3. Дополнительная общеобразовательная программа "Ритмическая мозаика"
рабочая программа по теме

Чикина Екатерина Александровна

Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»

            «Согласовано»                                                                      «Утверждаю»

      на педагогическом совете                                           Директор МБОУ ДОД ДДЮТ:

«____»  ________________ 20... г.                                   ________________ Ю.И. Астапова

Дополнительная общеобразовательная программа

Ритмическая мозаика

танцевального коллектива

«Сюрприз»

(на базе МДОУ Детский сад №3 «Звездочка»)

       

                            

Программа ориентирована на детей

От 4  до 7  лет.

Срок реализации – 3 года

Составитель – Чикина Екатерина  

                          Александровна

Педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

 

Ногинский муниципальный район

2013  г.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного и, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Программа детского танцевального коллектива «Ритмика» на базе Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения  Детский сад №3 «Звездочка» составлена с учетом психофизических особенностей дошкольников. Она рассчитана на детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Возраст детей от 4 до 7 лет. Программа предполагает трехлетний срок обучения.

Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Учитывая возрастные особенности и навыки воспитанников, формируются постоянные группы (на период обучения):

1 группа – 1 год обучения, дошкольники средней группы (дети 4 - 5 лет),

2 группа – 2 года обучения, дошкольники старшей группы (дети 5 – 6 лет),

3 группа – 3 года обучения, дошкольники подготовительной группы (дети 6 – 7 лет).

Количество обучающихся в группе 15 человек. В процессе обучения  осуществляется дифференцированный подход  к работе с детьми различной подготовленности и одаренности.

Занятия в танцевальных группах строятся с учётом специфики предмета, как групповые, так и индивидуальные занятия: при подготовке сольных номеров, для создания оптимальных условий и исключения пробелов  из учебного процесса отдельных воспитанников.

Хореограф, учитывая психологические особенности дошкольного возраста, ориентируется на главную функцию педагога – «помочь ребенку научиться хранить свой жизненный мир». Педагог нацелен на приобщение детей к движению под музыку всех, а не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявляются скрытые возможности ребёнка его «изюминка» и индивидуальность.

«Ритмическая мозаика» является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности,  игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

При создании программы танцевального коллектива «Ритмика» была использована «Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста» автор А.И. Буренина  1997 г. и «Программа танцевально-игровой гимнастики для детей «СА-ФИ-ДАНСЕ» автор Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина 2003 г.

      Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Педагог сочетает, как традиционное обучение, так и вносит инновационные методы, а значит:

  • экспериментирует в смешивании жанров,
  • создает музыкальные композиции в контексте музыкального спектакля, которые используются на различных праздниках, утренниках, мероприятиях, проводимых в данном дошкольном учреждении.

Именно через приобщение детей к искусству, музыкально-танцевальным культурным ценностям родного края активизируется приобщение детей дошкольников к культурному наследию:

  • формировать танцевальные знания, умения, навыки, эстетический вкус;
  • развивать музыкальный слух, чувство ритма, импровизацию;
  • способствовать развитию у дошкольников координации движений, пластичности и раскрепощенности;
  • формировать навыки коллективной работы.

Главная задача – это укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста средствами ритмических движений (постоянно контролировать самочувствие детей, руководствуясь заповедью «Не навреди»).

В процессе занятий формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма, развивать мышечную силу, выносливость.

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольниками средствами музыки и ритмических движений, а так же средствами танцевально – игровой гимнастики.

        Исходя из цели программы предусматривается решение следующих задач:

  • Укрепление здоровья (способствовать оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать профилактике плоскостопия; содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма).
  • Совершенствование психомоторных способностей дошкольников (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно – силовые и координационные способности; содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев; развивать ручную умелость и мелкую моторику).
  • Развитие творческих и созидательных способностей воспитанников (развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях; развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия).

     Педагог, работающий по данной программе ставит конкретные задачи на каждый год обучения.

Задачи первого года обучения.

  • Развивать координацию слуховых и двигательных навыков.
  • Выявить танцевальные способности и развивать их.
  • Создавать условия для поддержания детского творчества.

                          Задачи второго года обучения.

  • Осваивать танцевальные навыки, предусмотренные учебной программой.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать психические процессы восприятия, внимания, подвижность, эмоциональность, память.
  • Воспитывать чувство самодисциплины и организованности.

Задачи третьего года обучения.

  • Развивать и совершенствовать танцевальные и исполнительские навыки на основе изучаемого материала.
  • Воспитывать творческую активность и  инициативность.
  • Расширять репертуар.
  • Формировать художественно-эстетический вкус.

     Основные условия реализации программы:

  • поддерживать увлечения занятиями ритмикой (тем самым строго подходить к подбору движений). Движения, включенные в музыкально-ритмические композиции должны быть:

           -   доступными;

           -   понятными;

                -   разнообразными.

