Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС
рабочая программа на тему

Тертица Елена Владимировна

Программа внеурочной детельности  5 класс НОУ ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_detelnosti_5_klass_nou_fgos.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

    Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

     Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

     Программа «Я - исследователь» предназначена для обучающихся средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

        Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы,  которые  определяют и  позволяют  решить  следующие цели и задачи:

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

 Задачи:

  1. приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 
  2. овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  3. освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  4. создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
  5. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
  6. Развитие опыт творческой деятельности, творческих способностей.
  7. Развитие опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Методы и средства педагогической диагностики

  • Наблюдение
  • Тестирование
  • Анкетирование

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Овладение курсом позволит учащимся знать:

  • структуру учебно-исследовательской деятельности,
  • основное отличие цели и задач, объекта и предмета исследования,
  •  основные информационные источники поиска необходимой информации.

А также уметь:

  •  определять характеристику объекта познания,
  • самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.
  •  планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы)
  • пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта1 час в неделю – 34 часа в год.

Реализация программы предусматривает

  • Обобщение результатов
  • Формирование банка данных

    Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях,  интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня

Рекомендуемые формы организации обучения

  • Мозговой штурм
  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Экскурсия
  • Конкурсы
  • Коллективно – творческое дело

2.  Учебно- тематический план

Наименование раздела

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеуади

торные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

5 класс

Введение

Организация исследовательской деятельности

Компьютерный практикум

Подготовка и участие в школьных и районных конференциях

Работа учащихся в сети Интернет

Основы библиотечно – библиографической грамотности

5

6

7

4

6

6

5

6

2

2

7

2

6

4

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
  • Уметь работать с библиотечным фондом школы, района

Итого:

34

15

19

3. Содержание программы

Раздел 1.Введение. -5 часов

Тема 1.1Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности

Раздел 2. Организация исследовательской деятельности.- 6 часов

Тема 2.1.Тема и проблема исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы. Требования к выполнению научно-исследовательского проекта.

Раздел 3. Компьютерный практикум – 7 часов

Раздел 4.  Подготовка и участие в школьных и городских конференциях – 4 часа

Раздел 5. Работа учащихся в сети Интернет – 6 часов

Раздел 6. Основы библиотечно-библиографической грамотности.- 6 часов

Тема 3.1.Библиографическая характеристика источника

Основные элементы библиографического описания. Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, идекс, библиографическая группировка; элементы библиографического описания: область заглавия и сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область серии, область применений.

Тема 3.2.Методы работы в научной библиотеке.

Справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей); библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические) Технология работы с ними.

Тема 3.3.Специфика работы исследователя с периодической печатью.

 

4. Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:

Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные УУД:

  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
  • адекватность и дифференцированность самооценки;
  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
  • общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
  • способы хранения информации;
  • что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный проект;
  • что такое учебное сотрудничество;
  • способы преодоления трудностей в реализации проектов;

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • выбирать пути решения задачи исследования ;
  • составлять план действий совместного коллективного исследования;
  • адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

5. Формы и виды контроля

Способы проверки результатов освоения программы.

    В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;
  •  школьная научно – практическая конференция;

6. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Научно-исследовательский проект во внеурочный деятельности

1

2. Печатные пособия

 Энциклопедия для детей. Т.11.Математика

/  Глав. ред.Д.А.Аксенова. - М.:Аванта+,2001.-688с.: ил.

1

 Энциклопедия для детей. Т.10.Языкознание. Русский язык

/ Глав. ред.Д.А.Аксенова. - М.:Аванта+,2001.-704с.: ил.

1

Энциклопедия для детей. Т.3. География.-3-е изд. исп.  / Глав. ред.Д.А.Аксенова. - М.:Аванта+,2001.-704с.: ил.

1

Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: физическая и экономическая география.-2-е изд. исп.  / Глав. ред.Д.А.Аксенова. - М.:Аванта+,2001.-704с.: ил.

1

Энциклопедия для детей. Т.21. Общество. Ч.1.Экономика и политика. / Глав. ред.В.А.Володина. - М.:Аванта+,2002.-464с.: ил.

1

Энциклопедия для детей. Т.2. Биология.-5-е изд., перераб. и доп.  / Глав. ред. Д.А.Аксенова - М.:Аванта+,2002.-704с.: ил.

1

Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей. Ч.1.От древних славян до Петра Великого..-2-е изд., испр.  и доп.  / Глав. ред. Д.А.Аксенова - М.:Аванта+,2002.-688с.: ил.

1

Энциклопедия для детей. Т.13. Страны. Народы. Цивилизации / Глав. ред. Д.А.Аксенова - М.:Аванта+,2002.-704с.: ил

1

Школьная  энциклопедия «Руссика». История России .18 -19 вв.- М.:ОЛМА-ПРЕСС образование,2003.-736с.: ил.

1

Школьная  энциклопедия «Руссика». История России .9-17 вв.-М.: ОЛМА-ПРЕСС образование,2003.-784с.: ил.

1

Школьная  энциклопедия «Руссика». История России .20 в.- М.: ОЛМА-ПРЕСС образование,2003.-544с.: ил.

1

Школьная  энциклопедия «Руссика». История Древнего мира . 20 в.-М.: ОЛМА-ПРЕСС образование,2003.-815с.: ил.

1

Школьная  энциклопедия «Руссика». История  Средних веков. - М.: ОЛМА-ПРЕСС образование,2003.-831с.: ил.

1

Школьная  энциклопедия «Руссика». Новейшая  история .20 в.- М.: ОЛМА-ПРЕСС образование,2003.-640с.: ил.

1

Школьная  энциклопедия «Руссика». Новое время. 19 в.- М.: ОЛМА-ПРЕСС образование,2003.-512с.: ил.

1

Школьная  энциклопедия «Руссика». История нового времени. 16-18вв.- М.: ОЛМА-ПРЕСС образование,2003.-512с.: ил

1

3. Технические средства обучения

1

Компьютер

1

2

Мультимедийный проектор

1

3

Интерактивная доска

1

4. Экранно-звуковые пособия

1

Колонки

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС 1 класс

Программа включает в себя весь необходимый методический материал, который способствует творческому развитию ребенка - первоктасника...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГАНДБОЛ» по ФГОС для 5-9 классов

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ГАНДБОЛ»  по ФГОС для 5-9 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности ИИКТ по ФГОС 5 класс ("Информатик") на 2015-2016 уч.г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по ИИКТ по ФГОС в 5 классе - "Информатик"....

Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС " Увлекательный английский " ( 5 класс)

Программа составлена всоответствии с требованиями ФГОС и прошла апробацию в 2015-2016 учебном году....

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Безопасность и ЗОЖ» 6 класс

Программа курса разработана с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся и  Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 6 класс

Программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю) и предназначена для учащихся 11-13 лет.Цель изучения заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно о...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 7-8 класс

Программа адресована учащимся 7-8  классов  и рассчитана на 136 часов (68 часа в год). Периодичность занятий – 2 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвеча...