Статья по теме: "Проектирование урока биологии в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта"
методическая разработка по биологии

Проектирование урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_pedagogicheskih_chteniyah.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Байкаловская средняя общеобразовательная школа"

Проектирование урока биологии

в соответствии с требования федерального государственного стандарта

Учитель биологии: Кухарь Юлия Николаевна

Байкалово, 2018

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем - то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

-самостоятельно принимать решения и анализировать свои действия;

- отличаться мобильностью и быть готовыми к сотрудничеству.

Поэтому основной задачей для каждого учителя,  при проектировании урока в соответствии с ФГОС  ООО является учет системно – деятельностного подхода.

Слова, сказанные К.Д. Ушинским в 19 веке, как никогда отражают суть современного урока «Нужно, чтобы дети по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим  процессом и давал для него материал» в этом есть суть современного урока, в основе которого заложен системно – деятельностный подход.

 Но  какой же он современный урок?

- это хорошо продуманный и организованный урок

- это урок, где спланирована деятельность учителя и учеников

- это урок с опорой на сотрудничество

- это проблемный урок

- это урок где осуществляется  обратную связь

- это практико – ориентированный урок.

Хочу остановиться на некоторых моментах урока,  которым на мой взгляд, необходимо уделить внимание,  работая по новым стандартам это:

- мотивация (целеполагание),

-организация усвоения новых знаний и способов действий,

- рефлексия.

На этапе мотивации нужно вызвать внутреннее желание, готовность работать с учителем

 На этом этапе своих уроках я использую такие приемы как:

  1. «Парадоксальные факты»

- Почему жители северных областей употребляют больше жирной пищи, чем жители  юга?

 - Почему в меню механизатора обязательно входит борщ или суп, котлеты, сметана, компот? А в меню служащего – отварная курица, салат, чай?

  1. «Создание проблемной ситуации»

- Каковы преимущества и недостатки применения гербицидов против  сорняков?

- Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде. Как такое могло произойти?

  1. Использование художественной литературы

- Верно ли суждение П.П. Ершова «Чудо – юдо, рыба кит»

- Стихотворения тоже можно использовать полностью. Ю. Лермонтов — «Сосна»

 при изучении голосеменных, В. Жак — «Мы в букет собрали маки алые...» — на первом уроке о корне.

  1. Анализ жизненных ситуаций

- Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему произошло такое явление?

- Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а устает спина?

  1. Черный ящик

- Легкие. Этот орган получил название по простой причине - он действительно легкий. Если при разделке туши животного внутренности промывают в сосуде с водой, то сердце и печень, например, погружаются на дно, легкие всплывают на поверхность.

- Печень. Происходит от глагола печь. Аналогично образовано литовское слово kêpenos (мн. ч.) от kepù, kèpti "пеку, печь". Выдвигались разные доводы, чтобы объяснить такое происхождение слова. Интересно, что, по словам медиков, печень имеет самую высокую температуру из всех органов человека.

6) Использование загадок и поговорок

- День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце).

- Две фасолины висят,

Ненужные вещества пропускают

И удалять их помогают. (Почки).

  1. Кто лишний

- Желудок, сердце, печень, кишечник

На этапе организация усвоения новых знаний и способов действий, моя  задача  организовать активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Для достижения данной задачи использую различные формы,методы и средства.
        Организуя работу с текстом учебника, предлагаю детям различные задания: например в 8 классе  мне нравится,  когда учащиеся  

- преобразовывают  текст в таблицу (пищеварительная, дыхательная система и т.д),

- составление схем применяю в 6 классе (по теме «Лист», «Корень», «Плоды» и т.д.),

- описание объекта или явления использую уже в старшей школе например по теме: «Фотосинтез», «Биосинтез белка»,  

-работа с терминами осуществляется на каждом уроке в виде биологического диктанта или работы в паре. 

- выявление причинно-следственных связей;  работа по  алгоритму, это чаще всего старшая школа, где нужно  ответить на вопрос, согласиться с суждением или опровергнуть его («Какие гипотезы существуют о возникновении жизни на Земле»? «В чем суть теории абиогенеза»?)

- использую  прием «Шпаргалка» –  где нужно информацию  сформулировать в сжатом виде, например в 7 классе очень большой объем информации по систематике беспозвоночных животных.