  • так же осуществлять подбор музыки. Желательно, чтобы подбор музыкальных произведений был достаточно разнообразным по жанру:

           -   плясовые;

           -   колыбельные;

           -   песни (детские и современные);

           -   маршевые мелодии;

           -   эстрадные мелодии;

           -   классические произведения.

     Посещение дошкольниками танцевального коллектива есть форма организованного развивающего досуга, а общение, получаемое в коллективе, положительно сказывается на социальной адаптации ребенка.

Итогом танцевального  обучения являются показы отчетных концертов на зрительской аудитории в детском саду для детей и родителей, а так же открытые занятия  по ритмике для родителей (по усмотрению администрации д/с).

Учебно-тематический план.

1 год обучения.

Название тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

0,5

0,5

2.

Учебно-тренировочная работа:

- пальчиковая гимнастика

- танцевально-ритмическая гимнастика

- музыкально-подвижные игры

1

6

8

6

8

8

7

14

16

3.

Танцевально-художественная специальная работа:

- постановочная работа

- репетиции

6

2

6

10

12

12

4.

Мероприятия, утренники

2

8

10

5.

Итоговое занятие

0,5

0,5

                                           ИТОГО ЧАСОВ:

25,5

46,5

72

2 год обучения.

Название тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

0,5

0,5

2.

Учебно-тренировочная работа:

- танцевально-ритмическая гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- элементы классического танца

- элементы народного танца

- музыкально-подвижные игры

- танцевальная импровизация

1

1

2

2

2

9

3

2

2

12

1

10

4

4

4

14

1

3.

Танцевально-художественная специальная работа:

- постановочная работа

- репетиции

6

2

6

10

12

12

4.

Мероприятия, утренники

2

8

10

5.

Итоговое занятие

0,5

0,5

                                           ИТОГО ЧАСОВ:

18,5

53,5

72

3 год обучения.

Название тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

0,5

0,5

2.

Учебно-тренировочная работа:

- пальчиковая гимнастика

- танцевально-ритмическая гимнастика

- элементы классического танца

- элементы народного танца

- элементы современного танца

- музыкально-подвижные игры

- танцевальная импровизация

1

1

1,5

1,5

1,5

2

5

5

2,5

2,5

2,5

12

2

6

6

4

4

4

14

2

3.

Танцевально-художественная специальная работа:

- постановочная работа

- репетиции

5

2

6

8

11

10

4.

Мероприятия, утренники

2

8

10

5.

Итоговое занятие

0,5

0,5

                                           ИТОГО ЧАСОВ:

18

54

72

Содержание тем.

1 год обучения.

Танцевально-ритмическая гимнастика служит основой для освоения ребенком различных видов движений. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а так же дыхательные и на укрепление осанки. Обучение детей 4-х летнего возраста начинается с упражнений по ориентировке в пространстве. На этом  этапе первоочередной задачей является приобретение координации, слуховых и двигательных навыков. Дети учатся слушать и слышать музыку, различать темп и характер произведения на основе простейших шагов (маршировка по кругу с носка, высоко поднимая колени в темпе и ритме музыки). На первых занятиях дети усвоили понятия вступление в музыке. Во время работы на партере ( на ковриках), идет выработка осанки, крепости голеностопного, коленного и тазобедерных суставов, разрабатывается гибкость всего тела.

Разминка, стоя на середине зала, помогает детям учиться овладевать частями своего тела на основе элементарных движений головы, плеч, рук, пальцев.

 Пальчиковая гимнастика служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру. Эти упражнения не только обогащают внутренний мир ребенка дошкольника, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Поэтому на первом году обучения рекомендуется проводить занятия с использованием различных игр, речитативов во время которых педагог предлагает детям выполнить цепь последовательных упражнений, включая и музыкально-подвижные игры. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

2 год обучения.

Делая подготовительные движения стопой (вперед, назад, по полу, в сторону), и чередуя эти движения с маленькими и большими приседаниями, дети знакомятся с элементами классики. Во втором полугодии учат третью и шестую позицию ног. Выполняя хороводный, топающий, семенящий шаги, притопы, приседания дети знакомятся с элементами русского народного танца. Выполнение различных позиций рук «Палочка», «Матрешка», позиций рук в парах «Качели», «Плетень», «Лодочка» требует усилий..

Танцевальная импровизация предусматривает специальные задания, направленные на    развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим заданиям создаются благоприятные возможности для развития мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.

На основе простейших танцевальных движений дети учат несложные танцы к плановым мероприятиям и утренникам.

Продолжается работа по развитию опорно-двигательного аппарата: формированию правильной осанки во время занятий, профилактике плоскостопий, сердечно-сосудистой и нервной систем организма, развитию скоростных и координационных способностей.

