Статья в сборнике материалов "Инновации в образовании Костанайской области"
опыты и эксперименты на тему

Кириченко Вера Юрьевна

Данная статья отражает собственный взгляд на инновационные подходы к обучению игре на фортепиано в условиях гимназии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья534.19 КБ

Предварительный просмотр:

Кириченко Вера Юрьевна

Коммунальное государственное учреждение «Гимназия №21»

акимата города Рудного

Научный руководитель: зав. кафедрой музыки

факультета искусств КГПИ

Сапиева Майра Саимовна

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ  К  ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ

НА ФОРТЕПИАНО В МЛАДШИХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ

Казахстанское  общество на современном этапе его развития предъявляет особые требования к системе образования и  в качестве важнейших выдвигаются задачи всестороннего развития личности, формирования в сознании подрастающего поколения ценностных ориентаций, удовлетворения потребности человека в самоутверждении, интеллектуальном, культурном совершенствовании [1].

Особенно актуальными становятся вопросы, связанные с пересмотром содержания и организации образовательного процесса. Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, отказ от принципов единого и единообразного учебного плана, развитие демократизации предопределили многие инновации в подготовке учащихся [2].

В КГУ «Гимназия №21»  в рамках гуманитарно-эстетического направления ведётся  подготовка учащихся игре на разных инструментах, в том числе на фортепиано. В Учебном плане школы из вариативной части предусмотрен 1 урок в неделю по предмету «Фортепиано» для учащихся младших классов.  

На уроке «Фортепиано»  в первые годы обучения большое внимание уделяется организации и постановке рук начинающего пианиста, изучению нотной грамоты и получению  определённых навыков игры на инструменте.

С первых классов обучения на фортепиано в программу обучения наряду с произведениями русских и зарубежных композиторов входит изучение произведений казахских композиторов и   казахских народных песен. «Каждый ребёнок должен знать народные мелодии так же хорошо, как свой язык» (Р.В.Уильямс) [3].

К сожалению, существующие инструментальные произведения композиторов Казахстана для фортепиано  в основном могут быть использованы в практике обучения в средних и старших классах, «и тот благодатный период, когда детское восприятие наиболее активно, когда формируется слуховой фонд будущего музыканта, оказывается безвозвратно упущенным»  (Е. Рахмадиев) [4]  .

Результатом  решения данной проблемы могут служить авторские переложения казахских народных песен и пьес композиторов Казахстана.

 На своих уроках наряду с существующими методиками я использую собственные авторские упражнения и переложения музыкальных пьес казахских композиторов.  Собственный педагогический опыт был залицензирован  в 2012 году в качестве Учебно-методического комплекта «Алғашқы қадам» и  обобщён в газете «Учитель +" (№30 от 8 августа 2014 г. ) в статье «Мне помогает национальная музыка» и на сайте интернет-журнала «Коллеги». В 2013 году своим опытом я поделилась с коллегами на городском семинаре для учителей музыки и студентов Рудненского музыкального колледжа, проходившем в «Гимназии №21».

Главная цель инновации:  системное развитие музыкальных способностей и творческого потенциала учащихся через традиционную музыкальную культуру казахского народа в рамках предмета «Фортепиано» как основы будущего профессионального мастерства.  

Изучение музыки казахских композиторов в авторском переложении решает следующие задачи:

  • обогащение музыкального кругозора учащихся на начальном этапе;
  • развитие музыкального мышления, эмоционально-чувственной сферы;
  • воспитание чувства патриотизма к Родине на лучших образцах казахской музыки.

Авторские  переложения казахских произведений  и практические упражнения для фортепиано можно классифицировать в качестве новшества в соответствии с существующими классификациями инноваций:

1.        По методу нововведения: модификационное (частичное нововведение, затрагивающее отдельные усовершенствования процесса обучения);

2.        По масштабу преобразований: в масштабах учебного предмета;

3.        По направлению (содержанию) преобразований: новшество, обеспечивающее интеграцию элементов учебного процесса в единую образовательную систему  гимназии [3].

