внеурочная деятельность
рабочая программа (6 класс) на тему

Панкова Ольга Валерьевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

имени Героя Советского Союза Сафонова Федора Матвеевича

городского округа Самара

Российская Федерация, 443041, г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А

Тел./ факс: (846) 332-45-46; е-mail: inform 12 @mail.ru

«РАССМОТРЕНО»

Протокол заседания МО классных руководителей

от «_26 » 08  2014 № 1

Руководитель МО / зам директора по ВР

______С.М. Шаркунова

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания

МС школы                                  

от «_27»_08 2014 № 1

Председатель МС

________Л.И. Руденко

           

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ по школе

от «_28» _08 2014 № 444

Директор школы

_________Е.В.Горячева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по общекультурному направлению

«МХК с элементами театральной деятельности»

для обучающихся 6 классов

Количество часов в год: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час

Составитель:

учитель музыки О.В.Панкова

Самара

2014 - 2015 уч. год

Введение

        Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. В МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара имеется опыт организации внеурочной деятельности.

          Пояснительная записка

        Программа «МХК с элементами театральной деятельности» относится к  общкультурному направлению внеурочной деятельности обучающихся 6 классов.

        Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО, тип программы – тематическая  образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.

        Программа направлена на развитие эстетических способностей детей, развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания, активизацию мыслительного процесса и познавательного интереса, на овладение навыками общения и коллективного творчества.

Привлечение учащихся к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Ни одно из искусств так благотворно не влияет на души детей, так мощно не воздействует на их эмоциональный мир как театр.

        Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества младших подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории практике воспитания новых социокультурных условиях, в частности стратегии приобщения к истинным культурным ценностям в условиях экспансии массовой культуры.

        На первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности. Воспитательный потенциал содержания курса «МХК с элементами театральной деятельности» связан, прежде всего, с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращенных к чувствам и эмоциям человека.

    Цель программы: стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, развивать индивидуальность, коммуникативные способности детей.

Задачи программы: 

     - развитие творческих, эстетических способностей, инициативы, самостоятельности;

  •  привить интерес к театральному искусству;
  • обогащение сферы эстетических чувств и развивать художественно-эстетическое воспитание;
  • включение учащихся в процесс общения и творческого взаимодействия в группах сменного состава, формирование навыков контроля своего поведения.

         Публичность выступлений, ответственные отношения в коллективе не только способствуют раскрепощению, но и формируют ребенка как личность.

Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана для учащихся 6 класса, на 1 год обучения.

На  реализацию театрального курса «МХК с элементами театральной деятельности»  отводится  34 ч.  в год , 1 час  в  неделю.

        Отличительной особенностью данной программы является то, что дети через призму драматических произведений учатся познавать жизнь реальную, проводя параллели от идейно-художественного замысла пьесы к жизненным явлениям. Огромную роль здесь играет то, что каждый получает возможность донести свое видение проблемы до зрителя.

        Многие спектакли, начиная от сценария до музыкального сопровождения, творчество самих кружковцев. Театр – искусство коллективное, требующее искреннего партнерства. Он учит уважать мнение других, соотносить себя с условиями, в которых существует весь коллектив.

Особенности реализации программы.

        Программа включает следующие разделы:

1.        Театральная игра.

2.        Культура и техника речи.

3.        Ритмопластика.

4.        Основы театральной культуры.

5.        Работа над спектаклем, показ спектакля.

        Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы.

        Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,  мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

        театральные игры,

        конкурсы,

        викторины,

        беседы,

        экскурсии в театр и музеи,

        спектакли,

        праздники.

        Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы работы.

        Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

        Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

        Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

        Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

        Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.        

Алгоритм работы  над  пьесой.

        Выбор пьесы,   обсуждение её с детьми.

        Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

        Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

        Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

        Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

        Репетиция всей пьесы целиком.  

        Премьера.

Формы контроля.

        Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;

итоговый – открытые занятия, спектакли.

      Формой подведения итогов  считать: выступления в массовых мероприятиях школы, а также других учреждениях, участие в смотре художественной самодеятельности и др.

        К концу обучения ожидается, что дети научатся мыслить ассоциативно, научатся жить в воображаемом мире и познакомятся с основными составляющими актерского мастерства.

        

Нормативное обеспечение:

·        Устав  МБОУ СОШ №12 г.о.Самара.

·        Правила внутреннего распорядка.

·        Должностная инструкция.

·        Приказ  об утверждение рабочих программ.

·        Положение об  организации и проведении занятий по внеурочной деятельности обучающихся.

Финансово-экономическое обеспечение:

За счет образовательного учреждения в рамках реализации данной программы.

Информационное обеспечение:

·        проведение мониторинга общественного мнения

·        создание страницы на сайте школы

·        создание рекламных плакатов на стендах школы

Материально-техническое обеспечение:

•        выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей;

•        наличие канцелярских принадлежностей;

•        аудиоматериалы и видеотехника;

•        компьютеры;

•        телевизор;

•        проектор;

•        экран и др.

