Образовательная программа по классу ансамбль оркестровой студии «гармония».
рабочая программа на тему

Миронова Екатерина Александровна

Комплексное обучение детей игре в ансамле на русских народных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ansambl.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Ансамбль»

1. Пояснительная записка

Музыкальное воспитание, развитие музыкальных задатков и способностей, заложенных в каждом ребенке, составляет необходимое условие его полноценного умственного, нравственного и эстетического воспитания, потому что и каждой из этих сторон формирования человеческой личности есть элементы, которые могут быть развиты только (или лучше всего) средствами музыкального искусства, в ходе систематического музыкального воспитания и обучения.

Исполнительство на русских народных инструментах - важный вил деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания. Умение играть на музыкальном инструменте благотворно способствует развитию эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие (и воспроизведение) музыки.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в ансамбле. При игре в ансамбле ребенок приобретает первые навыки игры в коллективе. Она стимулирует быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.

При совместном инструментальном исполнении произведения у детей вырабатывается чувство ощущения динамического ансамбля, динамической подвижности в мелодии и фразе.

Данная образовательная программа не самостоятельна. Она объединена с другими дополнительными программами в «Положении об оркестровой студии «Гармония».

Цель: воспитать грамотного музыканта, владеющего необходимыми знаниями умениями и навыками.

Задачи:

образовательные:

  • формирование музыкальных способностей: чувство ритма, звуковысотный, тембровый и гармонический слух;
  • получение начальных навыков игры в коллективе;
  • совершенствование исполнительского мастерства;

развивающие:

  • развитие чувства ансамбля, слаженности звучания;
  • развитие творческой активности, художественного вкуса;

воспитательные:

  • расширение музыкального кругозора детей;
  • воспитание интереса и любви к музицированию, народным инструментам;
  • приобщать к инструментальной музыке;
  • формирование целеустремленности, чувства коллективизма, ответственности, дисциплинированности.

Возраст детей: 7-15

Срок реализации: 5 лет

Формы и режим занятий:

форма занятий - групповая. Ансамбли состоят из групп от 2 до 15 человек. В группах занимаются дети обучающиеся в студии. Группы формируются по мере необходимости для участия в концертах и конкурсах. Ансамбль может формироваться из детей разного уровня подготовки и играющих на разных инструментах. Продолжительность занятий: 1 час в неделю (45 мин. занятие и 15 мин. организованный отдых), 36 часов в год.

Ожидаемые результаты

Воспитанник по окончании класса ансамбля должен иметь элементарные навыки игры в коллективе: уметь слушать других участников ансамбля, уметь находить баланс по динамике, фразировке, штрихам между своей и другими партиями.

По классу ансамбля проводятся контрольные уроки каждые полгола. Аттестация по пятибальной системе. На контрольном уроке комиссией, состоящей из педагогов студии, проводится отбор для участия коллектива в концертно-фестивальной деятельности студии. Критерием отбора являются слаженность ансамбля, выигрышность программы, выразительность исполнения, качество технического исполнения.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ А ОПОЛНИТЕЛЬНОИ ОБРАЗОВ А ТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

^  Концертная деятельность на площадках г. Москвы и Московской области

^ Активная концертная деятельность в Зелепофадском Дворце творчества детей и молодежи

У Участие и достижение положительных результатов в конкурсах-фестивалях летского и юношеского творчества

^ Активное участие в концертной деятельности профильных смен в летних выездных оздоровительных лагерях. УЧЕБНО- ТЕМА ТИЧЕСКИИ ПЛАН.

Название разделов, тем

Всего часов

теория

практика

1.Разбор новых произведении

9

1

8

2. Динамические оттенки в произведениях

4

1

3

З.Темп и его изменения

3

1

2

4. Штриховое многообразие

4

1

3

5. Снятия, вступления

4

1

3

6. Фразировка

4

1

3

7. Закрепление пройденного материала, подготовка произведений к тематическим концертам, фестивалям, юбилеям, отчетным концертам и пр.

8

8

Всего:

36

6

30

Тематика занятий по классу ансамбля остается неизменной в последующих годах обучения, но меняется предлагаемый материал -изучаемые произведения. Каждый учебный год музыкальный материал становится более сложным в техническом и музыкальном плане, что требует от воспитанников регулярных занятий по специальному инструменту и улучшения качества звуковоспроизведения и мелкой техники. СОЛЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРО1 ГАММЫ.

Название разделов, тем

теория

практика

1.Разбор новых произведений

Детям даются сведения о композиторе, времени, когда написано произведение, исполнительские сложности, особенности исполнения. Если это произведение тематически ограничено (Б.Листов «В землянке»), то воспитанникам лается разъяснение к какому мероприятию готовится произведение. Если есть возможность, то произведение прослушивается в записи.

Новые произведения разбираются но частям или по тактам (в зависимости от сложности произведения). Если педагог слышит неточности в исполнении той или иной партии, то игра останавливается на этом месте и педагог отрабатывает фрагмент партии с определенным исполнителем до устранения неточностей.

2. Динамические оттенки в произведениях

Чтобы добиться от детей качеовенного исполнения произведения, им рассказывают как обозначаются динамические оттенки в и как следует управлять звуком на инструменте.

В произведении выделяются динамика и отрабатывается всеми участниками ансамбля. Динамика может быть очень разнообразной:

РРР> РР> Р> mP> mr> f> ff> f^s crescendo, diminuendo, si,

sp.

