ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ПОЧУВСТВУЙ РИТМ" 1-4 классы
рабочая программа на тему

Ерл Любовь Владимировна

Программа внеурочной деятельности по ритмике с элементами хореографии для учащихся 1-4 классов.

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование. Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014-2015_rabochaya_programma_ritmika_1-4.docx50.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена

на МО

Протокол № __________

_______ ________________

«___»_________20____г.

Согласована

Заместитель директора по УВР

 ___________ _______________

«___»_________________20___г.

Утверждена

Директор школы

__________ Е.Ф. Аксюта

Приказ № ______

От «____»_____________20___г.

                                                   

Рабочая программа

 Внеурочной деятельности

 «Почувствуй ритм» 1-4 классы

По авторской программе «Ритмическая радуга»

Прядко В.Г.

Разработана учителем-логопедом

МБОУ СОШ

Лермонтовского сельского поселения

Ерл Л.В.

2014г.

Пояснительная записка

Учебный курс составлен на основе ФГОС, разработан на основе авторской программы «Ритмическая радуга» Прядко В.Г. по ритмики.

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода  музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях.

Работа в области музыкально-ритмического воспитания позволяет решать такие задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительность;

  • формировать эстетический вкус;
  • развивать познавательное отношение к действительности.

Движение под музыку дополняет этот ряд:

  • дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное напряжение;
  • создает приподнятое настроение;
  • развивает активность, инициативу;
  • развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.

Танец способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества.

Каждая игра (пляска, упражнения) имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет внимание детей на музыку, учит ребенка правильно исполнять движение.

В обучении музыкально - ритмическим движениям ярко прослеживается взаимосвязь всех педагогических методов обучения (наглядный, словесный, практический), а игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные движения.

При разучивании новых движений не следует добиваться, чтобы дети овладели ими на одной игре, пляске. Надо те же движения повторять в разных плясках, соединять с разной музыкой, чтобы движение совершенствовалось постепенно и чтобы дети учились относиться к нему, как к средству выражать различные образы, чувства, действия.

В младшем школьном возрасте дети уже понимают смысл разучивания и совершенствования отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом возрасте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи которых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для правильного исполнения многих движений.

Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы, пляски и игры способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задорных движениях, каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер. Соприкасаясь с танцевальным искусством, в доступной для детей форме, они постепенно приобщаются к миру прекрасного.

Овладение детьми движениями под музыку помогает развитию музыкального восприятия, умению передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отображать жанры музыки (марш, танец, вальс, народный танец, напевную песню), передавать их «языком движений», мимикой и пантомимикой, в танце и игре музыкальный образ, способствует проявлению творческих способностей детей в движениях под музыку в музыкально-двигательной импровизации. В сюжетно-ролевой игре, танцах, происходит развитие психологических функций (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления) и эмоционально-волевой сферы.

Систематические занятия детей школьного возраста в кружке ритмики очень полезны для физического развития, улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координацию, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях.

Программа по ритмике

Цель  занятий ритмикой состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. Необходимо обучить детей умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной походке, умению выступать перед другими, развить координацию, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и выносливость.

Задачи программы :

  •  учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
  •  развивать основы музыкальной культуры;
  •  развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);
  •  учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);
  •  формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
  •  развивать творческие способности в области искусства танца: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

Основные педагогические принципы - систематичность, постепенность и последовательность.

В музыкально - ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения.

        Виды музыкально - ритмических движений и основные

двигательные навыки у детей младшего  школьного возраста.

Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям.

  1. Музыкальная игра.

 Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и, облегчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

  1. Пляски, танцы, хороводы.

Своеобразной формой музыкально - ритмических движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.

Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно последовательно сгруппировать:

- пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения;

- пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию;

- свободные пляски, которые носят творческий характер и исполняются  под народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску;

- хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями;

- детский «бальный танец», включающий вальсообразные движения. Лёгкий, оживленный характер музыки сопровождается всё время повторяющимися танцевальными элементами .

- характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец снежинок).

В плясках очень ограниченно используются самые простые движения, так как детям трудно запомнить их последовательность.

3.Упражнения.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных  усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.

 Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп, динамику, метроритм) , передавая это в движениях.

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов и упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать общее настроение, характер. Однако в процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного материала.

Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в первую очередь, от психофизиологических особенностей. Разучивание движений только тогда будет эффективно, когда оно основано на знании возможностей ребенка, а так же требуется строгий учет его возрастных психофизиологических особенностей. Танцуя, ребенок, включается в творческий процесс. Совершенствуются его двигательные возможности и навыки.

Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков.

Движения становятся более выразительными, углубленными и утонченными. В разные моменты жизни детей общение с музыкой и танцем позволяет решать разные педагогические задачи. Наибольший вклад, безусловно, будет сделан в формировании личности ребенка при разумном использовании знаний психического развития.

Движение под музыку дополняет  ряд задач занятий ритмикой:

- дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное напряжение;

-  создает приподнятое настроение;

-   развивает активность, инициативу;

- развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.

Знание особенностей детского восприятия в 8 летнем возрасте позволяет преподавателю наиболее точно и грамотно использовать методические приемы обучения.

Особенность детского восприятия такова, что вырабатывать точность, четкость, осмысленность движения помогает использование подражательных движений или образное сравнение.

Занятия ритмикой доставляют детям радость и удовольствие. Но  должны быть доступны и  содержание, и характер движений. Некоторые дети могут проявлять  манерность, напряженность и передавать лишь внешнюю форму упражнений.

Каждое упражнение имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет внимание детей на музыку.

Работа по закреплению и углублению связи движений с музыкой проходит успешно, если музыкальный руководитель, соблюдая последовательность задач музыкального восприятия, одновременно воспитывает и развивает движения детей, систематически прививая им необходимые навыки.

Дети уже понимают смысл разучивания и совершенствования отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом возрасте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи которых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для правильного исполнения многих движений.

Занятия по программе позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

Регулярность занятий: 1 час в неделю для каждой группы.

Практическая значимость занятий:    

Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения, используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к искусству танца, как к  культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  •  необходимые сведения о многообразии танцев особенностях танцев народов мира, народных танцев;

танцевальной азбуке, танцевальных позициях, элементы музыкальной грамоты

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила поведения в танц. Классе и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельноности;

 - работать с танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник;

  • импровизировать;
  •  работать в группе, в коллективе.
  •  выступать перед публикой, зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии танцевального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

Способность выполнения музыкально ритмических движений, танцевальных упражнений для получения эстетического удовлетворения, для укрепления собственного здоровья  

- самостоятельно выбирать, организовывать  небольшой творческий проект

-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

Результаты первого уровня:

-приобретение учащимися представлений о темпе, ритме, амплитуде движений, способности выполнить определённые танцевальные движения;

-приобретение школьниками  знаний о правилах групповой работы, основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе, представлений об актёрском мастерстве,

-получение сведений о танцах разных народов и различных эпох и  формирование позитивного отношения школьника к традициям других народов, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

 Результаты 2 уровня:

-развитие ценностного отношения школьников к культуре, труду, воспитание чувства сопереживания к товарищам;

- развитие  потребности двигательной активности как основы здорового образа жизни.

- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора.

Результаты 3 уровня:

-приобретение опыта публичного выступления;

-зная об  общих закономерностях отражения  действительности в хореографическом искусстве,                                    

конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике,

- приобретение  умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни.

Календарно – тематическое планирование занятий на 2013-2014 учебный год

(1 УРОВЕНЬ)

№ п\п

Дата

Тема урока

Часы

1

Беседа по технике безопасности при разучивании движений.

1

2

Позиции ног. Основные понятия.

1

3

Позиции рук. Основные понятия.

1

4

Разучивание разминки.

1

5

Направления движения. Ход лицом и спиной.

1

6

Углы поворотов на носках.

1

7

Галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

1

8

Перестроения. «Линии».

1

9

Перестроения. «Змейка»

1

10

«Хоровод». Перекаты стопы.

1

11

Перестроения, «Шахматы»

1

12

Движения на развитие координации.

1

13

Ходьба с координацией рук и ног.

1

14

Бег и подскоки.

1

15

Элементы асимметричной гимнастики.

1

16

Упражнения на развитие тела под музыку.

1

17

 Красота движений.

1

18

Упражнения для развития позвоночника.

1

19

Закрепление изученных упражнений.

1

20

Упражнения на развитие координации. Танец «Стирка»

1

21

«Я – герой сказки». Любимый персонаж (имитация под музыку).

1

22

Основные движения, переходы в позиции рук.

1

23

Элементы народной хореографии: ковырялочка, елочка.

1

24

Музыкально-ритмические игры: «Коршун и курица»

1

25

Музыкально-ритмическая игра: «Магазин игрушек».

1

26

Упражнения на выстукивание под музыку.

1

27

Отработка упражнений.

1

28

Закрепление изученного.

1

29

Общеразвивающие упражнения.

1

30

Общеразвивающие упражнения: перекаты спопы.

1

31

Геометрические композиции фигур(индивидуальные и коллективные).

