Дополнительная образовательная программа оркестровой студии «Гармония» «Балалайка»
рабочая программа на тему

Миронова Екатерина Александровна

Программа обучения детей игре на балалайке для дальнейшего музицирования в оркестре руссуких народных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon balalayka_spets._instr.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Балалайка»

Содержание

1. Пояснительная записка        

2. Учебно-тематический план        

3. Содержание программы        

4. Методическое обеспечение программы        

5. Список литературы        

1. Пояснительная записка

В оркестровой студии «Гармония» основным предметом является оркестр русских народных инструментов. К сожалению, в последнее время русские народные инструменты не пользуются популярностью у родителей, так как они считают игру на домре или балалайке не «престижной». Ситуация с отсутствием хорошего набора детей для занятий на русских народных инструментах, решается педагогами оркестровой студии «Гармония» путем введения для детей, которые приходят заниматься на «престижных» инструментах (фортепиано, гитару, синтезатор) дополнительного народного инструмента для игры в оркестре.

Одним из дополнительных инструментов является балалайка. Балалайка - старинный русский народный инструмент, усовершенствованный для техничного исполнения как народных произведений, так и классической музыки. Играет ведущую роль в современных оркестрах русских народных инструментов, также является сольным инструментом.

Игра на балалайке - процесс способствующий одновременно освоению навыков игры, развитию музыкального слуха, общего кругозора и художественного вкуса, практических навыков и знаний, необходимых для игры в оркестре.

Так как балалайка является сольным инструментом, для полного восприятия музыкального произведения необходим аккомпанемент. Для этого на занятиях должен присутствовать концертмейстер.

Данная дополнительная образовательная программа не самостоятельна. Она объединена с другими программами в Положении «Об оркестровой студии «Гармония».

Цель: создание условий для творческой самореализации ребенка в жанре инструментального исполнительства на русских народных инструментах.

Задачи:

образовательные:

  • обучение детей чувствовать, слушать, переживать музыку, пробудить любовь в ней;
  • формирование исполнительских навыков игры на инструменте для игры в оркестре;
  • формирование общего музыкального развития, приобщая детей к сокровищнице музыкального искусства;

развивающие:

  • развитие самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей детей;
  • развитие специальных музыкальных способностей: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
  • формирование эстетического вкуса на лучших образцах классической, русской и зарубежной музыки;

воспитательные:

  • формирование любви к русской народной инструментальной музыке, уважение к традициям своего народа;
  • воспитание уважительного отношения в общении с другими детьми и взрослыми;
  • воспитание грамотного музыканта, владеющего необходимыми знаниями, умениями и навыками для игры в оркестре.

Возраст детей: 7-18 лет

Срок реализации: 5 лет

Формы и режим занятий: 

форма занятий индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин., 1 час в неделю, 36 часов в год.

Ожидаемые результаты

За первый год обучения воспитанник должен освоить нотную грамоту, ознакомиться с инструментом, уметь правильно сидеть с инструментом, знать постановку рук при игре. Штрихи: щипок большим пальцем, бряцание, арпеджато, гитарный прием. Динамические оттенки: f, p, cresc, dim. Научится читать с листа простейший нотный текст, двойные ноты. На первом году обучения в первом полугодии воспитанник должен пройти большое количество простейших произведений. Во втором полугодии 2 обязательных произведения.

За второй год обучения воспитанник должен хорошо владеть приемами игры изученными на первом году обучения, сдергивание, двойное пиццикато; динамические оттенки: mf, mp; темповые изменения: rit, accel.; усвоить синкопы; ознакомиться с настройкой инструмента. За год воспитанник должен пройти 4 обязательных произведений и 2 оркестровых партии дополнительно. На втором году обучения воспитанник должен владеть навыком чтения нот с листа.

За третий год обучения воспитанник должен освоить новые приемы игры: мелизмы: форшлаг, трель, подготовительные упражнения к тремоло, вибрато; простые и сложные размеры, чередующиеся штрихи, фермату; изучить гриф до 15 лада. За год воспитанник должен пройти 4 обязательных произведений и 2 оркестровых партии дополнительно. На третьем году обучения воспитанник должен уверенно владеть навыком чтения нот с листа.

