Развивающая программа "Мастерилка" для детей 5-6 лет, дошкольное образование
рабочая программа на тему

Чебурина Ирина Федоровна

Программа  "Мастерилка" разработана для детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года. Занятия с различными видами деятельности: аппликации, работа с природным материалом, пластилином, торцевание, моделирование из различных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_masterilka.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

поселка Вишневогорск

Утверждаю__________

                                                                                              Директор КЮТ

                                                                                Мокерова В.В.

Подпрограмма к программе «Растем и развиваемся»

(кружок «Дошколенок»)

«Мастерилка»

Занятия с различными видами аппликации, оригами, поделки из природного материала, пластилинографии, моделирование из различных материалов, торцевание, плетение.

Программа рассчитана на детей 5 -7 лет.

 Срок реализации программы 2 года.

Составитель:                                                

Педагог 1-ой

 квалификационной категории

Чебурина Ирина Федоровна

п. Вишневогорск 2010 год

Информационная карта программы:

  • Тип программы:  

                                         - адаптированная;

  • Образовательная область:

                                         - многопрофильная;

  • Направленность деятельности:

                                         -декоративно-прикладная;

  • Способ освоения содержания образования:

                                         - обучающе-репродуктивный;

  • Уровень освоения содержания образования:

                                         - общекультурный, развивающий;

  • Уровень реализации программы:

                                 -дошкольное образование;

  • Форма реализации программы:

                                         - групповая, индивидуальная;

  • Продолжительность реализации программы:

                                         -двухгодичная.

Пояснительная записка.

...Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев...

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки,

чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,

тем ярче творческая стихия детского разума...

В.А. Сухомлинский

Данная программа «Мастерилка» была составлена на основе практических занятий с детьми дошкольного возраста и может быть интересна педагогам школ, ведущим трудовое обучение в начальных классах, руководителям кружков дополнительного образования, а также может быть предназначена для самостоятельной работы детей постарше и просто для тех, кто любит мастерить.

В этой программе представлены разные идеи изготовления поделок, которые не только украсят помещение, но и будут полезными в каждом доме. Можно, конечно, купить разные вещи в магазине, но все, же изделие, сделанное руками ребенка, пусть даже с помощью взрослого, намного ценнее покупной вещи.

Практическая работа с разнообразными материалами побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приемами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику рук, воспитывает усидчивость и самостоятельность.

Занятия рассчитаны на 30 минут, по одному занятию в неделю в каждой группе. Занятия по данной программе подобранны короткие, результативные, но это вовсе не значит, что результат должен достигаться за счет чрезмерных усилий и времени. Подбираются такие приемы и методы, чтобы ребенок хотел учиться мастерить. Так как дети маленькие – основной компонент занятия – это игра. Темы занятий в разных годах обучения перекликаются между собой, но не дублируют друг друга. Допустимо поменять любое занятие для группы в зависимости от их успеваемости, эмоционального настроения и состояния. Если в группе «Маленькие мастерилки», дети только знакомятся с каким – либо трудовым навыком, выполняют не сложную, простую работу, в основном по шаблону, то в группе «Веселые мастера» сходная тема раскрывается более полно, ребенок уже применяет свою фантазию, творчество, составляя сюжет, картинку из простых элементов работы. Детские работы получаются более качественными и хорошо оформленными.

Занятия проходят раскованно и не заорганизовано. Ребятам разрешается в процессе работы самостоятельно взять недостающий материал, подойти к столу товарища, посмотреть его конструктивное решение и перенять его.

Тон общения с детьми – это тон доверия, содружества, радости со стороны взрослого. Дети могут давать советы друг другу, делиться мнением, критиковать товарища, но тактично и справедливо.

Для реализации данной программы необходимы нетрадиционные материалы         (различные картоны, ткани, косметические диски, ватные шарики, различные виды бумаги, пряжи и ниток, клей ПВА, клеевой карандаш, клей «Мастер», пуговицы, бусинки, пластилин, баночки из под йогурта, тесьма и другое).

Схема программы «МАСТЕРИЛКА»

        

Цель программы:

Развитие трудовых умений и навыков, творческого воображения  и конструктивного мышления.                                    

