Вершины русского музыкального эпоса
план-конспект урока на тему

Шнайдер Любовь Викторовна

Конспект открытого урока по русской музыкальной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vershiny_russkogo_muzykalnogo_eposa.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД Нижнесортымская ДШИ

Конспект открытого урока

Тема: «Вершины русского музыкального эпоса в творчестве А.П. Бородина»

                                                                             

Преподаватель:Шнайдер Л. В.


Программные задачи:

  1. Дать характеристику сущности стиля Бородина.
  2. Познакомить с историей создания оперы Бородина «Князь Игорь».
  3. Познакомить с содержанием и музыкальной характеристикой пролога оперы «Князь Игорь».
  4. Закрепить знание темы «Могучая кучка».

Оборудование и наглядность:

  1. Портреты (Бородина, Стасова).
  2. Иллюстрации Рериха Н. к опере Бородина «Князь Игорь».
  3. Эпиграф.
  4. Хронологическая таблица (на каждого учащегося).
  5. Карточки с тестом (на каждого учащегося).
  6. Магнитофон, аудио кассета Бородин опера «Князь Игорь».

Музыкальный материал:

      А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» (фрагменты).

Ход:

  1. Опрос – тесты по закреплению темы «Могучая кучка» (10 мин.)
  2. Объяснение новой темы «Вершины русского музыкального эпоса в творчестве А.П. Бородина».

 Я по натуре симфонист и лирик.

А.П. Бородин.

Помимо музыки с детства Бородин увлекался химией. Друг Миша Щеглёв пишет в воспоминаниях…(играли в 4 руки, посещали симфонические концерты). (Зачитать цитату Никитина «История русской музыки» с. 93)

Гармония – слово, которое подходит к самым разным чертам – к характеру Бородина, к определению его судьбы, манере общения музыканта с людьми, а также к соединению в одном лице двух сфер творческого познания и химии. О том, что важнее для Бородина – музыка или химия, спорили многие его друзья. Композитор с чувством мягкого юмора разделял своих друзей на «музикусов» и «химикусов».

Среди композиторов «Могучей кучки» А.П. Бородин (1833-1887 г.г.) по дарованию был ближе всех М.И. Глинке в отражении музыкальной гармонии, устойчивости мира.

Сущность стиля Бородина определяется категорией «Музыкальный эпос». Что такое эпос? (эпос – повествование о событиях предполагаемых в прошлом). Музыковеды сравнивают композитора с певцом-сказителем  Киевской Руси Баяном. Так же как в древнерусских былинах, в его музыке воплощается мысль о богатырской мощи русского народа.

1869 г. – задумана II симфония героического характера «Богатырская» (будем знакомиться). Начата работа над оперой «Князь Игорь», которая продолжалась почти 17 лет. Причина в столь длительной работе кроется не только в  занятости наукой, но и в неустроенности быта. (цитата Никитина «История русской музыки», с.96)

15 февраля 1887 г. – сочинение финала «Богатырской симфонии». Скончался от сердечного приступа.

Опера «Князь Игорь» не была завершена. После скоропостижной кончины Бородина его друзья – Н.А. Римский – Корсаков и А.К. Глазунов забрали рукописи, закончили оперу и третью симфонию, восстанавливая отдельные куски по памяти (У Глазунова была феноменальная память, позволявшая ему запомнить с одного раза с абсолютной точностью любую услышанную им музыку).

Самым известным произведением композитора на протяжении XX века по праву остаётся опера «Князь Игорь». В основу оперы положен гениальный памятник русской литературы  XII в. «Слово о полку Игореве». Композитору была черезвычайно близка идея патриотизма, высказанная безвестным средневековым сказителем. Певучий эпос слова соответствовал индивидуальности Бородина. В «Слове…» рассказывалось о неудачном походе отважного князя Игоря против половцев (степное кочевое тюркское племя). Междоусобицы удельных князей ослабляли Русь. Автор призывал русских князей к объединению.

Сюжет для оперы предложил композитору Стасов В.В., он же набросал и первый вариант сценария. Приступая к работе, композитор отнёсся к сюжету с серьёзностью учёного. Он старательно изучил летописи, исторические исследования и даже посетил окрестности Путивля.

«Князь Игорь» – лирико-эпическая опера в 4 действиях с прологом. Музыка основана на интонациях народных песен - русских и восточных.

Главные герои – князь Игорь, Ярославна, хан Кончак, князь Галицкий.

Пролог. Увертюра (слушание), вспомнить определение увертюра (открывает спектакль). Площадь в Путивле. Игорь собирает войско.

Внезапно начинается солнечное  затмение (дурное предзнаменование).

Игорь успокаивает народ. Гудошники (гудок – старинный струнно-смычковый инструмент) Скула и Ерошка струсили. Они сбегают на службу к князю Галицкому: «Там сытно и пьяно, и целы будем». Князь Игорь прощается с женой Ярославной.

Торжественный народный хор «Солнцу красному красному слава!» – близок хорам опер Глинки. Мелодия хора близка напевам древних, обрядовых эпических русских песен (слушание).

Важное значение имеет сцена солнечного затмения. В народной эпической поэзии различные драматические события в жизни людей сопоставлялись с могучими и грозными явлениями природы.

На следующем уроке продолжим знакомство с музыкой оперы Бородина «Князь Игорь».

III. Домашнее задание – с.74-75, биографию Бородина повторить. Прочитать «Слово о полку Игореве».


Список литературы

  1. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. / М. «Музыка». 1989 г.
  2. Никитина Л.Д. История русской музыки./ М. «Academa». 2000 г.
  3. Рапацкая Л.А. История русской музыки./ М. «Владос». 2001 г.
  4. Слово о музыке. Сост. Григорович В.Б., Андреева З.М. / М. «Просвещение». 1990 г.
  5. Зорина А. Могучая кучка. / М. «Музыка». 1999 г.
  6. Новая иллюстрированная энциклопедия./ М. «ООО мир книги». 2001 г.

План урока

по музыкальной литературе

Тема: «Вершины русского музыкального эпоса в творчестве А.П. Бородина».

(4,6 класс)

  1. Опрос (тесты на закрепление темы «Могучая кучка») (10 мин.)

II. Объяснение новой темы (25 мин.)

     - сущность стиля Бородина – музыкальный эпос;

- история создания оперы Бородина «Князь Игорь»;

- главные герои оперы;

- содержание и музыкальная характеристика пролога.

III. Домашнее задание - с.74-75, биографию Бородина повторить. Прочитать «Слово о полку Игореве». (10 мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский героический эпос. Герои русского героического эпоса

Основные черты русского героического эпоса были представлены былинами.Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.Былины, как прави...

Лирические протяжные песни "озын кой" - вершина народного музыкального фольклора татар.

Круг литературы по татарской музыке обширен, но весь этот богатый материал необходимо сделать доступным для восприятия детьми. Данная теме освещается достаточно широко и предназначается для изучения в...

«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"

Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...

Открытый урок Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.

Цель урока: Закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки. ...

Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина.Народные песни.

Технологическая карта урока "Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина. Народные песни. Музыка 2 класс....

Тексты русских детских частушек к уроку " Русский музыкальный фольклор"

В данном материале содержатся тексты русских детских частушек, которые можно использовать при проведении урока по теме " Русский музыкальный фольклор", также во внеурочной деятельности ...