«УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
методическая разработка на тему

Непомнящая Татьяна Борисовна

Проблемы способностей и одаренности на протяжении столетий притягивали исследовательскую мысль, так как явно наблюдаемые индивидуальные различия в выполнении разных видов деятельности, порой различия чрезвычайные, требовали объяснений. В качестве одного из популярных объяснений с древнейших времен выступали различия в способностях и одаренности. До сегодняшнего дня не существует единства взглядов на существо способностей и одаренности и на совокупность факторов, воздействующих на их формирование и развитие.

     Теория и практика диагностики собственно музыкальных способностей нуждаются в продолжении и развитии. Провалы в диагностике способностей и одаренности, которые демонстрируют профессиональные учебные заведения, говорят о том, что научные знания о музыкальной одаренности и о педагогической поддержке музыкально одаренных детей неполны и несовершенны. 

Таким образом, проблема исследования заключается в рассогласовании между необходимостью в знаниях об условиях и детерминантах развития музыкально одаренных детей, об их психологических особенностях, способствующих или препятствующих этому и отсутствием требуемой системы этих знаний; в отсутствии систематизированного опыта педагогической поддержки одаренных детей в условиях детской музыкальной школы и школы искусств. Между тем, эти знания и опыт представлены в различных нетрадиционных источниках и не включены в научный оборот.

Скачать:


Предварительный просмотр:

II Международный педагогический конкурс

«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

«УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Направление: «Поддержка и развитие интеллектуально-одаренных детей»

Номинация: Дополнительное образование как фактор развития одаренных детей

Автор: Непомнящая Татьяна Борисовна

МБОУ ДОД «ДШИ ст. Раевской муниципального образования город Новороссийск»

Заведующая музыкальным отделением, преподаватель фортепиано.

tancha_muz@mail.ru

353934 г. Новороссийск, п. Семигорье, ул. Гагарина,д.2 кв.8

тел: 89186427779

     Актуальность исследования. Проблемы способностей и одаренности на протяжении столетий притягивали исследовательскую мысль, так как явно наблюдаемые индивидуальные различия в выполнении разных видов деятельности, порой различия чрезвычайные, требовали объяснений. В качестве одного из популярных объяснений с древнейших времен выступали различия в способностях и одаренности. До сегодняшнего дня не существует единства взглядов на существо способностей и одаренности и на совокупность факторов, воздействующих на их формирование и развитие.

     Теория и практика диагностики собственно музыкальных способностей нуждаются в продолжении и развитии. Провалы в диагностике способностей и одаренности, которые демонстрируют профессиональные учебные заведения, говорят о том, что научные знания о музыкальной одаренности и о педагогической поддержке музыкально одаренных детей неполны и несовершенны.

      В отечественной педагогической науке и практике все еще отсутствует систематизация и научное осмысление опыта развития детской одаренности в художественных видах деятельности (в том числе в музыке), хотя уже существуют теоретические исследования, направленные на выявление структуры художественной одаренности и психологических особенностей художественно одаренных детей. В сложившейся в нашей стране практике развития одаренных детей, в частности в специальном музыкальном образовании, за редким исключением, внимание уделяется не только методике обучения предмету. Развитие личностных качеств и характерологических свойств ребенка в процессе обучения остается в стороне.

     В стороне, в силу своей специфичности, остается проблема развития художественно (в частности, музыкально) одаренных детей в специальных учебных заведениях. В изучении этого вопроса необходим анализ опыта талантливых педагогов, показывающих высокие результаты в работе с музыкально одаренными детьми. Поэтому изучение этого опыта позволит восполнить существующий пробел в теории и практике развития музыкально одаренных детей. Анализ богатейшего эмпирического наследия лучших музыкантов-педагогов позволяет найти и обосновать закономерности обучения музыканта, способные обеспечить динамизм и эффективность учебного процесса.

     Состояние научной литературы по этому вопросу показывает, что проблема развития одаренных детей представлена исследованиями, направленными главным образом на развитие общей и творческой одаренности, но по-прежнему остается недостаточно изученной сфера личностного развития музыкально одаренных детей. В связи с этим, следует обозначить противоречие, возникающее между необходимостью создания благоприятной среды для развития музыкально одаренных детей и отсутствием научного обоснования, способствующих этому процессу психолого-педагогических условий; между методической направленностью процесса обучения одаренных и способных детей и недостаточным вниманием к развитию их личности.

