Взаимодействие этносов,выраженное в предметах декоративно-прикладного искусства
материал по краеведению (8 класс) по теме

Ивко Ирина Васильевна

Урок-семинар,8 класс.Может быть использован при изучении темы"Кубань-край многонациональный".Будет интересен как учителям кубановедения, так и учителям ИЗОи технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.vzaimodeystvie_etnosov.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

                               

Интегрированный урок кубановедения

(8 класс)

Взаимодействие этносов,

 выраженное в предметах

декоративно-прикладного искусства

                                                 Ивко Ирина Васильевна,

                                                         учитель  истории и кубановедения  

           БОУ СОШ № 10

                                                 МО Динской район

2012г

Цель: 

Развивать интерес обучающихся к традициям, обычаям своего народа на примере предметов декоративно-прикладного искусства.

Стимулировать интерес к изучению   культуры своих предков.

Применять приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.

Воспитывать уважительное отношение к традициям духовной жизни народа.

Задачи:

 Дать первоначальное представление о старинных ремеслах – плетении из лозы, талаша.

 Пробудить интерес  к возрождению  ремесел своих предков.

 Формировать умение работать в группах.

 Создать атмосферу увлекательного эстетического познания.

 Создать условия для воспитания  черт толерантной личности , чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Оборудование:

Планшеты (ИКТ)

Мультимедиа

Заготовки для изготовления изделий из практической части урока

Ход занятия:

Слово учителя: 

Восточная мудрость гласит:

И поняли люди разных национальностей, что они все ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.

Тема нашего урока : « Взаимодействие этносов, выраженное в предметах декоративно-прикладного искусства». И она не случайна, потому что Кубань – это и есть  то самое дерево с мощными переплетенными корнями различных народностей.

Кубань  является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.

Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти, где преобладали мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

Поэтому трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.

Русские переселенцы также испытали на себе влияние культур кавказских народов. Например, ставили дома по-русски, но характер внутреннего убранства дома был заимствован у горцев: в одном углу было собрано и развешано оружие и доспехи, а в другом – возвышались постели и одеяла, сложенные ровными кипами. Одновременно в доме удерживалась русская печь с широким устьем и просторные лавки, по-кавказски покрытые коврами. Русские стали строить помещения типа сапеток, предназначенные для хранения кормов и кукурузы, заимствовали двухколесную арбу.

Под влиянием русской культуры во второй половине ХIХ – начале ХХ века изменился тип селений адыгов. Адыгские селения по своей планировке начали приближаться к русским станицам. В тех селениях, где проходили почтовые тракты, были проложены сравнительно ровные улицы.

Культурные традиции переселенцев (украинцев, греков, армян, запорожских и донских казаков, русских), тесно переплетаясь, создали новую кубанскую культуру.

В центре нашего внимания сегодня - древнейшие народные промыслы: лозоплетение, изготовление  предметов быта из талаша и тряпичных игрушек.

Сейчас   ребята-мастера познакомят вас с историей лозоплетения на Кубани (опережающее задание).

Учащийся:  На Кубань лозоплетение было  завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек -  жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы.

Прежде всего  лозу необходимо правильно заготовить. Лучше сделать это осенью, когда подмёрзшая земля позволит подобраться к любому подходящему кустарнику. Для плетня  использовали  ивовые прутья. Главное, чтобы побеги были ровными, длинными и гибкими. Прутья срезают ножом, чтобы срез был косым, связывают в пучки и высушивают. Подготовленная таким образом лоза может храниться долгое время, а перед использованием её распаривают для того, чтобы она снова стала гибкой. Однако делать плетень можно и из свежесрезанной лозы, не очищая её от зелёных листьев.

Существовало два основных способа плетения изгороди — горизонтальный и вертикальный. При горизонтальном плетении толстый конец прута заводится за второй кол, а гибкой частью обвивают первый кол, чтобы в результате получилась «восьмерка».

Далее последовательно обвивают все колья таким образом, чтобы каждый новый прут как бы являлся продолжением предыдущего. Если лоза заканчивается, например, на шестом по счету колышке, то следующую ветку закрепляют на пятом т.д.

В некоторых случаях, чтобы ускорить процесс плетения, его выполняют сразу двумя-тремя рядами.

Вопрос учителя:

Как вы считаете, почему именно плетень играл важную роль у различных народностей и повсеместно применялся на Кубани?

Ответы детей:

Ни один славянский дом не обходился в древности без оберегов, и одним из самых важных, бесспорно, был плетень. Ведь традиционное славянское подворье представляло собой настоящую модель мира, и первым барьером на пути враждебных сил была именно ограда, плетень. Он выполнял защитные функции, не пуская во двор чужаков и врагов, на него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил. В наши дни нарядный оберег-плетень, повешенный на стену, защитит семью от голода, холода и болезней.

