Дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности "Правоведение" для 7 класса
рабочая программа (7 класс) на тему

Куликова Светлана Витальевна

Рабочая программа курса «Правоведение» ориентирована на учащихся 7 класса. Она нацелена на формирование у учащихся основ правовой культуры и их успешной социализации, призвана способствовать развитию творческого мышления учащихся и личностному самоопределению, выбора профиля обучения в старших классах. Отличительной чертой курса является его практическая направленность.

Программа разработана на основе примерной программы основного общего  образования по праву. Программа курса построена с таким расчётом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые не могут быть решены без элементарных правовых знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pravovedeniyu_kulikovoy_s.v.docx47.56 КБ

Предварительный просмотр:

Общероссийский (международный) Конкурс методических разработок занятий и мероприятий педагогов

«Современный инновационный урок (занятие) гуманитарного направления»

Дополнительная общеобразовательная  программа

социально-педагогической направленности

«Правоведение»

для учащихся 13-14 лет

Срок реализации программы – 1 учебный год.                                                                                      

                                                                                                                                                                             Автор-составитель:

Куликова Светлана Витальевна,

учитель истории и обществознания,

МБОУ «СОШ №31» г. Череповца.

                                                                                                                       

Череповец

2013-2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

2- 9

Планирование

10-19

Содержание программы

20-223

Методическое обеспечение и условия реализации программы

24

Литература

25-27

1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Правоведение» ориентирована на учащихся 7 класса. Она нацелена на формирование у учащихся основ правовой культуры и их успешной социализации, призвана способствовать развитию творческого мышления учащихся и личностному самоопределению, выбора профиля обучения в старших классах. Отличительной чертой курса является его практическая направленность.

Программа разработана на основе примерной программы основного общего  образования по праву. Программа курса построена с таким расчётом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые не могут быть решены без элементарных правовых знаний.

Актуальность: 

Дополнительная образовательная программа таит в себе неиссякаемый потенциал для развития личности ребенка, расширения его кругозора, облегчая тем самым вступление в новый мир. Она содержит инновационный взгляд на реальный мир, подготавливая учащихся к его сложностям и противоречиям, умениям грамотного поведения. Формирование знаний и умений в области права продолжается в 7 классе на важном этапе взросления ребенка, когда познание правовых проблем становится более осознанным. Сталкиваясь в жизни с различными ситуациями правового характера, подросток начинает отчетливо понимать значимость курса, а потому возрастает его мотивация к учению.

Рассмотрение конкретных моделей правового поведения человека в обществе начинается с вопросов истории права. В ходе этого у ребенка формируется целостное и осознанное понимание процесса зарождения права, его особенностей в древности, эпоху средневековья, нового и новейшего времени. Большое внимание в курсе уделено вопросам конституционного права и роли Основного закона в жизни общества. Продолжается изучение вопросов прав ребенка. Теперь, в сравнении с предшествующим этапом осмысления подобных проблем, оно превращается в целостную систему знакомства с правами и обязанностями детей, механизмом их защиты.

Данный курс пронизан гуманным отношением к правам личности, формируя умения взаимосогласования различных интересов в обществе, защиты своих законных прав. Его отличительной особенностью является воспитательная составляющая, связанная с формированием устойчивых навыков правомерного поведения, повышения правовой культуры людей. Курс имеет правозащитнический компонент, обеспечивая ребенка важной информацией о поведении при взаимоотношениях с правоохранительными органами, взрослыми, которые втягивают детей в мир преступной жизни. Профилактическая и предупредительная составляющие позволят предотвратить поступки, совершаемые школьниками в силу незнания и непонимания отдельных жизненных обстоятельств.

Материал курса способствует формированию активной жизненной позиции граждан государства, которым принадлежит его будущее.

Цель курса состоит в том, чтобы активно содействовать воспитанию у учащихся правовой культуры, уважения к закону, формирования активной жизненной позиции, развития качеств, необходимых для их успешной адаптации в обществе,  для большего осознания ценности жизни, формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений.

