению, часто обычные мероприятия педагоги называют коллективными делами, что связано с искаженным пониманием творческой деятельности, ее идей, логики и принципов организации.

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещѐ и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества.

В условиях модернизации образования проблема развития инициативы и творческих возможностей детей в России приобретает особую актуальность, определяя перспективы выхода страны на качественно новый образовательный уровень.  Неоценимую значимость этот вопрос приобретает в контексте поиска путей духовного становления личности ребёнка через коллективную творческую деятельность.

Общая характеристика коллективного творческого дела

1. И.П.Иванов как автор коллективного творческого дела

Понятие «Коллективное творческое дело» (КТД) было введено в середине  60-х годов. Прежде всего, многолетняя работа по творческому использованию и  пропаганде педагогического наследия А.С. Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором в наиболее осязаемой и глубокой форме выражалось бы главное в педагогике будущего, существенное отличие ее от традиций чрезмерной  опеки, авторитаризма и «свободного воспитания». Это основное звено современной методики  воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные творческие  дела.

Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем академик Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают его изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову».

И.П. Иванова считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 г. в г. Ленинграде он создал творческую  группу педагогов – Союз энтузиастов, 1959 г. – Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) – школу районного актива старшеклассников, в 1963  г. – Коммуну им. А.С. Макаренко - содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога.

По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. В создании привлекательного для подростков образа жизни и творчества детей и взрослых во Всероссийском лагере «Орленок» принимал участие десант из сорока членов  КЮФ. «Орленок» и «Комсомольская правда» сыграли важную  роль в распространении идей и методов И.П. Иванова.

Когда вышла в свет книга «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко» (ЛГПИ им. А.И. Герцена,1970), являющаяся предшественницей «Энциклопедии КТД», Игорь Петрович с горестью заметил: «Какую вредную книжку мы сделали». Он испугался слепого копирования, бездумного воспроизведения и заимствования.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) и многое другое. С увлечением играют потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Многие ученики и соратники И.П. Иванова продолжают внедрять идеи «коммунарской методики» в жизнь.

2. Понятие коллективного творческого дела

Понятие «Коллективное Творческое Дело» И.П. Ивановым определялось как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

Коллективные творческие дела – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.

Однако не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:

- совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,

- его социальный характер (для кого это нужно?),

- высокая мотивация создателей.

Именно эти особенности коллективных творческих дел определяют отличительные черты собственно воспитательной стороны: воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся и решаются  воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.

Таким образом, дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами, как их общая забота. Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни.

КТД - форма работы, которая направлена на:

- Развитие творческих способностей.

- Развитие интеллектуальных способностей.

- Реализацию коммуникационных потребностей.

- Обучение правилам и формам совместной работы.

- Создание мотивации ребенка для участия в КТД.

Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).

Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.

Мотивы ребенка:

- Потребность в коммуникации.

- Выполнение данного КТД, для того чтобы принимать участие в других делах.

- Желание выиграть (дух соревнования).

- Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).

- Осознание развивающей роли КТД.

- Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).

Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.

КТД дают возможность ребенку –

- реализовать и развивать свои способности;

- расширять знания об окружающем мире;

- приобретать навыки проектирования;

- проявлять организаторские умения;

- закреплять коммуникативные навыки;

- формировать способности школьников к рефлексии (анализу).

КТД дают возможность педагогу –

- развивать творческий потенциал;

- совершенствовать организаторские способности;

- изучать детский коллектив;

- объединять обучающихся, педагогов, родителей;

- управлять процессом развития личности;

- развивать рефлексивные способности.

И как следствие:

- формирование коллектива единомышленников;

- освоение культурного пространства;

- формирование личности.

3. Задачи коллективного творческого дела

Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных  нужд воспитанников, педагог, как заботливый и чуткий садовник, знает, что делать, в чем и как помочь. Он, идя навстречу воспитаннику и привлекая его к себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным и уверенным в себе, чтобы в скором будущем встать на собственные «духовные ноги».