Ожидаемым результатом инновации является повышение интереса учащихся к изучению национальной музыкальной культуры и предмету «Фортепиано».

Внедрение в практику Альбома УМК «Алғашқы қадам» позволило совместить «полезное с приятным», а именно, внедрить в практику  уже с первых уроков изучение наиболее известных казахских мелодий с обучением игре на инструменте.

В качестве стейкхолдеров выступают учащиеся младших классов гимназии, выбравшие в качестве изучаемого инструмента фортепиано. В условиях всестороннего изучения музыки на сопутствующих предметах (музыкальная литература, хоровое пение, дополнительные музыкальные дисциплины) учащиеся младших классов  приобщаются к национальной музыкальной культуре, значительно обогащают свой исполнительский репертуар.

Основной формой организации обучения является технология модульного обучения. Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, которая обязательно сопровождается контролем знаний и умений учащихся. Основой для формирования модулей  послужила рабочая программа, а в данном случае – программа “Музыкальный инструмент” для детских музыкальных школ  и адаптированная программа, основанная на личном опыте работы с учащимися. Модуль совпадает с темой дисциплины, а точнее блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в модуле все измеряется: задание, самостоятельная работа, посещение учащимися занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни. В модуле четко определён  уровень изучения того или иного нотного материала и  просматриваются навыки и умения, которыми должен овладеть учащийся.  

Каждый модуль разработанного мною учебно-методического комплекта включает в себя три взаимосвязанных компонента (далее - блока).

Рисунок 1

Первый блок – теоретический. Он представлен рядом компетентностно-ориентированных и творческих заданий и упражнений.  Большое внимание в них уделяется развитию метроритмических способностей учащихся, так как особенностью казахской музыки является частые смены размера, использование составных размеров, и задача учителя - подготовить ученика к этому. В первые годы обучения  важно четко усвоить разницу между двух- и трехдольным метроритмом, чтобы в дальнейшем учащимся было проще воспринимать частую смену размера в произведениях казахских композиторов.

Учитывая особенности младшего возраста, данный блок предложен в форме музыкальных игр: игры-ребусы («Отгадай слово»), игры-задания («Волшебная семёрка»),  игры-загадки («Угадай-ка»),  игры- упражнения («Паровоз» и пр.), а также ряд пальчиковых упражнений: «Вышли пальцы танцевать», «У бабы Фроси», «Прогулка», «Братья-ленивцы». Эти упражнения  развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность, повышают общий уровень организации мышления ребёнка.

Второй блок - закрепление навыков звукоизвлечения. Он представлен авторскими упражнениями на инструменте. На уроках мною используются авторские интонационные упражнения для фортепиано, которые в созвучии с названиями  казахских песен тоже имеют названия и подтекстовку на казахском языке: «Дударай», «Шашу», «Әлди-әлди»,  «Гакку»,  «Көзімнің қарасы» («Ты, зрачок глаз моих»),  «Меруерт моншақ»  («Жемчужные бусы»). Каждое их этих упражнений несёт практическую направленность на приобретение или закрепление определённого навыка в обучении игре на инструменте.

Третий блок основан на применении навыков звукоизвлечения на примере пьес. В Альбоме учебно-методического комплекта более 20 авторских переложений казахских песен, каждая из которых преследует свои исполнительские задачи [4].

D:\Картинки\Картинки\Для портфолио\Документы\Альбом.jpg

           

Результатами реализации программы учебно-методического комплекта «Алғашқы қадам»  являются комплекс приобретённых знаний нотной грамоты и практических навыков исполнения на инструменте. Основной формой контроля является академический концерт учащихся младших классов по параллелям, состоящий из двух музыкальных пьес в сольном исполнении.

Реализация предложенных новшеств достаточна для того, чтобы обеспечить подготовку учащихся младших классов по предмету «Фортепиано».

Результатами  реализации инновационной работы являются:

  • формирование основных исполнительских навыков игры на фортепиано через изучение национальной музыки;
  • адаптация в социуме через  погружение в традиционную музыку казахского народа, что делает учащихся более творческими, открытыми.