     Таким образом, проблема исследования заключается в рассогласовании между необходимостью в знаниях об условиях и детерминантах развития музыкально одаренных детей, об их психологических особенностях, способствующих или препятствующих этому и отсутствием требуемой системы этих знаний; в отсутствии систематизированного опыта педагогической поддержки одаренных детей в условиях детской музыкальной школы и школы искусств. Между тем, эти знания и опыт представлены в различных нетрадиционных источниках и не включены в научный оборот.

     Изучение научной и практической значимости проблемы позволило определить объект, предмет, цель, задачи исследования.

Объектом исследования является процесс педагогической поддержки одаренных детей в музыкальных учебных заведениях.

Предмет исследования: структура системы управления  педагогической поддержки музыкально одаренного ребенка в процессе обучения игре на музыкальном инструменте.

Цель исследования: систематизировать опыт управления педагогической поддержки музыкально одаренных детей.

     Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогические подходы к пониманию общей одаренности и сущность музыкальной одаренности, выявить детерминанты ее развитая.

 2. Теоретически обосновать педагогические факторы, обеспечивающие развитие музыкально одаренных детей.

3. Систематизировать педагогические условия развития музыкально одаренных детей.

Апробация исследования осуществлялась в МБОУ ДОД «Детская школа искусств ст. Раевской» на музыкальном отделении. Новизна исследования: уточнено, применительно к системе дополнительного образования, понятие «общая одаренность» и «музыкальная одаренность»; уточнены методы диагностики музыкальной одаренности; апробированы формы и методы развития музыкальной одаренности; уточнено представление об организации управления педагогической поддержки музыкально одаренных детей.

1. ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

       

1.1 Управление педагогической поддержкой музыкально одаренных учащихся в системе дополнительного образования Краснодарского края

     В системе дополнительного образования Краснодарского края основные направления работы с одаренными детьми и молодежью реализуют образовательные учреждения разных типов: дошкольные, учреждения дополнительного образования детей, учреждения начального и среднего профессионального образования. В частности, с одаренными детьми работают 178 учреждений дополнительного образования детей. Координацию деятельности с художественно одаренными детьми в крае осуществляет Краевой учебно-методический центр.

     В Краснодарском крае в сфере культуры уже более 10 лет реализуется Краевая целевая подпрограмма «Одаренные дети»: поддержка участия одаренных детей во всероссийских, межрегиональных, международных мероприятиях. Проанализировав опыт управления педагогической поддержки одаренных детей на ранних этапах их развития в Краснодарском крае, можно сказать, что основными задачами сопровождения одаренных детей, начиная с  детского сада, являются и создание условий для развития одаренного ребенка, и создание условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка (данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог – ребенок – родитель), и отслеживание особенности развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Одной из важных задач является повышение психолого-педагогической компетенции педагогов дополнительного образования, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.

     Опыт учреждений дополнительного образования Краснодарского края доказывает, что кроме системных знаний по освоению дополнительной образовательной программы, важно стимулировать одаренного ребенка к непрерывному саморазвитию, создавать условия для самореализации в различных видах социальной и личностно-значимой деятельности, что способствует обретению индивидуального жизненного опыта.

     Вместе с тем, проведенный анализ позволил выявить проблемы, главной из которых является отсутствие системности в организации сопровождения развития музыкально одаренных детей в Краевой системе дополнительного образования. Результаты анализа позволили нам разработать модель педагогического сопровождения музыкально одаренных детей в региональной системе дополнительного образования с учетом возможностей и особенностей социально-экономического развития региона, которая может успешно реализоваться в Краснодарском крае. Нами были определены ведущие идеи модели сопровождения музыкально одаренных детей в Краснодарском крае:

  • рассмотрение региональной системы дополнительного образования как образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка, в том числе, одаренного; 
  • рассмотрение личностного развития как основополагающей цели обучения и воспитания музыкально одаренных детей;
  • обеспечение непрерывности развития музыкально одаренного ребенка как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка);
  • рассмотрение комплекса условий и средств развития музыкально одаренного ребенка как многоуровневой системы, включающей в себя следующие взаимосвязанные уровни: региональная система общего и дополнительного образования, муниципальная система общего и дополнительного образования, образовательные учреждения разных типов, субъекты образовательной деятельности (дети, родители, педагоги);
  • поддержка традиционно эффективной деятельности на уровне учреждений дополнительного образования, муниципальных образований, региона и разработка новых форм работы, позволяющих создать новый опыт работы с музыкально одаренными детьми.