Итак, задачи воспитательной деятельности педагога, диктуемые потребностями  растущего человека, в рамках коллективного творческого дела:

1. Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и   общественно значимую деятельность детей как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей. Потребность в творческой деятельности будет в этой обстановке удовлетворена.

2. Создать  условия для самореализации, самоутверждения,  самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.

3. Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.

4. Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе, обучать способам саморегуляции, самореализации, самовосстановления, самореабилитации.

4. Условия педагогического успеха

Какие же условия необходимо выполнять для успешного решения поставленных педагогических задач?

1. Общая забота.

Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища:

- в совместные действия на радость и пользу;

- в поиск дел, нужных  людям;

- в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач;

- в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру и красоте  утвердиться в нашей жизни;  

- в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.

Говоря кратко, воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни - людям, труду,   природе, культуре – как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным гражданам.

2. Единство уважения и товарищеской требовательности.

Педагог  должен всегда проявлять внутреннее духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности.

Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы и возможности человека; в настоящее и будущее – общую гражданскую заботу; понимание сильных и слабых сторон человека; стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.

Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к педагогу, создает и крепнет «истинный авторитет» (по выражению А. Макаренко) взрослого.

3. Единство мыслей и действий, воли и чувств.

Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную;  формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину  нашего общества умения, привычки и черты характера.

4. Единый коллектив.

Влиять так, чтобы способы воздействия педагога на воспитанников были бы и способами воздействия самих педагогов на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на педагогов и каждого воспитанника на самого себя.

Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания педагога своих воспитанников, самовоспитания воспитанников – взаимного и личного, самовоспитания педагога, воспитание воспитанниками педагога. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив – старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

5. Творчество, а не шаблон.

Необходимо влиять так, чтобы  использовать различные  виды воспитательного  воздействия – незаметное и открытое, прямое и опосредованное, - использовать непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность, однообразия.

Дети не чувствуют себя (и не являются) объектами воспитания,  когда они участвуют в творческом решении общих с педагогом (другими взрослыми, своими родными) жизненно важных практических задач. Воспитательное  воздействие  опосредовано и скрыто. Они – младшие товарищи взрослых по общей творческой гражданской  заботе. Чрезвычайную важность незаметного, скрытого воздействия  подчеркивали А.С. Макаренко, В.Н. Терский, В.А. Сухомлинский.

КТД должны быть способом – общим и конкретным – товарищеского творческого сотрудничества. И надо, чтобы этот способ организации жизни активно противостоял командно-административным методам одностороннего, формального влияния, вытеснял их из педагогической практики.

Наше время  требует  реального участия школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости в своем «детском» мире. Учиться сотрудничеству в общей заботе об улучшении  жизни – это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и, прежде всего, перед теми, кто работает с детьми. Не надо уводить ребят от трудных проблем, а вместе с ними нужно искать пути их решения.

Область действия и содержание КТД должны отвечать процессам обновления жизни страны. Школьники могут включаться в движение защитников экологии, памятников старины, устраивать праздники, создавать трудовые объединения и т.д. Главное, чтобы в этих делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

Каждое дело – творчески, иначе – зачем?

Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?

Каждое дело – людям,  иначе – зачем?

Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, природе, обществу, труду, семье, самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты.        

Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту  к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость  к активным социальным действиям.

5. Классификация КТД

Существует несколько классификаций КТД:

1. По жанру.

Могут быть самыми разнообразными: спортивные, народные, развивающие, конструкторские, строительные, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные, драматизированные, режиссерские, сюжетно-ролевые, игровые, сценические.

2. По длительности подготовки и проведения.

Выделяют экспромт и длительная подготовка и проведение.

3. По объему.

Также данную классификацию принято считать типами КТД: представление, малое творческое дело, большое творческое дело.

Представление не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

Формами могут быть коллективные песни, игры, концерт, диспуты, лекции.

Малое творческое дело не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают организаторы должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

Формы МТД: телевизионные игры, перемещение по станциям, конкурсы, несценарные ролевые игры

Большое творческое дело требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

Формы БТД: конкурс или набор постановок, сценарные ролевые игры, разновидности диспутов, праздничные программы.

