Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах"
рабочая программа на тему

Представлен комплексный курс обучения детей в оркестровой студии "Гармония" по нескольким предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzitsirovanie_na_rus._nar._instrumentakh_oz.ur_.doc305 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Музицирование на русских народных инструментах»

(Оркестровая студия «Гармония», ознакомительный уровень)

Содержание

1. Пояснительная записка

2-14 стр.

2. Учебно-тематический план

15-18 стр.

3. Содержание программы

19-29 стр.

4. Методическое обеспечение программы

30-34 стр.

5. Список литературы

35-37 стр.

6. Приложения

38-46 стр.

  • Техника безопасности

38-43 стр.

  • Педагогический мониторинг

44-46 стр.


«Что такое музыка?

Она занимает место между мыслью и явлением,

как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей,

родственная обоим, она отлична от них,

это дух, нуждающийся в размеренном времени,

это материя, но материя, которая обходится без пространства»

 Великий немецкий поэт Генрих Гейне.

1. Пояснительная записка 

Направленность

Программа «Музицирование на русских народных инструментах» является модифицированной, ознакомительного уровня и имеет художественно-эстетическую направленность. Она разработана с учетом требований письма от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с СанПин 2.4.2. 2821– 10 ст4.12 и СанПин 2.4.4.1251-03.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Перемены, происходящие в современном социуме, в значительной степени затронули систему дополнительного образования. Становится очевидным факт возрастания интереса детей и родителей к музыкальному творчеству. Направленность традиционного музыкального обучения в музыкальных школах на концертное и конкурсное исполнительство и отсутствие в изучаемых музыкальных дисциплинах межпредметных связей в определенной степени тормозит и профессиональное музыкальное становление обучающихся и развитие навыков любительского музицирования. Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования - это интенсификация обучения за счет внедрения новых методов, переосмысления целей и содержания музыкального образования и воспитания. Возникла необходимость поиска такой модели обучения, которая бы обеспечивала активную творческую деятельность детей в сфере искусства, способствовала воспитанию устойчивого интереса обучающихся к музицированию; такой модели обучения и музыкального развития, которые будут способствовать формированию устойчивого тяготения к творчеству.  

Создание условий для реализации индивидуального подхода в процессе обучения позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребёнка, в том числе, обладающего способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области искусств.  

Центр образовательного процесса – ребёнок и задача педагога дополнительного образования – предоставить ему самые широкие возможности для успешного музыкального и художесвенно-эстетического развития. В рамках реализации данной программы педагог решает следующие задачи:

  • использовать вариативный подход в целях адаптации содержания программы к способностям и возможностям каждого обучающегося;
  • создавать условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса.  

Предусмотренная программой форма индивидуальных занятий создает педагогу необходимые условия для внимательного и всестороннего обучения и воспитания каждого ребёнка, объективной оценки его возможностей (с учётом эмоционального, общего и физического развития, строения рук и приспособляемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.)

За время обучения педагог формирует удобный исполнительский игровой аппарат, навыки чтения с листа, знание элементарной теории музыки, учит самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять произведения, также формирует навыки подбора по слуху, игры в ансамбле.

Традиционная музыкальная педагогика опирается на образовательные стандарты, сформированные в практике деятельности детских музыкальных школ. Программа «Музицирование на русских народных инструментах» предполагает деятельностный характер образовательного процесса, направленный на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, формирование социальной мобильности, адаптивности, ответственности. 

Программа «Музицирование на русских народных инструментах» направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального музицирования у детей и подростков в оркестровой студии «Гармония» через обучение игре на русских народных инструментах. Этот вид деятельности является одной из самых доступных форм привлечения обучающихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования детей. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры), концертная деятельность, реализация различных творческих проектов предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства.

Особенностью музыкального развития обучающегося в коллективе является то, что с первых занятий юный музыкант становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует эмоциональной раскованности, свободе, преодолению психолого-физиологических проблем. Опыт показывает, что совместное музицирование способствует ускоренному развитию многих исполнительских навыков (чтение с листа, активизация мелкой моторики, приобретение навыков исполнения различных штрихов), воспитывает такие личностные качества как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.

Через коллективное ансамблевое музицирование обучающиеся знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что в значительной степени способствует формированию их музыкального кругозора, общей исполнительской и слушательской культуре.

Программа разработана в условиях интеграции содержания образования комплекса дополнительных общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности с целью создания специального интегративного модуля. В основе реализации данной общеобразовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роль и значение видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и их достижения (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья). Содержание образовательной деятельности определено авторами программы с учётом факторов, обеспечивающих рост творческого потенциала обучающихся, активизации их познавательной деятельности, обогащение форм воспитания и развития детей и подростков.

Отличительные особенности

Оркестровая студия «Гармония» - это образовательная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов:

  • образовательная деятельность;
  • реализация проектов художественно-эстетической направленности;
  • просветительская деятельность;
  • воспитание детей и подростков через объединение их в детско-взрослую общность;
  • работа с родителями.

