Методические рекомендации «Диагностика образовательного процесса и его результатов в вокально-хоровых объединениях дополнительного образования детей"
методическая разработка на тему
В данной работе дано теоретическое представление о проблеме диагностики образовательного процесса и его результатов и предлагается один извозможных подходов к решению проблемы оценки образовательных результатов в объединениях вокально-хорового направления дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 86.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга
Методические рекомендации
«Диагностика образовательного процесса и его результатов
в вокально-хоровых объединениях дополнительного образования
детей»
Автор:
Павлова Светлана Вадимовна – методист музыкального отдела ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района
Оглавление
1. Введение.
2. Особенности современного дополнительного образования детей.
3. Диагностика. Её место в образовательном процессе.
- Функции диагностики
- Структура диагностики
4. Особенности образовательного процесса в музыкальных объединениях УДОД.
5. Особенности диагностики в объединениях вокально-хорового направления.
6. Заключение.
7. Приложения
8. Библиография
1. Введение
С 90-х годов ХХ века в педагогической науке и школьной практике произошли существенные изменения, которые заключаются в том, что на смену авторитарной педагогике, традиционной системе образовательного процесса, приходит личностно-ориентированное обучение и воспитание, индивидуальный и дифференцированный подходы в педагогической практике. В связи с этим большое внимание уделяется комплексному изучению ребёнка на основе реализации диагностической функции в деятельности педагогов.
В настоящее время в диагностику вкладывается несколько иной смысл, заключающийся в определении не только результативных, но и процессуальных показателей развития личности ребёнка. [20]
Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства.
В связи с данной проблемой возникает ряд вопросов:
Как в системе педагогической деятельности реализуется такой компонент, как диагностика?
Какие задачи ставит педагог по изучению своих воспитанников?
Какие формы организации диагностических исследований наиболее эффективны и доступны для него?
Какими методами педагог может инструментировать этот процесс?
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных, а потому вызывает реальные затруднения педагогов. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый «уровень обученности», существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. В силу индивидуального характера многих из них в идеале для
каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи.
Вместе с тем для облегчения создания таких методик педагогам дополнительного образования целесообразно предложить общую схему диагностики образовательных результатов, которая может быть наполнена конкретным содержанием в соответствии с особенностями той или иной программы.
Вопрос поиска форм и методов диагностики образовательного процесса, их фиксации и документального представления особенно актуален в настоящее время в связи с новым порядком аттестации педагогических работников. Наполнение портфолио педагога материалами, соответствующими пунктам 3.1, 3.2, 3.3 экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности педагогического работника учреждения (отделения) дополнительного образования детей, может существенно повлиять на общую сумму баллов (максимальная возможная сумма баллов по трём пунктам – 50б).
Таким образом, цель проведённого исследования - дать теоретическое представление о проблеме диагностики образовательного процесса и его результатов и показать практические пути её решения в условиях дополнительного образования.
В данных методических рекомендациях предлагается один из возможных подходов к решению проблемы оценки образовательных результатов в объединениях вокально-хорового направления дополнительного образования детей.
2. Особенности современного дополнительного образования детей. [6]
С 1992 года в российском образовании начался постепенный процесс преобразования сферы деятельности педагогов, знакомой многим под названием «внешкольная работа», в систему дополнительного образования детей. Закон Российской Федерации "Об образовании" утвердил новый правовой статус в отношении внешкольных учреждений – дворцов и домов пионеров и школьников, станций юных техников, туристов, натуралистов, клубов по месту жительства и т.п. Теперь они называются учреждениями дополнительного образования детей и являются специализированными заведениями, созданными для оказания дополнительных образовательных услуг, организации содержательного досуга детей.
Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. По своему «местоположению» в системе образования это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.
А.Г.Асмолов рассматривает дополнительное образование как зону ближайшего развития образования в России и подчеркивает, что это - вариативное образование, в основе которого лежат идеи педагогики развития.
В соответствии с законодательством, основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Его назначение - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. То есть имеет личностно-развивающий характер.