Таким образом, при МТД и Представлении дело будет являться КТД только для его организаторов.

Стоит особо подчеркнуть, что представление - это тип КТД, а не его форма.

По виду деятельности определяют КТД:

1. Художественно-эстетические.

Они развивают эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулируют художественную самодеятельность школьника.

Художественно-эстетические КТД позволяют целенаправленно развивать вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

Формы КТД: игровые программы, конкурсная программа, шоу, выставка, кукольный театр.

2. Интеллектуально-познавательные.

Они расширяют кругозор, приобщают к чтению, развивают любознательность, формируют потребность в образовании, способствуют интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями.

Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске.

Интеллектуально-познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Формы КТД: интеллектуальные игры, дискуссии, викторины, шоу-программа, брейн-ринг, турнир, олимпиада, аукцион знаний, вечер-путешествие.

2. Трудовые.

Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество.

Они направлены на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно-полезного и производительного труда.

Формы КТД: трудовой десант, биржа труда, субботник, рейд, трудовая атака.

3. Общественно-политические.

Дети - часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. КТД политического толка способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений.

Они содействуют социализации школьника, формируют его гражданскую позицию, приобщают к активному преобразованию действительности.

Их цель - укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни.

Формы КТД: ток-шоу, дискуссия, тематические дни (День знаний, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы и др.).

4. Социально-ориентированные.

Они ориентируют на преобразование общества, на осознание своей роли в обществе.

Формы КТД: акция, дискуссия, конференция, лекция, устный журнал.

5. Спортивные.

Они культивируют здоровый образ жизни, формируют силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетаются с культивированием высокой гигиены жизни.

Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность. Они развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне.

Формы КТД: эстафета, веселые старты, соревнования, спартакиада, конкурсная программа, день здоровья, бой неуловимых.

6. Организаторские.

Они направлены на организацию жизнедеятельности коллектива (сборы, концерт-молния).

Формы КТД: тренинг, акция, пресс-конференция, стенгазета.

7. Экологические.

Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача лета. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот задачи этой работы.

Формы КТД: академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, выставка лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, день леса, профессиональный праздник (день рыбака, птиц), научно-исследовательская экспедиция по родному краю, экологические игры, экологическая тропа, экологический вестник, экологический фестиваль.

6. Стадии подготовки и проведения КТД

Каждое  коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

1. Предварительная работа коллектива.

На этой стадии:

- определяется роль данного КТД в жизни коллектива;

- выдвигаются конкретные воспитательные задачи, которые будут решаться;

- намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор ребятам;

- начинает строиться перспектива возможного КТД.

Первая стадия – это стартовая беседа, во время  которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела.

Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «продажа идей», «мозговой штурм» (атака), когда предлагается много невероятных идей.

Метод «Мозгового штурма» («мозговой атаки», коллективной генерации идей) – метод, позволяющий при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы.

Правила проведения:

1. Существует запрет на критику идей.

2. Идеи оцениваются после штурма.

3. В первую очередь приветствуются идеи оригинальные, высказанные экспромтом.

4. Предпочтения отдаются комбинированным и усовершенствованным идеям.

5. Высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участников

2. Коллективное планирование.

Происходит на общем сборе коллектива: или на сборе, который составляет общий план работы этого коллектива на очередной период, или на специальном сборе-старте, на котором планируется данное КТД.

Сначала по микроколлективам, а затем сообща решаются следующие вопросы:

- для кого провести данное дело (на радость и пользу кому?);

- как лучше его провести;

- кому участвовать в этом деле (всему коллективу или отдельным группам);

- кто будет руководить – совет коллектива, или специальный совет дела из представителей всех микроколлективов, или командир сводной бригады;

- где лучше провести дело;

- когда провести дело.

На этом этапе нужно выбрать совет дела или того человека, который будет руководить подготовкой дела.

3. Коллективная подготовка КТД.

