Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Азбука дорожного движения»
рабочая программа

Гизатуллина Найля Рашидовна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_pravilam_dorozhnogo_dvizheniya.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

          УТВЕРЖДЕНА

    приказом № __ от ___________ года

Дополнительная образовательная программа

социально-педагогической направленности

 «Азбука дорожного движения»

Объем: 90 часов

Учитель:  Гизатуллина Н.Р.

г. Нефтеюганск-2016        

СОДЕРЖАНИЕ

Название раздела

Стр.

1

Паспорт программы

2

Календарный график реализации рабочей программы

3

Пояснительная записка

4

Содержание программы

5

Учебно-тематический план

5.1

Календарно- тематическое планирование работы кружка

«Азбука дорожного движения» для обучающихся I группы

5.2

Календарно- тематическое планирование работы кружка

«Азбука дорожного движения» для обучающихся II группы        

                                                                                                     

6

Перечень учебно-методического обеспечения

7

Список литературы

8

Приложение к программе

                                       

                                           

1. Паспорт программы

Полное наименование программы

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности  «Азбука дорожного движения»

Наименование образовательного учреждения

Казенное специальное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья КУ Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Цель программы

 Обучающийся,  который знает и применяет правила дорожного движения в повседневной жизни,  на улице и в транспорте.

Задачи программы

  - Сформировать у обучающихся знание элементарных основ правил дорожного движения и умение применять их на практике в повседневной жизни;

  - Осуществлять коррекцию и развитие пространственного восприятия и ориентировки обучающихся, наблюдательности, памяти, внимания обучающихся.

  - Способствовать воспитанию дисциплинированности, формирование умения планировать свои действия и контролировать свою работу (определять правильность действий).

Ожидаемые результаты

Обучающийся, воспитанник, со сформированными моделями поведения  участника дорожного движения.

Участники

программы

Обучающиеся, воспитанники 1- 7 классов.

Разработчики

Гизатуллина Н.Р., педагог дополнительного образования.

Контактная

информация

Адрес: Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121,

тел./факс 8(3463) 22-81-48 E-mail: .Specschool8@mail.ru  сайт www. Specschool8.narod.ru 

2. Пояснительная записка

Программа «Азбука дорожного движения» носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение детьми основными  правилами дорожного движения, умением пользоваться  общественными видами транспорта и правильного поведения на дороге.

Программа составлена в соответствии с законами РФ «Об образовании», Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 N 864 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", с Положением о коррекционно-развивающем занятии».

Актуальность данной программы в том, что она ведёт целенаправленную профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, пропагандирует культуру поведения на дороге, привлекает обучающихся к её изучению и практическому применению Правил дорожного движения, приучает их к ответственности за их выполнение.

 

Предмет программы

Формирование знаний, умений, навыков по соблюдению «Правил дорожного движения».

 Кружок «Азбука дорожного движения «помогает систематизировать, расширить и углубить знания детей по безопасности движения, формирует у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитывает дисциплинированных пешеходов и пассажиров.

Цель программы:

Обучающийся, который знает и применяет правила дорожного движения  в повседневной жизни, на улице и в транспорте.

Задачи:

  • Сформировать у обучающихся знание элементарных основ правил дорожного движения и умение применять их на практике  в повседневной жизни;
  • Осуществлять коррекцию и развитие пространственного восприятия и ориентировки обучающихся, наблюдательность, память, внимание  и обучающихся.
  • Способствовать воспитанию дисциплинированности, формирование умения планировать свои действия и контролировать свою работу (определять правильность действий).

Сроки реализации программы: 2016-2017

Направленность программы

                

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Обучающиеся 2-4 кл приобретают знания и навыки на улице и  в транспорте, усваивают правила движения на дороге, учатся понимать сигналы светофора, пользоваться транспортом, знакомятся со значением важнейших знаков.

     

 Обучающиеся 5-7кл обладают основными знаниями и навыками по соблюдению правил дорожного движения. В ходе обучения знания и навыки расширяются и углубляются. Систематизируются и приобретаются более глубокие и расширенные знания по правилам безопасного поведения на дорогах и улицах, воспитывается дисциплинированность.

Уровень подготовленности обучающихся определяется собеседованием.

Группы комплектуются с учетом возраста.

При необходимости могут формироваться разновозрастные группы - это дает свой положительный эффект, т.к. старшие по возрасту дети помогают младшим, что развивает самостоятельность детей.

Содержание программы

Сигналы светофора.

Элементы улиц и дорог

Правила безопасного перехода улиц и дорог.

Памятка для учащихся  школы пешехода.

Виды транспортных средств и их назначение.

Ответственность пешеходов за нарушения ПДД

Движение пешеходов индивидуально, группой.

Почему дети попадают в аварии.

Дорожные знаки.

Виды перекрёстков, правила их перехода.

Правила поведения в автобусе, соблюдение правил техники безопасности при движении автобуса.

Дорожная разметка

Остановочный и тормозной путь автомобиля

Знание и умение ориентироваться по дорожным знакам.

Умение переходить улицу перекресток улицу по знаку светофора.

Умение переходить улицу, перекресток.

Виды перекрёстков, правила их перехода.

Соблюдение техники безопасности при посадке в автобус и при движении автобуса.

Закрепление основных понятий и терминов по Правилам  дорожного движения.

История создания правил дорожного движения.

Причины дорожно-транспортного травматизма

Что такое чрезвычайная ситуация на транспорте?

