Главные вкладки

    Элементы технологии развивающего обучения в работе с ансамблем домристов в детской школе искусств
    методическая разработка на тему

    Алферова Татьяна Николаевна
    В статье «Элементы технологии развивающего обучения в работе с ансамблем домристов  в детской школе искусств» автор опирается на большой опыт работы с коллективом.
          В первой части подробно говорится о  значении ансамблевого музицирования в комплексном развитии юного домриста. Занятия ансамблем формируют мотивацию на  овладение исполнительскими приёмами, развивают аналитическое мышление, воспитывают музыкальный вкус, лидерские качества,  трудолюбие,  самостоятельность. 
          Во второй части работы автор приводит примеры методов, характерных для технологии развивающего обучения. Использование данных методов   формирует  личность,  способную к самообразованию, самоактуализации с дальнейшей самореализацией в социуме.
            Данную статью можно рекомендовать преподавателям ДШИ в качестве методического материала в работе с детским коллективом.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Алферова Татьяна Николаевна

    преподаватель первой квалификационной категории

    ДШИ № 5 им. Д.Д. Шостаковича г. Курска

    Элементы технологии развивающего обучения

    в работе с ансамблем домристов

    в детской школе искусств

            Задача сегодняшней системы дополнительного образования – активизация инициативы и творчества детей, раскрытие личностного потенциала каждого юного человека. Используя принципы развивающего обучения педагогов-новаторов ХХ века (Занкова Л.В., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В.) и обобщая их опыт, преподавателю музыкальной школы необходимо организовать деятельность обучающегося, направленную на поиск способа решения возникающей перед ним задачи. В процессе обучения музыке ребенок приобретает необходимые знания, умения, навыки, проявляя при этом определенные музыкальные способности, и целесообразно найти такие методы обучения, при которых они выявились бы наилучшим способом. Среди них особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. В чем же заключается его польза?  В силу каких причин ансамбль оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие  в нашем случае домриста?

    Ансамбль – это коллективная форма игры, где происходит комплексное развитие юного музыканта, где теоретические знания способствуют интенсификации практической реализации в изучении исполнительских приемов на инструменте, раскрывающих художественное содержание музыкального произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Единство художественных намерений, единство эмоционального отклика на исполняемое, вдохновенная игра всех – вот чем характеризуется ансамблевое искусство.

            Работа музыканта в ансамбле несомненно сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В тоже время игра в коллективе воспитывает у юного музыканта ряд ценных профессиональных качеств: она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, гармонического и тембрального слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении.

    Из сказанного можно сделать вывод: домрист, никогда не игравший в ансамбле, многого лишает себя, ибо польза от этого рода музыкальной деятельности более чем очевидна. Кроме того, в каждом музыканте должна быть заложена потребность общения на почве музыки; и эту задачу как раз выполняет ансамбль.

            Задача преподавателя, работающего в музыкальной школе с ансамблем домристов, состоит в том, чтобы направить творческие изыскания обучающихся на оптимизацию и интенсификацию их образовательной деятельности.

            В ансамбле домристов есть все условия для здоровой конкуренции, соревновательности, лидерства, что является неотъемлемой особенностью подросткового возраста.

    Среди компонентов, объединяющих музыкантов в единый стройный ансамбль, метроритму принадлежит едва ли не самое главное место. Действительно, что помогает исполнителям играть вместе, чтобы создавалось впечатление, будто играет один человек? Чувство метроритма. Он, по существу, выполняет функцию дирижера в ансамбле: ощущение каждым участником сильных долей есть тот «скрытый дирижер», жест которого способствует объединению ансамблистов. Ощущение сильных и слабых долей такта с одной стороны, и ритмическая определенность внутри такта с другой, вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Ведь ансамбль – это умение играть вместе. Единство, синхронность его звучания является первым среди других важных условий. Если при неточности исполнения остальных компонентов (динамики, штриха, темпа) снижается только общий художественный результат, то при нарушении метроритмической основы рушится сам ансамбль. Следовательно, метроритм является тем каркасом, на котором держится все здание ансамбля.