Задачи программы:

  • Обучающие:
  • Научить детей пользоваться различными инструментами (режущими, колющими).
  • Различать и использовать в работе различные материалы-фактуры.
  • Научиться работать с природным материалом.
  • Приобретение основных трудовых навыков.
  • Развивающие:
  • Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
  • Познакомить с основными народными и календарными праздниками.
  • Формирование мелкой моторики пальцев, глазомера, ориентировка в пространстве.
  • Знакомство с различной детской литературой, сказками, известными авторами Григорий Остер, Борис Заходер, Маршак и другие.
  • Воспитывающие
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, доброту.
  • Забота о близких.
  • Воспитание бережного отношения к природе.  

Содержание программы предусматривает:

  • Знакомство с народными детскими сказками, с детской литературой.
  • Знакомство с флорой и фауной живой природы.
  • Знакомство с различными техниками изготовления поделок.
  • Игры, конкурсы, загадки.
  • Сведения по технике безопасности, правила поведения в кружке.

  • Занятия в объединении – это не только освоение знаний и умений, это познание себя, формирование отношений с товарищами, умение действовать сообща, радоваться достижениям коллектива. Это воспитание терпения, сосредоточенности, интереса к процессу и результатам труда, условие проявления инициативы творчества.

Основные формы образовательного процесса:

  • Практическое учебное занятие,
  • Экскурсия,
  • Выставка (посещение и участие),
  •  Праздники, чаепития, прогулки на природу.
  • Рассказ-беседа, объяснение нового материала.
  • Основная форма – игровой компонент.

Формы организации учебной деятельности:

  • Индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей),
  • Фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема),
  • Групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы),
  • Коллективное выполнение работ для выставки.

Результативность программы:

    Конечный результат – это подготовленный к школе, развитый, активный ребенок. С хорошо развитым воображением, умеющий проецировать полученные в ходе освоения образовательной программы знания и умения в дальнейшей школьной деятельности.

«Маленькие мастерилки»

1-ый год

Курс рассчитан на 30 занятий,

1 занятие 1 раз в неделю по 30 минут.

«Мы без дела не сидим, все, что хочешь смастерим».

  • Курс «Маленькие мастерилки» предполагает знакомство детей с декоративно-прикладным творчеством, особенностями используемого в работе материала,
  • обучение навыкам в пользовании основными инструментами,
  • освоение простейших технологических приемов работы, изготовление несложных поделок,
  • использование декора в изделиях,
  • представление своих работ на выставках и в кружке.

«Веселые мастера»

2-ой год

Курс рассчитан на 30 занятий,

1 занятие 1 раз в неделю по 30 минут.

                                                  «Волшебные руки не знают скуки».

  • На этом этапе предлагается более углубленное изучение технологии, приемов и навыков.
  • Ребята выполняют более сложные работы, выстраивают композицию, применяют фантазию и творчество.
  • Ребята готовят свои работы для выставок.

Тематический план для группы «Маленькие мастерилки» 1 - ый год обучения

Дата

Тема занятия

Всего часов

Теор

Прак

  1. Знакомство. «Дерево дружбы» (бумажная аппликация-ладошки)

  1. «Ежик в лесу» (аппликация из природного материала).

  1. «Фрукты для компота» (бумажная аппликация).

  1. «Чудо-птица» (пластилинография).

  1. «Рыбка-скалярия» (оригами).

  1. «Рыбка-вуалехвостка» (оригами).

  1. «Лягушка» (оригами, оформление коллективной работы «Аквариум»).

  1. «Морковка» (объемная аппликация).

  1. «Осеннее дерево» (обрывная аппликация).

  1. «Цветик-семицветик» (аппликация из бумаги).

  1. «Снеговичок» (аппликация из ватных дисков).

  1. «Нежные снежинки» (вырезанки).

  1. «Ангелочки» (куклы-крутки, украшение-подвес из куколок).

  1. «Снегурочка» (аппликация из бумаги и ватных дисков).

  1. «Зимний сад» (аппликация из бумажных салфеток).

  1. «Цыпленок» (работа из пряжи-помпоны).

  1. «Осьминог» (пластилинография).

