Программа «Класса эстетического развития» по предмету «Декоративно - прикладное творчество» Срок обучения 2 года
рабочая программа

Усова Марина Олеговна

Программа  «Класса эстетического развития» по предмету «Декоративно - прикладное творчество»  Срок обучения 2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования муниципального образования « Макаровский городской округ» Сахалинской области Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

« Детская школа искусств г. Макарова»

Программа

Отделения «Класса эстетического развития» по предмету

«Декоративно - прикладное творчество»

Срок обучения 2 года

Составил:

Педагог

дополнительного образования

Усова Марина Олеговна

г. Макаров

2012 год

1.Пояснительная записка

Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет, в школе искусств, на отделении общего эстетического развития. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, обусловлен значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками и первоклассниками  « взрослости»,  желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

 Занятия проводятся с группой 10- 12 детей, в зависимости от года обучения, по индивидуальному образовательному маршруту, в специально оборудованном кабинете, педагогом дополнительного образования. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в год – 68 часов, продолжительность занятий не более 30 минут, второй год обучения предусматривает спаренные занятия с динамическими паузами.

 Гибкая форма организации детского труда, позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень овладения навыками, нахождения на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические – рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия. Так и практические занятия: выполнение работы, изделий, поделок, сувениров, подготовка и проведение выставок. Используются такие методы, как объяснительно – иллюстративный, наглядный  и репродуктивный.

Занятия объединены в циклы на основе единой тематике (времена года), общность персонажей, сходства способов выполнения. В циклы входят занятия нескольких видов декоративно прикладного творчества: рисование, бисероплетение, лепка, аппликация, вышивка. Учащиеся приобретают навыки: аккуратности, усидчивости, внимания, трудолюбия. В работе детей привлекает свобода в общении со сверстниками, а так же возможность выполнить своими руками оригинальную, неповторимую поделку, рисунок, работу.

2. Основные цели и задачи:        

- познакомить с различными видами прикладного искусства;

- развить работоспособность рук, для улучшения мелкой моторики;

- привить основы работы с  ножницами, пяльцами, бисером, проволокой, иглой, пластилином;

- развить творческую индивидуальность;

- способствовать развитию внимания, глазомера, чувства такта, усидчивости, аккуратности, терпения.

3. Тематический план.

№ п/п

Тема

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

1.

Вводное занятие

2

1

2.

Изобразительная деятельность

12

14

3.

Бисероплетение

15

14

4.

Лепка

10

8

5.

Аппликация

8

10

6.

Вышивка

16

16

7.

Выставки

4

4

8.

Итоговое занятие

1

1

Всего:

68

68

4. Содержание тематического плана

1. Вводное занятие - это занятие включает в себя знакомство с планом работы на четверть и на  учебный год в каждой группе. Ознакомление с расписанием проведения занятий, инструктаж по технике безопасности, правилами поведения в кабинете и в школе.

2. Изобразительная деятельность – занятие включает в себя знакомство с материалами и инструментами для изобразительной деятельности, умение организовать своё рабочее место, изучение тёплых и холодных оттенков и цветов в живописи. Работа с простым карандашом  и цветными мелками. Изучение цветового круга, определение основных цветов.

3. Бисероплетение – цикл этих занятий  состоит из рассказа о возникновении и развитии бисероплетения, как вида прикладного творчества, применение изделий в повседневной жизни. Знакомство с инструментами и материалами, демонстрация образцов. Выполнение поделок, сувениров, коллективных работ.

4. Лепка – на этих занятиях дети осваивают основные приёмы  работы с пластилином и природными материалами, развивают воображение, учатся составлять композицию, знакомятся с совместной деятельностью, учатся работать в коллективе.

5. Аппликация – эти занятия включают  себя развитие мелкой моторики рук, умение пользоваться ножницами, овладевают навыками «рваной» аппликации, развивают воображение, фантазию.

6. Вышивка – цикл этих занятий включает в себя знакомство с новым видом художественного труда – вышивкой. Правилами  обращения с иголкой, пяльцами, ножницами,  материалом, организацией рабочего места. Дети учатся вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять ткань в пяльцы и выполнять вышивку швами «вперёд иголка» и « за иголку».

7. Выставки – эти занятия предусматривают подготовку работ вместе с детьми, расположением изделий, сувениров на демонстрационном стенде и презентация их родителям.

Циклы занятий

1 цикл

Осень «На просторах зеленого листочка»

1.Рисование различных листочков от деревьев.

2. Рисование на листочке гусеницу, божью коровку, бабочку.

