Ансамбль - адаптированная образовательная программа по классу фортепиано для ДМШ.
рабочая программа по теме

Ансамбль  -   адаптированная образовательная программа по классу фортепиано, предназначена для использования в ДМШ и ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansambl.docx40.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  дополнительного образования детей

 «Центральная детская музыкальная школа № 1»

Утверждаю :

Директор МО ДОД «ЦДМШ №1» Кудряшова И.В.

        Утверждена Педсоветом

        Протокол №1 от

        

Ансамбль

Адаптированная образовательная программа

по классу фортепиано 6-летнего курса обучения (от 8 до 18 лет)

        Составитель:

Островская Г.А.- преподаватель высшей категории

Г. Кемерово

2011 год

Содержание:

  1.   Пояснительная записка………………………………………..3 стр.

  1. Учебно-тематический план……………………………………5 стр.

  1. Содержание программы……………………………………….8 стр.

  1. Список методической литературы……………………..14 стр.

        

Пояснительная записка

Данная адаптированная программа составлена на основе Примерной программы «Ансамбль» для фортепианных отделений ДМШ и ДШИ, Москва,1989 г.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

В связи с тем, что в настоящее время в ДМШ и ДШИ приходится принимать учащихся без конкурсного отбора, актуально развитие таких творческих навыков как ансамбль, чтение нот с листа, подбор мелодий по слуху.

Данная программа, в отличие от предыдущих, базируется на нотном материале, который издан не ранее  1996 года. Соответственно, особое внимание уделяется произведениям современных авторов. В репертуар ДМШ активно вводятся пьесы сибирских композиторов.

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. Различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с фрагментами из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, и тем самым расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.

Цель программы:

Музыкально-эстетическое воспитание учащихся средствами развития интереса к ансамблевому музицированию.

Задачи программы:

  • техническое развитие учащихся;
  • приобретение  художественно-эмоциональных навыков;
  • расширение музыкального кругозора;
  • развитие творческой инициативы;
  • формирование художественного вкуса учащихся;
  • воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины;
  • приобретение навыков совместного исполнительства.

Данная адаптированная программа рассчитана на 6-летнее обучение для детей в возрасте от 8 до 18 лет.

Формой работы является урок, который проводится 1 раз в неделю согласно учебному плану.

Репертуарный план данной программы может служить ориентиром для преподавателей ДМШ, пополняться или изменяться в зависимости от дифференцированного подхода к учащемуся, от поступления новых оригинальных произведений:

  1. музыка детских песенок;
  2. музыка мультфильмов;
  3. переложения народных песен и танцев;
  4. отрывки, фрагменты, темы из опер, балетов, симфоний, произведений русских и зарубежных композиторов;
  5. образцы классического музыкального наследия;
  6. произведения современных композиторов;
  7. джазовый репертуар.
  8. обработки, переложения ,а также  произведения композиторов Сибирского региона

В процессе работы над музыкальным произведением учащиеся приобретают следующие навыки и умения:

  • Слушать музыкальное исполнение в ансамбле в целом и отдельными голосами, партиями произведения.
  • Ориентироваться в звучании темы, сопровождения, голосов и т. д.
  • Исполнять свою партию в соответствие с художественной трактовкой произведения.
  • Творчески применять в совместном исполнении музыкально-исполнительские навыки, полученные в классе специальности.

Контроль и учет успеваемости

Для устранения перегрузки учащихся зачеты рекомендовать проводить один раз в год. При подборе репертуара уровень сложности произведения не должен превышать уровня технических возможностей в классе специальности.

В процессе работы над репертуаром необходимо добиваться различной степени завершенности исполнения произведения, в зависимости от его предназначенности (публичное выступление, зачет, классный концерт, ознакомление и т. д.).

На зачетах можно рекомендовать два разнохарактерных произведения, желательно наизусть, а участие в городских и областных мероприятиях приравнивать к зачету.

        Учебно-тематический план.

        II класс

Общие задачи:

  • Развитие музыкального слуха;
  • Развитие творческой активности;
  • Развитие навыков совместного музицирования.