В процессе внедрения учебно-методического комплекта «Алғашқы қадам»  среди учащихся младших классов был проведён мониторинг эффективности внедрения инновации [5]. Основными параметрами выступили:

  • уровень интереса к предмету,
  • знание национальной музыки и её жанровых особенностей,
  • умение исполнить предложенные казахские народные пьесы в авторском переложении.

Проведение анкетирования среди экспериментальной  группы  учащихся показало, что уровень интереса к предмету «Фортепиано» возрос при использовании на уроках Альбома УМК «Алғашқы қадам»  с 65% до 79%.

Использование проверочных тестовых и компетентностно-ориентированных заданий на знание жанровых особенностей национальной музыки после внедрения в процесс обучения Альбома УМК «Алғашқы қадам»  отражено в таблице:

Таблица 1

Параметры обученности

Использование Альбома Алғашқы қадам», % учащихся

ДО

ПОСЛЕ

  1. Знание метроритмических особенностей казахской музыки

25

60

  1. Знание на слух казахских мелодий

51

86

3.Знание теоретических музыкальных понятий

72

96

Умение исполнить авторские переложения казахских народных песен  было показано на академическом концерте учащихся, в репертуар каждого из которых входила одна из пьес Альбома «Алғашқы қадам».

Таким образом,  мониторинг эффективности внедрения инновации показал качественный рост всех параметров обученности. Создание подобных учебных пособий является ценным вкладом в методику фортепианного искусства при современных требованиях к качеству образования и профессиональной компетентности учителя. Внедрение авторских наработок в процесс обучения позволяет осуществлять  инновационный подход к организации обучения игре на фортепиано в младших классах в условиях гимназии.

Список литературы:

1. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 24 октября 2011 г.

2. Государственная программа развития образования на 2011- 2020 годы / Утверждена Указом Президента РК,  г. Астана,  7 декабря 2010 г.

3. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999, 220 с.

4.  Альбом для ученика «Алғашқы қадам» / Учебно-методический комплект («Первые шаги»)  по предмету «Обязательное фортепиано», составитель  Кириченко В.Ю., 2012  г.

5. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей.- Москва, «МОДЭК», 2004, 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация статьи из сборника материалов Региональная заочная научно-практическая конференция: «Языковое образование: проблемы, перспективы», 26 марта 2012 год

Материалы региональной научно-практической конференции факультета филологии КФ ФГБОУ ВПО «НГПУ» 26 марта 2012 г.Название статьи «Коммуникативность как важнейший компонент процесса обучения иност...

Урок «Биология Костанайской области»

Цель: ознакомить учащихся с особенностями растительной флоры растущих в ближайшем окружении.Задачи:1)    Углубить знания о значении природы для человека;2)    Расширить к...

Статья в сборнике комитета по образованию администрации городского округа "Город Калининград" "Включение учащихся в конкурсное движение как условие формирования УУД"

Вовлечение школьников в конкурсное движение  - это создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. Усовершенствование знаний и умний, приобретённы...

Сборник статей,, Модернизация общего и профессионального образования,, Статья,, Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой,,

В МКОУ "Специальная школа № 80" организованы классы с углубненной трудовой подготовкой (10-11 классы).Большое внимание уделяется Профориентационной работе....

Сборник статей,, Модернизация общего и профессионального образования,,. Статья,, Профориентационная работа в МКОУ "Специальная школа № 80"

Большое внимание уделяется профориентационной работе МКОУ "Специальная школа № 80", т.к. в ней организованы глассы с углубненной трудовой подготовкой....

Статья в сборнике Комитета по образованию г. Улан-Удэ МКУ «Центр мониторинга и развития образования» по обобщению творческого опыта учителей иностранного языка «Психологический аспект на уроках английского языка»

В статье рассказывается о межличностных отношениях учащихся и учителя на уроке английского языка. Атмосфера общения является следствием этих отношений и определяется объективными условиями, в которых ...