3. Бисероплетение – выполнение из бисера бабочки, гусеницу, стрекозу, паучка.

4. Аппликация – вырезание по контуру листочка, яблока, грибочка.

5. Лепка «Яблоко, груша, слива».

6. Вышивка «Грибочка»

  1. цикл

Зима. Новый год

  1. Рисование « Первый снег».
  2. Аппликация «Ёлочка», «Ёлочная игрушка».
  3. Лепка «Снеговик».
  4. Бисероплетение «Дед Мороз», «Снегурочка», «Ёлочка»

3 цикл

Весна.

  1. Рисование «Подснежники»
  2. Бисероплетение «Цветы из бисера», коллективная работа.
  3. Аппликация « Ваза»
  4. Лепка животных и использование природных материалов.
  5. Вышивка «Цветы в вазе»

  1. Цикл

Лето.

  1. Рисование « Свободная тема».
  2. Аппликация «Морская тема», «Кораблик».
  3. Лепка «Рыбка».
  4. Бисероплетение «Аквариум»
  5. Вышивка «Летняя картинка».

В конце  обучения дети должны уметь:

-  воспринимать и различать различные виды декоративно - прикладного творчества (рисование, лепка, аппликация, вышивка, бисероплетение);

- использовать в рисовании различные цвета и оттенки для создания выразительных образов, рисовать по представлению и с натуры, располагать изображение на всём листе;

- пользоваться при лепке стекой, лепить различные геометрические фигуры (круг, овал), сочетать пластилин с природным материалом;

- в аппликации пользоваться ножницами, вырезать по нарисованному контуру простые фигуры, детали. Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительного образа;

- в бисероплетении различать свободный способ нанизывания бисера и встречный, работать по простым схемам, сочетать цвета, придавать поделкам форму;

- закреплять ткань в пяльцах, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, шить швом «вперёд иголку».

По окончании  обучения учащиеся предоставляют работы по основным изученным направлениям декоративно - прикладного творчества.

Список литературы

1. « Искусство воспитывать» Ю.И. Азаров. - М.: Просвещение, 1985.

2. «Искусство бисерного плетения» М.Я. Ануфриева. - М.: Культура и традиции, 2000.

3.«Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества»  В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова, С.В. Астраханцева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

4. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду и школе» Т. С. Комарова «Просвещение»

5. «Бисер. Уроки труда в начальной школе» Т.Н. Баскова. - Санкт-Петербург: Паритет, 2003.

6.«Методические рекомендации по разработке дополнительных образовательных программ» Л. Н. Буйлова. – М.: Мифи, 2001.

7.«Дополнительное образование в современной школе»  Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова. – М.: Сентябрь, 2005.

8.« Учим творчеству. Опыт работы учителя труда» И.П. Волков. - М.: Педагогика, 1988.

9.«Школа современного бисероплетения» А.С. Котова, И.Н. Котова. – М.: Респект, 1999.

10.«Забытое искусство» Э.П. Литвинец. - М.: Просвещение, 1999.

11. «Вырезаем и складываем» В. Кошелев, С.Ю. Афонькин ООО Кристал 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие этносов,выраженное в предметах декоративно-прикладного искусства

Урок-семинар,8 класс.Может быть использован при изучении темы"Кубань-край многонациональный".Будет интересен как учителям кубановедения, так и учителям ИЗОи технологии....

Рабочая программа «Декоративно – прикладное творчество» 1-го года обучения для обучающихся 11 – 12 лет

Программа  составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011. Рассчитана на один год обуч...

«Метод проектов, как неотъемлемая часть инновационной траектории развития современной методики преподавания предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства в системе дополнительного образования Московской области»

Метод проектов позволяет школьникам осуществить полный технологический цикл изготовления изделия. Условия эффективного использования творческих проектов в качестве демонстрационных материалов....

Программа по предмету "Декоративно-прикладная композиция" ОНП на 3 года

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства по предмету «Декоративно-прикладная композиция» для учащихся отдела начальной подготовки. Программа имеет худо...

2019г. Программа по предмету "Декоративно-прикладная композиция" на 3 года

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства по предмету «Декоративно-прикладная композиция» для учащихся отдела начальной подготовки, рассчитана на 3 года...

2021г. Дополнительная общеразвивающая программа по предмету "Декоративно-прикладная композиция" на 3 года

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства "Акварель" по предмету "Декоративно-прикладная композиция" на 3 года...

2019г. Дополнительная общеразвивающая программа по предмету "Декоративно-прикладная композиция" на 3 года

Декоративное искусство имеет совершенно особый образный язык. Освоение его дает возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает. Образному яз...