Правила оказания первой медицинской помощи при  дорожно - транспортном происшествии

Обязанности пассажиров.

Закрепление основных понятий и терминов по Правилам дорожного движения.

Инструктаж Правила безопасного поведения в общественном транспорте и на дороге.

Принципы реализации программы

  • Принцип динамичности восприятия.

Реализация принципа динамичности восприятия достигается следующими методами и приемами:

     а)  задание по нарастающей степени трудности;

     б) включение занятия заданий, предполагающих различный доминантный    

      анализатор.

  • Принцип развития и коррекции высших психических функций:

а) включение занятие специальных упражнений по коррекции внимания, памяти, речевых умений и навыков.

  • Принцип продуктивной обработки информации:

а) индивидуальные задания;

б) дозированная  поэтапная помощь педагога.

.         

Коррекционно-развивающие методы и приёмы:

  • Объяснительно – иллюстративные;
  • Практические (упражнения, выполнение заданий);
  • создание проблемных ситуаций.

 Формы занятий.

  • Индивидуальные;
  • групповые.

Средства реализации программы:

  • Воспитательное занятие;
  • Практическое занятие;
  • Воспитывающие упражнения, ситуации.
  • методы стимулирования и мотивации;
  • задания по нарастающей сложности;
  • задания с опорой на различные анализаторы.

Алгоритм реализации программы:

  •  Диагностика знаний и умений обучающихся по правилам дорожного движения
  •   Тематический план первого года обучения
  •   Проведение воспитательных занятий по правилам дорожного движения
  •   Практические занятия;
  •   Мониторинг ЗУН обследования по правилам дорожного движения.

Качественный уровень результатов дополнительной образовательной программы предполагает следующую образованность выпускников образовательного учреждения:

Функциональная грамотность – способность решать стандартные задачи в различных сферах жизнедеятельности;

Для формирования единого понятийного аппарата поясняем, что педагогический коллектив понимает под терминами «компетенция» и «компетентность»

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, заранее задаваемых по отношению к определенному кругу проблем, предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность –  уже состоявшееся личностное качество (характеристика) человека.

Компетенция общекультурная  – это уровень самоорганизации личности  социально приемлемыми способами (в быту, учреждениях социально-культурной направленности, на производстве), а также  способность личности оценивать границы собственных возможностей;

 

Ожидаемый результат реализации программы:

Обучающийся, воспитанник, со сформированными моделями поведения участника дорожного движения.

 

Контроль знаний, умений, навыков осуществляется в течение года по результатам диагностики знаний, умений, навыков.

По качеству освоения знаний, умений и навыков выделены три уровня:

  • низкий;
  • ниже среднего;
  • средний.

Формы контроля.

Начальная диагностика.

Метод: анкетирование, тестирование.

Промежуточная диагностика по завершению первого полугодия.

Методы проведения: тестирование, опрос.

Итоговая диагностика в конце учебного года.

Требования к уровню подготовки обучающихся, воспитанников

Название раздела

Знания, умения, навыки по программе. Младший возраст 1-4 кл. Правила движения.

Знания, умения, навыки. Средний возраст-

 5-6 кл.

Знания, умения, навыки. Старший возраст-

 7кл.

1. Правила поведения в автобусе, соблюдение правил техники безопасности при движении автобуса

Имеет представление о правилах поведения в автобусе, техники безопасности при движении автобуса, но выполняет под контролем учителя.

Знает правила поведения в автобусе, правила техники безопасности при движении автобуса выполняет под контролем учителя.

Знает правила поведения в автобус, правила техники безопасности при движении автобуса выполняет самостоятельно.

2. Знание и умение ориентироваться по дорожным знакам

Имеет представление об основных дорожных знаках, но ориентируется с помощью взрослых.

Имеет представление об основных дорожных знаках и умеет ориентироваться с под контролем взрослых.

Знает дорожные знаки и умеет ориентироваться самостоятельно.

3. Умение переходить улицу перекресток улицу по знаку светофора

Умеет переходить улицу по знаку светофора с помощью взрослых.

Умеет приходить улицу, перекресток по знаку светофора с помощью взрослых.

Умеет переходить улицу, перекресток по знаку светофора самостоятельно.

4. Умение переходить улицу перекресток знает обязанности пешехода

Имеет представление об обязанностях пешехода.

Знает об обязанностях пешехода и выполняет их под контролем взрослых.

Знает об обязанностях пешехода и выполняет их самостоятельно.

                                                               

                                                     

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-4 классы

п/п

Название темы

Кол-во часов

60

Всего

Теория

Практика

1

2

Соблюдение техники безопасности при посадке и движении автобуса. (Инструктаж по технике безопасности)

2

1

1

3

4

Виды транспортных средств.

Назначение транспортных средств

2

   

1

1

   

5

6

Обязанности пассажиров.

Правила пользования различными видами транспорта.

2

1

1

      7

     8

 Обязанности пешеходов

Практическое занятие.

Просмотр фильма «Учимся переходить улицу»

2

1

1

9

10

Правила безопасного поведения на улице, при переходе дороги.

2

1

1

11

12

Ответственность пешеходов за

нарушения ПДД

2

1

1

13

14

Закрепление навыков безопасного поведения

 Моделирование дорожно –

транспортных ситуаций

2

1

1

15

16

Причины дорожно-транспортного травматизма.