-  Ранжирование, расположение в нужном порядке этапов, процессов (например: прорастания семян, работа с микроскопом, таксономическими единицами).
Использую как индивидуальную, групповую и коллективную формы работы. Когда материал слишком объёмный делю класс на группы, каждая группа получает свое задание, затем по одному представителю от группы меняется и ученики знакомят с полученной информацией новую группу выступая в роли учителя.

Часто уроки носят исследовательский характер, они могут быть с проведением эксперимента (по теме «Химический состав растений», «Плазмолиз  и деплазмолиз»).  Наблюдения, когда мы  выходим за рамки учебного кабинета в осенний и весенний период и наблюдаем за флорой и фауной родного края  в определенный промежуток времени.

 В качестве источника информации помимо учебника использую оборудование кабинета биологии  (влажные препараты, коллекции, гербарии); дополнительную литературу (энциклопедии), видеофрагменты, анимации, информационные плакаты.

Целью  стадии рефлексии  является закрепление полученных знаний, усвоение новой информации, формирование собственного нового знания, включение в систему знаний новых понятий, а также постановка новых вопросов и поиск ответов на них, что может послужить основой для стадии вызова к следующему уроку. Я используемые следующие  приемы: составление схемы, попадание в мишень, обсуждение, дискуссия, краткое сочинение, кластер, карты познания,  взаимоопрос и контроль, рисунок и др. Часто на детальную рефлексию  практически не остается времени.        

Большое внимание на уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Школьники не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа: «Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и тому подобные. Надо учить детей выражать свои мысли и идеи, новую информацию собственными словами. Кстати, учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. В этом случае и происходит формирование новых знаний, становление опыта и развитие личности.

        Продолжением занятий в школе является внеурочная деятельность, на которой мы  завершаем,  начатые  исследования. Одна из наших успешных работ была оценена на областном конкурсе  видеороликов «Стратегия успеха: мир живой природы», где ученица 5 класса Шилинг Анна  заняла 2 место и получила  премию в размере 3000 рублей. Каждый год мы принимаем участие в областном конкурсе исследовательских работ  «Юннат» и тоже занимаем призовые места в различных номинациях. Ученики нашей школы  получили сертификаты участия в конкурсах «Украсим Родину цветами» и «Сохраним нашу землю голубой и зеленой». Сейчас мы ждем результаты областного конкурса «Подрост», «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» и конкурса исследовательских работ, который проводит ТОГИРРО  «Надежда».  Так же  мы тесно сотрудничаем с предприятием «Сибур и ТМТ» реализуя профориентационные проекты. В этом году ученики нашей школы заняли 1 место в категории 7 – 8 классы и получили сертификат на приобретение бытовой техники в размере  4000 рублей.

        Можно долго говорить о том, каков он современный урок? Но для меня одним из важных показателей является то, что каждый год на итоговую аттестацию ребята нашей школы выбирают  биологию в формате ЕГЭ (от  2 – 5 учащихся ежегодно)  и ОГЭ не менее 17 учащихся в год. И сдают его довольно успешно. Показатель сдачи экзаменов один из  самых высоких в Тобольском районе.  Значит, предмет, который  я преподаю,   нужен и востребован для учащихся и вызывает интерес.

        За годы моей работы дети получили профессии: врача, биолога, эколога, агронома, лаборанта химического  и биологического анализа, психолога и успешно трудятся  и верны выбранной профессии, работая в нашем регионе, который реализует инвестиционные проекты не только Российского уровня, но и с привлечением зарубежных инвестиций.

Литература:

  1. Ибрагимов, Г.И. Концепция современного урока / Г.И. Ибрагимов // Школьные технологии. – 2016. – № 2. – С. 48 – 52.
  2. Семчук Н.М. Методика организации урока биологии с применением Интернет – ресурсов / Н.М. Семчук, З.З. Денишева // Школа будущего. – 2010. – № 6. – С. 46 – 52.
  3. Солонько А.В. Современный урок биологии. Ч. 4. Методические разработки уроков. Деловые игры. 9 класс / А.В. Солонько. – М.: Школьная пресса, 2008. – 96 с.
  4. http://wiki.schoolnet.by/MetodKabinet/ShkolaMolodogoUchitelja/AnalizUroka
  5. http://shop.top-kniga.ru/books


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Организация внеурочной деятельности учащихся математического профиля в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Внеурочная деятельность по математике  является важнейшим механизмом реализации основных образовательных программ общего образования.       В классах математич...

Педагогическая деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов

Педагогическая деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов...

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)»

Какие требования к уроку предъявляются сегодня? Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования....

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)»

Какие требования к уроку предъявляются сегодня? Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...