ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Тимошенкова Людмила Ивановна

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 2

         Одним из важнейших условий в организационной работе по внедрению ФГОС ДО является развивающая предметно-пространственная среда. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Слайд 3,4

Это понятие включает не только и не столько материальное обеспечение образовательной программы, сколько то, в какой мере пространство, мебель, игрушки и другие пособия интегрированы в образовательный процесс.

Слайд 5

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей
  • максимальную реализацию материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей
  • открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи

Слайд 6,7,8

        Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы, специалисты дошкольного образования пытаемся соблюдать. Предметная среда современна, отвечает критериям функционального комфорта, обеспечивает достижение нового, перспективного уровня развития детской деятельности.

Слайд 9

        Она направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей, учитывает все направления развития ребёнка в условиях созданной предметно - развивающей среды.

        Интерьер дошкольных групп отличается индивидуальностью и творческим подходом к её организации. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Слайд 10

Пространство групп организованно в виде разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны детям. В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки, пособия. Это позволяет использовать помещение каждой группы наилучшим образом. Во всех 4 дошкольных группах имеются различные зоны такие, как:

Слайд 11 - учебная зона

В учебной зоне размещены центры и уголки, в соответствии с возрастом детей: центр творчества, познавательно - речевой, книжный уголок, уголок природы и экспериментирования. Учебная зона оснащена традиционными  материалами и материалами  нового поколения. Весь материал подобран  сбалансировано, сообразно педагогической ценности.

Слайд 12 – центр творчества

В центре творчества имеется большое разнообразие материалов для продуктивной деятельности дошкольников: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашевые и акварельные, пластилин, шаблоны, линейки, раскраски, различные виды бумаги. Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действие, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у ребенка возникнет потребность выразить себя.

Слайд 13

В познавательно – речевом уголке имеется подборка познавательных иллюстрированных альбомов различной тематики («Профессии», «Времена года», «Спорт», «Транспорт» и т.д.), наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры.

Слайд 14

В книжном уголке размещены книги   в соответствии с программами, которые  обновляются по соответствующим темам.

Слайд 15

 Уголки природы и экспериментирования. Специалисты представили информацию о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе. В уголке имеются настольные игры («Земля и её жители», «Чей домик», «Мир растений», «Поймай рыбку», лото «Животные», домино «Ягоды-овощи – фрукты» и т.д.); материалы для экспериментирования: природный материал (шишки, ракушки, камни), разные виды бумаги. Эстетически дополняет уголок природы озеленение – цветы.

Слайд 16

        Программное содержание занятий концентра «Я и окружающий мир» предоставляет возможность проведения экспериментальной деятельности в дошкольных группах. Например, выращивание зелёного лука в зимний период, распускание почек кустарников и деревьев в группе зимой и наблюдение, посадка цветочных семян (проращивание) ранней весной, уход за комнатными растениями детьми.

Слайд 17

        Введение проектной деятельности поэтому же концентру позволило сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными. Проведены краткосрочные и долгосрочные проекты «Ледяные сокровища», «Весёлый огород», Пасхальный вернисаж».

Слайд 18

        В соответствии ФГОС ДО выделяют применение информационно-образовательных технологий в ОУ. Систематичность и последовательность, связанная как с организацией образовательного материала, так и с системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой. Принципу применения ИКТ мы придерживались, просто продолжим работу.

Слайд 19

Игровая зона оснащена уголками (парикмахерская, магазин, кухня, больница)
и атрибутами для сюжетно – ролевых игр подобранных с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и половой принадлежности детей. Так, например, для девочек имеются утюги, куклы, коляски; для мальчиков – наборы инструментов, техники (машины).

Слайд 20

Уголок развития мелкой моторики. Необходимость сенсорного воспитания осуществляется на занятиях, в процессе выполнения режимных моментов, в различных видах детской деятельности.

Слайд 21

Театральная зона

Слайд 22

Уголок математики

Слайд 23

Зона безопасности

Слайд 24

Центр физического развития

        Наполнение уголков соответствует изучаемой лексической теме, то есть частично обновляются каждую неделю.

Слайд 25

        В группах эстетически  оформлены групповые уголки «Ладушки», «Солнышко», «Капитошка», «Пчёлки».

Слайд 26

        Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО и обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, мы рассмотрели организацию образовательного пространства - коридоров в дошкольных группах.

В фойе групп оформили разнообразные информационные стенды для родителей «Я – ваш ребенок», в которых представлены рубрики: «Меню», «Уголок здоровья», «Родительская почта», «Режимные моменты».  Есть стенды, где проводятся выставки детских работ. Родители, каждый день забирая ребёнка из детского сада домой, должны видеть «продукты труда» своих детей, оценивать их старания, делать свои выводы и. т. п. С этой целью созданы уголки «Маленькие художники», «Наши работы» и т.д., где педагоги размещают художественные работы детей. Эти работы радуют не только детей и родителей, но и гостей нашего образовательного учреждения!

Слайд 27

        Предметно-развивающая среда ДОУ соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества."      В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности учащихся математического профиля в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Внеурочная деятельность по математике  является важнейшим механизмом реализации основных образовательных программ общего образования.       В классах математич...

Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

       Показателями результативности, позволяющих оценить внеучебную деятельность по предмету являются: увеличение числа участвующих в конкурсах и олимпиадах, увеличение кол...

Педагогическая деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов

Педагогическая деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов...

Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Эффективность освоения обучающимися образовательных программ доказывается 100% успеваемостью и высоким качеством обучения от 95% до 100%  Стабильно высокие результаты успеваемости обусловлены диф...

Организация учебно-воспитательного процесса на уроках математики в свете требований Федерального государственного стандарта основного общего образования 2020-2021

На уроках математики мы можем не только обучать, но и воспитывать обучая. Задача каждого педагога вырастить полностью реализовавшуюся, самостоятельную личность, знающую и уважающую законы и национальн...