На этой стадии руководящий орган данного КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Каждый микроколлектив готовит свой добрый сюрприз, а старшие друзья направляют работу и помогают.

Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения - театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

 Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.

4. Проведение КТД.

На этой стадии осуществляется конкретный план, разработанный советом дела. Это итог работы, проделанной при подготовке. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости. Здесь несколько шагов:

1. Сбор гостей, различные действия в преддверии события (представление гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры).

2. Торжественное начало (песенное, театрализованное, музыкальное, видео- или слайдфильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов).

3. Основная часть (содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, избранными коллективно приемами).

4. Финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание).

5. Коллективное проведение итогов КТД. 

На этой стадии проводится общий сбор участников проведенного дела.

Сначала по микроколлективам, а затем сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД (Что было хорошо? Что нам удалось из намеченного? Благодаря кому и чему?); к недостаткам и ошибкам (Что не получилось? Почему?); к урокам на будущее (Что нам предстоит использовать и дальше? Как действовать по-другому?).

Механизм анализа КТД: акцент на рефлексию воспитанником собственной деятельности

Последовательность:

1. Первым дает анализ и оценку дела участник КТД.

2. Затем – участники группы.

3. Завершают анализ педагоги.

6. Стадия ближайшего последействия КТД.

Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия,  в процессе которого воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.

Главный смысл этого этапа - расширение круга добрых дел. Педагогу важно поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать, улучшению тех отношений - отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества, - которые были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения КТД.

Наше время требует реального участия учащихся в окружающей жизни, преодоление замкнутости на своём «детском» мире. Область действий и содержания КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят в нашей стране. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные задачи, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

Стадии коллективного творческого дела

№ п/п

Стадии

Педагогическое

целеполагание

Методы, формы

деятельности коллектива

1

Предварительная работа воспитателя

Для чего, с кем?  С какой целью? Кто может помочь?  Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором?

Нацеливающие воспитательные              мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская   беседа,    рассказ-размышление, убеждение на собственном опыте.

2

Коллективное планирование

Какие дела проведем? На радость и пользу кому? Где лучше проводить? С кем лучше проводить?

Сбор-старт:      обоснование предложений,   анализ   задач на размышление. Творческий поиск.   Открытая  дискуссия. Деловая   игра.    Побуждение ободрением,   похвалой,   помощью, доверием.   Выборы «совета дела» и др.

3

Подготовка дела

Как развивать положительные качества ребят? Как преодолевать отрицательные качества ребят? Как включить всех ребят в активный творческий поиск? Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам?

Увлечение  добрым   сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие.    Товарищеское поощрение.   Увлечение делом, поиском, романтикой, героизмом, игрой. Обсуждение. Товарищеский              контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного   творческого дела.

4

Проведение дела

Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как добиться радостной перспективы близкого успеха? Как научить ребят выходить из затруднительного положения?

Общественно-гуманистические КТД. Познавательные    КТД. Художественные     КТД. Спортивные КТД. Формы, операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования.

5

Подведение итогов

Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? Как научить  воспитанников анализировать и  оценивать свою работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Товарищеский разбор. Сборы-огоньки.   Похвала,    поддержка,    побуждение.    Товарищеское   приучение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование.  Обсуждение. Критика. Наказание.

6

Ближайшие последствия

Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить учащихся осуществлять собственные   решения?

Творческие  группы.   Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима.    Выполнение  чередующихся поручений. Преемственность в делах. Перспектива. Взаимопомощь.

7. Условия проведения КТД

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определённые условия.

1.Нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу, как старшему товарищу.

2. Подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

3. Необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы КТД – лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.

4. Важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире.

8. Коллективное творческое дело на практике

Применение коллективных творческих дел на практике оказывается более сложным процессом, если его необходимо провести в ограниченно короткое время. Если на подготовку и проведение большого коллективного творческого дела могут уходить недели и даже месяцы, то малое КТД должно пройти все стадии в достаточно малый промежуток времени.

Примерами коллективных творческих дел могут быть следующие мероприятия:

1. Трудовая атака.

Операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами своего коллектива и его друзей. Такие атаки совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов. Возможные задания (предложения) для атак:

  • расчистить территорию (например, детского сада) от снега, листьев и т.п.;
  • посыпать песком обледенелые дорожки;
  • украсить общественные здания (например, школу, клуб), посадить цветы у памятника и т.п.;
  • построить или отремонтировать пешеходные мостики;
  • подготовить к зиме общественные сады, скверы, бульвары и т. п.;
  • заготовить дрова для дома престарелых, детских яслей, сельской начальной школы, больницы и т. п.

Трудовые атаки проводятся после специальной разведки или по любому сигналу о замеченных в окружающей жизни недостатках. Создается сводный отряд добровольцев (из ребят разного возраста вместе с их взрослыми друзьями), выбирается командир. Этот сводный отряд затем отчитывается о результатах атаки перед всем коллективом.

Очень важно, чтобы трудовая атака держалась в секрете от тех, о ком заботятся участники операции, или, по крайней мере, о ней знали только ответственные лица, с которыми нужно договориться, чтобы не получилось недоразумения.

2. Трудовой десант.

Операция, проводимая силами ребят и их старших друзей: выход или выезд добровольцев для помощи другим коллективам и организациям в каком-либо жизненно важном деле. Помощь может и должна быть оказана в сравнительно короткое время, обычно в течение одного или нескольких дней напряженной, ударной работы.

Трудовой десант организуется по призыву тех, кому необходимо оказать помощь, по заданию руководящих органов, по инициативе самого коллектива.

Примеры жизненно важных задач, решаемых в трудовых десантах:

  • помощь в уборке урожая и других сельскохозяйственных работах;
  • помощь лесничеству (и другим коллективам) в охране природы, в борьбе с лесными пожарами и другими стихийными бедствиями;
  • помощь в строительстве, в создании сада, парка, памятных сооружений;
  • помощь в подготовке и проведении массового праздника, избирательной кампании и т.д.

Решение о посылке десанта принимает экстренный общий сбор или совет коллектива. Участвуют в десанте на добровольных началах целые коллективы или сводный отряд, командир которого выбирается общим сбором (советом) и несет перед ним полную ответственность. Взрослые участвуют в десанте в качестве комиссаров, членов штаба, рядовых бойцов.

В зависимости от цели десанта подготовка к нему длится несколько дней или часов. В отдельных случаях десант проводится по тревоге, а подготовка к выполнению задачи идет на ходу.

Трудовой десант может включать в себя секретные трудовые атаки и праздничные сюрпризы.

Трудовые десанты воспитывают потребность и умение приходить на помощь людям в любое время и в любых условиях; заботиться о них бескорыстно и самоотверженно; развивают находчивость, настойчивость, чувство ответственности перед обществом и коллективом – основу сознательной дисциплины.

3. Подарок далеким друзьям.

Участниками операции в школе могут быть ребята одного класса и их старшие друзья или союз старшего и младшего классных коллективов.

Решение о проведении операции принимает общий сбор коллектива во время совместного планирования жизни на очередной период или в случае какого-либо экстренного известия или события. Для руководства работой может быть избран совет дела (штаб операции) из представителей всех коллективов-участников.

Коллективный подарок может быть послан как отдельным людям (например, ветеранам Отечественной войны и труда, их семьям), так и целым коллективам (детскому саду, школе, строителям, полярникам, воинам, морякам, геологам, метеорологам и т.д.). Операция может проводиться как для хорошо знакомых, старых друзей, так и для тех, о ком участники операции узнали, например, из газеты.

В качестве подарка могут быть подготовлены и посланы игрушки, в том числе елочные, рисунки, фотографии, макеты и модели, коллекции, сочиненная ребятами пьеса, рассказ-эстафета, журнал-эстафета и т.п. Операция ПДД включает также коллективное написание письма далеким друзьям, которым посылается подарок.

Подготовка подарка может проходить как трудовая ролевая игра, например «фабрика» («комбинат», «мастерская» и т.п.), «издательство», «почта».