Учащимся предлагается изучить 4 ансамбля в разной степени готовности. В конце учебного года учащиеся сдают зачет. Участие в городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.

        III класс

Общие задачи :

  • Развитие умения слушать мелодическую линию;
  • Работа над выразительностью фразировки;
  • Подготовка к выступлениям;
  • Развитие навыков совместного музицирования.

Учащимся предлагается изучить 3-4 ансамбля в разной степени готовности. В конце года учащиеся сдают зачет. Участие в городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.

        IV класс

Общие задачи:

  • Продолжение усовершенствования требований 2-3 классов;
  • Развитие умения слышать мелодическую линию;
  • Соотношение мелодии и аккомпанемента;
  • Подготовка к концертным выступлениям;
  • Совершенствование навыков совместного музицирования;
  • Работа над выразительностью фразировки;
  • Точное прочитывание авторского текста.

Учащимся предлагается изучить  4 ансамбля в разной степени готовности. В конце учебного года учащиеся сдают зачет. Участие в городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.

        V класс

Общие задачи:

  • Усложнение задач 2-4 классов;
  • Развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения;
  • Применение навыков, полученных в классе специальности;
  • Работа над выразительностью произведений;
  • Развитие слухового контроля;
  • Правильное распределение звучности инструмента;
  • Понимание содержания и стиля исполняемого произведения;
  • Преодоление технических трудностей.

Учащимся предлагается изучить 4 ансамбля в разной степени готовности. В конце учебного года учащиеся сдают зачет. Участие в городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.

        VI класс

Общие задачи:

  • Усложнение задач 2-5 классов;
  • Развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения;
  • Применение навыков, полученных в классе специальности;
  • Работа над выразительностью исполнения произведения;
  • Развитие слухового контроля;
  • Правильное распределение звучности инструмента;
  • Понимание содержания и стиля исполняемого произведения;
  • Преодоление технических трудностей.

Учащимся предлагается изучить  4 ансамбля в разной степени готовности. В конце учебного года учащиеся сдают зачет. Участие в городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.

        VII класс

Общие задачи:

  • Усложнение задач 2-6 классов;
  • Развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения;
  • Применение навыков, полученных в классе специальности;
  • Работа над выразительностью исполнения;
  • Развитие слухового контроля;
  • Правильное распределение звучности инструмента;
  • Понимание содержания и стиля исполняемого произведения;
  • Преодоление технических трудностей.

Учащимся предлагается изучить  4 ансамбля в разной степени готовности.

Содержание программы                              

 Примерный репертуарный список

II класс

Алексеева О., Науменко И. Два рояля – восемь рук  (Ноты) /О. Алексеева , И. Науменко . – Санкт – Петербург : Союз художников , 2001.  -  50 с.

  • Савельев  Б.  «На крутом бережку из м/ф «Леопольд и золотая рыбка»;
  • Уотт  Д. « Песенка поросят из м/ф « Три поросенка».

Видякина Т.  Музыкальные ступени  (Ноты) / Т. Видякина.  -  Новосибирск: Нонпарель, 2001  - 60 с.

  • Градески Э. «Маленький поезд»;
  • Шмитц М. «Много пятерок в портфеле».

Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) /  Л. Захарова. -  Ростов -н/Д : Феникс, 2010.  -  119 с.

  • Чайковский П. «Мой садик»;
  • Глинка М. «Полька»;
  • Бетховен Л. «Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»;
  • Вебер К. «Вальс из оперы «Волшебный стрелок».

Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки  (Ноты) /  Л. Коршунова.  -  Новосибирск: Окарина,2002.  -  23 с.

  • Гладков Г. «Песенка друзей»;
  • Стукалин Н. « Следствие ведут колобки».

Смирнова Н. Пьесы. Хрестоматия для фортепиано (1-3 классы). (Ноты) /  Н. Смирнова. – Ростов- н/Д : Феникс, 2009.  -  43 с.

  • «Вальс из шарманки»;
  • «Танец утят».

Шпиндлер  Ф.  Альбом для юношества .Ансамбли. Тетрадь  1.(Ноты)  / Ф. Шпиндлер. – Новосибирск: Арт-классик,1999.  -  25 с.