1

32

Музыкально-ритмическая игра: «Я и мир вокруг».

1

33

Многообразность и необычность движений. Игра «Волк и Заяц».

1

34

Урок-смотр знаний.

1

ИТОГО

34

Календарно – тематическое планирование занятий на 2014-2015 учебный год

(2 УРОВЕНЬ)

№ п\п

Дата

Тема урока

Часы

1

Беседа по технике безопасности при разучивании движений.

1

2

Позиции ног.  Повторение.

1

3

Позиции рук.  Повторение.

1

4

Повторение разминки.

1

5

Направления движения. Перестроения.

1

6

Танцевальный шаг.

1

7

Переменный шаг.

1

8

Боковой шаг.

1

9

Галоп.

1

10

Подскоки.

1

11

Определение такта в музыке.

1

12

Определение темпа музыкальной композиции.

1

13

Ускорение темпа движений.

1

14

Замедление темпа движений.

1

15

Характер танцевальной музыки.

1

16

Ходьба с координацией рук и ног.

1

17

 Плавность движений.

1

18

Красота движений.

1

19

Закрепление изученных упражнений.

1

20

Элементы народной хореографии: хоровод.

1

21

Элементы народной хореографии: пляска одиночная.

1

22

Элементы народной хореографии: пляска парная

1

23

Элементы народной хореографии: перепляс.

1

24

Элементы народной хореографии: массовый пляс.

1

25

Элементы народной хореографии: ковырялочка.

1

26

Элементы народной хореографии: елочка.

1

27

Отработка упражнений.

1

28

Закрепление изученного.

1

29

Общеразвивающие упражнения.

1

30

Общеразвивающие упражнения: плавная ходьба на носочках.

1

31

Геометрические композиции фигур (индивидуальные и коллективные).

1

32

Композиция танца: экспозиция, завязка, развитие танца.

1

33

Композиция танца: кульминация, развязка.

1

34

Урок-смотр знаний.

1

ИТОГО

34

        

Календарно – тематическое планирование занятий на 2015-2016 учебный год

(3 УРОВЕНЬ)

№ п\п

Дата

Тема урока

Часы

1

Беседа по технике безопасности при разучивании движений.

1

2

Позиции в танце.

1

3

Разучивание разминки.

1

4

Направления движения. Перестроения.

1

5

Танцевальный шаг. Переменный шаг. Боковой шаг.

1

6

Галоп. Подскоки.

1

7

Упражнения на определение такта в музыке.

1

8

Упражнения на определение темпа музыкальной композиции.

1

9

Танцевальные движения в разном темпе.

1

10

Характер танцевальной музыки.

1

11

Координация движений.

1

12

Плавность движений.

1

13

Красота движений.

1

14

Закрепление изученных упражнений.

1

15

Жанры музыки: марш.

1

16

Жанры музыки: песня.

1

17

 Жанры музыки: танец.

1

18

Актерская выразительность

1

19

Упражнения в актерской выразительности.

1

20

Основные движения русского танца: хороводный шаг.

1

21

Основные движения русского танца: переменный ход.

1

22

Вращения на месте и в движении.

1

23

Дроби простые, синкопированные, ключ.

1

24

Веревочка, присядки.

1

25

Элементы народной хореографии: кадриль квадратная.

1

26

Элементы народной хореографии: кадриль линейная.

1

27

Элементы народной хореографии: кадриль круговая.

1

28

Отработка упражнений.

1

29

Закрепление изученного.

1

30

Классический танец: вальс. Разучивание шагов.

1

31

Классический танец: вальс. Отработка шагов.

1

32

Классический танец: фигурный вальс.

1

33

Классический танец: фигурный вальс. Закрепление.

1

34

Урок-смотр знаний.

1

ИТОГО

34

Список литературы:

1.  Танцуем джайв, рок-н-ролл, чечетку. Ростов-н\Д, из-во «Феникс», 2004г.

2.  Азбука классического танца Л.-М, 1964 Базарова Н. П. и Мей В. П.

3.  Народные танцы М., 1975 Ткаченко Т. С.

4.  Танцевать могут все Минск, 1973 Череховская

5.  Детская аэробика: методика, базовые комплексы Ростов-н\Д, «Феникс» 2005, С. В. Колесникова (Школа развития)

6.  «Основы русского народного танца» А. Климов М. «Ис-во» 1981

7.  «Танцуйте с нами» Н. Шереметьевская , «Молодежная эстрада»

8.  Хореография в спорте. И. А.Шипилина, Ростов-н\Д, 2004г, серия образовательные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС

Программа внеурочной детельности  5 класс НОУ ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...