Вопрос учителя:

Что символизировали переплетенные прутья?

Ответы детей:

Переплетение прутьев символизирует тесные семейные связи, приятные новые знакомства и крепкие дружеские отношения. Это именно то, что необходимо было кубанцам в этот период.

Учитель: На освобожденных от леса участках земли переселенцы высеивали как традиционные для их жизнедеятельности культуры, так и новые для них. На Кубани появились невиданные доселе культуры, как фасоль, сахарная свекла, тростник, сорго, кукуруза, подсолнечник. Крестьяне, проживавшие на Кубани, собирая урожай, находили широкое применение вторичному сырью (солома, талаш).

Вопрос учителя: 

А что такое талаш?

Ответы детей:

 Это листья, в которых скрыт початок кукурузы. Они заготавливаются во время уборки кукурузы, с середины июля до середины августа.

Давайте послушаем мастера по изготовлению предметов из талаша.

 Учащийся: Кукуруза занимала достойное место в жизни кубанцев: ее зерно являлось ценным пищевым продуктом как для людей, так и для животных. Сердцевина початка кукурузы использовалась как герметичное закупоривающее средство, а также вместо дров для печи; при сжигании сердцевины угли издавали своеобразный запах и давали жар, использовавшийся для выпечки хлеба. Золу после сжигания использовали для приготовления щелочного раствора для стирки. Стволы кукурузы применяли как утепляющий материал для домов, куреней, на корм животным, а также из них изготавливали ограду, плетни, заграждения от снега и для задерживания снега на полях. Листьями талаша связывали пучки трав, калины, подвязывали виноград и т.д. Початки кукурузы сушили, связывали  их помощью талаша в своеобразные гирлянды, развешивали в комнатах, на чердаке, в кладовых.

 Кубанские мастерицы при заготовке початков обратили внимание на особенности талаша: он имеет разные цвета и оттенки, при увлажнении очень податлив, крепок, хорошо связывается, сплетается в косички, хранится и без особого труда прошивается нитью. Так, наряду с плетением из рога, появился новый вид ремесла на Кубани – плетение из талаша.

Початок кукурузы освобождается от талаша. Отбираются листья внутри початка (верхние, более жесткие, и самые нижние, прилегающие к початку, к работе не пригодны). В зависимости от сорта кукурузы, времени уборки, погодных условий талаш имеет разные цвета и оттенки (светло-зеленый, золотистый, от светло – сиреневого до сиреневого, светло-коричневый).  Собранный материал сортируется по толщине листа, по цвету и оттенкам, по длине. Просушивается в сухом месте. Необходимо следить, чтобы талаш не отсырел, чтобы в нем не появились насекомые (моль), которые могут погубить запасы.

Первые изделия, сплетенные из талаша, представляли собой примитивные предметы обихода – кошелки, подставки под чугуны. В долгие зимние вечера кубанские женщины придумывали множество вариантов украшения изделий из талаша: с помощью косичек, различных завитушек, сплетенных из тех же косичек, формировали причудливые узоры, навеянные неповторимой кубанской природой. У каждой мастерицы был свой “ почерк” изготовления, который передавался по наследству. Изделиями из талаша хозяйки щедро одаривали друг друга в праздники, украшали ими свое жилище, использовали их в быту.

        

В нашем классе есть девочка, которая занимается изготовлением тряпичных кукол, которыми тоже украшали жилище и одаривали детей и женщин. И ей я и хочу предоставить слово.

 Учащаяся: Куклы отражают мировосприятие того народа, который их сотворил. Через общение с куклой мы знакомимся с традициями, обычаями своих предков.

На Кубань кукла пришла вместе с переселенцами из России. Она  служила тотемом, обрядовым символом и уже позднее превратилась в детскую игрушку.

Тряпичная игрушка очень мало изменилась: народная память пронесла способ изготовления кукол через века и поколения. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления игрушки: в основе куклы  - плотно закрученный  лоскут, кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

         Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой и оберегом. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол не резали, а рвали.

При изготовлении куклы дети непроизвольно не только приучались к раннему труду, но и приобщались к обрядовой жизни взрослых.

Куклы были различными. Например, делались  на основе скрутки, Так   кукла «Домовуха»,  Домовушка на cкрутке располагались на видном месте, в центре дома, на глазах у домашних. Оберег делался, не выпускаясь из рук, плотность-непрерывность скрутки  символизирует бесконечность и силу (сплочённость) семьи (рода),  достаток и стабильность.

Куклы-кубышки ( кубышка-травница, оберег на здоровье) наполнялись душистыми лекарственными травами,  несущими энергию лета и солнца.    

Куклы-завертыши,  пеленашки. 