За четвертый год обучения воспитанник должен освоить новые приемы игры: глиссандо, акцент, пунктирный ритм, дроби; знать закономерности аппликатуры; научиться работать над фразировкой, повысить культуру исполнения музыкальных пьес. За год воспитанник должен пройти 4 обязательных произведений и 2 оркесвтровых партии дополнительно.

На пятом году обучения воспитанник должен освоить все приемы игры на инструменте; воспитанник должен уверенно читать с листа любые оркестровые партии, уметь делать простейший гармонический анализ произведения, уметь играть в ансамбле, подстраиваясь под общее звучание.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • концертная деятельность на площадках г. Москвы и Московской области;
  • активная концертная деятельность в Зеленоградском Дворце творчества детей и молодежи;
  • участие и достижение положительных результатов в конкурсах, фестивалях детского и юношеского творчества;
  • активное участие в концертной деятельности профильных смен в летних выездных оздоровительных лагерях.

2. Учебно-тематический план

Название разделов

количество часов

всего

теория

практика

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

2

1

1

2. Музыкальная грамота.

6

2

4

3. Постановка рук, посадка.

6

2

4

4. Работа над произведениями.

8

2

6

5. Чтение нот с листа, оркестровые партии.

12

2

10

6. Итоговые занятия.

2

1

1

Итого:

36

10

26

Учебно-тематический план занятий второго и последующих годов обучения полностью повторяет первый год обучения. Тематика занятий по классу дополнительного инструмента остается неизменной, но меняется предлагаемый материал - изучаемые произведения. Каждый учебный год музыкальный материал становится более сложным.

3. Содержание программы

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: вводное занятие, история предмета и инструмента, планирование работы; изучение техники безопасности.

Практика: применение на практике изученных правил.

2. Музыкальная грамота.

Теория: знакомство с инструментом, исторические данные об инструменте, длительности нот, расположение нот на грифе, нотоносце, динамика, гармонический анализ произведений.

Практика: изучение расположения нот на грифе, умение записать ноты на нотоносце в первой октаве, изучение длительности нот, умение петь звуки в первой октаве, уметь делать простейший гармонический анализ произведения.

3. Постановка рук, посадка.

Теория: первичные навыки приемов звукоизвлечения, работа над освобождением рук, сложными приемами игры.

Практика: умение правильно сидеть с инструментом - прямая спина, свободный корпус. Работа над постановкой рук, игра упражнений работа над правильным звукоизвлечением, работа над освобождением рук, сложными приемами игры.

4. Работа над произведениями.

Теория: аппликатура, знаки альтерации, динамика, изучение нотного текста.

Практика: штрихи, аппликатура, знаки альтерации, динамика, изучение нотного текста.

5. Чтение нот с листа, оркестровые партии.

Теория: определение тональности, размера, аннотация к произведению.

Практика: игра легких пьес, изучение оркестровых партии для приобретения навыка чтения нот с листа.

6. Итоговые занятия.

Теория: объяснение предстоящей работы над музыкальным произведением.

Практика: выполнение заданий, проигрывание музыкальных произведений, подготовленных заранее.

4. Методическое обеспечение программы

Привлекая ребенка к игре на балалайке, необходимо обстоятельно поговорить с родителями. Они больше расскажут о склонностях и вкусах ребенка, о состоянии его здоровья.

Музыкальный слух. Развивать музыкальный слух можно при обучении игре на балалайке. Начинать следует с воспроизведения голосом звуков открытых струн. Развитие музыкального слуха необходимо для восприятия и понимания музыки, в частности и для настраивания балалайки.

Посадка. Правильная посадка исполнителя и положение инструмента во многом предопределяет успешное овладение приемами игры и принципами звукоизвлечения. Она должна быть удобной для исполнителя, не стесняющей его при игре и вместе с тем внешне красивой и подтянутой. Удобство ее заключается в естественно- свободном положении исполнителя на стуле и сохранении равновесия без напряжения мышц ног при отклонениях корпуса в стороны. Способствует этому опора ногами, ступни которых отстоят друг от друга на 12 сантиметров, причем левая нога несколько выдвигается вперед.