Программа разработана авторским коллективом педагогов оркестровой студии «Гармония» ГБОУ Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи на основе обобщения педагогического опыта, с учётом особенностей образовательной деятельности в творческого объединения, анализа результативности деятельности творческого объединения, с позиции требований, предъявляемым к образовательным программам как элементу российской образовательной системы и мониторинга образовательного процесса.

Инновационный характер программы обусловлен специфическими условиями организации образовательного процесса в объединении, основу которого составляет оркестр русских народных инструментов. Авторы программы опираются на основные тенденции современной музыкальной педагогики, такие как:

  • включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности;
  • введение всеобщего музыкального образования;
  • широкие репертуарные тенденции, обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению старинной музыки, популярных сочинений отечественной музыкальной культуры, современной музыки с использованием элементов композиторской техники XX века.

Главным средством музыкально-эстетического развития авторы считают опору на слуховое воспитание (или развитие слухо-ритмо-двигательных задатков); развитие творческих навыков обучающихся, формирование инструментального мышления. Содержание образовательной деятельности предусматривает активное привлечение родителей к различным формам сотрудничества в воспитании и развитии детей, предполагает использование различных развивающих технологий для создания особой социокультурной среды для воспитания ребёнка. В учебно-тематическом плане программы отражено стремление к интенсификации педагогического процесса, особое значение просветительства. В тоже время авторы программы опираются на академические традиции обучения игре на музыкальных инструментах, сформированные в практике ведущих музыкантов-педагогов.

Обучение детей комплексное по 3-м предметам в определённом режиме. В курс обучения входят обязательные предметы и дополнительные по выбору детей.

Реализация программы ознакомительного уровня предполагает обучение детей по следующим учебным предметам:

обязательные предметы:

  • основы музыкальной грамотности и народного музыкального творчества;
  • инструмент оркестра русских народных инструментов (класс обучения игре на одном из инструментов оркестра русских народных инструментов: малая домра, балалайка, баян, аккордеон, клавишные гусли, ударные инструменты, духовые инструменты);

дополнительный предмет:

(обучение осуществляется по выбору ребёнка, в целях дополнительного общего музыкального развития обучающихся при условии включения в программу обучение на инструменте оркестра русских народных инструментов)

  • фортепиано;
  • гитара;
  • синтезатор.

Цель: погружение ребенка в истоки музыкального искусства и выявление потребности у обучающихся в активных формах музицирования и исполнения (музыкальной коммуникации), обогащая эмоциональную сферу детей, физическое, интеллектуальное и психологическое развитие личности через занятия по комплексу предметов (инструментальное музицирование в составе ансамбля, основы музыкальной грамоты на материале фольклора).

Задачи:

образовательные:

  • формирование необходимых навыков игры на русских народных инструментах для участия в оркестровом музицировании;
  • формирование основ оркестрового мышления  через знакомство с  теорией музыки и историей создания и развития музыкальных инструментов;
  • накопление опыта коллективной музыкально-творческой деятельности;
  • освоение базовых технических приёмов игры на музыкальном инструменте;

развивающие:

  • выявление и развитие музыкальных способностей: чувства ритма, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений для исполнительской самореализации обучающегося;
  • развитие способности к художественному сопереживанию, образному и ассоциативному мышлению, творческому воображению;
  • развитие природных способностей обучающегося через создание атмосферы музыкального сотворчества;
  • развитие музыкально-аналитических способностей
  • повышение мотивацию к креативной и просветительской деятельности обучающегося;
  • развитие художественного вкуса и потребности в самостоятельном общении с музыкой и в музыкальном самообразовании;

воспитательные:

  • воспитание эмоционально-ценностных отношений к классической музыке;
  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
  • обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественной фортепианной педагогической школы;
  • воспитание лучших качеств личности для социальной адаптации обучающихся.

Возраст детей: 6-7 лет

Сроки реализации: 1 год

Формы и режим занятий:

Предмет

Форма

занятия

Количество часов в неделю

Режим

занятий

1

Основы музыкальной грамотности и народного музыкального творчества.

(Обязательный предмет)

Групповая

1 час

1 раз в неделю

45+15 минут смена деятельности

2

Инструмент оркестра русских народных инструментов.

(Обязательный предмет)

Индивидуальная

1 час

2 раза в неделю по 30 минут

3

Дополнительный инструмент.

(Предмет по выбору)

Индивидуальная

1 час

2 раза в неделю по 30 минут

Всего часов в неделю:

2 (3) часа

В соответствии с психолого-физиологическими особенностями и современными интересами детей и подростков, необходимостью применения здоровьесберегающих технологий предусмотрена следующая структура занятий:

Структура групповых занятий

Основное время занятия

(выработка знаний, умений, навыков)

45 минут

Смена деятельности

(развивающие игры-упражнения, психологический тренинг,

беседы о музыке)

15 минут

Общее время:

60 минут

Структура индивидуальных занятий

Основное время занятия

(выработка знаний, умений, навыков)

25 минут

Смена деятельности

(развивающие игры-упражнения, психологический тренинг,

беседы о музыке)

5 минут

Общее время:

30 минут

Объем групповых и индивидуальных занятий определен в соответствии с целями и задачами программы, психофизиологическими особенностями обучающихся и содержанием учебного материала. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа:

  • метро-ритмические упражнения;
  • выработка основных исполнительских навыков;
  • игра (пение, сольфеджирование) в ансамбле;
  • творческие упражнения;
  • показ педагогом;
  • беседа о музыке;
  • прослушивание аудиозаписей.

Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Проведение каждого занятия требует от педагога не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Ожидаемые результаты

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Планируемые результаты отражают общую идею программы: ориентацию на результаты и качество образования. Планируемые результаты обучения определены с учетом уровней усвоения содержания программы (низкий, средний, высокий)

         В содержании и структуре планируемых результатов учтены их основные функции:

  • служить критериальной основой для оценки результатов деятельности педагогов и обучающихся;
  • являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.

Требования к обучающимся:

  • воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных и творческих задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Прогнозируемые результаты образовательной деятельности определены с учётом следующих внешних объективных факторов:

  • массовое распространение у детей дошкольного и младшего школьного возраста нарушений психического и двигательно-моторного характера;
  • неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства;
  • отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды;
  • перегрузки в общеобразовательной школе;
  • отсутствие необходимого количества инструментов для домашних занятий.

Первый (ознакомительный) год обучения в творческом объединении является информационно-ознакомительным и подготовительным. По окончании 1 года обучения обучающийся должен свободно владеть всеми знаниями, умениями и навыками, предусмотренными для изучения на данном этапе. Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки должны помочь ребенку активно включаться в музыкальный процесс, выявить мотивацию к коллективному музицированию на русских народных инструментах.

За один год обучения обучающийся должен знать:

  • знать основные жанры музыкального фольклора;
  • знать названия и историю происхождения народных инструментов;
  • усвоить основные музыкально-теоретические понятия (метро-ритм, темп, звукоряд, гамма, лад, фраза, мелодия); 
  • освоить правила правильной посадки за инструментом (с инструментом);
  • знать обозначения основных динамических оттенков (f, p, cresc, dim);
  • знать правила бережного отношения к музыкальным инструментам;

        За один год обучения обучающийся должен уметь:

  • свободно читать ноты в скрипичном ключе;
  • сольмизировать и петь с листа с дирижированием на 2/4 простейшие нотные примеры;
  • определять на слух характер музыкального произведения, его структуру, лад, направление движения мелодии;
  • записывать ритмический рисунок мелодии;
  • владеть простейшими навыками ансамблевого творчества (совместное пение, сольфеджирование, метро-ритмические упражнения);
  • владеть навыками слухового восприятия и слуховой активности (иметь выявленные опорно-слуховые взаимосвязи при игре на инструменте);
  • освоить основные исполнительские навыки игры на выбранном музыкальном инструменте (специфику двигательных приёмов и приемов звукоизвлечения, основные правила аппликатуры);
  • овладеть навыками игры в ансамбле с концертмейстером через ощущение единства метро-ритма, динамики, агогических изменений.

Формы промежуточного и итогового контроля

В конце каждого полугодия и в конце учебного года каждое выступление обучающегося обязательно оценивается. Впечатление от исполнения воспитанником программы зависит от многих особенностей:

  • степень одаренности;
  • отношение к музыкальному сочинению;
  • степень готовности произведений;
  • степень понимания содержания музыкального произведения
  • степень соответствия трудности данного произведения и  индивидуальных особенностей ребёнка;

При этом учитывается:

  • правильность исполнения музыкального текста;
  • осмысленное воспроизведение музыкального текста (фразировка);
  • умение выбрать и сохранить темп произведения;
  • разнообразие звука, эмоциональность;
  • уровень овладения исполнительскими приемами;
  • артистическая выдержка, устойчивость, стабильность исполнения; общее поведение на эстраде.

Формы промежуточной и итоговой диагностики:

  • прослушивание обучающихся;
  • итоговые прослушивания для родителей (в форме классных концертов);
  • итоговые открытые занятия;
  • отчетные концерты;
  • конкурсные выступления различных уровней;
  • концертные выступления различных уровней;
  • коллоквиум (собеседование) по результатам образовательной деятельности;
  • академические концерты.

 


2. Учебно-тематический план 

Предмет основы музыкальной грамотности

и народного музыкального творчества

(обязательный, групповые занятия)

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в предмет. Техника безопасности.

1

1

2.

Изучение основ фольклора и истории музыкальных инструментов.

6

2

4

3.

Изучение основ музыкальной грамоты в соответствии с исполняемым музыкальным материалом

8

4

4

4.

Воспитание чувства ритма.

4

1

3

5.

Активизация музыкального восприятия.  

3

1

2

6.

Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений.

4

1

3

7.

Развитие  первичных навыков ансамблевого творчества.

4

1

3

8.

 Развитие  творческих навыков.

2

1

1

9.

Итоговые занятия.

4

2

2

Итого:

36

14

22


Предмет инструмент русских народных инструментов

(домра, балалайка, духовые и ударные инструменты)

(обязательный, индивидуальные занятия)

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в предмет. Техника безопасности.

1

1

2.

Освоение основных правил посадки за инструментом  и постановка игрового аппарата.

7

1

6

3.

Изучение  основных компонентов  музыкальной грамоты в соответствии со спецификой музыкального инструмента

2

1

1

4.