     Реализация данных идей может быть осуществлена через следующие основные направления работы с музыкально одаренными детьми в Краснодарском крае:

1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития музыкально одаренных детей региона, включающего в себя:

  • организацию ресурсного центра по разработке системы диагностики музыкальной одаренности детей, механизма ее реализации в практике деятельности учреждений дополнительного образования, организации консультаций для детей и родителей региона;
  • создание условий для выявления музыкально одаренных детей через непрерывную систему конкурсов, олимпиад, фестивалей, предполагающую создание ситуации успеха для детей разного возраста;
  • разработку программы адресного мониторинга динамики достижений детей победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей различного уровня.

2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках Региональной системы дополнительного образования, которая осуществляется через:

  • организацию межведомственного взаимодействия как сферы социального партнерства по выявлению музыкально одаренных детей и работе с ними;
  • создание педагогических комплексов по работе с музыкально одаренными детьми: лицеев, в т.ч. для сельских школьников, интернатов для одаренных детей в той или иной творческой сферах, центра дистанционного обучения и др.;
  • организацию взаимодействия с вузами (создание в вузах, средних общеобразовательных учреждениях творческих обществ школьников, кружков художественного направления; проведение конкурсов творческих работ учащихся; создание нормативно-правовой базы для льготного поступления музыкально одаренных детей в вузы и др.);
  • развитие форм реабилитации, поддержания и восстановления здоровья музыкально одаренных детей: санаториев, профилакториев и др.;
  • проведение конференций по проблемам работы с музыкально одаренными детьми с участием учреждений различных типов;
  • разработку и активное использование Интернет технологий в организации работы с музыкально одаренными детьми;
  • развитие проектной деятельности детей и молодежи в социальной сфере Региональной системе дополнительного образования;
  • интеграцию со средствами массовой информации (СМИ) в подготовке материалов для программ радио, телевидения, региональных печатных изданий.

3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение развития музыкально одаренных детей в рамках Региональной системы дополнительного образования, в том числе:

  • обобщение существующего опыта и разработка новых педагогических технологий социально-педагогического сопровождения музыкально одаренных детей;
  • организация региональных исследований проблем одаренного ребенка; проблем поддержки одаренности, создание областных экспериментальных площадок, программ адаптации музыкально одаренных детей;
  • разработка и апробация новой позиции педагога в работе с музыкально одаренными детьми: позиции тьютора, модератора, фасилитатора и др.;
  • разработка научно-обоснованного алгоритма социально-педагогического сопровождения музыкально одарённых детей в рамках Региональной системы дополнительного образования.

4. Организация подготовки педагогических кадров к работе с музыкально одаренными детьми, которая включает себя:

  • создание ресурсных центров по подготовке, повышению квалификации педагогических кадров в вопросах сопровождения музыкально одаренного ребенка;
  • обучение руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей учреждений дополнительного образования по проблеме организации сопровождения развития музыкально одаренных детей.

5. Создание системы мотивационной поддержки музыкально одаренных детей и процесса их сопровождения в регионе, в том числе:

  • разработка системы стимулирования развития музыкально одаренного ребенка на уровне региона, в том числе через премии одаренным детям и их педагогам от имени губернатора, мэра, местных органов самоуправления и др.;
  • проведение конкурсов инновационных проектов по работе с музыкально одаренными детьми;
  • разработка системы льготного поступления музыкально одаренных детей в ВУЗы (совместно с ВУЗами разрабатывать олимпиады по предметам, конкурсы творческих работ и др.);
  • обеспечение общественного признания музыкально одаренных детей (публикации в СМИ, радио- телепрограммы и др.);
  • разработка системы доплат педагогам за работу с музыкально одаренными детьми;
  • организация содержательного досуга музыкально одаренных детей в каникулярный период времени и др.

6. Информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития музыкально одаренных детей в Региональной системе дополнительного образования, которое осуществляется через:

  • создание ресурсного центра, координирующего педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей региона;
  • разработке и поддержке информационной Интернет-системы «Одаренные дети»;
  • разработке и ведении информационной базы данных об музыкально одаренных детях региона, их педагогов и др.

     Кроме того, особое значение приобретает решение проблемы управления процессом развития музыкально одаренных детей в регионе, которое будет осуществляется через следующие механизмы управления:

  • координация работы с музыкально одаренными детьми через создание координационных центров на уровне региона и муниципальных органов управления дополнительным образованием, создание ресурсных центров (соорганизация ресурсных возможностей региональной системы образования по работе с музыкально одаренными детьми), например, на базе государственных учреждений дополнительного образования детей, информационно-методических центров, научных центров, высших учебных заведений, открытие экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми и др.;
  • нормативно-правовое обеспечение региональной поддержки музыкально одаренных детей и талантливой молодежи, которое предполагает определение круга необходимых нормативных документов, разработку комплекса положений о конкурсах, олимпиадах, грантах для детей разного возраста, а также учреждений дополнительного образования, ведущих данную работу, определение норм нагрузки при организации индивидуальной работы с музыкально одаренными детьми в рамках системы дополнительного образования и др.;
  • финансовое обеспечение работы с музыкально одаренными детьми, в том числе грантовая, спонсорская поддержка одаренных детей, выделение целевых средств, стипендий, премий на укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования, работающих с одаренными детьми, организовать целевые лагеря и педагогические комплексы для них и др.

     Мы надеемся, что в результате реализации предлагаемой модели в Краснодарском крае появятся новые возможности в работе с музыкально одаренными детьми, удастся создать инфраструктуру одаренности, объединяющую в рамках региона учреждения и общественные организации, образовательные и социальные программы, направленные на поддержку музыкально одаренных детей и талантливой молодежи.

1.2 Модель управления системой педагогической поддержки   музыкально одаренных детей в МБУ ДОД «ДШИ  ст. Раевской»

     

     В МБОУ ДОД «ДШИ ст. Раевской Муниципального образования город Новороссийск» в результате выполнения подпрограммы «Одаренные дети» на 2006-2013 г.г. сформирована определенная система работы с высокомотивированными  детьми, которая включает в себя:

 работу по обновлению содержания образования, форм,  методов и

   приемов организации образовательного процесса с учётом

   современных требований;

 развитие творческих способностей учащихся;

  • предпрофильную  и профильную подготовку по отдельным предметам;

 научно-исследовательскую деятельность педагогов.

     Анализ проблем традиционной системы обучения в учреждениях дополнительного образования и современных концепций работы с музыкально одаренными детьми, мотивировали методическую службу ДШИ к модернизации системы работы учреждения с музыкально одаренными детьми и созданию проекта «Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях школы искусств». Проект выступает в качестве теоретического и методического основания для практической работы и направлен на совершенствование образовательной среды, которая создает условия для развития музыкально одаренных детей, в первую очередь, реализацию индивидуальности  обучающихся. Проектом предусмотрено внедрение новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с музыкально одаренными детьми, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров. Реализации  проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень, приведет к появлению системных нововведений в работе с музыкально одаренными детьми через совершенствование и  развитие основ образовательного пространства. Целью проекта является создание условий для целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения музыкально одаренных детей, их самореализации в различных видах деятельности, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи проекта:

  • совершенствование системы выявления, обучения и развития, поддержки и  сопровождения музыкально одарённых обучающихся;
  • проведение диагностических обследований детей на предмет выявления музыкальной одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
  • максимальное развитие способностей и творческого потенциала музыкально одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного и индивидуального обучения их в области художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения современных педагогических технологий;
  • совершенствование имеющейся системы дополнительного образования  образовательного учреждения, слияние основного и дополнительного образования, развитие проектно-исследовательской и творческой деятельности учащихся;
  • подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с музыкально одаренными детьми;
  • совместная с родителями поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;
  • повышение социального престижа школы на муниципальном и региональном  уровнях.

