Методическая разработка: Создание социальной рекламы в художественном творчестве.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

В данной методической разработке рассматривается процесс создания художественного образа (сюжета) для социальной рекламы как основного носителя идеи. Данная методическая разработка будет полезна для педагогов по изобразительному искусству, а сами методики применимы также в области компьютерной графики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leonteva_tm_metod_razrabotka.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Создание социальной рекламы в художественном творчестве.

Есть различные подходы к созданию социальной рекламы. В одном случае плакаты по социальной рекламе создаются, отталкиваясь от слогана, т.е. иллюстрация для плаката создается в соответствии со слоганом. Во втором подходе, напротив, слоган придумывается в соответствии с созданным художественным образом.

В данной методической разработке рассматривается процесс создания художественного образа (сюжета) для социальной рекламы как основного носителя идеи. Данные методические рекомендации будут полезны для педагогов по изобразительному искусству, а сами методики применимы также в области компьютерной графики.

Социальная реклама может стать содержанием  художественных и гуманитарных дисциплин, формирующих мировоззрение и духовно-нравственное воспитание. Какую позицию займут наши учащиеся в будущем,  в личной и общественной жизни, зависит от  результата педагогической деятельности, в том числе и при создании работ по социальной  рекламе.

Основная цель при создании плакатов по социальной рекламе на занятиях по общехудожественному воспитанию – формирование мировоззрения через создание художественных образов.

Для достижения такой глобальной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Раскрытие психического и творческого потенциала учащегося
  2. Развитие памяти и воображения
  3. Развитие креативного мышления
  4. Воспитание бережного отношения к общечеловеческим ценностям
  5. Формирование самооценки.
  6. Формирование умения формулировать свои мысли словесно и выражать их через художественные образы в плакате.

Создание изображений, даже самых элементарных, предполагает наличие достаточно ясных представлений о предметах и явлениях. Формируются такого рода представления, прежде всего, путем непосредственного наглядного знакомства детей с предметами в повседневной жизни, в играх с ними, при изучении и рассмотрении их. А также при рассмотрении предметов, явлений в книжках, на картинах, в скульптурном изображении.

Чтобы оперативно извлекать полезную информацию для воображаемых, фантастических образов нужно развивать память:

- механическую – т.к. мыслительная деятельность находится в зависимости от деятельности рук ребенка. Благодаря руке ребенок получает все более дифференцированные сведения о форме предметов, о пространстве, величине, расположении частей, конструкции;

- образную - чтобы нарисовать, слепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, понять и запомнить его размеры, соотношения частей к целому, цвет;

- символическую – (символы – знак, опознавательные приметы) в искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (дорожные знаки, пиктограммы);

- долговременную, кратковременную – о предметах явлениях, взаимоотношениях, характерных особенностях чего-либо, памяти всех 5-ти чувств ребенка, которые будут сопровождать его в течении  всей жизни.

Такая объемная память дает огромный опыт жизненных познаний, в том числе множества проблем. Видение проблем дает огромную почву для творческого воображения.

Воображение  - одна из форм психического мира. Различаются два вида воображения: воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой, словесной, графической информации. Например, при чтении произведения портреты персонажей, дела, их поступки, обстоятельства, в которых они действуют, предоставлены в воображении ярко, зримо, в зависимости от языковых средств – метафор.

Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставленных членов. Например «говр волн».        

Образный язык с использованием сравнений - метафор дает простор для воссоздания своих образов, поскольку оживляет широкий круг знаний и личностный опыт учащихся.

Качество воссоздающего воображения зависит от наличия установки. Воссоздающее воображение имеет большое значение при усвоении детьми учебного или методического материала, с тем, чтобы, опираясь на них, они могли воссоздавать соответствующие действительные картины, ситуации, события.

        Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи.

Но для создания художественного образа необходимо это воображение развивать. Далее представлены несколько методов и приемов развития воображения:

  1. Метод достраивания. Заключается в том, что обычный объект посредством добавления ему новых функций, свойств, превращается в новый и необычный. Происходит перевоплощение старого в новое. Например, упражнение «мир, в котором я хочу жить» (космос, океан и др.). Рисуется рыба, а к ней все пририсовывается: домики, в виде ракушек, шаров с воздухом с окошками, дверью и балконом, сады и огороды, фантастический транспорт и т.д.
  2. Метод законченного целого. Для этого метода характерен процесс созидания, целостного восприятия образа. Например: педагог быстро что-то непонятное рисует на листе. И тот, кто увидит в этом рисунке что-то знакомое, получает этот рисунок и дорабатывает воображаемый объект, который он угадал. Рисунки создаются педагогом до тех пор, пока каждый образ не найдет своего хозяина.
  3. Метод шаблона. В основе метода лежит процесс достраивания  уже существующего одинакового шаблонного образа путем представления: «Я знаю, вижу кто это». Например: рисуется одинаковая фигура (шарики), рисунки раздаются детям. Дети получают задания дорисовать что-то, чтобы получить образ (снеговик, человек, солнце, футболист, глаз, животное, тыква, голова и т.д.).
  4. Метод живой ассоциации. В рамках  этого метода художественные образы строятся на ассоциативном мышлении. Например, прием угадывания - «прятки»: педагог комкает газету, кладет на стол. Учащиеся рассматривают тень на стене, угадывают образы.
  5. Эвристический метод в рисунке, плакате.