Выработка основных приёмов звукоизвлечения, базовых технических приёмов исполнения

6

1

5

5.

Развитие исполнительских навыков  игры  в ансамбле в процессе занятий с концертмейстером.

9

 

9

6.

Развитие  творческих способностей через создание музыкального образа в процессе

занятий с концертмейстером.

9

 

9

7.

Итоговые занятия.

2

 

2

Итого:

36

4

32


Предмет инструмент оркестра русских народных инструментов:

(баян, аккордеон)

(обязательный, индивидуальные занятия)

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в предмет. Техника безопасности.

1

1

 

2.

 Освоение основных правил посадки за инструментом и постановка игрового аппарата.

7

1

6

3.

Изучение  основных компонентов  музыкальной грамоты в соответствии со спецификой музыкального инструмента

2

1

1

4.

Выработка основных приёмов звукоизвлечения, базовых технических приёмов исполнения

6

1

5

5.

Развитие исполнительских навыков игры в ансамбле.

9

 

9

6.

Развитие музыкальных способностей через создание музыкального образа.

9

 

9

7.

Итоговые занятия.

2

 

2

Итого:

36

4

32


Предмет дополнительный инструмент

(фортепиано, гитара, синетезатор)

(индивидуальные занятия)

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в предмет. Техника безопасности.

1

1

 

2.

 Освоение основных правил посадки за инструментом и постановка игрового аппарата.

7

1

6

3.

Изучение  основных компонентов  музыкальной грамоты в соответствии со спецификой музыкального инструмента

2

1

1

4.

Выработка основных приёмов звукоизвлечения.

6

1

5

5.

Развитие исполнительских навыков игры в ансамбле.

9

 

9

6.

Развитие музыкальных способностей через создание музыкального образа.

9

 

9

7.

Итоговые занятия.

2

 

2

Итого:

36

4

32


3. Cодержание программы

Предмет основы музыкальной грамотности

и народного музыкального творчества

(обязательный, групповые занятия)

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: правила поведения обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий). 

2. Изучение основ фольклора и истории музыкальных инструментов.

Теория: жанры вокального и инструментального детского фольклора, история возникновения и развития народных музыкальных инструментов;

Практика: изучение попевок, скороговорок, элементов обрядовых игр, прослушивание музыкальных произведений в исполнении на народных инструментах и вокальных ансамблей (аудиозапись, «живое исполнение»), ансамблевое музицирование на духовых и ударных народных инструментах.

3. Изучение основ музыкальной грамоты.

Теория: формирование понятийного аппарата (музыкальный лад, гамма, мотив, фраза, тоника, знаки альтерации, нотная грамота, жанры детской музыки - песня, марш, танец);

Практика: игры-упражнения в двухдольном и трёхдольном размерах, упражнения на активизацию музыкального восприятия, изучение названий нот, знаков альтерации, запись нот в пределах первой октавы, музыкальные игры на развитие быстроты мышления и музыкальной памяти, сольфеджирование и сольмизация простейших примеров.

4. Воспитание чувства метроритма.

Теория: понятия – ритм, длительность, метр, размер, такт, паузы; основные правила дирижирования;

Практика: пение с дирижированием в размере две четверти, упражнения на развитие чувства ритма, координации движений, ритмические упражнения под музыку, ритмический диктант.

5. Активизация музыкального восприятия.

Теория: понятия - тональность, тон, полутон, устойчивые и неустойчивые звуки, интервалы (прима, секунда, терция, кварта, октава). Жанры программной музыки (жанровые картинки, пьесы-песни, пьесы-рассказы).  

Практика: письменные упражнения, слуховой анализ, упражнения на развитие памяти и внимания, слушание музыки, упражнения на развитие понимания музыкальных образов, творческие задания.

6. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений.

Теория: строение мелодии (восходящее движение, нисходящее движение скачки, повторы), динамическое развитие, простейшие музыкальные формы (куплетная, трёхчастная); изучение тембров различных инструментов;

Практика: сольфеджирование, сольмизация, анализ простейших музыкальных форм, музыкальный диктант, тембральный диктант. упражнения на развитие тембрального слуха.


7. Развитие навыков ансамблевого творчества.

Теория: понятие ансамбль, оркестр, история возникновения совместного инструментального музицирования. Виды ансамблей и оркестров. Оркестр русских народных инструментов оркестровой студии «Гармония».

Практика: сольфеджирование в ансамбле, интонационные упражнения, музыкальные игры, слушание музыки.

8. Воспитание творческих навыков.

Теория: понятие «художественный образ». Композитор и исполнитель. Простейшие приёмы композиции (организации звукового материала). Знакомство с детскими музыкальными сочинениями.

Практика: слушание детских музыкальных сочинений, выполнение творческих заданий (устный рассказ, рисунок, музыкальное сочинение).

9. Итоговые занятия.

Теория: обобщение знаний по предмету. Представление детям формы предстоящей работы. Обсуждение и анализ.

Практика: опрос, письменные задания, творческие задания, музыкальный диктант, собеседование.


Предмет инструмент русских народных инструментов

(домра, балалайка, духовые и ударные инструменты)

(обязательный, индивидуальные занятия)

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: правила поведения обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий). 