2

1

1

   

17

18

Обязанности пешеходов.

Викторина «Пешеход»

2

1

1

19

20

Причины дорожно-транспортного травматизма.

2

1

1

21

22

Инструктаж по Правилам дорожного движения.

2

1

1

23

24

Анализ дорожных ситуаций

Просмотр презентации

2

1

1

25

26

Элементы улиц и дорог.

Просмотр презентации  «Дорожная безопасность»

2

   

1

1

     

27

28

Закрепление знаний об обязанностях пассажира.

Просмотр диафильма « Пассажиром быть не просто»

2

1

1

29

30

Закрепление основных  понятий: полоса движения, пассажир, пешеходный переход.

2

1

1

31

32

Закрепление правил дорожного движения.

Игра «Перекрёсток»

2

1

1

33

34

Остановочный и тормозной путь  автомобиля.

Практическая часть

1

1

1

35

36

Разметка проезжей части улиц и дорог

Рисование элементов улицы

2

1

1

37

38

Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

2

1

1

39

40

Предупреждающие дорожные знаки.

2

1

1

41

42

Закрепление основных  понятий: перекрёсток, инспектор ДПС, участник дорожного движения.

2

1

1

   43

   44

Моделирование дорожно –

транспортных ситуаций и закрепление навыков безопасного поведения

2

1

1

   45

  46

Причины дорожно-транспортного травматизма.

2

1

1

   47

   48

Обязанности пешеходов.

Викторина «Пешеход»

2

1

1

   49

   50

Викторина «Пешеход».

Тестирование по правилам дорожного движения.

   

2

1

1

    51

   52

Движение пешеходов индивидуально. Движение пешеходов группой.

2

1

1

  53

  54

Закрепление правил безопасного перехода улиц и дорог.

2

1

1

  55

  56

Экскурсия к остановке автобуса, правила поведения на остановке.

   

2

        1

         1

  57

  58

Правила езды на велосипеде.

Движение велосипедистов группами.

   

2

1

1

  59

  60

Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортных происшествий.

Практическое занятие. Правила оказания первой медицинской помощи при ранах и ушибах..

2

1

1

Итого: 60ч

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(5-7кл)

Название темы

Общее количество часов

 30 ч

Всего

Теория

Практика

1

2

Соблюдение техники безопасности при посадке в автобус и при движении автобуса.

2

1

1

3

Виды транспортных средств и их назначение.

1

1

4

5

Закрепление основных понятий и терминов по Правилам  дорожного движения.

2

1

1

6

История создания правил дорожного движения.

1

1

7

8

Обязанности пассажиров.

2

1

1

9

Причины дорожно-транспортного травматизма

1

1

10

11

Правила безопасного  перехода улиц и дорог.

2

1

1

12

Чрезвычайные ситуации на транспорте: в автобусе, в метро, на железной дороге.

1

1

13

Остановочный и тормозной путь  автомобиля.

1

1

14

Разметка проезжей части улиц и дорог.

1

1

15

16

Дорожные знаки.

2

1

1

17

18

Движение пешеходов индивидуально, группами и в колонах.

2

1

1

19

Почему дети попадают в аварии.

1

1

20

21

Обязанности пешехода.

2

1

1

22

Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

1

1

23

24

Перекрёстки, их виды.

2

1

1

25

Правила езды на велосипеде. Движение велосипедистов группами.

1

1

26

Правила оказания первой медицинской помощи при  дорожно - транспортном происшествии.

1

1

27

Закрепление основных понятий и терминов по Правилам  дорожного движения.

1

1

28

Викторина «Пешеход».

1

1

29

30

Повторение пройденного за год.

Закрепление безопасного поведения на дороге.

2

1

1

                                                               Итого:

30

18

12

План коррекционно-развивающих методик, направленных на реализацию задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников.

№ п/п

Коррекционно-

развивающие методики

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

март

апрель

май

1

2

Развитие и формирование оптико-пространствен-

ных, временных представлений

-Методы, направленные на формирование и

осмысление процесса понима-

ния и осмысления осуществляе-

мых детьми действий:

метод планирова-

ния деятельности.

       +

        +

  +

    +

    +

    +

    +

      +

    +

      +

    +

    +

    +

     +

    +

     +

Примерный перечень экскурсий

1. Экскурсия к остановке автобуса, правила поведения на остановке.

2. Наша улица, город, где мы живём.

Примерный перечень  практических работ

    №

Темы

1

Соблюдение техники безопасности при  посадке в автобус.

2

Соблюдение техники безопасности при   движении автобуса.

3

Направленность программы

4

Сигналы светофора.

5

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

6

Правила безопасного перехода улиц и дорог.

7

Дорожные знаки.

8

Движение в группе.

9

Мы - пассажиры (обязанности).

10

Перекрёстки, их виды, правила перехода перекрёстков.

Календарно- тематическое планирование работы кружка

«Азбука дорожного движения» для обучающихся I группы (2-4 кл)

п/п

Название темы

Кол-во часов

60

Дата

 проведения

Оборудование и материалы

      Теория

прак

тика

                    1четверть

1

2

Соблюдение техники безопасности при посадке и движении автобуса. (Инструктаж по технике безопасности)

1

1

02.10

02.10

Презентация  «Инструктаж по Правилам дорожного движения»

3

4

Виды транспортных средств и их назначение.

1

   

1

   

09.10

09.10

Презентация «Автомобиль. Дорога. Пешеход»

5

6

Обязанности пассажиров.