     Внедрение моделей и механизмов выявления, поддержки и сопровождения музыкально одаренных детей реально выполнимо в условиях учреждения дополнительного образования в течение  2 лет (каждый этап), хотя этот процесс  является непрерывным.

Реализация проекта предполагает три этапа:

1. Диагностико-организационный этап: разработка моделей и механизмов системы целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения музыкально одаренных детей, развитие системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с музыкально одаренными детьми;

2. Организационно-практический этап: реализация основных целей  и задач. Перевод образовательного процесса на качественно новый подход к  обучению с использованием методов активной педагогики;

3. Рефлексивно-обобщающий этап: контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей  их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении. Обобщение созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах школы, сборнике методических разработок.

     Для развития каждого вида музыкальной одаренности предлагается образовательная модель школы, позволяющая обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию. В представленной модели образовательная деятельность – системообразующее ядро, объединяющее «круг» необходимых компонентов, направленных на образование и воспитание обучающихся.

     Сопровождение музыкально одаренных детей в ДШИ осуществляется на трех уровнях:

-уровень класса;

- уровень учреждения;

    -уровень специализированного учреждения (ССУ г. Новороссийска).

     На сегодняшний день в МБОУ ДОД «ДШИ ст. Раевской» созданы определенные условия для выявления и развития музыкально одаренных школьников. Школа предоставляет обучающимся и воспитанникам возможность проявления и развития своих способностей в различных видах творческой деятельности, включая конкурсы различных уровней и направленности; реализацию организаторско-лидерских способностей подростков; занятия в творческих коллективах в рамках системы дополнительного образования учреждения. Одним из основных направлений работы с музыкально одаренными школьниками являются подготовка учеников к Краевым конкурсам и олимпиадам по различным специальностям.

     Однако при  результатах, достигнутых за прошедший период, существует ряд проблем, требующих решения, чтобы выйти на более высокий уровень работы по выявлению, поддержке и развитию музыкально одаренных детей:

  • отсутствие целостной системы поиска, выявления и профессионального  сопровождения музыкально одаренных детей;
  • недостаточная профессиональная и личностная готовность педагогов к работе с  музыкально одаренными детьми;
  • отсутствие достаточных ресурсов для организации работы с музыкально одаренными детьми в рамках образовательного учреждения;
  • стимулирование учащихся и педагогов, сопровождающих их;
  • отсутствие системы изучения и пропаганды педагогического опыта работы с музыкально одаренными детьми в МО;
  • отсутствие единого банка данных по формам, методам работы с музыкально одаренными учащимися и их родителями.

     Из вышесказанного можно сделать вывод о необходимости создания эффективной системы управления работой с музыкально одаренными детьми в ДШИ ст. Раевской, как в одном из субъектов учреждений дополнительного образования. В связи с этим, в Программе деятельности школы определены мероприятия, позволяющие создать условия для выявления, сопровождения и поддержки творчески одаренных детей. Педагогическая деятельность в ДШИ ст. Раевской  направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития музыкально одаренных детей. То есть от вопросов: «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос: «Какие условия необходимо создать для обучения музыкально одаренного ребенка?». К таким условиям, в первую очередь, относится реализация индивидуальности личности обучающихся в школе искусств. Традиционная система обучения раскрывает два основных недостатка в работе с одаренными детьми. Это, прежде всего, чрезмерная переоценка роли преподавания (учителя), недооценка, в тоже самое время, роли осмысленного учения (у обучающегося), а также стандартизация многих моментов обучения в школе (единая для всех программа, единый темп урока и т.д.). Поэтому в нашей школе, в рамках индивидуальных Программ, предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик музыкальной одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развития системы непрерывного музыкального образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, работу с музыкально одаренными детьми.

   Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности. Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с личностной готовностью педагогов к работе с музыкально одаренными детьми.

