Эссе "Дополнительное образование: за и против"
методическая разработка по теме

Хамдамов Рустам Азамович

Данное эссе - размышление о дополнительном образовании и обо мне, как о педагоге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_dopolnitelnoe_obrazovanie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Дополнительное образование: за и против»

Хамдамов Рустам Азамович,

ГБОУ ДОД ЦВР Центрального района.

Районный педагогический конкурс «Образование: взгляд в будущее».

Номинация «Сердце отдаю детям»

«Каждый выбирает по себе…

Каждый выбирает для себя».

Юрий Левитанский

В педагогике я всего лишь год. Не считая немногочисленных эпизодов из практики в университетах, быть педагогом прежде мне не приходилось.

Со сферой дополнительного образования моё знакомство состоялось в 2012 году. По совершенно невообразимой случайности, неожиданно одна из дорог моей жизни на перекрёстке свернула на улицу Ярославскую, дом 15. В Центр внешкольной работы Центрального района. Шёл я на собеседование на иную вакансию, но как часто бывает, ошибка на первый взгляд, становится началом чего-то грандиозного. Мне предложили поработать педагогом дополнительного образования, и понадобилось всего пять секунд для принятия решения.

Ещё будучи школьником, я обращал внимание на взаимосвязь успеваемости, интереса к  занятиям и личности педагога. В то время у нас не было возможности заниматься в каком-либо кружке по интересам в таком объёме, как сейчас. Было несколько факультативов, но зато каких! Я с удовольствием ходил на занятия по биологии. Потому что это было интересно, потому что я выбрал сам и никто не принуждал меня. И немалую роль играл мой интерес, подпитываемый личностью педагога. Добрая, отзывчивая, с понимающим взглядом Валентина Никитична, всегда с удовольствием принимала наши вопросы и с не меньшим энтузиазмом отвечала на них. Похоже было на симбиоз: она с удовольствием делилась знаниями, мы с удовольствием слушали.

Эти воспоминания пронеслись в моей голове стремительно, и показалось, что в дополнительном образовании будет так же. Тогда я согласился. По прошествии года, я могу с полной уверенностью сказать, что мои надежды оправдались.

И сегодня я понял: какое огромное преимущество – эта творческая свобода в дополнительном образовании. В школе – планы, циркуляры, строго заданная программа и оценки… А ведь, что интересно, в наших журналах нет места для выставления оценок! Только отметка о присутствии да тема занятия.

Эдвард Григ, норвежский композитор, говорил, что для творчества необходима радость. И радость, конечно же, не в том, что нет оценок. Не только. А в том, что двери Центра внешкольной работы – тот же перекрёсток, с большим количеством путей. Это мир, в котором школьник свободен выбирать.

В дополнительном образовании, в отличие от школы, нет документа о результате полученного образования. Нет аттестата. Но, как мне кажется, это не  критично. Хотя бы потому, что дополнительное образование не конкуренция школе. В условиях современной стратегии развития образования, основное и дополнительное образования становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга партнёрами.

Самой сложной для меня была непосредственная работа с детьми. В апреле у меня было запланировано мероприятие,  посвящённое годовщине событий в Чернобыле. Я очень волновался, потому что это первое мероприятие, где я должен был работать с младшей группой. Передо мной встала не простая задача: суметь рассказать о непростых вещах доступным и понятным языком для детей. И что самое главное - вызвать и удержать интерес, поведать о всей важности и цене, которая была оплачена человеческими жизнями, да так, чтобы отозвалось в душе маленького человека, проняло и не сломало грузом эмоций. Это только кажется,  что же там такого: встань и скажи, по прошествии 45 минут попрощайся. Нет! Это постоянное и упорное действие, когда ты одновременно говоришь, смотришь, слушаешь, думаешь о педагогическом процессе и на вопросы отвечаешь, да ещё мимо стула бы не сесть... Дети ведь всё чувствуют: стоит отвлечься, переключить внимание и всё - они шумят, они в телефоне, они не здесь. В дополнительном образовании всё и проще и сложней: меньше контроль, сильнее зависимость от мотивации, а значит выше требования к педагогу как к специалисту. Это настоящий вызов для меня!

Я понял: как много ещё учиться, это и для меня – выбор пути. Своеобразное место, площадка для развития. В конечном итоге, я склонен находить наш Центр испытательным полигоном, где за счёт действительно добровольного и широкого выбора активности, любой школьник может найти своё место и занятие по душе. Мальчик или девочка смогут отточить те качества личности, которые важны лично им. Если что-то выходит не так, как ожидалось, то есть очередная возможность, очередной перекрёсток, на котором будет гореть только зелёный.

Эти факты являются решающими при размышлении о достоинствах и проблемах дополнительного образования. И мне кажется, что результат есть и он не в строчке аттестата с хладнокровно поставленной оценкой, а в тех горящих глазах, том позитивном взгляде на мир, который дети приобретают, учатся самостоятельности, делать собственные шаги и следовать за своими мечтами. И вместе с ними – я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Инклюзивное образование за и против "

Инклюзивное образование за и против Статья составлена Кляузовой Вероникой Юрьевной Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр....

Эссе "Дополнительное образование: за и против"

Я хочу рассказать об одном из эпизодов своей педагогической деятельности, который оставил неизгладимый след в моей душе. В этом эссе дан ответ на вопрос - дополнительное образование: за и против....

Педагогический совет: "Геймификация в образовании: за и против"

Педагогический совет на конкурс "Учитель года 2019"Геймификация в образовании: за и против...

Концепция школьного филологического образования: за и против

Статья для выступления в рамках Круглого стола (региональный уровень)...

Статья. Дополнительное образование: за и против

Размышления на тему важности дополнительного образования в полноценном развитии детей....

Высшее образование: за и против

В данной методической разработке собрана и структурирована информация на тему : "Высшее образование". Вопросы для обсуждения и необходимый лексический минимум направлены на развитие навыка г...