Современное построение образовательного процесса в системе дополнительного образования детей ориентировано не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека.
Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования детей, должен отвечать следующим требованиям:
- иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков, реализацию интересов детей (соответственно этому, достижение учащимися определенного уровня знаний – умений - навыков должно быть не самоцелью построения образовательного процесса, а средством многогранного развития личности ребенка и его способностей);
- быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию (т.е. способствовать развитию общих и специальных способностей детей);
- основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – примерных, модифицированных, авторских; все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до их включения в образовательный процесс и психолого-педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы их использование не принесло вред физическому и психическому здоровью учащихся;
- базироваться на развивающих методах обучения детей. Поэтому для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает: переход дополнительного образования детей в систему развивающего обучения требует от каждого преподавателя умения использовать в своей работе психологические и дидактические принципы и методы развития способностей детей, их личностного роста. Следовательно, мнение о том, что в системе дополнительного образования детей может работать любой профессионал, не имеющий необходимой психолого-педагогической подготовки, становится мифом и уходит в прошлое;
- использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе.
Таким образом, образовательный процесс в системе дополнительного образования детей должен быть направлен на то, чтобы предоставить каждому обучающемуся возможность стать субъектом процесса собственного развития, реализовать возможности, данные ему от природы.
Основной целью образовательной деятельности является здесь создание условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения детей.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей имеет свои, конкретные, присущие только ей, характерные черты:
- осуществляется детьми в свободное от основной учебы время и отличается свободой выбора направлений, видов деятельности и возможностью смены сферы деятельности в течение года;
- характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов), отсутствием жесткой регламентации и жестко заданного результата;
- направлена на развитие творческих способностей обучающихся, развивает познавательный интерес и дает право обучающимся сочетать различные направления и формы занятий;
- носит неформальный и комфортный характер для всех ее участников.
Содержание образовательной деятельности обусловлено социальным заказом, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов и направлений на базе общекультурных, художественных, социальных, бытовых, профессиональных и прочих интересов детей; максимальной включенностью в нее не только педагога, но и ребенка. Эту деятельность можно определить как взаимодействие педагогов и воспитанников, которое «включает в себя систематическое обучение, просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры, стимулирование самообразования»
Научно-педагогической и практической основой образовательной деятельности в системе дополнительного образования детей являются следующие принципы:
• принцип гуманизма (предполагает утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры);
• принцип демократизма (предполагает право каждого ребенка на выбор своей траектории развития и участия в образовательном процессе);
• принцип детоцентризма (предполагает приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса);
• принцип дифференциации и индивидуализации образования (предполагает выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности; обеспечивает развитие детей в соответствии со склонностями, индивидуальными возможностями и интересами);
• принцип увлекательности и творчества (предполагает развитие творческих способностей детей, в связи с чем в образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе);
• принцип системности (предполагает преемственность знаний);
• принцип сотрудничества (предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых);
• принцип природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности);
• принцип культуросообразности (предполагает ориентацию на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества).
Использование перечисленных выше принципов позволяет правильно организовать образовательный процесс, вырабатывать педагогическую стратегию и соответствующим образом выстроить педагогическую тактику.
Условия организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей регулируют следующие документы:
• Закон РФ «Об образовании»;
• Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
• Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) ;
• устав образовательного учреждения;
• договор о взаимоотношениях с учредителем.[6]
3. Диагностика. Её место в образовательном процессе.
Диагностика - от греч. diagnostikos - способный распознавать.
Под педагогической диагностикой понимается система специфической деятельности педагогов и педагогических коллективов, нацеленная на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения. Систему диагностической деятельности образуют цели и методы диагностики, результаты и интерпретация результатов, кадры и учреждения, занимающиеся диагностикой и, что обязательно, гуманным применением результатов диагностики в образовательном процессе. Основными сторонами диагностико-оценочной деятельности являются предмет, субъект, объект, характер и основания, с помощью которых определяются те или иные оценки, используемые далее в процессе педагогической диагностики. [1]
Диагностика в педагогическом процессе понимается, как и привычный нам термин "контроль в учебном процессе", в смысле прояснения всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точного определения результатов последнего. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов, определенных целями обучения. В последнее время в педагогической литературе категорию "диагностирование обученности" рассматривают как последствия достигнутых результатов обучаемости. Целями дидактического диагностирования являются своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего.