     Несмотря на указанные проблемы, школой искусств ст. Раевской  на сегодняшний день достигнуты неплохие результаты, которые являются стимулирующим ресурсом в работе с музыкально одаренными детьми. В учреждении сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебные планы ОУ включены программы факультативных курсов по углубленному изучению предметов, и соответственно увеличивается процент вовлеченности детей в эту работу. Вариативная часть учебного плана обеспечена  широким спектром спецкурсов и факультативов в полном соответствии со сложившейся структурой и профилями обучения, эффективность внедрения которых подтверждается результатами итоговой аттестации в форме творческих отчетов. Система дополнительного образования школы позволяет развить интересы ребенка в различных областях. Процент охвата детей дополнительной специальностью в школе колеблется от 30 до 60 %. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности является обеспечение его участия в различных конкурсах, предметных олимпиадах, выставках. Учащиеся успешно выступают в конкурсах различного уровня и направленности.

     Таким образом, у нас есть одаренные дети и педагоги, способные с ними работать, есть современная инфраструктура учреждения, способствующая выявлению музыкальной одаренности. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.      

     Мы можем говорить о том, что особенности обучения музыкально одаренных детей базируются на следующих концептуальных положениях:

   1) развитие музыкально одаренных детей не может быть эффективным в рамках традиционного обучения и требует индивидуальной траектории обучения и развития, которая включает в себя оказание психолого-педагогической помощи ребенку в формировании и реализации его творческого потенциала и создание условий для его социализации как субъекта информационного общества;        

2) содержание дополнительного образования должно быть направлено на самореализацию личности ребенка, на получение образования, соответствующего его интересам, склонностям и способностям;

   3) организация педагогической деятельности должна иметь инновационный характер, который содействует получению новых продуктов и результатов в сфере образования.

     По нашему мнению, работа с музыкально одаренными детьми в школе искусств должна строиться на следующих принципах:

  • принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ученика);
  • принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития музыкально одаренного ребенка;
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  • принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

     Таким образом, модель работы с музыкально одаренными детьми в условиях школы искусств может быть использована как методическая основа при выявлении, психолого-педагогической поддержке и сопровождении одаренных детей в любой школе дополнительного образования, поможет снять ряд противоречий и проблем при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Внедрение проекта позволит достичь повышения качества образования с целью развития и поддержки талантливых учащихся в условиях школ художественной направленности.

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Плюралистичность взглядов на одаренность существенно затрудняет ее изучение, однако, в сущности, большинство этих подходов не противоречат друг другу, а являются взаимодополнительными, что позволило ведущим отечественным специалистам в области исследования способностей и одаренности создать обобщенную «Рабочую концепцию одаренности».

     Вместе с тем, в исследованиях музыкальной одаренности накопились и обозначились некоторые неясности и противоречия. Во-первых, понятия музыкальности и музыкальной одаренности до сих пор являются размытыми, теоретически слабо осмысленными. Изучение музыкальной одаренности зачастую сводится к исследованию комплекса музыкальности; структура музыкальности, в свою очередь, чрезмерно расширилась и включает такие музыкальные способности, которые не являются «общими» по отношению ко всем видам музыкальной деятельности. Во-вторых, многие теоретические представления о музыкальной одаренности носят предположительный характер и не обоснованы эмпирически. В-третьих, некоторые эмпирические данные в области изучения природы музыкальности, соотношения музыкальной одаренности и характеристик интеллекта, музыкальной и творческой одаренности, индивидуально-личностных проявлений одаренности весьма противоречивы.

     Педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, апеллирующим к миру эмоций и художественных образов, к духовно-эстетической сфере человека, развитие которой, как полагают музыканты, во всех случаях уникально, неповторимо и не подлежит технологическому описанию. В музыкальном образовании концептуальной основой педагогического процесса традиционно выступают личностно-ориентированный и деятельностный подходы, что определяется спецификой музыкальной деятельности как основы образовательного процесса, протекающей в индивидуальном режиме занятий, характеризующейся пристальным вниманием к личности ученика, доверительным стилем взаимоотношений с преподавателем. Содержание музыкального образования, связанное с освоением исполнительских навыков, обусловливает обращение не только к общедидактическим методам, но и к специфически музыкальным методам исполнительского показа и наведения.