Перед отправкой проводится смотр (защита) и обсуждение подарков, затем выбирается делегация для оформления и отправки посылки и письма (из представителей каждого коллектива участников или по жребию) или это поручается штабу операции.

4.Сюрприз.

Коллективное трудовое дело-операция: творческий подарок, подготовленный ребятами и их старшими друзьями на радость близким или далеким людям.

Праздничный сюрприз – отличное средство воспитания заботливого отношения к людям, развития творческой фантазии, смекалки, сплочения старших и младших, ребят и взрослых.

Трудовой сюрприз может быть сделан к всенародному празднику в честь какого-либо знаменательного события в жизни человека или коллектива (например, ко дню рождения), а также и в обычные дни, чтобы доставить людям радость, превратить будни в праздник.

Возможные виды сюрпризов:

  • праздничный сюрприз малышам (например, подготовка и проведение новогоднего праздника в детском саду или во дворе, на детской площадке, в красном уголке, с играми и хороводами вокруг елки, с аттракционами и подарками-самоделками);
  • праздничный сюрприз для производственного коллектива, учреждения, воинской части и т. д. (например, украшение к празднику помещения, выступление с праздничным концертом, подарки-самоделки каждому члену коллектива);
  • сюрприз родной школе – праздничное оформление помещения, благоустройство двора, сооружение катка и др.;
  • трудовой сюрприз типа «Золотая фантазия» – украшение гирляндами из осенних листьев фасада и двора школы, внутренних помещений, территории детского сада, изготовление коллекции для далеких друзей и т.д.;
  • трудовой сюрприз типа «Снежная сказка» – зимняя трудовая операция, участники которой создают (по секрету от малышей!) различные скульптуры из снега, строят крепость, сказочные терема и другие сооружения для ролевых игр.

5. Фабрика.

Ролевая игра, участники которой (ребята разного возраста и их старшие друзья), подражая организации настоящего производства, создают разнообразные изделия на пользу и радость своему коллективу, близким и далеким людям.

Возможные виды изделий (продукции):

  • наглядные пособия («кассы», материал для счета, гербарии, приборы и т.п.) для первоклассников и старших учащихся своей и других школ;
  • сувениры-игрушки из природного материала, модели, макеты, вышивки и др.;
  • новогодние украшения и елочные игрушки;
  • материал (оборудование) для познавательных, подвижных, спортивных игр – в дружинную игротеку, детскому саду, детской площадке и другим подшефным;
  • экспонаты (диорамы, макеты, витрины) для выставок в школе и в клубе, для памятных залов и музеев;
  • кормушки, домики для птиц;
  • куклы, бутафория, декорации для кукольного театра;
  • оформление для праздников – утренников, вечеров, демонстраций и т.д.

Фабрика может выпускать однотипную продукцию, например, новогодние украшения или сувениры, но может иметь и широкий профиль, изготовляя предметы различного назначения, а также производить ремонт наглядных пособий, игрушек для детского сада, переплетать книги для школьной и поселковой библиотек и т. д. В этом случае фабрика превращается в целый комбинат.

Фабрика может действовать в течение одного дня, нескольких дней или недель, что зависит от характера и объема продукции, желания и возможностей участников.

6. Защита фантастических проектов.

Познавательное дело-обозрение, во время которого каждая группа (бригада) участников демонстрирует подготовленный ею проект, воплощающий представление авторов об одной из сторон жизни в будущем, и отвечает на вопросы остальных участников, стараясь как можно убедительнее обосновать свои предложения.

Подготовка к защите проектов может длиться 2–3 недели, несколько дней или всего 30–40 минут, если это дело-обозрение носит характер экспромта, импровизации. Однако в любом случае оно начинается с общего сбора-старта всех участников, на котором определяется состав бригад (или микроколлективы) и намечаются темы проектов. При этом возможны следующие варианты:

1. Каждый микроколлектив выбирает свою тему.