Педагог развивает умение ориентироваться в пространстве: перестраиваться из круга в пары, тройки, четверки, «звездочкой», несколько кругов, колонны, самостоятельно выполнять перестроения и уметь их моделировать на бумаге.

Даются упражнения на имитацию движений.

3 год обучения.

     На этом этапе обучения у детей шестилетнего возраста начинают формироваться навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений, навыки самостоятельного выражения движений под музыку, развивается раскрепощенность, лидерство, чувство трудолюбия, творчество. Продолжается работа над музыкальной структурой движения: акцент на сильную долю в шагах, вступительные и заключительные аккорды. Ведется отработка различных перестроений (движение «капустка»), усложняется танцевальный шаг (ходьба с повтором, шаг с притопом, шаг с каблучка, переменный шаг, приставной шаг, пружинящий шаг, шаг польки). Дети продолжают знакомство с элементами русского народного танца («Пружинка, Ёлочка, Ковырялочка, Гармошка»). Дети знакомятся с классическими позициями рук (подготовительная, первая, вторая, третья). Разучивают хлопки («блинчики», «тарелочки», «бубен»), хлопки в парах («стенка», «большой бубен», «крестик»). Выполняют легкие прыжки с обеих ног, с одновременным их сгибанием («точка», «часики», «лесенка», «заборчик»), бег по диагонали и «змейкой». Учат поклоны.                        

     Постоянно усложняется разминочный комплекс (стоя и на партере). Ходьба перестроения, упражнения разминочного комплекса время от времени проводятся с предметами в руках (флажки, ленточки и др.).

Педагог знакомит детей с несложными эстрадными движениями («дорожкой», «перескок»). Разучивание движений танцев: «Рок-Н-рол», «Самбо», «Макарэна», «Регтайм».

На основе простейших композиций («Вальс», «Полонез») дети знакомятся с особенностями старинного танца.

Постановка танцев: «Парная полька», «Разноцветная игра», «Улетай туча», «Детство с игрушками», «Сюрприз», «Финская полька», «Маленькая страна», «Край, в котором ты живешь», «Светит месяц», хоровод «Моя Россия», «танец Дружбы», танец «4 поросенка».

Методическое обеспечение программы.

Танцевальные группы дети посещают в свободное, от основных занятий, время. Обучение организуется на добровольных началах со стороны детей. В период обучения осуществляется переход каждого обучающегося из одной группы в другую (по возрасту).

Педагог, ориентируясь на выбранные им педагогические технологии, строит учебный процесс согласно личностно-ориентированной технологии обучения и воспитания, в центре внимания – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Методическую основу личностно-ориентированной технологии составляет дифференциация и индивидуализация обучения. Дифференциация обучения учитывает:

  • комплектование групп одновозрастного состава с начального этапа.
  • построение учебных занятий с учетом полового признака на основе психофизических, анатомно-биологических особенностей детей.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению через танцевальное искусство. Ребенок, выразив свое я с успехом, получив поощрения зрителей, попадает в «ситуацию успеха», что плодотворно сказывается на его психике и его дальнейшем танцевальном росте. А остальным ребятам, напротив, успех товарища дает мощный стимул и они с большим желанием, начинают лучше выступать. Так, в обучение входит очень полезный для детей момент состязательности.

Программа танцевального коллектива придерживается принципа – шаг за шагом, от простого к сложному. На этом построен весь учебный и воспитательный программный материал.

Несомненно, что процесс обучения в танцевальных группах имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков, на развитие личности ребенка дошкольника в процессе движений под музыку. Для этого создаются определенные условия. В здании МДОУ детского сада  № 3 «Звездочка» оборудован зал для проведения занятий танцевального коллектива. В нем имеются: коврики, различные предметы для общеразвивающих упражнений под музыку, атрибуты для игр, аудиоаппаратура, фортепиано. Есть и своя костюмерная с небольшим количеством танцевальных костюмов для участия в утренниках  и мероприятиях. Авторитет танцевального коллектива в д/с растет благодаря высокому уровню поставленных номеров, учитывая психофизические особенности детей дошкольного возраста, тесному взаимоотношению педагога и детей, как единого коллектива, направленного на развитие творческих особенностей детей дошкольников.

Требования к знаниям, умениям, навыкам.

Воспитанники 1 года обучения должны научиться слушать заданный темп, музыкальный ритм, чётко слышать интервал, а также хорошо ориентироваться в пространстве. Строить круг, шеренги, колонны, диагональ на площадке, уметь выполнять пластические упражнения, сохранять красивую осанку, иметь навык лёгкого шага с носка на пятку, т.е. должны приобрести навыки слуховые и двигательные, их осознание. Педагог приучает учеников к чуткому отношению друг к другу (радоваться за успех друг друга, не высмеивать неудачи партнёров). Дети, в ходе бесед, знакомятся с эстетическими нормами поведения и техникой безопасности на занятиях танцевального кружка.