      Детская школа искусств станицы Раевской – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей. Сюда приходят все желающие учиться дети без специального конкурсного отбора в возрасте от 5 до 18 лет. Учебный контингент объединений и коллективов школы отличается «расслоением» детей по выбору видов деятельности, интересам и потребностям, психофизиологическим особенностям, способностям к творчеству. В сельской местности нет специальных учреждений, развивающих детскую одаренность, но в системе дополнительного образования есть условия и заинтересованные педагогические кадры, осуществляющие эту деятельность. В процессе обучения педагоги выявляют индивидуальные и личностные особенности детей, выстраивают траекторию их развития, оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одаренности. Мотивируя педагогический коллектив на реализацию целей и задач городской программы «Одаренные дети» с 2008 года, руководители школы понимали, что работа с одаренными детьми не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения дошкольников – до подготовки выпускников к поступлению в специальные учебные заведения.

     Анализируя работу школы с детьми, имеющими ярко выраженные творческие способности, мы пришли к выводу, что в нашем учреждении сложилась определенная система в этом направлении деятельности.     Основное предназначение внедрения инновации в управляющую систему образовательного учреждения заключается в ее содействии эффективности и повышению качества образования, создании условий, в которых детская одаренность развивалась бы с наибольшим успехом. Разработанный алгоритм создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, универсальный, так как может быть использован образовательным учреждением любого типа и вида для максимального удовлетворения их образовательных интересов, потребностей и реализации творческого потенциала.

     Одним из условий успешного управления системой работы с одаренными детьми является сбор информации о состоянии управляемого процесса, переработка полученных сведений и принятие управленческих решений. Предлагаемая модель сбора и переработки информации способствует формированию банка данных об одаренных детях.

