Дополнительная образовательная программа «Основы информационной культуры» (3 класс)
рабочая программа на тему

Дополнительная образовательная программа «Основы информационной культуры» применяется для проведения занятий внеурочной деятельности в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_osnovy_inf_kult_3_klass.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №  11

Узловского района Тульской области

 УТВЕРЖДЕНО  

Решением педагогического совета

протокол № ____

от __________________  

Дополнительная образовательная программа

«Основы информационной культуры»

Направленность: общекультурная

Уровень: начальное образование

Возраст обучающихся – 8-10 лет

Срок реализации – 1 год

Составитель: Поддячая О.И.,  

                 первая квалификационная категория,

учитель информатики

г. Узловая

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Наше время – это век информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько средств для ее получения: книги, газеты, журналы, интернет, телевидение и радио. Ежедневно на взрослых и детей обрушивается поток информации. Это поток постоянно растет. В соответствии с введением Стандартов второго поколения в начальную школу российского образования перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача – научить молодого гражданина ориентироваться в большом потоке информации, используя ее себе во благо; подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Учащиеся начальной школы должны уметь искать, получать, фиксировать информацию различными способами, использовать ее в своем образовательном процессе. Ученики должны уметь оценить достоверность полученной информации. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. В противном случае ребенок не сможет адаптироваться к жизни в современных условиях.

      Одной из важнейших проблем социального плана является культура человека во взаимодействий с информацией. Культурный уровень современного человека наряду с другими сторонами можно охарактеризовать уровнем информационной культуры, который понимается как информационный компонент человеческой культуры.

     Основы информационной культуры формируются с детства. Большая роль при решении данной проблемы, в связи с модернизацией образования, отводится школе. Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. В самом общем смысле информационная культура - это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, умений, правил и навыков, позволяющих находить и использовать информацию независимо от места ее нахождения.

     Современная школа обязана сформировать у младшего школьника информационную культуру. Средой ее формирования является учебная и внеучебная деятельность детей. С развитием информационных технологий, компьютер становится средством обучения и в начальной школе, способным наглядно представлять самую различную информацию. Происходит развитие творческого потенциала младших школьников, способностей к коммуникативным действиям, навыков исследовательской работы, культуры учебной деятельности, повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. 

      Программа “Основы информационной культуры” направлена на развитие речи, внимания, творческого мышления, читательских навыков и формирования навыков информационной культуры. Программа предназначена для учащихся 3 класса. Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.

 Цели программы: 

  • Создание условий для развития информационной культуры младших школьников, способствующих повышению качества знаний, с использованием информационных технологий. 

Задачи программы: 

  • Формирование умений и навыков самостоятельного поиска и выбора информации в соответствии с интересами и потребностями учащихся; 
  • Изучение возможностей компьютера как инструмента для практической деятельности;
  • Формирование навыков безопасной работы в сети Интернет;
  • Использование средств информации для решения личностных и общественно-значимых задач.
  • Формирование операционного стиля мышления;
  • Формирование исследовательских навыков активного творчества с использованием передовых информационных технологий, которые обеспечивает компьютер;
  • Расширение кругозора учащихся;
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.


Обеспеченность программы средствами обучения:

       Построение занятий предполагается на основе современных педагогических технологий с целью активизации деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций, внедрение индивидуальных и групповых способов обучения, разноуровневые и развивающие задания.

        Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся, направленная на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

      Особое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, а том числе на соблюдение правил электробезопасности.

      Для проведения занятий имеется оборудованный компьютерный класс и необходимое программное обеспечение:

  • текстовый редактор;
  • графический редактор;
  • клавиатурные тренажеры;
  • компьютерные среды управления исполнителем;
  • серия обучающих игр для детей.

        Программа «Основы информационной культуры» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста. Во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема раздела

Количество часов

Введение

1

Правила техники безопасности при работе на компьютере

1

Мы в мире информации

4

Мой друг компьютер

6

Компьютер и безопасность

3

Компьютер – мой помощник

7

В мире алгоритмов

6

В стране логики

6

Повторение

1

ИТОГО

35

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Введение (1 час).

 Что умеет компьютер.  Использование информационно-компьютерных технологий в школе и дома.

2. Правила техники безопасности при работе на компьютере (1 час).

Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности при работе на компьютере. Компьютер и здоровье.

3. Мы в мире информации (4 часа).

Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация окружающего мира. Формы представления информации. Способы обработки информации. Что можно делать с информацией? Получение, преобразование, передача, хранение информации. Кодирование и декодирование информации. Поиск информации.

4. Мой друг компьютер (6 часов).

Основные устройства компьютера. Функции основных устройств компьютера. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Компьютер как вычислительное устройство. Знакомство с клавиатурным тренажером.

5. Компьютер и безопасность (3 часа).

Безопасное использование компьютера. Защита компьютера от вирусов. Виртуальный мир, его возможности и опасности. Правила безопасной работы в сети Интернет. Твои права и обязанности в онлайновой среде.  Интернет-общение. Правила этикета в компьютерных сетях.

6. Компьютер – мой помощник (7 часов).

Прикладные программы компьютера. Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовые редакторы. Обработка графической информации на компьютере. Графические редакторы. Запись и считывание информации с диска.

7. В мире алгоритмов (6 часов).

Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Свойства алгоритма. Система команд исполнителя. Примеры исполнителей и алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Разветвленные алгоритмы. Циклические алгоритмы.