Воспитанники 2 года обучения умеют акцентировать шаг на первую долю такта в марше и в размере три четверти. Слышать и понимать значения вступительного и заключительного аккордов. Выразительно, легко и точно исполнять движения в соответствии с музыкой. Уметь импровизировать на свободную тему.

Воспитанники 3 года обучения уже осваивают и умеют различать особенности медленных хороводных и быстрых плясовых ритмов русских танцев, различных видов галопа, шаг польки, движения современных, эстрадных, детских бальных танцев, чувствовать характер старинных жанров музыки.

В течение учебного года дети представляют свои творческие работы. У дошкольников формируется позитивное отношение к окружающему миру. Дети всегда с радостью откликаются на участие в различных мероприятиях, концертах, утренниках, организуемых среди воспитанников и гостей.

Итогом развивающей программы «Ритмическая мозаика» можно считать творческий отчётный концерт танцевального коллектива на базе детского сада №3 «Звездочка».

     Педагогом создана небольшая библиотека танцевальной, хореографической литературы. Библиотека пополняется за счет периодических изданий и собираемой педагогом нужной интересующей литературы, связанной с танцевальной деятельностью. Педагог занимается подбором и составлением упражнений, заданий, игр, импровизации по всем темам обучения. Оформляется стенд с названием «Страна Танцландия», в котором имеются фотоматериалы с выступлениями танцевального коллектива.

          Так же педагог дополнительного образования разрабатывает:

  • сценарии праздничных концертов к календарным датам и отчетным концертам;
  • описания движений танцевальных композиций;
  • оформляет фото альбом по итогам выступлений и всей танцевальной деятельности коллектива;
  • план учебно - воспитательной работы детского коллектива;
  • различные конкурсы, аттракционы, игры, забавы, используемые на учебных занятиях.

План воспитательной работы.

МЕРОПРИЯТИЕ

МЕСЯЦ

  1. Участие в праздничной программе «До свиданья, лето!».

        

  1. Участие в концерте для педагогов и работников д/с.

  1. Выступление на утреннике «Осень в гости просим».

  1. Участие в новогоднем празднике.

  1. Выступление на утреннике «Мамин праздник».

  1. Участие в концертной программе «Мы танцуем и поём очень весело живем».

  1. Танцевальные номера в день выпуска детей в школу.

  1. Творческий отчетный концерт коллектива «Наш Сюрприз – танцует на бис».    

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

март

апрель

май

май

Используемая литература.

Для педагога:

А.И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста», СПб., 1997.

Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: Детство – пресс, 2003.

Пуртова, Беликова, Кветная. Учите детей танцевать. Программа педагогики дополнительного образования, 2003.

Г.Н. Жучкова. Нравственные беседы с детьми и занятия с элементами психогимнастики, 2002.

М.А. Михайлова. А у наших у ворот – развеселый хоровод. Народные праздники, игры, танцы, развлечения, 2002.

Для воспитанников.

Весенние танцы, игры, забавы. М.,2002.

Игры, танцевальные конкурсы для всей семьи. О.В. Зайцева,   Е.В. Карпова. Я. 2001.

Сценарии, викторины, танцы, игры. Е. Разанова. М.,2000.

Русские подвижные игры и танцы. М.Ф. Литвинова. М., 2005.

     Инновации XX столетия.

С.А. Шмаков, Б.П. Никитин. Идея развития и воспитания детей через игру А.А. Дубровский. Лечебная педагогика.

О.С. Разман. Педагогика свободы приводит к тому, что ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не только позитивно, он вступает во взаимодействие и сотрудничество со взрослыми.

И.П. Иванов. Коллективно- творческое воспитание.

В.С. Биглер, Н.Б. Крылов. Идея воспитания на основе «диалога культур».

Репертуар танцевального коллектива.

  • Парная полька
  • Утята
  • Зверобика
  • Улетай туча
  • Детство
  • Танец с игрушками
  • Сюрприз
  • Маленькая страна
  • Финская полька
  • Русский хоровод
  • Светит месяц
  • Танец поросят
  • Jingle Bells
  • Чунга-чанга
  • Танец с ложками
  • Подгорка
  • Снежинки
  • Вальс
  • Танец дружбы
  • Хоровод «Моя Россия»
  • Край, в котором ты живешь
  • Полонез


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная программа "Театральная мозаика"

В данном файле размещена программа, по которой  осущесвляется работа объединения "Театральная мозаика"...

«Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....

«Зимние колядки» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

В ходе занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни).Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танц...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Актуальность Программы состоит в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа кружка «Ателье «Мозаика» (технология шитья из лоскутов)

Уровень программы:  разноуровневаяВозрастная категория: от 9 до 14 летСостав группы:  19 человекСрок реализации: 1 год...