            Как же достичь такого единства, чтобы всем одновременно вступить, всем вместе играть независимо от продолжительности пьесы, одновременно сменить, если нужно, темп, вместе «взять» или «снять» звук, всем одинаково ощутить цензуру, паузу или фермату? Задача не из легких. Для того, чтобы играть вместе, прежде всего, надо научиться понимать партнера, воспитать в себе качество, которое называется чувством ансамбля. Это – главное!

            В коллективе очень важно также развивать критическое мышление, привлекать участников ансамбля к совместному составлению плана урока, созданию атмосферы заинтересованности каждого в работе ансамбля и достижения конечного результата.

            Следует поощрять стремление обучающихся находить новые способы решения поставленных задач, анализировать работу других участников ансамбля, осваивать наиболее рациональные способы изучения исполнительских приемов.

            Можно рекомендовать следующие методы технологии развивающего обучения:

            Эвристическая беседа.

            Цель – не само знание, а воспитание тяги к знаниям. Новые знания при этом методе приобретаются не в готовом виде, а усилиями всех участников ансамбля, их самостоятельным мышлением; например – определяется тональность, размер, форма произведения, основные исполнительские приемы, раскрывающие содержание музыки.

            Наглядный метод.

            В него входят – метод иллюстрации и метод демонстрации. В первом случае преподаватель с концертмейстером ансамбля исполняют произведение, а также его отдельные фразы, затем вместе с обучающимися обсуждают план освоения данного материала. Метод демонстрации – в интернете ребята находят несколько видео с разными исполнителями данного произведения. Включается их критическое мышление в поиске нужного варианта исполнения (штрихов, нюансов, темпов).

            Практические методы.

            Эти методы предполагают проигрывание на занятиях упражнений, которые необходимы для каждого учебного предмета. Они формируют умения и закрепляют навыки, способствуют развитию логического мышления и самостоятельности. Для каждого художественного произведения существует ряд упражнений, которые помогают закрепить тот или иной исполнительский навык, тактильные ощущения, слуховые представления. На уроке, при разборе пьесы, обязательно проигрываются упражнения, которые способствуют также формированию принципов ансамблевого музицирования.

            Подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод: развивающее обучение в работе с ансамблем домристов позволяет решить ряд проблем; во-первых, формирует устойчивую мотивацию обучающихся на музыкальное образование, во-вторых, способствует прочному усвоению ЗУН коллективного музицирования, в-третьих, воспитывает такие качества личности, как коммуникабельность и трудолюбие,  способствует ее самоактуализации и самореализации.

            Ансамбль – мастерская, где есть место для реализации креативных способностей ученика независимо от степени его дарования и возможность пережить состояние единения с другими в процессе коллективной музыкальной деятельности!

            Ключевые слова:

    • Принципы развивающего обучения;
    • Ансамбль;
    • Ансамбль домристов;
    • Метроритм;
    • Методы технологии развивающего обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

    Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

    Обучение народной манере пения в детской школе искусств.

    Развитие музыкальных способностей  детей младшего школьного возраста.  Методика работы по обучению детей народному пению.Заключение....

    Педагогический проект"Элементы технологии развивающего обучения на уроках русского языка"

    Данная презентация содержит теорию о технологии развивающего обучения и примеры ее реализации на уроках русского языка....

    Работа с ансамблем скрипачей в Детской школе искусств

    Современная педагогика, наряду с индивидуальным подходом к учащимся,   который является основным в работе, уделяет всё более пристальное  внимание    различным формам...

    Рецензирование текста как один из элементов технологии развивающего обучения. Из опыта работы.

    В брощюре обобщен опыт работы по созданию рецензий  на прочитанные художественные произведения....

    Обучение народной манере пения в детской школе искусств

    Исследования известных ученых, педагогов доказывают, что большое внимание необходимо уделять изучению динамики развития музыкальных способностей; музыкального слуха и певческого голоса, ритмического ч...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «Методы и способы обучения младших школьников сольфеджио в детской школе искусств»

    Задача  данной  работы  –  дать  представление  о  приемы  воспитания музыкального    слуха    младших    школьнико...