Правила пользования различными видами транспорта.

1

1

16.10

16.10

Презентация

«Правила дорожного движения».

7

8

 Обязанности пешеходов

Практическое занятие.

1

1

23.10

23.10

Презентация «Дорожная безопасность»

9

10

Правила безопасного поведения на улице, при переходе дороги.

1

1

30.10

30.10

Видеофильм «Вышел из дома – будь внимателен»

Итого: 1четверть-10ч

2четверть- 14ч

1

2

Ответственность пешеходов за

нарушения ПДД

1

1

13.11

13.11

Видеофильм «Опасные

 шалости»

3

4

Моделирование дорожно -

транспортных ситуаций.  Закрепление навыков безопасного поведения

1

1

20.11

20.11

Дидактическое пособие «Перекрёсток»

5

6

Причины дорожно-транспортного травматизма.

1

1

   

27.11

27.11

Инструктаж по Правилам дорожного движения.

7

8

Обязанности пешеходов.

Викторина «Пешеход»

1

1

04.12

04.12

Тесты для пешеходов и водителей

9

10

Элементы улиц и дорог.

Учимся переходить перекрёсток

1

   

1

     

11.12

11.12

Дидактическое пособие «Перекрёсток»

11

12

Закрепление знаний об обязанностях пассажира.

1

1

18.12

18.12

Презентация «Правила поведения в общественном транспорте»

13

14

Закрепление основных  понятий: полоса движения, пассажир, пешеходный переход.

1

1

25.12

25.12

Презентация «Берегись автомобиля»

               Итого: 2 четверть-14ч

III четверть-20ч

1

2

Закрепление правил дорожного движения.

1

1

Инструктаж по Правилам дорожного движения.

3

4

Остановочный и тормозной путь  автомобиля.

1

1

Презентация «Дорожная безопасность»

5

6

Разметка проезжей части улиц и дорог.

 Рисование элементов улицы.

1

1

Презентация «Правила дорожного движения.»

7

8

Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

1

1

Правила дорожного движения для школьников. Тесты Видеоролик.

9

10

Предупреждающие дорожные знаки.

1

1

Таблица «Запрещающие знаки»

11

12

Закрепление основных  понятий: перекрёсток, инспектор ДПС, участник дорожного движения.

1

1

Презентация «Дорожная безопасность»

13

14

Обязанности пассажиров.

Повторение пройденного.

1

1

Презентация «Правила поведения в транспортном средстве»

15

16

Виды светофора.

Игра «Красный. Жёлтый, зелёный»

1

1

Презентация «Школа светофорных наук»

17

18

Предупреждающие дорожные знаки.

1

1

Таблица «Предупреждающие знаки»

19

20

Повторение пройденного по правилам безопасного поведения в общественном транспорте и на дороге.

1

   

1

Видеофильм «Опасные шалости». Карточки «Азбука дорожного движения»

Итого: 3 четверть-20ч

IV четверть- 16ч

1

2

Почему дети попадают в аварии.  

Анализ дорожных ситуаций.

1

1

Презентация  «Правила дорожного движения».

3

4

Обязанности пешехода,

пассажира.

Повторение пройденного

1

1

Презентация «Правила поведения в транспортном средстве»

5

6

Викторина «Пешеход».

Тестирование по правилам дорожного движения.

1

   

1

Карточки с вопросами викторины.

7

8

Движение пешеходов индивидуально, группой.

1

1

Видеофильм «Вышел из дома – будь внимателен»

9

10

Закрепление правил безопасного перехода улиц и дорог.

1

1

Презентация  «Правила дорожного движения».

Набор дорожных знаков

11

12

Экскурсия к остановке автобуса, правила поведения на остановке.

    1

1

Инструктаж по правилам безопасного поведения на остановке

13

14

Правила езды на велосипеде.

Движение велосипедистов группами.

1

1

Презентация «Дорожная безопасность».

Книга «Уроки по правилам ПДД в 5-9 классах»

15

16

Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортных происшествий.

. Правила оказания первой медицинской помощи при ранах и ушибах.

1

1

1

1

Книга «Уроки по правилам ПДД»

 Презентация «Основные правила первой доврачебной помощи пострадавшим при ушибах и травмах»

IVчетверть- 16ч

Календарно-тематическое планирование работы кружка

«Азбука дорожного движения» для обучающихся II группы (5-7 кл)

п/п

I четверть

Кол-во часов

30ч

Дата проведения

Оборудование и материалы

Тео-рия

прак

тика

1

Соблюдение техники безопасности при посадке и движении автобуса.(Инструктаж по технике безопасности)

1

01.10

Презентация  «Инструктаж по Правилам дорожного движения»

2

Анализ дорожных ситуаций.

1

8.10

В.И, Ковалько. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.

3

Обязанности пассажиров.

Правила поведения в общественном транспорте.

1

15.10

Презентация «Дорожная безопасность»

4

 Закрепление навыков безопасного поведения при переходе дороги. (Инструктаж по технике безопасности)

1

22.10

Видеофильм « Пассажиром быть не просто»

5

Обобщающее занятие  Алгоритм безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте»

1

29.10

Дидактическое пособие «Перекрёсток»

Итого: I четверть-5ч

IIчетверть-7ч

1

Правила поведения при переходе перекрёстка.