2. Между микроколлективами (или их союзами) проводится конкурс на лучшее предложение о темах проектов, затем отбирается (большинством голосов, по жребию или решением совета капитанов вместе с ведущими) одна из тем, и на эту общую тему каждый микроколлектив (или союз) готовит свой проект.

3. Участники выдвигают свои предложения о темах проектов, выбирают несколько самых интересных, затем создают сводные бригады желающих участвовать в разработке того или иного проекта.

Примеры тем фантастических проектов:

«Дом будущего», «Школа будущего», «Наш город, поселок, край в будущем», «Транспорт будущего: автомобили, самолеты, корабли, вездеходы», «Завод будущего», «Энергетика будущего», «Освоение земных недр», «Освоение океанов и морей», «Освоение Антарктиды», «Освоение космоса», «Медицина будущего», «Спорт и физическая культура в будущем», «Искусство будущего: музыка, изобразительное искусство, кино, театр и др.».

7. Рассказ-эстафета.

Коллективное познавательное дело, эффективное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания в их единстве. Работу над рассказом-эстафетой лучше всего вести по микроколлективам.

Примерные варианты организации эстафеты.

1. От ведущего – к каждому микроколлективу (свой рассказ).

Ведущий придумывает начало рассказа (вступление) для каждого микроколлектива отдельно и передает эти вступления ребятам. Каждый микроколлектив в течение условленного срока сочиняет продолжение и окончание своего рассказа. Затем эти рассказы читаются (инсценируются) на общем сборе.

2. От ведущего – к каждому микроколлективу (общий рассказ).

Ведущий придумывает начало рассказа, одно для всех микроколлективов, которые (по секрету друг от друга) пишут продолжение. Затем читаются и обсуждаются все варианты.

3. От одного микроколлектива – «цепочкой».

Начало рассказа придумывается одним звеном, далее продолжает второе звено, затем – третье и т.д. Порядок продолжения устанавливается по жребию или определяется произвольно, т. е. каждый микроколлектив передает эстафету кому хочет. Тема (и название) рассказа может быть выбрана на общем сборе путем конкурса на лучшие предложения. Победителям и дается право начать рассказ.

4. От каждого микроколлектива – «цепочкой».

Каждый микроколлектив свое начало рассказа передает остальным. Время написания – одинаковое для всех. Таким образом, одновременно идет работа над несколькими рассказами (повестями).

По завершении работы рассказы (повести) читаются, обсуждаются, а лучшие варианты «обнародуются» (перед младшими, на совместном сборе параллельных классов, на родительском собрании, посылаются в подарок далеким друзьям).

Темы и содержание рассказы-эстафеты могут отражать самые разнообразные стороны жизни школы и страны (история и будущее родного края, проблемы экологии, деятельность людей разных профессий, события в классе, взаимоотношения и поступки и т. д.). Рассказ-эстафета дает возможность каждому поделиться с товарищами своими знаниями, впечатлениями, интересами, участвовать в коллективном поиске, отборе, воплощении интересных и важных замыслов, в решении жизненных задач. Старшие друзья ребят (учителя, родители и др.) тактично направляют коллективное творчество, заботятся о том, чтобы все работали действительно сообща, внося свою лепту в общий труд.

8. Турнир-викторина.

Познавательное дело-обозрение, в котором участвует несколько команд и каждая команда коллективно готовит вопросы и ответы по выбранной теме или по нескольким темам.

Турнир-викторина сочетает особенности викторины (вопросы, познавательные задачи и ответы-решения) и турнира (команды по очереди атакуют и обороняются).

Турнир-викторина расширяет кругозор ребят, развивает познавательные интересы, формирует умение вести коллективный поиск истины.

Способы проведения турнира-викторины.

1. «Цепочка» (или «по кругу»).

Проводится, когда участвует много команд. 1-я команда задает 2-й (по кругу) вопрос или несколько вопросов (их количество определяется организаторами заранее), 2-я – 3-й, 3-я – 4-й и т. д. Последняя атакует первую.