Делали кукол и  из соломы (льна, лыка). Например, кукла – десятиручка. У  такой куколки  много ручек, чтобы все дела спорились, а дома был порядок и достаток. Филипповка  -  шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он  оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает труд. Обрядовая кукла Коза — символ жизненной силы. Она обязательна в обряде святочно-рождественского колядования  (обхода дворов ряжеными). Сегодня на уроке мы будем делать  пасхальную куклу. Именно такую куклу в Пасху  выставляли на окно, показывая этим, что ждут Светлое Воскресение. Ставили её   рядом с куличами и крашеными яйцами.

Учитель кубановедения: А теперь, послушав интересные рассказы о промыслах, я предлагаю  вам, ребята, попробовать представить себя в роли мастеров и выполнить практическую работу.

Поскольку плетение из лозы было мужским занятием, изготавливать плетень будут мальчики, а  изделия из талаша, тряпичные куклы- девочки. Помогать им будут наши мастера-педагоги.

Учитель технологии: на ваших столах находятся планшеты, в которых подготовлена пошаговая инструкция по изготовлению поделок. Вы будете выполнять работу опираясь на неё. (Практическое занятие).

Учащийся: Что-то мы  засиделись, какая  же работа без песни. А ну-ка, хлопцы, кто мне поможет девчат развлечь?

(На гармошке исполняется песня « Мой дед казак»).

Вопрос учителя: А откуда к нам пришла гармошка?

Учащийся: Гармошка тоже была заимствована русскими у горцев. И играли на ней в основном женщины.

Обобщение практической части учителем. 

Наша практическая работа закончена. Ребята, возьмите с собой обереги, которые вы выполнили на уроке. Пусть они охраняют вас и ваш дом от неприятностей и приносят только счастье и здоровье.

А наши мальчики выполнили плетень – символ дружбы. Как переплелись прутики в этом плетне, так и народности у нас  на Кубани соединились в одно целое.

Заключительное слово учителя. Историческая, территориальная, духовная и культурная связь народов Кубани способствовала общению, взаимодействию, что в свою очередь порождало творческие усилия и достижения, придававшие своеобразие кубанской культуре и взаимосвязи поколений. Несомненно, что знание истории, культурных традиций и обычаев сможет духовно обогатить и объединить многие народы. Культура  одного  народа – это капля. Капля к капле - будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает  её вновь цветущей и благодатной. И стекаются культуры разных народов в звонкие ручейки, и соединяются они в полную реку, оросившую кубанскую землю.

Декоративно – прикладное искусство Кубани является частью народного искусства России и мира. Утрата традиции любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа, народное декоративно – прикладное искусство и беречь его.

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание. Выполнить поделку (на выбор): из талаша, лозы, соломы.

 

Методические рекомендации к  проведению урока

по теме: 

«Взаимодействие этносов, выраженное в предметах

декоративно-прикладного искусства

Общие рекомендации.

-Учителю необходимо заранее продумать, что из содержания урока может стать личностно значимым для учащегося.

-Важно, чтобы ученик, узнав что-то новое на уроке, умел применить эти знания в практике повседневной жизни.

-Создание на уроке атмосферы сотрудничества (диалог, обмен мнениями, знаниями, суждениями).

-Учитель должен продумать вопросы для беседы с учащимися, учитывая их возраст и тот материал, который они изучали ранее.

- На начало урока класс должен быть разделен уже на три группы, что целесообразно для выполнения практической части.

- Фоном для выполнения практической работы должна стать музыка народов,населяющих нашу Кубань.

6.  Урок должен пройти на высоком эмоциональном подъеме. Завершить урок нужно на мажорной ноте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметы декоративно-прикладного искусства

Урок по кубановедению,  8  класс по  учебному  пособию  для  общеобразовательных  учреждений  под  редакцией  Б.А.  Трёхбратова,  Крас...

Методическая работа "Древо Жизни" по предметам:декоративно-прикладное искусство, скульптура, композиция.

В этой работе я начинаю с подробного объяснения различных символов, характерных для славянского декоративно-прикладного творчества, но возникших гораздо раньше -- в эпоху индоевропейского единства, и ...

Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства

1.Что такое декоративно-прикладное искусство? 2.Назови виды декоративно-прикладного искусства нашего региона? 3.Какие виды тебе больше нравятся? 4. Какие особенности и традиции Ро...

Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными правилами, приёмами и средст­вами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного иск...

Презентация к уроку "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства"

Презентация "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства" для урока по технологии в 5 классе "Основы композиции и законы восприятия цвета при создании изд...

Методическая разработка по предмету Декоративно-прикладное искусство. Связь времен в народном искусстве

Этот материал поможет читателю-ученику погрузиться в вводный материал по теме "Декоратвно-прикладное искусство"....