  1. «Одуванчик» (плетение из ниток, аппликация).

  1. «Веселый ежик» (смешанная техника-торцевание, аппликация из бумаги).

  1. Открытка «Самому сильному папе» (бумажная аппликация-танк).

  1. «Гусеница» (работа из пряжи – помпоны).

  1. «Ситцевый щенок» (тканевая аппликация).

  1. «Забавные гусята» (моделирование из бумаги).

  1. «Барашек на лугу» (аппликация из ватных шариков).

  1. «Пасхальный зайчик» (оригами).

  1. «Веселые лошадки» (карусель их лошадок).

  1. «Писанка» - яйцо (пластилинография).

30

30

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

Тематический план для группы «Веселые мастера» 2 - oй год обучения

Дата

Тема занятия

Всего часов

Теор

Прак

1. Знакомство.

  • «Петушок» (аппликация из природного материала,       вертолетики).

  • Насекомые «Бабочки» (Оригами).

  • «Голубь» (оригами, создание общей работы «Поляна»).

  • «Кузнечик» (оригами).

  • «Натюрморт из фруктов» (обрывная аппликация).

  • «Совушка-сова» (пластилинография).

  • «Цветок из кругов бумаги» (оригами из кругов).

  • «Белые медведи» (аппликация из ватных дисков).

  • «Снежный квиллинг» (снежинка).

  • «Пушистый снеговичок» (торцевание на пластилине).

  • «Новогодняя елочка с гирляндами» (моделирование из картона, аппликация, украшение елки пуговицами, блестками).

  • «Живые яблочки на ветках» (пластилинография).

  • «Туфелька для Золушки» (объемная аппликация из страз, пуговиц…)

  • «Василиса Прекрасная» (плетение из ниток).

  • «Ватный пудель» (аппликация из ватных дисков).

  • «Пингвины на льдине» (платилинография).

  • «Рыбки для аквариума» (бумажное моделирование, оригами, видеоурок).

  • «Сердечный лев ко дню Святого Валентина» (Работа с пряжей, аппликация).

  • «Подсолнух» (объемная аппликация из бумаги, плетение).

  • Открытка «Мамочке любимой» (цветы из бумажных полос, квиллинг).

  • «Ситцевая корова» (аппликация из ткани).

  • «Цветы на диске» (моделирование из гофрированной бумаги с использованием цифровых дисков).

  • «Корзина с цветами» (плетение из пряжи).

  • «Весенние бабочки» (пластилинография).

  • «Петушок» (моделирование из бумаги).

  • «Цветочная бутылочка» (декупаж).

  • «Клумба в твоем саду» (обрывная аппликация).

Тематический план для группы «Маленькие мастерилки»                                 1 год обучения - Средний возраст

Тема занятия

Всего часов

Теор. часов

Прак. часов

Дата

1

Знакомство. «Дерево дружбы» (бумажная аппликация).

30 мин

10 мин

20 мин

2

«Бабочка» (работа с природным материалом)

30 мин

10 мин

20 мин

3

«Фрукты в компоте»   (бумажная аппликация)

30 мин

10 мин

20 мин

4

«Лягушка» (оригами)

30 мин

10 мин

20 мин

5

«Листопад»  (обрывная аппликация)

30 мин

10 мин

20 мин

6

Сюжетные картинки  (пластилинография)

30 мин

10 мин

20 мин

7

«Рыбки - скалярии»   (оригами)

30 мин

10 мин

20 мин

8

«Бабочка Люси»  (техника - квиллинг)

30 мин

10 мин

20 мин

9

«Снежинка»   (вырезание)

30 мин

10 мин

20 мин

10

«Снеговик»  (аппликация из ватных дисков)

30 мин

10 мин

20 мин

11

«Елочка»   (пластилиновая мозаика)

30 мин

10 мин

20 мин

12

«Интересные снежинки»  (квиллинг)

30 мин

10 мин

20 мин

13

«Зимний пейзаж»  (аппликация из салфеток)

30 мин

10 мин

20 мин

14

«Кролик из ваты»  (аппликация из ватных шариков)

30 мин

10 мин

20 мин

15

«Рябина в снегу»  (пластилинография)