Варианты:

а) вопросы задаются на одну, общую тему, выбираемую сообща всеми командами путем конкурса на лучшие предложения (окончательное решение выносит совет капитанов и ведущих);

б) каждая команда выбирает свою тему; приняв эстафету атаки, называет эту тему, а потом уже атакует.

2. «Змейка» (на общую тему или на свои темы).

Проводится так же, как в предыдущем варианте, только эстафета атаки передается не по кругу, а в произвольном порядке.

3. «Атака веером».

Каждая команда по очереди становится атакующей и задает по одному вопросу всем остальным. Этот способ целесообразно использовать, когда участвуют три или четыре команды.

4. «Оборона веером».

Каждая команда по очереди занимает оборону, и ей задают по одному вопросу все остальные. Этот способ также применяется в турнире-викторине из трех или четырех команд.

5. Перекрестный поединок.

Проводится между двумя командами, которые готовят но нескольку вопросов и задают их поочередно друг другу. Варианты:

а) поединок на общую тему, выбранную сообща;

б) поединок на разные темы, задуманные каждой командой.

Круг тем, которые могут быть взяты для турнира-викторины, очень широк: «Времена года», «Растения», «Животные», «Лес», «Родной край», «Путешествия», «Народы мира», «Страны и континенты», «Арктика и Антарктика», «Космос», «Занимательная математика», «Химия вокруг нас», «Профессии», «Транспорт», «Море и моряки», «Спорт», «Сказки», «Писатели и книги», «Музыка», «Живопись», «Кино», «Культура поведения», «Правила, уличного движения», «Суеверия и приметы» и т.д.

Заключение

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Оно является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания.

Методика коллективных творческих дел, основой которых является создание внешних условий, заменяющих методы воздействия, предусматривает новый, ненасильственный способ организации воспитания. Это деятельный, творческий и организационный механизм  педагогики. Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью-то авторскую идею КТД невозможно, но «схватить» эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте – уже творчество.

Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективного творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Детская импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого из нас всё получается по-разному.

Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Группа – главный «инструмент» КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности.

КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которая заключается в том, что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Пусть ребята сами думают над жизнью, выбирают значимое, учатся преобразованию и созиданию. Главное, вызвать у ребят потребность думать об окружающем мире, искать пути его совершенствования, и в конкретных делах преобразования среды совершенствовать самого себя.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.

КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

Групповая деятельность воспитанников – это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Как педагогическая технология групповая деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности групповой деятельности как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации групповой деятельности успешно используются практиками и сегодня.

КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики. Однако при этом нужно помнить, что успех КТД и их воспитательно-развивающий эффект зависит от умелой организации дела, когда его создателем и участником становится каждый.

Используемая литература

1. Бойков А. А. Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная воспитательная технология, 2005.

2. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. – Самара, 1998. – 36с.

3. Иванов И. П.  Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1989.

4. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Методическая разработка коллективного творческого дела "С любовью к вам, учителя", посвященного празднованию Дня учителя

В данной методической разработке вы сможете найти сценарий мероприятия, план подготовки и проведения, необходимое оборудование, а также небольшой фотоотчет о поведении праздника....

Методическая разработка коллективного творческого дела "О маме...", посвященного Дню Матери

В этой работе отражен сценарий, план подготовки и проведения праздника....

Методический семинар Коллективное творческое дело

методические рекомендации по созданию крепкого коллектива, воспитания всесторонне развитой личности...

Методический семинар Коллективное творческое дело (презентация)

Презентация на тему Коллективное творческое дело...

Методическая разработка. Квест-игра “Здоровым быть -это здорово!" ( Коллективное Творческое Дело в рамках “Недели здоровья”)

Игра-квест «Здоровым быть- это здорово!» направлена на формирование культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения, проявление ответственности, самостоятельности и командного взаимодействия...

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей по теме "Коллективное творческое дело (КТД")

Технология КТД - это эффективная технология воспитания и развития учащихся, основанная на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.https://cloud.mail.ru/publ...


 

Комментарии

Чикулаева Лилия Ивановна

Елена Викторовна, позвольте поблагодарить Вас за прекрасный методический материал.