Задачи изучения курса «Правоведение»:

  • формирование уважения к правам человека и нормам международного права, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • достижение необходимого уровня правовой грамотности личности для защиты своих прав и понимания необходимости выполнять свои обязанности перед семьёй, обществом и государством с опорой на опыт несовершеннолетних;
  • формирование опыта правового поведения, приобретение учащимися опыта в определении вариантов разрешения правовых проблем,  практических навыков поведения в различных ситуациях;
  • обеспечение развития у учащихся необходимых для становления собственных профессиональных качеств, способностей и умений: вступать в диалог и быть понятным, управлять ситуацией и принимать решения, ставить цели и достигать результата.

Принципы программы:

Актуальность. Дополнительная образовательная программа таит в себе неиссякаемый потенциал для развития личности ребенка, расширения его кругозора, облегчая тем самым вступление в новый мир.

Научность.  Правоведение  – обществоведческая дисциплина, призванная формировать умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и терминологически правильное.

Доступность. Курс правоведение тесно  связан с курсом обществознания, являющимся базой для изучения норм права на всех его уровнях.

Системность. Курс строится от общих (основы правоведения)  к частным вопросам (отраслей права).

Преемственность. Соответствует  школьному  курсу обществознания (раздела «Право»), дополняет его информацией практического и исследовательского характера.

Практическая направленность. Содержание курса направлено на освоение норм права, знание которых учащийся сможет применить при решении различных ситуаций в реальной жизни.

Обеспечение мотивации. Она содержит инновационный взгляд на реальный мир, подготавливая учащихся к его сложностям и противоречиям, навыку грамотного поведения.

Форма занятий: коллективная с использованием различных методов обучения и практических занятий.

Методы работы:

- мини-лекции;

- практикумы с элементами исследования

- зачетная работа (тест);

- работа с документами

- диагностические карточки с проблемными задачами

-исследовательские работы

-презентации

Методы деятельности учащихся:

- частично-поисковые,

- эвристические

- индивидуальное проектирование

Продолжительность занятий определяется в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормативами и устанавливается в количестве 40 минут. Наполняемость учебных групп устанавливается в количестве 10-25 человек.

  Оценка знаний, умений, навыков

 Формы контроля: анкетирование, беседы, дискуссии, сочинения, письменные работы. Возможны различные подходы к выбору форм контроля и оценки знаний. При проведении занятий используется существующая балльная шкала оценок с проведением зачета в форме дискуссии, на которой учащиеся могут выступить с публичной речью на заданную тему, в качестве варианта возможна защита индивидуальных проектов.

Формы и критерии оценки знаний учащихся

1Правоведческий   диктант.  Для быстрой проверки взять десять терминов  (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 1 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.

2. Устный опрос.  Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается устное задание по новому материалу.

  •  «5» – выполнил всё задание правильно;
  • «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками
  • «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
  • «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

3. Выполнение тестовых заданий.
3.1.  Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около 2-3 минут. Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100  % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %). 

3.2.   Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более. 

4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
Оценка: «5»— полностью выполнил все  задание
«4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)
«3» – правильно выполнил только половину   заданий
«2» – в  задании много ошибок, не выполнил задание

5. Устные задания со свободным ответом. 
Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли пространно, часто не по существу,  следует предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трёх – шести фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы учащихся в классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими учащимися.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях.
 

6. Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед учащимися ставится задача
научиться «сворачивать»  тексты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Критерии оценивания ОСК по составлению:

  •  Полнота  использования учебного материала.
  • Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
  • Наглядность (наличие  символов: аккуратность выполнения, читаемость ОСК).
  • Грамотность (терминологическая и орфографическая).
  • Отсутствие  сложных  предложений, только опорные  слова, словосочетания, символы.
  • Самостоятельность при составлении.

7. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос). 
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.

  • «5» – выполнил все задания правильно;
  • «4» - выполнил все задания, иногда  ошибался;
  • «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;
  • «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

8. Критерии оценки работы учащихся в  проектной группе,  команде и др.