1

12.11

Видеофильм «Вышел из дома – будь внимателен»

2

Ответственность пешеходов за

нарушения ПДД

1

19.11

Видеофильм «Опасные

 шалости»

3

История создания «Правил дорожного движения».

1

26.11

Дидактическое пособие «Перекрёсток»

4

Основные правила первой доврачебной помощи пострадавшим при ушибах, травмах.

1

03.11

Дорожная аптечка первой помощи

5

Причины дорожно-транспортного травматизма.

1

   

10.12

Инструктаж по Правилам дорожного движения.

6

Обязанности пешеходов.

Викторина «Пешеход»

1

17.12

Тесты для пешеходов и водителей

7

Правила безопасного перехода улиц и дорог.

1

24.12

Презентация «Правила дорожного движения»

Итого: IIчетверть-7ч

IIIчетверть- 10ч

1

Закрепление знаний об обязанностях пассажира.

1

   

   

Презентация «Правила поведения в общественном транспорте»

2

Закрепление правил безопасного поведения в автобусе и на дороге. Практическое занятие.

   

1

     

Презентация «Автомобиль. Дорога. Пешеход»

Видеофильм «Учимся переходить дорогу»

3

Закрепление основных  понятий: полоса движения, пассажир, пешеходный переход.

1

Презентация «Берегись автомобиля»

4

Опасности, подстерегающие тебя на дороге.

1

Презентация

«Правила дорожного движения».

5

Дорожные знаки

1

Таблица «Дорожные знаки»

6

История создания первого светофора.

1

Презентация «Школа светофорных наук»

7

Просмотр презентации

«Правила безопасного поведения в общественном транспорте и на дороге.»»

1

Инструктаж «Правила безопасного поведения в общественном транспорте и на дороге.»

8

Правила оказания первой медицинской помощи при дорожно–транспортном происшествии.

1

Презентация «Основные правила первой доврачебной помощи пострадавшим при ушибах и травмах»

9

Просмотр презентации «Дорожные знаки»

1

Презентации «Дорожные знаки»

10

Обобщающее занятие

« Алгоритм безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте»

1

Инструктаж «Правила безопасного поведения в общественном транспорте и на дороге.»

                Итого:3четверть-10ч

           

   IV четверть-8ч

1

Остановочный и тормозной путь  автомобиля.

1

Презентация «Дорожная безопасность»

2

Разметка проезжей части улиц и дорог

1

Презентация «Правила дорожного движения.»

3

Правила оказания первой медицинской помощи при дорожно–транспортном происшествии.

1

Презентация «Основные правила первой доврачебной помощи пострадавшим при ушибах и травмах»

4

Требования к движению велосипедистов.

1

Презентация «Дорожная безопасность»

5

Обязанности пассажиров.

Повторение пройденного.

1

Презентация «Правила поведения в транспортном средстве»

6

Практическое занятие. (Моделирование дорожно – транспортных ситуаций и закрепление навыков безопасного поведения)

1

Правила дорожного движения для школьников. Тесты Видеоролик.

Практическое занятие.

7

Обязанности пешехода,

пассажира.

Повторение пройденного

1

Презентация «Правила поведения в транспортном средстве»

8

Обобщающее занятие

«Алгоритм безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте»

1

Презентация «Инструктаж по Правилам дорожного движения».

Итого: IV четверть-8ч

6.  Перечень учебно-методического обеспечения

 №1   - Набор знаков дорожного движения;

Предупреждающие знаки:

 № 2 - 1.1   Железнодорожный переезд со шлагбаумом;

 № 3 - 1.2   Железнодорожный переезд без шлагбаума;

 № 4 - 1.5   Пересечение с трамвайной линией

 № 5 - 1.8   Светофорное регулирование

 № 6 -1.22 Пешеходный переход

 № 7 -1.23 Дети

 № 8 -1.25 Дорожные работы

 № 9 -1.33 Прочие опасности

Знаки приоритета:

 №10 -2.5 Движение без остановки запрещено

Запрещающие знаки:

 №11- 3.1   Въезд запрещён

 №12 -3.2  Движение запрещено

 №13- 3.9  Движение на велосипедах запрещено

 №14 -3.10 Движение пешеходов запрещено

Предписывающие знаки:

  №15 -4.4 Велосипедная дорожка

Информационно- указательные знаки

 №16- 5.16 Место остановки автобуса и (или) троллейбуса

 №17 - 5.17 Место остановки трамвая

 №18 -5.19.1Пешеходный переход

 №19 -6.6   Подземный пешеходный переход

№2 Дидактическое пособие «Перекрёсток»;

Состав: накидки с изображением

 №20 - 01-«Пожарная»;

 №21 - 02-«Милиция»;

 №22 - 03- «Скорая помощь»;

 №23 - 01 –«МЧС»;

 №24 - «Такси»;

 №25 - Накидка инспектора ДПС (ГАИ);

 №26 - Накидка «Светофор»;

 №27 - Пешеходный переход;

 №28 - Игровой жезл.

 №29 - Таблица «Запрещающие знаки»;

 №30 - Таблица «Предупреждающие  знаки»;

 №31 - Таблица «Предписывающие  знаки

7. Список литературы

  1. М.Н.Плесовских    «Мы – пешеходы.  Мы – пассажиры»,

Москва, изд.  «Учебная литература», 2006

2. А.И. Выджак-Таргоня «Юные инспектора движения»

Минск, Красико-Принт,2007

3. Г.П.Шалаева   «Азбука маленького пешехода»

Москва, СЛОВО,Эксмо,2008

4.Н. Терентьева, Е.Позина    Правила дорожного движения для детей

              Москва, «Стрекоза», 2009

8. Приложения к программе

Приложение№ 1

Диагностический контрольный срез на начало учебного года.