2. Освоение правил посадки и постановка игрового аппарата.

Теория: объяснение правил посадки, основных приёмов постановки игрового аппарата, изучение примеров посадки за инструментом и способов звукоизвлечения, установление взаимосвязи между мышечными ощущениями и музыкальным звуком (сила звука, глубина звука, туше).

Практика: упражнения на координацию движений, развитие навыков контроля за свободой мышечного аппарата, тренинг мелкой моторики и механической памяти, разучивание и исполнение музыкальных пьес различной степени сложности, показ педагога.

3. Изучение основ музыкальной грамоты.

Теория: изучение нотной записи, основных длительностей, знаков альтерации в соответствии со спецификой музыкального инструмента, объяснение основных правил разбора музыкального текста.  

Практика: сольфеджирование простых мелодий, выработка первоначальных навыков чтения с листа, упражнения на развитие музыкальной и зрительной памяти.

4. Выработка основных приёмов звукоизвлечения.

Теория: изучение основных правил звукоизвлечения (положение корпуса, ног и рук), понятие «музыкальный звук», «пение на инструменте». Исполнительские штрихи (non legato, legato).

Практика: упражнения на укрепление игрового аппарата, развитие пальцевой и кистевой свободы, освоение основных игровых приёмов, исполнение музыкальных пьес на различные виды штрихов.

5. Развитие исполнительских навыков игры в ансамбле в процессе занятий с концертмейстером.

Теория: понятие «музыкальный ансамбль», «оркестр», объяснение правил и приёмов совместного музицирования.

Практика: выработка первоначальных навыков ансамблевого исполнительства (ауфтакт, ощущение сильной доли, определение темпа и особенностей метро-ритма), упражнения на развитие и активизацию музыкального слуха, разучивание и исполнение пьес с различными видами фортепианного аккомпанемента.  

6. Развитие музыкальных способностей через создание музыкального образа в процессе занятий с концертмейстером.

Теория: понятие «музыкальный образ», «музыкальный тембр», знакомство с простейшими средствами музыкальной выразительности (мелодия, динамика, форма, жанр).

Практика: слушание музыки, показ педагога, творческие задания на развитие воображения, ассоциативного мышления, разучивание и исполнение разнохарактерных музыкальных произведений, воспитание артистических качеств, умения эмоционально исполнять музыкальные произведения.

7. Итоговые занятия.

Теория: культура музыкального исполнения, культура сценического поведения, культура слушания музыки. Собеседование и анализ.

Практика: упражнения на выработку эстрадной устойчивости, умения настроиться на концертное выступления. Исполнение музыкальных произведений.

 

Предмет инструмент оркестра русских народных инструментов

(баян, аккордеон)

(обязательный, индивидуальные занятия)

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: правила поведения обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий). 

2. Освоение правил посадки и постановка игрового аппарата.

Теория: объяснение принципов устройства музыкального инструмента, правил посадки, основных приёмов постановки игрового аппарата, изучение примеров посадки за инструментом и способов звукоизвлечения, установление взаимосвязи между мышечными ощущениями и музыкальным звуком (сила звука, глубина звука, туше)

Практика: упражнения на координацию движений, физическую выносливость, развитие навыков контроля за свободой мышечного аппарата, тренинг мелкой моторики и механической памяти, разучивание и исполнение музыкальных пьес различной степени сложности, показ педагога.

3. Изучение основ музыкальной грамоты.

Теория: изучение нотной записи (скрипичный и басовый ключи, понятие мелодия и аккомпанемент), основных длительностей, знаков альтерации в соответствии со спецификой музыкального инструмента, объяснение основных правил разбора музыкального текста.  

Практика: сольфеджирование простых мелодий, выработка первоначальных

навыков чтения с листа, упражнения на развитие музыкальной и зрительной памяти, выработка умения анализировать простейший музыкальный текст.

4. Выработка основных приёмов звукоизвлечения.

Теория: изучение основных правил звукоизвлечения (положение корпуса, ног и рук, «сжим»), понятие «музыкальный звук», «пение на инструменте». Исполнительские штрихи (non legato, legato).

Практика: упражнения на укрепление игрового аппарата, развитие пальцевой и кистевой свободы, освоение основных игровых приёмов, исполнение музыкальных пьес на различные виды штрихов. 

5. Развитие исполнительских навыков игры в анасамбле   .

Теория: понятие «музыкальный ансамбль», «оркестр», объяснение правил и приёмов совместного музицирования.

Практика: выработка первоначальных навыков ансамблевого исполнительства (ауфтакт, ощущение сильной доли, определение темпа и особенностей метро-ритма, фактуры), упражнения на развитие и активизацию музыкального слуха, разучивание и исполнение пьес в ансамбле с педагогом (обучающимся).  


6. Развитие музыкальных способностей через создание музыкального образа.

Теория:  понятие «музыкальный образ», «музыкальный тембр», знакомство с простейшими средствами музыкальной выразительности (мелодия, динамика, форма, жанр).

Практика: слушание музыки, показ педагога, творческие задания на развитие воображения, ассоциативного мышления, разучивание и исполнение разнохарактерных музыкальных произведений, воспитание артистических качеств, умения эмоционально исполнять музыкальные произведения.