Как видно, в диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений обучаемых. Последняя, преимущественно, лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, мотивацию, проектирование, коммуникацию, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития событий.
- Контроль и оценивание – замер результатов и показателей достижений личности;
- мотивация – выделение стимулов, мотивов, потребностей, которые способствуют умственному, психическому и физическому развитию личности;
- коммуникация – установление обратной связи между участниками учебно-воспитательного процесса;
- анализ возможностей педагогов и учащихся подразумевает осмысление достигнутых результатов в работе с ними и их коррекцию
- проектирование – планирование конкретных путей достижения результатов воздействия на личность учащегося;
- прогнозирование – осуществление прогноза относительно ближних, средних, дальних перспектив развития личности. [20]
Диагностика решает следующие задачи:
- анализирует процесс и результаты развития обучающихся
- анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности
- анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень воспитанности, глубину и силу нравственных убеждений, сформированность поведения)
Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:
- психотерапевтическую - различные диагностические технологии
(рисунки, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;
- коррекционную – цель многих методик - исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;
- развивающую – в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения и личностной активности.
Основные принципы диагностирования [23]
1. Принцип систематичности.
Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся творческого объединения на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса, от начального восприятия знаний до их практического применения.
2. Принцип объективности
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностического инструментария ( заданий, вопросов и т.д), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся.
3. Принцип наглядности.
Принцип означает, что диагностирование проводится для всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ.
Педагогическая диагностика состоит из этапов:
- Прогностическая диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.
- Текущая диагностика (промежуточная) проводится в течение года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
- Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Диагностика включает в себя три этапа:
I этап – организационный /подготовительный/ - определяются цели, объекты, направления (например, объектом может стать определенная группа творческого объединения, а направление - качество обучения)
II этап – практический (диагностический) - выбор инструментария
Универсальные способы отслеживания результатов:
- Педагогическое наблюдение
- Анкетирование
- Тестирование
- Тренинги
- Игры
- Собеседование
- Зачет по контрольным нормативам
- Академические концерты
- Выставки
- Творческий отчет
- Конкурсы и т.д.
III этап – аналитический – обработка и систематизация информации. Информацию лучше накапливать в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал.
В личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов. Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько ученик продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности с начала учебного года. Проводя педагогическую диагностику важно зафиксировать:
- какие изменения произошли с ребенком в процессе обучения;
- как изменяется его понимание требований, предъявляемых к нему по освоению образовательной программы;
- в какой помощи педагога он нуждается.
Правила проведения диагностики.
1. Установление контакта между педагогом и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность
2. Обследование проводится в течение 15-30 минут (в зависимости от возраста детей и задач исследования)
3. Испытываемые должны быть поставлены в одинаковые условия.
4. Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.
5. Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.
6. Диагностика завершается тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффективную программу образовательного процесса.
Для проведения диагностики необходимо выработать критерии и определить её показатели.
Критерий - «средство суждения», признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего- либо, «мерило оценки» (Философский словарь).
- важный элемент (часть) методики исследования реального объекта, с помощью которого возможна проверка, сверка, соотнесение «достоверного» результата, его соответствия цели, специфики исследуемого объекта; «действенности», «подлинности», « реальной теоретической и практической значимости объекта в конкретном процессе, пространстве, среде;
- способ проверки истинности знания о явлении, реальности, способ проверки одного знания другим;
- количественный или порядковый показатель, выражающий меру эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки принимаемых решений.