  • умение распределить работу в команде;
  • умение выслушать друг друга;
  • согласованность действий;
  • правильность и полнота выступлений.
  • активность
  • умение спорить и отстаивать свою точку зрения

9. Отчет после экскурсии, реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:

  • полноту раскрытия темы;
  • наличие рисунков и схем (при необходимости);
  • аккуратность исполнения.
  • Адаптированноть выступления (не просто чтение)

10. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.

Результатом изучения является:

  • развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной, а также:
  • утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства; нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка;  
  • выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей, выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности;
  • воспитание ответственности за собственное благополучие;
  • освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.

 Получат опыт:

  • участия в групповой работе, работы с текстами документов;
  • проведения исследования в области права, оформления и прогнозирования результатов, планирования при проведении индивидуального или группового исследования;
  • проведение юридического анализа конкретных жизненных ситуаций с точки зрения соблюдения законодательства.

Программа курса предназначена для  учащихся 7 класса. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения детей в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.

Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут (34 часа).

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы станет презентация ее на общешкольном родительском собрании в  2015 году.

2. Планирование.

Учебно-тематический план  (34 часа)

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

1

Введение.  

1

Анкетирование, заполнение таблицы

2

Основы теории государства и права

2

Терминологический диктант, мини-сочинение «Я и моя конвенция»

3

Права, обязанности и ответственность

10

Тест, самостоятельная работа  с Конституцией РФ, решение задач.

4

Основы семейного права

5

Самостоятельная работа с текстом Семейного кодекса, решение проблемных ситуаций.

5

Трудовое право

6

Тест, самостоятельная работа  с Конституцией РФ и Трудовым кодексом , решение познавательных задач.

6

Административное право

4

Тест, самостоятельная работа текстом кодекса об Административных правонарушениях, решение проблемных ситуаций.

7

Основы уголовного права

1

Тест, контрольная работа

8

«Я и мои права»

1

Дискуссия: «Зачем подростку знать закон?».

Календарно-тематическое планирование по курсу «Правоведение»

7 класс ( 34 часа )

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Тип занятия

Ожидаемые результаты

Формы работы

Виды контроля

Задания для самоконтроля

Введение.  

1 час

1.

Правотворчество и правоприменение.

1

Формирование и совершенствование знаний

Знакомство и усвоение новых понятий, установление междисциплинарных связей

Беседа, таблица

Опрос. анкетирование

Записи в тетради и заполнение таблицы

Основы теории государства и права

             2ч

2

Происхождение права и государства

1

Формирование и совершенствование знаний

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом пособий.

Мини-лекция, терминологический минимум по теме урока

Объяснять связь государства и права – тестовые задания

Записи в тетради . . Называть и характеризовать теории происхождения государства и права.

3

Функции и отрасли права

1

Формирование и совершенствование знаний

Знать основные положения. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы

Мини-лекция, терминологический минимум по теме урока; практическая работа с документами

Работа с текстом Конституции, Конвенцией о правах ребенка

Записи в тетради индивидуальное сообщение;

Права, обязанности и ответственность.

10 ч

4-5

Понятие права, система и отрасли права. Источники права. Правовая норма, ее структура.

2

Формирование новых знаний

Знать основные положения. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать свою точку зрения.

Мини-лекция, терминологический минимум по теме урока

Опрос, решение проблемных ситуаций

Записи в тетради индивидуальное сообщение; работа с документами

6

Право на образование.

1

Формирование и совершенствование знаний

Знать основные положения. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать свою точку зрения

Терминологический минимум по теме урока;

Работа с таблицей «Права и обязанности учащихся и родителей»

Опрос, решение проблемных ситуаций

Индивидуальное сообщение; работа с текстом «Закона об образовании»

7

Гражданское право. Отношения, регулируемые гражданским правом

1

Формирование и совершенствование знаний

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом пособий.