30 мин

10 мин

20 мин

16

«Подвески - Мобиль»  (квиллинг)

30 мин

10 мин

20 мин

17

«Цветик - семицветик»  (бумажная аппликация)

30 мин

10 мин

20 мин

18

«Сердечко» открытка  (аппликация из бумаги)

30 мин

10 мин

20 мин

19

Открытка «Машина»  (бумажная аппликация)

30 мин

10 мин

20 мин

20

«Мозаика из разноцветных фигур»  (аппликация из разноцветных треугольников)

30 мин

10 мин

20 мин

21

«Простой букетик» (бумажное моделирование) цветок для мамы

30 мин

10 мин

20 мин

22

«Солнышко»  (плетение из ниток)

30 мин

10 мин

20 мин

23

«Три поросенка»  (пластилинография)

30 мин

10 мин

20 мин

24

«Ситцевая собачка»  (тканевая аппликация)

30 мин

10 мин

20 мин

25

 «Собачка» (Игрушки-гармошки)

30 мин

10 мин

20 мин

26

«Яйцо-писанка»  (пластилинография)

30 мин

10 мин

20 мин

27

«Забавные гусята»  (бумажное иоделирование)

30 мин

10 мин

20 мин

28

«Забавные кошки»  (обрывная аппликация)

30 мин

10 мин

20 мин

29

«Черепаха», «Божья коровка»  (бумажное моделирование квиллинг)

30 мин

10 мин

20 мин

30

Итоговое занятие

30 мин

10 мин

20 мин

Всего занятий за год:


Тематический план для группы «Веселые мастера»                                                                                                   2 год обучения – Старший дошкольный возраст

Тема занятия

Всего часов

Теор. часов

Прак. часов

Дата

1

«Колокольчик» (бумажная аппликация-ладошки)

30 мин

10 мин

20 мин

2

«Ежик в лесу», «Мишка» (работа с природным материалом)

3

«Лилия»  (бумажное моделирование)

4

«Лягушка»  (оригами)

5

«Осенний лист»   (обрывная аппликация)

6

«Рыбки в нашем пруду»  (пластилинография)

7

«Белка Попрыгуша»  (квиллинг)

8

«Грибочки»  (оригами)

9

«Цветок из кругов бумаги» игрушки на елку (оригами из кругов)

10

«Елочка в лесу»  (аппликация из ватных дисков)

11

«Дед Мороз» гирлянда  (аппликация с ватными шариками)

12

«Елочка»  (аппликация из крупы и макарон)

13

«Снегири»  (пластилинография)

14

«Овечка»  (аппликация из ватных шариков)

15

«Плетеное сердечко» (бумажное моделирование)

16

«Медведь Потапыч»   (квиллинг из гофрированной бумаги)

17

« Снежная Елочка» (моделирование из бумаги и ватных дисков)

18

«Солнышко из дисков»  (моделирование из дисков и бумаги)

19

«Миллион роз» (большое сердце из гофрированной бумаги)

20

«Домашние любимцы»  коты и собачки  (обрывная аппликация)

21

«Астра» открытка для мамы  (квиллинг из полос бумаги)

22

«Василиса Прекрасная»  (плетение из ниток)

23

«Осьминожек» обитатели морского дна (пластилинография)

24

«Ситцевая корова» (тканевая аппликация)

25

«Веселые зверушки»  (бумажное моделирование)

26

«Пасхальный зайчик» подставка под яйцо  (оригами)

27

«Петушок»  (бумажное моделирование)

28

«Радужные бабочки» (работа с пластилином)

29

«Клумба в твоем саду» (обрывная аппликация)

30

Итоговое занятие

Всего занятий за год:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе

1.    Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...

проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистическо...

Модель построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Модель построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования в МБДОУ Детский сад «Солнышко»Группа №3 «Каруселька» ...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и реализуемой Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ ДС № 49 «Родничок» в логопедическом кабинете, объединенном с «зеленой зоной» ДОУ»

В связи с необходимостью оптимизации помещений в ДОО, а именно объединения «зеленой зоны» и логопедического кабинета, возникла проблема эффективной и образовательно-направленной организаци...