7. Итоговые занятия.

Теория: культура музыкального исполнения, культура сценического поведения, культура слушания музыки. Собеседование и анализ.

Практика: упражнения на выработку эстрадной устойчивости, умения настроиться на концертное выступления. Исполнение музыкальных произведений. 

Предмет дополнительный инструмент

(фортепиано, гитара, синтезатор)

(индивидуальные занятия)

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: правила поведения обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий). 

2. Освоение правил посадки и постановка игрового аппарата.

Теория: объяснение принципов устройства музыкального инструмента, правил посадки, основных приёмов постановки игрового аппарата, изучение примеров посадки за инструментом и способов звукоизвлечения, установление взаимосвязи между мышечными ощущениями и музыкальным звуком (сила звука, глубина звука, туше)

Практика: упражнения на координацию движений, развитие навыков контроля за свободой мышечного аппарата, тренинг мелкой моторики и механической памяти, разучивание и исполнение музыкальных пьес различной степени сложности, показ педагога.

3. Изучение основ музыкальной грамоты.

Теория: изучение нотной записи (скрипичный и басовый ключи, понятие мелодия и аккомпанемент), основных длительностей, знаков альтерации в соответствии со спецификой музыкального инструмента, объяснение основных правил разбора музыкального текста.  

Практика: сольфеджирование простых мелодий, выработка первоначальных

навыков чтения с листа, упражнения на развитие музыкальной и зрительной памяти, выработка умения анализировать простейший музыкальный текст, подбор по слуху

4. Выработка основных приёмов звукоизвлечения.

Теория: изучение основных правил звукоизвлечения (положение корпуса, ног и рук), понятие «музыкальный звук», «пение на инструменте». Исполнительские штрихи (non legato, legato).

Практика: упражнения на укрепление игрового аппарата, развитие пальцевой и кистевой свободы, освоение основных игровых приёмов, исполнение музыкальных пьес на различные виды штрихов. 

5. Развитие исполнительских навыков игры в  ансамбле

Теория: понятие «музыкальный ансамбль»,  объяснение правил  и приёмов совместного музицирования.

Практика: выработка первоначальных навыков ансамблевого исполнительства (ауфтакт, ощущение сильной доли, определение темпа и особенностей метро-ритма, фактуры),упражнения на развитие и активизацию музыкального слуха, разучивание и исполнение пьес в ансамбле с педагогом (учеником)  

6. Развитие музыкальных способностей через создание музыкального образа.

Теория: понятие «музыкальный образ», «музыкальный тембр», знакомство с простейшими средствами музыкальной выразительности (мелодия, динамика, форма, жанр).

Практика: слушание музыки, показ педагога, творческие задания на развитие воображения, ассоциативного мышления, разучивание и исполнение разнохарактерных музыкальных произведений, воспитание артистических качеств, умения эмоционально исполнять музыкальные произведения.

7. Итоговые занятия.

Теория: культура музыкального исполнения, культура сценического поведения, культура слушания музыки. Собеседование и анализ.

Практика: упражнения на выработку эстрадной устойчивости, умения настроиться на концертное выступление. Исполнение музыкальных произведений.


4. Методическое обеспечение программы

Занятия с обучающимися по разделам учебно-тематического плана планируются с учётом следующих компонентов (структура конспекта занятия):

  • название темы;
  • место данной темы в общем содержании учебного процесса;
  • цель изучения данной темы;
  • задачи изучения данной темы;
  • общее содержание учебной темы: теоретических аспектов, практической деятельности детей (перечень упражнений, музыкальных произведений, тематика практических заданий);
  • методические материалы по данной теме (таблицы аппликатуры);
  • алгоритм изучения данной темы (распределение содержания теории и практики на учебных занятиях, последовательность использования методических материалов, методы работы с детьми);
  • алгоритм выполнения практической работы (ее общее описание, этапы работы, действия, инструменты и  нотные материалы);
  • типичные проблемы обучающихся в процессе выполнения практической работы и способы преодоления возникающих проблем.

Методы и приемы, используемые на занятиях

  • словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, пояснение, указание и замечание);
  • частично-поисковый метод (обучающийся участвует в решении поставленных исполнительских задач);
  • метод анализа учеником и педагогом учебной ситуации;
  • наглядный метод (слушание музыки, показ педагога, просмотр видеоматериалов);
  • практический метод (применение систематических, последовательных, постоянных упражнения разного вида).

Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений, выработки необходимых исполнительских и теоретических навыков.    Обучение основано на педагогическом принципе «от простого к сложному».

Дети, как правило, увлеченно занимаются именно тогда, когда перед ними все время ставятся новые, более трудные задачи, доступные им, но все же требующие для своего решения определенных усилий. Основная цель педагога – в процессе подобного обучения помочь ребенку избежать ошибочных действий, которые тормозят формирование умений и навыков, искажают результат.