Терминологический минимум по теме урока

Тренировочные упражнения; решение практических задач

Записи в тетради. Индивидуальное сообщение; подготовка материалов для  карточек по гражданскому праву

8-9

Обязательственное право

2

Формирование новых знаний

Знать и понимать  понятия: гражданский процесс, стадии гражданского процесса, истец, ответчик, представитель в суде, исковое заявление

Терминологический минимум по теме урока; презентация

Тренировочные упражнения; знакомство с особенностями  судопроизводства по решению гражданских дел

Записи в тетради. Индивидуальное сообщение; уметь составить исковое заявление

10-11

Право собственности.

2

Формирование новых знаний

Знать основные положения. Уметь анализировать, делать выводы.

Терминологический минимум по теме урока; схема

Работа с текстом Трудового кодекса, с текстом Гражданского кодекса, решение задач, разбор ситуаций

Записи в тетради. Индивидуальное сообщение; подготовка материалов для  карточек по гражданскому праву

12-13

Права потребителя.

2

Формирование и совершенствование знаний

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом пособий, использовать    ранее изученный    материал   для решения  познавательных задач.

Терминологический минимум по теме урока; схема; тест

Работа с публицистическими художественными текстами;

Записи в тетради. Индивидуальное сообщение; подготовка материалов для диагностических карточек

Основы семейного права

5ч.

14

Семейное право.

Понятие и источники семейного права.

1

Формирование и совершенствование знаний

Знать основные положения. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы.

Терминологический минимум по теме урока; знакомство с Семейным кодексом, презентация

Тренировочные упражнения

Работа с проблемными ситуациями

Записи в тетради. Индивидуальное сообщение;

15-16

Личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми.

2

Формирование и совершенствование знаний

Уметь   анализировать,        делать выводы,  отвечать на вопросы, работа с Семейным кодексом решение задач

Терминологический минимум по теме урока; схема

Тренировочные упражнения, решение задач по теме «Семейное право»

Записи в тетради. Сообщения учащихся: «Что дает семья ребенку?»

17-18

Права ребенка. Защита прав ребенка  в семье.

2

Формирование новых знаний

Знать основные положения урока: какие права и обязанности родителей в отношении своих детей; права ребенка в семье; лишение родительских права; забота о детях, оставшихся от попечения родителей.

Терминологический минимум по теме урока; схема

Тренировочные упражнения; знакомство документами, решение проблемных ситуаций.

Записи в тетради. Индивидуальное сообщение о жестоком отношении к детям ( по материалам сказок)

Трудовое право

6ч.

19-20

Трудовой договор.

2

Формирование и совершенствование знаний

 Знать основные положения. Уметь   анализировать,   делать  выводы,  отвечать  на вопросы.  

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать      известные положения и факты

Беседа, работа с документами

Записи в тетради.  Составление схемы в тетради.

21-22

Правовое регулирование оплаты труда.

2

Формирование и совершенствование знаний

Знать основные положения темы. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы

Терминологический минимум по теме урока; схема

Беседа, работа с документами

Записи в тетради. Индивидуальное сообщение по теме занятия

23

Материальная ответственность

1

Формирование новых знаний

Знать основные положения. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы.

Опрос, таблица по новому материалу

Тренировочные упражнения; решение практических задач

Записи в тетради. Составление опорного конспекта в тетради.

24

Труд несовершеннолетних.

1

Формирование и совершенствование знаний

Знать основные положения. Понимать , что такое пенсия, пенсионный фонд, социальное страхование, социальная помощь, страховое обеспечение, государственные пособия

Беседа, схема.

Тренировочные упражнения; опрос

Записи в тетради. Индивидуальное сообщение  о социальном страховании и государственных пособиях.

Административное право

  4ч.

25-26

Правонарушения и юридическая ответственность.

2

Формирование и совершенствование знаний

Знать и понимать  понятия: правосудие, подсудность.

Опрос; самостоятельная работа

Тренировочные упражнения. Работа с кодексом об административных правонарушениях, решение задач, разбор ситуаций

Записи в тетради.