Показатель - теоретически обоснованный, прогнозируемый, ориентирующий на оптимальные позитивные результаты при минимуме затрат времени, человеческого ресурса. Показатели делятся на количественные и качественные. Количественные показатели могут быть выражены числом баллов. Качественные показатели не могут быть выражены числом. В данном случае балльная оценка условна. Она необходима лишь для фиксации результата.
Разновидности выражения показателей:
- балловые – 1,3,5,10
- бинарные – «да-нет», «0-1»
- словесные – «не владеет», «владеет достаточно», «владеет свободно»
- числового шкалирования
Диапазон диагностических параметров весьма велик. Отбор необходимых показателей педагог осуществляет исходя из цели и задач своей образовательной программы. Так как образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, то её процесс и результативность можно отследить по двум группам показателей:
• учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы);
• личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).
Группа учебных показателей включает:
1. Теоретическую подготовку ребёнка
- теоретические знания по программе(то, что обычно определяется выражением «дети должны знать»);
- владение специальной терминологией по тематике программы (т.е. набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета).
2. Практическую подготовку ребёнка
- практические умения и навыки, предусмотренные программой (то, что обычно определяется выражением «дети должны уметь»);
- владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса;
- творческие навыки ребенка (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте).
3. Общеучебные умения и навыки ребёнка
- учебно-интеллектуальные умения;
- учебно-коммуникативные умения;
- учебно-организационные умения и навыки.
Динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, необходимо отслеживать по трем направлениям. Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.
I блок – организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося. К ним относятся терпение, воля, самоконтроль.
II блок – ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие активность ребенка. К ним относятся самооценка, интерес к занятиям.
III блок – поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе. К ним относятся отношение ребёнка к конфликтам в группе, тип сотрудничества.
Суть работы педагога в этом аспекте состоит в том, чтобы снизить до минимума возможность конфликтов в группе и максимально развить желание и умение детей участвовать в совместной деятельности.
В случае возникновения конфликта в группе педагогу необходимо соблюдать несколько правил, следование которым поможет в разрешении конфликта.
1.Нельзя загонять конфликт вглубь (не обращать на него внимания, ограничиваться чтением нотаций конфликтующим сторонам, сразу становиться на одну из позиций ).
2.При поиске причины конфликта стараться быть объективным и непредвзятым, не искать изначально виноватого.
3.Помнить, что при всем разнообразии причин конфликта его организатором (источником) является тот, кто претендует на превосходство над другими. Непосредственно же спровоцировать конфликт и в итоге оказаться его жертвой может совершенно другой ребенок.
4.Преодоление конфликта – это, прежде всего, преодоление стремления отдельных детей подчинить себе других, в каких бы формах это ни проявлялось.
5.Профилактика конфликтов состоит в том, чтобы выявлять детей, ориентированных на власть, и ограничивать их попытки подчинять себе других.
Сотрудничество – это способность ребенка принимать участие в общем деле.
В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.
Фиксация результатов диагностики может быть представлена в виде таблиц, различного рода информационных диагностических карт, индивидуальных карточек учёта и др.(приложение 1,2,3)
4. Особенности образовательного процесса в музыкальных объединениях УДОД.
Современные социально-культурные изменения в системе образования обусловили социальный заказ на воспитание творчески активной личности учащихся. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему является дополнительное образование художественного профиля. В условиях современного идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.
Существенной особенностью музыки как вида искусства является ее ярко выраженный эмоциональный характер воздействия. Музыка – предмет и источник духовного общения, личностного совершенствования. На протяжении всей истории человечества музыка играла важную роль в развитии творческого потенциала личности.
Занятия музыкальным искусством (на любом качественном уровне: восприятие, познание, самостоятельная творческая деятельность) не только способствуют пониманию и созданию прекрасного, но и развивают образное мышление и фантазию, стимулируют духовные силы и творческую потенцию личности, несут положительную энергию, жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что в целом дает хорошую базу для успешного развития не только специальных художественных способностей, но и всеобщей универсальной способности к творчеству (М. С. Каган, Л. С. Выготский и др.).
