Мастер-класс "Китайская миниатюра"
план-конспект занятия по теме

Пантелеева Лора Анатольевна

"Китайская миниатюра" кажется удивительно лаконична и проста. На самом деле художики, выполняющие картины, достигли высочайшего уровня в работах этого направления. Правила выполнения миниатюр позволяют научиться работать с водяными красками, малым цветом. Но прежде чем работы будут казаться легкими  изящьными, необходимая тщательная проработка контаров и цветвой  и светотеневой градации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

                    Тема: «Знакомство с Китайской миниатюрой».

     Цель:   Раскрытие творческих возможностей в процессе выполнения Китайской миниатюры.

     Задачи: Познакомить с особенностями выполнения Китайской миниатюры, базируясь на простейших навыках рисования геометрических фигур и рисования акварельными красками. Самостоятельная доработка композиции (экстерьера) природного пейзажа вокруг центрального объекта композиции.

     Пособия и материалы: акварельная бумага  ФА4, акварельные краски, кисти (№6 или более), палитра, салфетки, скотч строительный, готовые работы, различные варианты выполнения природного  Китайского пейзажа.

    Ход работы:

1.Знакомство  с традициями культуры и особенностями выполнения Китайской миниатюры.

    В традиционной культуре Китая большое значение имеют философские размышления  о жизни, о взаимосвязи вещей в природе , о предназначении человека, о его духовном мире. Философия жизни и история наложили отпечаток на культурную  сторону жизни, особенно в искусстве можно проследить  как четко и продуманно ложиться каждая линия или мазок. Любая композиция выверена до мелочей, лаконизм и одновременно трагизм работ поражает своей соразмерностью. В Китайской миниатюре любой элемент композиции является символом, несущим в себе  особенности характера. Например, кошка……. 

2.  Центром сегодняшней композиции является кошка, сидящая спиной к зрителям. Эффект объемности  изображения достигается путем точной и четкой проработки контурной линии, с учетом всех особенностей строения животного. Линия контура подчеркивает все изгибы тела: голова, шея, грудь, живот, бедра, хвост. Все элементы прорисовываются с помощью простейших геометрических форм.

Голова - круг,

Шея - круг поменьше от середины головы,

Голова - круг от края головы,

Живот -  крупный овал от центра груди,

Бедра -  два овала от центра живота.

    Все элементы соединяются плавной линией, дорисовываются уши и хвост. Перед работой красками необходимо стереть резинкой все линии кроме контура.

    3.На пластиковой палитре готовится раствор голубой  или охристой краски. Наносим на поверхность кошки так, чтобы раствор  стоял, не высыхал (кроме хвоста). Высушиваем кисть о салфетку и сухой кистью проводим по контуру кошки, высушивая 2 -3 миллиметра от края контура. От середины головы. Еще раз проверяем, чтобы внутри кошка не высохла.

      Набираем густой черной краски на кисть (или тушь) так, чтоб с кисти не капала краска, дотрагиваемся до кончиков ушей, проводим линию по макушке головы. Еще раз набираем черную краску и от середины головы проводим волнистую линию  с расстоянием между волнами в 1,5 – 2 см., не доводя кисть до края 5мм., до конца туловища. Если краска стала серой, необходимо добавить еще.  Если краска сильно расползается, заливая пространство до контура, необходимо промыть кисть и сухой кистью собрать лишнюю воду и краску точечно (не проводя по бумаге линию, а только дотрагиваясь до проблемного места концом кисти). Таким образом достигается эффект переливающегося меха (между волнами должны оставаться более светлые полосы). Хвост выполняется в той же технике.

      4.Для завершения композиции  и углубления пространства композиции необходимо продумать природный пейзаж, характерный для Китайской природы. Очень важно передать плановость композиции с помощью тона краски. Объекты на переднем плане выполняются концентрированной, яркой краской, чем глубже пространство, тем светлее тон элементов, тем выше они находятся и менее детально прорабатываются.

         Вариантов решения пространства композиции достаточно много:

   Кошку можно посадить на каменный забор, а сзади нарисовать расплывчатые контуры гор или стволы и ветки бамбука, элементы традиционных крыш Китайских селений. Можно создать ночной пейзаж, сделав заливку листа черным. Так как черная краска не дошла до контура кошки, на черном фоне будет четко  виден силуэт животного. Можно ограничиться лишь иероглифом, обозначающим кошку.

     Китайская композиция достаточно монохромна, используется скорее тон цвета, нежели его оттенки, для затемнения  используется часто только черная акварель или тушь.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ – НАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ.

Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веко...

Лирические миниатюры

Урок по солженицыну для 9 класса...

Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"

Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...

Факультативный курс по русскому языку«Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров»

Факультативный курс «Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров» направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творческих способностей учащихся. На занят...

Войду я в сказку осторожно...Современная федоскинская миниатюра

Войду я в сказку осторожно...Современная федоскинская миниатюра.Аленький цветочекСказка о царе СалтанеПриходите в гости к сказкеВойду я в сказку осторожноНеслышной поступью шагов, Поверить в сказки оч...

Миниатюра « Здравствуйте» (урок 3) из сборника авторских миниатюр в помощь классному руководителю «Уроки вежливости» (для учащихся 5-7 классов)

Урок 3.   «Здравствуйте»Цель:  воспитание и развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала обучающихся и  способности оценивать окружающий мир по законам вежливости и...