27-28

Административные правонарушения и административная ответственность.

2

Формирование и совершенствование знаний

Знать понятия: административные правонарушения, административное наказание, административное  задержание

Опрос, беседа

Тренировочные упражнения

Записи в тетради. Подготовиться к игре- викторине по сказкам

Основы уголовного права

5 ч.

29-30

Преступление.

2

Формирование и совершенствование знаний

Знать основные положения. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь работать с учебником, выделять главное.

Беседа

Тренировочные упражнения, дискуссия Высказывать свою точку зрения. Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Записи в тетради. Составление опорного конспекта в тетради.

31

 Уголовная ответственность

1

Формирование и совершенствование знаний

Знать основные положения. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы.

Опрос, беседа; тест

Тренировочные упражнения; Работа с УК, разбор ситуаций, решения задач,

Записи в тетради, сообщения учащихся по материалам периодической печати

32-33

Уголовный процесс

2

Формирование и совершенствование знаний

Знать и понимать  понятия: уголовный процесс, стадии уголовного  процесса. Подозреваемый, обвиняемый, государственный обвинитель, меры пресечения, возбуждение уголовного дела.

Беседа, тезисный план

Тренировочные упражнения

 Самостоятельная работа с документами.

Записи в тетради. Индивидуальное сообщение по теме занятия

«Я и мои права»

1 час

Итоговый отчёт учащихся.

Знать основные понятия курса, разбор ситуаций,

Дискуссия: «Зачем подростку знать закон?».

Итоговый тест

Мини – сочинение: «От сумы и тюрьмы не зарекайся»

3. Содержание программы.

Введение.  1 ч Правотворчество и правоприменение. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство.

Основы теории государства и права. 2ч.

Происхождение права и государства. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования.  Основные отрасли права.

Права, обязанности и ответственность. 10 ч.

Конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ.  Правоотношения. Право и личность. Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура. Правомерное поведение.

Образовательное право. Право на образование. Реализация права на образование. Организация работы школы.  Права абитуриентов.

Гражданское право. Объекты гражданских прав. Юридические лица и физические лица. Источники гражданского права. Понятие и элементы гражданского правоотношения. Возникновение и защита гражданских прав. Исковая давность. Реализация права собственности. Гражданско-правовые договора. Понятие обязательств и основания их возникновения. Понятие и значение гражданско-правовых договоров. Содержание и форма гражданско-правовых договоров. Исполнение гражданско-правовых договоров. Ответственность за нарушение договорных обязательств. Возмещение убытков. Взыскание неустойки.

 Жилищный кодекс РФ. Порядок перехода жилья в собственность граждан. Виды сделок с жильем. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем. Участие несовершеннолетних в приватизации жилья. Право пользования у ребенка на квартиру. Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние. Органы опеки и попечительства. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.  Гражданское процессуальное право. Причинение и возмещение вреда. Защита материальных и нематериальных прав.

Права потребителей. Источники информации для потребителя. Закон «О защите прав потребителей». Права потребителей при покупке товара. Порядок и сроки предъявления претензий потребителей. Возмещение морального вреда. Государственная и общественная защита прав потребителей. Законодательство и реальная практика. Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг         

Основы семейного права. 5ч.

Семейный кодекс РФ. Брак. Понятие брака, условия его заключения, расторжения, признания брака недействительным. Личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми.  Правовое регулирование отношений в семье. Права и обязанности родителей по отношению к детям. Права и обязанности детей по отношению к родителям. Имущественные отношения супругов. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Трудовое право.  6ч.