Метод: анкетирование.

  1. Красный, жёлтый, зелёный?

  1. Что такое тротуар?

  1. Что такое «зебра»?

  1. Кого называют пешеходом?

  1. Кого называют водителем?

  1. Где можно играть детям на улице?

  1. Как правильно переходить улицу, дорогу?

Приложение №2

Итоговая диагностика в конце учебного года.

анкетирование

1. Какие вы знаете знаки дорожного движения для пешеходов?

2. Что необходимо сделать, когда садишься на переднее место автомобиля?

3. Как правильно обходить автобус?

4 .Для чего служит светофор?

5.Какие виды светофоров вы знаете?

6 . С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам?

  1. Можно ли перебегать дорогу в любом месте?

      8. Какой порядок установлен при движении детей группами?

     

9 . Как надо вести себя во время гололёда?

10. С какого возраста разрешается управлять велосипедом при движении по дороге?

     11. Где и как должны двигаться группы детей?

     12.Для чего нужны дорожные знаки?

 Приложение №3

Игра- конкурс «Азбука пешехода»

Ведущий               

Травматизм на дорогах - это проблема,  которая беспокоит людей во всех странах мира. Люди платят дань автомобилизации своими жизнями. Плата эта очень дорогая и ничем неоправданная. Автомобиль превратился из средств передвижения в средство угрозы для жизни, причем автомобиль становится опасным для человека в силу его недисциплинированности как водителя,  так и пешехода. Ежегодно погибает на дорогах в России

     И сегодня мы повторим азбуку пешехода.

«Класс делится на команды, выбирают название. Жюри оценивает ответы в 5 балльной системе»

1 Разминка.

1. Где должны пересекать проезжую часть пешеходы?

2. Где должны двигаться пешеходы при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки?

3. Разрешена ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом?

4.Сколько цветов имеет светофор для пешеходов?

5. Когда появился первый в мире светофор?

6.Что такое « островок безопасности»?

7.Что такое тротуар?

8. Кто это- участник дорожного движения?

9. С какого возраста разрешается управлять велосипедом при движении по дороге?

10. При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом, что должны делать пешеходы?

Ответы:

1.По пешеходным переходам

2. По обочинам, навстречу движению транспортных средств.

3.Нет.

4.2: красный, зеленый.

5. 1868 год

6. Место на середине дороги, где пешеход может переждать движение машин.

7.Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.

8.Лицо, принимающее непосредственное участие в прцессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

9. с 14 лет.

10. Обязаны воздержаться от перехода проезжей части.

2. Игровые задания.

«Каждая команда разыгрывает ситуацию неправильного поведения на дороге, соперники должны заметить нарушение»

Ситуация 1 –ая.

     Вдоль дороги , возле которой нет тротуара , движутся 2 группы подростков. 1- ая группа- мальчики. 2- ая группа- девочки. Обе группы движутся в одном направлении. Мальчики идут вдоль правой стороны дороги, а девочки – вдоль левой стороны дороги.

Кто из них прав? Почему?

Ответ. Правильно идут девочки. При отсутствии вдоль дороги тротуара для пешеходов двигаться нужно по левой стороне, идущему навстречу транспорту.

Ситуация 2-ая.

Случай на дороге.

Закончился последний урок.  Дети пошли домой, оживленно обсуждая события дня. Они медленно брели по тротуару, растянувшись на всю его ширину. Они не заметили, что идущая за ними женщина вынуждена была сойти на проезжую часть, чтобы обойти их. А в это время по дороге двигался грузовой автомобиль.

               Пронзительно завизжали тормоза. Раздался крик женщины.

         Мальчики испуганно оглянулись…

Кто виноват,  что случилась беда?

В чем вина мальчиков?

А знаете ли вы, ребята, что Статья 268 Уголовного кодекса РФ . Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта гласит:

1.Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения(кроме лиц, указанных в статье 264 настоящего кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека,- наказывается ограничением свободы сроком до 3 –х лет, либо арестом на срок до 4 х месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 –х лет.

2.То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека,- наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишения свободы на тот же срок.

3.Деяние, предусмотренное частью 1- ой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть 2-х или более лиц,- наказывается лишением свободы на срок от 4-х до 8 дет.

Вед. Итак, какой можно сделать вывод. Нужно быть осторожным, внимательным и наблюдательным.

3.Знаешь ли ты дорожные знаки?

Ведущий показывает каждой команде по 3 знака, учащиеся четко и правильно называют.

4.Вопросы билеты для каждой команды.

1.По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?

2.Где разрешается переходить проезжую часть, если в зоне видимости нет перехода?

3. Из каких элементов состоит загородная дорога?

4.Что такое обочина?

5. Что такое кювет?

6. Как должен двигаться пешеход на загородной дороге?

7.В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги?

8.Что такое перекресток?

9.Как обойти автобус на остановке?

10.Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?

Ответы.

1.Правой

2.На хорошо просматриваемом участке дороги, если нет ограждений, под прямым углом к

  проезжей части дороги.

3.Обочина, проезжая часть, кювет.

4.Это специальная часть дороги, предназначенная для пешеходов.

