Программа внеурочной деятельности "Чистый голос"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для 5-8 классов «Чистый голос» разработана в соответствии с ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 556 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с. ВИЗИНГА
(МБОУ «СОШ» с. ВИЗИНГА)
«ШӦР ШКОЛА» ВИЗИН СИКТСА
МУНИЦИПАЛЬНӦЙ ВЕЛӦДАН СЬӦМКУД УЧРЕЖДЕНИЕ
Просмотрена ____________________
«_______» 201 г. Рекомендована от «_______» ________________ 201 г. | Утверждаю Директор школы С.В.Унгефуг |
Программа курса внеурочной деятельности
«Чистый голос»
НАПРАВЛЕННОСТЬ | общекультурная |
ВОЗРАСТ | 10-16 лет |
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ | 1 год |
СОСТАВИТЕЛЬ | Гурьева Оксана Александровна |
ДОЛЖНОСТЬ | Учитель музыки |
Визинга, 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для 5-8 классов «Чистый голос» разработана в соответствии с ФГОС ООО.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Средства массовой информации способствуют тому, что ребенок подвергается самым разнообразным эмоционально-художественным воздействиям, среди которых нередко отрицательные.
Надо помочь ученикам разобраться в потоке информации, развивать у них хороший вкус.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом вокальное искусство является средством художественно - творческого развития учащихся, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.
Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в хоре пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочное время. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит пению.
Ребенок, изучая и исполняя вокальные произведения, знакомится с сокровищницей мирового музыкального искусства, формирует определенный объем певческих умений, навыков, развивает речь, память, мышление, эмоциональный отклик на различные явления жизни, умения и навыки коллективной деятельности, позитивное отношение к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения, через личностную оценку исполняемой музыки.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение концертов, творческих вечеров) способствуют расширению кругозора учащихся. Занятия вокалом развивают такие качества, как стремление к самосовершенствованию, стремление показать свой творческий потенциал.
Цель программы:
Приобщение детей к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Задачи:
- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- формирование устойчивого интереса к музыке и ее различным формам;
- разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;
- развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;
- овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация).
Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.
Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.
Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, движениям под музыку, поведению на сцене.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, песни из мультфильмов и детских кинофильмов. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Описание места курса в учебном плане
Данный курс внеурочной деятельности рассчитана на школьный возраст (10-16 лет). 70 часов в год (1 раз в неделю по 2 академических часа).
Программа предполагает индивидуальную и групповую форму обучения.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:
- сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство;
- ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
- навыки проектирования индивидуальной художественно-творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Предметные результаты включают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность в потребности общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства в рамках изучаемого курса;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:
- умение самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;
- понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;
- эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.
Программа предполагает следующие методы:
Концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
Содержание курса внеурочной деятельности
указанием форм организации и видов деятельности
Основной формой организации является занятий (индивидуальное или групповое). На занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия и подбор песенного репертуара планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- вокально-хоровая работа;
- основы музыкальной грамоты;
- музыкально-дидактические игры;
- музыкально-ритмические упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- сценическое движение
Режим и содержание занятия
Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).
Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы.
В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий.
После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу.
В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке. Вежливость, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность.
В конце учебного года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год.
Для образовательного процесса необходимы наглядные пособия, дидактические материалы, аудио, видео материалы.
Содержание программы.
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста. Слушание песен. Выбор репертуара.
2.Охрана голоса.
Строение голосового аппарата певца. Артикуляционный аппарат и его составляющие.
Гимнастика голоса.
3.Певческая установка.
Понятие опоры, диафрагмы. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.
4.Звукообразование.
Процесс звукообразования и звуковедения. Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова. Упражнение на расширение диапазона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья.
5.Дыхание.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков. Сонорные и несонорные согласные звуки.
7.Ансамбль.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя. Пение каноном. Элементы простого двухголосия
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных ньюансах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «нонлегато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9.Ритм и ритмический рисунок.
Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Ритмические каноны.
10.Сценическое движение.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение. Работа с микрофоном.
11.Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
12.Концертная деятельность.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков. Формирование умения применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.
13.Итоговое занятие, творческий отчет.
Анализ выступлений
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Кол. часов | Групповые занятия | |
теория | практика | |||
Вводное занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Охрана голоса. | 1 | 0.5 | 0,5 | |
Певческая установка. | 4 | 1 | 3 | |
Звукообразование. Музыкальные штрихи. | 4 | 1 | 3 | |
Дыхание. | 6 | 1 | 5 | |
Дикция и артикуляция. | 6 | 1 | 5 | |
Ансамбль. | 8 | 1 | 7 | |
Музыкально-исполнительская работа. | 8 | 1 | 7 | |
Ритм. | 3 | 1 | 2 | |
Сценическое движение. | 8 | 1 | 7 | |
Работа над репертуаром. | 10 | 1 | 9 | |
Концертная деятельность. | 8 | 1 | 7 | |
Итоговое занятие. Творческий отчёт. | 2 | 2 | ||
Всего 70 часов. | 70 | 11 | 59 |
Примерный репертуар
- «Семь нот» сл. и муз. Ю Вережникова
- «Осенний блюз»
- «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова
- «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
- «Новый год» Ал. Ермолов
- «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
- «Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов
- «Песня о волшебном цветке» Муз.Чичкова Ю., сл. Пляцковского М.
- «Главный праздник» Найля Мухамеджанова
- «Дети Земли» сл. и муз. Виктор Ударцев
- «Детство» сл. и муз. Татьяна Пархоменко
- «Журавли» сл. и муз. Людмилы Фадеевой-Мокалёвой
- «Новый день» сл. и муз. Александра Ермолова
- «Крылатые качели», Е. Крылатов
- «Прекрасное далёко»
- «Волшебник – недоучка» А. Зацепин
- «Цветные сны», «Ветер перемен», М. Дунаевский
- «Старый рояль» М. Минков
Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога. Это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения «подгонять» под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального ансамбля. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения параллельно с изучением нового песенного материала. Песенный репертуар подбирается в течение года и может изменяться.
Формы и виды контроля
Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:
- беседа по пройденному материалу;
- самостоятельная работа;
- выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.
- анализ проделанной работы;
- участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год
- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
- участие в итоговом отчетном концерте.
Планируемый результат изучения курса внеурочной деятельности «Чмитыйголос»
- наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению;
- владение некоторыми основами нотной грамоты;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
- умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к «трем китам» (песне, танцу, маршу);
- двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
- умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
- умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Список литературы
- Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М.: Владос, 2000.
- Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
- Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-на-Дону, 2002.
- Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
- В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».
- В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».
- О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».
- Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших
школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Москва «Просвещение», 1989. - Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение», 1989.
- Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре». Москва «Музыка», 1967.
- Урбанович Г. «Певческий голос учителя музыки» в кн. «Музыкальное воспитание в школе» выпуск 12,Москва, 1977.
- Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988.
«Музыка в школе». Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. Москва, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-285250-1377704720.jpg)
Программа внеурочной деятельности по ФГОС Звонкие голоса
Программа кружка с учащимися начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-249603-1379707530.jpg)
Образовательная программа по постановке голоса.
Для педагогов вокалистов и преподавателей хоровых дисциплин....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-502778-1415102319.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Палитра детских голосов»
Весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания является хоровое искусство. В процессе изучения курса музыкального искусства школьники осваивают основы индивидуальн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649247-1436977106.jpg)
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа внеурочной деятельности Звонкие голоса
вокальная студия...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-1439442-1669564320.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-1500594-1702205869.png)
Программа кружка "Свой голос"
Очень важно для человека выразить все, что ему захочется, верно сформулировать мысль, найти нужные слова для передачи мысли....