Постановка рук. Левая рука отстраняет гриф от себя на расстояние, равное предплечью, так, чтобы плечевая часть руки в свободном состоянии находилась вдоль корпуса исполнителя. Локоть во время игры от корпуса исполнителя не отводится и к корпусу не прижимается. Кисть левой руки прилегает к грифу, причем ребро ладони у основания указательного пальца касается его нижней кромки, а подушечка ногтевой фаланги большого пальца, расположенного напротив указательного - его верхней кромки. Такая посадка может иметь различные отклонения от предлагаемых норм, в зависимости от тех или иных особенностей исполнителя.

Звукоизвлечение и воспитание культуры звука - основные задачи исполнителя с первых шагов обучения игре на балалайке. Балалайка - инструмент, при игре на котором применяют множество    различных    приемов. Каждому приему игры соответствует определенный способ звукоизвлечения: удар, щипок, подцеп, скольжение.

Тремоло. Встречаются дети, с которыми его освоение возможно чуть ли не с первых уроков, но явление это очень редкое. Обычно тремоло дается с большим трудом. Детскому организму куда больше свойственно мускульное напряжение, чем расслабление. Можно добиться состояния расслабленной кисти и предплечья, а в это время где-то в плече будет узел зажатия, тормозящий весь процесс тремолирования. Необходимо постоянно контролировать состояние мышц руки, изобретать приемы их расслабления, чтобы привить навык минимальной затраты мускульной энергии на достижение нужного звукового результата, навык освобождения руки, кисти, пальцев при самой малейшей возможности. Проблема эта - одна из ключевых в освоении игры на домре, ведь тремолирование провоцирует на зажатость руки, на ее дрожание, судорожное вибрирование. Не стоит торопиться, форсировать события лучше внимательно изучить индивидуальные психо-физиологические и анатомические особенности ученика.

Техническое оснащение занятий

  • аудитория для занятий;
  • инструмент;
  • стулья;
  • подставки (под ноги);
  • пюпитр;
  • фортепиано для аккомпанемента.

5. Список литературы

Список рекомендуемой литературы для обучающихся:

1.  Глейхман Д.«Народные песни» 1-3 классы, М. 2004г.

2.  Глейхман Д.«Пьесы» 1-3 классы, М. 2004г.

3.  Глехман Д. «Педагогический репертуар балалаечника» 3-5 классы, МЛ 989г.

4.  Глехман Д. «Этюды», М.2004г.

5.  Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке», Л. 1985г.

6.  Илюхин А. «Самоучитель игры на балалайке», МЛ 970г.

7.  Нечепоренко П., Мельников В. «Школа игры на балалайке», М.2001г.

8.  Цветков В. «Школа игры на балалайке» М., 2000г. и др. 

Список используемой литературы для педагога:

1.  Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность», М. 2004г.

2.  Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Лен. 1988г.

3.  Мерзлякова С. «Фольклор - музыка - театр», М. 1999г.

4.  Нечепоренко П., Мельников В. «Школа игры на балалайке», М.2001г.

5.  Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр», М. 1956г.

6.  Цветков В. «Школа игры на балалайке» М., 2000г.

7.  Шалов А. «Основы игры на балалайке» Л. 1970г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка».

   Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка» является авторской. Программа имеет художественную  направленность. Новизна...

Дополнительная образовательная программа "СИМ" (студия инструментальной музыки)

Дополнительная  образовательная программа "СИМ" относится к программам художественно-эстетической направленности. В отличии от существующих программ, в данной программе предусмотрено варьирование...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Программа, которая ориентирует взрослых (воспитателей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. О...

Дополнительная образовательная программа оркестровой студии «Гармония» «Домра»

Программа обучения на домре для дальнейшего музицирования в оркестре русских народных инструментах....

Дополнительная образовательная программа кино "Студия Тигренок"

Дополнительная образовательная программа кино "Студия Тигренок" имеет социально-педагогическую напрвленность, апробирована в течение четырех лет и доказала свою жизнеспособность ))...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХОРОВАЯ СТУДИЯ "НАДЕЖДА"

Направленность образовательной программы «ХОРОВОЙ СТУДИИ «Надежда»- по содержанию - художественная;- по функциональному предназначению — учебно-познавательной;- по форме организации — кружковой;- по в...

Индивидуальный образовательный маршрут обучения по дополнительной образовательной программе Дизайн-студия «Сувенир»

Данный материал содержит этапы работы над созданием творческого проекта обучающегося. Будет полезен педагогам дополнительного образования....