материал к докладу "Рога подручный материал для развития у детей декоративно-прикладного творчества"
статья на тему

Екечьямов Прокопий Алексеевич

Образ жизни северного народа Саха во многом определил развитие ремесел. Излюбленным сырьем древних мастеров были рога дикого тура, предка коровы, изделия из которых найдены археологами. В древности и сейчас расчески вырезают из коровьего рога.    Также применяют рога для изготовления пуговиц. Как описал Серошевский, наши предки  использовали рога для изготовления ступок для растирания табака, расчёски, рожки для пороха, мутовок для взбивания масла и  для изготовления наконечника стрел.  Мутовку для  заготовки масла из сливок хозяйки применяют до сих пор, и  является очень необходимой утварью. Также якутские мастера изготавливали расчески для волос с мелкими зубьями.  Таким образом, дети в семье с раннего возраста соприкасаются с элементами декоративно-прикладного  творчества,  знакомятся с жизнью, бытом, традициями родного  народа. Предметы быта не только были необходимы в хозяйстве, но и украшали жизнь человека. В докладе описаны технологии обработки материала и методике шлифования и полирования.

Использованная литература:

  1. http://www.sakhamuseum.ru/topic.php?id=13
  2. Внеклассная работа по труду/ Сост. А. М. Гукасова.— М., 1981
  3. http://www.flunky.ru/uxod-otdelka-remont/uxod-za-i...
  4. Бейко В.Б., Березина М.Ф., Богатырева Е.Л. и др. Большая энциклопедия животного мира – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2005.
  5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Издательство Эксмо, 2006.
  6. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – М.: 1993.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рога подручный материал  для развития у детей декоративно-прикладного творчества.

Екечьямов Прокопий Алексеевич

преподаватель декоративно-прикладного класса

Возникновение народного декоративно-прикладного творчества относится к глубокой древности. К эпохам неолита, бронзы и раннему железному веку восходят обнаруженные на территории Якутии керамика с сетчатым, шашечным и другими узорами, украшения из рога с нарезным геометрическим орнаментом, писаницы (Суруктаах-Хая на р. Мархе, у сёл Тойон—Арыы, Чуран, Синское и др.). Традиция создания писаниц жила в Якутии вплоть до XIX века.

В народном творчестве якутов сочетаются элементы южной тюрко-монгольской и автохтонной таёжной культуры.  Деревянные изделия, такие как резные коновязи — «сергё», мебель, высокие сосуды для кумыса — «чороны», ложки, черпаки, коробки орнаментировались узкими поясками шнуровидного, решётчатого, зубчатого узора.

Образ жизни северного народа Саха во многом определил развитие ремесел. Излюбленным сырьем древних мастеров были рога дикого тура, предка коровы, изделия из которых найдены археологами. В древности и сейчас расчески вырезают из коровьего рога.    Также применяют рога для изготовления пуговиц. Как описал Серошевский, наши предки  использовали рога для изготовления ступок для растирания табака, расчёски, рожки для пороха, мутовок для взбивания масла и  для изготовления наконечника стрел.  Мутовку для  заготовки масла из сливок хозяйки применяют до сих пор, и  является очень необходимой утварью. Также якутские мастера изготавливали расчески для волос с мелкими зубьями.  Таким образом, дети в семье с раннего возраста соприкасаются с элементами декоративно-прикладного  творчества,  знакомятся с жизнью, бытом, традициями родного  народа. Предметы быта не только были необходимы в хозяйстве, но и украшали жизнь человека.