5.Это канава для отвода воды на загородной дороге.6

6. Навстречу транспорту.

7. В левую.

8. Это место пересечения улиц, дорог.

9. Сзади или дождаться, когда он отойдет от остановки.

10. оштрафовать

5. Информация к размышлению.    

Ведущий. Часто на дорогах города можно видеть перебегающего пешехода впереди идущего транспорта. По – видимому , пешеход не знает, что достаточно 30 секунд постоять на перекрестке перед красным сигналом светофора и для него загорится зеленый свет. Еще этот пешеход не знает элементарных сведений о тормозном пути автомашин.

                      Тормозной путь грузовика:

                      - в сухую погоду при скорости 60 км в час составляет 29 метров;

                       - в сырую погоду – 37 метров;

                        - в снег и лед – 105,4 метра.

                         Тормозной путь легкового автомобиля:

                         - при скорости 30 км в час

                          - в сухую погоду- 7,2 метра;

                           - в сырую погоду- 10,5 метра;

                             - в снег- 37,5 метра.

6.Конкурс частушек.

« Пешеход не зевай, правила соблюдай!»

1Мы приехали на конкурс                

 Мы частушки вам споем

 И поем сегодня здесь  

Всем для настроения

Вам о правилах движенья                  

 И, конечно, повторим

Правила движения.

И о службе ДПС                                  

Припев:

Эх шажок, еще шажок.

На дороге ты дружок.

На дороге шум и гам,

Ты смотри по сторонам.

3.Светофор нам друг, ребята,                  4.Зеленый свет я точно знаю

Он всегда нас бережет,                                И бегу, бегу, бегу.

Жмите кнопку у дороги,                              Хоть я в школу опоздаю,

Он нам глазом подмигнет.                           Но я на красный не пойду.

5. Если хочешь    спозаранку                     6.Мчат машины по дорогам-

В школу во время прийти,                             Перейти опасно.

Должен ты маршрут составить                      На дороге ищи «зебру»:      

Без него нам нет пути.                                     Переход здесь – ясно!

   7.Я пришел на перекресток,                           8.Когда сходишь с тротуара                                                                                                         

Мне сказали , зебра тут   .                                Посмотри по сторонам:

Чудо-зверя не нашел,                                        И налево, и направо

Весь, расстроившись ушел.                               Если нет ни пап,  ни мам.

9.Тот, кто к правилам движенья

Не имеет уваженья,

На дороге, мостовой,

Тот рискует головой.

7.Заключение.

Ведущий. В течении часа мы вели разговор о правилах дорожногодвижения, о том, кто нам помогает их выполнять.  Давайте еще раз назовем всех помощников пешеходов.

9. Подведение итогов.

Песня на мотив « Бременские музыканты».

Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по белу свету

Тем, кто знает правила дороги,

  1. Не грозят ни травмы, ни тревоги- 2 раза

 Если виды транспорта ты знаешь,

То под них ты реже попадаешь.

Обойдешь троллейбус ты как надо,

 И не встретишь никакой преграды- 2 раза

3.Выучив таблицу умножения,

Не забудь про правила движения.

Если ж знаки нас предупреждают,

Значит- нас они оберегают-2 раза.

Игра «Светофор»

Класс делится на 2 команды. Когда ведущий зажигает зеленый свет, ребята должны потопать ногами, будто идут; желтый-похлопать; красный-тишина.    Выигрывают самые внимательные.

Конкурс рисунков « Я на улице».

 Игра « Ловкий пешеход».Небольшой мяч, мишень; т.е. круг- зеленый, красный, желтый. Участники по очереди бросают мяч, попал в зеленый- перешел в конец шеренги, в желтый- повторить бросок, в красный- передать мяч следующему. Побеждает команда, в которой быстрее закончится перестроение.

Приложение№ 4

Правила дорожного движения в стихах и загадках

Все мы прекрасно понимаем необходимость научить детей соблюдать правила дорожного движения. А как сделать обучение увлекательным для ребенка? Не секрет, что малыши обожают стихи и загадки. Вот небольшая подборка интересных и веселых стихов, которые наверняка понравятся деткам.

Загадки


Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались  в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
Поезд, вагоны.

Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Автомобиль

Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
Крутят ноги вдоль дороги
Два весёлых колеса,
У загадки есть ответ:
Это мой…
Велосипед

Силач на четырёх ногах,
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Прикатил нам пианино.
Грузовик

Стихи

Ирина Гурина

Малышкин светофор

Светофор нас в гости ждет.

Освещает переход.

Загорелся красный глаз:
Задержать он хочет нас.
Если красный – нет пути.
Красный свет – нельзя идти.

Желтый свет – не очень строгий:
Жди, нам нет пока дороги.
Ярко-желтый глаз горит:
Все движение стоит!

Наконец, зеленый глаз
Открывает путь для нас.
Полосатый переход
Пешеходов юных ждет!

Непослушный пешеход
Через лес бежит дорога,
Светофор моргает строго.
К переходу все спешат:
От лосей и до мышат.

Иногда через дорогу
Пешеходов очень много,
Скачет, ходит, пролетает,
Пробегает, проползает.

Мама ежика учила,
Мама пальчиком грозила:
– Помни правила, малыш!
Если красный свет – стоишь!

Если желтый – просто жди,
На зеленый – проходи!
Непослушный пешеход
Сделал все наоборот!