В сфере дидактики и педагогической психологии программа опирается на сформированные на практике определенные отношения педагога к ошибочным действиям обучающихся. Здесь своя специфика, требующая особых, нестандартных, тонко дифференцированных решений. Все попытки диагностировать музыкально – исполнительскую деятельность воспитанника должны носить сугубо индивидуализированный характер. Перспективной в плане творческого развития будущего оркестранта является линия поведения педагога, ориентирующая ребенка на «пробные действия» (метод проб и ошибок) в ходе освоения музыкального произведения. Метод чреват определенными потерями и неудачами для воспитанника, но он формирует у обучающегося комплекс необходимых знаний, умений и навыков, вырабатывает у него гибкость, пластичность музыкально – исполнительского мышления.

Общая эмоционально – психологическая атмосфера, складывающаяся на занятии, характер отношений между педагогом и ребенком способствуют успешному развитию личности воспитанника. Реализация программы предполагает, что педагог обращает внимание на психологическое состояние обучающихся. В связи с этим реализация данной программы должна обеспечить детям социально – психологический комфорт. Содержание программы позволяет педагогу применять различные обучающие технологии, включающие в себя воспитательный компонент. В процессе занятий педагог обращает внимание на эмоциональное состояние обучающегося (душевное равновесие, уверенность в своих силах); преодолевает негативные эмоции, подавленность детей, изменяя формы, методы и даже содержание занятий; уделяет внимание интересам и планам воспитанника, его душевному состоянию.

Одним из качеств, которые формируются на занятиях у детей, является умение работать самостоятельно. Задача педагога – научить ребенка самостоятельно работать над музыкальным произведением. В этой связи первостепенное значение приобретает доступность и выполняемость домашнего задания.

Для реализации этого принципа педагог учитывает следующее: объем учебного материала, срок выполнения, сложность задачи и работоспособность ребёнка. Невыполнение домашнего задания является сигналом бедствия, и педагог обязан выяснить причины этого. Но, прежде всего, он должен задать вопрос себе: «Выполнимо ли домашнее задание?» Дать на дом доступную работу – большое педагогическое искусство. Важное значение имеет конкретность домашнего задания.

На ознакомительном этапе обучения, наряду с развитием техники игры обучающегося, педагог внимательно следит за правильностью его посадки, постановки рук и положения инструмента, так как только решение всего комплекса этих задач может дать устойчивые положительные результаты.

Правильная посадка начинающего исполнителя и положение инструмента во многом предопределяет успешное овладение приемами игры и принципами звукоизвлечения. Посадка за инструментом должна быть удобной для исполнителя, не стесняющей его при игре и вместе с тем внешне красивой и подтянутой. Удобство посадки за инструментом заключается в естественно свободном положении исполнителя на стуле и сохранении равновесия без напряжения мышц ног при отклонениях корпуса в стороны.  

При игре на инструменте очень важно грамотно ребёнку поставить руки. Задача технического развития является одной из важнейших при обучении музыке. Поэтому в ежедневное занятие на начальном этапе обучения на любом музыкальном инструменте необходимо включить этюды, гаммы, упражнения. Упражнения могут быть различными, ставящими как глобальные задачи общего технического развития, так и решающие сиюминутные проблемы, помогающие освоению отдельных технических приёмов исполнения.  

Заниматься техникой исполнения следует на протяжении всего периода обучения и педагог постоянно следит за выполнением каждого технического задания.

Работа над упражнениями на начальной стадии обучения является наиболее важной. Обучающемуся с самых первых шагов нужно тщательно следить за усвоением правильных движений. Систематическая работа над гаммами и арпеджио наиболее полезна для развития технических навыков. При их исполнении ребёнок должен научиться следить за качеством звука, ровностью ритма и точностью исполнения штрихов. Когда гаммы и арпеджио будут освоены, полезно играть их с различными динамическими оттенками.

Звукоизвлечение и воспитание культуры звука – основные задачи исполнителя с первых шагов обучения игре на музыкальном инструменте.  

 

Условия реализации программы

  • аудитория для занятий;
  • школьная доска;
  • столы и стулья для детей и педагога;
  • музыкальные русские народные инструменты и фортепиано;
  • подставки (под ноги и на стулья);
  • пюпитры;
  • нотная литература;
  • нотные тетради.


5. Список литературы

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

  • Глейхман Д. «Народные песни» 1 -3 классы - М.: 2004 г.;
  • Глейхман Д. «Пьесы» 1-3 классы - М.: 2004 г.;
  • Глейхман Д. «Педагогический репертуар балалаечника» 3-5 классы -М.: 1989 г.;
  • Глейхман Д. «Этюды» - М.: 2004 г.;
  • Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке» - Л.: 1985 г.;
  • Илюхин А. «Самоучитель игры на балалайке» - М.: 1970 г.;
  • Нечепоренко П., Мельников В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2001 г.;
  • Цветков В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2000 г, и др. 

Список литературы для педагога

  • Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образовагния» - М.: Школьная Пресса, 2008 г.;
  • Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность» - М.: 2004 г.;
  • Коджаспирова Г.М. «Педагогика» -М.: Гардарики, 2004 г.;
  • Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности» - Лен.: 1988 г.;
  • МерзляковаС. «Фольклор – музыка – театр» - М.:1999 г.;
  • Нечепоренко П., Мельников В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2001 г.;
  • Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр» - М.: 1956 г.;
  • Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология» - СПб.: Питер, 2007 г.;
  • Цветков В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2000 г.;
  • Шалов А. «Основы игры на балалайке» - Л.: 1970 г.

