Главные вкладки

    Ансамбль (Скрипка) Адаптированная образовательная программа для Детских школ искусств
    рабочая программа по музыке по теме

    Ткаченко Лариса Григорьевна

    Адаптированная образовательная программа для "Отделения музыкального исполнительства" Детских школ искусств.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Ансамбль»

    (скрипка)

    Адаптированная образовательная

    программа для отделения «Инструментальное исполнительство» детской школы искусств

    Срок реализации – 6 лет

    Возраст обучающихся от 8 до 15 лет

    Составитель:

    Ткаченко Л.Г.

    Преподаватель

    отделения

    «Инструментальное

    исполнительство»

    ст. Новопокровская

    Пояснительная записка

            Данная адаптированная программа по предмету Ансамбль (скрипка) разработана на основе Примерной программы для детских музыкальных школ и школ искусств в 1989 году с учетом требований учебных планов нового поколения, одобренной научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры РФ. Составители:

    Преподаватели московских музыкальных школ: по классу скрипки и альта-М.И.Гинзбург, З.Г.Кац, М.А.Кифер  (кандидат педагогических наук)  

    Пояснительная записка

    Направленность программы – художественно-эстетическая. Ее создание продиктовано изменениями условий деятельности школ дополнительного образования на современном этапе.

    Введение в образовательный процесс учебных планов (2001-2005 гг.), послужило основанием адаптации уже существующих примерных программ.

    Актуальность программы том, что она создает оптимальные условия для выявления, развития, реализации творческих способностей детей.

            В представленной программе разработан вариант работы с ансамблем в классе одного преподавателя по предмету «Скрипка».

    Реализация программы опирается на следующие принципы:

    - взаимосвязь предметов «Инструмент», «Класс ансамбля», «Музицирование»;

    - преемственность их репертуара и методов работы;

    - участие в ансамбле всех учеников класса разного возраста и разных индивидуальных способностей;

    - применение развивающих методов обучения и творческого музицирования;

    - гибкость  в подборе репертуара;

    - реализацию творческих способностей учащихся.

    Цели программы – развитие творческих способностей, устойчивый интерес и радость музицирования.

    Основные задачи:

    - освоение навыков ансамблевой игры;

    - обучение навыкам коллективного музицирования для дальнейшей музыкальной деятельности;

    - формирование начальных умений и навыков работы с музыкальным текстом с целью приобщения учащихся к мировой культуре.

    Возраст детей, участвующих в реализации программы от 8до 15 лет.

    Срок реализации программы: Представленная программа рассчитана на лет обучения учащихся 2-7 классов.

    Режим занятий: Продолжительность урока: 6-7 классы – 0,5 академического часа в неделю Занятия с детьми, обучающимися в школе искусств – возраст от 8 – 15 лет на 6 лет обучения. (2-7 классы).

    Количество учебных недель – 36.

    Ожидаемые результаты освоения данной образовательной программы:

    - освоение знаний, умений, навыков необходимых для игры в ансамбле;

    - формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности;

    - формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения применять их во внеклассных мероприятиях.

    Контроль успеваемости

            В детской школе искусств по классу ансамбля осуществляется текущих контроль успеваемости каждые 2-3 урока.

            Промежуточная аттестация определяет уровень развития учащегося. Ее формами являются контрольные уроки в конце первого и второго полугодия, также концерты, фестивали, конкурсы. Успехи учащегося оценивает преподаватель.

            В течение учебного года рекомендуется подготовить 4-6 разнохарактерных произведений. Каждый ученик класса имеет возможность играть ансамблем с другим учеником, группой или преподавателем. Показательные выступления следует проводить 1-2 раза в году и рассматривать их как отчет и проверку учебной работы.

    Методические рекомендации

            В ансамблевой музыке каждому ученику приходиться исполнять  солирующую или аккомпанирующую партию. Вследствие этого ансамблевая игра развивает правильное представление о функциях различных элементов музыкальной ткани, умение во время уступить ведущему голосу. На занятиях необходимо уделять внимание чистой интонации, ровности и характеру звучания, динамическим соотношениям голосов, ритмической дисциплине ансамбля, единству штрихов и аппликатуры.

            В программе подбор необходимого и целесообразного репертуара сделан с учетом уровня способностей и подготовленности учащихся, а также с учетом развития их навыков в ансамблевой игре.

            Выбранный репертуар по гармоническому и инструментальному колориту, включает пьесы в унисон, на несколько голосов и с участием других инструментов. В  репертуар включены классические произведения разных стилей, эпох, эстрадные и джазовые произведения.

            Ниже приводится список произведений для ансамбля. Список включает сборники для скрипичной, наиболее доступные и наиболее употребляемые в работе с ансамблем.

    Примерные репертуарные списки

    2-4 класс

    Ансамбли.

    Э.Д.Пудовочкин Скрипка раньше букваря.СПб2006г

    - Зимушка

    - А.Филиппенко Цыплятки, Моя лошадка

    - Пастушок чеш.нар.песня

    - Н.Бакланова Детский марш

    Э.Д.Пудовочкин Светлячок СПб 2004г

    - Л.Качурбина Мишка с куклой  

    - Й.Гайдн  Анданте

    - И.Дунаевский Колыбельная

    Юный скрипач вып.1 М.1988г

    - Пастух чешская нар. песня

    - В.Моцарт Менуэт

    - И.С.Бах Менуэт Чешская полька Д.Шостакович Хороший день

    Примерные репертуарные списки

    5-7 класс

    Юный Скрипач 2 вып. М.1988г.

    - Д.Шостакович Гавот

    - В.Моцарт Пантомима

    - С.Прокофьев Марш

    Н.В.Нежинская Шире круг СПб 2002г

    - Б.Кемпферт Путники в ночи

    - Б.Рэм Э.Рэнд Только ты

    - Э.Григ Норвежский танец

    - Л.Бетховен Турецкий марш

     Сборник Земляничные поляны М 1997г-

    - Д. Герман Привет Долли

    Методическая литература

    1. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. Составитель Берлянчик М.М. Классика – XXI., 2006
    2. Мильтонян С.О. «Педагогика гармонического развития скрипача» Тверь, 2003 г.
    3. Турчанинова Г. Организация работы скрипичного ансамбля. Вопросы музыкальной педагогики М. 1980 г. вып.2 с.155


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества

    Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...

    Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества

    Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...

    Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

    Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

    Ансамбль - адаптированная образовательная программа по классу фортепиано для ДМШ.

    Ансамбль  -   адаптированная образовательная программа по классу фортепиано, предназначена для использования в ДМШ и ДШИ....

    Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

    Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

    Работа с ансамблем скрипачей в Детской школе искусств

    Современная педагогика, наряду с индивидуальным подходом к учащимся,   который является основным в работе, уделяет всё более пристальное  внимание    различным формам...

    Элементы технологии развивающего обучения в работе с ансамблем домристов в детской школе искусств

    В статье «Элементы технологии развивающего обучения в работе с ансамблем домристов  в детской школе искусств» автор опирается на большой опыт работы с коллективом.      В первой ча...