Кадровое обеспечение:

непосредственный руководитель кружком.

Программа основана на следующих принципах:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

(6 класс)

  В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

        Первый уровень результатов  — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в  различных местах (театре).

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Формируемые УУД

В результате внеурочной деятельности у обучающихся 6 классов основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Познавательные УУД:

  1. Вычленять главное из увиденного и услышанного текста;
  2. Группировать понятия (усвоить понятия синтеза);
  3. Уметь отвечать на поставленные вопросы;
  4. Уметь формулировать вопросы;
  5. Уметь творчески пересказывать (интерпретировать) текст.

         Коммуникативные УУД:

         1.         Уметь слушать объяснения и выссказывания других людей;

         2.          Планировать общие способы работы;

         3.          Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёровов в сотрудничестве при совместной деятельности;

          4.         Работать в группе;

          5.         Уметь убеждать.

Регулятивные УУД:

          1.         Ставить перед собой цель;

          2.         Устанавливать целевые приоритеты;

          3.          Уметь самостоятельно распланировать своё время;

          4.          Принимать решение в проблемной ситуации;

          5.          Адекватно оценивать правильность действий и вносить необходимые коррективы.

Личностные УУД:

          1.           Осваивать российское и общемировое культурное наследие;

          2.           Доброжелательно относится к окружающим;

          3.           Творчески реализовать себя.

Содержание программы.

  1. Организационное занятие.

Цели и задачи, содержание и форма занятий в кружке. Перспективный план занятий.

  1. Культура и техника речи.

Теория. Различие актера и чтеца. Антисловарь. Работа над дыханием.

Практика. Законы логического ударения. 5 способов логических ударений. Упражнения для тренировки четкого произношения. Работа со скороговорками.

       3.Основы театральной культуры.

Теория. Развивать интерес к сценическому искусству. Познакомить детей с основными театральными профессиями.

Практика. Посещения спектаклей и других театральных коллективов, рассматривание иллюстраций и фотографий различных театров, дискуссии по впечатлениям.

       4.Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах».

Теория. Знакомство с понятиями «этюд», «предлагаемые обстоятельства».

Практика. Сочинение и показ этюдов с нафантазированными обстоятельствами, а также на события будущего спектакля.

  1. Занятия актерским мастерством.

Теория. Знакомство с понятиями тема, идея, конфликт, образ, кульминация, развязка. Сверхзадача спектакля. Авторский замысел и работа режиссера.

Практика. Сочинение и показ этюдов с нафантазированными событиями и на события спектакля, импровизация. Развитие у детей актерской зоркости, творческой фантазии и воображения.

  1. Работа над сценарием, поиск образа.

Теория. Читка сценария и распределение ролей. Обмен впечатлениями.

Практика. Выявление основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. Разбор текста по линии действий и их последовательности для каждого персонажа в каждом эпизоде. Работа над образом героя. Подбор музыкального, звукошумового оформления.

  1. Прогоночные репетиции мероприятий.

Практика. Воспроизведение разобранного действия на сценической площадке. Выявление недочетов. Репетиции с деталями декораций, в костюмах. Генеральные репетиции.

  1. Мизансценирование.

Теория. Понятие мизансцен, выявление их в пьесе, значение.

Практика. Построение мизансцен на сценической площадке.

  1. Ритмопластика.

Теория. Знакомство с темпо-ритмом спектакля и роли, умение передать через пластику характер героя.

Практика. Пластические импровизации, упражнения на умение создавать образы с помощью мимики и жеста.

  1. Изготовление декораций, костюмов, техника грима.

Теория. Знакомство с профессиями костюмера, бутафора, гримера. Познакомить детей с атрибутами театрального представления. Основные приемы гримирования.

Практика. Изготовление декораций, костюмов. Грим.

     11.Просветительская и досуговая работа.

Участие в смотрах художественной самодеятельности, в праздниках, концертах, мероприятиях.

Методическое обеспечение программы.

Дидактическое сопровождение.

1. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие.- М.,2003.

2. Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения: книга для учителя.- М.,2000.

3. Введение ФГОС ООО: проблемы и перспективы ( из опыта работы гимназии).Самара: Самарское управление министерства образования и науки Самарской области,Департамент образования Администрации г.о. Самара, Центр развития образования г.о. Самары,МБОУ гимназия №11 г.о. Самара - Самара,АНО "Издательство СНЦ РАН",2013.

4. Гиппиус С.В. Актёрский тренинг: гимнастика чувств. - Спб.,2007.

5. Гребёнкин А.В. Сценическое движение: пособие для руководителей театральных студий и школ искусств: учебное пособие для системы дополнительного образования.- М.,2003.

6. Григорьев Д.В.,  Куприянов Д.В. Программы внеурочной деятельности.Художественное творчество. Социальное творчество. - М.,2011.

7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарт второго поколения. - Просвещение, 2014.

8. Михеева Л.Н. Молодёжный любительский театр / Л.Н.Михеева. - М., 2006.

9. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. тимофеев, Д.В. смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение,2011.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...