Список используемой литературы по предмету фортепиано:

  • А.П. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище» – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009 г. (Cерия «Секреты фортепианного мастерства»);
  • Гофман И. И. «Фортепианная игра»;
  • Камаев А.А. «Чтение с листа»;
  • Милич Б.Е. «Воспитание ученика – пианиста»;
  • Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры»;
  • «Школа игры на фортепиано» под ред. Николаева А.А.;
  • Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»;
  • Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста»;
  • Шмидт – Шкловская А.А. «Воспитание и организация пианистических навыков»;
  • Дроздова Н. В. «Обучение детей музыке»;
  • Н.П. Корыхалова «За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе» – СПб: Композитор. Санкт-Петербург.


Интернет-ресурсы

Ноты:

Оркестры:

 


Приложение 1

Техника безопасности

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2009

Общие правила поведения

Обучающиеся обязаны:

  • обучающийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • обучающиеся имеют право находиться на складе музыкальных инструментов только в присутствии педагога или концертмейстера;
  • обучающийся не имеет право самостоятельно пользоваться имуществом, хранящемся на складе (музыкальные инструменты, пюпитры, костюмы, подставки и прочее);
  • выдача музыкальных инструментов для домашних занятий обучающихся со склада музыкальных инструментов производится в соответствии с требованиями сохранной расписки;
  • в случае порчи музыкального инструмента, находящегося в домашнем пользовании, материальную ответственность несут родители обучающегося;
  • обучающийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • обучающиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • обучающийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Обучающиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить на склад музыкальных инструментов и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • бегать на складе в избежании повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Обязанности педагога:

  • педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности музыкальных инструментов и другого имущества, используемого в образовательном процессе;
  • педагог обязан следить за порядком на складе музыкальных инструментов;
  • педагог обязан сопровождать обучающихся на склад для получения ими музыкальных инструментов;
  • педагог несет полную ответственность за сохранность музыкальных инструментов, используемых в образовательном процессе;
  • по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь обучающимся убрать инструмент на склад;
  • с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями обучающихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
  • педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах оркестровой студии «Гармония», необходимых для полной сохранности музыкальных инструментов.  

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2008

Общие правила поведения

  • обучающийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
  • перед началом занятия обучающийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
  • обучающийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • обучающиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога или концертмейстера;
  • во время занятий обучающийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
  • обучающийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • обучающиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • при посещении ДТДиМ, обучающиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
  • сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
  • обучающийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Обучающиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
  • бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Правила поведения на улицах и дорогах города:

  • обучающийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
  • в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
  • переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
  • при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
  • запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
  • запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.

Инструкция  по технике безопасности для обучающихся оркестровой студии «Гармония»

  • обучающимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
  • в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;

  • обучающийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
  • запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
  • запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре;
  • во избежание случайного падения инструмента и нанесения травмы обучающемуся, не оставлять его в неустойчивом положении и использовать только специально предназначенную подставку;

 


Приложение 2

Педагогический мониторинг

Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения обучающимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.

К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:

  • положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
  • мотивация к музыкальному творчеству;
  • повышение общей мотивации к учению.

Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:

  • разнообразие музыкальных интересов;
  •  формирование общего кругозора в предметной области;
  •  стремление к общению с музыкой;
  •  эмоциональный отклик на музыку;
  • сформированность первоначальных исполнительских навыков.

 

Успехи обучающихся на занятиях оцениваются по пятибалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.

Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.


Индивидуальная карточка

учета результатов обучения ребенка

по образовательной программе дополнительного образования детей

Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________

Предмет________________________________Педагог______________________________________

Название образовательной программы

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года

Показатели

диагностики

_____________год обучения

Конец I полугодия

Конец учебного года

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания:

1.2. Владение специальной музыкальной терминологией

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения)

2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение)

2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху,сочинение)

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Личностные качества

Мотивация к музыкальному творчеству

Самостоятельность и самоконтроль

Отношение к общим делам объединения

3.2 Учебно-коммуникативные умения:

а) слушать и слышать педагога;

б) эстрадоустойчивость

в) способность к рефлексии деятельности

3.3 Учебно-организационные умения и навыки:

а) организовать свое рабочее (учебное) место;

б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

4. Предметные достижения обучающегося

4.1 На уровне детского объединения (студии)

4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий)

4.3 На уровне округа (окружной)

4.4 На городском уровне (Московский)

4.5 На региональном уровне (Российский)

4.6 На международном уровне

Итого средний балл:

Уровни проявления (низкий, средний, высокий)

1-2 балла – слабо проявляется (низкий уровень - Н);

3-4 балла – проявляется на среднем уровне (С);

5 балла – высокий уровень проявления (В).

Педагог дополнительного образования          __________________________________/____________________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр"

Данная программа является ознакомительным курсом обучения 1-й ступени в оркестровой студии "Гармония" для детей 1-2 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Фортепиано"

Учебный курс обучения игре на фортепиано в оркестровой студии "Гармония" для детей 5-9 классов....