Квиллинг
учебно-методический материал на тему

Сапожникова Лидия Александровна

Квиллинг – это интересная и оригинальная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные композиции из скрученных длинных цветных полосок. Квиллинг (quilling) - выражение это пошло от английского слова «quill», что означает птичье перо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotk2.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема:

Техника « Квиллинг» - бумагокручение

Художественно-эстетическое направление

педагог дополнительного образования:

 Сапожникова Лидия Александровна

Объединение «Коллекция идей»

МАОУ ДОД ДЮЦ «Импульс»

г. Хабаровск

Квиллинг – это интересная и оригинальная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные композиции из скрученных длинных цветных полосок. Квиллинг (quilling) - выражение это пошло от английского слова «quill», что означает птичье перо. Квиллинг пришел к нам из Европы в конце четырнадцатого века. В то время монахини делали красивые медальоны, закручивая позолоченную полоску бумаги на кончике птичьего пера. Через некоторое время бумагокручение стало набирать все больше и больше популярности. Правда, хобби это было доступно только дамам из высшего общества, так как в то время цветная качественная бумага стоила очень дорого. Большой поклонницей квиллинга была принцесса Елизавета – по сей день все ее «шедевры» хранятся в самом известном лондонском музее.

В пятнадцатом веке квиллинг считался искусством, а в девятнадцатом – развлечением. В двадцатом веке о технике бумагокручения совсем позабыли…  Но, как известно, мода всегда возвращается! И вот теперь квиллинг опять в тренде  –  одни с удовольствием ходят на курсы,  другие самостоятельно изучают специализированную литературу. Люди создают своими руками открытки, пригласительные, рамки для фотографий и т.д. Сегодня это стало очень модным!

Самое главное в квиллинге – это закручивание бумажных элементов. Накрутить бумажную полоску можно на что угодно. Вы можете воспользоваться зубочисткой, спицей для вязания, стержнем от шариковой ручки и т.д. Чем меньше диаметр вашего «инструмента», тем  лучше! Если вы хотите овладеть этой техникой на профессиональном уровне, мы рекомендуем вам купить специальный инструмент для квиллинга.

Красота будущего творения зависит от точности и аккуратности исполнения. К примеру, если вы создаете цветок, его лепестки должны быть одинаковыми и никак иначе! Чтобы у вас все получалось красиво и ровно, необходимо купить офицерскую линейку. Выбирайте круг нужного размера, кладите туда скрученный бумажный элемент и формируйте необходимый размер. Для нарезки бумажных полосок вам тоже пригодится линейка. Вместо линейки вы можете воспользоваться ножом. Ну и, конечно же, для квиллинга вам понадобятся клей и бумага. Самый оптимальный вариант – это клей ПВА. Постарайтесь купить тюбик с узким носиком – так вам будет удобнее работать. Что касается бумаги, то здесь у вас не возникнет никаких проблем! На сегодняшний день специализированные магазины предлагают широкий ассортимент специальной бумаги для квиллинга. Вы можете приобрести, как готовые бумажные полоски (это, конечно, удобнее), так и цельные листы.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

Цель работы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

- Обучающие

- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

- Обучать различным приемам работы с бумагой.

- Формировать умения следовать устным инструкциям.

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок - - --применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

 Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения.

В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе «Рукоделие. Кружевные тайны квиллинга», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Методическое обеспечение

Формы, методы и технологии, используемые в программе

При выборе метода изложения материала учитываю уровень подготовки детей, их возраст, соответствие содержанию изучаемого материала и его эффективность.

Методы проведения занятий:

- Словесные

В основу этих методов положено слово, как источник информации. Поэтому для изучения материала использую рассказ, беседа, лекция, работа с книгой. Беседы о народных мастерах. Различные технологии, используемые при изготовлении поделок. Инструкции, которые применяются при работе. Правила техники безопасности при работе.

- Наглядные

Подразделяются на иллюстрационные (плакаты, картинки, эскизы) и демонстрационные (выставки, просмотр альбомов, журналов по бумагопластике и т.д.).

Показ образцов, выполненных с помощью различных технологий. Использование наглядных пособий. Просмотр книг, альбомов, различных журналов, фотоальбомов моделей изготовленных детьми.

- Практические

Помогают выявить эффективность и прочность усвоения умений и навыков (выполнение рисунков, зарисовок эскизов, составление схем, сборка поделок)

Педагогические технологии

При выборе педагогической технологии учитываю уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.

- Технология сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.

- Личностно-ориентированное обучение – в центре внимания - личность ребёнка который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка.

- Игровые технологии – в основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

- Здоровье сберегающие технологии – система по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки.

- Модульное обучение – направленность – индивидуальное обучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.

- Развивающее обучение – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором учитываю и использую закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся

научатся различным приемам работы с бумагой:

- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

- научатся следовать устным инструкциям,

- читать и зарисовывать схемы изделий; - -создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

- будут уметь работать с гоф. картоном и гоф. бумагой в технике квиллинг;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;

- художественный вкус, творческие способности и фантазию.

познакомятся с искусством бумагокручения;

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 

Результатом воспитательной работы является создание сплочённого творческого коллектива, формирование у обучающихся устойчиво – позитивного отношения к окружающей действительности.

Должны знать: культуру общения в коллективе, нормы поведения в быту и обществе;

Должны уметь: отстаивать собственную точку зрения, доводить начатое дело до конца, правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия.

Воспитанники посещают выставки различного уровня. На примере ребята учатся ставить перед собой цели и достигать их, вместе с воспитанниками участвуют в экскурсиях по городу и области, различных мероприятиях проводимых клубом, что способствует формированию уверенности в собственных силах, осознание своей значимости, чувство ответственности.

Список используемой литературы:

Н.Г Пищиков. Работа с бумагой в нетрадиционной технике — 2. Москва 2007 г.

Елена Ступак. Гофрированный картон. Айрис-пресс. Москва 2009 г.

Светлана и Максим Букины. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класса по квиллингу

Данная презентация использовалась для проведения открытого муниципального внеклассного мероприятия....

Презентация занятия в технике "Квиллинг"

Знакомство с помощью презентации с техникой "Квиллинг"...

Искусство Квиллинга

Презентация содержит мастер - класс о создании открыток  в этой технике....

Презентация к уроку технологии: Квиллинг

Дидактический материал к урокам технологии....

Квиллинг. Выполнение кота в технике квиллинг.

Поэтапное описание  изготовления кота в технике квиллинг....

Конспект занятия «Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга»

Конспект вводного занятия по теме: «Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга» может быть использован на занятиях кружка или внеурочной деятельности....

Новогодние игрушки в технике квиллинг. Часть 1. Контурный (плоский) квиллинг. Рождественский ангел.

В презентации представлена подробная инструкцияя по изготовлению новогодней игрушки Рождественский ангел в технике контурного квиллинга....