ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Занимательные опыты и эксперименты»
опыты и эксперименты на тему

Курышева Ирина Евгеньевна

Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.

Цель программы: стимулирование активности детей в процессе познания ими окружающего мира

Задачи:

  • образовательные:

первичное знакомство воспитанников с объектами живой и неживой природы;

обогащение представлений о мире живой и неживой природы;

практическое взаимодействие с окружающей средой

  • воспитательные:

прививать бережное отношение к природе;

формирование познавательного интереса  к окружающему миру;

формировать экологическое мышление и экологическую культуру учащихся

  • развивающие:

развитие поисково-познавательной деятельности;

развитие интереса к изучению экологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_opyty_i_ekperimenty.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Судогодского района

Владимирской области

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Занимательные

опыты и эксперименты»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 7-10 лет

 Самостоятельно разработал: педагог дополнительного образования

Курышева Ирина Евгеньевна

г. Судогда

2011 год

Пояснительная записка

        Особое значение для развития личности младшего школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность ребёнка, протекающая в форме экспериментальных действий.

        Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.  

        Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.

Цель программы: стимулирование активности детей в процессе познания ими окружающего мира

Задачи:

  • образовательные:

первичное знакомство воспитанников с объектами живой и неживой природы;

обогащение представлений о мире живой и неживой природы;

практическое взаимодействие с окружающей средой

  • воспитательные:

прививать бережное отношение к природе;

формирование познавательного интереса  к окружающему миру;

формировать экологическое мышление и экологическую культуру учащихся

  • развивающие:

развитие поисково-познавательной деятельности;

развитие интереса к изучению экологии

Ожидаемые результаты и

способы определения их результативности

        В результате обучения по данной программе должно быть достигнуто достаточно полное знакомство воспитанников с объектами живой и неживой природы, развит интерес к изучению природы. Проверка степени усвоения детьми новых для них понятий и знаний будет осуществляться путём регулярных опросов и бесед после завершения изучения отдельных тем и разделов программы.

Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

1

1

2

1.

Неживая природа

  1. Воздух
  2. Вода
  3. Огонь
  4. Песок, глина, камни
  5. Магниты
  6. Электричество
  7. Вес, притяжение
  8. Звук
  9. Тепло и холод
  10. Свет и цвет
  11. Сила и энергия
  12. Космос и Земля

3

3

2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

9

9

2

4

2

3

3

4

4

4

2

6

12

12

4

6

4

4

4

6

6

6

4

8

2.

Живая природа

  1. Части растений
  2. Сезонные изменения в природе
  3. Микробы
  4. Разнообразие живых существ на Земле

3

2

1

2

5

10

3

12

8

12

4

18

3.

Мир человека

1.Человеческое тело

2.Измерительные приборы

3.Свойства материалов

4.Преобразование предметов

2

2

2

1

2

6

4

3

4

8

6

4

Итоговое занятие

1

1

2

                             

40

104

144

Содержание программы

Раздел 1. Неживая природа

 Содержание занятий

1

Состав и свойства воздуха. Сила воздуха. Давление воздуха.  

2

Свойства воды. Круговорот воды в природе. Очистка воды (фильтрация). Три состояния воды. Давление под водой.

3

Огонь – друг человека. Огонь – враг человека.

4

Свойства материалов. Их сходные и отличительные особенности песка, глины и камней.

5

Действие магнитных сил. Земля – магнит.

6

Гроза – проявление электричества в природе. Почему лампочка светит?

7

Как увидеть притяжение? Невесомость.

8

Передача звука на расстоянии. Простейшее устройство для передачи звука на расстояние. Низкие и высокие звуки.

9

Самодельные термометры. Превращения веществ в зависимости от температуры (твёрдые, жидкие, газообразные). Как передаётся тепло.

10

Что такое свет? Как образуется тень? Отражение предметов. Преломление света. Разнообразие цветов.

11

 Какая бывает энергия?  Равновесие. Притяжение.

12

Солнце – огромная печь. Планеты Солнечной системы. Планета Земля.

Раздел 2. Живая природа

Содержание занятий

1

Как устроены растения? Растения и свет. Ростки и семена. Куда тянутся корни? Как растения дышат?

2

Листопад. Лес  защитник и лекарь. Когда в Арктике лето? Где самое жаркое лето?

3

Микробы – кто они? Полезные для человека микробы.

4

Отличия живых и неживых существ на Земле. Многообразие живых существ на Земле.

Раздел 3. Мир человека

Содержание занятий

1

Сердце и лёгкие. Вкус, запах, ощущения. Чувствительность кожи. Любопытное зрение. Координация движений.

2

Такие разные часы. Солнечные часы.

3

Пластмасса. Металл. Ткань.

4

Дом, в котором я живу. Вулкан. Парашют. Комнатный садик.

Методическое обеспечение программы

(формы занятий, приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий)

Учебно-воспитательный процесс при реализации данной программы следует осуществлять по принципу воспитывающего обучения.

В процессе работы  по настоящей программе можно использовать информационно-методические материалы, имеющиеся в ЦВР:

  • Литературу по разделам;
  • Разработки игр, конкурсов, сценарии;
  • Литературу из прилагаемого списка.

 

Список использованной литературы

  1. О.В. Дыбина, Н.В. Рахманова, В.В. Щетинина  «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М.,ТЦ Сфера, 2002.
  2. «Занимательные опыты и эксперименты», Ф. Ола и др., М., Айрис-пресс, 2006.
  3. «Энциклопедия для детей: Обо всём на свете», 2 части, М., «Махаон», 2002.
  4. «Растительный мир в картинках». – М.: Русское энциклопедическое товарищество , 2004.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей научно-технической направленности для обучающихся 5-7 классов "Юный компьютерный пилот"

Процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, и, возрастание роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Волшебный завиток". Квиллинг.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа построена "от простого к сложному", предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышлен...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года

Образовательная  программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная,  трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Задачи прикладной направленности»

Данная программа рассчитана для учащихся в возрасте 14-15 лет, интересующихся предметом математики и желающих достичь более высоких результатов в основной учёбе.Программа направлена на формирование на...

Программа дополнительного образования по социально-педагогическому направлению «Вдохновение» Для воспитанников 11-14 лет коррекционной школы VIII вида

Программа кружка « Вдохновение» развивает творческие способности у детей с ОВЗ, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпеливость, взаимопомощь и взаимовыручку.Учит изготавливать поделки и сувениры с ...