Среди различных видов художественной деятельности музыкальное творчество наиболее способствует активизации художественно-творческого потенциала личности.
Исполнение музыки при помощи голоса – одно из духовных творений человека. Хоровое искусство – одно из мощных средств эстетического и идейно-нравственного воспитания личности. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата. В процессе пения дети обучаются не только музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке, но и познают жанровую основу музыкального произведения, у них формируется способность чувствовать тембровые, звуковысотные и ритмические изменения в музыке.
В учреждениях дополнительного образования детей приём в вокально-хоровые коллективы осуществляется на основе интереса и желания ребёнка петь, без какого-либо специального отбора. Поэтому образовательная программа должна создать условия для развития каждого ребёнка, раскрытия его творческого потенциала. В организации образовательного процесса вокально-хорового коллектива особенно важна дифференциация и индивидуализация обучения. Дифференциация предполагает объединение обучающихся на основе принципа выраженных способностей, характерных для данной группы, организацию вариативного образовательного процесса. Для этого необходимо создание системы диагностики музыкального развития детей. Вместе с тем, для успешной коллективной деятельности, позволяющей ощутить им свою причастность к общему делу, пережить радость успеха, важно знать о личностных качествах воспитанников и уметь воздействовать на них.
5. Особенности диагностики в объединениях вокально-хорового направления.
Начальная диагностика музыкальных данных осуществляется при поступлении ребёнка в объединение. Далее периодическое прослушивание воспитанников вокально-хорового коллектива является важнейшим этапом его формирования и творческого развития, достижения высокой результативности. Результаты прослушивания систематически фиксируются в диагностических картах (приложение 3).
Периодичность проведения диагностики музыкального развития: в течение учебного года.
Фиксация результата производится 2 раза в год – в сентябре и в мае
по каждому году обучения.
Таким образом, имея полные, систематические данные, у педагога есть возможность проследить динамику усвоения обучающимися образовательной программы на разных этапах обучения (на каждом году обучения, на промежуточном этапе и за весь период освоения программы).
Основные методы диагностирования:
- наблюдение,
- прослушивание,
- концерты,
- фестивали
Качественные показатели. [23]
За основу взяты отдельные, самые необходимые показатели, а именно:
- певческие навыки: интонация, дикция, артикуляция, дыхание, звуковедение, тембр, динамика;
- теоретические знания: дифференциация элементов музыкального языка на слух (определение звуковысотности, определение направления движения мелодии, регистры, типы движения мелодии, динамические оттенки, темпы, ритм);
- художественно-артистические навыки: эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера, способность в мимике, жестах, пластике передавать свои чувства и переживания, вызванные произведением, умение в пении изобразить героев произведения, их чувства, характер, настроение.
Характеристика уровня освоения:
- высокий уровень – навык развит хорошо, четко выражен, владение им проявляется стабильно в произведениях разного уровня сложности
- достаточно высокий - владеет навыком хорошо, но произведения повышенного уровня сложности в отношении данного навыка вызывают затруднения в процессе освоения
- средний уровень – навык выражен нечетко, владение им проявляется эпизодически
- ниже среднего – владение навыком проявляется редко в произведениях ( фрагментах) низкого уровня сложности
- низкий уровень - навыком не владеет, самый незначительный результат требует больших эмоциональных и временных затрат.
Все выше перечисленные качественные характеристики условно можно отразить по 10-балльной шкале:
9-10 баллов – высокий уровень
7-8 баллов – достаточно высокий уровень
5-6 баллов – средний уровень
3-4 балла - ниже среднего уровня
1-2 балла – низкий уровень
Рассмотрим подробнее критерии оценивания различных певческих навыков.