Технология обработки материала. Материалом является рога крупного рогатого скота, для изготовления оригинальных сувениров, который очень удобен, прост, оригинален и красив при изготовлении оригинальных сувениров, изготовления нужных приспособлений для хозяйства, ведь, искусство обработки полых рогов животных имеет давние традиции. В ней много природной естественности, пластичности,  гибкости и конечно изобилие рогов после осеннего забоя скота в  сельских семьях саха. Рога представляют собой костный стержень, развивающийся на выростах лобных костей. Этот стержень одет роговым чехлом, который растет вместе со стержнем, никогда не ветвится и целиком не сменяется на протяжении всей жизни. Нарастание рогового вещества происходит снизу, от основания. У молодых животных рога растут быстрее, чем у старых. Поэтому расстояние между первыми кольцевидными перехватами, находящимися у вершины рога больше чем у последующих перехватов, расположенных у основания.  При правильной и умелой технологии обработки рог как материала по декоративно-прикладному  творчеству учащиеся  придерживаются следующего  алгоритма:

  1. Кипячение в воде для придания гибкости и пластичности
  2. Удаление  внутренней  части рога
  3. Срезание  острого конца рога. 
  4. Для смягчения рог распаривание  в горячей воде.  Можно разрезать вдоль на две части или на несколько.
  5. Кладем под пресс для выпрямления и высушиваем.
  6. Шлифование с двух сторон
  7. Шлифуем наждачной бумагой
  8. Можно декорировать  выжигать, покрывать  лаком, красками и др.
  9. Получение готового  материала

Художественная обработка материала преподавателем готовых сувениров. Коровьи рога для данной цели вообще считаются малоценным материалом, и они очень редко используются. Естественный цвет рога большей частью темно-бурый, неровный, иногда с черными или грязными пятнами. Чтобы изделие из рога сделать белым и пригодным для любой окраски, его обрабатывают одним из следующих способов:

1. Едкое кали (1 масс. ч.) растворяют в воде (20 масс. ч.), добавляют к раствору гашеную известь (6 масс. ч.) и свинцовый сурик (1 масс. ч.). Смесь тщательно перемешивают и погружают в нее изделие на 15—20 мин; затем вынимают, протирают слегка шерстяной тряпкой и опускают в 5%-ный раствор соляной кислоты, в которой оно становится белым. После этого изделие либо сушат, либо переносят в ванну для окрашивания.

2. Изделие обезжиривают в течение 1—2 ч в теплом 5%-ном растворе соды, промывают водой и опускают в 15%-ный раствор азотнокислого свинца на 20—24 ч. Затем промывают водой и погружают на 1 ч в 5%-ный раствор соляной кислоты. Изделие приобретает белый цвет.

Шлифование и полирование. Шлифовка поверхности рога в домашних условиях производят порошком пемзы и толченым древесным углем (лучше липовым): сначала смесь порошков насыпают на тампон из шерстяной ткани и трут им по поверхности рога во всех направлениях, затем порошок пемзы и уголь смешивают в равных количествах, увлажняют водой и этой смесью трут по поверхности, но только уже вдоль волокон рога и с сильным нажимом. Шлифование заканчивают, когда с обрабатываемой поверхности будут удалены все неровности. Полирование поверхности рога производят только вдоль волокон. Для этого берут тампон из фланели, смачивают его в уксусе, в котором растворено немного поваренной соли (5—6 г соли на 100 г уксуса), и натирают поверхность рога, затем изделие погружают в слабый раствор соды и протирают отмученным мелом или зубным порошком. Окрашивают только отбеленные изделия из рога. Отбеленный рог можно окрашивать в различные цвета. Для окрашивания применяют те же составы, что и для окрашивания кости, но есть и специальные составы, пригодные только для окрашивания рога:

- в серый цвет — уксуснокислый свинец растворяют в воде в соотношении 1 : 1,5. Изделие погружают в раствор и выдерживают при кипячении в нем 20—30 мин. Затем промывают водой и опускают на 15—20 мин в водный раствор азотнокислой закиси ртути (1 :4);

- в зеленый цвет — хромовокислый цинк (100 г) растворяют в воде (1 л) и погружают в него изделие на 1—2 ч;

- в черный цвет — азотнокислую ртуть (250 г) растворяют в воде (1 л) и погружают в раствор изделие на 10—12 ч, изделие при этом становится сначала красным, затем коричневым. Для получения черной окраски коричневое изделие опускают на 1—2 ч в раствор полисульфида натрия (серная печень), затем тщательно промывают водой, подкисленной уксусной кислотой. После высушивания и полировки изделие приобретает красивый черный цвет;