  • «Молитва»;
  • «Утром»;
  • «Вечерняя заря»;
  • «Беспечность»

Платонов В. Веселая электричка. Фортепианные ансамбли для младших и средних классов ДМШ (Ноты) / В. Платонов.  -  Новосибирск: Окарина,2006.  -  42 с.

  • «Веселая электричка»

                III класс

Барсукова С. Любимое фортепиано (Ноты) / С. Барсукова.  -  Ростов- н/Д : Феникс,2011  -  71 с.

  • Доницетти Г. «Тирольские мелодии»;
  • Ирадье С.  «Голубка».

Барсукова С. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс (Ноты) / С. Барсукова.  – Ростов н/ Д.: Феникс, 2003.  – 80 с.

  • Халаимов С. «Сладкоежка»;
  • Фрид Г. «Веселая прогулка».

Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. (Ноты) / О.Геталова,И. Визная.  -  Санкт-Петербург : Композитор. 2005.  -  160 с.

  • Градески Э. «Мороженое»;
  • Куперен Ф. «Кукушка»;
  • Мак-Доуэлл Э. «К дикой розе».

Дулова В. Джаз в четыре руки  (Ноты) /В. Дулова. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2003.- 30 с.

  • Шмитц М. «Рэг».

 Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки и в 6 рук (Ноты)/  Ю.Маевский. – Санкт-Петербург :  Композитор,1999.  -  39 с.  

  • Карамиа Т. «Прогулка по кукурузному полю»        
  • Петерсен Р.  «Старый автомобиль».

Захарова Л.  Ансамбли для фортепиано  (Ноты)  /  Л.Захарова.  -  Ростов н/ Д : Феникс,2010.  – 119 с.

  • Моцарт В.А. «Менуэт из оперы «Дон Жуан»;
  • Вебер К. «Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»;
  • Шуберт Ф. «Вальс».

Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки (Ноты) / Л. Коршунова.  -  Новосибирск : Окарина, 2006.  -  72 с.

  • Дога Е. «Вальс из К/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;
  • Рамирес А. «Мелодия».

Митина С., Митин В. Юному пианисту. Учебное пособие для 1-4 классов ДМШ (Ноты) / С. Митина,В. Митин.  – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1997.  -  207 с.

  • Бетховен Л. «Три немецких танца»;
  • Глинка М. «Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
  • Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица»

        IV класс

Балаев Г.,Матевосян А. Фортепианные ансамбли. Для музыкальных школ. (Ноты)  / Г.Балаев, А.Матевосян.  -  Ростов н/ Д : Феникс, 2000.  -  72 с.

  • Балаев Г. «Армянский танец»
  • Балаев Г.  «Горный ручей»

Барсукова С. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс  (Ноты) / С. Барсукова.  – Ростов н/ Д :Феникс, 2003.  -  82 с.

  • Зив М. «Предчувствие»;
  • Фрид Г. «Танец»;
  • Азарашвили В. «Прогулка»;
  • Халаимов С. «Ночная сказка».

Захарова Л.  Ансамбли для фортепиано  (Ноты)  /  Л.Захарова.  -  Ростов н/ Д : Феникс,2010.  – 119 с.

  • Глинка М. «Краковяк из оперы «Иван Сусанин»;
  • Чайковский П. «Колыбельная в бурю»;
  • Шуберт Ф. «Музыкальный момент».

Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки. (Ноты) / Л. Коршунова. – Новосибирск : Окарина, 2006. – 72 с.

  • Петров А. « Песенка с морским дьяволом»;
  • Петров А. «Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»;

Петров А. «Я шагаю по Москве». Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

Счастливенко Л. В свободный час. Легкие переложения для фортепиано. Второй выпуск. (Ноты)/   Л.Счастливенко . – Новосибирск, 2007.  -74 с.

  • Металлиди Ж. «Веселое шествие»;
  • Харито Н. «Приключения Макса Линдера».

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

  • «Полька и танго»;
  • «Регтайм №1».

Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано, 4-5 класс (Ноты)/ Г. Цыганова. – Ростов н/ Д : Феникс, 2004. – 108 с.

  • Глинка М. «Марш Черномора»;
  • Киркулеску Н. «Мой друг»;
  • Хачатурян А. «Танец  девушек».        

        V класс

Григоренко В.Ансамбли 5-7 класс (Ноты) / В. Григоренко.  – Москва: Кифара, 1997.  -  83 с.

  • Глазунов А. «Романеска»;
  • Раков Н. «Радостный порыв»;

Дубровина А. Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты) / А. Дубровина.  -  Новосибирск : Окарина, 2006. -  70 с.

  • Чайковский П. «Концерт №1» для фортепиано с оркестром ,1 часть (фрагмент)

Иванова М. Ансамбли нашим пианистам для средних и старших классов (Ноты) / М. Иванова.  -  Санкт-Петербург : Полифото-пресс, 1996.  -100 с.

  • Бах И.С. «Шутка»;
  • Глинка М. «Вальс из оперы «Иван Сусанин»;
  • Моцарт В.А. « Ария Фигаро»;
  • Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица».

Криштоп Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты) / Л. Криштоп.  -  Санкт-Петербург : Северный олень, 1997.  -  82 с.

  • Шуберт Ф. «Героический марш».

Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в четыре руки. Вып. 2  (Ноты) / Ю. Маевский.  -  Санкт Петербург  : Композитор, 2002. -   61 с.

  • Щедрин Р. «Царь Горох».

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

  • «Болеро»;
  • «Полька».

Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс. (Ноты) / Г. Цыганова.  –Ростов- н/Д: Феникс, 2004.  -  108 с.

  • Рахманинов С. «Итальянская полька»;
  • Рубин В. «Вальс из оперы «Три Толстяка»;
  • Цфасман А. «Я хочу танцевать»;
  • Штраус И. «Полька Трик-трак».

        VI класс

Балаев  Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли (Ноты) / Г. Балаев , Матевосян А. – Ростов Н/ Д : Феникс,  2000. -  102 с.

  • Балаев Г. «Вальс»
  • Матевосян А. «Кукольный хоровод из цикла «Детская шкатулка»

Григоренко В. Ансамбли 5-7 класс (Ноты)/Григоренко.-М:-Кифара,1997-83с.

  • Свиридов Г. «Зимняя дорога».

 Державин М.  Ансамбли для старших классов (Ноты)/М.Державин.-СПб:Композитор, 1997.-69с.

  • Аренский А. «Полонез»;
  • Брамс И. «Венгерский танец №1»;
  • Глиэр Р. «Грустный вальс».

Дубровина А. Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты)/А.Дубровина.-Новосибирск : Окарина, 2006.-70с.

  • Вивальди А. « Концерт ре минор, для скрипки, струнных и чембало, II часть»;
  • Вивальди А. «Концерт соль минор, для скрипки, струнных и чембало»;
  • Корелли А. «Соната №2, для двух скрипок и фортепиано».

Захарова Л.  Ансамбли для фортепиано  (Ноты)  /  Л.Захарова.  -  Ростов н/ Д : Феникс,2010.  – 119 с.

  • Аренский А. «Романс»;
  • Глиэр Р. «Грустный вальс»;
  • Мусоргский М. «Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».

Криштоп  Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты)/Л.Криштоп.-

Санкт-Петербург : Северный олень, 1997-82с.

  • «Три героических марша»;
  • «Шесть экосезов».

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

  • «Восточный напев»;
  • «Пьеса в испанском стиле»;
  • «Фокстрот».

VII класс

Балаев Г. Русские народные песни. Переложение для двух фортепиано (Ноты) / Г. Балаев. – Ростов-н/Д: Феникс,2000.  -  72 с.

  • «В низенькой светелке»;
  • «Ехал на ярмарку ухарь- купец»;
  • «То не ветер ветку клонит».

Доля Ю. Альбом фортепианных ансамблей (Ноты)/Ю. Доля. -Ростов- н/Д: Феникс, 2005.-212с.

  • Казелла А. «Маленький марш из цикла Марионетки»;
  • Равель М. «Разговор красавицы и Чудовища» из цикла «Моя матушка гусыня. Пять детских пьес».

Дубровина А.Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты)/А.Дубровина.-Новосибирск : Окарина, 2006.-70с.

  • Глиэр Р. «Концерт для голоса с оркестром,I часть» (фрагмент);
  • Корелли А. «Соната»№2, для двух скрипок и фортепиано I, II часть;
  • Казелла А. «Полька – галоп»

Кравцова В., Михайлова М.Ансамбли в 4 руки. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста №5.Тетрадь №4 (Ноты) / В. Кравцова, М. Михайлова.  -  Москва: Дека-ВС, 2002. – 55 с.

  • Вебер К. «Приглашение к танцу»;
  • Глинка «Вальс - фантазия»;
  • Прокофьев С. «Вальс из балета «Золушка».

Пыстин Г. Рояль на троих (Ноты) / Г. Пыстин. -  Новосибирск: Окарина, 2004. – 32 с.

  • Черни К. «Французский романс  «Уезжая в Сибирь»

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

  • «Бразильский карнавал»;
  • «Воспоминание о французском кино»;
  • «Танго».

Хромушин О. Лунная дорожка (Ноты)/О.Хромушин. Ростов-н/Д: Феникс, 2003.-96с.Танго.

  • Дональдсон В. «Играем свинг»;
  • Маккартни П. «Вчера»;
  • Эллингтон Д. «Караван».

Пыстин Г. Альбом популярных пьес. Аранжировки для двух фортепиано (Ноты) / Г.Пыстин.  -  Новосибирск:  Окарина, 2006.  -  38 с.

  • Шнитке А. « Постлюдия».

Список методической литературы

 

1.Абдуллин Э. Методологическая культура педагога – музыканта (Текст) /  Э. Абдуллин.  – Москва : Издательский  дом  «Академия»,2002.  -  267 с.

2.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано (Текст) А. Алексеев .   – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1961.  -  271 с.

3.Баренбойм Л. Путь к музицированию (Текст) / Л. Баренбойм.  – Ленинград; Москва : Советский композитор, 1973.  -  269 с.

4.Баренбойм Л. За полвека. Очерки, статьи, материалы (Текст) / Л. Баренбойм. - Ленинград  :    Советский композитор,1989.  -  365 с.

5.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры(Текст) / Г. Нейгауз. -_Москва : Музыка,1987. -  239 с.

6.Судзуки С. Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов  (Текст) / С. Судзуки. – Минск: ООО «Попурри», 2005.  -  192 с.

7.Тайманов И.Фортепианный дуэт : современная жизнь жанра (Текст) / Ежеквартальный журнал   « Пиано форум», редактор В. Задерацкий.  -  Москва: ООО «Международная музыкально-техническая компания»,-  №2, 2011.  – 64 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамбль (Скрипка) Адаптированная образовательная программа для Детских школ искусств

Адаптированная образовательная программа для "Отделения музыкального исполнительства" Детских школ искусств....

Образовательная программа по классу ансамбль оркестровой студии «гармония».

Комплексное обучение детей игре в ансамле на русских народных инструментах....

ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО (АДАПТИРОВАННАЯ И ВАРИАТИВНАЯ)

В педагогической и психологической теории неоднократно обоснована и доказана важная роль эстетического воспитания. Общепризнан тезис о всестороннем гармоничном развитии личности как конечной цели всех...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА для 8 вида) По Домоводству

Пояснительная записка.  Тематическое планирование составлено на основе программы «Домоводство» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классо...

Рабочая программа по физике для 7 класса с адаптированной образовательной программой обучения

Рабочая программа по физике для 7 класса с адаптированной образовательной программой обучения по учебнику А.В. Перышкина...

Урок Биологии для обучающихся с нарушением интеллектуального развития и РАС адаптированной образовательной программы 7 класса по теме "Мхи"

Растения, бактерии, грибы, животные, человек - это все живые организмы. Живые организмы населяют нашу планету. Каждый живой организм имеет свое уникальное строение и особое значение в окружающем мире....