Формирование учащегося-исполнителя в классе ансамбля
учебно-методический материал на тему

Журавлёв Александр Иванович

Доклад о формировании навыков коллективного исполнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

     «ФОРМИРОВАНИЕ  УЧАЩЕГОСЯ- ИСПОЛНИТЕЛЯ  В КЛАССЕ   АНСАМБЛЯ»

                                                   Содержание.

1.Значение ансамблевой работы с учащимися.

2.Формирование навыков коллективного исполнения:

- какой должен быть исполнитель;

- слуховой контроль;

- одновременность исполнения;

- ритмические трудности;

- работа над  динамикой;

- концертное исполнение и подготовка к нему.

3.Значение педагогической работы с ансамблем.

            Музыка-это искусство, и как у каждого искусства, у неё есть свои особые законы. В музыке возможно  одновременное сочетание и различных звучаний и нескольких голосов и инструментов. Но такое звучание не хаотично, а подчинено определённым законам ,и в итоге, звучит благозвучно, радуя и исполнителей и слушателей.

На этой основе и строится работа музыкантов над ансамблевым исполнением музыки.

Для ребят, делающих первые шаги в обучении игре на инструменте, очень полезно будет участие в игре ансамблем. Оно поможет полюбить музыку, почувствовать силу коллектива, ответственность, поможет мобилизовать знания и умения для общего дела – слаженного и красивого исполнения.

Многие учащиеся, за годы обучения, по причине недостатка навыков или данных, не имеют возможности выступать как солисты. Бывает, что развитие учащихся опережает их исполнительские возможности. Это приводит к потере интереса к занятиям. Игра же в ансамбле делает учащихся разной подвинутости равноправными исполнителями и, независимо от трудности партий, даёт возможность выступления на концертах, стимулируя учебный процесс. Именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.

       От каждого участника требуется формирование в себе исполнителя, который:

- умеет слышать игру в целом и свою партию в общем звучании;

- умеет приравнивать свою звучность к общему звучанию;

- умеет согласовывать свои действия с  действиями других участников игры;

- может быть солистом и аккомпаниатором;

- умеет переключаться с выполнения одной функции на другую.

            Ансамблевое исполнение – коллективная работа с едиными целями и задачами. Как же формировать у исполнителя эти навыки?

          Начинать надо с того, чтобы ребята научились слушать не только то, что сами играют, а одновременно то, что играет партнёр. А это значит надо следить за тем, что происходит в соседней партии и учитывать исполнительские «интересы» товарища. Нельзя говорить ученику: «Ты не слушаешь партнёра». При этом его внимание будет сосредоточено на слушании партии партнёра. Нужно указывать на то, что получается вместе, постоянно напоминая об этом.

Для достижения этой цели большое значение имеет слуховой контроль, который нужно постоянно развивать при разучивании партии. Нужно добиваться , чтобы ученик внутренним слухом услышал каждую фразу, т.е. как и в работе над произведением сольным. Чтобы для учащегося партия не представлялась «набором звуков» нужно помочь ему проконтролировать фразировку, поиграть с ним в унисон.

Очень  важное  значение при работе с ансамблем , нужно уделить одновременному началу игры, окончанию игры, вступлению после пауз.

Казалось бы, самая простая вещь начать вместе игру. Однако точно, синхронно взять два звука не так легко. Здесь нужно сформировать навык. Сначала научить следовать указаниям руки педагога. Полезно одновременно с этим брать дыхание, затем предложить учащимся сделать это самостоятельно. Каждый из партнёров должен уметь это делать. Редко кому сразу удаётся овладеть этим навыком.

Также имеет большое значение и синхронное окончание – снятие звука. Рваные «лохматые» аккорды, в которых отдельные звуки длятся дольше других, загрязняют и уродуют исполнение.

Синхронность возникновения отдельных звуков не исчерпывается технической задачей. Важное  значение придаётся равновесию звучания отдельных звуков. Приёмы извлечения звука должны быть одинаковы в исполнении каждым участником.