Певческие навыки:
1. Интонация
- высокий уровень - точное детальное воспроизведение всех интонационных элементов мелодии
- достаточно высокий - интонирует чисто, трудности вызывают мелодические фрагменты в быстром темпе, широкие скачки, хроматические элементы в мелодии
- средний уровень - диапазон интонирования ограничен небольшим объемом, тенденция к приблизительному интонированию мелодических трудностей
- ниже среднего - интонирует в примарной (разговорной) зоне, выход за ее пределы осуществляется лишь за счет приемов звукоподражания
- низкий уровень - интонационная база – речевая 2-3 звука (говорит, не поёт)
2. Дикция
- высокий уровень – быстрое, четкое, краткое произнесение согласных в любом темпе, регистре
- достаточно высокий - владеет навыком четкого произношения, исключение- группы согласных, быстрый темп
- средний уровень – недостаточная активность мышц артикуляционного аппарата, трудность вызывает четкое произнесение парных согласных( «размытость»- звонкие- глухие)
- ниже среднего – вялое произнесение согласных, дикционные задачи решаются в произведениях низкого уровня сложности: умеренный темп, средний регистр, простой ритмический рисунок)
- низкий уровень - дефекты произношения согласных, вялость мышц, разговорная манера
3. Артикуляция
- высокий уровень – активность мышц артикуляционного аппарата ( язык, мягкое небо, губы, нижняя челюсть - свободны), гласные- объемные, долгие
- достаточно высокий - владение навыком стабильное, определенные трудности вызывают произведения в быстром темпе
- средний уровень – ленность артикуляционного аппарата, владение навыком эпизодическое, отсутствует единая манера формирования гласных (один и тот же гласный звук формируется по-разному)
- ниже среднего – контроль над оформлением гласных присутствует только на этапе распевания, явные дефекты формирования гласных: зажат артикуляционный аппарат, либо чрезмерное открывание рта, вякающая манера исполнения
низкий уровень - навыком певческой артикуляции не владеет, переносит способы формирования гласных из бытовой речи.
4. Дыхание
- высокий уровень - владеет опертым дыханием, вдох: короткий, бесшумный; тело в состоянии покоя; выдох: осуществляет контроль над продолжительностью
- достаточно высокий - вдох и выдох физиологически правильные, недостаточно освоил навык распределения дыхания во фразе
- средний уровень – контроль за правильностью вдоха и выдоха, продолжительностью и ровностью выдоха проявляется эпизодически
- ниже среднего – вдох, выдох шумные, дыхание ключичное (поднимает и опускает плечи), прерывистое
5. Звуковедение
- высокий уровень - владеет основными приемами звуковедения: legato (плавно), staccato (отрывисто)
- достаточно высокий - испытывает трудности в произведениях большого объема с использованием одного типа звуковедения
- средний уровень – владение навыком проявляется в произведениях небольшого объема, диапазона, умеренного темпа
- ниже среднего – размыты границы между типами звуковедения
- низкий уровень - навыком не владеет, не способен исполнять мелодию плавно или отрывисто (разговаривает)
6. Тембр
- высокий уровень – голос тембрально окрашен, гласные округлые, звук: полетный, легкий, нерезкий, светлый, прикрытый; проявляется индивидуальная окраска голоса
- достаточно высокий - самостоятельно решает тембральные задачи, трудность вызывает оформление гласных в высоком регистре
- средний уровень – индивидуальный тембр прослушивается в распевках, в произведениях проявляется нестабильно
- ниже среднего – проявляется речевая окраска голоса, либо устойчивая, подражательная манера тем или иным исполнителям
низкий уровень - навыком не владеет, характер тембра приближен к бытовой речи, звук зажат, не оформлен
7. Динамика
- высокий уровень - владеет подвижной динамикой, звук не форсирует, отсутствуют параллелизмы ( выше - значит громче, ниже - значит тише)
- достаточно высокий - навыком владеет, трудность вызывают фрагменты, включающие внезапную смену динамических оттенков
- средний уровень - владеет средней звучностью, при усилении силы звука переходит на крик, при ослаблении – на шепот
- ниже среднего - исполняет только очень тихо (физиологически: недостаточно развита голосовая мышца, психологически: застенчивосить)
низкий уровень - средней звучностью не владеет, развиты параллелизмы.
Образовательный результат можно определить как итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе.
Результативность – это степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.