Ежик очень торопился
И клубочком покатился
Прямиком на красный свет!
Можно так? Конечно, нет!

Завизжали тормоза,
И зажмурил еж глаза.
Старый толстый самосвал,
Забибикал, зарычал:

– Еле я остановился,
Чуть с дороги не свалился!
Что, не знаешь правил ты?!
Ну-ка быстро марш в кусты!

Дам тебе я, еж, совет:
Не ходи на красный свет!
Еж тихонько пропыхтел:
– Извините, не хотел.

Рассказал нам светофор:
Еж исправился с тех пор.
Лучше всех порядок знает,
Ничего не нарушает!

Правила дорожного движения

Красным глазом светофор
На меня смотрел в упор.
Я стоял и молча ждал,
Потому что точно знал:

Если красный свет горит,
Пешеход всегда стоит.
Если видишь красный свет,
Это значит – хода нет!

Мимо ехали машины,
И шуршали тихо шины.
Ехал трактор, дребезжал,
Самосвал за ним бежал,

Длинный-длинный лесовоз
По дороге бревна вез.
Желтый свет горит под красным:
Все равно идти опасно!

Транспорт начал тормозить,
Чтобы путь освободить.
Загорелся желтый свет –
Никому дороги нет.

Пешеходы не идут,
И машины тоже ждут!
Светофор моргнул и – раз!
Он зажег зеленый глаз!

Полосатый переход
Пешеходов разных ждет:
Идет с коляской мама,
Идет с собачкой дама,

Несет малыш игрушку,
Старик ведет старушку,
Две девочки идут,
Машины смирно ждут.

Зеленый свет горит,
Как будто говорит:
Пожалуйста, идите,
Но только не бегите!

А если на дорожке
Завоет неотложка,
Ее вы пропустите
И лишь потом идите!

Зеленый – безопасный,
Зато опасен красный.
Зеленый – мы идем,
А желтый с красным – ждем!

«Стихи про дорожные знаки»

Олеся Емельянова

Знак «Уступи дорогу»

Если видишь этот знак,
Знай, что он не просто так.
Чтобы не было проблем,
Уступи дорогу всем!



Знак «Движение запрещено»


Э
тот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам: «Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!»


Знак «Въезд запрещен»

Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!

Знак «Обгон запрещен»

Знак любителей обгона

Объявляет вне закона.

В этом месте, сразу ясно,

Обгонять других опасно!

Знак «Пешеходный переход»

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

Знак «Движение без остановки запрещено»

Ты, шофер, не торопись,
Видишь знак, остановись!
Прежде чем продолжить путь,
Осмотреться не забудь.

Знак «Движение пешеходов запрещено»

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»
 
Знак «Поворот запрещен»

Эти знаки на пути
Ни за что не пропусти.
Есть у них одна забота –
Запрещать нам повороты.

Знак «Остановка запрещена»

Здесь машину не грузи,
Не паркуй, не тормози.
Этот знак всем говорит:
«Тот не прав, кто здесь стоит!»

Знак «Стоянка запрещена»

Тормозить здесь можно смело,
Но нельзя стоять без дела.
Пассажиров ты сажай
И скорее уезжай!

Знак «Главная дорога»

Вот он знак, каких немного:
Это главная дорога!
Если едешь ты по ней,
Всех становишься главней,
И тебе, как будто Богу,
Уступают все дорогу!

Знак «Подземный пешеходный переход»

Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!

Знак «Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси»

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

Знак «Дети»

Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!

Знак «Сужение дороги»

Грустен этот знак немного:
Здесь сужается дорога!
Это как всегда некстати.
Вдруг нам места там не хватит?

Знак «Подача звукового сигнала запрещена»

Эй, водитель, не гуди,
Шумом спящих не буди.
Не пугай гудком прохожих,
Ведь и сам оглохнешь тоже.

Знак «Дорожные работы»

Знак «дорожные работы».
Чинит здесь дорогу кто-то.
Скорость сбавить нужно будет,
Там ведь на дороге люди.


Знак «Дикие животные»

Бродят здесь посередь дороги
Лоси, волки, носороги.
Ты, водитель, не спеши,
Пусть сперва пройдут ежи!


Знак «Больница»


Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: «Будь здоров!»


Знак «Телефон»


Если нужно дозвониться
Хоть домой, хоть заграницу,
Знак поможет, скажет он,
Где искать вам телефон!


 Знак «Пункт питания»
Коли вам нужна еда,
То пожалуйте сюда.
Эй, шофер, внимание!
Скоро пункт питания!


Если ты устал в дороге,
Если ехать далеко,
Отдохни шофер немного,
Место здесь отведено.
(Место отдыха)
 
Футбол – хорошая игра.
Пусть каждый тренируется.
На стадионах, во дворах,
Но только не на улицах.
(Жилая зона)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности "Правоведение" для 7 класса

Рабочая программа курса «Правоведение» ориентирована на учащихся 7 класса. Она нацелена на формирование у учащихся основ правовой культуры и их успешной социализации, призвана способствовать развитию ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»

В   общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Трудные случаи русского языка"

Программа дополнительного образования в рамках платных образовательных услуг предназначена для 8-9 класса....

Дополнительная образовательная программа социально- педагогической направленности «ДОБРОволец»

В современных условиях добровольчество является флагманом социального развития общества, особенно в сферах образования, культуры, социальной обслуживания населения и здравоохранения. Именно деятельнос...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...