            Не менее важна в ансамбле ритмическая сторона исполнения. Ритм должен быть единым, живым и пульсируюшим. На первом этапе придерживаться и добиваться очень строгого ритма и только когда цель будет достигнута- переходить к свободному, гибкому ритмическому дыханию. Если  у учащегося отсутствует чёткость и устойчивость ритма, искажается весь ритмический рисунок. Неустойчивость ритма связана с тенденцией к ускорению. Это обычно происходит при нарастании силы звучности. Учащается ритмический пульс, эмоциональное возбуждение, в сложных местах технические трудности вызывают желание «проскочить» опасные такты. Если оба участника обладают этим недостатком – это становится  очень заметным, они как бы подталкивают друг друга. Воспитание коллективного ритма – специальная задача ансамблевого класса.

          Следует сказать и о динамике исполнения. Наиболее распространённый недостаток – динамическое однообразие, всё играется громко и не очень громко. Нужно убедить учащихся, что при исполнении ансамблем диапазон ещё шире, чем при сольном исполнении. Работа над звуком – область огромного труда. Рассказать, показать ,как красиво звучит правильный нюанс, сравнить игру разными динамическими оттенками. Бывает так, что у ансамблиста возникают трудности градации собственного звучания. Одним хочется играть громче всех, другим, наоборот, «спрятаться за спину других». Здесь только один выход, воспитание сознательного, творческого отношения, понимания роли каждой партии в данном произведении.

          Концертное исполнение – важный элемент учебно-воспитательной работы, творческий итог деятельности ансамбля. Большое внимание отводится подготовке к выступлению на эстраде, выработке устойчивого внимания, чёткости и продуманности действий. Ансамблисты  подвержены эстрадному волнению. Если даже одного охватывает волнение, сковывающее свободу исполнения, то она «цепной реакцией» передаётся другим. Причина – особенность нервной системы или опасность и неуверенность создать у слушателя впечатление, что он в игре уступает другим исполнителям. Это недостатки репетиционной работы и нужно воспитывать эти качества с самого начала работы ансамбля. Беседовать постоянно о том, что неуверенность будет приводить к срывам. Большое значение придаётся выступлениям перед  другими учащимися, незнакомой публикой т.е. регулярно и чаще. А это польза огромная. С раннего возраста вырабатывается твёрдое умение вести себя на сцене и не поддаваться волнениям. Д. Ойстрах писал: «Чтобы чувствовать себя артистом и думать о музыке, а не о волнении, надо больше выступать, иначе неизбежна потеря контакта со слушателем и даже ощущение инструмента, каким оно должно быть на эстраде».

И ещё в чём психологическое отличие коллективного выступления  от сольного. Когда играешь один – это страх и неуверенность, когда же в коллективе – больше творческой смелости, чувство что партнёр поможет, желание общаться с публикой, артистизм. Мобилизация внимания на сцене помогает не только внешне держаться красиво, но и донести до слушателя всё сделанное в процессе репетиций, наконец, чувство ответственности и уважения к слушателям.

Все эти задачи должен помочь решить ребятам педагог.  Он должен хорошо знать специфику работы, уметь увлечь и заинтересовать ребят, использовать психологические факторы. Для самого преподавателя работа в классе ансамбля имеет огромное значение. Работа над этой формой музицирования повышает интерес к работе, заставляет двигаться дальше, подбирать интересные произведения. Растёт музыкальный кругозор, по другому смотрит педагог на подготовку концертных выступлений, приобретает авторитет. Всё это способствует достижению одной цели – воспитанию всесторонне развитой, гармонически развитой личности. А в условиях коллективного творчества Складываются благоприятные условия для формирования характера молодого человека, его мировоззренческие чувства товарищества, понимание долга перед обществом, скромности и порядочности.

                                  Использованная литература.

1.Куус «Коллективное музицирование в ДМШ»

2.Готлиб «Первые уроки ансамбля»

3.Е.Максимов «Ансамбли и оркестры гармоник»

4.Рзянкина «Войдёмте в мир музыки»

5.Р.Давыдян Квартетное искусство»

6.Собственные соображения.



Предварительный просмотр:

     «ФОРМИРОВАНИЕ  УЧАЩЕГОСЯ- ИСПОЛНИТЕЛЯ  В КЛАССЕ   АНСАМБЛЯ»

                                                   Содержание.

1.Значение ансамблевой работы с учащимися.

2.Формирование навыков коллективного исполнения:

- какой должен быть исполнитель;

- слуховой контроль;

- одновременность исполнения;

- ритмические трудности;

- работа над  динамикой;

- концертное исполнение и подготовка к нему.