     Педагогический коллектив Детской школы искусств ст. Раевской считает необходимым направить усилия на индивидуальные и личностные особенности каждого обучающегося. Управление развитием детей с высоким творческим потенциалом и интеллектуальными способностями должно осуществляться таким образом, чтобы выпускники четко и ясно представляли себе свою будущую профессию, адекватно оценивали свои возможности. Данная работа в школе направлена на совершенствование технологий управления работой с одаренными детьми, так как именно они нуждаются в особой поддержке и помощи. Кроме того, внедрение инноваций в управляющую систему образовательного учреждения будет способствовать его дальнейшему развитию. В перспективе возможно обобщение опыта применения новой технологии управления системой работы с одаренными детьми с целью повышения эффективности и качества образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев В.Г. Методика преподавания игры на фортепиано / В.Г. Алексеев – М.: Просвещение, 1974. – 253 с.
  2. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства /В сб.: Психология художественного творчества: Хрестоматия. / Сост. К.В.Сельченок. — Минск: Изд-во Харвест, 1999. С.452-464.
  3. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. /В сб.: Проблемы способностей / под ред. В.Н.Мясищева. Л.П.: АПИ.2007 С. 1532.
  4. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности /В сб.: Склонности и способности.-Л., 1962. С. 15-36.
  5. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.
  6. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А. Баренбойм. – Л.: Музыка, 1974. – 324 с.
  7. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Изд-во Флинта, 1998.- 144с.
  8. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки / С.Н. Беляева-Экземплярская – М.: Просвещение, 1995. – 234 с.
  9. Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей            //Вопросы психологии. 1982. № 5.
  10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.- 320 с.
  11. Богоявленская Д.Б. К вопросу о понятии одаренности и методам ее идентификации /Материалы III СъездаРПО. В 8 томах.-СПб., 2003. Т.1, с.516-520
  12. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – Ростов н/Д: изд- во Феникс, 1998. – 538 с.
  13. Гинзбург Г.Р. Заметки о мастерстве // Вопросы фортепианного исполнительства – М.: 1968, Вып.2. – 36 с.
  14. Голубева Э.А. Комплексные исследования способностей //Вопросы психологии. 1985. №5.
  15. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
  16. Голубовская Н.И. Диалоги. Избранные статьи / Н.И. Голубовская. – СПб.: 1994 – 142 с.
  17. Гофман Й. Фортепианная игра, Ответы на вопросы о фортепианной игре / Й. Гофман. – М.: Изд. Дом Классика – XXI, 2002. – 192 с.
  18. Григорьев А. Вопросы музыкальной педагогики // А. Григорьев, – М., 1989, вып. 2. – 32 с.
  19. Гусева Е.П., Левочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова И.В.  Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования) / Е.П. Гусева, И.А. Левочкина, В.В. Печенков – М.: Музыка, 1998. – 163 с.
  20. Дорфман Л. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности./В сб.: Личность, креативность, искусство: Материалы междунар. научн.симпозиума. — Пермь: ПГИИиК, 2002. С.90-120.
  21. Исенко А.И. Обучение на моделях (курс фортепиано для начинающих): Учебное пособие / А.И. Исенко. – М.: Орма, 1993. – 46 с.
  22. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2001. – 211 с.
  23. Кирнарская Д.К.  Психология  специальных  способностей.  Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.
  24. Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях //Вопросы психологии. 1988. № 2. С.129-137.
  25. Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности //Вопросы психологии. 1989. № 2. С.47-57.
  26. Кирнарская Д.К. Опыт тестирования музыкально одаренных на вступительных экзаменах //Вопросы психологии. 1992. № 1.
  27. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианистической работы / Г.Н. Коган, 3-е, доп. изд. – М.: Музыка, 1969. – 132 с.
  28. Корто А. О фортепианном искусстве / А. Корто. – М.: Изд. Дом Классика – XXI, 2005. – 252 с.
  29. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г Нейгауза: Вопросы истории, теории, методики / Б.Л. Кременштейн. – М.: Музыка, 1984. – 89с.
  30. Крюкова В. Музыкальная педагогика: Пособие / В. Крюкова, Г. Левченко, Л. Харсеева и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 288 с.
  31. Купер К. Индивидуальные различия / Пер. с англ. Т.М. Марютиной под ред. И.В. Равич-Щербо – М.: Аспект Пресс, 2000. – 527 с.
  32. Левитан Е. О претворении принципов школы Г.Г. Нейгауза в советской музыкальной педагогике: Методические рекомендации / Е. Левитан – Свердловск: Изд-во Методического кабинета по учебным заведениям культуры и искусства, 1987. – 70 с.
  33. Левочкина И.А. Психофизиологические особенности музыкально одаренных подростков // И.А. Левочкина – Вопросы психологии, 1988, №4. – 36 с.
  34. Лейтес Н.С. Проблема способностей в трудах Б.М.Теплова /В сб.: Способности: к 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. Дубна, 1997. С.91-102.
  35. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984.
  36. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии. 1989. №6.
  37. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. — 128 с.
  38. Николаев А. Мастера советской пианистической школы / под ред. А. Николаева – М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 264 с.
  39. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
  40. Подуровский В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
  41. Ривкин Е.Ю Управление развитием системы дополнительного образования/ Е.Ю. Ривкин. –М.: ВЛАДОС, 2007. – 294 с.
  42. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова Науч.-исслед.ин-т воспитания  – М.; Педагогика, 2008 – 176с.
  43. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Изд-во АПН, 2009. – 583 с.
  44. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство / С.Е. Фейнберг. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2001. – 340 с.
  45. Цагарелли Ю.А. Интегральное исследование профессионально важных качеств в структуре индивидуальности музыканта-исполнителя. Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве / Ю.А. Цагарелли, З.Х. Муштари. – Челябинск, 2009. – 164 с.
  46. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г.М. Цыпин. – М.: Просвещение, 2009. – 264 с.
  47. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2010. – 368 с.
  48. http://www.odardeti.ru/static.php?mode=library1

http://harmony.musigidunya.az/harmony/rus/reader

http://www.effective-seminars.ru/

http://www.matlab.mgppu.ru/digest/0052.html

http://www.elibrary.ru/books/teplov/3-1-1.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://psylive.ru/?mod=articles&gl=1&id

http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения новых ФГОС

Презентация моего опыта выступления на городском семинаре...

Решение дивергентных задач в системе педагогической поддержки интеллектуально одарённых учащихся

Представлен собственный педагогический опыт по работе с одаренными детьми в рамках конкурсов  "Географическое пополнение"  и "Живая крата", в которых широко используются дивергентные задачи....

«Принципы педагогической поддержки одаренных детей»

Ниже представлен материал как для педагогов так и для родителей....

Выявление, развитие и поддержка одаренных детей художественной направленности в дополнительном образовании.

Работа адресована педагогам и методистам работающим  по направлению выявления и развития одаренности по художественной направленности в учреждениях дополнительного образования....

Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей

Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...