Трудовой договор.  Понятие и значение трудового договора. Стороны и содержание трудового договора. Виды трудовых договоров. Порядок заключения трудового договора. Перевод на другую работу. Перемещение работников. Прекращение трудового договора. Общие основания прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию). Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Правовое регулирование оплаты труда. Дисциплина труда и материальная ответственность сторон трудового договора. Понятие и значение дисциплины труда. Трудовой распорядок организации; порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка. Поощрения за труд. Дисциплинарная ответственность. Понятие дисциплинарного проступка. Виды дисциплинарных взысканий. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий. Снятие дисциплинарного взыскания. Общие условия материальной ответственности сторон трудового договора. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. Виды материальной ответственности. Порядок взыскания ущерба. Труд несовершеннолетних. Пенсионный фонд РФ. Негосударственный пенсионный фонд РФ. Твоя будущая пенсия. Практика применения судами РФ трудового законодательства.

Административное право.  4ч.

Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Административные правонарушения и административная ответственность.

Основы уголовного права. 5 ч.

Понятие и признаки преступления, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Наказание и его виды. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, её основания. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.   Судебная власть и правоохранительные органы. Адвокатура. Нотариат. Прокурорский надзор.

3. В результате изучения предмета формируется правовая компетентность несовершеннолетних, включая  правовую грамотность,  законопослушность. Учащиеся приобретут опыт проектной деятельности и должны:

знать/понимать:

основные термины и понятия, основные нормативно- правовые акты;

свои права и возможности их реализации;

 взаимосвязь права и других социальных норм;

способы обеспечения законности.

уметь:

собирать нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации гражданско-правовых норм в соответствующих сферах деятельности;

анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы;

давать самостоятельную оценку событиям, обосновывать и принимать решения, а также совершать действия, связанные с реализацией гражданско-правовых норм; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

прогнозировать результат противоправного поведения несовершеннолетних;

определять представителей юридических профессий;

вести конструктивную дискуссию, отстаивать свои взгляды;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения сложившихся норм социального поведения, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, сознательного неприятия антиобщественного поведения;

полноценного выполнения типичных социальных ролей, самостоятельной постановке новых задач и проектированию собственной деятельности;

поиска, первичного анализа, осмысливания правовой информации, анализа, систематизации полученных  данных;

осознания необходимости личного выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом, определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

 обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

решения правовых задач на примерах конкретных ситуаций;

актуализировать потребность в саморазвитии,  установления рабочих отношений, эффективного сотрудничества и строительства продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

4.Методическое обеспечение и условия реализации программы

С целью обеспечения эффективности проводимых занятий имеются следующие материально-технические условия, необходимые для организации образовательного процесса. Занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Правоведение» проводятся в помещении учебного кабинета № 25. Кабинет обеспечен оборудованием, необходимым для организации обучения по данной программе, а именно: парты - 14 шт., стулья - 28 шт., преподавательский стол,  книжные шкафы, классная доска, стенды. Учебный кабинет также оборудован техническими средствами обучения: ноутбук, проектор, телевизор, колонки. Данные технические средства позволяют использовать разнообразные приемы и методы обучения в ходе проведения занятий по курсу «Правоведение».

Методическое обеспечение программы «Правоведение»

В качестве дидактического обеспечения преподавания дисциплины  «Правоведение»  предлагаются следующие виды методической продукции:

- тесты и самостоятельные работы для текущего и итогового контроля по разделам программы;

- образцы диагностических карточек с проблемными ситуациями;

- разработки тематических мероприятий («Весы Фемиды»);

        - тематические кроссворды по терминологии;

        - тематические презентации по разделам программы;

       - методические рекомендации по написанию исследовательских работ;

       - темы для исследовательских работ.

  5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

А) Печатные издания:

  1. Конституция  РФ (официальный текст), М, Пресс Медиа, 2009 год;
  2. Кодексы и законы Российской Федерации. Санкт-Петербург,ИД «Весь»,2003 год;
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации. «Юрайт», 2002 год;
  4. Комментарий к законодательству о труде. М., «Юридическая литература», 1998 год;
  5. Конституция  РФ с комментариями для школьников. Автор – составитель М.Б. Смоленский, Ростов на Дону, «Феникс», 2007 год;
  6. Жить и учиться демократии. Сборник документов и материалов по гражданскому образованию. Вологда, 2005 год.
  7. Я – гражданин Российской Федерации. Сборник нормативных документов и материалов. Вологда, 2003 год;
  8. Как защитить свои права .Справочник в вопросах и ответах для жителей Вологодской области, Череповец, 2007 год.
  9. Большая Российская энциклопедия. Россия. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2004 год;
  10. Основы потребительской культуры. Хрестоматия для  учащихся старших классов. М, «Вита Пресс», 2004 год.
  11. Словарь по экономике и праву. М, «Омега», 2001 год.
  12. Обществознание в схемах и таблицах, Санкт-Петербург, «Viktory», 2005 год;
  13. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. М., 2002 год;
  14. Архипов А.П. Азбука страхования.М., «Вита Пресс», 2005 год;
  15. Звягинцев А., Орлов Ю. Неизвестная Фемида. М., «Олма- Пресс», 2003 год;
  16. Кожин Ю.А. Права и ответственность ребенка, М, «Русское слово»,2009 год;
  17. Ловягин С.Н. «Право и лево», М, «Вита Пресс»,2000 год;
  18. Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России. История и современность.М., ЦНСО, 2003 год;
  19. Мушинский В.О. Азбука гражданина. М, «Центр гуманитарного образования», 1997 год;
  20. Мушинский В.О. Основы правоведения. М., «Сорос-Международные отношения -1994»
  21. Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. «Школьникам о праве»,М., «Просвещение», 1992 год;
  22. Никитин А.Ф. Право и политика ( рабочая тетрадь). М., «Просвещение», 2003 год,
  23. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры.10-11 классы. Базовый уровень. М., «Русское слово», 2009 год,
  24. Сапогов В.М. Поурочные методические разработки к учебникам Певцовой Е.А. Право. Основы правовой культуры. М., «Русское слово», 2009 год,
  25. Соколов Я.В. Граждановедение  (Ответственность за правонарушения).7 класс. М., НВЦ «Гражданин», 2000 год;
  26. Степанов А.Г. Семейное право в вопросах и ответах. М., «Экзамен»2004 год;
  27. Шабельник Е., Каширцева Е. Права на всякий случай.М., «Вита Пресс», 1995 год;
  28. Шабельник Е.С. Права ребенка. М., «Вита Пресс», 1998 год
  29. Шундик И.А. Наследство.М., «Эксмо» 2011 год.

Б) Электронные пособия.

  1. Основы государства и права. Издательство «Учитель», 2008 год;
  2. Основы права. Видеохрестоматия. ООО «Мир знаний», 2008 год;
  3. КонсультантПлюс «специальная подборка правовых документов и  учебных материалов», 2008 год.
  4. Основы правовых знаний. 8-9 класс. Электронное учебное пособие. Российский фонд правовых реформ. 2002 год

В) Интернет- сайты.

  1. Библиотека Гумер - гуманитарные науки / http://www.gumer.info/ 
  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам / http://window.edu.ru/window/library
  3. Мировая цифровая библиотека / http://wdl.org/ru//
  4. Российское образование. Федеральный портал. / http://www.edu.ru/
  5. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки / http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/
  6. Официальный сайт Президента Российской Федерации // www.krevlin.ru
  7. Официальный сайт Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) // http://минобрнауки.рф/документы
  8. Сайт журнала «Эксперт» // www.expert.ru
  9. Федеральный портал «Российское образование» //  http://www.edu.ru/
  10. Компьютерная правовая система «ГАРАНТ» // http://www.garant.ru/company/about/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Трудные случаи русского языка"

Программа дополнительного образования в рамках платных образовательных услуг предназначена для 8-9 класса....

Дополнительная образовательная программа социально- педагогической направленности «ДОБРОволец»

В современных условиях добровольчество является флагманом социального развития общества, особенно в сферах образования, культуры, социальной обслуживания населения и здравоохранения. Именно деятельнос...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности на основе кадетского казачьего класса

Дополнительная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности на основе кадетского казачьего класса...