3.Значение педагогической работы с ансамблем.

            Музыка-это искусство, и как у каждого искусства, у неё есть свои особые законы. В музыке возможно  одновременное сочетание и различных звучаний и нескольких голосов и инструментов. Но такое звучание не хаотично, а подчинено определённым законам ,и в итоге, звучит благозвучно, радуя и исполнителей и слушателей.

На этой основе и строится работа музыкантов над ансамблевым исполнением музыки.

Для ребят, делающих первые шаги в обучении игре на инструменте, очень полезно будет участие в игре ансамблем. Оно поможет полюбить музыку, почувствовать силу коллектива, ответственность, поможет мобилизовать знания и умения для общего дела – слаженного и красивого исполнения.

Многие учащиеся, за годы обучения, по причине недостатка навыков или данных, не имеют возможности выступать как солисты. Бывает, что развитие учащихся опережает их исполнительские возможности. Это приводит к потере интереса к занятиям. Игра же в ансамбле делает учащихся разной подвинутости равноправными исполнителями и, независимо от трудности партий, даёт возможность выступления на концертах, стимулируя учебный процесс. Именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.

       От каждого участника требуется формирование в себе исполнителя, который:

- умеет слышать игру в целом и свою партию в общем звучании;

- умеет приравнивать свою звучность к общему звучанию;

- умеет согласовывать свои действия с  действиями других участников игры;

- может быть солистом и аккомпаниатором;

- умеет переключаться с выполнения одной функции на другую.

            Ансамблевое исполнение – коллективная работа с едиными целями и задачами. Как же формировать у исполнителя эти навыки?

          Начинать надо с того, чтобы ребята научились слушать не только то, что сами играют, а одновременно то, что играет партнёр. А это значит надо следить за тем, что происходит в соседней партии и учитывать исполнительские «интересы» товарища. Нельзя говорить ученику: «Ты не слушаешь партнёра». При этом его внимание будет сосредоточено на слушании партии партнёра. Нужно указывать на то, что получается вместе, постоянно напоминая об этом.

Для достижения этой цели большое значение имеет слуховой контроль, который нужно постоянно развивать при разучивании партии. Нужно добиваться , чтобы ученик внутренним слухом услышал каждую фразу, т.е. как и в работе над произведением сольным. Чтобы для учащегося партия не представлялась «набором звуков» нужно помочь ему проконтролировать фразировку, поиграть с ним в унисон.

Очень  важное  значение при работе с ансамблем , нужно уделить одновременному началу игры, окончанию игры, вступлению после пауз.

Казалось бы, самая простая вещь начать вместе игру. Однако точно, синхронно взять два звука не так легко. Здесь нужно сформировать навык. Сначала научить следовать указаниям руки педагога. Полезно одновременно с этим брать дыхание, затем предложить учащимся сделать это самостоятельно. Каждый из партнёров должен уметь это делать. Редко кому сразу удаётся овладеть этим навыком.

Также имеет большое значение и синхронное окончание – снятие звука. Рваные «лохматые» аккорды, в которых отдельные звуки длятся дольше других, загрязняют и уродуют исполнение.

Синхронность возникновения отдельных звуков не исчерпывается технической задачей. Важное  значение придаётся равновесию звучания отдельных звуков. Приёмы извлечения звука должны быть одинаковы в исполнении каждым участником.

            Не менее важна в ансамбле ритмическая сторона исполнения. Ритм должен быть единым, живым и пульсируюшим. На первом этапе придерживаться и добиваться очень строгого ритма и только когда цель будет достигнута- переходить к свободному, гибкому ритмическому дыханию. Если  у учащегося отсутствует чёткость и устойчивость ритма, искажается весь ритмический рисунок. Неустойчивость ритма связана с тенденцией к ускорению. Это обычно происходит при нарастании силы звучности. Учащается ритмический пульс, эмоциональное возбуждение, в сложных местах технические трудности вызывают желание «проскочить» опасные такты. Если оба участника обладают этим недостатком – это становится  очень заметным, они как бы подталкивают друг друга. Воспитание коллективного ритма – специальная задача ансамблевого класса.