Цель: создание нового философского звучания. Обоснование: метод наводящих вопросов, рассчитанный на то, что учащийся самостоятельно найдет решение поставленного вопроса. Метод применим, когда учитель хочет возбудить в учениках способность комбинировать известные данные. Этот метод с успехом применим в предметах, требующих напряжения памяти, мысли, дедукции, логики. При правильной постановке вопросов развивается сообразительность, воображение, креативность. В рамках данного метода используется ряд приемов:

- философского осмысления темы (основывается на течении образов, но с логической завершенностью).

- поиск ассоциативного духовного образа.

  1. Метод общности идеи, формы и содержания в пространстве. Цель метода - натолкнуть учащихся  на поиск решения творческой задачи. Прием: создание работ на заданные темы, раскрытие глобальных проблем.

Процесс создания плакатов по социальной рекламе состоит из следующих этапов:

Во-первых, обсуждение тематики, выбор темы для плаката.

Во-вторых, определение имеющегося багажа знаний, образов, представлений, личного опыта учащегося в рамке данной темы.  Здесь, как раз и пригодятся озвученные выше методы по развитию воображения.

В-третьих, формирование замысла будущей работы. Создание эскизов по данной тематике в соответствии с теми образами, которые появились на 2-ом этапе. Генерирование идей.

На четвертом этапе, совместно с педагогом учащийся выбирает наиболее «удачную» - целостную, логически непротиворечивую идею.

На пятом этапе, когда идея определена и художественный образ сложился, придумывается слоган к данной работе. Здесь необходимо помнить о том, что каждое слово имеет свой вес, свою ценность, свой смысл. Работа над созданием слогана способствует формированию грамотного лексикона. Слоган должен дополнять художественный образ делать основную идею работы более ясной и четкой.

Последний этап - создание готового плаката, реализация идеи средствами художественной выразительности.

Создание социальной рекламы через художественный образ ведет к:

- развитию быстроты мышления через зарисовки, эскизы, наброски по социально важной теме

- развитию системного логического мышления

- развитию способности к анализу – последовательности выполнения работы и точности обработки всех деталей

- развитию креативности при изучении средств художественной выразительности, способности выдвигать новые неожиданные идеи, ярко выраженные в характере и подаче самостоятельных работ (нахождение проблем, там, где другие их не видят и их решение)

- развитию глобальности мышления через логические ассоциативные связи (процесс изменения и поиска решения).

Леонтьева Т.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание музыкальной композиции на синтезаторе"

Работа над музыкальным произведением разных жанров и направлений является главным видом творчества в классе электронных инструментов. Целью этой работы является создание художественной инт...

Методическая разработка «Создание плаката средствами художественной выразительности»

Цель данной работы - методическая помощь педагогам при подготовке и проведении занятий на тему «Создание плаката». Представленные материалы носят рекомендательный характер и адресованы, педагогам об...

Создание социальной рекламы

С помощью программы WindowsMovieMaker можно создать свою социальную рекламу. Эта программа легка в использовании находится в широком доступе (бесплатная)....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА на тему: «Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании комплектов «индивидуальный гардероб» по дисциплине «Художественное проектирование одежды» для специальности 262019 «Конс

Настоящая методическая разработка может быть предложена   преподавателям профелирующего учебного заведения  СПО. Представляет собой учебно-методический комплект урока, где использован ...

Методическая разработка "Создание художественного образа с использованием нетрадиционных материалов"

Техника коллажа для выполнения серии работ была выбрана мной  не случайно, коллаж предоставляет новые возможности экспериментирования с самой материей, с предварительно вырезанными формами объект...

Рецензия на методическую разработку «Организация социальной реабилитации как технология социальной работы»

Рецензия на методическую разработку «Организация социальной реабилитации как технология социальной работы»...

Мастер - класс "Технология создания социальной рекламы"

В данном мастер классе представлен алгоритм создания социальной рекламы на базе общеобразовательных школ, в рамках  профориентационной работы.Также представлен социальный видеоролик созданный в р...