По каким же показателям чаще всего судят о результатах занятий ребенка в кружке, студии, секции, ансамбле и т.п.?
В реальной практике дополнительного образования детей оценка образовательной деятельности ребенка обычно осуществляется по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны. Вести учёт этого показателя и отслеживать динамику внешней результативности также необходимо.[9]. Победы на конкурсах и фестивалях – это показатель творческого уровня воспитанников, но не самоцель. Важно то, чтобы каждый ребёнок смог найти себе дело по душе, развить свои творческие способности, самореализоваться в выбранной деятельности.
Вывод: Диагностика позволяет систематизировать и наглядно оформить наши представления о детях, которые у нас занимаются, организовать деятельность с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребенка. Анализ результатов диагностики позволяет педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса. В идеале для каждой программы необходимо создавать комплекс диагностических методик, отвечающих целевым установкам образовательной программы.
6. Заключение.
В ходе подготовки данной работы были проанализированы различные источники информации по заявленной теме. В результате были максимально сконцентрированы теоретические сведения по важной проблеме педагогической деятельности – диагностике образовательного процесса и его результатов. Были намечены практические пути разрешения поставленной проблемы для вокально-хоровых объединений в системе дополнительного образования детей. Предложенные практические приложения помогут не только педагогам-музыкантам правильно проводить диагностику деятельности своего объединения, но и позволят грамотно разработать собственные диагностические материалы к программам.
Спектр областей диагностики образовательного процесса и диагностических методик достаточно велик. В работе лишь обозначены, но не затронуты глубоко такие аспекты учебно-воспитательной деятельности как: образовательные потребности, самооценка, ценностные ориентации обучающихся, работа с родителями, удовлетворённость программой деятельности объединения всеми участниками образовательного процесса.
Вывод: Необходимо продолжить исследовательскую деятельность в выбранном направлении, уделив больше внимания разработке практических методик диагностики.
7. Приложения.
- Таблица «Мониторинг результатов обучения
ребенка по дополнительной образовательной программе»[6]
2) Таблица «Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе освоения им дополнительной образовательной программы»[6]
3) Диагностическая карта музыкальных данных.
8. Библиография.
1. В.С.Аванесов. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики. http://www.ucheba.com/"педагогическая диагностика" - научно-практический журнал.
2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, № 9.
3. Бирюкова Н.А. Роль и место дополнительного образования в современном образовательном пространстве / Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития. Сборник научных статей. – Йошкар-Ола, 1999
4. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке дополнительных образовательных программ.//Бюллетень программно-методических материалов для УДОД (региональный опыт), 2001
5. Буйлова Л.Н. Оценка результативности деятельности ЦДЮТ «Бибирево» // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД (региональный опыт), 2003, № 3.
6. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? – Москва, АРКТИ, 2005.
7. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя», М.: Просвещение, 2010
8. Ильина Т.В. Личностно-ориентированный подход к проектированию образовательного процесса и образовательных программ// Педагогический калейдоскоп – 1998. № 3.
9. Информационно-методический бюллетень. Материалы согласованного иследования проблем дополнительного образования детей. Выпуск №5. СПб.: ГОУ «СПБ ГДЮТ», 2008.
10. Кизим С.Ю. Обеспечение качества дополнительного образования в вокальной студии учреждения дополнительного образования.//СПО 9.2010.
11. Карта отслеживания образовательного результата. СПБ ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района. 2011.
12. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результативности образовательной программы деятельности детей// Дополнительное образование. №12.2004.
13. Кленова Н.В., Ломова В.Ф., Меренков А.В. Технология наблюдения за развитием личностных качеств школьника // «Школьные технологии», 1999, № 1-2.
14.. Кодолов С.М. Система контроля и оценки результатов деятельноси участников образовательного процесса// Дополнительное образование. 2005. №8.
15. Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2) http://www2.asu.ru
16. «Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта», автор-сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград: учитель, 2009
17. «Методическая служба – петербургской школе: Сборник научных статей, сост. Л.М. Ванюшкина, Э.В. Ванина, Н.Н. Михайлова, СПбАППО, 2006
18. «Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий», автор-сост. Н.А. Белибихина, Л.А. Ко-ролева, Волгоград, Учитель, 2009
19. Прохвостова И.А. Дагностика обучения и личностного развития воспитанников по программе «Обучение, развитие, игра»// Педагогический опыт. 2006. №6
20. Резвецов В.Д. Комплексная диагностика в педагогическом процессе как средство реализации личностно-ориентированного подхода.//Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.//Ярослаль 2003.
21. Сальникова В.В. «Организационно-педагогические условия вокально-хоровой работы с подростками в учреждениях дополнительного образования»//методическая разработка. Озерск.2008.
22. Шинкевич И.В. Личностно-ориентированное образование в учреждении дополнительного образования детей // Педагогический калейдоскоп, 1998, №3
23. http://www.den-za-dnem.ru/
24. http://festival.1september.ru
Приложение 1
Мониторинг результатов обучения
ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 1.2. Владение специальной терминологией | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
| 1 5 10 1 5 10 | наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. собеседование |
2.3. Творческие навыки | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении практических заданий |
| 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | контрольное задание контрольное задание контрольное задание | |
III. Общеучебные умения и навыки ребенка: 3.1. Учебно-интеллектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу 3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации 3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) 3.2.Учебно-коммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией 3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3.3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации Самостоятельность в учебно-исследовательской работе Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе |
уровни - по аналогии с п. 3.1.1. уровни - по аналогии с п. 3.1.1. уровни - по аналогии с п. 3.1.1. уровни - по аналогии с п. 3.1.1. уровни - по аналогии с п. 3.1.1 уровни - по аналогии с п. 3.1.1
удовл. – хорошо – отлично | 1 5 10 1 5 10 | анализ исслед работы наблюдение наблюдение |
Приложение 2
Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
1.2. Воля
| Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности Способность активно побуждать себя к практическим действиям Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) |
| 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | наблюдение наблюдение наблюдение |
2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы |
| 1 5 10 1 5 10 | анкетирование тестирование |
(отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)
(отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации Умение воспринимать общие дела как свои собственные |
| 0 5 10 0 5 10 | тестирование, метод незаконченного предложения наблюдение |
Приложение 3
Диагностическая карта музыкальных данных
№ п/п | Фамилия и имя | Чистота интонации | Чувство ритма | Дикция и артикуляция | Эмоциональная отзывчивость | Сила звука | Примечания (инд.особенности) | ||||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | ||||
Примечание: При проведении диагностики указать данные на начало и конец учебного года: высокий уровень – в, средний уровень – с, низкий уровень – н.
Подвести итог в количественном и процентном соотношении, составить диаграмму или график .
Параметры | Количество детей | В процентном соотношении | Количество детей | В процентном соотношении |
Чистота интонации | ||||
Чувство ритма | ||||
Дикция и артикуляция | ||||
Эмоциональная отзывчивость | ||||
Сила звука |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
Методические рекомендации к образовательной программе по лепке из глины в системе дополнительного образования
Разработка блока занятий по лепке из глины на тему "Русский изразец"...
«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (методическая работа)
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...
Методические рекомендации по созданию мультимедийной презентации в программе MicrosoftOfficePowerPoint для педагогов дополнительного образования детей МБОУ ДОД ДДТ
Презентация – это представление информации для некоторой целевой аудитории, с использованием разнообразных средств привлечения внимания и изложения материала.Очень важен выбор оптимального объема през...
Конспект занятия «Вокально-хоровой студии» педагога дополнительного образования Алексеевой Виктории Александровны ГБОУ СОШ № 28 Василеостровского района «Работа над двухголосием».
Конспект занятия "Вокально-хоровой студии" педагога дополнительного образования "Работа над двухголосием"....
Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам в организациях дополнительного образования детей
В методических рекомендациях приводятся основные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов; предлагается методика практической работы с ЭОР для достижения поставленных це...