          Следует сказать и о динамике исполнения. Наиболее распространённый недостаток – динамическое однообразие, всё играется громко и не очень громко. Нужно убедить учащихся, что при исполнении ансамблем диапазон ещё шире, чем при сольном исполнении. Работа над звуком – область огромного труда. Рассказать, показать ,как красиво звучит правильный нюанс, сравнить игру разными динамическими оттенками. Бывает так, что у ансамблиста возникают трудности градации собственного звучания. Одним хочется играть громче всех, другим, наоборот, «спрятаться за спину других». Здесь только один выход, воспитание сознательного, творческого отношения, понимания роли каждой партии в данном произведении.

          Концертное исполнение – важный элемент учебно-воспитательной работы, творческий итог деятельности ансамбля. Большое внимание отводится подготовке к выступлению на эстраде, выработке устойчивого внимания, чёткости и продуманности действий. Ансамблисты  подвержены эстрадному волнению. Если даже одного охватывает волнение, сковывающее свободу исполнения, то она «цепной реакцией» передаётся другим. Причина – особенность нервной системы или опасность и неуверенность создать у слушателя впечатление, что он в игре уступает другим исполнителям. Это недостатки репетиционной работы и нужно воспитывать эти качества с самого начала работы ансамбля. Беседовать постоянно о том, что неуверенность будет приводить к срывам. Большое значение придаётся выступлениям перед  другими учащимися, незнакомой публикой т.е. регулярно и чаще. А это польза огромная. С раннего возраста вырабатывается твёрдое умение вести себя на сцене и не поддаваться волнениям. Д. Ойстрах писал: «Чтобы чувствовать себя артистом и думать о музыке, а не о волнении, надо больше выступать, иначе неизбежна потеря контакта со слушателем и даже ощущение инструмента, каким оно должно быть на эстраде».

И ещё в чём психологическое отличие коллективного выступления  от сольного. Когда играешь один – это страх и неуверенность, когда же в коллективе – больше творческой смелости, чувство что партнёр поможет, желание общаться с публикой, артистизм. Мобилизация внимания на сцене помогает не только внешне держаться красиво, но и донести до слушателя всё сделанное в процессе репетиций, наконец, чувство ответственности и уважения к слушателям.

Все эти задачи должен помочь решить ребятам педагог.  Он должен хорошо знать специфику работы, уметь увлечь и заинтересовать ребят, использовать психологические факторы. Для самого преподавателя работа в классе ансамбля имеет огромное значение. Работа над этой формой музицирования повышает интерес к работе, заставляет двигаться дальше, подбирать интересные произведения. Растёт музыкальный кругозор, по другому смотрит педагог на подготовку концертных выступлений, приобретает авторитет. Всё это способствует достижению одной цели – воспитанию всесторонне развитой, гармонически развитой личности. А в условиях коллективного творчества Складываются благоприятные условия для формирования характера молодого человека, его мировоззренческие чувства товарищества, понимание долга перед обществом, скромности и порядочности.

                                  Использованная литература.

1.Куус «Коллективное музицирование в ДМШ»

2.Готлиб «Первые уроки ансамбля»

3.Е.Максимов «Ансамбли и оркестры гармоник»

4.Рзянкина «Войдёмте в мир музыки»

5.Р.Давыдян Квартетное искусство»

6.Собственные соображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАСС АНСАМБЛЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           Автор-составитель: В.И.Малахов, педагог дополнительного образования МОУ СОШ № 42  г. Мурманска  Рецензенты:  А.М.Трудков, канд...

«Работа гитариста-концертмейстера в классе ансамбля на разных этапах обучения»

Методический доклад на тему «Работа гитариста-концертмейстера в классе ансамбля на разных этапах обучения»...

Методическая работа " О работе с детьми в классе ансамбля"

Что такое ансамбль? Методы и формы работы с детьми в классе ансамбля....

Образовательная программа по классу ансамбль оркестровой студии «гармония».

Комплексное обучение детей игре в ансамле на русских народных инструментах....

Открытое занятие по классу Ансамбль

План проведения открытого занятия по теме "Ансамбль малых форм как средство воспитания коммуникативных качеств личности"...

План-конспект открытого урока по теме "Художественная интерпретация эстрадно-классического репертуара в классе ансамбля.

Музыкальное произведение, записанное композитором   при помощи нот, однозначно, но в реальном звучании оно существует в бесчисленном количестве разнообразных исполнительских трактовок. Вопло...