8. В стране логики (6 часов).

Понятие логика. Упражнения на развития внимания. Множество. Число элементов множества. Подмножество.  Пересечение и объединение множеств. Истинность высказывания. Отрицание. Логика и конструирование. Симметрия. Решение логических задач.

9. Повторение (1 час).

Систематизация и обобщение знаний полученных во время занятий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Планируемые результаты обучения.

      По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате работы по данной программе учащиеся будут   ЗНАТЬ:

  • понятие информации, многообразие её видов;
  • носители информации;
  • информационные процессы (передача, хранение, обработка информации);
  • назначение основных компонентов компьютера;
  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека;
  • правила безопасной работы в сети Интернет, назначение антивирусных программ, правила сетевого этикета;
  • назначение прикладных программ;
  • понятие алгоритма, определение исполнителя;
  • понятие программы как последовательности команд;
  • основные алгоритмические структуры;
  • основные способы записи алгоритмов;
  • понятие множества, пересечение и объединение множеств;
  • понятие симметрии.

УМЕТЬ:

  • приводить примеры информации и информационных процессов;
  • приводить примеры носителей информации;
  • работать в режиме микрокалькулятора;
  • пользоваться клавиатурой компьютера (вводить русские и латинские символы алфавита, строчные и заглавные буквы, вносить в тексты специальные символы);
  • исправлять ошибки ввода, используя клавиши удаления символов;
  • пользоваться прикладными программами;
  • приводить примеры алгоритмов;
  • составлять задачи на разные виды алгоритмов;
  • находить ошибки в написанных алгоритмах;
  • планировать свои действия, работая с программными продуктами;
  • уметь решать логические задачи и задачи на внимание;
  • уметь определять истинность высказываний.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. -(Стандарты второго поколения).
  2. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника. Учебно-методическое пособие. Выпуск 1, Самара: Учебная литература, Федоров, 2008.
  3. Фарафуллина В. Х. Развитие информационной культуры младших школьников.
  4. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник - тетрадь в 2-х частях, часть 1, 2. Авторы выпусков Суворова Н.И., Горячев А.В. -М.: «Баласс», 2012.
  5. http://festival.1september.ru/authors/102-622-032
  6. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2002 год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЗАНЯТИЙ КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Тема

Кол-во

Дата

Примечание

1 четверть

 

Введение

1

 

1

Что умеет компьютер.  Использование информационно-компьютерных технологий в школе и дома.

Правила техники безопасности при работе на компьютере

1

2

Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности при работе на компьютере. Компьютер и здоровье.

 

Мы в мире информации

4

3

Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация окружающего мира.

 

4

Формы представления информации. Способы обработки информации.

 

5

Что можно делать с информацией? Получение, преобразование, передача, хранение информации. Поиск информации.

 

6

Кодирование и декодирование информации.

 

Мой друг компьютер

6

7

Основные устройства компьютера. Функции основных устройств компьютера.

 

8

Назначение и взаимосвязь устройств компьютера.

 

9

Компьютер как вычислительное устройство.

 

2 четверть

10

Работа с программой Калькулятор.

 

11

Знакомство с клавиатурным тренажером.

 

12

Работа с клавиатурным тренажером.

 

Компьютер и безопасность

3

13

Безопасное использование компьютера. Защита компьютера от вирусов.

 

14

Виртуальный мир, его возможности и опасности. Правила безопасной работы в сети Интернет. Твои права и обязанности в онлайновой среде.  

 

15

Интернет-общение. Правила этикета в компьютерных сетях.

 

Компьютер – мой помощник

7

16

Прикладные программы компьютера.

 

3 четверть

17

Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовые редакторы.

 

18

Работа с текстом в простейшем текстовом редакторе.

 

19

Обработка графической информации на компьютере. Графические редакторы.

 

20

Работа с простейшим графическим редактором.

 

21

Работа с простейшим графическим редактором.

 

22

Запись и считывание информации с диска.

 

В мире алгоритмов

6

23

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Примеры алгоритмов.

 

24

Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя. Примеры исполнителей алгоритмов.

 

25

Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

 

26

Линейные алгоритмы.

 

4 четверть

27 

Разветвленные алгоритмы.

 

28

Циклические алгоритмы.

 

В стране логики

6

29

Понятие логика. Упражнения на развития внимания.

 

30

Множество. Число элементов множества. Подмножество.  

 

31

Пересечение и объединение множеств.

 

32

Истинность высказывания. Отрицание. 

 

33

Логика и конструирование. Симметрия.

 

34

Решение логических задач.

 

Повторение

1

 35

Систематизация и обобщение знаний полученных во время занятий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

Дополнительная образовательная программа "Основы общепринятого этикета"

Что такое этикет? Когда он появился? И одинаков ли он для всех? Как вести себя в разных ситуациях и в различных местах?  И какие виды этикета существуют? На все эти вопросы я полыталась дать...

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры»:формирование нравственных качеств учащихся на уроках этикета.

Программа для педагогов, учителей и работников образования.Советую прочитать и почерпнуть для себя что-то новое, интересное, современное....

Дополнительная образовательная программа «Основы правовых знаний» для 7 класса

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы...

Дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Культура питания»

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительным образовательным услугам «Основы языкознания» для 8 класса

    Рабочая программа  дополнительных образовательных услуг по русскому языку в 8 классе «Основы языкознания»   разработана в соответствии с Федеральным Зак...