- в серебристо-белый цвет — отбеленное изделие протирают бензином (для обезжиривания) и опускают на 20—24 ч в теплый 12%-ный раствор азотнокислого свинца. Затем изделие переносят в 3—5%-ный раствор соляной кислоты;

- в желто-бронзовый цвет — отбеленное, обезжиренное изделие погружают в 2—3%-ный раствор хлористого цинка и выдерживают в нем до получения нужного цвета;

- в черно-бронзовый цвет — отбеленное, обезжиренное изделие погружают в 2—3%-ный раствор хлорной меди и выдерживают в нем до получения нужного цвета, затем сушат при температуре около 60° С;

- под перламутр — отбеленное изделие погружают на 1—2 ч в горячий 10%-ный экстракт крушины, затем переносят в горячий 5%-ный раствор уксуснокислого свинца, в котором выдерживают 1 ч. После этого изделие опускают на 10—15 мин в 2—3%-ный раствор соляной кислоты. На поверхности изделия осаждается серебристо-белый слой хлористого свинца с перламутровым отливом.

Для склеивания роговых изделий можно также применять следующие составы и перед применением состав подогревают:

2 состав

Материал

масс. ч.

Столярный клей

5

Рыбий клей

10

Спирт-денатурат

1

Мраморная крошка

2

1 состав

Материал

масс. ч.

 Смола-мастика

10

Скипидар

4

Льняное масло

12

Столярный и рыбий клей замачивают в воде до набухания, затем нагревают и в теплый клеевой раствор добавляют тонко растертую мраморную крошку и спирт-денатурат.

В конце хотелось бы сказать, что народное декоративно-прикладное искусство – искусство коллективное и индивидуальное. Определенная  природно-географическая среда и передающие из поколения в поколение наработанные навыки, приемы, образно-семантические системы гарантируют жизнеспособность народного искусства. Таким образом, рога коровы или быка один из подручных материалов которую можно найти любой семье является материалом для подготовки будущих мастеров косторезов, ювелирных изделий, бытовых приспособлений для хозяйства и украшения жизни человека декоративным прикладным искусствам.  Работая с детьми с таким материалом приопщаеш детей сохранению, развитию самобытность культуры народа саха. Перспектива такого материала в будущем многогранна, например мозаика для холла  квартиры и офисов, предмет домашней утвари, украшение и т д.

Дети учатся видеть в любом материале как материал для декоративно прикладного творчества, и они  получают навыки, умения использования разных  материалов не только для красоты, но и реального использования в своей жизни.

Богатство и разнообразие традиций якутских народных промыслов эталон для подрастающего поколения культуры, нравственности и всеобщего развития искусства и культуры в целом

Использованная литература:

  1. http://www.sakhamuseum.ru/topic.php?id=13
  2. Внеклассная работа по труду/ Сост. А. М. Гукасова.— М., 1981
  3. http://www.flunky.ru/uxod-otdelka-remont/uxod-za-izdeliyami-iz-roga/563-izdeliya-iz-roga.html
  4. Бейко В.Б., Березина М.Ф., Богатырева Е.Л. и др. Большая энциклопедия животного мира – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2005.
  5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Издательство Эксмо, 2006.
  6. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – М.: 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Творческий отчет "Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству".

«Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству».Важнее ответить на вопрос «чему учить?» и «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополните...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству»

Национально-региональный компонент на занятиях по программе внеурочной деятельности «Родник творчества» применяется при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество». Обучающиеся воспитанники с...

Программа «Класса эстетического развития» по предмету «Декоративно - прикладное творчество» Срок обучения 2 года

Программа  «Класса эстетического развития» по предмету «Декоративно - прикладное творчество»  Срок обучения 2 года...

«Особенности организации занятий детей декоративно-прикладным творчеством и игровой деятельностью в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Организация отдыха и  оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Эффективность этой деятельности все больше зависит от степени разработанности ее концептуаль...