З.Темл и его изменения

Темп является одной из существенных сторон музыки. Каждой музыкальной пьесе присущ свой теми, обусловленный идейно-эмоциональным содержанием, характерными жанровыми и стилистическими чертами, а также индивидуальным своеобразием произведения. Изменения темпа — способ музыкальной выразительности.

Обозначений темпов огромное множество. Задача детей научиться определять темп «по кивку головы» выбранного «дирижера» ансамбля. Изменение темпа в произведении также показывается ведущим. Чтобы уловить изменения темпа, воспитанник должен смотреть на ведущего и выполнять

его требования.

4. Штриховое многообразие

Каждое музыкальное произволение имеет своп характер, свою стилистическую особенность. Часто характер музыки выражается именно через штрихи. У каждого инструмента своя специфика по звуко-извлечению.

В каждом музыкальном произведении педагог по партиям сверяет штрихи, предлахаемыс в партитуре с исполняемыми. Педагог добивается правильности исполнения штрихов от всех участников коллектива.

5. Снятия,

вступления

Специальные приемы, используемые в дирижировании для прекращения звучания, обычно называют «снятием» звучания. Б ансамбле нет дирижера, но есть ведущий, который показывает общие снятия и вступления.

На примере изучаемых произведений проводятся систематические проигрывания различных моментов, где есть снятие или вступление. Цель -научить участников ансамбля правильно понимать кивок головы ведущего и синхронно уметь вступать или прекращать звучание.

6. Фразировка

Фраза представляет собой оконченный фрагмент музыкальной мысли. Она может состоять как из одного такта, так и из целого периода. Важно создать правильную, отвечающую профессиональным требованиям фразу, чтобы создать музыкальную мысль, вложенную автором и произведение

Работа над фразировкой — сложный процесс. Педагог должен Apneci и до ребенка идею музыкального произведения и объяснить, что достичь правильного исполнения можно только выстроив фразы. Фраза - собирающий термин. В него входят динамические оттенки, штрихи, теми ит.д.

        

7. Закрепление

Часто разобранное

пройденного

произведение с отрабо-

материала,

танными элементами

подготовка

музыкальной выразитель-

произ ведений

ности, синхронными

к тематическим

штрихами ит.д. звучит

концертам,

неуверенно. Чтобы ифа

фестивалям,

участников ансамбля

юбилеям,

была четкой, уверенной,

отчетным

необходим процесс

концертам и

«Сыгрывания» - привы-

пр.

кании к поставленной

задаче, доведения ее ло

автоматизма путем много-

кратного проигрывания.

МЕТОЛИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕЛОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБ РАЗ ОБА ТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Занятия ансамблем начинаются с первого гола обучения. Младших школьников лучше всего объединять в ансамбли малой формы: дуэты, трио, квартеты, или в ансамбли определенных инструментов: домровый ансамбль, балалаечный, баянный и т.д.. Б оркестровой студии «Гармония» успешно практикуются ансамбли малой формы с аккомпанементом фортепиано: ломра+фортетшано, балалайка+ фортепиано, где партию фортепиано исполняют воспитанники студии. Такие ансамбли удачно показывают себя в конкурсах и для таких ансамблей легче подобрать репертуар, т.к. он может состоять из программных произведений по классу специального инструмента.

Для выпускников студии и учащихся студии старших классов в оркестровой студи «Гармония» были созданы два смешанных ансамбля «Мозаика» и «Росинка». Б этих ансамблях присутствуют все инструменты оркестра. Такие ансамбли способствуют совершенствованию исполнительского мастерства и расширению кругозора учащихся. Репертуарразнообразен. Смешанному составу возможно сыграть практически любую музыку от музыки древней Руси до произведений композиторов наших дней.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Для проведения занятий по классу ансамбля необходимо:

1.   аудитория для занятий

2.   Стулья

3.   Пюпитры

4.   Музыкальные инструменты (наименования зависят от состава ансамбля)

5.   Папки для партий

6.   Партитуры

7.   Школьная доска, мел

8.   Магнитофон для прослушивания записей

9.   фортепиано

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ.

1.   И.Г.Лаптев (•Детский оркестр в начальной школе», М.2001г.

2.   «Методические   указании   и   контрольные   задания   по    оркестровому дирижированию», сост. и.о.доцента Дьяченко Л.Л., доцент Черных А.Б., М. 1998b

3.   В. Матонис «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Л. 1988г.

4.    «Фольклор - музыка - театр» пол ред. СИ. Мерзляковой, М. 1999г.

5.   П. Алексеев «Русский народный оркестр», М.1953г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамбль - адаптированная образовательная программа по классу фортепиано для ДМШ.

Ансамбль  -   адаптированная образовательная программа по классу фортепиано, предназначена для использования в ДМШ и ДШИ....

Доклад «Воспитательная система оркестровой студии «Гармония» как фактор повышения результативности образовательного процесса»

В докладе представлена воспитательная система, которая создана  и повышает  результативность образовательного процесса, осуществляемого педагогами оркестровой студии «Гармония» в ГБОУ Зелено...

Дополнительная образовательная программа оркестровой студии «Гармония» «Балалайка»

Программа обучения детей игре на балалайке для дальнейшего музицирования в оркестре руссуких народных инструментах....

Дополнительная образовательная программа оркестровой студии «Гармония» «Домра»

Программа обучения на домре для дальнейшего музицирования в оркестре русских народных инструментах....

Доклад «Воспитательная система оркестровой студии «Гармония»

Представлен опыт работы по воспитанию детей, обучающихся в оркестровой студии "Гармония"....